[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ГЕОРГИЙ ГАПОН
ГЕОРГИЙ ГАПОН
Валентина_КочероваДата: Среда, 05 Май 2021, 22:39 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6164
Статус: Online
ГЕОРГИЙ АПОЛЛОНОВИЧ ГАПОН
(17.02. 1870 - 10.04. 1906)


Священник, организатор «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» в 1904 г., инициатор шествия 9 января 1905 г. к Зимнему дворцу для вручения Николаю II петиции от рабочих.

Г.Гапон родился на Украине, в поселке Белики, Детство прошло в родном селе, где занимался крестьянским трудом и, помогая
родителям, пас овец, телят и свиней. С детства религиозен и отличался склонностью к мистике, любил слушать рассказы о жизни святых и мечтал, совершать чудеса. Наибольшее впечатление на него произвел рассказ о св. Иоанне Новгородском, которому удалось оседлать беса и съездить на нем в Иерусалим. Мальчик стал мечтать о том дне, когда и ему представится случай «поймать черта». В 7 лет Георгий отдан в начальную школу, где проявил большие способности к учебе. По совету сельского священника родители решили отдать сына на обучение в духовное училище. Успешно сдав вступительный экзамен, поступил 2-й класс Полтавского духовного училища. В училище отличался любознательностью и являлся одним из лучших учеников. Преподаватель училища И.Трегубов, бывший известным толстовцем, давал ему запрещенные сочинения Л.Толстого, которые оказали на него большое влияние. По окончании духовного училища Георгий поступил в Полтавскую духовную семинарию. Во время учебы оказался под воздействием другого толстовца - И.Фейнермана, пришедшего из Ясной Поляны. Продолжая учебу в семинарии, стал открыто высказывать толстовские идеи, что привело его к конфликту с семинарским начальством. Ему пригрозили лишением стипендии, в ответ на что заявил, что сам отказывается от стипендии, и стал подрабатывать частными уроками. В 1893 г. успешно окончил семинарию, однако из-за конфликта не получил диплома 1-й степени, дававшего право на поступление в Томский университет.  Георгий устроился работать в земской статистике и продолжал подрабатывать частными уроками. В 1894 г. рукоположен сначала в дьяконы, а затем и в священники.


По решению епископа Илариона получил должность священника в бесприходной церкви Всех Святых при полтавском кладбище. В качестве священника проявил незаурядный талант проповедника, и на его проповеди стало стекаться множество народа. Стараясь согласовывать свою жизнь с христианским учением, помогал беднякам и соглашался безвозмездно совершать духовные требы для бедных прихожан из соседних церквей. В свободное от богослужений время устраивал собеседования на религиозные темы, которые собирали множество слушателей, хотя его церковь и была бесприходной. Растущая популярность молодого священника привела к его конфликту со священниками соседних приходов, которые стали говорить, что похищает у них паству. Со своей стороны, священик обвинял их в фарисействе и лицемерии. В 1898 г. от внезапной болезни умерла его молодая жена. Осталось двое маленьких детей - Мария и Алексей. Это событие стало поворотным моментом в его жизни.

Чтобы избавиться от тяжелых мыслей, Георгий поехал в Санкт-Петербург поступать в духовную академию. Хотя диплом 2-й степени не давал ему права на поступление в академию, сумел заручиться поддержкой епископа Илариона, который состоял в дружеских отношениях с обер-прокурором Святейшего Синода К.Победоносцевым. Получив рекомендательное письмо от Илариона, Гапон явился к Победоносцеву и по его протекции и протекции товарища обер-прокурора - В.Саблера поступил на 1-й курс академии. Однако учеба в духовной академии быстро разочаровала его. В преподаваемых предметах Георгий видел только мертвую схоластику, которая не давала ему ответа на вопрос о смысле жизни. Лишившись душевного равновесия, забросил учебу и летом 1899 г. уехал поправлять здоровье в Крым, где посещал местные монастыри, раздумывая, не уйти ли ему в монахи, однако решил, что жизнь в монастыре несовместима со служением народу. Большое влияние на него оказало знакомство с художником В.Верещагиным, который советовал ему сбросить рясу и работать на благо народа, и либеральным армянским публицистом Г.Джаншиевым.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Георгий начал участвовать в благотворительных миссиях, занимавшихся христианской проповедью среди рабочих. В это время в городе действовало Общество религиозно-нравственного просвещения, которое в то время возглавлял протоиерей Философ Орнатский, и Гапону предложено принять участие в его работе. В 1899 г. он начал выступать в качестве проповедника в Церкви Милующей Божьей Матери в Галерной Гавани на Васильевском острове. Старостой этой церкви в то время являлся В.Саблер. Проповеди Гапона собирали множество людей, и нередко церковь не вмещала в себя всех слушателей, число которых достигало 2 тыс. Галерная Гавань являлась местом обитания питерских босяков, и священник нередко проводил целые дни, общаясь с обитателями горьковского «дна». В своих проповедях исходил из той мысли, что труд есть основа и смысл жизни, и старался пробудить в слушателях сознание своего человеческого достоинства. Однако не был доволен своей деятельностью проповедника. Сталкиваясь с бедняками, он стал задаваться мыслью, как реально помочь этим людям вернуться к человеческой жизни. В это время Гапон составил свой 1-й проект общества взаимопомощи, которое предполагалось назвать «Обществом ревнителей разумного-христианского проведения праздничных дней», и оно должно сплотить верующих в подобие христианского братства. Написанный им устав этого общества включал в себя параграф о материальной взаимопомощи его членов. Однако устав не утвердило церковное начальство, и тогда священник ушел из Общества протоиерея Орнатского.

В 1900 г. Гапон назначен на должность настоятеля сиротского приюта святой Ольги, а также законоучителя и священника приюта Синего Креста. Эти приюты содержались на пожертвования людей высшего света, и вскоре молодой священник приобрел популярность в петербургских придворных кругах. Несколько раз приглашался служить на торжественных праздниках вместе с Иоанном Кронштадтским, который произвел на него сильное впечатление. В другое время служил литургию с ректором духовной академии, будущим патриархом Сергием. Нередко посещал проходившие под председательством Сергия Религиозно-философские собрания в Петербурге.Одновременно продолжал работать в среде питерских рабочих и бедняков, среди которых скоро приобрел огромную популярность. Ему нередко случалось отстаивать бедного человека от различных несправедливостей, чем вызывал к себе нерасположение и вражду со стороны власть имущих. В 1902 г. Гапон составил новый проект системы благотворительных учреждений, который предусматривал создание трудовых колоний для реабилитации безработных босяков, образцом для которых послужил Кронштадтский Дом трудолюбия. На эту тему написал доклад для подачи императрице Александре Федоровне. Доклад одобрен градоначальником Н.Клейгельсом, однако не получил дальнейшего хода. Летом того же года из-за конфликта с попечительным советом Гапон отстранен от должности настоятеля приюта Синего Креста.

В ходе обострившегося конфликта настроил свою многочисленную паству против попечительного совета. Уходя из приюта, забрал с собой окончившую курс воспитанницу А.Уздалеву, которую впоследствии сделал своей гражданской женой. В том же году отчислен с 3-го курса академии, причем причиной исключения стала несдача переходных экзаменов. Председатель попечительного совета Н. Аничков написал на него донос в Охранное отделение, и Гапон был вызван туда на допрос. Это событие послужило поводом для его знакомства с Департаментом полиции. Осенью 1902 г. его познакомили с начальником Особого отдела Департамента полиции С. Зубатовым, который занимался созданием подконтрольных полиции рабочих союзов, и священнику предложили принять участие в этой работе. Цель состояла в том, чтобы созданием легальных рабочих организаций парализовать влияние, оказываемое на рабочих революционной пропагандой. Гапон посещал собрания зубатовского общества, беседовал с Зубатовым и его учеником Соколовым, а затем совершил поездку в Москву, где ознакомился с деятельностью московской зубатовской организации. По итогам этой поездки написал доклад, где подвергал критике существующие зубатовские организации и предлагал основать новое рабочее общество по образцу независимых английских профсоюзов. Главная идея состояла в том, что зубатовские общества слишком тесно связаны с полицией, что компрометирует их в глазах рабочих и парализует рабочую самодеятельность.

Осенью 1902 г. Гапон восстановлен в духовной академии по протекции митрополита Антония, который оказывал ему покровительство. В 1903 г. успешно окончил академию, написав дипломную работу на тему «Современное положение прихода в православных церквах, греческой и русской», и получил должность священника при тюремной церкви св. М.Черниговского городской пересыльной тюрьмы. После отставки Зубатова, принялся за воссоздание зубатовской организации на новых началах. Собрав группу инициативных рабочих, предложил им «бросить форму московской организации, освободиться от опеки административных нянек и создать материальную независимость». Предложение поддержано рабочими, и 30 августа 1903 г. на Выборгской стороне на деньги рабочих открыта 1-я чайная-клуб, ставшая центром нового общества. Встав во главе организации, священник быстро удалил из него ставленников Зубатова и назначил на все ответственные посты своих людей. В феврале 1904 г. МВД утвердило написанный им устав профсоюза, и вскоре торжественно открыт под названием «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга». Оказавшись во главе рабочего Собрания, Гапон развернул активную деятельность. Формально Собрание занималось организацией взаимной помощи и просветительством, однако  священник придал ему иное направление. Из числа верных рабочих организовал особый кружок, который называл «тайным комитетом» и который собирался на его квартире. Ближайшими соратниками по «тайному комитету» являлись рабочие И.Васильев и Н.Варнашев. На собраниях кружка читалась нелегальная литература, изучалась история революционного движения и обсуждались планы будущей борьбы рабочих за свои права. Первое время дело организации продвигалось туго, и до весны 1904 г. численность Собрания не превышала нескольких сот человек.


Стремясь расширить свою организацию, Гапон стал искать связей с влиятельными рабочими, которые могли бы привести в Собрание новых членов. Ему удалось привлечь к работе в Собрании влиятельную группу рабочих с Васильевского острова, известную под названием группы Карелина. Ведущую роль в этой группе играли супруги Алексей и Вера Карелины. В большинстве это были люди, прошедшие через социал-демократические кружки, но имевшие тактические расхождения с социал-демократической партией. Их объединяла нелюбовь к партийной интеллигенции и стремление найти пути для открытой деятельности в рабочих массах. В марте 1904 г. Гапоном и рабочими Васильевым, Варнашевым, Кузиным и Карелиным принята так называемая «программа пяти», ставшая тайной программой организации. Программа, содержавшая в себе как экономические, так и политические требования, впоследствии целиком вошла в состав петиции, с которой рабочие шли к царю 9 января 1905 г. Группа Карелина оказала решающее влияние на дальнейшее направление деятельности «Собрания». Внутри руководства карелинцы образовали своего рода оппозицию, которая вынуждала Гапона считаться с ее требованиями. С мая 1904 г. началось открытие новых отделов «Собрания» в разных частях города. Всего до конца года открыто 11 отделов.Летом 1904 г. Гапон в нарушение устава попытался распространить деятельность «Собрания» на другие города России. С этой целью совершил поездку в Москву, Киев, Харьков и Полтаву. В Москве и Киеве посещал местные зубатовские организации и в присутствии рабочих критиковал их деятельность, ставя в пример успехи своей рабочей организации в Петербурге. При этом убеждал рабочих отказаться от связей с администрацией и организоваться на началах самодеятельности, обещая свое содействие при проведении нового устава. Об этой деятельности священника стало известно местной администрации. По распоряжению московского генерал-губернатора С.Александровича Гапон арестован и выслан из Москвы, и на него написан донос министру внутренних дел, уличающий его в неуставной деятельности. Похожая история произошла в Киеве, где генерал-губернатором являлся старый знакомый Н.Клейгельс.

Осенью 1904 г. по инициативе либерального «Союза освобождения» в стране началась кампания земских петиций. Гапон 28 ноября на собрании председателей отделов «Собрания» предложил выступить с рабочей петицией. Предложение принято большинством голосов, причем решение о содержании и способе подачи петиции оставлялось на усмотрение Гапона. В декабре вопрос о подаче петиции привел к расколу в руководстве «Собрания». Штабная оппозиция во главе с Карелиным и Карелиной настаивали на немедленной подаче петиции, тогда как священник и его сторонники считали ее преждевременной. Гапон полагал, что подача петиции, не подкрепленная восстанием массы, приведет только к аресту руководства «Собрания» и закрытию его отделов. Поэтому считал необходимым как следует подготовить рабочую массу к выступлению. В это время у него сложился план создать по всей России сеть потребительских кооперативов, с помощью которых рассчитывал сорганизовать рабочих других городов, а также крестьян. Однако оппозиция полагала, что именно теперь наступил тот самый момент, когда рабочие должны выступить со своими требованиями, и что другого случая может не представиться. В этот период с Путиловского завода по решению мастера Тетявкина уволено четверо рабочих - членов «Собрания»: Сергунин, Субботин, Уколов и Федоров. По утверждению администрации, уволены на законном основании. Однако в среде рабочих распространился слух, что уволены за принадлежность к гапоновскому «Собранию». Инцидент с увольнением рабочих рассматривался в Нарвском отделе, и там принято решение, что уволены незаконно, о чем было доведено до сведения Гапона.

Вернувшись из Нарвского отдела, Гапон заявил своим сотрудникам, что видит в увольнении вызов, брошенный «Собранию» со стороны капиталистов. А также сказал, что «Собрание» должно вступиться за своих членов и что в противном случае оно ничего не стоит и сам из него выйдет. В конце декабря состоялось заседание руководителей отделов «Собрания» на Васильевском острове, на котором обсуждался вопрос о путиловском инциденте. По итогам заседания принято решение послать 3 депутации: одну - к директору завода Смирнову, другую - к фабричному инспектору  Чижову и третью - к градоначальнику Фуллону. В принятой резолюции от заводчиков требовали восстановить на своих местах уволенных рабочих и уволить мастера Тетявкина. В случае отказа в выполнении требований рабочие заявляли, что не ручаются за сохранение в городе порядка. После принятия резолюции в более узком кругу руководителей «Собрания» поднят вопрос о петиции. Гапон и на этом заседании оказался против петиции, убеждая рабочих вести только стачку. Оппозиция же считала, что именно сейчас наступил самый удобный момент. Несмотря на отказ администрации и фабричной инспекции, Гапон до последнего момента надеялся на мирное урегулирование конфликта. Возлагал свои надежды на Фуллона, который вел переговоры о восстановлении рабочих с С.Витте. Однако вопреки его ожиданиям, требования так и не были удовлетворены. На собрании в Нарвском отделе 15 января принято решение о начале забастовки, и 16 января Путиловский завод встал.

Одновременно гапоновские рабочие начали печатать и распространять по заводам Петербурга списки широких экономических требований к администрации. Через 2 дня Гапон во главе депутации явился к директору Путиловского завода Смирнову и зачитал ему список экономических требований. По поводу каждого пункта требований давал объяснения и возражал на замечания, делаемые директором. Смирнов в очередной раз отказал в удовлетворении требований, указав основания, почему они неисполнимы. На следующий день забастовка распространилась на другие заводы Петербурга, и им были также предъявлены широкие экономические требования. 19 января 1905 г. Гапон приехал в Нарвский отдел «Собрания» и произнес зажигательную речь, в которой призывал рабочих обратиться со своими нуждами непосредственно к царю. Сущность речи состояла в том, что на рабочего не обращают внимания, не считают его за человека, правды нигде нельзя добиться, все законы попраны, и рабочие должны поставить себя в такое положение, чтобы с ними считались, как с людьми. При этом призывал всех рабочих, с женами и детьми, идти 22 января в 2 часа дня к Зимнему дворцу. В тот же день Гапон на основании предложенных ему набросков составил текст петиции на имя царя. В основу петиции положена мартовская «программа пяти», к которой добавил пространное предисловие и краткое заключение. Предисловие, написанное в стиле церковного красноречия, включало в себя обращение к царю, описание бедственного положения и бесправия рабочих и требование немедленного созыва Учредительного собрания. Текст петиции читался во всех отделах «Собрания», и под ним собирались тысячи подписей.

Чтобы обеспечить мирный характер движения, Гапон вступил в переговоры с представителями революционных партий. Встречался с социал-демократами и эсерами и просил их не вносить раздор в народное движение. За 2 дня устроил встречу с представителями революционных партий за Невской заставой, на которой убеждал их присоединиться к мирному шествию, не прибегать к насилию, не выбрасывать красных флагов и не кричать «долой самодержавие». Чтобы не дать властям повода применить силу, он решил придать движению максимально мирный характер. Принято решение, что народ пойдет к царю абсолютно безоружным и не допустит никаких беспорядков. Эту мысль настойчиво внушал рабочим в своих выступлениях. Предвидя, что царь не захочет выйти к народу из опасения за свою жизнь, потребовал от руководящего кружка рабочих поклясться, что они гарантируют безопасность царя ценой своей собственной жизни. Накануне выступления направил письма министру внутренних дел П.Святополк-Мирскому и Николаю II с призывом избежать кровопролития. Утром 22 января 1905 г. Гапон во главе Нарвского отдела «Собрания» двинулся в направлении Зимнего дворца. С ним шло не менее 50 тыс. человек. Другие рабочие шли от своих отделов, рассчитывая соединиться на Дворцовой пл. Перед выступлением священник обратился к толпе со словами: «Если царь не исполнит нашу просьбу, значит, у нас нет царя». В последний момент решено придать процессии характер крестного хода. Из ближайшей часовни взяты 4 хоругви, иконы и священническая епитрахиль, в которую облачился Гапон. Впереди шествия несли портреты царя и большой белый флаг с надписью: «Солдаты! Не стреляйте в народ!». Когда толпа приблизилась к Нарвской заставе, ее атаковал отряд кавалерии. Гапон скомандовал: «Вперед, товарищи! Или смерть, или свобода!» - после чего толпа сомкнула ряды и продолжала движение. В это время по толпе произведены ружейные залпы, и первые ряды повалились на землю. Залпами убиты ближайшие соратники - рабочий И.Васильев и телохранитель Филиппов, шедшие рядом с ним. Сам священник получил легкое ранение в руку и был повален на землю общим напором толпы. После последнего залпа задние ряды обратились в бегство, и шествие было рассеяно. Этот день вошел в историю под названием «Кровавого воскресенья».

После расстрела демонстрации Гапона увел с площади эсер Рутенберг. По дороге его остригли и переодели в светскую одежду, отданную одним из рабочих, а затем привели на квартиру М.Горького. На квартире написал послание к рабочим, в котором призывал их к вооруженной борьбе против самодержавия. Вечером того же дня пришел на собрание левой интеллигенции в Вольно-экономическом обществе. Выступая перед собравшимися, призвал их поддержать народное восстание и помочь рабочим добыть оружие. По настоянию эсеров он решил выехать из Петербурга, а через несколько дней решено переправить Гапона за границу. Рутенберг дал ему адреса и пароли для перехода через границу и для явки за границей. Однако по дороге разминулся с ожидавшими его лицами, и ему пришлось переходить границу самостоятельно. Прибыв в пограничный район, он заключил сделку с местными контрабандистами, и в конце января один, без документов перешел русско-германскую границу близ Тауроггена. В начале февраля 1905 г. Гапон прибыл в Женеву - главный центр зарубежной деятельности русских революционеров. В это время о священнике-революционере писали все европейские газеты, и имя его было у всех на слуху. И социал-демократы, и эсеры мечтали заполучить в свои ряды человека, способного руководить рабочим движением. В умении влиять на толпу ему равных не было. В Швейцарии Гапон встречался с революционерами, представителями различных партий, но стать членом одной из организаций не спешил. Лидер рабочего движения считал, что в России должна свершиться революция, но только он может стать ее организатором. За границей встречался с Лениным. Священник являлся человеком, тесно связанным с рабочими массами, а потому будущий вождь тщательно готовился к разговору с ним. В мае 1905 г. Гапон все же вступил в партию эсеров. Однако его не ввели в ЦК и не посвятили в конспиративные дела. Это возмутило бывшего священника, и в результате порвал с эсерами.

Николай II 17 октября 1905 г. личным манифестом объявляет амнистию всем участникам событий 9 января. После этого Гапон немедленно возвращается в Петербург и намеревается возродить «Общество фабричных и заводских рабочих», а также начать издавать рабочую газету. Для этого требовалась не только легальность, но и связи с полицией. В январе 1906 г. газета «Русь» опубликовала статью «Долой маску», в которой назвала его тайным агентом охранки, со своей стороны Департамент полиции предъявил ему обвинение в получении денег от «вражеской Японии». Оказавшись в отчаянном положении, Гапон стал предпринимать попытки спасти свою репутацию. Защищаясь от обвинений, обратился в газеты с открытым письмом, в котором требовал над собой общественного суда. Священник обещал предоставить суду документы, освещающие его отношения с Витте и другие стороны деятельности. 10 апреля 1906 г. он выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге и не вернулся обратно. Уезжая, не взял с собой ни вещей, ни оружия, и обещал к вечеру вернуться. На даче Звержинской в Озерках 13 мая обнаружено тело священника. Вскрытие показало, что смерть наступила от удушения. 


Гапон был похоронен на Успенском кладбище (Северном) под Петербургом при большом стечении народа. Похороны были совершены на средства рабочих организаций. Место для могилы выбрали в 150 саженях от церкви, там, где были погребены рабочие Степанов, Кириллов и Обухов, убитые 9 января 1905 г.


На состоявшемся митинге рабочих был пропет гимн «Вы жертвою пали в борьбе роковой», а затем произносились речи. Рабочие говорили о том, что Гапон пал от злодейской руки, что про него говорили ложь, и требовали отмщения убийцам. Среди присутствовавших раздавались крики: «Месть, месть! Ложь, ложь!» 


Некоторые ораторы подчеркнули, что Гапон популяризировал в рабочей среде идеи социализма, что он первый открыл народу дорогу к царю и к Государственной Думе. Даже говоря о мести, сторонники Гапона взывали к благородству своих противников, требуя от них доказательств их обвинений и их права судить и убивать его. Митинг закончился исполнением гимна «Свобода», начинающегося словами: «Смело, товарищи, в ногу».


 Впоследствии рабочие установили на могиле памятник с металлическим белым крестом. На памятнике было написано: «Спокойно спи, убит, обманутый коварными друзьями. Пройдут года, тебя народ поймёт, оценит, и будет слава вечная твоя». Никто из гапоновских рабочих не поверил в его предательство. Среди рабочих господствовало убеждение, что за убийством Гапона стоит царская охранка. Близкие к нему рабочие в своих воспоминаниях утверждали, что в последний месяц своей жизни он готовил новое вооружённое восстание и составлял боевую группу для убийства Витте и Рачковского. Одна из соратниц Гапона, революционерка Лариса Хомзе, на обвинения Гапона в переговорах с охранкой отвечала: «Всё это я знала, он не скрывал этого. Но это были первые шаги широко задуманного плана. Если б его не убили, не была бы разогнана Государственная Дума, не осилила бы революцию жандармская клика. Он хотел пробраться в лагерь врагов и взорвать его изнутри».
https://rus.team/people/gapon-georgij-apollonovich
http://spb-tombs-walkeru.narod.ru/svr/gapon.html
Прикрепления: 2312542.jpg(9.5 Kb) · 5782033.jpg(7.7 Kb) · 6860292.jpg(14.0 Kb) · 9776886.jpg(22.7 Kb) · 2109521.jpg(19.6 Kb) · 6566251.jpg(30.1 Kb) · 2829353.jpg(14.8 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ГЕОРГИЙ ГАПОН
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: