У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 02 Окт 2023, 16:56 | Сообщение # 51 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7405
Статус: Offline
| К 128-летию со дня рождения

До чего же белые берёзки! Он им что-то шепчет невпопад. И глотая радостные слёзы, Убегает в грустный снегопад.
А друзья кричат ему - «Постой!» Кто-то даже бросился вослед. Но, уже охвачен красотой, Верит он - назад дороги нет.
Верит он, что все иначе будет. Жизнь начнется заново, всерьез… Ни пустых обид, ни словоблудий. Бесконечный белый свет берёз.
И, боясь нарушить красоту, Он спешит в рязанские снега, Как спешит по белому листу строчка долгожданного стиха. А.Дементьев
«На каждой лекции, на каждом выступлении передо мной стопка записок об Есенине. - Почему же вы ничего не сказали об Есенине? Великий это поэт, как некоторые говорят, или вредный, которого надо искоренить? На меня смотрят две тысячи глаз и ждут ответа, и большинство сами молча отвечают: - Ну, конечно, надо искоренить. И я говорю: - Быть может, самый большой, самый крупный, самый оригинальный поэт из современных - это Есенин. Зал охнул полуизумлённо, полунегодующе, и ещё шире раскрылась тысяча глаз. - Яркий, цветной, со своим лицом, со своими красками, он пел, пел, как птица, без напряжения, без усилий. Сравнения, образы вспыхивали неожиданными цветами радуги, то нежными, неуловимо тающими, то нагло кричащими. Но - нестираемо убедительными, входящими в самое сердце - не сотрёшь. То, что у другого было бы искусственно, манерно, у него трепетало живой жизнью. Ибо он был искренен, как редко кто из писателей». А.Серафимович. Из очерка «Отчёт художника»
В ТУЛЕ Из воспоминаний Л.Повицкого
 "Я решил временно увезти Есенина из голодной Москвы. Я уехал с ним в Тулу к моему брату. Продовольственное положение там было более благополучно, чем в Москве, и мы бы основательно подкормились. Для Есенина это была пора не только материального довольства, но и душевного покоя и отдыха. Ни один вечер не проходил у нас впустую. Брат, человек музыкальный, был окружен группой культурных людей, и они тепло встретили молодого поэта. Ежевечерне Есенин читал свои стихи. Все написанное им он помнил наизусть. Читал он мастерски. Молодой грудной тембр голоса, выразительная смысловая дикция, даже энергичная, особенная, чисто есенинская жестикуляция придавали поэтическому слову его своеобразную значимость и силу. Иногда он имитировал Блока и Белого. Блока он читал серьёзно, с уважением. Белого - с издёвкой, утрируя как внешнюю манеру читки Белого, так и содержание его потусторонних мистических «прорицаний». Доставляя огромное наслаждение, музыка его речи, душевная взволнованность, напряженность мысли, глубокая убежденность в правоте своих исканий, необычная для того времени тема его откровений".
 Тула. ЦПКиО им. Белоусова https://vk.com/sergei.esenin
ПОТОМКИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Беседа с прямыми потомками С.Есенина и З.Райх - их правнучками Анной и Зинаидой Есениными, а также дочерью Анны - Дарьей.
 Правнучки С.А. Есенина - Анна и Зинаида
- Можете рассказать немного о себе? Где Вы живете и чем занимаетесь?
 - Зинаида: Я живу в подмосковной деревне, работала учителем биологии, сейчас офиц. на пенсии, но с 2005 г. веду групповые тренировки по цигуну, кроме того, я астролог и регрессолог. Мы совсем недавно образовали в России Федерацию оздоровительного цигуна, наш девиз: "Оздоровление нации". В прошлом году у нас прошли первые внутренние всероссийские соревнования в Москве, я заняла 1-е место. Можно сказать, что я первый чемпион России
 - Дарья: На данный момент я живу на Кипре, пытаюсь с моим партнером продвигать свой собственный рекламный бизнес. До этого работала иллюстратором, фрилансером. По образованию я книжный иллюстратор. Также занимаюсь журналистикой, прямо сейчас, перед встречей с вами, готовила материал про женщину, с которой плохо обращались хозяева квартиры.
 - Анна: Я живу в Израиле, переехала сюда 5 лет назад с семьей. Моя профессия - художник. Ранее я занималась стеклом, сейчас немножечко живописью, преподаю детям, иллюстрирую книги.
- Анна, Вы часто рисуете обнаженных женщин с натуры. - Да, на самом деле, это просто тренировка. Когда сидишь одна и рисуешь каких-нибудь зайчиков, теряешь навыки, поэтому раз в неделю я езжу с другими художниками, и мы по часу рисуем модель. - Зинаида: Первой моделью своей сестры была я! Она меня заставляла часами стоять обнаженной, держась за швабру, чтобы мне было не тяжело. Это было так давно, в Ташкенте. Мне, наверное, было лет 18. - Анна: Да постарше.
- Храните эти рисунки? - Анна: Их было очень много, и я к ним относилась без всякого почтения. - Зинаида: Не сохранились, но я могу похвастаться другой работой. Мои родственницы скромничают, а я хочу показать очень редкую книгу "Братья наши меньшие". Она была выпущена очень малым тиражом под издательством московского музея С.Есенина и никогда не продавалась. Музей курирует фонд помощи брошенным животным, который организовывает выставки в Москве, где всем желающим раздают кошек и собак. В честь такого события и была выпущена эта книга, а иллюстрировали ее как раз Анна и Даша. Как известно, среди всех знаменитых поэтов Сергей Александрович был первым, кто воспел домашних животных. Это и стихотворение о корове, и "Песнь о собаке". - Анна: У меня будет собственная книга, семейная история. Это маленький комикс bande dessinée, то есть не американского формата, а французского.
- Там будет фигурировать Сергей Есенин? - Это будет рассказ не о нем, а о его дочери, моей бабушке, Татьяне Сергеевне. Когда ей было 20 лет, убили ее маму З.Райх и отчима Вс. Мейерхольда. Ее мужа вместе с его братом посадили в тюрьму, обвинив в этом убийстве. Каким-то чудом мужа отпустили, а его брату дали 5 лет и отправили в Сиблаг, на допросах он кричал и обзывался. Когда наш дедушка вернулся домой, он собрал необходимые вещи, продукты, теплую одежду и поехал в лагерь, чтобы отдать или хотя бы попытаться отдать все это своему брату, чтобы он выжил. В общем, эта история закончилась благополучно, и мне важно показать позитивную сторону, несмотря на то, что все это, конечно, кошмар. Мне хотелось бы завершить все на хорошей ноте. Графически это будет немножко символизм и даже, может быть, мистика. Текста будет мало, и я еще даже не уверена, на каком языке буду это делать.
- Есенин не очень лестно высказывался о загранице. Сейчас двое его прямых потомков находятся за рубежом. Как Вам живется за границей? Может быть, хочется в Россию? - Анна: Потомков Сергея Александровича за рубежом гораздо больше. Россия для меня не Родина. Я родилась и выросла в Ташкенте, а в Россию приехала уже сформировавшимся человеком и прожила там почти 22 года, полюбив, конечно же, эту страну. А вообще я человек, который может оторваться от любимого ради того, чтобы узнать что-то новое и интересное. Мне хочется путешествовать, очень хорошо себя ощущаю в дороге. Всегда могу собрать чемодан и уехать. Мне интересен весь мир. Скучаю ли я? Скучаю, люблю, конечно, но всегда могу вернуться, если мне захочется. У меня там дом, сестра, есть друзья. Сейчас нет таких границ, какие были раньше, когда человек уехал и куда-то делся. Вот моя дочь Даша от меня через море. Правда, мы вплавь еще не пробовали, но лететь - это как на автобусе прокатиться. У нас есть ощущение, что мы все близко, рядом. Сын Зинаиды Данила, мой племянник, живет сейчас в Америке, но пока еще не американец. Наш с Зиной троюродный брат Дима Поляков жил и работал в Сеуле. Он был ученым, математиком, преподавал философию физики. Кроме того, занимался прозой, печатался в Москве на русском, но язык жизни у него был английский. К несчастью, он очень рано ушел из жизни в 50 лет. Умер от инфаркта в путешествии, в Китае. Кто у нас еще за границей? Да мы все за границей. - Дарья: Я выросла в России и очень скучаю. Даже иногда жалею... Никогда не знаешь, насколько тяжела эмиграция, пока не эмигрируешь. Я сейчас ценю российское общество и культуру. И до этого ценила, но сейчас еще больше. Увидела разницу, познакомилась с другими разными культурами лицом к лицу. Считаю, что россияне о себе худшего мнения, чем они на самом деле есть. Часто слышу это от них самих. У них есть к себе такое отношение. Культуру общения и отношение к работе до того, как уехала, всегда воспринимала как должное. Сейчас понимаю, что это одни из самых хороших отличительных черт, во всяком случае, у людей в Москве и Подмосковье, где я выросла.
- Вы сказали, что очень много трудностей, связанных с эмиграцией, встречается на Вашем пути. Каких именно? - Просто культурный шок, ментальные потрясения, связанные с языком. Об этом нельзя узнать, пока ты это не пережил. Язык это не слова, грамматика и предложения, это культура. За рубежом совершенно другая культура общения, понятие того, что этично и неэтично, вежливо и невежливо. Здесь иное отношение к обязательствам и работе. К примеру, на Кипре тебе люди могут сказать, что сделают что-либо, будут на том-то месте в такое-то время, и ты их ожидаешь. А в назначенное время их там нет. Ты звонишь и спрашиваешь: "Почему тебя здесь нет? Ты же обещал". Отвечает: "Нет, я не обещал, я просто сказал". А у нас я принимала за должное, что если ты сказал что-то, то дал тем самым обязательство. Вот оно, различие культуры.
- Вы родились и долгое время жили в Узбекистане. Расскажите, как там оказались Ваша бабушка и дедушка? Наверняка это было недобровольное решение? -Анна: Это было добровольное решение, насколько в те времена вообще оно могло быть добровольным. Ее отца к тому времени уже не было много лет. Шел 1939 г. - Зинаида: 20 июня 1939 г. в Ленинграде арестовали отчима нашей бабушки, Вс. Мейерхольда, по сути, ее отца, потому что он офиц. усыновил детей С.Есенина. Судьба Всеволода Эмильевича оставалась на тот момент неизвестной для близких. Меньше чем через месяц после его ареста случилась еще одна трагедия: 15 июля убили З.Райх. Это случилось буквально через полчаса после того, как наша бабушка вышла от нее. Она была в гостях у мамы, потому что сама жила тогда в квартире мужа. В это время Костя Есенин был в деревне Константиново у своей бабушки. К ним приехала милиция. Его вызвали к калитке и очень бестактно следователи в лоб ему сообщили об убийстве Зинаиды Николаевны. - Анна: Костя сказал, что прямо всунули ему фотографии зверски убитой матери. Она же дралась с этими людьми, когда ее резали. Вся квартира была в крови. Сотрудники милиции Косте все это показали. Он сразу же потерял сознание от ужаса. Ему было тогда 19 лет, учился в московском строительном институте. - Зинаида: По подозрению в убийстве были арестованы муж нашей бабушки и его брат. Татьяна Сергеевна осталась с маленьким ребенком на руках. На тот момент она еще училась и работала. Это был тяжелый год для нее. У нас сохранился дневник, в котором она описывала тот непростой период до тех пор, пока с Лубянки не вернулся ее муж В.И. Кутузов. После таких событий жить нормально было тяжело. Когда началась война, они жили на даче, потому что квартира, в которой убили З.Райх... - Анна: Квартира Мейерхольда и Райх была опечатана, их детей оттуда выгнали. Жилье было отдано шоферу Берии. Свекра нашей бабушки, И.И. Кутузова, партийного деятеля, который был в ЦК партии и работал там с Калининым, арестовали и расстреляли. Его дети были объявлены детьми врага народа. Жену отправили в спец. лагерь для жен политически репрессированных людей. Она прошла этот лагерь до конца - 15 лет, вышла и меньше чем через год умерла от туберкулеза. - Зинаида: Наши бабушка и дедушка остались без жилья. Владимир Иванович, считался сыном врага народа, поэтому они нигде не могли быть прописаны в Москве, в том числе у родителей З.Райх. Дед успел окончить институт, но его уже нигде не брали на работу, так как тогда прописка и работа были взаимосвязаны. Его даже на войну не брали, и он пошел не по призыву, а просто добровольцем защищать Москву. Бабушка рассказывала, что в это время она дежурила на крышах, водой гасила упавшие фугасы. В конце 1941 г. они эвакуировались из Москвы в Ташкент. - Анна: Эвакуировались вместе с заводом, куда дед специально устроился. А вот какой это был завод? - Зинаида: Это был экскаваторный завод. Тогда очень много производства перевезли в Ташкент. Вот они и переехали туда.
- А сколько всего Ваших родственников попали под репрессии? - Зинаида: 9 человек. Сказать, из-за кого именно это произошло, сложно. Я считаю, что здесь замешаны политика, советское прошлое, влияние конца 30-х годов, сталинские репрессии. Не хочу говорить, откуда я это знаю. Я могу подвести людей, даже не кого-то из живущих, это происходило с теми, кого сейчас уже нет. Все это было в советское время, и когда Советский Союз развалился, все тяжелые истории ушли в прошлое.
- СМИ Узбекистана писали, что Ваша бабушка была очень талантливой журналисткой. Но при этом она публиковала материалы не под фамилией Есенина. Почему? - Анна: Она была под надзором КГБ. Ее телефон прослушивался. Слежка была в разные годы. Насколько я помню, в 70-е она ослабла, а до этого было сложнее. Она не хотела привлекать к себе внимание. У всех было ощущение, что в Ташкенте люди прячутся от власти. Бабушка брала псевдоним - Сергеева или фамилию по мужу-Кутузова. - Зинаида: Да, она там печаталась еще под псевдонимом Райх. Владимир Иванович хранил все ее публикации, которые издавались сначала в газете "Звезда Востока", потом в "Правде Востока". В "Звезде Востока" она работала в отделе соц. строительства. Бабушка много путешествовала по Узбекистану и писала о трудящихся, об их жизни. - Анна: Она не очень любила этот жанр и потом переквалифицировалась в писательницу фельетонов. Эти фельетоны, как было тогда модно, печатались на последней страничке нескольких ташкентских изданий. После 60-х годов она подписывала работы своей фамилией, в том числе и первую законченную повесть "Женя- чудо XX века". На тот момент это была современная вещь. Про искусственного человека. - Зинаида: С элементами евгеники. Наша бабушка была очень веселым и жизнерадостным человеком, нацеленным на будущее. Она хорошо воспринимала все современное. Благодаря своему жизнелюбивому и веселому характеру Татьяна Сергеевна пережила тяжелый период в своей жизни. Она много смеялась, особенно когда встречалась со своим родным братом Константином. Я запомнила их заразительный смех. Они держались друг за друга, это была взаимная поддержка. Были, конечно, между ними и разборки. Что самое интересное, они никогда не ругались между собой в моем присутствии на русском языке, только на французском. Бабушка говорила мне: "Если ты хочешь нас понять, то учи французский". Многие говорят о том, что у З.Райх еврейская фамилия и еврейское происхождение, но в их семье все говорили на нем. языке. Мейерхольд и Райх между собой тоже могли говорить на немецком.
- Поговаривали, что Константин на самом деле не был сыном поэта. Все вспоминают его слова при их случайной первой встрече в поезде: "Есенины черными не бывают". Так бывают ли? - Зинаида: Да, когда ему показали мальчика, он разочаровано сказал: "Фу, черный". Но это не говорит о том, что это не его сын и что он его не признал. Есть такое понятие "порода" - в какого родственника уродился. Райх была шатенка. В ее породу и пошел ребенок. Это нормально, доминантный ген. Родственники со стороны поэта, в частности, его мать больше всего привечала и любила Костю, души в нем не чаяла. Я думаю, что это связано с тем, что в деревнях в те времена к мальчикам лучше относились, чем к девочкам. На мальчика была вся надежда, это будущее, опора, основа. Костя был очень жизнерадостным человеком. Кстати, он был единственным, кто мог в советское время выезжать за границу.
 К.С. Есенин с родственниками
Константин Сергеевич первым создал в России футбольную статистику, его обожали все любители футбола, а сам он много писал об этом виде спорта. В "Есенин-центре" в Москве Вы можете увидеть о нем хороший материал, ему посвящен целый зал. Можно сказать, что он знаменитый москвич. Всю жизнь прожил в Москве, строил Москву, воевал за Москву, внес большой вклад в отечественный футбол. Его жена, которая не так давно умерла, все материалы передала в музей С. Есенина.
- У Сергея Александровича было много друзей. Кто-нибудь из окружения поэта помогал его детям, когда они оказались в сложной жизненной ситуации после смерти З.Райх и Вс. Мейерхольда? - Зинаида: Константина поддерживала первая жена поэта А.Изряднова. В то время она сама потеряла своего сына, но не знала об этом. До конца его ждала. Надеялась, что он где-то в лагерях, а он уже был расстрелян. Так и не узнала об этом. Изряднова помогала Косте, он жил у нее в Москве. Именно она провожала его на войну. Константин писал, что у него всегда с собой был томик стихов отца. Он вернулся кавалером всех орденов Красного Знамени.
- А кто-нибудь еще помогал? - Почти все близкие друзья Есенина погибли, расстреляны. Но, конечно же, были люди, которые помогали. Например, очень помог нашей бабушке в Ташкенте А.Толстой. Анюта, расскажи историю квартиры. Анна: А.Толстой, неоднозначная личность. Это тот самый писатель, авторству которого принадлежит "Золотой ключик". Он был соседом Мейерхольдов, жили в экспериментальном доме, где решили освободить от быта всех людей. Внизу была столовая, прачечная, наверху были какие-то интересные квартиры. Мейерхольды знали соседей в лицо, здоровались. Особенных отношений у них не было, но были хорошо знакомы. Когда наши бабушка и дедушка приехали в Ташкент, они на свалке нашли старую будку сапожную, подняли ее, подперли камнями и жили там более года. В ней же родился наш папа. Там даже не было пола, не было обогрева. Через 1,5 года бабушка с лялькой на руках встретила Толстого, возможно, когда искала работу. Он ее спросил: "Танечка, ты как?" Ответила, что живет с семьей в будке. Алексей Николаевич сказал, что это ужас и кошмар, и приложил все усилия, чтобы им дали квартиру, но это была квартира в их понимании: однокомнатная, с глиняным полом. Тем не менее там было меньше щелей. Они были счастливы и прожили там больше 10 лет. - Зинаида: По сути дела, это был типичный узбекский дом-землянка. Сейчас это уже центр Ташкента, ул. Лахути, там уже ничего этого не осталось, а раньше проходил караванный путь на Алайский рынок. Каждый день по нему ходили верблюды, туда и обратно. Одно из самых ярких воспоминаний из детства нашего папы связано именно с этими животными. Он вышел из дома, и к нему с небес опустилась огромная морда верблюда, мягкими губами дружелюбно его обнюхала, а он обхватил эту большую морду. - Анна: Последняя жена Есенина, Софья Толстая, тоже пыталась помочь, она знала, что Таня в Ташкенте голодает. Несколько раз передавала продуктовые посылки, но представьте себе, что за 2 мес. могло дойти из Москвы в Ташкент. Тем не менее она очень старалась помочь. - Зинаида: Я думаю, что семья выжила в те трудные времена благодаря тому, что все помогали друг другу. Не было разделений: бывшая жена, следующая жена... Все люди объединялись и благодаря этой поддержке смогли сохранить себя, свой род, свое будущее.
- Ваша бабушка писала прозу. А в Вашем роду были еще поэты помимо Сергея Александровича? - Анна: У нас стихи пишет Марина Есенина, это дочь Константина, наша двоюродная тетя. Занимался прозой и печатался Дима Поляков, это сын Марины Константиновой. Наш папа какие-то стишки любовные писал маме, когда ему было 18 лет. Они очень рано поженились, можно сказать, в детстве, и всю жизнь прожили вместе. Я немножко пишу, но не печатаюсь, и цели у меня пока такой нет. Но будет. У меня будет книга, и там целая страница текста, это будет проза. Но не стихи. Стихи писал немножко Костя. И конечно, у нас поэт Александр, последний сын Есенина. Это наш диссидент, Александр Сергеевич Вольпин.

-Зинаида: Он был профессором-математиком, тоже жил за границей, в Бруклине. Вслед за Солженицыным его выставили из Советского Союза. Он выходил на Красную пл. с плакатами "За Конституцию Советского Союза". - Дарья: Там было "Соблюдайте свои законы". - Анна: Наша бабушка тоже могла писать стихи. Она не печатала их под своей фамилией, это был чисто рабочий материал. Редакции нужно было сочинить стишок, и она сочиняла. - Зинаида: Да, были такие стихи, когда она работала в газете "Красная звезда" в Ташкенте, к праздникам, к 1-му или 9-му мая. Вот нужно было, и она использовала свой талант.
- Как Вы считаете, кто из потомков С.Есенина больше всего похож на него характером? - Анна: Как рассказывала бабушка, а ей ее мама, он был таким человеком, который заходит в комнату, где сидят все грустные, и начинается оживление, все улыбаются. Сергей Александрович был очень доброжелательным, спокойным, веселым, улыбчивым. Но мы же понимаем, что это одна сторона медали. У него были и совсем другие настроения. Он же жил все время в стрессовой ситуации. Он не был грубым человеком. В нашей семье все мужчины мягкие и негрубые. Они могут быть сердитыми, злыми, агрессивными, но не грубыми. Это наша отличительная черта. - Зинаида: О характере судить сложно, так же как и вы, мы можем что-то где-то прочесть. Да, какие-то черты передаются потомкам. Помимо мягкости все-таки он был достаточно вспыльчивым и резким человеком, иногда его допекали. Был умелым драчуном, хорошо владел ножом. Все компании пацанов, которые ходили деревня на деревню, стремились быть вместе с Сергеем, потому что он был сильным. На чьей стороне он был, та сторона и выигрывала. Его голос я могла слышать только, как и все, на записи пластинки, которая сильно его искажала, но даже так он был очень похож на голос моего двоюродного деда, Константина Сергеевича, унаследовавшего уникальный тембр.
 А вот почерк очень сильно повторял мой отец, Сергей Владимирович. Если Вы возьмете текст моего отца и его деда, то это будет один почерк. Разницу, наверное, только какой-нибудь графолог увидит. Мы ее не видим. Наш отец был такого же роста, как и Сергей Александрович, невысокий, примерно 1,68 м. У них и размер ноги был небольшой. - Дарья: Мой дед (внук поэта) был деликатным в общении, никогда не хотел никого обижать и задевать. Он был вежливым, насколько мог. Но был и очень страстным, когда дело касалось его позиции и убеждений, всегда был готов их отстаивать, допустим, в жарком споре. Не боялся и любил соревнования. Дед был таким. - Зинаида: Да, наш отец был профессиональным спортсменом. У него было много разрядов: по вольной борьбе, по футболу, он альпинист, - был на всех семитысячниках Советского Союза, у него было звание "Снежный барс". - Анна: В Узбекистане есть музей альпинизма. В этом музее про папу много материалов, видео, фотографий и документов.
-Современники говорят, что Сергей Александрович был весьма любвеобильным человеком. Это качество передалось кому-то из его потомков? - Анна: Я бы поспорила по поводу любвеобильности. Он не был более любвеобильным, чем вот вы, например, или я. Мы живем, у нас есть какие-то партнеры, но мы об этом никому не рассказываем. А у него вся жизнь на виду. На тот момент казалось, что у него много женщин. Первой его любовью была А.Изряднова. У них родился ребенок, которого она хотела. Их отношения разладились, что совершенно нормально, длились они года полтора. Потом он женился на З.Райх. Венчались, прожили вместе около 3-х лет, дальше отношения разладились. Мне кажется, что ему сложно было быть семьянином. Знаете, он ощущал на себе очень серьезную финансовую нагрузку. Есенин делал какие-то потрясающие вещи в том плане, что печатался и жил на эти деньги. Это было очень сложно. Более того, он помогал другим поэтам издаваться и получать какие-то гонорары. Своему другу Ширяевцу, поэту, который жил в Ташкенте, он оказывал помощь много лет. Также у него была семья в деревне, у них сгорел дом, и он должен был помогать родителям. Ему нужно было вырастить сестер. Кроме того, поэт платил алименты своим детям. Я думаю, что ему было тяжело. Не думаю, что эти 6 или 7 женщин, которые у него были, это так много за 10 лет. Мне кажется, что это нормально. - Зинаида: Любвеобильность у нас, наверное, унаследовал Константин Сергеевич, сын поэта. У него было 4 офиц. жены. - Анна: Но он в каждую вложил много лет. При этом Константин Сергеевич был похож характером на Мейерхольда. Своим нравом, манерами. Но про него бабушка иногда могла сказать: "Вот бабник!".
- А кто вам в детстве рассказал, что вы родственники такого великого поэта, и что вы почувствовали в этот момент? - Дарья: Моя мама была моей учительницей по рисованию в 1-м классе. Ей в голову пришла очень плохая идея - прочесть детям стихотворение Есенина "Песнь о собаке", чтобы они вдохновились и рисовали. Под конец весь класс в слезах, никто не хочет рисовать. Когда мы шли вместе домой, мама у меня спросила: "Ну, что ты думаешь?". У меня образование началось с поэзии Сергея Александровича и закончилось ей, потому что в дипломной работе я сделала иллюстрации, целую книжку, к "Кобыльим кораблям". Это был мой маленький успех, потому что эти работы купил музей.
- Зинаида, Анна,А кто Вам рассказал, что Вы родственницы поэта? — Анна: В Ташкенте в частной квартире энтузиасты А.В. Маркевич и В.Николюк открывали негосударственный музей Есенина. Меня взяли с собой на открытие. Мы пришли в какую-то квартиру, была суета, приходили и уходили люди. Там лежали какие-то вещи, которые не производили на меня тогда особого впечатления. Мне было где-то 7 лет, я прыгала и бегала. Меня изловила Альбина Витольдовна, посадила на стул и произнесла замогильным голосом, что он принадлежал моему прадеду. Она показала на фотографии парнишку, который примерно похож на папу, кстати говоря, и сказала, что это такой великий поэт. Мне стало страшно. Страшно, что все на меня обращают внимание. Вдруг из ребенка я превратилась в какое-то существо, на которое все смотрят. Один умник даже пришел и попросил у меня автограф. Мне хотелось рыдать, я ответила, что не умею давать автографы. К счастью, это пытка закончилась, хотя время от времени повторялась. Дома потом спросила: "Вы вообще знаете, что мне рассказали?" Я так поняла, что у меня был какой-то прадедушка, что меня посадили на его стул, и вообще неизвестно, доволен ли он этим или нет. Он умер, и мне потом еще рассказали, как он умер. Это было страшно. Осознание, что я родственница этого поэта, произошло постепенно, через стихи. Я много читала, и они мне просто попались. Что-то мне нравилось, что-то нет. Так я с этим и жила. Наверное, потом меня больше оберегали от всего этого. И правильно делали. — Зинаида: Слишком много трагедий, и вся эта история не для детского уха, поэтому никто не спешил в нашей семье говорить об этом. Я узнала в начальной школе. Мне показали портрет черно-белый и дали стихи. В отличие от своей сестренки, которая рано начала читать и уже на тот момент читала "Тома Сойера", я находила все то, что может понравиться ребенку. Мне нравилось что-то про природу и животных, пейзажная лирика, любовь к земле. Вычитывала все стихотворения на эти темы, а любовной лирикой вообще не интересовалась. Когда мне было 4 года, родственники уже знали, что я буду биологом. Любовная лирика Сергея Александровича для меня открылась гораздо позже, в его произведениях она перекликается с аурой внешнего, отражает влияние архитектуры и природы. Например, стихи, связанные со Средней Азией, которые мне близки. у меня дома хранятся часы поэта, которые ему вручили благодарные слушатели, когда он приехал в Ташкент в 1921 г. Это, конечно, не золотые часы, которые ему подарила императрица. Те пропали, и мы не знаем, где они. А у меня часы, которые были презентованы нормальным советским рабочим классом, поэтому это металл. На них есть надпись "Сергею Есенину от почитателей его таланта, Ташкент 1921 год". Люди скинулись, пошли в магазин и купили что было. Когда он был в Ташкенте, его повезли в горы к суфиям. Они ему читали стихотворения на своем языке, а он им на своем. И все друг друга понимали по поэтической ритмике. Ритм переводит состояние. В суфизме это очень важно, и в поэзии нашего знаменитого родственника это есть: сказочность, мистичность и высшая любовь. В суфийских любовных стихах все, что написано о любви к женщине, это, по сути, проявление любви к создателю. Это приобщение к создателю через состояние любви.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 02 Окт 2023, 18:02 | Сообщение # 52 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7405
Статус: Offline
| 
- Анна: У него есть такие строчки: "В Хороссане есть такие двери, где обсыпан розами порог. Там живет задумчивая пери. В Хороссане есть такие двери, но открыть те двери я не мог". Я случайно узнала, что это суфийская притча о том, что действительно в Хороссане была пещера с огромной дверью в потусторонний мир. Когда знаешь эту историю, его строки приобретают смысл. Возможно, это неудавшееся самоубийство. Но это моя фантазия. Про свои догадки я говорила на ежегодном есенинском слете в Константиново.
- Есенин до сих пор очень популярный поэт. У Вас никогда не было неприятных инцидентов, связанных с его слишком активными фанатами? - Анна: Были, но я не расскажу. - Зинаида: Если хочешь, то можешь рассказать про сумасшедшую. Помнишь? - Анна: Да, эту историю могу рассказать. Мне было лет 14, я находилась дома в Ташкенте. Советские времена, родители научили меня никому не открывать. Позвонили в дверь, я посмотрела в глазок и увидела какую-то молодую даму. Она спросила: "Сергей Есенин дома?" А у меня отец тоже Сергей Есенин. Я ответила, что на работе. А она: "Впустите меня, это мой муж!" Но я точно знаю жену моего папы, и это не моя мама. Незваная гостья начала требовать, трезвонить в дверь, стучать по ней ногами, кричать. И делала это часами. Я была в таком ужасе, что позвонила своей соседке, которая была года на 3-4 меня старше. Она вышла на лестничную площадку, чтобы выяснить, что происходит. Женщина ответила: "Я жена, меня не пускают, вот безобразие!" Соседка догадалась, у нее дома был портрет поэта, она показала его незнакомке и спросила: "Это Ваш муж?" Та радостно закричала: "Да, это он!" Потом какие-то другие соседи увели ее попить чай, чтобы она передохнула, потому что уж очень много кричала. Затем я позвала на помощь маму своей подруги. В тот момент, когда она ко мне пришла, в квартиру ворвалась и "возлюбленная" Есенина. Она была такой агрессивной, хотела рвать и метать, выгнать меня из дома. Мама моей подруги не растерялась, повернулась к ней и с артистизмом сказала: "Ты кто такая? Это я его жена!" Мне уже и страшно было, и смешно. Неожиданным образом это подействовало на даму. Она разрыдалась и ушла. В этот момент как раз приехала мед. помощь.
- Как Ваша бабушка отзывалась о Сергее Александровиче? Может быть, у нее была какая-то обида на то, что поэт ушел из семьи? - Анна: Нет, обиды не было и у ее мамы, Зинаиды Николаевны. Она всегда говорила с детьми об их отце уважительно. Дети же повторяют за матерью. Теща тоже с большой симпатией к нему относилась. Все нормально восприняли этот развод. Отношения были хорошими, рассказы про папу тоже были хорошими: он приходил, навещал, потом умер. Но настоящим папой, которого она обожала, был Мейерхольд. Это было все органично. - Зинаида: Она была совсем маленькой девочкой, когда Сергея Александровича не стало. На нее в первую очередь влияли мать с отчимом, а это театральная жизнь и все, что за кулисами. Всеволод Эмильевич был прекрасным отцом. У него и родные дети были, детей он обожал, очень многое вкладывал в их воспитание, брал их с собой в поездки, они приходили на рабочие спектакли, могли смотреть все репетиции. - Анна: Дети и внуки Всеволода Эмильевича дружили с нашей бабушкой и Костей, и с нами. - Зинаида: С внучкой Всеволода Мейерхольда Машей Валентей мы дружили, были у нее дома. В последние годы ее жизни у нас были тесные взаимоотношения. - Анна: Внучка Всеволода Эмильевича, Лидия Борисовна Устинова, и наша бабушка, Татьяна Сергеевна Есенина, дружили всю жизнь. Бабушка всегда говорила: "Она моя сестра". Мы у нее бывали, ездили к ней в Ленинград. - Зинаида: Да, еще одна наша семейная черта - мы поддерживаем родственные связи, несмотря на расстояния. Вы спрашивали, как живется за границей. Раньше нас разбрасывало по Советскому Союзу. Сейчас нас разбрасывает по всему земному шару. Наш отец говорил: "Все дети уехали, один мой сын уехал в Америку, другой - в Японию, сестра уехала в Израиль, племянница - на Кипр. Как же так?" А я отвечаю: "Папа, Есенины покоряют весь земной шар! Наши праправнуки улетят на Марс и Венеру. Мы будем говорить, что они осваивают космос". Сам поэт не остался в Константиново, а тоже много путешествовал, много был за границей. Да, его тянуло на Родину. Сильная культурологическая связь с природой и землей для него была важна. - Анна: Мне кажется, что тут история банальна. Он не знал английский. Ну, чего-то там нахватался, но когда у тебя нет языка, тебе просто скучно. Что он там делал? Не мог себя реализовать, не мог быть поэтом. Его воспринимали как мужа Дункан. Кому это понравится? Это же обычно женщины могли быть просто чьими-то женами. Естественно, ему это не понравилось, было обидно. - Зинаида: Он же поэт, отражатель языка. Перевести его стихи тяжело, для перевода поэзии нужен поэтический дар, такие талантливые специалисты есть, но их мало.
- В своих воспоминаниях ваша бабушка писала, что Есенин замышлял выкрасть ее с братом у Райх. Наверняка, вы в кругу семьи это обсуждали, насколько это реалистично? - Анна: Да, тогда были такие слухи. В них никто никогда не верил. Это испугалась бабушка моей бабушки, но на самом деле это была просто какая-то сплетня, совершеннейшая ерунда, потому что у Сергея Александровича даже дома своего не было. Это нереалистичная история, сплетня.
- Есенину приписывают фразу "Я двух женщин бил - Зинаиду и Изадору - и не мог иначе". Известно ли вам что-то о домашнем насилии поэта по отношению к Райх? - Анна: Я спрашивала свою бабушку, и она сказала, что никогда ничего об этом не слышала. Есть предположение, что этот слух распускал Мариенгоф, который вообще-то сильно не любил Зинаиду Николаевну. Но я знаю, что действительно у супругов был один конфликт, который предвосхищал их расставание. Они выбросили обручальные кольца в окно, а потом побежали их искать. Есенин тогда сказал такую фразу: "Зинаида, ты же тургеневская девушка, что же я с тобой сделал?" Райх его как-то обматерила, и он, видимо, этого не ожидал. А она, собственно, росла-то в Одессе, на Ближних Мельницах, она это умела. В слухи о домашнем насилии не верю. Не потому что я думаю, что он не мог, а потому что Зинаида Николаевна не стала бы терпеть. Она действительно жила в рабочем районе, бегала как мальчишка по Одессе, хорошо плавала, была физически сильной. Даже когда ее убивали, безоружная дралась за себя. И я не думаю, что Сергей Александрович был таким человеком. Мог по пьяни, конечно, сказать что-нибудь, но вряд ли он вообще хорошо относился к насилию. Он, когда про себя писал, что никогда даже животных по голове не бил, действительно, был очень мягким человеком. А его брак с Изадорой не нравился стольким людям, она так их раздражала, что, думаю, они с удовольствием пускали слухи, якобы он ее бьет, не любит и женился на ней, чтобы выехать за границу. - Зинаида: Вспомнила одну историю про Изадору Дункан. Со стороны нашей мамы у нас есть прабабушка Ильина. Она 1900 г. рождения, в те времена жила в Москве, продвигалась по партийной линии. Во время визита Дункан в Россию наша прабабушка открывала в каком-то клубе помещение для детских кружков, занималась соц. вопросами и прежде всего работала с беспризорниками и по партийной линии, и как педагог. Она подготовила помещение, но тут приехала знаменитость и этот зал передали для ее танцевального клуба для девочек. Таким образом, американская танцовщица перебила всю работу нашей прабабушки, такая вот история перекрестная: с одной стороны родственники, с другой стороны родственники. - Анна: Прабабушка даже ходила на спектакль Зинаиды Николаевны. Одна прабабушка смотрела на другую.
- Вы упомянули А.Мариенгофа. Всем известно, что он крайне негативно относился к Райх. А что про него говорила Зинаида Николаевна? Или, может быть, вам бабушка рассказывала что-нибудь про него? - Анна: Моя бабушка его никогда не видела и ничего о нем не рассказывала. Знаете, она даже если бы и думала о ком-то плохо, то вряд ли стала бы мне об этом говорить. Тогда это было не принято. Она не была сплетницей. О том, что ей что-то не нравилось, нужно было догадываться по ее выражению лица, моторике. Конечно, могла высказаться конкретно против зла какого-либо, что это плохо, что ей это не нравится, но сказать что-либо про Мариенгофа... Я думаю, язык не повернулся бы, зная его семейную историю. Его сын, покончил с собой. Зачем после этого что-то говорить? Это некрасиво и неэтично. Думаю, что сам конфликт между Мариенгофом и Райх для нашего времени был достаточно мягким. Ну, не нравились они друг другу, но это не настолько большой конфликт, чтобы влиять на кого-либо. Сергей Александрович как-то пожаловался: "Вот, Толя мою жену ругал, а сам женился". Виктюк использовал в своем спектакле эти слова. Я думаю, что каждый человек отвечает за свои поступки, и, конечно же, они развелись не из-за несчастного Мариенгофа. Называя его несчастным, я не имею в виду мое к нему отношение, а выражаю чувство из-за его семейной потери. Я думаю, что у них был не более чем просто конфликт в узком кругу. Может быть, Анатолий высказывался как-то нетактично о Зинаиде Николаевне. Ну, бывает с человеком такое.
- А какую роль Мариенгоф сыграл в жизни Есенина? Был ли он ему настоящим другом? - Анна: Какое-то время они очень дружили, хорошо друг к другу относились, судя по письмам, по тому, как они друг к другу обращались, как вместе что-то делали, кафе вместе даже открыли. Какое-то время им было очень по пути, но потом они разошлись.
- Многие Мариенгофа критикуют за "Роман без вранья". - Анна: Я бы тоже покритиковала этот роман, но я не связываю роман и личность человека, это очень разные вещи, несмотря на то, что он высказывает там свое личное отношение. Всегда есть лирический герой, мы выстраиваем тексты не по своим жизненным законам.
- Ваша бабушка в воспоминаниях писала, что на похоронах Сергея Александровича его мать сказала, что во всем виновата З.Райх. Как Вы считаете, с чем было связано такое заявление? - Анна: Она вообще не любила свою невестку, собственно, любить ей ее было не за что. Они были из разных миров. Зинаида Николаевна не приезжала в Константиново, не вела себя так, как должна была себя вести нормальная женщина в понимании свекрови из деревни того времени. Ну, матери Есенина казалось, что это неизвестная какая-то мымра городская. Я думаю, что у них вражды не было, так как не было возможности враждовать, но и никакой причины для хороших отношений у них тоже не было. Мать поэта сказала на похоронах, что во всем виновата Райх, но я думаю, что это ничего не значит. - Зинаида: Это было чувство горестной утраты из-за потери сына. Из-за сильного горя человек плохо контролирует себя. З.Райх тоже кричала на похоронах.
- Современники говорили, что С.Есенин был знаком с Распутиным. Как Вы считаете, что могло объединять этих людей? - Анна: Я думаю, что они не были знакомы и ничего их не могло объединять, это просто ерунда. - Зинаида: Я вообще впервые об этом слышу от вас. - Анна: Существует Есенинская энциклопедия, это огромнейший труд ИМЛИ. Это большие книги, очень дорогие, я не могла себе позволить их купить, что-то дарили папе, но последних 2-х томов у меня не было. Ученые воссоздавали жизнь Сергея Александровича буквально по дням, там есть письма, записки, всякие документы, описания встреч. Они бы не могли этого пропустить. Случайной встречи не может быть с таким человеком. С императрицей он встречался, мы знаем эту историю, она была тысячу раз рассказана, это все было использовано. А встреча с Распутиным, а когда? Я не думаю, что это могло быть.
- А как, по вашему мнению, умер С.Есенин? Это было самоубийство или все-таки убийство? - Анна: К счастью, я не знаю. Говорю "к счастью", потому что никто не знает, мы можем только предполагать. Про Зинаиду Николаевну говорят страшные вещи, что ей глаза выкололи, про Мейерхольда даже произносить ничего не буду. Просто люди любят муссировать тему смерти. Я таких разговоров даже не хочу поддерживать. Одна из есенинских групп хотела сделать эксгумацию и провести экспертизу. Собирали подписи у родственников, брали у них ДНК. Подпись давал наш отец, а также А.Есенин-Вольпин (сын поэта), С.П. Есенина (племянница поэта). Прокуратура дала отрицательный ответ, не разрешила эксгумацию. - Зинаида: Да, это были уже двухтысячные годы, и была предпринята еще одна попытка вскрыть эту историю. Мы с сестрой тоже давали подписи. Была собрана комиссия с целью проведения эксгумации, хотели, чтобы открыли все документы, часть которых до сих пор засекречена. Но в итоге просто отказали в расследовании, посчитали, что в этом нет смысла. В любом случае это семейная трагедия, рано оборвавшаяся жизнь. В семье это воспринималось просто как трагический факт, никогда не муссировался вопрос, как он ушел из жизни. Были другие времена и разные контексты, почему не стоило рассказывать и говорить об этом. Наша бабушка старалась не говорить об этом, она не рассказывала. - Анна: Я думаю, что Сергей Александрович важен для России и для русской культуры своей жизнью, а не смертью. Акцент нужно сделать на его жизни, а лучше даже на его поэзии.
- Тем не менее вам бы хотелось, чтобы документы, которые сейчас находятся под грифом "секретно", были обнародованы? Это может произойти уже в 2025 г. - Зинаида: Для нас, для семьи - да. Я считаю, что это уже история. Мы все достойны знать нашу историческую правду. Уже много лет прошло, вся наша жизнь, культура, мир поменялись. Это уже исторический срез.
- Зинаида, я смотрел программу с Вашем участием, на протяжении которой журналисты постоянно говорили о роке и проклятии Есениных, но при этом из Ваших уст я этих слов не слышал. Действительно ли существует какое-то проклятие, или это просто выдумка СМИ? - Зинаида: Для меня это тяжелая история, потому что действительно я об этом не говорила. Когда журналисты озвучили свою гипотезу и приехали к нам домой, мы с отцом попросили их не произносить слово "проклятие" в передаче. Именно это слово мы очень просили не употреблять, но все получилось ровным счетом наоборот. Эта программа стала для меня очень негативной. После этого много людей нам писали, есенинцы выражали свое недовольство, другие присылали мне кучу советов, как убрать последствия проклятия, можно на основании этих писем издать небольшую книжечку. Не тот контекст я ожидала. В поэзии и судьбе Сергея Александровича есть мистика, но она совершенно другая, больше связанная со стихиями, природой. Я считаю, что "Ключи Марии" – это одна из самых сильных его вещей. - Анна: Это как у меня якобы брали интервью после того, как вышел сериал с Безруковым. Мне позвонила какая-то девушка, и мы просто с ней поговорили, после чего она спросила: "Хотите дать интервью?" Я ответила, что не хочу. В итоге она написала, что я ненавижу этот сериал, хотя я не давала ей интервью и не говорила об этом такими словами.
- А как на самом деле Вы относитесь к этому сериалу? - Анна: Мне хочется в этом вопросе быть достаточно деликатной, чтобы никого не ругать, но, скажем так, я плохо отношусь к сценарию этого сериала, потому что не вижу там Есенина. Для меня эта история не про него. - Зинаида: Игра Безрукова, конечно же, великолепна. Как худ. проект это интересно, но там действительно персонаж достаточно отличается от реальной личности. Если помнить, что сериал далек от истины, то это нормально, но вообще там очень много исторических ошибок.
- Анна, Зинаида, у меня последний вопрос. Хотя это даже не вопрос, а, можно сказать, просьба. Назовите одно произведение Есенина, которое, по вашему мнению, наиболее актуально для сегодняшнего времени? - Зинаида: Может быть "Кобыльи корабли"? 1920 г., 100 лет спустя. - Анна: "Железный Миргород" и, да, "Кобыльи корабли". Зинаида: "Кобыльи корабли" написаны ровно 100 лет назад. Был тяжелый для России голодный год. Это сильно повлияло на людей. Есть воспоминания, которые как раз связаны с Мариенгофом. Они шли по Москве, по Тверской ул. Всюду лежали туши лошадей, которые умерли от голода. Было понимание, что от голода умирали и люди. Только они не валялись на мостовых. Не было денег и еды. Время было страшное. Я думаю, что тогда, в 1920 г. не только наша страна была в кризисе. Стихотворение "Кобыльи корабли" перекликается с нашим временем именно в страшном варианте из-за коронавируса. Беседовал Евгений Денежкин 02.10. 2020 https://ren.tv/news....-pravdu
ЕСЕНИН... ВЫ ОДИН ТАКОЙ...
 "Тихо льется с кленов листьев медь..." Таврический сад в Санкт-Петербурге
 Первая публикация стихотворения С.Есенина. 1914 г

Сыграй, цыганка, что-нибудь такое, Чтоб я забыл отравленные дни, Не знавшие ни ласки, ни покоя...
НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО ЕСЕНИНА Одно из последних зарубежных выступлений перед отъездом в Россию Есенин завершил словами: "Каждому свое - мне культура духа". Это выступление легло в основу очерка "Железный Миргород", в котором поэт противопоставил "выставочной" Америке с ее "музикхольной" культурой свое понимание русской культуры как культуры духа. Написано и сказано давно - а будто бы для нас сегодняшних, вдруг ощутивших остроту и драгоценность этого понятия… Есенинская группа ИМЛИ РАН сейчас работает над фундаментальной "Есенинской энциклопедией" - этот научный труд появится к 130-й годовщине со дня рождения и 100-летию смерти великого поэта в 2025 г. Эта работа предварительно представлена на открывшейся Международной научной конференции "Сергей Есенин в контексте русской культуры".
Это иллюзия - будто Есенин и его наследие изучены настолько, что белых пятен в биографии и творчестве поэта не осталось. До сих пор мы спорим о тайнах его "Черного человека" и "Страны Негодяев". До сих пор разгадываем кажущиеся простыми стихи, скрывающие сложный философский смысл. И до сих пор исследователи находят неизвестные рукописи поэта и материалы о нем. Да, изучено и опубликовано многое из архива беззаветно преданной Есенину Г.Бениславской, но многие ценнейшие раритеты из частных архивов остаются недоступными широкой аудитории. К примеру, рукопись "Страны Негодяев", VI глава "Пугачева" об А.Суворове, письма, портрет поэта работы Б.Григорьева, приобретенный американским миллионером… Владельцы не спешат расставаться со своими сокровищами - они прекрасно понимают: на аукционах есенинские лоты неизменно в числе самых дорогих.
Несколько лет назад удалось обнаружить неизвестную рукопись есенинской поэмы "Пугачев" (1921) - ныне она хранится в частной лондонской библиотеке. Было сделано ее экспертное описание - но зарубежные владельцы не дают пока что разрешения на факсимильное воспроизведение: вопрос о ценности, как правило, становится вопросом о цене… Но есть бесценные находки. Изучая первую рукописную книгу поэта "Больные думы", мы (вместе с Елизаветой Апальковой) обнаружили 8 автографов неизвестных ранее стихотворений 1910 г., находящихся на гос. хранении. Выявили ранее неизвестное письмо Есенина 1917 г. в редакцию газеты "Дело народа" - обстоятельства тех дней удалось уточнить благодаря С.Субботину, автору комментария к тому писем в Полном собрании сочинений Есенина. Поэт сетовал, что потерялся чемодан с рукописями: взял его с собой, даже отправляясь в путешествие на Север со своей невестой З.Райх и другом А.Ганиным...
 В Центральном гос. архиве Московской обл. (ЦГАМО) среди тысяч документов фонда Моссовета Н.Солобай удалось обнаружить 2 неизвестных ранее документа с подписью Есенина: в 1921 г. он задумывал проект собственной типографии. Основной документ - письмо без даты с неофиц. обращением к председателю Моссовета Л.Каменеву. Оно написано поэтом В.Шершеневичем, а подписано еще и Есениным, и поэтом А.Кусиковым…
Случайно ли Есенин неизменно лидирует в читательских опросах среди русских поэтов ХХ в.? Его лит. наследие издано в Полном академическом собрании сочинении (семитомник в 9 книгах), подготовленном в 1995 - 2002 гг. Следующие 5 лет Есенинская группа ИМЛИ РАН работала над изданием 5-томной Летописи жизни и творчества поэта. И все равно мы с каждым годом открываем что-то новое… В трактате об искусстве "Ключи Марии" у Сергея Александровича есть удивительные строки: "Самостоятельность линий может быть только в устремлении духа". Куда ведут нас эти линии? Вчитаемся, прислушаемся, откроем заново поэта... Наталья Шубникова-Гусева, Светлана Серегина (научные сотрудники Есенинской группы ИМЛИ РАН) 14.09. 2023. РГ
 Т.Ф. Есенина с внуком Юрой

Могу представить Блока согбенным старичком. Жена белеет сбоку, и тросточка - торчком.
Взрывной и непослушный, в зигзагах бороды, вбегает в старость Пушкин! И сразу с ней - "на ты".
Бесстрашен и безбожен, весь - затаённый крик!- но всё ж представить можно, что Лермонтов - старик...
И лишь один... с гитарой, с оравой прихлебал, не умещался в старость, как я ни представлял.
То чубом, то глазами, то песней завитой, то всей резной Рязанью не лез в парик седой.
Вот он стоит сквозь возраст, и стать его пряма!- под русскою берёзой, как молодость сама.
Стоит, как крест над храмом, как музыка земли... И на душе - ни шрамов, ни пятен... от петли. Глеб Горбовский, 1974
НАЗНАЧЕН НОВЫЙ ДИРЕКТОР МОСКОВСКОГО ЕСЕНИНСКОГО МУЗЕЯ 4 июля 2023 г. Приказом Департамента культуры Москвы от 30 июня 2023 г. член Совета ИППО (Императорское Православное Палестинское Общество), руководитель Молодёжной секции Общества О.Робинов назначен директором Московского гос. музея С.А. Есенина.
 Председатель Общества С.Степашин поздравил О.Робинова с назначением и пожелал успехов в реализации намеченных планов и проектов. *** О.Робинов занимает должность руководителя Молодёжной секции ИППО с 2018 г. Под его руководством секция динамично развивается, а в её состав входит более 100 действительных членов Общества. Среди наиболее значимых проектов, реализованных Молодёжной секцией Общества за последнее время, следует отметить культурно-просветительские проекты на базе Всероссийской гос. библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Также на постоянной основе осуществляется взаимодействие с Домом Латинской Америки. Под его руководством члены Молодёжной секции активно принимаю участие в гуманитарных, международных, научных проектах старейшей в России международной общественной организации. https://www.ippo.ru/news....-411466
Вместе с Максимом Сырниковым Робинов ведет передачу "Монастырская кухня" на т/к "Спас"
ЖИЗНЬ ЕСЕНИНА В МУЗЕЕ: ИНТЕРВЬЮ С НОВЫМ ДИРЕКТОРОМ
 У Московского гос. музея С.А. Есенина новый руководитель. На пост директора назначен кандидат культурологии, искусствовед О. Робинов. С именем поэта его связывают особые, семейные отношения. Его прадед, скульптор С.Конёнков был большим другом Есенина..
- Олег Юрьевич, как вы видите развитие музея, что нового ждёт посетителей? - В Москве есть большой запрос на все, что связано с именем Есенина, у многих он ассоциируется именно с этим городом. Безусловно, с Рязанской обл. тоже, но все же сложно представить Есенина без Москвы. У нашего музея есть несколько площадок, в том числе дом в Б.Строченовском пер., где жил Сергей Александрович, он обладает особым мемориальным значением и неразрывно связан с поэтом. Хочется, чтобы это здание было не просто площадкой, а пространством, воссоздающим события, связанные с московским периодом жизни Есенина. В ближайшее время есть планы выйти за рамки музейной деятельности и освоить туристические маршруты есенинской столицы, на них есть большой запрос среди жителей и гостей города. Для реализации этого направления мы обладаем всем необходимым: сотрудники, научная база, а также в наших фондах присутствуют реальные предметы, принадлежавшие поэту. Я думаю, осуществить задуманное будет возможно. На данный момент мы уже проводим прогулки по улочкам вокруг дома-музея. Преимущество их в том, что такие маршруты создают особое эмоциональное впечатление - они позволяют почувствовать, как эти места связаны с известным человеком. Наш музей прилагает достаточно усилий для создания таких экскурсий, но пока это делается на локальном уровне. В идеале мы бы хотели охватить всю Москву и показать пересечения жизни Есенина с другими поэтами, писателями и творческими личностями.
- Сейчас идёт активное внедрение мультимедийных технологий в культурные учреждения. Есть ли в ваших планах повышение интерактивности музея? - В наше время музеи не могут существовать без мультимедийных технологий, без активного их применения, но это надо делать очень деликатно. Считаю, что нельзя чрезмерно этим увлекаться. Когда мы боремся за актуальность, то ненароком можем упустить суть. Так же не могу исключать вероятность того, что, внедрив большое количество технологий в центральную часть экспозиции, через какое-то время они могут потеряют актуальность и нам придётся перестраивать весь музей - в этом есть большая опасность. Поэтому основа экспозиции должна быть классической с дополненными цифровыми средствами. Например, поставить интерактивные панели, неограничивающие нас по количеству информации, как это происходит при использовании бумажных носителей. Зачастую при описании экспонатов используется их краткое описание и этого иногда недостаточно, а применение интерактивных панелей поможет обеспечить более углублённое погружение в историю предметов есенинской эпохи.
- Ваш прадед, скульптор С.Коненков был другом С.Есенина, какие истории связанные с этой дружбой передают в ваше семье из поколения в поколение? - Есть такой поэт С.Клычков, он познакомил моего прадеда с Есениным. В последствии они стали очень хорошими друзьями, их даже называли «два Сергея». Сергей Александрович был большим почитателем таланта моего прадеда и даже когда-то сделал замечание своему знакомому: «Как ты можешь не знать Конёнкова?!» У прадеда есть несколько работ, посвящённых Есенину и его супруге А.Дункан, она даже танцевала у него в мастерской. В нашем семейном архиве сохранились письма последней жены поэтаС.А. Толстой. Поэтому, когда поступило предложение возглавить музей С.Есенина, для меня это стало очень символичным и знаковым моментом. Анастасия Галдабина 20.07. 2023. газета "Вечерняя Москва"
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 03 Окт 2024, 13:48 | Сообщение # 53 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7405
Статус: Offline
| 
В ЕГО ГЛАЗАХ ПРОЗРЕНИЙ ДИВНЫХ СВЕТ
Сергей Есенин - «Божья дудка» - Мессия, посланный судьбой, Лихой, как сказочный каурка, По нраву был бунтарь собой. Илья Марин
 Сергей Есенин. Самое любимое поэтическое имя России XX в., да и наступившего нынешнего. «Достойный преемник пушкинской славы, в легендах ставший, как туман», он и его творчество, словно чудо природы, волнуют, будоражат душу любого русского, да и любого другого, хоть краешком прикоснувшегося к есенинскому огню. Он - единственный из значительных поэтов, кто безоговорочно признан даже в уголовном мире. А народом-языкотворцем о своем, по выражению Маяковского, «забулдыге подмастерье» сказано, написано, создано мифов и легенд столько, что под грузом всего этого многопудья, право же, можно и задохнуться. Так найдется ли гигант мысли, кто сможет дать объективную, верную оценку этому столпу, исполину, оказавшемуся в бурном, буйном потоке расплескавшейся русской реки - жизни?
Как-то сам Есенин, говоря о «солнце русской поэзии» высказал удивительную вещь: «…чтобы до конца понять Пушкина, надо быть гением». Чтобы понять и оценить достойно Есенина, наверное, нужно тоже быть таковым. Кто из нас может претендовать на это?! Как же быть? Разве что пойти путем, какой подсказывал сам Сергей Александрович в одной из автобиографий, написав, что жизнь его в его стихах. Да и в известном произведении «Мой путь» он говорит: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою». Этому и только этому можно верить. Верить самому Есенину, заявившему в порыве страсти даже такое:
Приемлю все, Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам, Отдам всю душу Октябрю и Маю…
Но! Вдумайтесь в заключительную следующую строку:
Но только лиры милой не отдам. (Русь советская)
Вот это есенинская правда. Примем ее и тогда, вероятно, почувствуем русского нашего гения во всех взлетах, трансах и падениях. Есенин себе судья. И справедлив лишь его приговор себе. Вспомним на этот счет письмо А.С. Пушкина князю Вяземскому: «Толпа… в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он мал и мерзок не так, как вы - иначе…». Достойная отповедь есенинским прихлебателям, завистникам, друзьям в кавычках, типа Мариенгофа, договорившегося в романе «Без вранья» (якобы без вранья) до того, что Есенин не любил деревню, то есть родину, что не знал он там, куда себя девать от зеленой тоски.
Есенин - жертва и символ непростого времени. Не эмигрировал в западный рай он, когда его родина оказалась в «огне и дыму» и «корчилась в судорогах», а пел. «Я пел, когда был край мой болен». А мог бы ведь запросто забыть про «дым отечества», про деревню, «где у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами» - забыть при виде шикарных германских и бельгийских шоссе, по которым потом на огромном комфортабельном корабле - «побольше нашего Большого театра» - уезжал он с миллионершей женой А.Дункан в «золотую Америку». За два года пребывания там не написал он ни одного поэтического произведения,а написал путевой очерк под много говорящим заголовком «Железный Миргород». В этом городе нет места поэзии, душе, а, стало быть, и Богу. Америка внутри себя не верит в него, там некогда заниматься этой «чепухой»... И о богохульстве Есенина. Тоже урок нам, нынешним. Побезобразничал Сергей Александрович, что таить, немало, однако, как и кумир его Пушкин, в конце жизни пожелавший умереть христианином, раскаянно признался:
Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь.
А за это надо платить. Есенин и заплатил. В полной мере искупил грех свой. И грех этот Церковью, похоже, отпущен. Не случайно ведь не столь давно во время очередной годовщины ухода поэта в мир иной народ наш скорбел о нем вместе со служителями храма Христа Спасителя в Москве под звон его колоколов. Церковь почтила раба Божьего Серея Есенина. В отличие от Швыдкова - бывшего министра культуры, отказавшегося печалиться о поэте во всероссийском масштабе, посчитавшего Есенина местечковым, всего лишь рязанского, а уж никак не мирового значения, поэтом. Как тут не вспомнить слова Н.Вольпин, брошенные в глаза христопродавцу Мариенгофу: «Его до конца не понять ни вам, Анатолий Борисович, ни мне. Он намного нас сложнее. Вот вы для меня весь как на ладони, да и я для вас, наверное, тоже… Мы с вами против него как бы только двухмерны. А Сергей… Она задумалась. - Думаете, он старше вас на два года, а меня на четыре с лишком? Да нет, он старше нас на много веков!.. Его вскормила Русь, и древняя, и новая. Мы с вами - россияне, а он - русский». Вот так-то!
Шум вокруг великого сына России - бунтаря, уникального человека XX в. - не умолкает уже более сотни лет. И не смолкнет, пока жива Россия, всемирно отзывчивая, способная принести себя в жертву ради блага других. Россия, утверждающаяся не мечом, а любовью, широкая («сузить бы» - Ф.Достоевский), бушующая, как река в разливе. Русь способна к самоочищению, чего никогда не понимали и не поймут наши рационалисты-партнеры.С их ли аршином мерить Россию, в которую «можно только верить» (Ф.Тютчев). И нам, гражданам Российской Державы, не перед кем каяться, только перед собой.
Смиряться? Да, надо. Но перед природой, красотой и Богом. Перед прочим же - сознавать свое достоинство. А Русский мир неизбежно возвратится к Отцу, как заповедано в Святом писании в притче о блудном сыне. Не легок путь. Но его прошли уже лучшие сыны Отечества: генералы и солдаты, великие труженики заводов и пашен, наши святые, гении-пророки: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Есенин, Рубцов… Имя им легион. Их стихи помогают глубже проникнуть в есенинскую суть. И всякий раз он «уходил из Англетера, захлопнув за собою двери в наш новый мир». Ведь это он, «Божья дудка», оголенный нерв поэзии, воспевший всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким, провозгласил пронзительно:
Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси!
Человек, выплеснувший из недр души своей такие речения, может ли быть забытым? Может ли быть временным явлением, как заявляют некоторые «умники», есенинский феномен? Его ли тонкой, хрупкой, отражающей музыку небесных сфер душе не возрадоваться, не воспользоваться тишиной, наступившей «во лесной обители» - своей стране, не приветствовать «жизни денницу», когда «дымком отдает росяница на яблонях белых в саду» и когда так «прекрасна земля и на ней человек».
Ему ли, Есенину, было не знать слов своего учителя Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво». и поэтому: Есенин вечен, пока Бог с Сатаной борется, а поле битвы - сердца человеческие (по Достоевскому). И даже тогда есенинская поэзия будет востребована, когда, согласно откровению Иоанна Богослова, «после Апокалипсиса откроется новое небо и ничего уже не будет проклятого».
Величайший лирик, чье поэтическое слово как бы и не слово вовсе, а божественная музыка, он будет с нами со всеми всегда - «оплеванный и избитый», интеллигентный и «зипунный», красивый и умный, наивный и дурной. Уж, извините, «Дух Божий витает, где хочет» (Евангелие). И еще один урок надо усвоить нам от Есенина, который необходим всегда:
В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым Самое высшее в мире искусство. "Чёрный человек"
Да, «это высшее в мире искусство». Но разве низшему учит Есенин? Разве не учил Пушкин уметь обуздывать гордыню и норов? Разве не к тому призывает род людской в «Нагорной проповеди» сам Иисус Христос? Александр Киселёв, публицист, академик литературы, профессор, доктор социологических наук https://esenin.ru/o-eseni....yi-svet
 Новая книга Ю.Блудова уникальна своим целенаправленным обращением к одной из ключевых и недостаточно исследованных проблем современного есениноведения — участию С.А. Есенина в Первой мировой войн, а также роли военной службы в его духовной и творческой биографии. Есенин - воин, патриот Отечества - эта грань личности великого русского национального поэта до сих пор мало известны. Истории призыва в 1915 г. Есенина на военную службу посвящена первая глава книги. В ней представлены результаты многолетней поисковой работы автора. В главе, посвящённой «военным университетам» поэта, впервые представлены материалы воспоминаний рязанцев - участников Первой мировой войны, которые были свидетелями военной службы С.Есенина в качестве военного санитара Царскосельского военно-санитарного поезда № 143 Её Императорского Величества, неизвестные ранее док. материалы, касающиеся непосредственно военной службы поэта. https://vk.com/esenin_1895_1925?w=wall-77920890_73988
ЗДЕСЬ ОН БЫЛ СЧАСТЛИВ «Дому Есенина» в Москве вернули исторический облик
 Дом № 3 во 2-м Павловском пер. восстановлен. Именно в нем с 1914 по 1915 г. жил С.Есенин. Специалистам удалось полностью воссоздать первоначальный вид дома, построенного в 1910 г. Особое внимание реставраторы уделили фасаду, вернув ему исторический кремово-бежевый цвет и сохранив акцентные белые детали. Именно так дом выглядел, когда в его подъезд, в свою съемную квартиру входил Сергей Александрович. Он снимал здесь две комнаты. Сколько важных событий в его жизни связано с этим адресом...
 Здесь в середине ноября 1914 г. началась семейная жизнь поэта. Вместе с А.Изрядновой, своей первой гражданской женой, Есенин поселился в кв. 12. Вспоминая это время, Изряднова писала: «Живем около Серпуховской заставы...» В этом доме поэтом созданы лучшие стихотворения раннего периода творчества: „Зашумели над затоном тростники“, „Край любимый! Сердцу снятся.“, „Гой ты, Русь моя родная.“, „Не ветры осыпают пущи.“, „Топи да болота“, „Выткался на озере алый свет зари.“. Это было время первых шедевров, а дом 3 во 2-м Павловском пер. - счастливым для Есенина местом: здесь легко дышалось, писалось, любилось. Сюда из роддома он принес своего первенца, Георгия (в семье мальчика звали Юрой), и все повторял, не в силах поверить: «Ну вот я и отец».
Изряднова писала о жизни во 2-м Павловском пер.: «В конце декабря у меня родился сын, Есенину пришлось много канителиться со мной. Нужно было отправить в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась домой, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов, и куплено пирожное: ждал». 8 марта 1915 г. Есенин простился с женой и сыном, собрал рукописи и отправился искать счастья в Петроград. Во 2-й Павловский пер. поэт вернулся, но ненадолго. https://aif.ru/society....nject=1
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 27 Мар 2025, 18:50 | Сообщение # 54 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7405
Статус: Offline
| РОССИЯ ГОТОВИТСЯ К ЮБИЛЕЮ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Наталья Шубникова-Гусева: «Сергей Есенин - одна из звезд на поэтическом небосклоне послереволюционных лет, которая связывала и связывает читателей всех поколений, отечественных и иностранных. Есенин является одним из поэтических символов ХХ века.»
Арсений Замостьянов: «Есенин – самый читаемый русский поэт ХХ в., самый выучиваемый наизусть. Есенин остается необходимым – важнее священника и психоаналитика. В том числе – и как свидетель исторических виражей»
Ольга Воронова: «Таким разноликим в своих ипостасях - от «деревенского пастушка» и «вербочного херувима» до «изящного джентльмена» и «подлинного аристократа» - представал Есенин в восприятии своих современников.
Захар Прилепин: «Есенин – огромен и един. Он и религиозный, и советский, и лирический, и кабацкий, и крестьянский поэт. Всё это удивительным образом в нём сочетается».
ЕСЕНИН. 130 ЛЕТ.
 Президент поручил кабмину провести мероприятия в связи с юбилеем поэта Правительство РФ и администрация Президента должны будут обеспечить проведение мероприятий к юбилею поэта в 2025 г., Кабмин и АП должны будут предоставить доклад о плане мероприятий на этот год, посвященных празднованию 130-летия со дня рождения С.А. Есенина, до 1 марта. Ответственными были назначены Т.Голикова, В.Мединский и Е.Ямпольская.
По всей России в 2025 г. пройдут мероприятия, приуроченные к 130-летию со дня рождения великого русского поэта: запланированы выставки, показы спектаклей, различные культурно-массовые мероприятия. Площадками станут музеи, театры, библиотеки, научные сообщества по изучению творческого наследия Есенина. В музее-заповеднике Есенина в селе Константиново, где родился и провёл детство поэт, в октябре запланирован Всероссийский есенинский праздник поэзии, кульминацией которого станет праздничный концерт. Выставка планируется в ГИРЛИ им. Даля, в к/т «Иллюзион» состоится спец. показ архивной хроники ко дню рождения поэта. В федеральных театрах страны в течение года пройдут показы спектаклей по произведениям С.Есенина, а также посвященные его жизни и творчеству. 03.01. 21.03. 2025. Литературная газета https://lgz.ru/news/k-130-letiyu-esenina/ https://lgz.ru/news/rossiya-gotovitsya-k-yubileyu-esenina/
Выставочный проект «СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. БЕСКОНЕЧНАЯ ЛЕГЕНДА» РАХ и Воронежский народный музей С.Есенина представляют выставочный проект приуроченный к 130-летию со дня рождения поэта, который продемонстрирует более 100 произведений живописи, графики и скульптуры современных художников на тему творчества С. Есенина. Дополнят экспозицию уникальные предметы и издания, связанные с жизнью одного из самых трогательных русских поэтов Серебряного века.
 Основу выставки составят работы из худ. фонда музея, значительная часть которого пополнилась благодаря регулярным «Есенинским пленэрам», проводимым на родине поэта – в селе Константиново с 2012 г. В работе пленэра в разные годы принимали участие российские художники. Их натурные этюды и картины стали одними из первых приобретений Народного музея С.Есенина в Воронеже.
 В 2012 г. в фонд музея были переданы скульптуры академика РАХ А.Бичукова, которые можно будет увидеть на выставке: гипсовая модель бюста Есенина для памятника, торжественно открытого в Воронеже в апреле 2007 г. и ряд других работ мастера, посвященных известному писателю – бронзовая модель памятника С.Есенину на Тверском бульваре в Москве и в селе Константиново. В 2023 г. коллекция пополнилась барельефом «Есенин С.А.» выполненным нар. художником РФ, Президентом РАХ З.Е. Церетели.
Уникальными экспонатами станут предметы из личной «есенинской коллекции» С.Безрукова, переданные им в дар Народному музею С.Есенина. Это прижизненные издания произведений поэта, два номера редкого журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном», швейцарский колокольчик из московского особняка А.Дункан, подаренный Безрукову племянницей поэта С.П. Есениной. Среди других редких предметов музея – часть бывшей коллекции П.Пропалова, которую он собирал на протяжении более чем полвека. Это первый прижизненный сборник стихов «Радуница» 1916 г. с автографом поэта лит. критику и поэтессе З.Бухаровой, открытое письмо с фотографией А.Дункан, рукописный список поэмы «Чёрный человек», сделанный последней женой поэта С.А. Толстой. Гордостью музея стал прижизненный карандашный портрет С.Есенина, выполненный в 1919 г. театральным художником, одним из участников объединения имажинистов Б.Эрдманом, который также можно увидеть в экспозиции.
Первая передвижная выставка впервые была представлена в 2019 г. на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме, а затем прошла в Москве, Магадане, Южно-Сахалинске, на Курильских остовах, а также в Музее-заповеднике С.А. Есенина в селе Константиново.
 Народный музей С.Есенина в Воронеже был создан в рамках меценатского проекта почетного члена РАХ В.А. Бубнова. Оригинальный, единственный в своем роде культурный объект был учрежден в 2010 г. и открыт 23 марта 2012 г. Музей находится в исторической части города на одной из старинных улиц – К.Маркса (Б.Садовой), которая получила среди воронежцев название «литературной аллеи». В постоянную экспозицию под названием вошли уникальные предметы, связанные с жизнью и творчеством поэта, в том числе документы о рождении и учёбе Есенина, автографы стихотворений, загранпаспорт и бельгийская виза, фотографии поэта и его окружения, книги, предметы быта и писательского труда. Также в музее постоянно демонстрируется редкая кинохроника 1918 г., которой ранее не обладал Воронеж – чтение Есениным стихов на открытии памятника А.Кольцову в Москве. В изобразительном фонде музея содержится около 200 работ. Первым живописным произведением стал парадный портрет поэта (2011) кисти з. художника РФ Е.Щеглова. После «есенинских пленэров» коллекция пополнилась работами ведущих мастеров, академиков РАХ. Выставка работает 20 апреля в Галерея искусств З.Церетели (Пречистенка, 19) https://rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=61074
|
|
| |