Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 28 Янв 2020, 13:48 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7072
Статус: Offline
| ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ СВЕРЧКОВ (04.09.1821 - 14.07. 1888)
Русский живописец, работал в жанре батальной, исторической, портретной живописи. Наибольшую известность получил как мастер витражного дела, высоко оцененный при жизни и совершенно забытый после смерти. Его личность овеяна тайной.
Его имя в последнее десятилетие не раз привлекало внимание исследователей русского искусства XIX в. Однако известные факты о жизни и творчестве Сверчкова, все более многочисленные с течением времени, не рассеивают туман загадочности, а лишь увеличивают интерес к необычной судьбе этого неординарного человека. Причиной такой таинственности является тот факт, что мастер почти не жил в России. Он родился в Финляндии в русско-финской семье, худ. образование получили в петербургской Академии художеств, надолго уехал в Рим, где совершенствовал свое мастерство, затем обосновался в Германии, а под конец жизни перебрался в Италию. Сам Сверчков считал, что у него четыре родины – Финляндия, Санкт-Петербург, Мюнхен и Флоренция.
Наследие художника рассыпано по музейным и частным собраниям Западной Европы, России и Финляндии, отдельные произведения появляются на крупных аукционах антиквариата. В русскоязычной науке личность Сверчкова сравнительно недавно стала объектом изучения. В 1998 г. из фондов научно-исследовательского музея РАХ были извлечены его витражи, изготовленные для конференц-зала АХ, что дало толчок новому витку в изучении его творчества. Все это, включая издание неопубликованных материалов о жизни русских художников в Риме в 1840-х годах, однако, лишь слегка приподняло покров забвения над именем и делами Владимира Дмитриевича.
Русские художники в Риме. 1846. Второй в ряду сидящих художников – В.Д. Сверчков
Он родился в небольшом городке Ловийса на юге Финляндии недалеко от границы с Россией. Родители: генерал-майор, служивший в гарнизоне этого города, и Катарина Ениш. Отец готовил сына к военной службе, но тот был склонен к изучению искусств и получил эту возможность: сперва он занимался у живописца Т.Леглера в Або (Турку), а позже, будучи офицером – у преподавателя Рисовального зала при университете Хельсинки П.Крускопфа. Дослужившись до чина подпоручика, Владимир Дмитриевич по страсти к искусству вышел в отставку и начал посещать Императорскую АХ в Петербурге. В 1844 г. он отправился в Рим по совету врачей из-за болезни, происходящей от петербургского климата. Рим в то время привлекал всех художников Европы, и каждый начинающий живописец стремился туда. Сверчков отправился в Вечный город совершенно без средств, едва ли не пешком: его семья не смогла (или не захотела) финансировать эту затею. В пути перебивался на гроши, перепадавшие ему от товарищей, пока его не встретила в чужих краях баронесса К.Штиглиц. Она увидела Владимира рисующим на улице и помогла ему добраться до Рима. Здесь он начал заниматься живописью под руководством русского художника, академика Ф.А. Моллера. В эти годы н неоднократно ходатайствовал о вспомоществовании для продолжения учебы за границей и получал финансовое содержание из Кабинета Его Императорского Величества, по неизвестной нам пока причине ему оказывало покровительство.
В последующие годы художник работал в жанре военных сцен. В 1850-е он обратился к изображению интерьеров и за картины «Внутренние комнаты венецианских дожей», и «Сцена из средних веков» получил Золотую медаль I степени. Ему было присвоено звание художника с правом заграничного пенсионерства. Стипендия на 6 лет позволила Сверчкову продолжить свою учебу в Мюнхене, а потом в Париже в модном ателье Тома Кутюр. Именно в этот период художник заинтересовался живописью на стекле. В 1862 г. Владимир дмитриевич вернулся из пенсионерской поездки, а впоследствии на собственные средства вновь отправился в Мюнхен. Там, основательно изучив приемы живописи на стекле и внеся в нее некоторые технические улучшения собственного изобретения, он организовал собственную мастерскую. К середине 1860-х годов Владимир Сверчков уже имел достаточное состояние, чтобы построить собственный дом, организовать мастерскую, окружить себя роскошью. В немецкоязычной литературе встречается указание на то, что художник к этому времени был не просто состоятельным человеком, а невероятно богат. Можно только предполагать, откуда взялось богатство у человека, который пешком ушел из Петербурга в Рим, много бедствовал и перебивался пособиями. Видимо, покровительство барона А.Л. Штиглица, заказы этой семьи дали толчок к его финансовой самостоятельности, а женитьба в 1852 г. на Жозефине Крафт -дочери богатого мюнхенского портного - могла приумножить его состояние. Практический ум Сверчкова и его деловая хватка превратили этот капитал в настоящее богатство.
Мастерская В.Д.Сверчкова. Ныне Дом ученых
Витражная мастерская Сверчкова быстро стала известной. Впервые ее работы в Петербурге демонстрировались на академической выставке 1868 г. Все их приобрел император Александр II. Возможно, именно эти витражи были установлены в 1869 г. в Оружейной палате московского Кремля. Мастерская работала 6 лет. Сколько было изготовлено за это время витражей - не установлено. За короткое время слава ателье Сверчкова распространилась столь широко, что ее работы заказывали из Берлина и Лондона, Турку и России.
Витражи в Туркусском соборе
Мода на картины из стекла, возникла в России еще в 1820-х годах в связи со строительством псевдоготических зданий, однако вплоть до 1890-х гг. в ней не было частных мастерских, способных быстро и относительно недорого делать витражи и потому продукция мастерской Сверчкова была более чем востребована. О том, что это была единственная русская мастерская подобной специализации, говорит тот факт, что на Политехнической выставке 1872 г. в Москве только работы Сверчкова представляли витражные произведения, но и этого было достаточно, чтобы публика могла познакомиться с тем эффектом, какой производят расписанные яркими красками стекла.
Витражи «Белоснежка», «Семь воронов», «Спящая Красавица»
Художник доставил довольно значительное собрание окон разной величины и различного характера живописи. Окна эти вставлены в стены павильона № 56 и украшены тонкой живописью, изображающей фигуры святых и угодников; некоторые из них имеют геометрический рисунок из разноцветных стекол». За эти экспонаты он был удостоен Золотой медали и впоследствии работы мастерской постоянно экспонировались на российских и всемирных выставках, неизменно получая высокие награды. Витражи у Сверчкова охотно заказывали члены императорской семьи: они были в Аничковом дворце, во дворце вел. князя Владимира Александровича, а также в здании императорской АХ, в особняке фабриканта Ф.К. Сан-Галли, в нескольких петербургских храмах.
Особняк Ф.К.Сан-Галли. Лиговский пр., 62
Были они в собраниях музеев Императорского Общества Поощрения Художеств, в музее училища барона Штиглица, в Радищевском музее в Саратове. Мастерская Сверчкова быстро стала успешной и известной. Профессор Мюнхенской академии изобразительных искусств Рудольф фон Зайтц так отзывался об этой мастерской: «… она по своим достижениям задавала тон для всех других в Германии». И в этом тоже есть некоторая необычность. Мюнхен в 1- половине XIX в. был признанной столицей мирового витражного искусства. Здесь находилось самое крупное и прославленное предприятие Европы, изготавливавшее картины на стекле – «Der Koeniglich Baurischen Hofglasmalerei». Именно оно выполнило в 1841-1844 гг. заказ на алтарный образ в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.
В 1873 г. Сверчков по состоянию здоровья уехал во Флоренцию, где его уже ждал выстроенный по его заказу новый дом. Вероятно, смена места жительства действительно была запланирована художником из-за болезни легких, преследовавшей его всю жизнь. Однако сигналом к отъезду стала эпидемия холеры, разразившаяся в Мюнхене в 1873 г. К тому времени Сверчков состоялся как крупный предприниматель в области искусства. В 1880-е он много путешествовал: поездка в Петербург и нереализованная идея возвращения в Германию были попытками вернуться в круг старых друзей, в обстановку былого успеха. Недостаточное признание и понимание со стороны своих земляков, которые его глубоко задевали, прогрессирующие болезни, глухота сопровождали последние годы его жизни. Однако до самого последнего дня Сверчков работал: в 1888 г. он прислал заявку в Баварский союз прикладного искусства для участия в выставке: он намеревался лично приехать со своими картинами. Однако вместо этого пришло известие о его смерти. Умер Владимир Дмитриевич во Флоренции в возрасте 66 лет. Похоронен на протестантском (точнее, некатолическом) кладбище Аллори. На могиле художника лежит простая каменная плита, с высеченными словами: Wladimir Swertschkoff Geboren in Finnland 1820 Gestorben in Florenz 1888 Богатую коллекцию произведений искусства Владимир Дмитриевич частично завещал Художественной школе барона Штиглица в Петербурге, некоторые работы по завещанию мастера были отосланы в Саратов – другу молодости А.П. Боголюбову, все остальные эскизы и худ. работы должны были быть проданы Н.М. Половцевой - приемной дочери его покровителя барона Штиглица. Источники дают противоречивую характеристику личности Владимира Дмитриевича.
Добрейший и скупой, мало плативший работавшим у него мастерам и часто ругавший их. Несомненно щедрый во многих случаях, он был добр и к отдельным людям, известно, что в что Шлейсгейме на его средства в школе учились более 20 местных детей. Он оказывал поддержку худ. ателье и ремесленным мастерским, которые специализировались на изготовлении деталей отделки интерьеров. Определенно тщеславный: сам он называл себя незаконным сыном императора Николая I, и, действительно, пользовался особенной благосклонностью русской императорской семьи. О работах Сверчкова знал и император Александр II и неоднократно одобрительно о них отзывался и, конечно, баварский курфюрст Людвиг I, позволивший ему устроить мастерскую на собственных землях в Шлейсгейме.
Несомненно, Владимир Дмитриевич был неординарной личностью. Одаренный, живой, энергичный, общительный, хорошо образованный, он постоянно предпринимал что-то новое. Его наследие обширно и до сих пор малоизвестно. Турку, Санкт-Петербург, Мюнхен, Флоренция – в каждом из этих городов он оставил о себе память, и не только в виде артефактов. Его общественная деятельность, подробности которой еще предстоит установить, несла существенный вклад в худ. жизнь эпохи. Татьяна Княжицкая, журнал "История Государства Российского", май 2012. https://vitroart.ru/articles/articles/758/
|
|
| |