[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » АЛЕКСЕЙ БУДИЩЕВ
АЛЕКСЕЙ БУДИЩЕВ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 28 Мар 2021, 17:28 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6301
Статус: Online
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУДИЩЕВ
(14.01. 1864 - 05.12. 1906)


Русский писатель-беллетрист и поэт. Имя этого русского литератора совсем незнакомо нашим современникам. Ни одно из его произведений не было переиздано, сведения о нем, да и то крайне маловразумительные, с трудом можно разыскать даже в спец. изданиях. О нем помнят только краеведы, да утонченные знатоки истории русской литературы. А между тем в конце позапрошлого и начале прошлого веков этот писатель пользовался большой популярностью у читателей, как автор юмористических рассказов, романов, стихов и даже пьес. Он оставил большое лит. наследство, сейчас, к сожалению, совершенно забытое. При жизни Будищев был известен куда более. Входил в круг известнейших столичных литераторов.
 
Родился будущий писатель в имении Богоявленский Чардым-Петровского уезда Саратовской губернии, в семье мелкого землевладельца, служившего мировым посредником, затем мировым судьей. Отец - Николай Федорович, мать - Филиппина Игнатьевна, урожденная Квятковская, - полька.


Развалины церкви Богоявления Господня в с. Чардыме. Построена в 1761 г. Здесь крестили А.Н. Будищева

Отец, желая дать сыну образование, отправил его на учебу в Пензенскую мужскую гимназию в 1877 г., которую Алексей Николаевич и закончил в 1884-ом. Вот как вспоминал об этом времени он сам: «Начал писать рано. Лет в 8, в 9, помню, возился над стихами и прозой… Писал я и гимназистом, писал стихи и рассказы …».


А.Будищев в период обучения в пензенской 1-й мужской гимназии

После окончания гимназии Алексей уезжает в Москву, где становится студентом Московского университета. Здесь он продолжает литературные опыты, с 1886 г. публикуя свои творческие работы, написанные ранее в Пензе, и более поздние. Послав на 2-ом курсе института свои стихи в журнал «Развлечение», где зав. редакцией был известный в то время фельетонист В М. Дорошевич, он становится «ближайшим сотрудником журнала, заработав в нем под 5-6 подписями, давая лирические и юмористические стихи, рассказы, всяческие юморески». Сотрудничает он и с «Будильником», печатается в «Осколках». Из-за сложной обстановки, сложившейся в университете в результате принятия нового Устава, резко ограничивавшего права студентов и свободу преподавания, а также из-за увлечения лит. творчеством, студент-медик бросает учебу в 1888 г. и уезжает в Петербург, где полностью посвящает себя труду профессионального писателя. Здесь он сотрудничает со многими иллюстрированными и литературными журналами: «Живописное обозрение», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Новое время», «Русь», «Россия», «Северное сияние».

А.Будищев настолько увлечен своим творчеством, что в автобиографии, опубликованной в книге Ф.Ф. Фидлера «Первые литературные шаги» говорит: «… Я живу исключительно литературным трудом, отдаваясь ему всецело и не пробуя от него отойти. Хочу умереть писателем».
За свою жизнь Алексей Николаевич напечатал 5 больших романов, свыше 2-х десятков сборников рассказов и немало стихотворений. Критики того времени не очень жаловали своим вниманием писателя, но коллеги по перу, и прежде всего А.Куприн, отзывались о нем с большой теплотой: «Если уж на кого указывать, я укажу на А.Н. Будищева. Совершенно неоцененный писатель. У него есть мягкий юмор, много прелестной задушевной грусти и чудесное понимание природы. Познакомьтесь с ним. Как человек - он прямо восторг» - писал в письме издателю и редактору В.С. Клестову автор «Гранатового браслета».


Критика начала прошлого века холодно относилась к Алексею Николаевичу, воспринимая его как поэта, не обладающего большим талантом. Но отмечалась мелодичность его стиха. Известный русский фельетонист В.Дорошевич, у которого он работал в Москве в журнале «Развлечение» писал, что в его стихах «красота и грусть. То, из чего складывается поэзия». При этом замечалось, что в пейзажной лирике Будищева ощутимо влияние А.Фета. Многие его стихотворные произведения были положены на музыку. При анализе его рассказов отмечалось, что они «отмеченные влиянием А. П. Чехова». Но вот что говорил по этому поводу известный критик-библиограф А А. Измайлов: «Будищев не мог подражать Чехову, который в дни его начинаний сам был еще незаметным и нуждающимся в поощрении новеллистом. Но тогда вся полоса талантливой молодежи увлекалась новыми приемами. Певучим и лирическим становился стиль, сами собой напрашивались мягкие акварельные краски… Импрессионистская манера восприятия жизненных впечатлений протискивалась в литературу… Те самые люди, которые впервые поняли Чехова, первые же оценили и Будищева. Амфитеатров писал об его рассказах, сравнивал их с вещами Киплинга и находил среди них перлы. То, что Будищев не встретил сразу большой известности, Амфитеатров объяснял тем, что он, с одной стороны, слишком «разбрасывает» свои рассказы по разным газетам так, что почти нет возможности уследить за ним даже желающему этого, с другой - тем, что у него не нашлось своего издателя, каким явился каким явился для Чехова Суворин»

Если перевести эти слова, написанные почти 100 лет назад, на современный язык, то перевод звучал бы примерно так: талантливому писателю не подвернулся случай, который бы свел его с не менее талантливым продюссером (как в случае с Чеховым), взявшим бы на себя заботу о продвижении на литературный рынок интересных творческих новинок, разработав при этом стратегию и тактику их маркетинга.


А.Будищев (слева) и А.Куприн на руках И.Заикина

Последние годы жизни Алексей Николаевич в Гатчине, где также жил и А.Куприн, с которым у него установились близкие и дружеские отношения. Начавшаяся в 1914 г. мировая война стала для Будищева источником тяжелых переживаний. Был призван в армию его единственный сын. Ухудшалось здоровье. Участились сердечные приступы, от которых писатель страдал и ранее. Один из них оказался роковым... «Смерть его была легкой: он хорошо себя чувствовал в течение дня и вечера, шутил. Разговаривал… Потом сразу подошло что-то грозное, неотвратимое и в коротком вздохе жизнь закончилась», - писал в некрологе Ф.Д. Батюшков («Речь», 1916, 24 ноября).
Похоронили Будищева в Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.


фото - К.Бесперстова

Жену Алексея Николаевича звали Любовь Федоровна. Она имела подготовку сестры милосердия и ещё при жизни мужа, 4 августа 1915 г. пошла на службу в Гатчинский госпиталь и лазарет для раненых воинов при нём. Их сын, Юрий Алексеевич  (1892 – 1976), жил и скончался в Ленинграде, где и похоронен на Волковом кладбище вместе с женой Елизаветой Михайловной (1897 – 1939). 

Так сложилось, что произведением А.Н. Будищева благодаря которому он вошел в современность стало стихотворение без названия. В своем заглавии оно повторяет строку 1-ой строфы «Только вечер затеплится синий…», но положенное на музыку оно стало более известно как «Калитка». Казалось бы ни чем не примечательное лирическое стихотворение об ожидании молодым человеком (или не молодым?) своей любимой. Но!

В жизни каждого человека бывают минуты озарения, когда из внутренних глубин рождаются на свет творения, которые задевают струны души тех, кто с ними сталкивается так или иначе. Такими произведениями могут быть результаты работы архитектора и строителя, скульптора и музыканта, писателя и поэта. Именно сила воздействия на чувства познающих такое творение и определяет степень таланта его создателя. Поэтому не случайно, что под воздействием очарования этого стихотворения, написанного в 1898 г., оказался молодой еще тогда композитор В.И. Буюкли. Положив на музыку тогда же стихи Будищева, он завершил создание единого произведения, где музыка обрамляет слова или слова ложатся на музыку таким образом, что у слушателей возрождаются чувства, связанные с их собственными любовными переживаниями. И каждый по-своему переживает ту картину, которую рисует ему внутренний художник при прослушивании этого романса. Не случайно он завоевал широкую популярность. «Знаменитый», «чудесный», «задумчивый», «мелодичный», «покоряющий своей чистотой и свежестью» романс - такие эпитеты слышатся в адрес этого муз. произведения.

Будищев отображает собственные переживания, но делает это таким образом, что каждый находит в нем что-то свое неповторимое. Слушатель или читатель проникается спокойными неторопливыми красками поэта, делающего скупыми, но емкими словами только небольшие наброски, штрихи картины. Все остальное дорисовывает воображение читающего или слушающего его стихи.

Только вечер затеплится синий,
Только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса, 

Отвори осторожно калитку
И войди в тихий садик, как тень,
Да надень потемнее накидку,
И чадру на головку надень.

Там, где гуще сплетаются ветки,
Я незримо, неслышно пройду
И на самом пороге беседки
С милых губок чадру отведу...


Небольшая зарисовка мимолетного мгновения летнего вечера в обрамлении мелодии Буюкли сразу завоевала расположение у публики, став городским романсом. О достигнутой популярности в первые годы после своего создания свидетельствует перепечатка его в журнале «Огонек», 1916, № 44. В пении вместо слова «чадра» стали употребляться слова «платок» или «кружева». Но такая небольшая редакция всегда неизбежна у песен, действительно ставшими народными. 
«…Но со смертью так и затерялся в хаосе предреволюционного водоворота, остался лишь единственный романс и поныне бередящий душу, и известный, наверное, каждому. Перелистывая сборники русских романсов, я никак не могу избавиться от ощущения, что большинство русских поэтов так и остались авторами одного произведения. Мы столь богаты, что выбираем самое вкусненькое и, даже не попробовав, выбрасываем остальное. Будищев, Гребенка, Красов, Козлов, Лишин, Риттер… Для нас пустой звук. В лучшем случае - авторы одного-единственного романса» - писал в своей статье И.Крамской, опубликованной в газете «Мире людей», № 4 за 1994.

Сказано точно и исчерпывающе. Думаю, что наши современники еще вернутся к тому, чтобы заново посмотреть на творчество Будищева, талантливого, но «совершенно неоцененного писателя». Человека, оставившего заметный след на земле одним, но чудным романсом «Калитка».





Краеведческий портал "Пензенские хроники"
http://penzahroniki.ru/
Прикрепления: 2683715.jpg(10.7 Kb) · 9541650.jpg(10.7 Kb) · 9677348.jpg(13.1 Kb) · 9705498.jpg(21.0 Kb) · 9956145.jpg(8.4 Kb) · 0265192.jpg(19.5 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » АЛЕКСЕЙ БУДИЩЕВ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: