[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВАЛЕНТИН НЕПОМНЯЩИЙ *
ВАЛЕНТИН НЕПОМНЯЩИЙ *
Валентина_КочероваДата: Пятница, 06 Ноя 2020, 12:36 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6562
Статус: Offline
"Я всегда и везде читаю одну книгу - «полный» однотомник Пушкина...
ВАЛЕНТИН СЕМЕНОВИЧ НЕПОМНЯЩИЙ
(09.05. 1934 - 15.09. 2020)


Доктор филологических наук, известный пушкинист, писатель, литературовед, зав.сектором и председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы РАН (ИМЛИ), лауреат Госпремии в области литературы и искусства.

Родился в Ленинграде. Главным его воспитателем была мать, Валентина Алексеевна Никитина, которая уже в раннем детстве привила ему любовь к поэзии и классической музыке. В июне 1941 г. отец ушел добровольцем на фронт, стал военным журналистом, а Валентин вместе с матерью был эвакуирован в Дагестан. В 1946 г. семья переехала в Москву. В 1952 г., закончив школу, он поступил на филфак МГУ. Изучал древнегреческий и латынь, читал в подлиннике Анакреонта, Катулла, Цезаря и Гомера. Был у него в эти годы и второй «университет» - театральная студия, где произошла первая «серьезная» встреча будущего литературоведа с великим Пушкиным, определившая в дальнейшем основное направление всего его творчества. После окончания МГУ начал работать на швейной фабрике в местной многотиражке, где и стал профессиональным редактором. Затем 2 года работы в «Литературной газете» и почти 30 лет в журнале "Вопросы литературы". С 1992 г. - ст. научный сотрудник ИМЛИ РАН. Печататься начал в 1959 г. Впервые его статья о Пушкине была опубликована к 125-летию со дня смерти поэта в 1962 г. В конце 1960-х был исключен из КПСС за подготовку коллективного письма в поддержку политзаключенных Ю.Галанскова и А.Гинзбурга.

Исключать Непомнящего можно было и за Пушкина, который все годы – с самого начала (и до конца) оставался в его жизни главным. Больше того, Валентин Семенович не испугался первым в советском пространстве изучать поэта и его наследие с христианской точки зрения, что долгие десятилетия приравнивалось к преступлению: "Пушкин - не только моя специальность, но и мой учитель и поводырь в жизни, помогший мне, уже взрослому человеку, воспитанному атеистическим режимом, обратиться к вере, вспомнить о Христе. Отсюда мой постоянный интерес к религиозным основаниям пушкинского гения и пушкинского художественного мира, к изучению, с одной стороны, художнического мышления и творческого процесса поэта, а с другой – той активной роли, какую Пушкин поныне играет в судьбах нашего Отечества и в нашей жизни".

Десятки его работ Непомнящего посвящены Пушкину. И каждый раз он находил новое, неведомое, еще непознанное, никем не обнаруженное и  с радостью делился с читателями находкой. Не случайно его самого и его работы ценили А.Ахматова, А.Твардовский, К.Чуковский, Ю.Домбровский, В.Астафьев и Г.Товстоногов. Основная характерная черта всех этих работ - сочетание глубокого филологического анализа текстов с философским осмыслением поэта как лит. явления и его влияния на русскую культуру. В каждой своей новой книге Валентин Семенович плел легкое, будто воздушное кружево рассказа из своих изысканий. Притом рассказа глубоко научного, сочетавшего в себе филологический анализ текстов с философским осмыслением Александра Сергеевича как важнейшего явления русской культуры в отечественной истории, в судьбе России, а также его современного значения.


"Почему я говорю о феномене Пушкина в связи с историческим жребием России? В эпоху петровской революции, которая должна была переломить русскую историю, прервать нашу духовную родословную и построить новый мир, в это самое время в недрах той самой светской культуры, которую создала петровская революция, родился гений. A мы знаем, что культура для России – это самая важная вещь. Видимо, нужно было, если опять-таки судить в каких-то провиденциальных, промыслительных категориях, чтобы замысел Петра удался не вполне, чтобы он сработал только в известной мере. Чтобы Россия сохранилась как православная страна. Потому что без России как православной страны, без этой “русской духовности”, вероятно, и мир не сможет существовать; потому что у России есть особая миссия по отношению ко всему миру. У Пушкина – особая миссия по отношению к России. Он связал то, что разрубил Петр. Вот почему он – центр нашей культуры, средоточие наших национальных ценностей. Гоголь говорил, что Пушкин – это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. Обычно эти слова понимали как предсказание – мол, через 200 лет все будут такие, как Пушкин. Нет, это не предсказание – это переданное нам через Гоголя промыслительное требование, чтобы мы, в нашу эпоху испытания и искуса, держались. Ведь одна такая эпоха уже была, Петровская, и Россия сумела выстоять – во многом благодаря тому, что родила Пушкина. Значит, и сейчас сумеем, если у нас есть такое явление, как Пушкин", – написал он в 2002 г.
Среди его книг "Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине", "Пушкин. Русская картина мира", "Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы","«На фоне Пушкина", "Дар"...

Последние годы у Валентина Семеновича были серьезные проблемы со здоровьем: депрессия, бессонница, утомляемость. По мнению врачей – результат напряженной интеллектуальной работы. 15 сентября в возрасте 86 лет В.Непомнящий ушел. В мире стало на одного пушкиниста меньше – великая потеря. Его дар остался.
http://planeta-l.ru/nepomnyachij_v
https://www.vesti.ru/article/2458637

ПУШКИНИСТИКА ОСИРОТЕЛА


Ушел из жизни В.С. Непомнящий, филолог, писатель, доктор наук, культуролог, глава Пушкинской комиссии ИМЛИ, артист... Это все о нем. О человеке, который собирал аншлаги на свои исполнения "Евгения Онегина" и "Бориса Годунова", с комментариями, которые пленяли публику не только глубокими мыслями, но особой манерой их выражения. Человечной, изысканной, аристократичной, лишенной ученого снобизма. Да, он был артистом в "пушкинистике". Но это не мешало ему заниматься серьезной филологией и руководить Пушкинским сектором ИМЛ. Тем не менее о Непомнящем один язвительный критик как-то сказал: "Какой он пушкинист? Он просто человек, который всю жизнь любит Пушкина!" Слова одновременно злые и золотые. Да, именно эта любовь и собирала вокруг Непомнящего влюбленную в него аудиторию от Калининграда до Владивостока, от ближнего до дальнего зарубежья.

Истинно умный человек - не тот, кто высказывает ошеломительные мысли, с которыми непонятно что делать. Истинно умный человек высказывает твои мысли, которые ты сам не можешь сформулировать. Однажды Непомнящий очень просто объяснил, чем отличается русская культура от европейской. Русская культура - пасхальная, а европейская - рождественская. Для европейцев важно, что Христос родился и пришел в наш мир, а для нас важнее, почему Христос умер за нас на кресте. Да, русский человек обречен страдать, нести свой крест и быть поругаемым всем миром. Кому-то эта мысль может не нравиться, захочется поспорить. Но давайте будем благодарны Непомнящему за то, что он ее сформулировал. А дальше давайте думать: что лучше, что хуже и "куда ж нам плыть"?
Его уход - страшная потеря. Мы потеряли человека, который не просто знал Пушкина, рассказывал о Пушкине, а человека, который был с Пушкиным, жил рядом с ним.

Читаю соцсети: "Не могу поверить, что не стало В.С. Непомнящего - гениального пушкиниста, человека, который раскрыл мне мир великого поэта, стал проводником в этот мир... Да что там говорить, именно он научил меня читать Пушкина. И только ли меня? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что его авторский цикл, посвященный "Евгению Онегину", в свое время никого не оставил равнодушным. Его труды о "нашем всё" были для меня настоящим откровением. Вечная память Валентину Семеновичу".

Как проникновенно сказано! Но он умел быть и ярким полемистом. Так, в интервью православному журналу "Фома" он, сам глубоко православный человек, сказал: - Когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю: нет, он им не был. Православный поэт - Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин - поэт православного народа. Чувствуете разницу? Он выражает в своих стихах душу православного народа, но не декларирует и не призывает... У Пушкина был интерес к духовной стороне жизни Церкви, но он не выпячивал его, все таилось у него внутри, было скрыто от посторонних взоров. Но когда он умирал, раненный на дуэли, и велел позвать священника, то батюшка из ближайшей церкви, принимавший у Александра Сергеевича исповедь, вышел от него и сказал: "Я себе желал бы такой кончины". Так потрясла священника глубина покаяния Пушкина.Батюшка, принимавший у Александра Сергеевича исповедь, вышел от него и сказал: "Я себе желал бы такой кончины"

В своих дневниках он был мудр: "Очень трудно поступать правильно тогда, когда никто не видит, не слышит. Не увидит и не услышит никогда, навечно не узнает, а надо поступать правильно для себя, для правды, для своего долга перед самим собой". Но порой бывал и жёсток. "Сегодняшние либералы в отношении к 70-летней истории и культуре советского времени ведут себя так злорадно-победительно, словно это чужая история и чужая культура, как будто они не участвовали и не жили в ней, а только победили ее - только они и только победили".
И конечно, не могу не сказать о том, каким бесценным членом нашего жюри Литературной премии А.Солженицына он был. И как любил его при жизни Александр Исаевич. Однажды он даже пошутил: "Валентин Семенович, давайте выведем вас из жюри, дадим вам нашу премию, а потом введем обратно".
Прощайте, Валентин Семенович. Вечная память!
Павел Басинский
20.09. 2020. РГ

https://rg.ru/2020....ia.html


"Я живу в чужом времени. И порой у меня, как писал Пушкин жене, "кровь в желчь превращается". Потому что невыносимо видеть плебеизацию русской культуры, которая, включая и народную культуру, всегда была внутренне аристократична. Недаром Бунин говорил, что русский мужик всегда чем-то похож на дворянина, а русский барин на мужика. Но вот недавно один деятель литературы изрек: "Народ - понятие мифологическое". Что-то подобное я уже слышал в девяностых годах, когда кто-то из приглашенных на радио философов заявил: "Истинность и ценность - понятия мифологические. На самом деле существуют лишь цели и способы их достижения". Чисто животная "философия". В такой атмосфере не может родиться ничто великое, в том числе в литературе. Людей настойчиво приучают к глянцевой мерзости, которой переполнены все ларьки, киоски, магазины, и неглянцевой тоже."
В.С. Непомнящий
03.03. 2009. РГ


 Я профессиональный филолог. Большую роль сыграла моя мама, которая мне читала «Медного всадника» на ночь. С 5 лет помню эту поэму наизусть.
 Девятиклассникам преподавать «Евгения Онегина» бессмысленно. Это произведение для более взрослых читателей.
 Я всегда говорю, что Пушкин - это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как средоточие важнейших национальных ценностей и смыслов. Как говорит выдающийся филолог Ю.Чумаков: факт - это то, что бывает «когда», а миф - то, что «всегда».
 У нас есть свое национальное кредо - «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Это и народное, и аристократическое кредо, поскольку оно предполагает ответственность высшего порядка за все, что ты делаешь.
 Разговоры о том, что Пушкин устарел, звучат как симптом тяжкой духовной болезни всего нашего общества, теряющего связь со своими культурными корнями. Мне даже приходилось выслушивать вопросы типа: «А нужно ли вообще сегодня преподавать классическую литературу в школах?». Я считаю, что для нашей культуры это уже в каком-то смысле эсхатологическая ситуация (православное учение о конечных судьбах мира и человека).
 Язык - это такая стихия, войдя в которую, непременно меняешься сам. Если мы потеряем традиции преемственности классической русской литературы, если наследие великих авторов XIX в. будет сложено в сундук и благополучно забыто, тогда - прощай, Россия. Тогда наша традиционная ментальность буквально за 2 поколения изменится настолько, что это будет уже совсем другая страна. Которая мне, честно говоря, малоинтересна.
 Ни в одном европейском языке нет слова, которое в полной мере соответствовало бы русскому понятию «совесть».
 Состояние отечественной культуры сегодня представляется мне весьма и весьма плачевным. Остается лишь верить в истину слов Чаадаева о том, что русский народ не принадлежит к нациям, которые развиваются по нормальной человеческой логике. Наше развитие происходит по верховной логике Провидения.
Быть поэтом - это ведь очень тяжелая доля. Это - стихия, которая может унести человека куда-то даже вопреки его воле и желанию, поэтому, когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю - нет, он им не был. Православный поэт - Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин - поэт православного народа. Чувствуете разницу? Это ведь еще Гоголь писал: «Говорить о вере брата твоего во Христе - дело страшное». Поэтому я всегда стараюсь очень осторожно высказываться о религиозных чувствах других людей. Их сердца видит Господь, а мы можем лишь строить какие-то предположения. Только чего они стоят?.
 Икону ведь называют «окном в горний мир», и это не мы видим в «окне» Высшую реальность, а Она через него «смотрит» на нас; не икона для нас объект, а мы - для нее.
 Настоящая, великая литература только и занимается «вечными вопросами» (они же - «детские вопросы»): что такое жизнь, смерть, добро, зло, любовь, наконец, главное: что такое человек.
 Мне для понимания пушкинских строк требуется их произнесение, a не просто чтение глазами.
 Культура как духовное возделывание человеческой души (культура по-латыни и есть «возделывание») теперь прислуживает цивилизации - устроению удобств житейского быта. Это страшней, чем всякие преследования и запреты. Русская литература по природе своей была проповедником высоких человеческих идеалов, а мы такие люди, что, вдохновляясь высоким идеалом, можем совершать чудеса.
 Мы в своих поступках гораздо хуже своей системы ценностей, но она — лучшая в мире. Я был приглашен Ахматовой в гости: «У нее будет часа полтора времени»... Помню, меня это уточнение царапнуло: только-то? вот еще! И в то же время: а что я-то ей скажу? я - Ахматовой!? Одним словом, гордыня и трусость помешали мне встретиться с этой великой женщиной... Простить себе не могу.
 Мой учитель - русская традиция, глава и знамя которой - Пушкин, мой главный поводырь.
 Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него. Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком.
17.09. 2020. Из интервью журналу "Фоме"
https://foma.ru/mne-ne-....re.html

Книги В.С. Непомнящего
https://knigogid.ru/authors/50360-valentin-nepomnyaschiy/books
Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на этом портале.
Прикрепления: 4231267.jpg(8.5 Kb) · 7316887.jpg(7.4 Kb) · 4262334.jpg(8.1 Kb) · 3404819.jpg(7.9 Kb) · 7757905.png(51.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, Сегодня, 17:22 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6562
Статус: Offline
Памяти Валентина Непомнящего
ВАЛЕНТИН НЕПОМНЯЩИЙ БЫЛ И ОСТАЕТСЯ МОЦАРТОМ НАШЕЙ ПУШКИНИСТИКИ
Два года назад, в середине сентября 2020 г., не стало В.С. Непомнящего - нашего великого пушкиниста. Увы, у нас короткая память, и мы легко и быстро забываем замечательных людей. Поэтому отрадно видеть, что ко 2-й годовщине его памяти Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет издал книгу его статей о Пушкине  "Удерживающий теперь. Пушкин в судьбе России. Избранные работы и выступления".


А в конце сентября планируется провести вечер его памяти.
Я лично знал его и в некотором роде был в дружбе с ним, насколько вообще возможна дружба между людьми столь разных поколений. Он был старше моих родителей. Его первая крупная статья о Пушкине "Двадцать строк", посвященная стихотворению "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", вызвала интерес таких корифеев русской словесности, как К.Чуковский, А.Ахматова и А.Твардовский. Его заметил Солженицын, который затем, вернувшись на родину в 90-е годы, пригласил Непомнящего стать членом жюри его Литературной премии. Работая в ее составе, мы с ним и познакомились, и сдружились, и, не скрою, я испытывал не только радость, но и гордость от общения с этим человеком, филологом и артистом, который собирал аншлаги на своих исполнениях "Евгения Онегина" и "Бориса Годунова". Он читал их со сцены со своими комментариями, которые пленяли публику глубокими мыслями и особой манерой их выражения, какой-то человечной, изысканной, аристократичной, но лишенной ученого снобизма. А какие-то мысли он высказывал вслух при наших встречах. Как-то он сказал: "Раньше говорили "трудно", а теперь все говорят "сложно". Когда говорят "трудно", то трудятся, а когда говорят "сложно", то этим оправдывают свое бездействие".

Известно, что когда Николай I встретился с Пушкиным, ожидая, что перед ним предстанет "гуляка праздный", он был поражен силой его ума и сказал: "Сегодня я говорил с самым умным человеком России". Не знаю, правда это или легенда, но почему-то я часто вспоминаю это, думая о Непомнящем. Он был мудр во всем..
Павел Басинский
12.09. 2022. РГ

https://rg.ru/2022/09/12/liubimyj-pushkinist-rossii.html

ПУШКИН И НЕПОМНЯЩИЙ. СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА


Валентин Семёнович отказался от интервью.
- Ты меня прости! Болею.
Но разве можно не писать о Непомнящем - известном пушкинисте, щедром человеке?  Никто не читал Пушкина лучше, чем он. «Евгения Онегина» - знал наизусть! 

Их семья жила на Лиговке. Пятилетний человек запомнил, как мама читала ему книжки. Тогда-то он впервые встретился с Пушкиным. И слушал не только сказки, но и «Медного всадника». Что мог понять тогда ребёнок в этой истории? Но что-то понимал. Стихи отпечатывались в его душе. А ещё мама любила петь. У неё был хороший голос - сопрано. Она пела романсы, арии из опер. Дала сыну верное направление в жизни - к красоте, гармонии. Потом была война, эвакуация из Ленинграда. Семья туда не вернулась: у отца было прострелено легкое, пулю так и не извлекли. Жить во влажном ленинградском климате он не мог. Поселились в Москве. Жили небогато. Валентин любил классическую музыку, слушал оперы, драм. спектакли. Всё это передавали по советскому радио. И он шутил, что радио образовало его. Но больше всего он всё-таки благодарен маме. Несколько раз переиздавалась книга Валентина Семёновича о Пушкине с лаконичным названием «Поэзия и судьба». На ней стоит коротенькое посвящение: «Памяти мамы - Валентины Алексеевны Никитиной». Она - Валентина. Он - Валентин. Разве это случайно?

Непомнящий поступил в МГУ на отделение классической филологии. Изучал древнегреческий, латинский языки. Заниматься Пушкиным - не думал, хотя выучил много его стихов.


Студент отделения классической филологии филфака МГУ В.Непомнящий на уборке картошки. 1953. Фото из архива Д.Шеварова

Работать он пошёл в фабричную многотиражку. Так почему-то назывались газеты, выходившие не многочисленными, а совсем маленькими тиражами. На фабрике «Вымпел» шили пальто. Валентин ходил по цехам, сидел на собраниях, а в свободное время собирал знакомых и читал стихи. Вместе слушали симфоническую музыку. Занимался в театральной студии ДК им. Русакова. И здесь на всю жизнь встретился с Пушкиным. По-новому... В студии ставили «Маленькие трагедии». Случайно ли? Непомнящему дали роль Дон Гуана. Молодой человек легко читал со сцены строчки Пушкина. И вдруг режиссёр остановил его: - Имей в виду: герой говорит одно, а думает о другом.

Для Валентина Семёновича это было открытием: у Пушкина существует 2 плана?! И ему стало интересно: что же там внутри?.. Статья Непомнящего о «Маленьких трагедиях» Пушкина была напечатана в журнале «Вопросы литературы». Вторую он написал о «Памятнике».  Размышлять, писать, рассказывать о Пушкине стало его воздухом, смыслом. Он приезжал в школы и беседовал со старшеклассниками. Знакомил их с живым, радостным Пушкиным. Появлялся в домах пионеров. Рассказывал, задавал детям вопросы - и, случалось, ребята открывали ему то, чего не мог понять взрослый человек, потерявший простоту восприятия. Непомнящий убеждался в том, что Пушкин - солнечный центр нашей истории (так утверждал философ Ильин). А «мир Пушкина - это космос, что по-гречески означает «порядок», «устроенность»: устроенное целое, в котором всё не случайно, всё неспроста, всё осмысленно и по своей сути прекрасно». «…это мир всеобщей связи и единства: образ целостного бытия, той самой действительной Жизни, которая всегда ведь неблагополучна, но всегда прекрасна, ибо она - Жизнь, и само присутствие в ней любого количества теней говорит всё же о присутствии света». «Этот мир залит светом и оттого сам сияет, поэтому его неблагополучие не лезет в глаза».

Жизнь Непомнящего менялась. Он выучил французский, потому что на нём писал и думал Пушкин. Стал доктором наук. Чётко услышал, как «у Пушкина вся громада мироздания звучит, существует, происходит и совершается ради человека». Понял смысл жизни. Пришёл к Богу. В общем, Валентин Семенович нашёл друга - и его жизнь осветилась пушкинским светом:
- Пушкин - солнечный центр нашей истории. А «Евгений Онегин» - центр этого центра. В этом был убеждён Непомнящий: «Евгения Онегина» Пушкин писал 7 лет. Начал  в 23 года, завершил - в 30. Он многое пережил за это время и был очень внимателен к своей душе. Видел, как борются в ней два начала. Одно - высокое, отвечающее предназначению человека: стоять челом к Вечности, помнить об идеале, истине. Другое - прагматичное: урвать побольше денег, удовольствий, всегда добиваться, чего хочется, не думая о последствиях. Татьяна Ларина - олицетворение лучшей части души поэта, Евгений Онегин - эгоистической. Они борются между собою - и при этом составляют целое. Так борется и Россия. То, кажется, совсем пропадёт, то снова вспомнит о совести, верности, чистоте. Думаю, Россия всем своим опытом - катастрофическим, трагическим, героическим, нелепым, юродским - показывает, что невозможно построить рай с таким человечеством, что невозможен рай технологический, научный, коммерческий. Что рай - это совсем другое: не прогресс, а человек, который становится человеком в полном смысле слова.

Как-то Валентин Семёнович слушал оперу Чайковского «Орлеанская дева». Пётр Ильич написал её сразу после «Евгения Онегина». И вдруг в спектакле зазвучали муз. интонации финального объяснения Татьяны и Онегина. Это Жанна Д-Арк объяснялась с человеком, которого любила, а он - из вражеского стана:
-  Чайковский повторил худ. логику Пушкина, который закончил «Евгения Онегина» - и тут же приступил к роману «Рославль», где есть русская женщина Полина отчасти с душою Жанны Д-Арк, у которой какое-то взаимное тяготение с пленным французом, тоже врагом. Этот француз сообщает Полине о пожаре Москвы - со скорбью,  ужасом, потому что понимает: Наполеон погиб. А она говорит:- Честь наша спасена! Никогда больше Европа не осмелится бороться с народом, который сам себе рубит руки и жжёт свою столицу! А к Татьяне пришёл тот, о котором она мечтала, которого во сне видела, считала за идеал человека. Он пал к её ногам, а она горит, как Москва, но не уступает. Как же всё-таки неслучайна, свободна жизнь! Россия - одна, но в ней - две России, которые борются друг с другом. От того, которая из них победит, зависит, уйдёт ли моё Отечество, моя Родина, под воду, как град Китеж, как крейсер «Варяг» или поможет человечеству остаться человечеством и спастись.

Сериал «Евгений Онегин. Читает и рассказывает Валентин Непомнящий» снимали в его деревенском доме и в окрестностях села Махра. В деревне происходит и большая часть событий «Евгения Онегина». На латинском языке деревня называется rus. Русь. Россия. Валентин Семенович читает, рассуждает на фоне музыки Чайковского, Рахманинова. Его окружает необыкновенно красивая обстановка. «Мне нужно привести в порядок мой дом», - это были последние слова Пушкина перед уходом в иной мир. Но он и теперь приводит в порядок свой дом - огромную, трудно живущую Россию. Соединяет людей, поколения. Говорит с нами на великом русском языке.
«Гармония Пушкина - это обыкновенность, в которой разверзаются тайны бытия». Так написал Непомнящий.
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.

Так написал Пушкин на книжной закладке.

Наталия Голдовская
16.04. 2014. Семейная православная газета

http://sp-g.ru/?p=1063
Прикрепления: 1389344.png(80.1 Kb) · 3100908.png(19.0 Kb) · 8751871.png(99.2 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВАЛЕНТИН НЕПОМНЯЩИЙ *
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: