Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 30 Окт 2021, 17:58 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
| ИГОРЬ ЛЕОНИДОВИЧ КИРИЛЛОВ (14.09. 1932 - 30.10. 2021)
Советский и российский теле- и радиоведущий, диктор ЦТ Гостелерадио СССР, актёр, тележурналист; лауреат Гос. премии СССР, Народный артист СССР.
Сегодня в возрасте 89 лет умер И.Л. Кириллов - известный советский диктор, олицетворение эпохи, настоящая легенда советского телевидения. Его голос узнавали миллионы зрителей. Это он сообщил жителям большой страны о первом полете в космос, именно его просили о помощи простые люди, и он старался никому не отказать. Он попал на телевидение с надеждой стать режиссером, но неожиданно даже для самого себя победил в конкурсе дикторов. Время показало, что это его призвание, что именно на этом поприще раскрылось множество его талантов, включая и артистический.
Он родился в Москве, в семье военнослужащего. Отец Игоря воевал, мама занимала скромную должность библиотекаря ДК завода им.Сталина, который впоследствии переименовали в завод им. Лихачева. В семье все любили книги, не стал исключением и Игорь. Он рано научился читать, знал много стихов, занимался в худ. самодеятельности. С детства увлекся театром, поэтому родители были уверены, что он выберет для себя творческую специальность. Именно это и произошло.
После получения школьного аттестата, Игорь сдал документы во ВГИК на режиссерский факультет. Его не приняли только в силу возраста, зато зачислили на актерский. Он проучился в этом вузе год, потом добился перевода в училище им. Щепкина. Диплом о его успешном окончании юноша получил в 1955-м. Творческая биография будущего известного диктора началась еще в годы студенчества. Вместе со своими однокурсниками он выходил на сцену Малого театра. В 1955-м поступил на службу в Московский театр драмы и комедии, который сейчас известен как Тетр на Таганке.
В июле 1957 г. Кириллов пришел на ТВ, его взяли на должность пом. режиссера Муз. редакции Гостелерадио СССР. Он мечтал о режиссуре, когда его пригласили участвовать в конкурсе дикторов. Игорю было не очень интересно, он согласился нехотя, только ради того, чтобы проверить свои способности. И вдруг, неожиданно даже для самого себя, одержал победу. На следующий день после конкурса он увидел режиссера С.Захарова, который сообщил ему, что через 2 часа он должен работать в прямом эфире.
Это случилось 27 сентября 1957 г., - день, который Игорь всегда отмечал так же, как и день рождения. С помощью Захарова начинающий ведущий действительно сумел узнать азы профессии, и с честью поработать в прямом эфире. Это Кириллов вспоминал подкашивающиеся ноги и ощущение нереальности происходящего, однако свой первый эфир он провел блестяще. Более 3-х десятков лет он занимал должность диктора программы «Время», рассказывая жителям большой страны о том, что происходит в СССР и за рубежом. Дикторы советского ТВ должны были придерживаться определенных требований, установленных руководством, но Игорю удавалось каким-то образом обходить эти правила. Многие говорили, что дикторов увольняют из-за допущенных оговорок в тексте, но он это отрицал. Биография ведущего тесно связана с историей телецентра. Ему пришлось переезжать из родной и уютной Шаболовки в Останкино, и Кириллов очень тяжело пережил эту перемену. Новый павильон казался ему неприветливым и холодным, его никак нельзя было поставить в один ряд с Шаболовским телецентром, ставшим для диктора чуть ли не родным домом. После первого выпуска программы «Время» на новом месте, видавший виды Кириллов чуть не расплакался. Но выбора не было, программу новостей никто не отменял, и спустя некоторое время переезд уже не казался такой вселенской катастрофой. Последний эфир программы «Время» Игорь Леонидович провел 30 декабря 1989-го.
В 1968-1989-м годах он возглавлял дикторский отдел на «Первом канале». Он стал ведущим программ «Экслибрис», «Спутник телезрителя», «Взгляд», «Телескоп», «ВИD представляет», выходил в эфир «Новостей» и «Последних известий».
Именно ему доверили вести «Голубой огонек» вместе с А.Шатиловой. Кроме этого Кириллов вел концерты, военные парады, которые проходили на Красной пл. столицы. Голоса Кириллова и Л.Элина звучали во время телетрансляций с похорон всех глав Советского Союза, в траурные дни и во время парадов, посвященных 9 мая. В СССР глава государства никогда не поздравлял народ в преддверии Нового года, эта миссия была возложена именно на Кириллова. Параллельно с основным родом деятельности, Игорь Леонидович преподавал в Институте повышения квалификации: готовил молодых специалистов для работы на радио и ТВ. Есть в его карьере и работа в худ. кино. Кириллов засветился в нескольких картинах- «7 дней с русской красавицей», «Зависть богов», «Девичья весна». Кроме этого работал с несколькими муз. группами, как отечественными, так и зарубежными. К концу 90-х он стал худруком на канале «Деловая Россия». В новом веке Игорь Леонидович продолжал сотрудничать с Первым каналом, в 2004-м его приняли в члены Российской академии телевидения.
Годы неумолимо делают свое дело, известный диктор сильно постарел, но по-прежнему оставался в строю. Он прекрасно выглядел в свои далеко за 80, при росте в 177 см.. весит 75 кг, оставался таким же стройным и подтянутым, как в молодости. Игорь Леонидович работал в таких проектах, как «Кто хочет стать миллионером?», «В наше время», «Угадай мелодию», «Давно не виделись», «Сегодня вечером». В 2012-м вел один из выпусков программы «Абракадабра», которую транслировал Первый канал. Вместе с Шатиловой выходил в эфир радиостанции «Юмор FМ» с проектом под названием «Не время». В 1990-2011-м годах голос диктора звучал во время Минуты молчания в День Победы. В 2016-м выпустили аудиоверсию «Детской книги войны». Предисловие этого сочинения звучит голосом Кириллова.
Свою жену Ирину Игорь знал с раннего детства. Они были ровесниками, ведущий говорил, что они даже родились в одном роддоме. Он всегда вступался за девочку, когда к ней приставали дворовые хулиганы. Они поженились в студенческие годы. В 1961 г. родилась дочь Анна, спустя 10 лет, в 1971-м, супруги стали родителями сына Всеволода.
Анна училась в консерватории, вышла замуж за оперного певца, но этот брак длился недолго. Постоянно живет в Германии, поэтому виделась с отцом очень редко. А вот сына Кириллова уже нет в живых. Он умер еще в 2011 г. от приступа панкреатита, во время пребывания в Камеруне. У Всеволода был собственный бизнес, он организовывал сафари в африканских странах, и из одной такой поездки уже не вернулся. У него остались 3 дочери и сын.
Игорь Леонидович всегда страдал из-за не сложившихся отношений с сыном. Однажды вся семья собралась на даче за столом, и Всеволод объявил родителям, что женится, и что его избранница намного старше его. Естественно, родителям такой выбор сына не понравился, и они выразили свой протест. Молодой человек не собирался подчиняться воле родителей. Они всерьез поругались, не виделись много лет. Всеволод сменил телефон, не звонил ни родителям, ни сестре. В 2004 г. умерла жена Кириллова. Сын переживал и расстраивался, но проститься с матерью так и не пришел. Он не счел нужным даже познакомить родителей с внуками, поэтому первый раз Кириллов увидел их только после смерти сына. Помириться им так и не удалось....Личная жизнь Игоря Леонидовича сложилась счастливо. Он более 50-ти лет прожил со своей женой, которую любил и уважал. У них было много общих интересов, Ирина работала звукорежиссером студии Останкино. В 2008 г. Кириллов встретил свою новую любовь. Ее зовут Татьяна, она родом из Молдавии и моложе известного диктора на 34 года, но именно ей удалось залечить душевные раны, которые болели со дня смерти супруги.
30 июня 2018 г., по указу президента В.Путина И.Кириллову вручили Орден Почета. 30 октября 2021 г. стало известно, что в возрасте 89 лет Игорь Леонидович ушел из жизни. Причиной смерти стали осложнения, вызванные тромбозом нижних конечностей. По словам пом. диктора, сутками ранее Кириллов был активен, обсуждал участие в программе «Секрет на миллион» Леры Кудрявцевой. Кириллов умер тихо во сне. Похоронами легендарного ведущего занялся Первый канал. https://biographe.ru/znamenitosti/igor-kirillov
ПАМЯТИ ИГОРЯ КИРИЛЛОВА. «ОБИДНО, ЧТО ВСЕ ТАК БЫСТРО ПРОШЛО».
- Я всю жизнь, начиная с сознательного возраста, мечтал быть режиссером. Терпеть не мог работу в кадре. Мне хотелось быть за кадром, чтобы командовать, создавать что-то такое. Начитался в детстве много литературы о русском и зарубежном старом кино. Я представлял себе, что такое режиссер и старался идти по этой линии. Но со временем понял, что это не мое дело. Правда, понял это поздно. Почему ушел из театра? Я проработал положенные 2 года в московском Театре на Таганке. Это был небольшой районный театр драмы и комедии. Но я был разочарован работой, после Малого театра районный театр разочаровывал меня по всем статьям. Актеры были замечательные, работы было не много, не очень интересной. И через 2 года я решил попробовать себя в режиссуре на телевидении.
У меня были подготовлены несколько режиссерских разработок, сценариев по моим любимым произведениям Чехова, Куприна, Мопассана, Твена. Я показал С.П. Алексееву - гл. режиссеру Центральной студии телевидения - и предложил свои услуги с вопросом «Нельзя ли мне поработать у вас режиссером?» Он посмотрел и сказал: «Конечно, можно. Но для того, чтобы стать режиссером, надо поработать помощником режиссера, потом ассистентом режиссера, потом режиссером 3-ей категории, потом второй, первой и если покажете себя, тогда вы будете режиссером-постановщиком». Я спросил, сколько на это уйдет лет? Он ответил: «Лет 25». А мне на тот момент было тоже 25 лет и я решил, что к 50 добьюсь цели.
Начал работать пом. режиссера в муз. редакции. В это время у нас впервые за советское время прошел Международный фестиваль молодежи и студентов. Со всего мира к нам приехали юные посланцы. Действительно, это было хорошее время. Штатного диктора тогда не было на телевидении, приглашались наши коллеги с радио. Вообще не было ТН - теленовостей, а были ПИ - последние известия, как на радио. И приглашались дикторы радио, они прекрасно исполняли свою работу, как положено, перед микрофоном. Но им надо было платить гонорар, а студия была не очень богатая. Телевидению еще не такое серьезное уделялось внимание. И решили завести штатного. Я выхожу из студии, а режиссер С.А. Захаров встречает меня и говорит: «О, пойдем. Через 2 часа у тебя эфир, мы уже с радио дикторов не вызвали». У меня ноги стали ватными. Я говорю: «Я ничего не умею, ничего не знаю, что делать?» Он сказал «Я тебя за 2 часа всему научу». И вот я вышел через 2 часа. У меня есть фотография этого страшного момента, которую я называю «За секунду перед расстрелом» - глаза навыкате, волосы дыбом. Ну что-то такое «провякал».
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 30 Окт 2021, 20:29 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
| Называлась наша профессия «дикторы», но мы выполняли не просто дикторские обязанности. Многие из нас были и журналистами, и корреспондентами, и репортерами, и ведущими постоянных рубрик - по вопросам, в которых были компетентны. С.Жильцова, например, потрясающе знала англ. язык, вела уроки англ., и ее даже приглашали поработать на Би-би-си, в Лондон, вот такое у нее было замечательное произношение. А.Данько была врачом по образованию и вела «Мамину школу». Сейчас, к сожалению, мало кто помнит их имена, но каждая из них представляла из себя интереснейшего человека.
Дикторы ЦТ И.Кириллов и Н.Бодрова ведут программу «Время». 1977.
Хочу вспомнить и Ю.Николаева, который до сих пор востребован. Он вел потрясающие передачи муз. направления, они были очень популярны. Муз. программы, детские. С детьми всегда хорошо общался, не сюсюкал, мог найти общий язык, но при этом все равно он назывался диктором .Еще до прихода Горбачева, еще в 60-х годах прошлого века, в программе «Время» наши друзья-соперники-журналисты решили избавиться от дикторов. Почти целый год программа шла в исполнении журналистов, но, правда, к концу 1968-го года все встало на свои места. А с приходом нового председателя Гостелерадио С.Лапина (возглавлял советское тв с апреля 1970 по декабрь 1985 г.) начался такой культ дикторов, что дальше ехать некуда. Это был период так называемого застоя. Может, этим можно объяснить то, что, когда произошла 3-я русская революция (как я ее называю) 1991-93 гг., профессию дикторов вычеркнули из нашего лексикона. Дикторов заменили телеведущие, журналисты.
Однажды, когда я хотел бросить все и уйти с программы «Время» С.Лапин порекомендовал мне приобрести впервые выпущенное на тот момент полное собрание сочинений Салтыкова-Щедрина. Я так и сделал. Многоплановость и мудрость, заложенная в языке этого автора, полностью изменила мое отношение к профессии. Главное, что я вынес из его произведений: «человек говорит об одном, думает другое, а произносит третье». С этой формулой я стал относиться к офиц. сообщениям, которые мне приходилось зачитывать. Я стал стараться находить в них то зерно, ради которых они создавались. Мы играли роль с точки зрения политической, как вы говорите, или - идеологической. Конечно, диктор - это не просто профессия, это должны были быть люди, которые могли бы грамотно, убедительно, искренне доносить очень важные вещи. Те вещи, что составляли суть той жизни. Конечно, у нас была, может, несколько упрощенная роль, чтобы мы передавали не свои идеи, а идеи партии, идеи руководства страны. В этом заключался смысл. А потом это все сошло на нет…
Сейчас вы видите, что ведущие политических, информационных программ читают текст, который утвержден или даже написан самим выступающим (это не имеет значения) по суфлеру. Суфлер играет положительную роль - в том, чтобы соблюдать хронометраж, но, к сожалению, он снижает естественное, человеческое, свойственное каждому в его артистической природе. Поэтому такого живого, сопереживающего глаза, тональности мы уже не чувствуем. А вы заметили, что темп речи сейчас убыстрился? Ни во Франции так быстро не говорят, ни в Испании. Такое ощущение, что мы стали совершенно нерусскими людьми, ведь русская речь подразумевает раздумье, второй план, паузы… А тогда перед зрителями были люди, которым можно доверять, верить, которые были искренни в том, о чем они говорят. Приведу такой пример.
Однажды мы с моей партнершей в программе «Время» работали не на кремлевскую часть, как мы ее называем, а на «Орбиту» № 1, то есть на Камчатку, Чукотку. И у нас было сообщение, что в США произошло землетрясение, погибло много людей, несколько тысяч. Это было эмоциональное сообщение, но моя партнерша к этому отнеслась не то, чтобы формально, но с таким холодом, как будто где-то в курятнике погибло 100 цыплят. И до чего же был внимателен зритель того времени! Она получила очень много писем. Мы думали, что вы - хороший, добрый человек, говорилось в них, а вы так отнеслись к тому, что произошло в Америке; пусть мы не дружим с Америкой, но ведь погибли женщины, дети, старики… Вот что значит правильное отношение к тому, что ведущий, диктор или комментатор говорит. Важно не просто нести информацию, а все-таки быть человеком, который вместе с вами сопереживает то, о чем вам рассказывает. Констататоры фактов и есть дикторы.Я не хочу критиковать молодое поколение ведущих, но многие из них как раз напоминают Диктора Дикторовича и Дикторину Дикторовну, тех, что работают на вокзале: «С 5-й платформы отходит поезд №7, Москва-Бердичев».
У меня был страшный момент 1 сентября 1983 г., когда был сбит корейский «Боинг». Пришло сообщение, с которого и надо было начинать выпуск программы «Время». Честное, открытое сообщение о том, что это была наша ошибка, командования ПВО данного округа. И вдруг, буквально когда уже шла шапка программы «Время», прибежал выпускающий редактор В.Мирошников, белый как полотно. Он выхватил у меня этот текст и дал мне совершенно другую страницу, тоже ТАССовского материала - на первый пришло эмбарго из ТАСС. За то время, что шла шапка, я успел посмотреть только начало материала, как нас учила О.С. Высоцкая, и конец. У меня даже на какую-то секунду замерло сердце. Все было наоборот! Все было абсолютно наоборот! Другое совершенно сообщение! И настоящую правду об этом эпизоде, не очень приятную, зрители узнали только через 30 лет. Вот такие бывали случаи. Но что делать, такое время было.
Мы с Ириной родились в одном родильном доме, жили и играли в одном дворе. Вообще-то я дружил со всеми тремя сестренками - Ириной, Татьяной и Наташей. Но с Ириной у нас появилась определенная симпатия друг к другу уже в старшем школьном возрасте. Поженились мы после войны, когда были студентами. Объединило еще и то, что у нас были близкие профессии: она работала звукорежиссером в «Останкино». Нам с Ириной всегда было о чем поговорить. Эту женщину я любил всю жизнь .Самым строгим моим критиком была Ирина. Ох, как она меня корила! Она же знала все мои крупные, средние и мелкие недостатки. Работа на телевидении нас настолько увлекла - как в болото мы зашли, из которого нельзя выйти. Может быть, нам надо было больше внимания детям уделять. Особенно младшему ребенку. Сыну, который рано ушел из жизни.
О самых счастливых минутах Таких минут… Очень много. Не только минуты, но и годы даже! Молодость… Рождение дочери, которой сейчас уже пошел 6-й десяток. О сыне уж я не говорю - большая радость была. Когда набегают минуты слабости, воспоминания обуревают, то очень многое вспоминается. Обидно, что так все быстро прошло… Но жизнь была замечательная. И я не жалею ни о чем. https://www.pravmir.ru/obidno-....rillova
Игоря Леонидовича Кириллова похоронят на Новодевичьем кладбище.
|
|
| |