ВИКТОР ТАТАРСКИЙ
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 11 Апр 2021, 15:26 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| ВИКТОР ВИТАЛЬЕВИЧ ТАТАРСКИЙ
Советский и российский теле- и радиоведущий, актёр, член Союза журналистов России. C 1967 г. бессменный автор и ведущий радиопрограммы «Встреча с песней». Народный артист России.
В.Татарский родился 17 ноября 1939 г. в Ленинграде в семье ученых. Его отец заведовал кафедрой кристаллографии и геологии Ленинградского университета им. Жданова, мать была доктором наук и завкафедры кристаллографии АН. Нина Юрьевна, была внучкой революционера-демократа Н.Чернышевского. О родстве с известным писателем она долгое время молчала, потому что не хотела, чтобы сын узнал и о другом своем родственнике - полковнике англ. армии. За такую строчку в анкете в то время могли уволить.
Через два года после его рождения началась война. Витя оставался в блокадном Ленинграде все 872 дня. Воспоминания об этом времени стерлись из его памяти: «Я ничего не помню, потому что мозг "спал": сахара не было, не было ничего для питания ребенка, конечно…». После войны отец забрал сына из дома малютки, но жил мальчик у друзей отца - в коммунальной квартире на Васильевском острове.
Витя Татарский, 6 лет, Ленинград
«Как-то, возвращаясь из школы, я увидел Нину Юрьевну, свою матушку. Узнал её, хотя это было очень сложно. Внутренне, интуитивно, чутьё какое-то проснулось». Через какое-то время мать забрала его в Москву. Они поселились на Собачьей площадке, которой сегодня уже нет, а на месте дома, где жил Татарский, стоит к/т «Октябрь»: «Ведь недаром Маяковский писал: "Где живешь, мальчишка гадкий? На Собачьевой площадке". Хулиганское народонаселение было, особенно после войны. Ребята, которые были со мной во дворе и которые со мной учились, шпана была!». Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не отчим Виктора. Это был В.Бебутов.
Театральный режиссер. З.а. РСФСР, заслуженный деятель искусств Татарской АССР. Был соратником В.Мейерхольда. В 1919 г. совместно с ним создал театр РСФСР 1-й. Он никогда не наказывал мальчика. Как вспоминает Виктор Витальевич, одно присутствие отчима заставляло по возможности вести себя лучше. Лишь когда он совершал что-то из ряда вон выходящее, Валерий Михайлович позволял себе сказать: «Полегче на поворотах». «Находясь в наполовину театральной семье, я дома встречал актеров, был знаком со многими, тогда я думал, что это нормальный уровень. Сейчас я понимаю, что это гениальный уровень по сравнению с тем, что мы сегодня имеем в театре».
Витя после переезда в Москву, 1-я поездка в пионерский лагерь. Звенигород, 1947.
В школе Виктору не давалась математика. Отсутствие способностей к точным наукам он компенсировал любовью к искусству. Учась в 7 кл., Виктор создал театральную студию и назвал ее в честь известного артиста С.Мартинсона: «Когда мы послали ему телеграмму, что назвали студию его именем, он прислал обратную телеграмму, ответную, с благодарностью за это». В 1958 г., сразу после окончания школы, 19-летний Татарский уехал работать в астраханский театр. Там он пробыл год и понял, что человек он неколлективный и работать в труппе больше никогда не будет. Спустя год после возвращения в Москву, в 1960-м, Виктор уехал на север, в Мурманск.
В.Татарский в Мурманске слушает свою передачу
В театральное училище он поступил в 1961 г. Решение о его зачислении принимал И.Ильинский: «Я поступил наполовину, конечно, потому что Ильинский знал моего отчима и уважал его очень. Мог бы и не поступить. Студенты как студенты, вели себя нормально. Пили портвейн в кафе "Полевой стан" - так называлось кафе рядом с Щепкинским училищем на Неглинной. Позволить себе мы могли только портвейн, на более серьезные напитки нам не хватало. Кроме всего прочего, нам же надо было возвращаться в училище, поэтому мы вели себя в общем прилично».
Н.Губенко, Ж.Болотова, С.Никоненко, В.Малышев и В.Татарский
На радио Татарский попал в тот же год, когда поступил в театральное училище. Работать сразу начал в муз. редакции. Поначалу у него не было авторской программы, в то время он делал передачи о поэтах и композиторах. «Онегин Гаджикасимов уже работал в муз. редакции Союзного радио редактором и как-то мне сказал: "Слушай, у тебя хороший голос (тогда был еще ничего голос), давай-ка попробуем на радио". Я говорю: "Нет, диктором я не хочу, это неинтересно". "Ну почему диктором? В музыкальной редакции"».
В 1967 г. у В.Татарского появилась своя авторская передача - «Встреча с песней», которая выходит в эфир и по сей день: «Менялись названия государства, менялись названия радиостанций, а она шла сначала по пятницам в определенный период, потом по субботам последние 25 лет. 1-я, 3-я, 5-я неделя. Был путч, к примеру, а она не попала в путч. Она и не попала в расстрел Останкино 3 октября. Не было ее, это не ее неделя была. Она у меня не каждую неделю. Она заговоренная, эта передача».
Каждую 1-ю, 3-ю и 5-ю субботу месяца голос Татарского звучит в эфире «Радио России». В своей передаче «Встреча с песней» он просто читает письма слушателей, не давая им никакой оценки. Он читает все письма - даже те, что не идут в эфир, но практически никогда на них не отвечает (исключение - письма заключенных). Ему пишут о песнях, с которыми связаны лучшие и худшие моменты жизни. А он всегда находит эти композиции, даже если ему присылают лишь обрывки муз. фраз. А его слушателям больше и не нужно. Главное - быть услышанными. «Я во "Встрече с песней" с академиком или с Героем Советского союза разговариваю так же, как с уборщицей, как с пекарем, как с любым человеком. Для меня важно его письмо».
В передаче «Встреча с песней» звучат очень редкие композиции. Их не всегда можно найти в Интернете. Ко Всемирной паутине Виктор Витальевич вообще относится скептически: у него есть рабочий e-mail, но он не любит читать письма, которые приходят ему на эл. почту, а дома у него вовсе нет подключения к Интернету. Передача идет в записи, он делает ее один.
Татарский пишет свои передачи на полгода вперед. Отбирая письма для эфира, он учитывает дни рождения поэтов, композиторов, артистов и памятные даты. Сам читает письма, сам их редактирует, сам ищет композиции. Но в 1967 г., когда «Встреча с песней» только начала выходить в эфире, Виктор Витальевич работал вместе с редактором, Терезой Рымшевич. «Пришел Горбачев. Редактором передачи стала Т.Зубова, которая, несмотря на то, что была членом партии, говорила: "Нет, это может быть". Она спорила с цензурным комитетом, это был первый случай, когда редактор спорил с цензурным комитетом. Более того, она спорила, будучи членом партии и будучи, как говорили в XIX в., в интересном положении».
Песня «Одинокая гармонь» ассоциируется у миллионов радиослушателей с передачей «Встреча с песней». Мало кто знает, что изначально в заставке были слова. Исполнителем композиции был С.Лемешев. Со временем осталась только музыка. За годы, которые «Встреча с песней» идет в эфире, передача успела сделать много добрых дел. Татарский помогал своим слушателям не только словом, но и делом. Писал письма с просьбой о помощи в городские управы и мэрии, чтобы те поддержали ветерана, инвалида или просто человека, который оказался в сложной ситуации: «На бланках Гостелерадио СССР я писал обращения к руководству, иногда писал обращения в тюрьму. Потому что заключенный, который писал мне, не может быть плохим человеком. Просто не может быть. Поверьте мне». Татарскому не раз предлагали работать за рубежом, вести передачу на нем. радио, но он от таких предложений всегда отказывался: «Это только домашняя передача. Наша, российская. Ну нет, не может же быть того, чтобы там это поняли и восприняли».
В 1970 г. в эфире Всесоюзного радио впервые прозвучала передача В.Татарского «Запишите на ваши магнитофоны». Она выходила по воскресеньям в 14:05 и была невероятно популярна. Каждую неделю в это время вся советская молодежь включала приемники, чтобы услышать зарубежные хиты. Передача называлась так неспроста. Народ действительно писал на пластинки все, что звучало в эфире Татарского. Ведь пластинки с иностранными песнями тогда можно было найти только у фарцовщиков, и стоили они очень дорого - около 100 руб. (средняя месячная зарплата в то время).
«Мне звонили с Петровки и говорили: "Мы тут задержали группу фарцовщиков пластинок у комиссионки, и я знаю, что они надеялись на то, что у вас можно поживиться дисками. Так что имейте в виду". Я говорю: "Хорошо, передайте им, что у меня никакой фонотеки собственной нет. У меня друзья привозят из-за рубежа, и потом я отдаю им, переписав, больше ничего"». Для того, чтобы протащить песню в эфир, приходилось говорить, что в ней поется о борьбе с неравенством, о дискриминации, в то время как там пелось просто о каких-то общечеловеческих ценностях: «Приходилось говорить, что это против апартеида, против расовой дискриминации, а там пелось просто о любви и ни о чем больше».
Передачу закрывали не один раз, тем не менее, ей удалось просуществовать на советском радио целых 7 лет. Сверху закрывали глаза на его бунтарские эксперименты, так как, помимо работы в муз. редакции, Виктор Витальевич читал еще и призывы ЦК партии вместе с Ю.Левитаном и О. Высоцкой.
«Самые известные голоса того времени - это голоса, которые читали правительственные сообщения и те голоса, которые вели футбольные репортажи. Это В.Синявский и Н.Озеров. Я холоден всегда был к западной эстрадной музыке. Холоден, безразличен. Конечно, я не говорю об Э.Пиаф, И.Монтане, даже об Э.Джоне - замечательных, конечно, личностях. Но там был спортивный интерес: «Ах, вы вот это запрещаете! Ах, это противоречит коммунистической идеологии! Ну, тогда я буду это давать».
Всякий раз, когда передачу закрывали, Татарскому в личное дело заносили выговор. Таких выговоров у него было три. Как правило, руководство обращало внимание на «Запишите на ваши магнитофоны» только после того, как в прессе публиковался донос. Однажды донос на Татарского написали из-за песни, которая прозвучала в эфире: франц. певица пела о шампанском. В стране в то время проходила антиалкогольная кампания. «То ли Э.Пиаф, то ли М.Матье, ну, так или иначе перевели. Газета напечатала один, второй раз, это попадало на стол председателю Лапину. И каждый раз он требовал от меня объяснений».
В 1996 г. Виктору Витальевичу предложили вести передачу «История одного шедевра». Это не было первым приглашением на ТВ. Еще в 80-е годы председатель Гостелерадио С.Лапин хотел перенести «Встречу с песней» на телевидение, но Татарский отказался: «Это чисто радийная передача, потому что телевидение навязывает зрителям свой видеоряд. Она лишает его собственных аналогий, размышлений, ассоциаций по этому поводу, о чем говорится в письме или песне. Только исчезнет все…».
В 90-е годы Дом радиовещания и звукозаписи, студии, аппаратные, фонотеки и архивы перешли на самоокупаемость. Профессиональные кадры уходили, а те, кто оставался, работали совершенно бесплатно. Среди последних был Татарский: «Это время показало, кто есть кто. И показало истинное отношение к делу. Я не мог бросить передачу просто потому, что не мог. Потому что за каждым письмом для меня люди. Это люди, живые люди, которые ждут отклика, ждут ответа. Из-за того, что не оплачивается моя работа, только поэтому бросить? Я понимаю, вы можете сказать, что в 90-х годах расцвела коррупция, что бандиты убивали людей. Да, я тоже шел по своему Арбату, и над моей головой летали пули: одна группировка сражалась с другой. А улица узкая, ну да. Но все-таки это не самое главное. Это, в конце концов, пришло в норму. Все образовалось. А вот то, что стала возможность людям иметь одно лицо, свое, а не навязанное кем-то другим, что они перестали врать по возможности, это крайне важно»
В.Татарский первым в СССР прочитал со сцены «Мастера и Маргариту» Булгакова в то время, когда роман был еще запрещен. Композиция шла в Ленинграде под названием «Нечистая сила в Москве». Имя автора вынужденно не упоминалось: «Программа была запрещена до последнего. Уже Горбачев был, уже все было, вроде, ничего. Нужды цензуры, так сказать, под вопросом большим. Но программу не давали. Тогда я поехал в Ленинград, на свою родину, и предложил там эту программу. Они с радостью согласились и выпустили афишу под названием "Нечистая сила в Москве"»
Передача «Встреча с песней» стала для Татарского своеобразной рекламой. Его слушатели, чаще слушательницы, приходили на творческие вечера Виктора Витальевича, чтобы посмотреть на обладателя легендарного голоса. Его голосом в русском переводе говорят персонажи фильмов «Восемь с половиной», «Амаркорд» Федерико Феллини, «Кабаре» Боба Фосса, а также телесериала В.Котта «Родственный обмен». Но больше всего он гордится своей работой над научно-популярными фильмами. Виктор Витальевич на протяжении 10 лет входил в состав жюри премии «Радиомания» и был первым радиоведущим, получившим золотой микрофон в номинации «Легенда».
О подготовке к эфиру: «Нельзя никаких вольностей допускать. Надо вовремя лечь спать. Плохо сплю всегда перед эфиром, перед записью. Потому что волнуюсь, волнуюсь так же, как 50 лет назад».
О работе с письмами: «Письма - это живой материал, не убирайте их от себя. Вы их подготовьте дома. Уберите лишнее, уберите повторы, зачеркните - спокойно это делайте. Оставьте главное: ради чего написано».
Об ошибках современных радиоведущих: «Это дело в том, что мы не желаем знать аудиторию. Мы не желаем ее поднять до своего уровня. И знать, что они такие же, как мы».
О словах, которые нельзя произносить в эфире: «Как говорил В.Черномырдин, ярчайшая личность: "У меня к русскому языку вопросов нету!" Это у него нету». Дмитрий Гордеев, Анастасия Солуянова Радио "Моховая, 9" http://radio_mohovaya9.tilda.ws/tatarsky
ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ Более полувека назад В.Татарский создал "Встречу с песней" - радиопередачу непостижимого магнетизма и обаяния.
Как хорошо, что рядом с нами остаются вещи и явления, необъяснимые в своей чистоте и стойкости. Поток современной жизни, несущий тонны хлама, мог бы сокрушить эти тонкие вещи в долю секунды, но чья-то невидимая рука отводит мусорный вал в сторону, не давая ему задеть то, что, очевидно, и удерживает нас от окончательного падения. Среди этих непостижимых явлений есть одно, которое назову не только я. Это "Встреча с песней", радиопередача В.Татарского.
То, что "Встреча..." выходит в эфир уже 52 года с одним автором и ведущим - факт из разряда мировых рекордов. Но самое удивительное не в долговечности передачи, а в том, что происходит в тот день и час, когда передача выходит в эфир. Когда люди, ничего друг о друге не ведающие, собираются вокруг радиоприемника и вдруг становятся друг другу родными. Это не обманчивое умиление случайных попутчиков, выпивших за знакомство. Нет, это чувство строгое и ясное, оно обнимает и живущих, и тех, кто ушел, и даже тех, кто будет жить после нас.
Из чего оно возникает - из писем ли, которые читает В.Татарский, или из забытых песен? А быть может, - из нашего одновременного прикосновения к чему-то очень важному, подлинному? За неполный час, пока длится передача, ты успеешь перебрать в памяти не только всех своих далеких и близких, но вспомнишь вдруг и того, кого почему-то давно не вспоминал. И совестно станет. И захочется позвонить тому, кому 100 лет не звонил. С 1-го же выпуска передачи в 1967 г. нота светлого воспоминания была задана элегической заставкой к передаче - оркестровым вступлением к "Одинокой гармони". В этой песне, написанной поэтом М.Исаковским и композитором Б.Мокроусовым еще в 1946 г., уже таилась интонация "Встречи с песней" - интонация тихого разговора в летних сумерках: "Снова замерло всё до рассвета...". Впервые передача прозвучала на волнах Всесоюзного радио 31 января 1967 г.. В ней впервые на отечественном радио прозвучали песни А.Вертинского, И.Юрьевой, В.Козина, А.Баяновой, В.Высоцкого, А.Галича, В.Цоя и С.Башлачева.
Иногда, слушая голос Татарского, чуть не вздрагиваешь от странной догадки, что кроме тебя и многих-многих рассеянных по планете слушателей, у "Встречи..." есть еще один Слушатель. И он слушает вместе с нами. Не счесть, сколько раз передача Татарского оказывалась на грани закрытия. Особенно в 1990-е годы. И каждый раз обстоятельства были "непреодолимой силы". У меня сохранилось письмо, которое я получил в апреле 1997 г. от Г.В. Касиновой из Гатчины: "Спасите передачу "Встреча с песней" - этот светлый огонек среди полнейшего безразличия к нам государства, единственную передачу, которая помогает оставаться людьми...
Помню, я тогда обзвонил немало знакомых, которые могли бы чем-то помочь. Одни убеждали: "Пойми, время таких передач прошло". Другие вздыхали: "Страна гибнет, а ты нашел о чем беспокоиться..." В общем, шансов, что передача останется в эфире, не было. И тут самое время вспомнить о судьбе самого В.Татарского... Когда началась война, ему было 1,5 года. Осенью 1941 г. он попал в ленинградский Дом ребенка и всю блокаду находился в Ленинграде. Да, в ленинградских домах ребенка работали люди повседневной святости. Но вспомним, что творилось вокруг - тотальный голод, повальные смерти, бомбежки, холод, - и спросим себя: сколько же шансов на жизнь оставалось у малыша? 9 мая 1945 г. Витя встретил на набережной Невы. Отец держал его за руку. Военные корабли были расцвечены огнями. Залпы орудий - салют! Так мальчик очнулся от войны. Он стал себя помнить именно с этого дня.... 9 ноября 2019 г. в эфире "Радио России" выйдет 1366-й выпуск "Встречи с песней" Дмитрий Шеваров 05.11. 2019. РГ https://rg.ru/2019....ej.html
ЛИНИЯ ЖИЗНИ. ВИКТОР ТАТАРСКИЙ (2016) "Мне, с моим характером и с моими бонапартийскими замашками противопоказан всякий коллектив, тем более советский". Праправнук Н.Чернышевского и ученик И.Ильинского понял, что зависимость, которая отличает актерскую профессию, для него просто невыносима. Наперекор руководству и вопреки всем запретам, на протяжении многих лет он вел на радио самые любимые и "противозаконные" с точки зрения советского руководства передачи - "Встреча с песней", "Запишите на Ваши магнитофоны", "На всех широтах". В студии программы "Линия жизни" - Народный артист России В.В. Татарский.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 11 Апр 2021, 16:14 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА
Низкий поклон тебе, «Встреча...», за редкое умение выслушать, принять исповедь... Под твоим крылом встречаются, беседуют друг с другом единомышленники из разных уголков нашей огромной страны... Александр Михайлович Р.,Брянск
Сегодня старая пластинка Мне в юность выпишет билет, И детства старая картинка Проявится сквозь призму лет.
"Иных уж нет, а те - далече"... Но в сумраке осенних дней Мне назначает "Встреча..." встречу С далекой юностью моей.
Сквозь времена, сквозь расстоянья Все тот же голос вновь звучит, Минувших дней очарованье В уставшем сердце воскресив.
И нет мне музыки чудесней Гармони одинокой той. Звучит в эфире "Встреча с песней". На сердце - радость и покой.
Так дай Вам Бог всё так же светло Нам чистой радостью сиять И Вашим голосом приветным Сердца и души исцелять. Марина Захарчук
– Никак не могу привыкнуть к тому, что голоса, которые не так давно сообщали нам о важных событиях, о горьком и радостном для всех, сейчас озвучивают котировку акций, рекламируют окорочка. Ваш голос, к счастью, не затаскан рекламой, и вы не участвуете… – В течение 3-х лет ко мне обращаются с предложениями о рекламе. Я вспоминаю об этом, когда мне вдруг безумно хочется «войти в рынок», тоже приобщиться, но я вспоминаю о своей передаче, о «Встрече с песней». Я же там говорю о вещах серьезных, вечных… Меня эта передача останавливает. Я не могу перейти через это. А что касается других – не буду их осуждать. Каждый выбирает сам, на что он идет. Это его право. Мне кажется, серьезный актер долго думает, прежде чем решиться. У нас много хороших актеров снимаются в рекламе. Они вынуждены этим заниматься. Их довели до этого. Часто ссылаются на Запад: а вот на Западе прекрасные актеры рекламируют подтяжки… Милые мои! Там же это делается на ином эстетическом уровне, да и потом, там это принято, и никто не смотрит на артиста как на продавшегося человека. В России совершенно другой мир, уж так повелось. Восприятие актерской работы в обществе совсем иное у нас, и мы должны с этим считаться. Да, мы проповедники, да, мы пастыри. Я не о себе говорю, а о замечательных актерах, которые вот уходят и уходят прямо один за другим.
– Многие слушатели потеряли вашу передачу несколько лет назад, когда она исчезла с первой программы… – Это случилось в 91-м г. Какое-то время мне давали возможность делать вариант передачи по «Радио России», а в первых числах 93-го года сообщили, что больше нужды нет в ретрансляции «Встречи с песней». У нас должны идти только наши передачи, сказали они…«Встречу с песней» слушали в тюрьмах, больницах, интернатах. Сколько я писем оттуда получал! За что этих людей отрезали от передачи – не знаю. Только в Петербурге передачу транслируют по гор. радио, и я очень благодарен за это моим землякам.
– В вашей передаче всегда было что-то петербургское. Не холодность интонации, а сдержанность… – В Москве я с 46-го года, а родился в Питере в 39-м.
– Значит, вы блокадник? – Да, я всю войну был в Питере. До мая 45-го я ничего не помню, провал полный. Сахара мозг не получал… И вот – 9 мая, я на Питерской набережной. По Неве выстроены парадным строем все корабли Балтийского флота, швартовавшиеся в Ленинграде. На них – гирлянды огней. Салют! – и я просыпаюсь. Я очнулся! Мне 6 лет, но до этого будто ничего не было…
– А радио, эти черные тарелки, и огромные ламповые приемники?.. – После войны это уже не было какой-то новинкой, и, честно говоря, я не был в детстве под обаянием радио. Я рос скептически настроенным. Любил футбол, был вратарем. Но как-то в пионерском лагере, в Софрино, мне вдруг захотелось залезть в радиорубку. Был жаркий солнечный день, все ушли купаться, а я забрался в радиорубку, где работал мой приятель, и стал крутить Утесова, Шульженко, Бернеса, давние старые пластинки. Они уже тогда были старыми. Перед каждой пластинкой я объявлял, что исполняется: и автора музыки, и автора стихов, и исполнителя, и оркестр. Я старался, хотя знал, что в лагере никого нет. Ну, может быть, где-то неподалеку играли в футбол местные мальчишки. И вот это был «ген радио». Рядом никого нет, но я могу порадовать людей где-то там, далеко, тем, что мне нравится…
– У вас много друзей? – Да какое там, господь с вами… У вас много, Дима? Ну вот, о чем же говорить...
...Слушая Виктора Татарского, легко отрешиться от происходящего за окном. Его голос звучит по радио как знак погружения в себя. Может, поэтому его так слушали и слушают в местах, отдаленных от домашнего уюта. Его голос дает ощущение родных стен и одолимости разлук, даже самых горьких и непоправимых.
– Мне кажется, что ваша передача выходит уже целую вечность, целую жизнь тому назад… Спать тогда укладывали рано, и Ваша передача заменяла мне вечернюю сказку. Вместе с дедом и бабушкой мы слушали, а потом минут 20 у нас были такие затихающие разговоры. А был ли за эти годы случай, что вы не вышли в эфир? – Ни разу. И что меня самого более всего поражает и вдохновляет, это не то, что передача столько лет идет в эфире, а то, что она идет без перерыва! Что бы ни случилось, она плывет как корабль с хорошей оснасткой. Была цензура, были случаи, когда передача висела на волоске, но она все-таки выходила.
– Сохраняются ли старые передачи в архиве? – Да, по крайней мере на 100 лет, пока пленка будет держать запись, передачи сохранятся. Я сейчас часто обращаюсь к своему же архиву и достаю те записи, которых давно нет в фонотеке радио.
– Много ли вам сейчас пишут? – Раньше больше писали фронтовики. «Встреча…» началась с поиска старых фронтовых песен, по разным причинам не звучавших в эфире – либо они были просто запрещены для эфира, либо их не было в записи. Фронтовики уходят, передача остается их детям и внукам, и пишут сейчас больше люди в возрасте до 35 лет.
– Вас, наверное, уже не раз спрашивали: не стоит ли «обновить» передачу? Не надоело ли вам?.. – Надоело бы, будь вокруг стабильность, ясность целей и щепетильность в выборе средств. Куда мы идем? Всякий раз, пытаясь ответить на этот вопрос, вспоминаю А.Н. Островского. Помните, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» старик Мамаев замечает: «…Мы куда-то идем, куда-то ведут нас, но ни мы не знаем – куда, ни те, которые ведут нас…» Так пусть хоть эта передача будет стабильной – и по своей форме, и по своей сути.
– Как вы готовитесь к выходу в эфир? – Накануне записи я стараюсь вести себя по возможности прилично. Когда приезжаю на радио, я ни с кем не общаюсь, вхожу в студию, начинаю записывать текст. До этого я ничего не ем, пью чай или кофе, курю. Я нахожусь в совершенно особом состоянии. Я несу себя как кувшин, стараясь не расплескать. И даже если меня вызовет руководство, я извинюсь через оператора, но останусь в студии. Мои постоянные операторы – Е.Садовая и В.Ростов. В аппаратной невозможно присутствие случайного лица. Над письмами я работаю дома: читаю, сокращаю общие места, повторы и думаю над тем, что я отвечу. Иногда ответ должен родиться у микрофона. И в студию я прихожу с письмами. Я должен видеть почерк человека, должен видеть конверт – у микрофона, в момент общения. Если бы письма были перепечатаны на машинке, я бы потерял ощущение человека. Я по почерку вижу многое…
Татарский любит паузу. На фоне нынешней комментаторской скороговорки его паузы кажутся мхатовскими. Но только лишь кажутся. На самом деле они, по его словам, не превышают 3-х секунд. За эти 3 секунды можно услышать, как протекает время и жизнь становится внятной. «Встреча с песней» придает ценность и достоинство мелочам – каким-то давним запискам, взглядам, случайным встречам на вокзалах, на танцах, в кино…«Когда-то давно, в приморском парке… до войны, я услышала… не могу напеть, не помню название… но помню, что была счастлива».
Татарский ищет эти давно погасшие звуки, находит – пусть даже в домашней записи, присланной из Самары, – извиняется за качество звучания, и... летят в эфир знаки неугасимого счастья, иероглифы любви, понятные двоим, а может быть, всего лишь одному. А мы слушаем эти мелодии, не понимая всего смысла события, но угадывая за ними таинственность и своего бытия…
– Вам не хочется повторить старые выпуски, как иногда повторяют «Голубые огоньки»? Передача сейчас кажется особенно ностальгической – как мелодия «Одинокой гармони»… – Эта гармонь стала еще более одинокой, но я не люблю слово «ностальгия», это не совсем точное слово. Передача моя не говорит о том, что все хорошее осталось только в прошлом, а повторять «Встречу…» я не стану. С людьми за это время свершилось очень многое. Они писали мне в первом порыве, как правило – в тот же вечер. Писали об очень личном и очень важном тогда… Кого-то, наверное, уже нет на этом свете, и не надо их тревожить.
– А радио вообще вы слушаете? Другие передачи? – Конечно, когда бреюсь. У меня приемник настроен на средние волны, перебегаю с «Радио России» на «Радио 1», на молодежный канал, сравниваю…
– Грустно, что исчезают человеческие голоса в эфире. Вспомним Бабанову, Литвинова, Смоктуновского… Очень разные голоса, но за каждым из них – звук, цвет, запах времени… – В свое время я закончил курс И.Ильинского и М.Царева в училище им. Щепкина при Малом театре. Это очень хорошая школа речи и слова. И сегодня самая большая моя грусть оттого, что все дозволено: дикое произношение, неверные ударения, немыслимые конструкции фраз. И столько времени тратится в эфире на необязательные разговоры, эканья и мэканья, а то вдруг начинают жевать у микрофона и прихлебывать что-то. Идут обвалы ненужных слов. Я уже не говорю о фальшивом тоне. Ведущий будто сидит на Олимпе и обращается к тем, кто копошится внизу. Радио всегда было первым, кто ставил заслон мусору в языке, радио было эталоном произношения… Но, знаете, я не хотел бы превращаться в какого-то сноба. Да пусть как хотят, так и говорят. Если общество это слушает и терпит, значит, заслужили.
– Вы не мечтаете о своей радиостанции? – Я человек, наверное, очень верный – 33 года в главной муз. редакции радио. Как сказано в Писании: «Не торопись менять место, где ты находишься…» Мне не хочется суетиться... Люди слушают «Встречу…» и пишут мне. Самая большая радость – от писем… Я начинаю полагать, что все, происходящее со мной и этой передачей, предопределено. Случайного в жизни вообще ничего не происходит – ничего!
– Представьте себя просто слушателем «Встречи…», и вот вы сидите и пишете на радио письмо. О какой песне вы бы попросили? – Я бы вообще никуда писать не стал. Пошел, выпил бы с другом. Я привык разбираться как-то сам с собой. И песни у меня какой-то особо любимой нет. Сапожник обычно без сапог, вот и я без своей любимой песни.
– Вы прислушиваетесь когда-нибудь к музыке подземных переходов, к уличным музыкантам? – Очень редко. Останавливаюсь, когда могу отдать деньги. А когда их нет – чего останавливаться?.. Но недавно мальчишка у нас на Арбате блистательно играл на скрипке.
...7 апреля 1989 г., когда в далеком Северном море гибла подводная лодка «Комсомолец», а страна еще ничего не знала об этом, шла в эфир, как обычно, по пятницам, «Встреча с песней». И звучала в ней песня Высоцкого «SOS» – «Спасите наши души». Что это было – наитие, случайность? Об этом не знает до сих пор и сам В.В. Татарский. А может быть, нам об этом и не нужно знать? Главное, что прозвучал «SOS». Дмитрий Шеваров https://lib.1sept.ru/2002/19/16.htm
К 50-летию «Встречи с песней» (31 января 2017.)
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 03 Мар 2022, 18:26 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| ПАМЯТИ ВИКТОРА ТАТАРСКОГО
27 февраля, на 83-м году жизни не стало В.Татарского - легендарного радиоведущего, чей голос стал символом времени. который познакомил с достойной музыкой огромное число слушателей по всей стране. Многие меломаны 1970-х признают, что именно его передачи послужили для них дверцей в мир музыки. Тысячи людей ждали их по воскресеньям с магнитофонами наготове. Программа «Встреча с песней» - детище Виктора Витальевича, который бессменно был её рулевым аж с 1967 г. Ведущий работал над передачей до последнего дня. Слушать - не переслушать... В эфир вышло под 1,5 тыс. ее выпусков, и ей все было нипочем - советская цензура, крах СССР, путчи и попытки переворотов, лихие 90-е…Очередной выпуск прозвучал на «Радио России» 26 февраля 2022 г. (И не факт, что он последний - Виктор Витальевич обычно записывал «Встречу с песней» сразу на несколько месяцев вперед, возможно, будут и другие).
Он был обладателем очень красивого голоса, причем красота определялась даже не тембром, а сдержанностью и достоинством, чувствовавшимися в интонациях. Он с улыбкой говорил о себе: «я человек хмурый, замкнутый, некоммуникабельный, не коллективистский…» - это, наверное, тоже ощущалось, но не портило ситуацию, а наоборот, придавало образу ведущего какое-то неизъяснимое благородство. На миллионы слушателей «Встречи с песней» его голос действовал гипнотически. При этом сам формат передачи был очень прост: Татарский зачитывал письмо слушателя - как правило, в нем рассказывалась история, связанная с песней или исполнителем, - а затем песня звучала в эфире. Порой авторы письма просили найти песню, от которой в их памяти остались лишь какие-то детали, обрывки строк, смутные образы. И Татарский со своей командой эти композиции искал и находил. Его отличали не только громадная эрудиция и неизменный вкус. Он увлекал публику тембром голоса, авторскими интонациями, которые подчас говорили больше, чем слова. Делился сокровищами и влюблял в песни, которые ставил. Татарский был счастлив, когда удавалось восстановить истину в романсовой и песенной культуре. Например, он установил, что в песне «Крутится, вертится шар голубой» изначально речь шла о газовом шарфе, который брошен барышней с балкона в знак согласия того, чтобы ее украл кавалер. Медленно кружась, он падает вниз… И в голове у слушателя мгновенно возникала совсем другая картинка. Таких картинок и рассказов о песнях Виктор Витальевич подарил слушателям тысячи - и они всегда будут ему за это благодарны.... https://zen.yandex.ru/media....252dd4b https://www.kp.ru/daily/27369/4551893/
Ушедший недавно от нас В.В. Татарский несколько десятков лет был родным человеком во многих домах. Причем, большинство из нас никогда его не видело. Только в последние лет 15-20, когда стал доступен интернет, мы смогли увидеть его внешне. Ведь это был «человек из радио», из советского еще радио, а значит, настоящий, высочайшего уровня. Обладатель замечательного, «радийного» голоса, который был воспитан еще в Щепкинском училище при Малом театре, где сценической речи, как известно, уделяется большое внимание, он для многих был символом стабильности и покоя.
Проходили годы, десятки лет, исчезали государства, закрывались радиостанции, а его голос оставался с нами, и «Встреча с песней» продолжала радовать и утешать наши души. Мы даже не знали его возраста, ведь этот голос был вообще вне возраста. И вот он ушел совсем внезапно и неожиданно. Говорят, что он записал «Встречу с песней» на несколько месяцев вперед, так что и после его ухода мы будем слушать эту передачу. Надеюсь, и прошлые выпуски сохранятся в интернете, и их можно будет слушать – ведь передача неизменно выходила в эфир 55 лет!
Виктор Витальевич, с одной стороны, далекий «человек из радио», а с другой стороны вполне доступный и коммуникабельный. Так, однажды, в 1996 г., я написал ему во «Встречу с песней» письмо, посвященное 100-летию со дня рождения Ф.Раневской. В письме я также рассказывал ему о своей любви к театру, особенно к Малому, который я любил уже тогда, будучи юным студентом. Спросил его, не удалось ли ему увидеть на сцене «Великих старух» - Е.Д. Турчанинову, В.Н. Рыжову, А.А. Яблочкину? И вот, спустя небольшое время, я получил ответ от него, в котором он не только ответил на мои вопросы, но и просил писать еще, причем не на радио, а ему домой. Потом я написал еще письмо о дружбе Е.Д. Турчаниновой с Л.А. Руслановой. Было много и других мыслей и историй, связанных с песнями, но я их все откладывал. Вот теперь, к сожалению, больше уже не удастся написать ему письмо, все надо делать вовремя. В.Татарский и его передача «Встреча с песней» была крупным явлением в нашей культуре, которое навсегда войдет в историю. В память о нем прикладываю здесь копию его письма ко мне в 1996 г. Вадим Грачев https://ekskluziv-smi.ru/pamyati-viktora-tatarskogo/
ПРОЩАЙ, «ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ»
С 1967 г. до 27 февраля нынешнего на радио звучал его голос. Он входил в душу и настраивал её на добрый лад. Виктор Витальевич был с рождения близок к литературе и театру, но театральным актёром так и не стал. Поступил на радио, где проработал почти 55 лет. Он зачитывал письма слушателей, которым когда-то запомнилась и запала в душу песня, связанная с каким-то важным жизненным событием, и перед трансляцией песни рассказывал о ней. Такого такта, интеллигентности и такого завораживающего тембра не было ни у кого. Его полюбила вся страна. Татарский долгие годы занимался худ. чтением, выступая с концертами в Московской гос. филармонии, и стал выдающимся мастером-чтецом, народным артистом России. Его программы по русской классике и современной литературе (в его репертуаре были произведения Чаадаева, Лермонтова, Гоголя, Бунина, Булгакова, Зощенко, Твардовского, Евтушенко и мн. др. выдающихся писателей) слышали многие, но радиопередачи – все без исключения. Он был воистину народным артистом. Прощайте, Виктор Витальевич! Прощай, любимый голос. Литературная газета https://lgz.ru/article/-9-6823-09-03-2022/proshchay-vstrecha-s-pesney/
Два года назад Виктор Витальевич был гостем программы «Настоящее историческое». Послушайте запись, сделанную в апреле 2020. https://www.radiorus.ru/brand/66981/episode/2661657
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 05 Мар 2022, 12:16 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| О МОЕМ ГЛАВНОМ НАСТАВНИКЕ И ВОСПИТАТЕЛЕ Давно уже хочу написать эту заметку. Она и восторженная и грустная. Хочу рассказать о своём главном наставнике и воспитателе. Восторженная заметка потому, что у меня был такой изумительный, прекрасный наставник и воспитатель, какого ещё поискать. Сегодня таких точно нет! А грустная заметка потому, что этого наставника уже нет, хотя казалось, что он будет вечным. Прожил мой наставник на этом свете 70 лет. А звали его Всесоюзное радио.
Дикторы Всесоюзного радио: А.Хлебников, О.Высотская, И.Милованов, Е.Минаева
Одно из первых сознательных воспоминаний детства. Я в деревне. У окна стоит стол, на котором мама гладит бельё, а рядом стоит радиоприёмник. Идёт передача «В мире слов». Авторы разрешают какие-то загадки Великого и могучего русского языка, разбирают вопросы радиослушателей, отвечают на них. Из этой передачи я впервые узнал такие имена, как В.И. Даль и П.И. Мельников-Печерский. Их особенно часто приводили в пример, говоря о старинных красивых словах в русском языке. Эта передача шла на Всесоюзном радио десятки лет (кажется, больше 40 лет!), и я знаю, как любили её самые широкие слои населения, вплоть до самых отдалённых уголков страны. Традиционна была её структура - сначала авторы отвечают на вопросы слушателей, а потом задают домашнее задание. И письма с ответами на радио приходили со всей страны, буквально, мешками!
Другое, тоже детское воспоминание. Летний теплый вечер, 9 часов. Пятница. Как бы не было интересно бегать с друзьями на улице, но в этот день я бегу домой к радиоприемнику, потому что именно в этот день и в это время после сигналов точного времени я услышу дивный голос диктора: «Встреча с песней. Редактор Татьяна Зубова, автор передачи Виктор Татарский».
Причем, фамилия эта произносилась на старый московский манер «Татарскый». Эти слова и сегодня вызывают душевный трепет, ибо и сегодня звучат, но уже на другом радио. А дальше звучал особенный, ни на кого не похожий, аскетично-приглушенный голос В.В. Татарского. Это один из символов советской эпохи наряду с голосами Левитана, И.Кириллова, О.Высотской. Удивительно, что мы никогда не видели В.Татарского, но этот дивный, задушевный голос вызывал массу ассоциаций в душе и мы сами как бы создавали его портрет. Надо сказать, что теперь, когда появился интернет и мы можем увидеть все, можно сказать, что наш образ Виктора Витальевича не сильно расходился с оригиналом.
«Встреча с песней» непрерывно идёт на радио с 1967 г.! Более 46 лет! И все эти годы В.Татарский зачитывает письма радиослушателей, в которых они делятся самым сокровенным, рассказывают, как тесно связаны в их судьбе музыка и жизнь. И сам я несколько раз писал ему письма, все мои письма были зачитаны и заявки выполнены. Даже трудно представить себе нашу жизнь без этой передачи. А какое неизъяснимо радостное чувство рождала такая передача, как «Театр у микрофона»! В наше суетливое время, время клипового сознания, когда твой мозг шизофренически расщепляют со всех сторон, даже трудно представить, что когда-то самое главное радио страны в самое «слушаемое» время, в «прайм тайм» - с 19.00 до 21.30 давало в эфир не какую-нибудь развращающую рекламу, или забойные хиты, чтобы привлечь публику, а прекрасные радиоспектакли из золотого фонда отечественного радиотеатра. Эти спектакли длились беспрерывно весь вечер, от 2 до 3 час. Что это была за радость! Даже трудно описать. Когда ты сидишь дома, делаешь какую-нибудь несуетливую работу и одновременно слушаешь неспешное повествование радиоспектакля, вживаешься в судьбы героев, сопереживаешь им и радуешься, грустишь вместе с ними.
Рина Зеленая и гл. редактор журнала «Колобок» В.Щеглов на записи сказки в студии Всесоюзного радио.
Радио воспитывало нашу душу, формировало наш вкус, закладывало систему ценностей, которая определяла всю нашу жизнь! Мы воспитывались на шедеврах отечественной и мировой литературы, драматургии. С детских лет радио в лучших своих произведениях помогало нам разобраться где добро, а где зло, у кого из героев надо учиться, а кого презирать, где правда, а где ложь. Оно звало нас в неведомые миры, на край света, в путешествие по морям и океанам, различным странам. Мы плавали. летали, ездили, бегали, сражались, учились и взрослели вместе с героями Ж.Верна, Дюма, Буссенара, Конан-Дойля, Сименона, Майн Рида, Купера, Стивенсона. Великая русская классика - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Лесков, Чехов, Бунин, Куприн - их герои формировали нас, нашу душу. Возможно, поэтому мы выросли такими идеалистами и не приемлем нынешнее время с его алчностью, жестокостью, культом золотого тельца. Мы всегда знали, что Петруша Гринёв - герой, а Швабрин подонок, что Чичиков - пройдоха, что нужно быть похожим на восторженно-патриотичного Петю Ростова, стремиться, как и он, безудержно в бой. Мы ценили чистую душу Лизы из «Дворянского гнезда», нас восхищали герои Шиллера и Шекспира, которые являлись воплощенным долгом и не раздумывая шли на гибель, защищая честь, любовь, правду.
А какие дивные, чарующие голоса дарило нам радио! Сегодня, в век всеобщей спешки, безграмотности, дилетантизма и серости, с таким упоением мы вспоминаем эти неторопливые, талантливые, сочные, красивые русские голоса. Это, поистине, золотой фонд. К счастью, он оказался востребованным и сегодня многие из этих золотых голосов мы можем услышать в записях на дисках. М. Бабанова, М.Яншин, Б.Ливанов, О.Андровская, А.Тарасова, Р.Плятт, А.Кторов, В.Марецкая, А.Зуева, Р.Зеленая, Ф.Раневская, Г. Вицин, А.Степанова, Дм.Журавлёв, В.Качалов, О.Книппер-Чехова, И.Москвин, М.Петрова, А.Грибов, Вс.Ларионов, М.Ульянов, В.Сперантова. О каждом из этих голосов я бы мог написать отдельную заметку!
Я сознательно здесь не назвал ни одного имени из представителей Малого Театра, поскольку это особый мир и особая моя любовь! Малый театр - это сокровищница русского духа! Горе тем, кто не слышал голоса выдающихся мастеров Малого театра: Е. Турчанинова, В.Рыжова, А.Яблочкина, М.Ермолова, Г.Федотова (радио сохранило записи даже этих 2-х актрис, которые в XX в. уже заканчивали свою карьеру), П.Садовский, А.Остужев, М.Царёв, Е.Весник, И.Ильинский, Б.Бабочкин - это тоже все выдающиеся имена, перечисление которых вызывает восторг в сердце! За многие годы все эти и мн. др. голоса мы знали по их звучанию и запросто могли определить голос каждого из них.
Радио играло огромную образовательную, познавательную роль. Слушая его регулярно, каждый мог что-то интересное и полезное найти для своего возраста и в связи со своими увлечениями. В 1980-е годы, когда стало можно о многом говорить, мы по радио услыхали про «запрещенные» имена - Н.Плевицкая, В.Козин, И.Юрьева, И.Бунин, П.Флоренский, И.Ильин и многие-многие другие. Радио не опускалось до обывательского уровня, как сегодня, а несло высокую культуру, хороший вкус, знания, серьезную информацию в самые широкие массы народа.
И ещё мне хотелось бы отметить важнейшую миссию Всесоюзного радио, может быть, даже несколько необычную. Я бы назвал ее «Имперская миссия». Мне часто вспоминается один эпизод из детского фильма «Чук и Гек». Там есть такой момент, когда мать с двумя детьми приехала из Москвы к своему мужу-геологу в глухую Сибирь, в тайгу, за тысячи километров встречать Новый год. В этой таежной избушке нет ничего кроме ёлки, потрескивающей печки, накрытого стола. Но есть одна вещь, которая чуть ли не самая главная - это радиоприемник. И вот, когда наступает время Нового года, все геологи дружно говорят: «Тише, тише, товарищи! Сейчас Москва будет говорить!» Эти слова и сегодня заставляют трепетать сердце! Сидят они за столом и, затаив дыхание, слушают, как их из Москвы поздравляют с Новым годом.
Можно, конечно, по-разному оценить этот кадр. Кто-то скажет, что это советский популизм, но мне-то прежде всего в этом видится именно имперская функция Всесоюзного радио. Оно своими эфирными волнами соединяло огромные просторы нашей великой Родины, раскинувшейся на десятки тысяч километров! Оно всех нас объединяло .Мы знали, что утром в 6 час. после выпуска новостей миллионы людей в самых отдаленных уголках страны слушают Концерт для тружеников села - это тоже одна из добрых традиций Всесоюзного радио. Знали, что в 8 утра все пионеры страны слушают «Пионерскую зорьку». Как бы могли какие-нибудь сибирские крестьяне, или жители высокогорных аулов Азербайджана, насельники острова Сахалин, или калининградцы познакомиться с молодыми талантами в музыке, с шедеврами мировой литературы, с великими мастерами русского театра, узнать последние новости в политике, науке, народной жизни? Всё это давало нам Всесоюзное радио. Сегодня масса мелких, серых, однообразных, бездарных и незаметных радиостанций только разобщает людей, обслуживая каждая свою «субкультуру». Всесоюзное же радио играло огромную просветительскую и объединительную роль!
На рубеже 1980-х 1990-х годов мою великую Родину сотрясали проблемы, конфликты. Великая Империя разваливалась на части по воле злых людей, хищников, подтачивавших ее многие десятилетия. Доказательством того, что у Великой Империи было свое Великое Радио, является то, что в это же время начались проблемы и у него. Казалось бы - кто мог сокрушить такую полезную, нужную, незаменимую вещь, как Всесоюзное радио? Оказалось, смогли....Я помню этот горький период короткой агонии, когда самой великой, старейшей радиостанции страны, которая накопила все сокровища Гостелерадиофонда, был закрыт доступ в этот самый Гостелерадиофонд. Работники Всесоюзного радио, я бы назвал их последними рыцарями Великой Империи, - они приносили из дома пластинки, включали их и пускали в эфир, они приглашали знаменитых артистов, др. известных деятелей для выступления на радио, для того, чтобы их не закрыли, чтобы был материал для радиоэфира. Потом начались какие-то финансовые проблемы. Но главная проблема даже не в этом. Мне думается, что главная проблема духовно-мистическая. Со смертью Великой Империи умерло и Великое Радио. Не стало рупора Великой Империи. Оно просто не могло бы существовать без Великой страны.Такова печальная участь моего главного учителя, воспитателя, наставника.
Но жизнь не стоит на месте. Горевал я, конечно, очень сильно, что Всесоюзного радио не стало. Но та прочная основа, которую оно во мне заложило, осталась на всю жизнь. Эта духовно-культурная основа помогла мне сохранить худ. чутье и вкус даже среди той информационной помойки, в которую мы были ввергнуты в последующие годы. Этот внутренний стержень сохраняется и сейчас, светит словно маяк в бурном информационно-культурном море и помогает не сбиться с пути. Прошло уже довольно много лет с момента, когда не стало моего любимого радио. Конечно же, ничто не смогло его заменить. Я использовал для своего развития другие источники - книги, интернет. Мои горизонты расширялись и продолжают расширяться, но, конечно же, то место, которое занимало в моей душе радио, не способно заменить ничто. Это особый мир. Я бы сказал о нем известными словами: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!»
За эти годы уже появилось «племя младое, незнакомое». В этом племени тоже есть прекрасные люди, воспитанные, с доброй душой, к которым я отношусь с большим уважением. Но порой, всё-таки, это племя выглядит несколько диковатым. И не его вина в этом. Просто оно выросло уже в другую эпоху. В его жизни уже не было такого яркого светоча, маяка, как мое любимое радио. Порой я удивляюсь, что молодежь не знает того, что нашему поколению казалось прописными истинами. Но я не отчаиваюсь, не расстраиваюсь, не теряю оптимизма. Просто я очень энергично, интенсивно стараюсь просвещать представителей молодежи, рассказывать им все то, что знал сам. К счастью, сегодня в интернете можно найти очень и очень много из того, из тех шедевров, что мы слушали на Всесоюзном радио. И вот я стараюсь быть этаким «ретранслятором», рупором всего этого лучшего. Записываю на диски, дарю друзьям, сбрасываю на флешки, отправляю на стены в Контакте, при личных встречах передаю тот восторг, который испытывал сам, слушая Всесоюзное радио. Поэтому я считаю, что оно, все-таки, не умерло, а живет в наших душах. И мы будем делать все, чтобы возродить ту прекрасную атмосферу, ту культурно-духовную среду, которую так щедро дарило нам Великое Всесоюзное радио! Вадим Грачев Интернет-издание "Экслюзив", 19.04. 2016 https://ekskluziv-smi.ru/o-moem-glavnom-nastavnike-i-vospitatele/
ДОРОГАЯ ПЕРЕДАЧА Одна из передач, которую я слушаю несколько последних дней, - архивные выпуски легендарной «Встречи с песней», автором которой являлся незабвенный В.Татарский, покинувший нас в этом году.
На этой передаче я вырос, сколько себя помню, с самого детства слушал её, и сам писал туда несколько раз, а потом слушал свои заявки в эфире. А вот самые ранние выпуски, 1960-1970-х гг., конечно, я не слышал. Теперь, благодаря интернету, можно услышать их тоже, насколько они сохранились в записи. Вот собираешь ты чернику в болоте, несёшь на плече жердь из леса, или работаешь вокруг куста чёрной смородины в саду, и слушаешь неторопливый, благородный голос В.Татарского. Заметил такую особенность, которая раньше была, но потом как-то ушла постепенно: примерно половина корреспондентов обращаются в письмах не к ведущему, не к редакции, не к работникам радио, а к самой передаче, на «ты». Так и пишут: «Дорогая передача…», «Дорогая встреча с песней, помоги…, найди…, передай…».
Сегодня такое обращение кажется курьёзным и наивным, да и писем на радио давно никто не пишет, а вот в те времена, особенно слушая такую передачу, ты понимаешь, как много значило радио для людей. Передача по радио была чем-то большим, чем просто радиовещание, у людей к ней было личное отношение, она была как член семьи, или друг. Потому и рождались такое обращение. Ну и, конечно, нельзя не вспомнить, что такое обращение к передаче вызывало часто улыбку и иронию. Вспомню только два примера: известную всем песню Высоцкого, которая как раз и начинается словами «Дорогая передача…», и пародийный номер В.Чистякова, где слушатели часто обращаются к радиопередаче «Дорогой концерт по заявкам…» Вадим Грачёв 04.08.2022. Интернет-издание "!Эксклюзив" https://ekskluziv-smi.ru/dorogaya-peredacha/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 17 Ноя 2024, 18:25 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| К 85-летию со дня рождения
Радио на стенке говорит негромко. Ровный, тихий голос каждому знаком. А ему на печке на своем наречье Подпевает чайник тонким голоском. Маро Маркарян
Вот уже третий год, как ушел В.Татарский, а ощущение сиротства у его слушателей - оно не проходит. По субботам в 9 вечера тысячи людей по привычке тянутся к радиоприемникам, чтобы услышать родной голос...Кажется, что с исчезновением из эфира "Встречи с песней" в ноосфере планеты образовалась дыра... Ведь мы, с детства слышавшие по радио В.Татарского, росли и обретали себя под его спокойные обертоны. От этого голоса на сердце становилось торжественно и чудно, земля засыпала в сиянье голубом, как в стихах Лермонтова. Уже не тянуло кувыркаться и бегать. Хотелось притаиться на коленях у бабушки или мамы и слушать, слушать..
"Тоска по Татарскому" - так назывался мой первый очерк о Викторе Витальевиче. Это название ему нравилось. Бывало, вдруг вспомнит о нем и в который раз с наигранной строгостью спросит: "И вы сами придумали такой заголовок?.. А, может, редактор?.." - Да нет, - со столь же притворной обидой отвечал я, - это мой заголовок! И тут Виктор Витальевич весело отзывался: "Браво!.." А ведь 30 лет назад это название выглядело странным. В.Татарский был на пике своей популярности и как актер, и как радиоведущий. "Встречу с песней" слушали в стране все, у кого был репродуктор на кухне или транзисторный приемник. Каждый месяц в однокомнатной квартире Татарского на Старом Арбате появлялся очередной мешок с письмами слушателей.И я ведь тогда только познакомился с ним, впереди были долгие годы нашего счастливого общения. Какая могла быть тоска?
О том, что пережил маленький Виктор в блокаду, мы можем лишь догадываться по редким документам и свидетельствам ленинградцев. Вот запись из дневника военного шофера Н.Елисеева 24 апреля 1942 г.: "Авиабомба упала в дом малютки, убила заведующего и несколько детей...". В последние годы Виктор Витальевич, обычно избегавший говорить в эфире о себе, признавался, что он - ленинградец, блокадник. При этом он непременно благодарил тех, кто спас его в годы войны. Надеялся: а вдруг кто-то из сотрудников дома малютки на Петроградской стороне еще жив и услышит по радио его слова. 27 января 2014 г., в день 70-летия снятия блокады Ленинграда, Виктор Витальевич участвовал в прямом эфире "Радио России" и сказал тогда: "Хочу поблагодарить сотрудников детского дома на Петроградской стороне. Я низко кланяюсь им. Они спасали детей. Это был подвиг..."
Разбирая почту "Встречи с песней", он в особый пакет откладывал письма из Ленинграда. Они звучали в эфире в первую очередь. В 1970-1980-е годы все свои лит. программы В.Татарский старался прежде всего показать в родном городе. И ленинградцы отвечали ему любовью. Особенно ему запомнилась худенькая седая женщина, приходившая на все его выступления с маленькой корзинкой, прикрытой салфеткой. После концерта она подавала эту корзинку Виктору Витальевичу. В корзинке было домашнее печенье.
Когда его спрашивали о любимой музыке, то после произведений классики он называл песню Д.Тухманова на сл. С.Кирсанова "Жил-был я". Исполнял песню А.Градский.
Жил-был - я. Стоит ли об этом? Шторм бил в мол. Молод был и мил...
В порт плыл флот. С выигрышным билетом Жил-был я: Помнится, что жил.
Зной, дождь, гром, Мокрые бульвары... Ночь. Свет глаз. Локон у плеча...
Шли всю ночь. Листья обрывали "Мы", "ты", "я", Нежно лепеча.
Знал соль слез. Пустоту постели. Ночь без сна. Сердце без тепла.
Гас, как газ, Город опустелый. Взгляд без глаз - Окна без стекла:
Где ж тот снег? Как скользили лыжи! Где ж тот пляж С золотым песком?
Где тот лес? С шепотом - "поближе". Где тот дождь? "Вместе, босиком!"
Встань, сбрось сон. "Не смотри, не надо..." Сон не жизнь. Снилось - и забыл.
Сон, как мох В древних колоннадах. Жил-был я... Вспомнилось, что жил. Дмитрий Шеваров 13.11. 2024. РГ https://rg.ru/2024/11/13/blokadnik.html
О В.Татарском сказано немало. Он был невероятно талантлив от природы и все, что он делал в кино и на радио, так или иначе «задевало за живое», а потому и осталось в людской памяти - всерьез и надолго. Недаром у него столь много поклонников. Лично я запомнил его как человека невероятно интеллигентного, мягкого, но одновременно и невероятно твердого, особенно когда речь шла о качестве закадрового текста или готовности студийных звуковиков работать на должном уровне. Он был настоящим профессионалом и от других требовал такого же профессионализма. Но помимо высокого мастерства в нем было нечто такое, что нельзя объяснить с помощью привычных формул .Он был настоящим магом, алхимиком, который одним своим прикосновение превращал грубую материю в золотые россыпи. Его голос - красивый и завораживающий - творил чудеса. Он мог превратить любой фильм, даже самый проходной и бесцветный, в какое-то возвышенное действо, придавая ему особую глубину и эмоциональность. Красивые голоса встречались и у других дикторов, но такой эффект был только у Татарского! Вспомнил его - и вот он словно стоит перед глазами. Начало 80-х ЦСДФ, цех звукозаписи. Мы готовимся записывать диктора. Приходит Татарский, здоровается и с улыбкой говорит: «Если редактор Вы, то и текст будет на уровне. Я это уже понял по предыдущим работам…»
Спасибо, Виктор Витальевич, за те добрые слова одобрения и поддержки. Они, как известно, дорогого стоят, оттого забыть их невозможно. Кстати, он всегда отвергал слово «диктор» применительно к себе. На студии его называли «мастером художественного слова», в театральной среде (в шутку) - «передвижным театром одного актера». Но никто по сей день не знает, кем он был на самом деле... Обладатель волшебного голоса, человек-тайна! Алексей Голубев, киновед https://csdfmuseum.ru/history/1387-вспоминая-татарского
Виктор Витальевич был разносторонне развитым человеком, артистом. Занимаясь худ. чтением, он выступал в Московской филармонии с программами по русской классике и советской литературе. И хотя с августа 1975-го до июля 1991 г. я проработал в системе Гостелерадио (на Иновещании), но вживую встретился с ним только один раз, но это была очень интересная встреча, достойная того, чтобы о ней рассказать. В ней Виктор Витальевич показал себя с незнакомой для слушателей стороны...
Осенью 1975 г. начальство решило провести беседу с молодыми сотрудниками Иновещания. Я уж не помню, кто именно из руководства выступал, помню только, что сама беседа несколько затянулась, а в конце объявили, что закончит её выступление В.В. Татарского. Это объявление вызвало оживление аудитории, да и самого начальственного ареопага. Да только, видимо, заранее никто из начальников не поинтересовался, что представит популярный в народе артист. Надо полагать, думали, что какие-нибудь стишки прочтёт и после этого все тихо - мирно разойдутся. Но по мере того, как Татарский начал своё выступление, лица у начальников стали потихонечку вытягиваться и зеленеть. Дело в том, что текст выступления состоял из цитат статей Ленина о борьбе против… бюрократизма. Да, прозвучали сказанные вождём в 1922 г. гневные слова в адрес «коммунистов ставших бюрократами». С убийственным выводом: «Если что нас погубит, то это. Все у нас потонули в бюрократическом болоте». В том числе Виктор Витальевич вставил в своё выступление и любимый тезис Ильича: «Живое творчество масс – вот основной фактор новой общественности. Социализм не создаётся по указкам сверху. Ему чужд казённо-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс».
Позже я нашёл эту цитату в 35-м томе полного собрания сочинений вождя на 57-й стр. Но тогда та памятная мне встреча закончилась аплодисментами молодых сотрудников при полном молчании начальства. Позже, поработав на Иновещании некоторое время, я понял, что Виктор Витальевич наступил начальникам на любимые мозоли. Помнится, что через какое-то время после той беседы у артиста начались некоторые проблемы с выходом его передачи в эфир. Нет, конечно, кислород ему не перекрыли, всё же популярность артиста была очень высокой, но какое-то время его всё же, что называется, помурыжили, чтобы понял свою ошибку.
Спустя какое-то время та история стала забываться, но некоторое время спустя я её всё-таки вспомнил. И вот по какому случаю. Виктор Витальевич отмечал какой-то юбилей то ли своей передачи, то ли своей жизни, по-моему в конференц-зале телецентра Останкино. И вот в зале поднимаются какие-то два охламона и начинают нелицеприятно высказываться о жизни и творчестве… Н.Г. Чернышевского. Да, я понимаю, что сама обстановка мероприятия не располагает к серьёзной дискуссии. И Виктор Витальевич в неё не вступает, однако говорит: «Человеком-то Чернышевский всё же был достойным!»
На охламонов окружающие накинулись с критикой, они заткнулись и сели. Я же заинтересовался этой историей, знающие товарищи мне подсказали, что по материнской линии Виктор Витальевич был праправнуком революционного демократа. Так для меня та давняя история из самого начала моей журналистской жизни вошла в соприкосновение с нынешним днём. Сегодня, подводя итог, я понимаю, что В.Татарский никогда не забывал, кто был его прапрадедом, и достойно прожил свою жизнь, пользуясь уважением и любовью миллионов советских людей. Валентин Симонин, публицист https://kprf.ru/activity/culture/208952.html
"ВСТРЕЧИ В СУББОТНИЙ ВЕЧЕР" Из собрания Гостелерадиофонда России. т/в программа, снятая в 1986 г. Главной редакцией муз. программ ЦТ. На фоне исторических пейзажей Ленинграда - Санкт-Петербурга муз. произведения исполняют П.Дементьев, И.Плотникова, М.Капуро, Т.Милашкина, В.Атлантов, Т.Окуневская, А.Хочинский, Л.Сенчина и А.Малинин, Ю.Шевчук, А.Лосев и группа Стаса Намина и др. В программе также участвуют К.Лавров, писатель В.Крупин.
|
|
| |