[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » АЛЕКСАНДР ЧИЧКИН (01.04. 2020. журнал "Родина")
АЛЕКСАНДР ЧИЧКИН
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 19 Апр 2020, 13:17 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧИЧКИН
(1862-1949)


Крупный предприниматель, владелец всероссийской молочной компании, организатор российской, а затем и советской молочной промышленности. Его продукцией наслаждалась Европа, а кадровую политику взяли на вооружение японцы.

Раннее утро. К летному полю московского аэродрома на Ходынке подъезжает солидный бородатый господин и пересаживается из автомобиля в собственный аэроплан модели "Фарман-VII". Несколько кругов над аэродромом, чтобы освежиться перед рабочим днем, - и на службу... Молочный король А.В. Чичкин, купец 1-й гильдии, любил говорить: "Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла, и головкою сыра, и бутылкою вкусного молока можно в равной степени славить свое Отечество, служить благу и расцвету родной земли..."

В 1870 году в селе Коприно Ярославской губернии, где он родился, открыли филиал Едимоновской школы молочного хозяйства. Школа была организована Н.Верещагиным, братом художника-баталиста В.Верещагина, и владельцем молочной фирмы В.Бландовым, развивавшими промышленное сыроделие и маслоделие в России. Именно тогда появились пошехонский, костромской сыр и знаменитое вологодское масло. Отрасли очень не хватало квалифицированных кадров, поэтому у Верещагина и Бландова возникла идея учредить школы, где из крестьянских детей будут готовить специалистов. В такую школу ходил и Саша Чичкин. Он продолжил учебу в Петровской сельскохозяйственной академии, а затем Бландов оплатил стажировку способного парня в институте Луи Пастера в Париже и помог с оформлением беспроцентного кредита для открытия молочного магазина. Своими руками и деньгами воспитал конкурента!


Один из московских магазинов Чичкина на углу Пречистенского бульвара и Малого Афанасьевского переулка.

Работал Чичкин на совесть. Того же требовал и от поставщиков, и от своих сотрудников. Вот как описывали это очевидцы: "Все помещения с пола до потолка ежедневно мылись специальными резиновыми щетками, раствором мыла и соды, после все смывалось из шлангов чистой водой. Все металлические части - дверные ручки, кронштейны - начищались как на военном корабле. Выполняли эту работу сами рабочие после разлива молока". Первые в Москве кассовые аппараты и единый номер телефона для доставки продуктов появились именно в магазинах Чичкина. Он же первым применил эффектный рекламный ход: каждое утро вчерашнее молоко демонстративно выливалось в канализацию. Ведь в магазинах Чичкина молоко было только свежайшим! От покупателей не было отбоя. А Чичкин стремительно расширял свою молочную империю.


Очередь за молоком в магазин Чичкина. Москва. 1918.

К 1914 году в нее входили 91 магазин, молочный завод и творожно-сметанный филиал, по 5 магазинов в Одессе и Тбилиси, магазины в Харькове, Баку, Киеве, Ялте, Ростове-на-Дону. Облицованные белой плиткой фасады с надписью "А.В. Чичкин" стали выразительной приметой России. Причем название фирмы "А.В. Чичкин" писалось без общепринятой "еръ" на конце - так предприниматель подчеркивал свою устремленность в будущее... На его предприятиях работали 3000 человек. Кадрам молочный король придавал особое значение, поскольку свою фирму воспринимал как семью: оплачивал сотрудникам учебу, предоставлял общежития и был убежден, что каждый из них, при желании, мог бы работать на его предприятиях всю жизнь. Для этого Александр Васильевич разработал эффективную систему поощрений работников.


Сыроварня начала XX века

Первый уровень - "Рождение мечты и любви к профессии" - был рассчитан на подростков до 20 лет, которые только определялись в своем будущем. Сотрудники постарше переходили на уровень "Энтузиазм" и приступали к самостоятельной работе. Следующий уровень "Честолюбие и тщеславие" был определяющим для дальнейшей расстановки по должностям. Сотрудники в 30-40 лет работали на уровне "спокойное ожидание". К 40 годам они обычно уже занимали руководящие должности. Их высоко ценили за многолетний опыт и знания. К 50-60 годам работники достигали уровня "Исполнение мечты". Все эти годы Чичкин вел записную книжку, названную им "Книга живота моего", в которую записывал характеристики и различные факты о своих подчиненных. Кадровая система Чичкина работала без сбоев. В будущем его систему поощрений взяли на вооружение в Японии. А сеть его молочных магазинов стала лучшей в Европе.


После революции Чичкин уезжает во Францию (5 октября 1918 года его предприятия были национализированы). Но долго пробыть в эмиграции он не смог. В 1922 году молочный король возвращается, но ждет его уже совсем другая родина. Е.Шульгина, жена В.Шульгина, видного политика дореволюционной России, так описывала жизнь в Одессе в 1920 году: "Сначала были кооперативы, булочные, молочные магазины, торговал Чичкин, но все это мало-помалу исчезало под ударами "социализма". Удивительно, как все менялось при приходе большевиков, останавливался привоз из деревни, закрывались, пустели магазины, замирала всякая жизнь..." В годы НЭПа Чичкин вновь открывает в Москве молочный магазин. До 1928 года работает старшим консультантом Наркомата торговли СССР, тесно сотрудничает с Микояном. Но от "трудового перевоспитания" Александра Васильевича это не спасло. Весной 1929 года его направляют в Северный Казахстан (г. Кустанай). Бывший миллионер теперь технолог и лектор. В ссылке он без запинок и конспектов читает лекции об организации молочного производства.

В 1931 году Молотов и Микоян возвращают и восстанавливают Чичкина во всех правах. На этапе индустриализации его знания и опыт стали очень нужны стране. Анастас Иванович высоко оценил заслуги Чичкина одной короткой фразой: "Хочу, чтобы наши советские магазины были лучше... чичкинских". Молочный король помогал развитию производства простокваши, ряженки, ацидофилина, творожных продуктов и молочно-карамельных смесей на заводах Поволжья, Закавказья, Ленинградской области и Карелии. Во время войны Чичкин развивал молочное животноводство в Средней Азии. За эту работу он был удостоен благодарности Сталина. В 1942 году, в честь 80-летия, ему было присвоено звание "Ударник третьего пятилетнего плана".

Упоминания о чичкинских магазинах находим в художественной литературе. В знаменитой повести М.Булгакова "Роковые яйца": "Надо сказать, что вдова отца протоиерея Савватия Дроздова... основывает трудовую куроводную артель... Вдовьины яйца каждое воскресенье появлялись на стекловском рынке, а бывало, что они показывались и в стеклянных витринах магазина бывшего "Сыр и масло Чичкина" в Москве".
Вспомним и "Собачье сердце" - тот момент, где Шариков учится читать: "Изразцовые квадратики, облицовывавшие угловые места в Москве, всегда и неизбежно означали "С-ы-р". Черный кран от самовара, возглавлявший слово, обозначал бывшего хозяина Чичкина..." А перед смертью герой сетует: "Не видать мне больше Чичкина, и пролетариев, и краковской колбасы..."

  

Фирменная тара для молочной продукции А.В. Чичкина

Сегодня любители антиквариата и коллекционеры за вполне подъемные деньги могут найти те самые фарфоровые банки для сметаны и сливок с фирменной надписью на синем "А.В. Чичкин". Современники называли Александра Васильевича "образцом русской деловитости". Он не боялся рисковать и экспериментировать, его оригинальная бизнес-концепция была обречена на успех... И, увы, на забвение. .. Скончался Александр Васильевич в конце января 1949 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1949 - 1956 годах вблизи Арбата был переулок его имени, потом его переименовали, а в 1970-х годах застроили.


«Мир не раз уже имел честь убедиться, каким мощным многоцветьем талантов обладает русская нация, но есть у нас, к сожалению, совсем нераспаханное поле деятельности, где не только талантов, но и ростков их раз-два и обчелся. Не думая, не наращивая их, не лелея их, мы ставим под удар все свои национальные сокровища, все, чем богата Россия. Больно и грустно смотреть, будучи русским, на круглогодовое пиршество европейских коров на ухоженных до блеска полях и пастбищах Дании, Голландии, Франции, еще тяжелее сознавать, что мы, русские, не имеем всего этого только потому, что не умеем работать. Мы либо лежим, либо бежим. То на боку, то на скаку! Золотой середины нет, ритма нет. Зато равнодушия, упования на “авось”, обломовщины, маниловщины, любителей потешаться, зубоскалить и подставлять ножку тем, кто умеет и хочет работать, хоть отбавляй. Помешать работать всегда легче, чем помочь, и большинство наших чиновников занимаются именно этим…»
Екатерина Зайцева
https://rg.ru/2020/04/14/rodina-kuhnya-chichkbn.html
https://kulturologia.ru/blogs/260218/37985/
Прикрепления: 8986667.jpg (9.0 Kb) · 0357321.jpg (10.8 Kb) · 6797762.jpg (19.6 Kb) · 6386503.jpg (20.2 Kb) · 0937684.jpg (24.7 Kb) · 6414555.jpg (9.5 Kb) · 6556593.jpg (7.2 Kb) · 4337784.jpg (9.9 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » АЛЕКСАНДР ЧИЧКИН (01.04. 2020. журнал "Родина")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: