[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ СВЕРЧКОВ
ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ СВЕРЧКОВ
Валентина_КочероваДата: Вторник, 28 Янв 2020, 13:48 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 5977
Статус: Offline
ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ СВЕРЧКОВ
(04.09.1821 - 14.07. 1888)


Русский живописец, работал в жанре батальной, исторической, портретной живописи. Наибольшую известность получил как мастер витражного дела, высоко оцененный при жизни и совершенно забытый после смерти. Его личность овеяна тайной. Его имя в последнее десятилетие не раз привлекало внимание исследователей русского искусства XIX века. Однако известные факты о жизни и творчестве Сверчкова, все более многочисленные с течением времени, не рассеивают туман загадочности, а лишь увеличивают интерес к необычной судьбе этого неординарного человека. Причиной такой таинственности является тот факт, что мастер почти не жил в России. Он родился в Финляндии в русско-финской семье, художественное образование получили в петербургской Академии художеств, надолго уехал в Рим, где совершенствовал свое мастерство, затем обосновался в Германии, а под конец жизни перебрался в Италию. Сам Сверчков считал, что у него четыре родины – Финляндия, Санкт-Петербург, Мюнхен и Флоренция.

Наследие художника рассыпано по музейным и частным собраниям Западной Европы, России и Финляндии, отдельные произведения появляются на крупных аукционах антиквариата. В русскоязычной науке личность Сверчкова сравнительно недавно стала объектом изучения. В 1998 г. из фондов научно-исследовательского музея РАХ были извлечены витражи Сверчкова, изготовленные для конференц-зала Академии Художеств, что дало толчок новому витку в изучении его творчества. Все это, включая издание неопубликованных материалов о жизни русских художников в Риме в 1840-х годах, однако, лишь слегка приподняло покров забвения над именем и делами Владимира Дмитриевича.


Русские художники в Риме. 1846. Гос. литературный музей.  Второй в ряду сидящих художников – В.Д. Сверчков.

Он родился в небольшом городке Ловийса на юге Финляндии недалеко от границы с Россией. Родители: генерал-майор Дмитрий Сверчков, служивший в гарнизоне этого города, и Катарина  Ениш. Отец готовил сына к военной службе, но тот был склонен к изучению искусств и получил эту возможность: сперва он занимался у живописца Т.Леглера в Або (Турку), а позже, будучи офицером – у преподавателя Рисовального зала при университете Хельсинки П.Крускопфа. Дослужившись до чина подпоручика, Владимир Дмитриевич «по страсти к искусству» вышел в отставку и начал посещать Императорскую Академию Художеств в Петербурге. В 1844 году он отправился в Рим по совету врачей из-за болезни, «происходящей от петербургского климата». Рим в то время привлекал всех художников Европы, и каждый начинающий живописец стремился туда. Сверчков отправился в Вечный город совершенно без средств, едва ли не пешком: его семья не смогла (или не захотела) финансировать эту затею. В пути молодой человек перебивался на гроши, перепадавшие ему от товарищей, пока его не встретила в чужих краях баронесса К.Штиглиц. Она увидела Владимира рисующим на улице и помогла ему добраться до Рима. Здесь он начал заниматься живописью под руководством русского художника, академика Ф.А. Моллера. В эти годы н неоднократно ходатайствовал о вспомоществовании» для продолжения учебы за границей и получал финансовое содержание из Кабинета Его Императорского Величества, по неизвестной нам пока причине ему оказывало покровительство.

В последующие годы художник работал в жанре военных сцен. В 1850-е он обратился к изображению интерьеров и за картины «Внутренние комнаты венецианских дожей», и «Сцена из средних веков» получил золотую медаль первой степени. Ему было присвоено звание художника с правом заграничного пенсионерства. Стипендия на 6 лет позволила Сверчкову продолжить свою учебу в Мюнхене, а потом в Париже в модном ателье Тома Кутюр. Именно в этот период художник заинтересовался живописью на стекле.

В 1862 году Сверчков вернулся из пенсионерской поездки, а впоследствии на собственные средства вновь отправился в Мюнхен. Там, основательно изучив приемы живописи на стекле и «внеся в нее некоторые технические улучшения собственного изобретения», он организовал собственную мастерскую. К середине 1860-х годов Владимир Сверчков уже имел достаточное состояние, чтобы построить собственный дом, организовать мастерскую, окружить себя роскошью. В немецкоязычной литературе встречается указание на то, что Сверчков к этому времени был не просто состоятельным человеком, а невероятно богат. Можно только предполагать, откуда взялось богатство у человека, который пешком ушел из Петербурга в Рим, много бедствовал и перебивался пособиями. Видимо, покровительство барона А.Л. Штиглица, заказы этой семьи дали толчок к финансовой самостоятельности художника, а женитьба в 1852 году на Жозефине Крафт -дочери богатого мюнхенского портного - могла приумножить его состояние. Практический ум Сверчкова и его деловая хватка превратили этот капитал в настоящее богатство.


Мастерская В.Д.Сверчкова. Ныне Дом ученых.

Витражная мастерская Сверчкова быстро стала известной. Впервые ее работы в Петербурге демонстрировались на академической выставке 1868 года.  Все их приобрел император Александр II. Возможно, именно эти витражи были установлены в 1869 году в Оружейной палате Московского Кремля. Мастерская работала 6 лет. Сколько было изготовлено за это время витражей - не установлено. За короткое время слава ателье Сверчкова распространилась столь широко, что ее работы заказывали из Берлина и Лондона, Турку и России.


Витражи в Туркусском соборе

Мода на «картины из стекла», возникла в России еще в 1820-х годах в связи со строительством псевдоготических зданий. Однако вплоть до 1890-х гг. в ней не было частных мастерских, способных быстро и относительно недорого делать витражи и потому продукция мастерской Сверчкова была более чем востребована. О том, что это была единственная «русская» мастерская подобной специализации, говорит тот факт, что на Политехнической выставке 1872 года в Москве только работы Сверчкова представляли витражные произведения, но и этого было достаточно, чтобы публика могла познакомиться с тем эффектом, какой производят расписанные яркими красками стекла.

     
Витражи «Белоснежка», «Семь воронов», «Спящая Красавица»

Сверчков доставил довольно значительное собрание окон разной величины и различного характера живописи. Окна эти вставлены в стены павильона № 56 и украшены тонкой живописью, изображающей фигуры святых и угодников; некоторые из них имеют геометрический рисунок из разноцветных стекол». За эти экспонаты художник был удостоен золотой медали. И впоследствии работы мастерской постоянно экспонировались на российских и всемирных выставках, неизменно получая высокие награды. Витражи у Сверчкова охотно заказывали члены императорской семьи: они были в Аничковом дворце, во дворце великого князя Владимира Александровича, а также в здании императорской Академии Художеств, в особняке фабриканта Ф.К. Сан-Галли, в нескольких петербургских храмах.


Особняк Ф.К.Сан-Галли.Лиговский пр., 62

Были они в собраниях музеев Императорского Общества Поощрения Художеств, в музее училища барона Штиглица, в Радищевском музее в Саратове. Мастерская Сверчкова быстро стала успешной и известной. Профессор Мюнхенской академии изобразительных искусств Рудольф фон Зайтц так отзывался об этой мастерской: «… она по своим достижениям задавала тон для всех других в Германии». И в этом тоже есть некоторая необычность. Мюнхен в первой половине XIX века был признанной столицей мирового витражного искусства. Здесь находилось самое крупное и прославленное предприятие Европы, изготавливавшее картины на стекле – «Der Koeniglich Baurischen Hofglasmalerei». Именно оно выполнило в 1841-1844 гг. заказ на алтарный образ в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

В 1873 году Сверчков «по состоянию здоровья» уехал во Флоренцию, где его уже ждал выстроенный по его заказу новый дом. Вероятно, смена места жительства действительно была запланирована художником из-за болезни легких, преследовавшей его всю жизнь. Однако сигналом к отъезду стала эпидемия холеры, разразившаяся в Мюнхене в 1873 году. К тому времени Сверчков состоялся как крупный предприниматель в области искусства. В 1880-е он много путешествовал: поездка в Петербург и нереализованная идея возвращения в Германию были попытками вернуться в круг старых друзей, в обстановку былого успеха. «Недостаточное признание и понимание со стороны своих земляков, которые его глубоко задевали», прогрессирующие болезни, глухота сопровождали последние годы его жизни. Однако до самого последнего дня Сверчков работал: в 1888 году он прислал заявку в Баварский союз прикладного искусства для участия в выставке: он намеревался лично приехать со своими картинами. Однако вместо этого пришло известие о его смерти. Умер Владимир Дмитриевич во Флоренции в возрасте 66 лет. Похоронен на протестантском (точнее, некатолическом) кладбище Аллори. На могиле художника лежит простая каменная плита, с высеченными словами:
Wladimir Swertschkoff
Geboren in Finnland
1820
Gestorben in Florenz
1888
Богатую коллекцию произведений искусства Сверчков частично завещал Художественной школе барона Штиглица в Петербурге, некоторые работы по завещанию мастера были отосланы в Саратов – другу молодости А.П. Боголюбову, все остальные эскизы и художественные работы должны были быть проданы Н.М. Половцевой - приемной дочери его покровителя барона Штиглица. Источники дают противоречивую характеристику личности Владимира Дмитриевича.

«Добрейший» и скупой, мало плативший работавшим у него мастерам и часто ругавший их. Несомненно щедрый во многих случаях, он был добр и к отдельным людям, известно, что в что Шлейсгейме на его средства в школе учились более двадцати местных детей. Он оказывал поддержку художественным ателье и ремесленным мастерским, которые специализировались на изготовлении деталей отделки интерьеров. Определенно тщеславный: сам он называл себя незаконным сыном императора Николая I, и, действительно, пользовался особенной благосклонностью русской императорской семьи. О работах Сверчкова знал и император Александр II и «неоднократно одобрительно о них отзывался» и, конечно, баварский курфюрст Людвиг I, позволивший ему устроить мастерскую на собственных землях в Шлейсгейме. Несомненно, Владимир Дмитриевич был неординарной личностью. Одаренный, живой, энергичный, общительный, хорошо образованный, он постоянно предпринимал что-то  новое. Наследие Сверчкова обширно и до сих пор малоизвестно. Турку, Санкт-Петербург, Мюнхен, Флоренция – в каждом из этих городов он оставил о себе память, и не только в виде артефактов. Его общественная деятельность, подробности которой еще предстоит установить, несла существенный вклад в художественную жизнь эпохи.
Татьяна Княжицкая,
журнал "История Государства Российского", май 2012.

https://vitroart.ru/articles/articles/758/
Прикрепления: 0717222.jpg(8.6 Kb) · 6062039.jpg(19.2 Kb) · 3623724.jpg(26.7 Kb) · 0218795.jpg(48.5 Kb) · 2426348.jpg(18.8 Kb) · 7090156.jpg(18.5 Kb) · 3968324.jpg(17.5 Kb) · 7701765.jpg(18.2 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ СВЕРЧКОВ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: