[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
Валентина_КочероваДата: Четверг, 07 Май 2020, 17:21 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
К 180-летию со дня рождения
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
(07.05. 1840 - 06.11. 1893)


Великий русский композитор, дирижер, педагог и критик. Его произведения известны всем соотечественникам, даже в том случае, если эти люди не являются приверженцами классической музыки.
Родился в поселке Воткинск (современная Удмуртия). Отец - Илья Петрович, инженер, представитель казачьего рода Чаек, хорошо известного на Украине. Мама большого семейства тоже была образованной женщиной. В Училище женских сирот А. А. Ассиер изучила целый ряд предметов – литературу, географию, арифметику, иностранные языки, риторику. В этом уральском поселке Чайковский-ст. руководил Камско-Воткинским сталелитейным заводом. Это было крупнейшее предприятие Российской империи, руководитель которого получал прекрасное жалование и целый ряд преференций. Для жилья Чайковским предоставили огромный казенный дом, у директора завода было и собственное войско, которое состояло из сотни казаков.


Семья жила на широкую ногу, часто принимала в своем доме гостей – местных дворян, иностранных инженеров, столичную молодежь. Семейство было большим, будущий композитор был вторым ребенком. Его старшего брата звали Николай, после Петра родился еще один мальчик – Ипполит, затем сестра Александра. Места в огромном доме хватало всем, вместе с ними жили и многочисленные родственники главы семейства. Родители очень заботились о воспитании и образовании своих детей, из Санкт-Петербурга они выписали гувернантку. Эта женщина, Фанни Дюрбах, была француженкой, она очень долго жила в их семье.


Юный Чайковский увлеченно изучал основы игры на рояле. В тот период им владела еще одна большая страсть – любовь к поэзии. Он не только с упоением читал стихи разных авторов, но и сам сочинял их на французском языке. Настоящим кумиром будущего композитора в то время был Людовик XVII. Молодой человек старательно изучал биографию французского короля, пытался отыскать в разных источниках как можно более фактов о жизни монарха. Эта историческая личность для Чайковского была и осталась примером для подражания. Когда Петруше исполнилось 8 лет, их большое семейство переезжает в Москву. Илья Петрович в тот период вышел на пенсию, искал достойное место работы. Через 2 мес. Чайковские оказались в Санкт-Петербурге, где отец сразу же пристроил своих старших сыновей в пансион Шмеллинга. В северной столице Петруша продолжает обучаться музыке. Он знакомится с балетом, оперой, симфоническим оркестром. Мальчик долго привыкает к сырому климату Петербурга, часто болеет. В подростковом возрасте он перенес корь, Тяжелый недуг не прошел бесследно. В течение всей жизни у композитора время от времени случались припадки. Чайковские устроили старшего сына Николая в Институт Корпуса горных инженеров. Все остальное семейство отправилось в  Алапаевск. Здесь Илья Петрович занял должность руководителя завода наследников Яковлева. Гувернантку-француженку к тому времени сменила русская женщина, А.Петрова, которая стала заниматься воспитанием и обучением юного Петра Ильича. В 1849 г. семейство  увеличилось, родились 2 младших сына-близнеца Анатолий и Модест.

Петруша с ранних лет увлекался музыкой, и родители прекрасно видели, что у него есть способности. Но они совсем не думали, что занятие музыкой может стать достойной профессией для их одаренного сына. Это выглядело как-то несерьезно. Самое интересное, что их мнение полностью разделял и сам будущий композитор. Он с удовольствием посещал оперу, балет, приходил в восторг от концертов выдающихся музыкантов, но не связывал свое будущее с музыкой. Настало время определяться с местом учебы. Сначала у родителей была идея отправить сына учиться на горного инженера, так же, как и старшего. Однако местом его учебы стало Императорское училище правоведения, находящееся в северной столице. С 10-летнего возраста Петруша обучается юриспруденции. Он учился здесь 10 лет. Вначале мальчику было очень тяжело, он тосковал по родителям, привычной жизни. Его родители жили слишком далеко и не могли часто навещать ребенка. В Петербурге у Чайковских был друг – Модест Вакар, он стал настоящим попечителем для малолетнего студента. Но для самого Вакара теплое отношение и участие к маленькому Чайковскому закончились настоящей трагедией. Малолетний студент совершенно случайно, непреднамеренно занес в дом Вакара скарлатину. Этой болезнью заразился маленький сынок Модеста, и спасти ребенка не удалось.


В 1852 г. Илья Петрович оставил службу. Все большое семейство отправилось в Петербург. Петруше стало намного легче, теперь он не только виделся со своей семьей, но и часто посещал русский балет, оперу. У него появился близкий друг, им стал одноклассник А.Апухтин, будущий поэт. Этот человек оказал большое влияние на формирование личности и взглядов Петра Ильича. Ему было только 14 лет, когда умерла его мама. Она скончалась от холеры, большое семейство осиротело. Всех старших детей Илья Петрович устроил в образовательные учреждения закрытого типа. С ним остались только близнецы, которым на тот момент не исполнилось и 5 лет. Втроем они временно поселились у брата Ильи Петровича. В течение 3-х лет, с 1855 по 1958 год, Петр Ильич берет уроки игры на фортепиано у Рудольфа Кюндингера, известного немецкого пианиста. Отец будущего композитора нанял этого музыканта, но через 3 года занятия пришлось прекратить. Старший Чайковский вложил все свои средства в дело, которое принесло сплошные убытки. Музыканту было нечем заплатить за его работу. Но инженер Чайковский был на редкость удачлив, совсем скоро он стал главой Технологического института. Ему предложили хорошее жалование, огромную казенную квартиру. Училище правоведения Петр окончил в 1859 г. Здесь его все любили – и педагоги, и сверстники. Он всегда умел располагать людей к себе, привлекать их теплым отношением и добрым нравом.


Молодому человеку предложили место в Министерстве юстиции, он вел крестьянские дела. В часы досуга Петр Ильич посещает оперу, занимается музыкой. Когда молодому юристу исполнился 21 год, он впервые побывал за границей, посетил несколько европейских стран. Чайковский за границей выступал в качестве переводчика, он сопровождал инженера Писарева, приятеля своего отца. Будущий композитор к тому периоду прекрасно знал 2 языка – французский и итальянский. Молодой сотрудник Министерства юстиции даже не помышляет о муз. карьере, не осознавал силу своего дара, но его отец к тому времени уже хорошо понимает, что у его сына – великий талант. Однажды Илья Петрович даже посетил Кюндингера, желая убедиться, что он не ошибается относительно большого дарования Петра. Однако немецкий пианист не был в большом восторге от способностей молодого Чайковского, он отозвался о них весьма прохладно. Кроме того, его ученику уже исполнился 21 год, а в таком возрасте заниматься музыкой несколько поздно. Но Илья Петрович настаивал, чтобы сын совмещал работу с получением муз. образования.

В этот период в Санкт-Петербурге открылась новая консерватория п/р А.Рубинштейна. Петр загорелся идеей учиться здесь, он стал одним из первых студентов этого учебного заведения по классу композиции. Юриспруденцию пришлось забросить, совмещать работу с учебой было невозможно. Дипломной работой Чайковского стала кантата «К радости», созданная к русскоязычному переводу оды Шиллера с таким же названием. Петербургские музыканты не одобрили это муз. произведение. Самым резким был критик Цезарь Кюи, он назвал Чайковского слабым композитором, обвинил его в консерватизме. На самом деле это было совсем не так – для Чайковского музыка была и оставалась свободой, его кумирами были музыканты, не признававшие правил и авторитетов. Молодой композитор выстоял под градом критики. Он окончил консерваторию с серебряной медалью, высшей наградой того времени, и сразу же принялся за работу. Н.Рубинштейн, брат знаменитого музыканта, предложил ему должность профессора в Московской консерватории. Молодой Чайковский стал замечательным педагогом. Он очень многое сделал для правильной организации учебного процесса. Учебников по профилю было очень мало, профессор сам пишет методические пособия, занимается переводами зарубежных учебников. В течение 2-х лет он успевает преподавать и занимается творчеством. Но это было очень нелегко, и Петр Ильич решил покинуть консерваторию.


В это время ему очень помогала богатая покровительница, вдова, баронесса Надежда фон Мекк. Ежегодная сумма в 6 тыс. руб. позволяла молодому композитору не думать о хлебе насущном. Свое время он стал тратить только на творчество. В этот период он знакомится с композиторами из знаменитой «Могучей кучки». Главой содружества был М.Балакирев, именно он посоветовал Чайковскому создать увертюру-фантазию по мотивам «Ромео и Джульетты» (1869).После этого композитор пишет не менее знаменитое произведение - симфоническую фантазию «Буря» (1873), идея создания которой принадлежала муз. критику В.Стасову. В этот период Петр Ильич много путешествует, набирается сил и вдохновения для творчества. 70-е годы можно с полным правом назвать периодом расцвета его муз. карьеры. Он создает балет «Лебединое озеро», оперу «Опричник», Вторую, Третью симфонию, Фантазию «Франческа да Римини», оперу «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года». В следующее десятилетие он часто бывает за границей в рамках концертных поездок. Чайковский подружился со многими выдающимися музыкантами – Э.Григом, А.Дворжаком, Г.Малером. Во время концертов он выступает в качестве дирижера. Петр Ильич побывал и в Соединенных Штатах, где его ждал оглушительный успех. Теперь уже никто не сомневался в гениальности этого композитора.


В последние годы свой жизни он живет в подмосковном Клину, занимается благотворительностью, жертвует деньги на школу, помогает бороться с частыми пожарами. Здесь он пишет балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», «Иоланту», Пятую симфонию, увертюру «Гамлет». Композитор получает международное признание, в 1892 г. он избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, в 1893 г. - почетным доктором Кембриджского университета. Француженку Арто Дезире все называли избранницей Петра Ильича, но девушка вышла замуж за испанца Мариана Падилью.


Официальной супругой композитора стала А.Милюкова. Она была младше своего гениального мужа на 8 лет. Этот союз был недолгим, через несколько недель супруги расстались, хотя развестись они так и не успели. В ноябре 1893 г. композитор умер от холеры. Его прах погребен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.


https://biographe.ru/znamenitosti/petr-chaykovskiy/


"Он работал неустанно и ежедневно, пока жил дома: поездки в столицы, по необходимости прерывавшие эту работу, всегда тяготили его, и он с радостью и жадностью возвращался в деревянный, окруженный большим садом домик, где привык испытывать сладкие муки творчества. Не пропустить дня без работы, писать в установленные часы смолоду сделалось для него законом. Со свойственною ему легкою иронией он говорил интервьюерам, что «он работает совсем по-ремесленному». Эта интенсивная жизнь в мире гармонии не была свободна от некоторого напряжения: музыкальные образы преследовали его повсюду и, как он неоднократно рассказывал, и во сне являлись ему, фантастически переплетенные с образами и событиями будничной жизни. Для поверхностного наблюдателя эта поглощенность художника своим делом была мало заметна. Чайковский был настоящий виртуоз в пользовании временем и вне своих установленных часов - утренних и послеполуденных - писал только в самых исключительных случаях. В остальное время он производил обманчивое, но освежающее и успокоительное впечатление человека, покончившего со своею дневной задачей, не имеющего надобности наверстывать потерянное, свободного и могущего отдаться любимому развлечению, поиграть в четыре руки с приехавшим гостить приятелем или в винт по маленькой, если их приедет несколько, или после раннего, по-деревенскому, ужина послушать чтение вслух любимых им Гоголя, Л.Толстого, Тургенева, Островского и Флобера.

Говоря о его муз. гении, я как-то употребил слово «равновесие». Не могу найти другого, которое в большей степени характеризовало бы его не только как музыканта, но и вообще. В книге Буркгардта «Культура Возрождения в Италии» есть глава, названная «Die Entdeckung des Menschen»,- открытие человека. Мне всегда казалось, что это открытие сделали все те из нас, которые имели счастье стать в сколько- нибудь близкие отношения к Чайковскому. Это было, если можно так выразиться, законченное произведение великого художника. В нем царила полная гармония: не было противоречия между деятельностью и призванием, между задачей и силами, между умом и характером, между складом жизни и внутренними требованиями. Любивший в своих симфонических поэмах изображать мировую скорбь, терзания мятежного духа, он сам, даже в молодые годы, напротив, казался мне примиренным и просветленным Фаустом второй части, созерцающим жизнь и людей с любовью, но без волнения. Говорят, что такие гармонические натуры чаще встречались в классической древности, нежели теперь. Но говорят также, что в древнем мире мало было элемента доброты, сердечности. В таком случае я никак не решусь написать, что Петр Ильич был натура античная...

Петр Ильич был добр чрезвычайно. В нем была и та доброта, которая всем кидается в глаза, и та, о которой никто не догадывается. Он был добр на все манеры и по всем направлениям. Стоявшие далеко от него могли судить только по его денежной щедрости, которая составляла лишь самую внешнюю и несущественную сторону его доброты. При живости темперамента, отнюдь не лишенного способности к вспышкам досады или гнева, он был как-то предрасположен ко всем добрым движениям, любил искать и умел отыскивать хорошее и в сочинении музыканта, и в душе человека. Не хлопоча и не делая усилий, он одним присутствием своим смягчал крайности, примирял поссорившихся, вносил тепло, свет и радость. Потеря его для искусства — тяжкая и, быть может, нами, современниками, недостаточно сознаваемая; но даже и эта потеря бледнеет перед той, которую понесли мы в лице этого удивительного воплощения светлых сторон человечества".

Г.А. Ларош. На память о Чайковском
http://www.tchaikov.ru/memuar235.html

Прикрепления: 1494691.jpg (7.7 Kb) · 1496681.jpg (22.3 Kb) · 6589018.jpg (11.2 Kb) · 9989124.jpg (10.6 Kb) · 3576839.jpg (7.6 Kb) · 0978093.jpg (9.4 Kb) · 1871522.jpg (15.5 Kb) · 7950290.jpg (16.1 Kb) · 5517765.jpg (19.2 Kb) · 1310472.jpg (15.6 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: