[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » АНАТОЛИЙ БИЧУКОВ
АНАТОЛИЙ БИЧУКОВ
Валентина_КочероваДата: Пятница, 21 Фев 2020, 16:49 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6079
Статус: Online
АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ БИЧУКОВ
(24.05. 1934- 19.02. 2020)


Советский и российский скульптор, педагог, профессор. Член Союза художников СССР с 1967 года, член-кор., академик и вице-президент Российской академии художеств. Народный художник РСФСР.

Родился в городе Сталино (ныне - город Донецк) в семье Андрея Алексеевича Бичукова и Евдокии Владимировны Марченко. Отец был горным инженером, погиб в шахте в 1948 году. Мать работала учительницей литературы.В 1951 году, окончив Донецкое архитектурно-художественное училище по распределению уехал работать в Москву. Занимался восстановлением фасадов старых зданий, посещал художественную школу. Был призван в армию, служил в Военно-воздушных силах стрелком-радистом. В 1957 году, после демобилизации, стал штатным художником издававшейся в Москве еженедельной газеты "Советский патриот". В 1958-1960 годах работал художником-оформителем в газете "Литература и жизнь".В 1959 году Анатолий Бичуков поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова Академии художеств СССР (ныне при Российской академии художеств). Окончил его в 1964 году по специальности "художник-скульптор". Выпускник мастерской народного художника СССР Матвея Манизера. С 1960-х годов преимущественно работал в жанрах монументальной и станковой скульптуры. В 1967 году был принят в Союз художников СССР. Первой заметной монументальной работой стал гранитный памятник поэту Борису Корнилову (1968), установленный в г.Семенов (ныне - Нижегородская область).

      
Ваганьковское кладбище, 1986. Тверской бульвар, 1995. Константиново, 2007.

Наиболее известные произведения скульптора находятся в Москве: монумент "Благодарная Россия - солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга" на Трубной площади (1994), композиция "Защитникам земли российской" на Поклонной горе (1995), памятник Сергею Есенину на Тверском бульваре (1995). Среди других монументальных работ - памятники "Летчикам - героям гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." во Внуково (1984), "Героям-медикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." в Кисловодске (1997), художнику Аркадию Пластову в Ульяновске (2003).


В середине 1990-х годов Анатолий Бичуков участвовал в воссоздании скульптурного убранства храма Христа Спасителя, в 1999-2000 годах оформил интерьеры и внутреннее убранство храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади (Москва). В 2002 году выполнил бронзовые фигуры российских императоров Петра I, Екатерины II, Николая I и Александра II для резиденции президента РФ в Большом Кремлевском дворце. Скульптурные произведения мастера установлены в Германии, Италии, Казахстане, Чили, Швеции и других странах, находятся в коллекциях российских и зарубежных музеев и галерей.

   
Памятник "Защитникам земли Российской" на Поклонной горе, 1995. Пушкин.Сантьяго (Чили) 1999.

В 1974-2013 годах являлся худруком Студии художников имени В.В. Верещагина МВД России,
в 1987-2001 годах - завкафедрой скульптуры и композиции Российской академии живописи, ваяния и зодчества (Москва).
В 2000-х годах возглавлял худ-экспертный совет по монументальному искусству при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии.
В 2001-2011 годах - ректор Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств.
С 2001 года являлся вице-президентом Российской академии художеств.

Народный художник РСФСР (1980).
Являлся полковником внутренней службы в отставке. Был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (1996), отмечен благодарностью президента РФ (1995).
Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (2001),
Международной премии им. М.Шолохова в области литературы и искусства (2004).
Почетный гражданин г. Семенова (1979).
Жизни и творчеству мастера посвящен сборник "Анатолий Бичуков. Скульптура" (2004).

МОСКВА, 19 февраля. /ТАСС/: Народный художник РСФСР, вице-президент Российской академии художеств, скульптор Анатолий Бичуков, участвовавший в воссоздании убранства храма Христа Спасителя в Москве, умер в возрасте 85 лет в своей мастерской на улице Щепкина в Мещанском районе столицы.
https://tass.ru/info/7794509

Памяти Анатолия Бичукова...

Анатолия Бичукова похоронили 21 февраля на Троекуровском кладбище с воинскими почестями.
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/356860/

Замечательному скульптору и человеку...

Прикрепления: 4179362.jpg(10.9 Kb) · 6028126.jpg(20.2 Kb) · 8694186.jpg(17.4 Kb) · 4544010.jpg(16.7 Kb) · 4032951.jpg(9.6 Kb) · 5314617.jpg(14.8 Kb) · 9358915.jpg(12.0 Kb) · 3915390.jpg(6.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 21 Фев 2020, 17:45 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6079
Статус: Online
Анатолий Бичуков: “СВОБОДА ОТ РОДИНЫ — НЕ СВОБОДА"


Я вошел в небольшое строение во дворике на улице Щепкина. Радушный хозяин встретил меня, и из прихожей я попал в зал, похожий на римский атриум, посреди которого стояла величественная женская фигура в два человеческих роста. Свет падал откуда-то сверху, а красивая славянка, сжимающая в одной руке скипетр, увенчанный державным орлом, а в другой щит, оценивающе смотрела на меня. Настолько непохожа она была на девушек из рекламных роликов, что подивился я своему впечатлению и отложил разгадку его на потом.

- Анатолий Андреевич, расскажите о себе, дайте краткую справку о своих работах.
- Я закончил Институт им. Сурикова в 1964 году. Одновременно работал, со второго курса участвовал во многих выставках. В молодости было трудно, не было мастерской, но я много работал. Этот дом, где мы находимся, предназначался на слом, и я его сам восстановил, получая копейки. Мастерская для художника - это его жизнь. Дом - это самое главное. Я участвовал и участвую почти во всех выставках, проводимых Союзом художников. Сейчас в галерее на Кузнецком проходит выставка, посвященная защитникам Отечества. Там экспонируется и моя работа - портрет поэта Василия Федорова. А первая моя вещь - портрет Сергея Есенина. Он был показан на выставке "Советская Россия" в 1967 году. За этот портрет меня сразу приняли в Союз. Лепил я воинов, инженеров, рабочих, ученых, поэтов. Над образами поэтов и художников особенно много работал. Лепил поэтов Корнилова, Рогова, Блока; писателя Хемингуэя, художника Матвеева, казацкого певца Сейфулина… И всю жизнь размышлял над образом Есенина.

- Анатолий Андреевич, вашего Есенина - того, что стоит на Тверском бульваре в Москве ,- в народе очень любят, а за границей вас почитают?
- Работы мои есть и в Италии, Германии, в Швеции, на Кубе, во Вьетнаме, даже в Ботсване. Но в основном - в России. "Защитники Земли русской" - на Поклонной, на Трубной - Святой Георгий -погибшим сотрудникам правоохранительных органов, Есенин в Москве, он же на Ваганьковском кладбище, у Боткинской больницы памятник Боткину, во Внукове - летчик гражданской авиации, памятник воинам-пожарным, множество мемориальных досок. В Кремлевском дворце стоят скульптуры императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II, - а также "Россия" (Красивая и строгая славянка в атриуме с верхним светом), "Правосудие".

- Насколько мне известно, вы еще и преподаете.
- Я преподаю в Академии, созданной И.Глазуновым. Илья Сергеевич много потратил времени и сил на ее создание. У меня занятия два раза в неделю. Кафедру возглавляю и веду мастерскую. Мне нравится, что преподавание там построено на традициях Императорской Академии, ведется по программе этого учебного заведения. Наши студенты получают широкое образование, знают историю России и ее культуру. Это очень важно, чтобы они знали, где живут, знали своих предков, знали те произведения, которые создавались нашими предшественниками. Глазунов, пройдя через огромные трудности, создал такое учебное заведение, которым может гордиться Россия. Я во многих учебных заведениях был - в Италии, Швеции. Германии, Франции. Такой постановки дела, как у нас, я не видел. Без знания художественной грамоты, я считаю, художник не может выразить себя.

- Должно ли искусство быть в основе своей нравственным? Бороться за нравственность?
- Если искусство не нравственное, оно не нужно никому. Это не искусство. Искусство должно быть человечным и нравственным, служить Отечеству своему (это ведь тоже нравственность). Любовь к Родине и любовь к матери - явления очень похожие, и если это не заложено в человеке, то непонятно, для чего тогда он существует? Военно-патриотическую тему я воспринимаю тоже как воспитание нравственности. Но, к сожалению, нашему государству это не очень-то нужно. Пока. А я маленький очажок такого искусства держу. Вы можете пойти на Кузнецкий и увидеть, что наша студия там впереди - по тематике, по содержанию, по композиционным решениям. Мы продолжаем традиции русского реалистического искусства. Пока я возглавляю мастерскую, так и будет, другого я не хочу. Придет другой - может, будет по-другому. Мне противна смена человеком своих убеждений, противны люди, побросавшие свои партбилеты и ставшие ярыми "демократами". Но вообще, вы меня в политику не впутывайте. Все на политике играют, потом власть захватывают и забывают, где они живут.

- Каково ваше отношение к различным направлениям в современном искусстве?
- Наступать на душу человека никто не имеет права. Дело не в направлении, а в том, хороший или плохой художник.

- Ваше отношение к проблеме экспорта западных ценностей и масскультуры в нашу страну?
- Самое отрицательное. Это то, чем хотят загубить нашу Россию. Россия, как страна великой культуры, не нуждается в каких-то инородных влияниях, она сама должна эволюционно развиваться. У нее богатейшая история, а что они взамен нам могут предложить? Уже и в Азии "не проходит" этот "экспорт", во Франции на телевидении существуют квоты на иностранные фильмы, прежде всего на американские. А мы всех сразу пустили, и что из этого вышло? У нас достаточно хороших актеров, писателей, художников, мы их должны поддерживать и не позволять размывать наши ценности и оскорблять национальное достоинство русских.

- Что у вас вызывает наибольшую "аллергию" на телевидении?
- Воспитание молодого поколения. Дело на сегодня обстоит ужасно. На экране одно живодерство: как материальное, так и духовное. А воспитание молодых - это ведь управление завтрашним днем из сегодняшнего.

- Верите ли вы в Бога и как относитесь к бунтарству и богоборству в искусстве?
- Верить в Бога можно по-разному. Я в душе больше верю. Моя вера не носит показного характера. Я видел священников, которые сами не верят, таким я не доверяю. Но то, что воссоздается храм Христа-Спасителя… Я низко кланяюсь Лужкову за то, что он сумел это сделать, за то, что поставлен памятник Петру I и всему русскому флоту.

- Он вам нравится?
- Я считаю, что может быть такой памятник. Когда-то весь Париж бунтовал против Эйфелевой башни… Да я и камню бы поклонился, если бы он был поставлен во славу русского флота. А на Поклонной горе кто не давал нам 50 лет построить памятник? Лужков и Церетели взяли и поставили наконец-то. Качество, вы говорите? На конкурсе лучше проекта не было. Я был членом жюри конкурса и хорошо это помню… Впрочем, окончательную оценку даст время.

-  А вы, Анатолий Александрович, "лужковец"
- Юрий Михайлович, на мой взгляд, - очень живой человек. Ему ничего небезразлично: ни спорт, ни все, что делается в России и в мире, небезразлична церковь и, конечно, о Москве он заботится как нельзя лучше. Разве это плохо? Я политикой не занимаюсь, я о человеке сужу по делам.

- Но существует мнение, что Лужков слишком щедро платит Церетели, десятки миллионов долларов только за работы по отделке Храма?
- Я не верю этим сплетням. По-моему, Церетели скорее свои деньги отдаст - он достаточно обеспеченный человек, у него есть заводы, в том числе за рубежом. Может, я ошибаюсь - я слишком верю людям. Но есть экспертный совет, который оценивает работу. Вот я сделал памятник Есенину. Ну как мне можно переплатить, если совет оценил, а у Минкультуры нет денег, и я пока только половину за него получил, счет там идет не на миллионы, а на тысячи долларов. А впрочем, в экономических проблемах я не разбираюсь.

- В чем суть взаимоотношений художника и народа?
- Есть разные художники и разный народ. Был такой народ, который царя убивал и радовался этому. И народ в этом смысле достоин своего правительства. А потом получилось, что кто-то виноват. Есть народ, который пьет водку, и его ничего не интересует. Такой будет валяться на земле, в то время когда на ней можно вырастить и пшеницу, и животных. А есть народ, который трудится с утра и до вечера. Вот это для меня другой народ, который созидает, кормит Отечество и себя. Второму народу надо условия создавать. Такого народа у нас много, его только поддержать, помочь ему надо, а не долбить. Крестьянство было уничтожено неслучайно. "У кого земля - у того и власть". Сельский труженик - это свободный человек. Над ним, если разобраться, никакой власти нет, кроме Божьей. Крестьянство со своей христианской традицией, культурой на сегодня уничтожено, в деревнях одни старушки остались. Нет сильного мужика, способного обрабатывать землю. А тут еще землю собираются продавать. Скупят ее иностранцы да бандиты и будут диктовать свои условия, спекулировать.

- Как по-вашему, русское искусство зашло в тупик или впереди рассвет?
- Я не вижу тупика. Открыто множество галерей и театров, открыты памятники Достоевскому и Есенину.

- Говорят, что образ Есенина вас волновал всегда…
- Мои тетки были учительницами, и я в детстве испытал сильное литературное влияние. Поэзия для меня - это святое. Когда мне в первый раз попалась книжечка со стихами Есенина, я был поражен этим звучанием, и тем, насколько он мне близок по духу.

- Что такое, по-вашему, реализм?
- Реализм - это когда мы видим форму, пространство, объем и профессионально выражаем мысль через композицию. Если короче, это то, что мы видим плюс мастерство и философское содержание.

- То есть, в основе реализма лежит мастерство…
- Я был в Шведской академии, в Парижской академии. Когда-то у них было великое искусство, а теперь они все растеряли под влиянием рынка, занимаются "самовыражением".

- Расскажите о своей новой работе - памятнике воинам внутренних войск, погибшим в "горячих точках" за единую Россию.
- Мне хотелось создать образы тех мальчиков, тех сынков, которые сражались и умирали с именем Родины на устах. Я говорю о чеченской войне. Независимо от ошибок политиков, наши воины там честно выполняли приказ, многие не вернулись… Моя задача была показать скорбящую мать, а может, Богородицу, на фоне ушедших от нас ребят. Камни, насыпанные перед фигурой матери, будут украшены надписями - обозначениями областей России, из которых были они были призваны.

- Когда и где будет открыт этот памятник?
- В Москве на Красноказарменной, в сквере напротив Главного управления внутренних войск. Туда часто приезжают матери, вдовы, сестры; будет место, чтобы посидеть, погоревать. Ведь в обобщенном образе есть и конкретные сыновья, братья… Проект прошел экспертные советы, обсуждения.

- Насколько важно, по-вашему, в искусстве мировоззренческое, идеологическое начало?
- Если посмотреть наших великих мастеров, там много заложено философии, много рассуждений, поиска, раздумий. Вот, например, "Утро стрелецкой казни". Сколько там выражено! Это целая трагедия, трагедия нашего государства…

- Что такое для вас свобода?
- Мне кажется, свобода от своей Родины - это не свобода, свобода от любимых друзей, от детей - тоже не свобода. Человек не должен быть свободным от самого себя. Если мне не мешают работать - это уже свобода. Отнимите у меня все - я все равно буду лепить, рисовать, сочинять композиции.

- Актуальный вопрос: что для вас значат деньги? "Чеканная свобода" - так ведь говорят…
- Я знаю людей, которые много денег имеют, но они хамы и невежды невеждами. Видел одного нувориша - малообразованный, на какой-то спекуляции разбогател. Богатый хам - это страшно для общества. А если у благородного человека есть деньги, то он может помочь нуждающемуся, коллегам, родным. Вот если бы я своим близким не помогал, я не знаю, как бы они жили: отец погиб на шахте в Донецке, матери 83 года, дочке тоже надо помогать.

- Вы политикой, значит, не интересуетесь?
- Еще раз говорю, вы в политику-то меня не тяните - за мной студия, коллектив, я их должен оберегать, двигать вперед. Я, знаете ли, у них паровозик такой… Меняются разные там руководители и перво-наперво стремятся уничтожить студию. Видимо, за то, что она славит нравственность, героизм.

- Что для вас дорого в советской культуре? Каковы важнейшие принципы, на которых она была построена?
- Был сильный творческий союз, были художественные фонды, молодежные секции, молодым художникам помогали, на выставки давались деньги, художник был социально защищен. А сейчас мои ученики заканчивают обучение, а что с ними дальше будет - не знаю… Это ведь мне небезразлично.

- Анатолий Андреевич, что бы вы пожелали молодым художникам?
- Молодым художникам желаю. чтобы больше любили свою Родину, больше знали о ее истории, желаю быть современными, честными и совершенствовать свое мастерство.
Олег Кузнецов,
1998. газета "Завтра"

http://rulibs.com/ru_zar/nonf_publicism/zavtra/z/j22.html
Прикрепления: 0093802.jpg(7.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » АНАТОЛИЙ БИЧУКОВ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: