[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СЕРГЕЙ СОЛОМКО
Валентина_КочероваДата: Вторник, 10 Мар 2020, 13:09 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6969
Статус: Offline
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ СОЛОМКО
(10.08.1867 - 02.02. 1928)


Русский художник, акварелист, график. Член ТРА и Петербургского товарищества художников. Cамый знаменитый русский иллюстратор XIX в. Его работы хорошо известны: карточная колода «Русский стиль», где представители русского дворянство облачены в костюмы по его эскизам, пользуется популярностью до сих пор. Однако об авторе этих рисунков известно немного – а ведь он вдохновил даже дизайнеров по костюмам вселенной «Звездных войн»…Творческая судьба художника была неоднозначной. С одной стороны, он работал много, был популярен и успешен. С другой – оказался практически невидим для искусствоведов и подвергался жесточайшей критике…

Сергей Сергеевич родился в Санкт-Петербурге, в семье полковника, состоявшего в свите вел. князя Константина Николаевича, мл. брата Александра II. Это была хоть и придворная служба, но все же при великокняжеском дворе, намного более вольная, чем при императорском. И Константин Николаевич, и его дети, особенно Константин Константинович, поэт К.Р., были самыми знаменитыми эстетами и знатоками искусства среди Романовых... Детство Сергея прошло в Стрельне, в Константиновском дворце, среди изысканнейших произведений искусства, собранных по всему свету. Он рано увлекся рисованием и демонстрировал блестящие успехи, но учиться в 1883 г. поехал в Москву, в Училище живописи, которое давало блестящие мастерство, множество самых знаменитых художников вышло из его стен. И Соломко в 1887 г. вернулся в Петербург уже вполне сложившимся, дипломированным  художником. И все же еще год он посещал занятия в Академии художеств в качестве вольнослушателя, совершенствуя свои навыки живописца... Когда в России начала развиваться журнальная периодика, возник вопрос об иллюстрировании журналов и они начали обращаться к художникам, способным создавать оригинальную графику, а не к граверам, перерабатывающим чужие худ. произведения.  И Соломко встал в авангарде самобытных русских иллюстраторов XIX в.


В 1880-х годах он сотрудничал с журналами «Север» и «Нева», «Мир искусства», создал цикл иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя.


Лжедмитрий и Марина Мнишек, иллюстрация к "Борису Годунову" А.С. Пушкина

Он сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом, рисовал открытки, которые были необычайно популярны.

   
Художник не копировал костюмы своих героев с музейных экспонатов. Опираясь на исторические образцы, он разрабатывал уникальный дизайн каждого образа. Поскольку «славное прошлое» вошло в моду, работы Соломко очень полюбили столичные модницы, заимствовавшие для своих нарядов тонкие оттенки и изящные детали костюмов красавиц с его открыток.

 
В 1903 г. ему довелось создать эскизы для костюмированного бала в Зимнем дворце – самого известного бала времен правления последнего русского царя. Бал имел необыкновенный успех, фотографии императорского семейства и светского общества в нарядах XVII в. тиражировались в подарочных альбомах, но автора эскизов, проделавшего гигантскую работу, знал только узкий круг.

  
П.В. Родзянко в костюме царского стременного. Княгиня З.Юсупова в костюме боярыни. Граф С. Шереметев в наряде воеводы Б.Шереметева

В 1910 г. Соломко получил богатое наследство и уехал из России. "Русские сезоны" Дягилева делают русское искусство необыкновенно модным. Спрос на работы художника есть - журнальные и книжные иллюстрации, открытки, театральные плакаты. И при этом Сергей Сергеевич присматривается к творческим поискам франц. художников, перенимая лучшее. Он вернулся к проектированию костюма, на сей раз театрального. Сотрудничал с А.Павловой и М.Кшесинской. После начала Первой мировой войны  активно сотрудничал с российскими военными комитетами и лучшими издательствами, готовил агитационные материалы, патриотические листовки с воззваниями, портреты русских офицеров, воевавших во Франции, но вскоре оказалось, что в охваченную революцией и гражданской войной Россию вернуться невозможно. В начале 1920-х Соломко еще много работал, участвовал в выставках, преподавал, а во 2-й половине 1920-х стал тяжело болеть. Общество русских художников в Париже провело несколько благотворительных вечеров, чтобы его поддержать. Однако в 1928 г. художник, находившийся в Русском старческом доме, скончался и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

И современники, и советские искусствоведы по-разному оценивали его творчество, но преобладало жестко негативное отношение – «вульгарный галантерейный вкус». И.Грабарь назвал его «генералом декадентов» (отсылая к его происхождению – отец Соломко был генералом). Художника обвиняли в потворстве вкусам толпы, упадничестве, пошлости. С одной стороны он следовал принципам «искусства ради искусства», создавая чистую, беспримесную, однозначную красоту без морализаторства и соц. подтекста, с другой – работал как художник декоративно-прикладного направления и рисовал работы, понятные и близкие широкому кругу людей, без сложных философских отсылок и загадочных символов. Но, несмотря на жесткую критику, Соломко, пожалуй, самый всенародно любимый иллюстратор дореволюционной России – у него до сих пор множество поклонников, готовых отдать немалые деньги хотя бы за переиздание его открытки, а колоду «Русский стиль» можно приобрести едва ли не в любом магазине подарков.
https://kulturologia.ru/blogs/070120/45125/
https://eho-2013.livejournal.com/1334611.html
Прикрепления: 1214355.jpg (9.5 Kb) · 4818417.jpg (22.3 Kb) · 2683570.jpg (25.0 Kb) · 0769708.jpg (22.9 Kb) · 8619078.jpg (18.7 Kb) · 6957326.jpg (24.8 Kb) · 9872023.jpg (31.4 Kb) · 1629439.jpg (15.4 Kb) · 8620695.jpg (15.3 Kb) · 7576097.jpg (14.4 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: