Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 16 Авг 2019, 20:16 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7074
Статус: Offline
| ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СЕДОВА (09. 03. 1880 - 23.11 1969)
Русская артистка балета, в основном Мариинского театра, организатор гастролей, педагог-хореограф. Фамилия по первому мужу Седова-Шидловская, в эмиграции Седова-Ильина. Родилась в Петербурге в купеческой семье, родители - Николай Александрович и Олимпиада Ивановна. Окончила Санкт-Петербургское хореографическое училище в 1898 г. Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё спец. выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения. Критика высоко оценила профессиональные навыки дебютантки, предсказывая ей большое будущее, и была во многом права. Образцовое выполнение технически наиболее сложных фигур, вращений и прыжков, отмечалось критиками на всей протяжении не очень долгой сценической жизни Ю.Седовой.
Сразу после поступления в Мариинский театр она появилась на сцене во вставном номере подготовленном Чекетти для своих воспитанников. Хотя с первых лет её пребывания в театре, ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 г. перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В.А. Теляковский, который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно, если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербуржском балете, которым фактически заправляла М.Кшесинская. Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и видимо ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры, были и вполне объективные.
Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях проигрывала в пластике поз. Таким образом её внешние данные никак не устраивали избалованную петербуржскую балетную публику. Она не проявляла никакого артистического мастерства, её мимическая игра сводилась к формальному выполнению поставленных режиссёром жестов. Она и не понимала необходимости какой-то актёрской работы над образом.
Первой её значительной ролью на сцене Мариинки была исполненная 26 сентября 1899 г. роль Терезы в балете «Привал кавалерии», Её партнёром был М.Фокин. Творческие установки будущего выдающегося балетмейстера в корне отличались от того, что демонстрировала на сцене его партнёрша, однако ведущего балетмейстера М.Петипа, находившийся на склоне творческой карьеры, танцовщица с блестящими тех. данными вполне устраивала. В апреле 1900 г. она исполнила главную роль Белой жемчужины, в балете Петипа «Жемчужина». В этой роли она заменила виртуозную итальянскую артистку Леньяни, продемонстрировав последние достижения итальянской балетной школы. Критика отмечала виртуозное исполнение фуэте, двойных и тройных пируэтов .Диапазон ролей Седовой распространялся от комедии до трагедии, у неё не было определённого амплуа, в чём, возможно, проявилось пренебрежение артистической стороной. 9 апреля 1903 г. она исполнила трагическую роль Низии в «Царе Кандавле». Критика осудила её исполнение роли из-за плохой артистической игры. В те же годы она репетировала в Мариинском театре с Е.Соколовой (вероятно, до 1904 г., когда Соколова ушла в отставку), занятия с выдающимся мастером классического танца много сделали для шлифовки мастерства балерины, её движения стали более пластичными и органичными.
Тех. сторона её танца достигла высот классической школы, но это никак не повлияло на недостаток артистизма. Сезон 1904/1905 г. Седова провела в Большом театре, который испытывал недостаток в балеринах и дебютировала на этой сцене 21 ноября 1904 г. с большим успехом в роли Царь-девицы в Коньке-Горбунке. 26 декабря она исполнила партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Обе поставки осуществлены балетмейстером А.Горским. В Москве её принимали хорошо, после возвращения в Петербург в 1905 г. отзывы критики стали несколько мягче. Её по прежнему хвалили за технику, о артистической стороне выступления часто умалчивали. В прыжках она обладала даром зависать в воздухе.
7 августа 1907 г., сразу после выпуска Нижинского из школы К.Куличевской для него и Седовой был поставлен номер «Игра бабочек». В этом номере прыжки Седовой не уступали Нижинскому, признанному мастеру прыжка. Затем этот номер был вставлен в балет «Ручей». В 1908 г. она возглавила большую гастрольную поездку по городам России: Харькову, Ярославлю, Баку, Тифлису, Ростову-на-Дону, Одессе. Летом 1909 г. последовала поездка в Берлин, а летом 1910-го в Париж, куда её сопровождали два партнёра Н.Легат и Ф.Лопухов.
К 1911 г. репертуар Мариинского театра в значительной мере опирался на неё, так как ряд артисток - А.Павлова и В.Трефилова покинули театр, а Кшесинская и Карсавина появлялись на сцене ограниченно. Тем не менее, она не получила давно заслуженного звания балерины и в знак протеста подала прошение об отставке, когда была повышен оклад Карсавиной. Отставка была принята. Оставшись без работы артистка возглавила большую гастрольную поездку по США, её партнёром в поездке был М.Мордкин. Солистами труппы были Л.Лопухова, Бронислава Пожицкая, А.Волинин и Н.Солянников, как мимический танцор. Кордебалет составлял 6-10 чел. Декорации были написаны К.Коровиным. Гастроли удались. Американская публика, впервые увидевшая классический балет такого уровня, принимала хорошо. График выступлений был очень напряженным, спектакли давались практически каждый день. Труппа выступила в 52 городах. Седова выступила 38 раз в «Лебедином озере», 27 раз в «Коппелии» и 10 раз в «Русской свадьбе», небольшом балете поставленным М.Мордкиным.
Петербургская пресса следила за гастролями и сообщала о восторгах американцев. После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 г. балерина дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории. В 1912-1914 гг. она гастролировала в Западной Европе. Только в 1914 г. Юлия Николаевна смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 г. состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в «Дочери фараона». В возрасте 36 лет, она навсегда покинула сцену.
После революции в 1918 г. Седова выехала во Францию, в 1920 г. поселилась на Лазурном берегу. Выступала как прима-балерина и балетмейстер Русского балета в Монте-Карло. Позднее работала в театрах Италии, выступала в Южной Америке. В 1930 г. поселилась в Каннах и открыла балетную школу в Ницце, где преподавала до конца своих дней. Среди её учеников: Ж.Скибин, С.Головин, В.Протопопов, И.Степанова. Ю.Н. Седова скончалось в возрасте 89 лет. Похоронена в Каннах. http://pomnipro.ru/memorypage77580/biography
|
|
| |