Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 25 Ноя 2021, 16:53 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7099
Статус: Offline
| ТАМАРА ПЛАТОНОВНА КАРСАВИНА (10.03. 1885 - 26.05. 1978)
Русская балерина и педагог. Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. В нее влюблялись даже по фотографиям, ее боготворили и воспевали. Она была одной из наиболее заметных фигур Серебряного века, и не только потому, что ей посвящали стихи поэты. Т.Карсавина стала олицетворением этого времени и в России, и за рубежом, где успех труппы С.Дягилева поднял искусство балета на новую высоту и открыл моду на все русское. В 1920-х эмигрантская газета в Берлине опубликовала небольшую статью Ю.Офросимова "Карсавина в "Винтергартене" о выступлении бывшей примы-балерины Мариинки в программе кабаре, составленной из номеров фокусников, акробатов и танцовщиц варьете: "Что нам особенно дорого в творчестве Карсавиной? - должно быть, то, что в создаваемых ею образах ярко сквозит и ласкает этот облик настоящей русской женщины. <...> Аромат Карсавиной - аромат России, пускай ныне утерянной, но разве может угаснуть навеки дух? Творчество Карсавиной в нашу эпоху - это "свет и во тьме светит". <...> И не от нашего гудящего века этот образ, заставляющий забыть окружающее".
Будущая балерина родилась в Петербурге. Ее отец, Платон Константинович, окончивший в 1875 г. Петербургское театральное училище, занял положение первого танцовщика и исполнителя мимических ролей Мариинского театра.
П.К. Карсавин, отец балерины
Женился он на А.И. Хомяковой - внучатой племяннице известного философа-славянофила А.Хомякова. Мать ее, Мария Семеновна, урожденная Палеолог, приезжала к Карсавиным на Рождество, рассказывала внукам Леве и Тате о балах-маскарадах в Благородном собрании, где за ней ухаживал император Николай Павлович. Муж Марии Семеновны умер рано, промотав состояние и оставив без гроша молодую вдову с тремя детьми. Марии Семеновне пришлось определить сына в Морской корпус, а дочерей - в сиротский Институт благородных девиц.
Анна Иосифовна воспитывала своих детей дома, с нянями, но без гувернанток. "Мама часто говорила, что испытывает к детям "разумную" любовь. Я помню ее порой суровой, но шутливой или нежной - никогда, она умела подавлять мои порывы, и это делало меня вдвойне застенчивой, а порой толкало на детский бунт против нее. Однако со временем я поняла, что ради нас она готова пойти на любую жертву, и в глубине души восхищалась и гордилась ею", - писала Т.Карсавина в своих мемуарах "Театральная улица". Семья долгие годы жила в квартире дома № 170 на набережной Екатерининского канала - напротив каланчи пожарной станции.
П.Карсавин, ученик и любимец всесильного М.Петипа, частенько высмеивал мэтра как танцора: "дрожащие колени, блуждающий взгляд, зубовный скрежет и топот ног". Его детей такое представление веселило, а жена увещевала: "Лучше бы ты, Платон, держал язык за зубами; твои добрые друзья и веселые собутыльники с радостью донесут о твоих насмешках". И действительно, Платона Константиновича отправили на пенсию в самом расцвете сил, устроив в 1891 г. прощальный бенефис. Тогда Тата впервые увидела его на сцене: "Отец показался мне совершенно непохожим на себя, я не узнала его и постоянно теряла из виду. После вариации отцу устроили овацию, мы тоже хлопали. Доход от бенефиса был значительным, кроме серебряных подношений от публики, отец получил изумрудное кольцо-печатку и украшенные бронзовым орнаментом часы от царя, а также тысячу рублей из "собственной шкатулки его императорского величества". Кольцо вскоре исчезло, оставив после себя на память о своем кратком пребывании квитанцию из ломбарда вдобавок к большой кипе подобных напоминаний. Но часы оставались с нами много лет". На пенсию и жалованье преподавателя училища отец не мог полноценно обеспечивать семью, а между тем детям пришло время получать образование. Карсавины переехали в более дешевую квартиру в том же доме.
Тата с детства отличалась любознательностью и богатым воображением, что позволяло ей жить своей внутренней жизнью, часто непонятной ее матери. Та удивлялась, что дочь рано перестала играть в куклы. Самым близким человеком для Таты был старший брат, Лева - будущий известный историк и философ. Когда 7-летнего Леву мама стала учить читать, сидевшая рядом 5-летняя Тата все легко усваивала. Первая книга, которую девочка, картавя, попросила у родителей самостоятельно почитать, - криминальный роман "Жертва страсти". Отец хохотал до слез, а мама онемела от изумления... Дети полюбили чтение, копили копеечки, которые им иногда давал отец, чтобы покупать тоненькие дешевые издания классиков.
"Настолько божественно проста поэзия Пушкина и так кристально прозрачна его проза, что даже мне, 6-летнему ребенку, она была понятна. И хотя я еще не была способна в полной мере оценить красоту его произведений, но ощущала ее инстинктивно, и с тех самых пор их магическая власть надо мной никогда не ослабевала. Я знала поэмы Пушкина наизусть и любила их декламировать. Кто-то подарил нам подборку журналов "Вокруг света" за несколько лет. Там печатались приключенческие рассказы, переводы произведений Жюля Верна, Фенимора Купера и других авторов подобного жанра. Я также прочитала целиком "Серапионовых братьев" Гофмана. Смысл его произведений был мне не вполне ясен, но меня чрезвычайно привлекало соединение фантастики с повседневной реальностью. Это придало моей жизни совсем иную окраску. Все перестало быть будничным, только казалось таковым; отныне я жила в мире, полном тайн, и постоянно ожидала чуда. Будучи довольно скрытной и сдержанной по природе, я никогда не выставляла напоказ своих эмоций и тайных желаний".
Мемуары "Театральная улица" Карсавина начала писать в 1928 г. в эмиграции, уже после ухода из жизни обоих родителей - мать умерла в 1918 г., отец - в 1922-м. Книга вышла в свет в 1930 г. в Англии, предисловие написал автор знаменитого "Питера Пэна" Джеймс Барри. У нас в стране перевод был опубликован лишь в 1971-м, с купюрами о революции и мытарствах отъезда из России...
Идея отдать дочку в балет пришла матери - казенное обеспечение, профессия, постоянный доход в будущем. Отец возражал: "Я не хочу, чтобы мой ребенок жил среди закулисных интриг. Тем более что она, как и я, будет слишком мягкой и не сумеет постоять за себя". С зимы 1893 г. Тамара бесплатно занималась у бывшей партнерши отца Жуковой, причем втайне от него. Она быстро все схватывала и результатами этих уроков Платона Константиновича убедила: "Что ж, пусть будет по-вашему. Тогда она станет третьим поколением в нашей семье, которое взойдет на подмостки". Отец сам готовил дочку к экзаменам в училище: "Под музыку его скрипки я старалась изо всех сил, но он никогда не был доволен мною, если лицо мое не покрывалось потом. Аккомпанируя моим экзерсисам, он наигрывал множество мелодий - фрагменты из разных балетов и из опер "Фауст" и "Лючия ди Ламмермур", порой напевая слова. <...> я же чаще всего просила его сыграть "Марсельезу". <...> "Руки держишь словно канделябры; у тебя колени согнуты, как у старой клячи". Я негодовала, когда он изредка прерывал меня ударом смычка. Отец принадлежал к старой педагогической школе, основанной на жесткой дисциплине. Он научил меня вкладывать максимум усилий в выполнение поставленных задач".
Театральная улица в Санкт-Петербурге, где находилось Императорское театральное училище
В Императорское театральное училище приняли всего 10 девочек, в том числе и Тату. Поначалу успехов не было, но она фанатично работала даже по вечерам, и одноклассницы, обычно отдыхающие после занятий, прозвали ее "истязающий себя факир". Ближе к выпуску ее педагогом стал выдающийся мастер П.Гердт. У Карсавиной появились артистизм, уверенность, она танцевала главные роли в ученических спектаклях. И вот она дебютирует на императорской балетной сцене: это было исключением, говорящим публике об особых способностях исполнителя.
Учащиеся Школы императорского балета. Балет М.Петипа "Сказка". Слева на оленях держит птичью клетку молодая А.Павлова. 1891.
Ведь обычно выпускники училища пополняли ряды кордебалета, годами ожидая миниатюрной вариации, чтобы хоть как-то выделиться. За несколько лет до Карсавиной этой чести был удостоен и М.Фокин - теперь первый танцовщик театра. В завершающем сезон спектакле они танцевали pas de deux "Рыбак и жемчужина" - так познакомились будущие звезды Русских сезонов. Публика приняла застенчивую девочку с восторгом: "Настоящая овация, дитя мое", - кивнув мне, бросила А.Павлова, направляясь в свою артистическую уборную".
В 1902 г. Карсавина вошла в труппу Мариинского театра, насчитывавшую тогда 180 танцовщиков. Большинство из них - женщины, так что устроить успешную карьеру было непросто. Но Тамара была сразу принята на должность корифейки (танцовщица кордебалета, занимающая первые места в группе танцующих) и получила повышенное жалованье - 720 руб. в год: "Эта сумма для первого года казалась мне огромной, по сравнению с 600 руб., получаемыми обычно дебютантками. И дома мои 60 руб. в месяц восприняли как хорошую прибавку к семейному бюджету. Я, разумеется, отдавала все деньги маме, а она каждое утро выдавала мне сумму, необходимую на проезд. И это были единственные мои карманные деньги, поэтому я не могла ничего себе купить, хотя и любила рассматривать витрины магазинов. Я жила в то время совершенно не думая о деньгах и была счастлива в своей бедности. Окружающий мир приносил мне много радости, и я ощущала себя его центром".
Вскоре Тамару заметила фаворитка Романовых, всесильная М.Кшесинская: "Если кто обидит, скажи!" Она же подарила Карсавиной восхитительный костюм. Наивная Тата уверилась в доброте звезды, но старшая коллега, Н.Бакерина, открыла ей глаза: "Посмотри на себя в темно-лиловом! Этот цвет годится лишь для обивки гроба, а не для костюма молодой барышни!" К тому же на сцене она была "смертельно бледна, несмотря на румяна на щеках. И в этом не было ничего необычного - после напряженных занятий в классе, когда девочки становились красными как свекла, я только бледнела еще больше. Бледность у меня была и признаком волнения".
Т.Карсавина в балете "Пахита"
Сольным дебютом Карсавина нажила себе откровенного врага - прима А.Павлова всячески препятствовала назначению ее на роли, которые сама исполняла. И однажды с криками набросилась на юную соперницу: "Довольно бесстыдства! Где ты находишься, что позволяешь себе танцевать совсем голой?.." Тата просто не заметила, как во время танца у нее обнажилось плечо из-за соскользнувшей бретельки корсажа: "Я стояла на самой середине сцены онемевшая, растерянная под потоком брани, срывавшейся с жестоких губ. Подошел режиссер и увел пуританку, а меня окружила толпа сочувствующих коллег".
Павлова очень переживала из-за своих "недостатков" - худоба считалась врагом красоты. Еще полвека назад, в эпоху М.Тальони, на балетной сцене царил романтизм с его бесплотными видениями и точеными силуэтами. Теперь же мода изменилась: на первый план вышла "итальянщина" с акцентом на трюковую технику, отчего дамы на сцене стали более "земными" - с крепкими фигурами и жгучим темпераментом, как виртуозная Кшесинская. Чуть позже изящная легкость, томная хрупкость и грациозная серьезность А. Павловой, О.Преображенской, Т.Карсавиной, О.Спесивцевой, И.Рубинштейн вернут на русскую сцену очарование неоромантизма с его неразрешимыми драмами...
Т.Карсавина в балете "Сильфиды"
Несмотря на интриги, Карсавина много работает, оттачивает технику на дополнительных занятиях и вскоре получает главные роли в балетах "Жизель", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Дон Кихот". Поддерживал ее и сменивший Петипа балетмейстер труппы Н.Легат. Постепенно Тамара стала любимицей и дирекции, и труппы, и публики. В ней наконец наметилась индивидуальность, крывшаяся в нюансах движений и поз, в мягких пластических переходах. Но, скорее всего, Карсавина так и осталась бы одной из многих балерин, чья слава меркла вместе с уходом со сцены, если бы антреприза С.Дягилева с новаторскими постановками Фокина на сенсационных гастролях в Париже и Лондоне не возвела бы ее в статус звезды.
Хореографические идеи Фокина в Мариинке понимали и принимали далеко не все, хотя модернистский "Умирающий лебедь" с Павловой на музыку Сен-Санса всех очаровал. Карсавина же была в числе активных сторонниц Фокина, а тот, в свою очередь, видел в Тамаре идеальную исполнительницу: она чутко воспринимала его творческие фантазии, обогащая роль артистизмом и грацией, никогда не капризничала, ничего не требовала. Сотрудничество принесло обоим настоящую славу. Содружество Бенуа, Дягилева, Бакста, Фокина, вынашивавших идею Русских сезонов, представлялось Карсавиной "таинственной кузницей", где ковалось новое искусство. В 1909 г. по приглашению Дягилева балерина, оставаясь первой солисткой Мариинского театра, в период летнего отпуска гастролировала в составе труппы "Русские балеты", согласившись на вторые роли. "Таточка стала действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее существо отвечало нашей работе". - писал А.Бенуа.
Уже на втором году сезонов прима Павлова покинула эту антрепризу, чтобы организовать свою, и Карсавина заняла ее место в паре с В.Нижинским. Одноактный балет "Жар-птица" с Карсавиной в главной роли произвел в Париже фурор: по словам Бенуа, Тамара походила на "огненного феникса". Успех превзошел все ожидания, газеты писали фамилию русской балерины с артиклем - La Karsavina, что означало особое уважение. Жизнеутверждающая "Жар-птица" Карсавиной, как и декадентский "Умирающий лебедь" Павловой, стала одним из символов времени. Француженки бросились покупать яркие наряды под стать Деве-птице - в русском стиле.Талант балерины к перевоплощению позволял ей танцевать как лирических, так и экспрессивных героинь. Парижский рецензент писал, что на сцене "Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега... ее танцы - это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели".
Тема роковой и губительной красоты довлела в образах Карсавиной: обольстительница Армида в "Павильоне Армиды", принцесса Флорина в "Пире", озорная Коломбина из "Карнавала", уснувшая после бала мечтательница в "Призраке розы",... Фокин считал ее непревзойденной исполнительницей Куклы-балерины в русском балагане "Петрушка". С русской труппой сотрудничали многие талантливые иностранцы - Дебюсси, Равель, Кокто, Пикассо, Шанель, Однако "самый великий кудесник искусства" Дягилев на протяжении 20 лет существования Русских сезонов все-таки предпочитал объединять вокруг себя соотечественников. Он привлек к созданию балетов Стравинского, Прокофьева, Лифаря. Карсавина была настоящим украшением труппы. Она ладила и со вспыльчивым, влюбленным в нее и отвергнутым Фокиным, и с непредсказуемым Нижинским, а имя Дягилева всегда произносила с восторгом. Ее любили и уважали. В балетном театре 1920-х "царицу Коломбин" признали родоначальницей принципиально новых течений исполнительства. Ей поступали предложения из Англии, Италии, Америки, Австралии. А балерина давала этим внешним восторгам вполне трезвые оценки: "Я часто задавала себе вопрос, изучается ли за границей наша история так, как у нас изучается история всех народов. Вполне возможно, что о русском искусстве - этом самом ярком проявлении нашей сложной и пылкой души - едва ли подозревала Европа".
Карсавина позировала Баксту, Добужинскому, Серову, Судейкину, Серебряковой. Хорошо известны две работы С.Сорина: ее арабеск в "Сильфидах" (1910) и портрет вполоборота.
Карсавина в балете "Сильфиды". Портрет работы С.А. Сорина. 1910.
Французский режиссер и драматург Н.Евреинов вспоминал: "Сорин - верный паладин искусства Карсавиной с максимальным наслаждением писал одно время ее и только ее. Карсавина!.. какая чудесная, какая волшебная форма для Соринского содержания!" По уверениям некоторых современников, в знаменитом петроградском кабаре "Бродячая собака" разгоряченная Тамара иной раз танцевала на столе, а аплодировать ей могли все завсегдатаи - от Северянина, Мандельштама и Гумилева до Маяковского и Мейерхольда.
Карсавина с сыном Никитой незадолго до своего отъезда из России в 1918 г.
С 1915 г. Карсавина не танцевала в труппе Дягилева, но это не было связано с творческими спорами. Просто она развелась с первым мужем и второй раз вышла замуж, родила сына, пережила революции и уехала в эмиграцию. Сотрудничество возобновилось в Лондоне в 1919-м: она станцевала в постановке Л.Мясина "Треуголка". На следующий год она, к восхищению парижской публики, танцевала в "Пульчинелле", "Женских причудах" и "Песни соловья".
Т.Карсавина. 1916–1918 годы
В 1926-м в Риме и Лондоне дягилевская труппа выступала с сюрреалистическим балетом Брониславы Нижинской по мотивам трагедии Шекспира в декорациях Эрнста и Миро: в финале одетый в форму летчика Лифарь-Ромео увозит на самолете Карсавину - Джульетту. Аплодисменты, цветы, крики "браво"...
Последняя встреча труппы Дягилева с Нижинским в "Гранд-опера". Слева направо: Н.Кремнев, А.Бенуа, С.Григорьев, Т.Карсавина, С.Дягилев, В.Нижинский, С.Лифарь
В канун католического Рождества 1928 г. в рамках 22-х Русских сезонов прошел "Вечер Стравинского", включавший "Жар-птицу", "Аполлона Мусагета" и "Петрушку" с несравненной Карсавиной. И снова оглушительный успех. 1929 г. был юбилейным, 20-м для Русских сезонов. В день открытия, 1 июля, "Ковент-Гарден" был полон. В программе "Весна священная", триумфальное появление Т.Карсавиной в "Петрушке" и О.Спесивцевой в "Лебедином озере". В планах новые постановки, переговоры с композиторами, предложения от меценатов. Но... Третью часть своей "Театральной улицы" Карсавина предваряет эпиграфом: "Я закончила писать эту книгу 20 августа 1929 г., в тот самый день, когда услышала о смерти Дягилева. Посвящаю эту последнюю часть его незабвенной памяти, как дань моего бесконечного восхищения и любви к нему"...
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 25 Ноя 2021, 17:14 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7099
Статус: Offline
| Жак-Эмиль Бланш. Портрет Т.Карсавиной
В эмиграции Карсавина продолжала блистать на сцене, в 39 лет выступила в театре Ла Скала, 2 года танцевала в британской труппе "Балле Рамбер", занялась преподаванием, разработала новый метод записи танцев, возобновляла балеты Фокина, служила вице-президентом Британской Королевской академии танца, в числе ее учениц - Марго Фонтейн.
Она смогла полюбить Англию, хотя не без иронии заметила о британцах, что в глубине души они всегда бывают несколько удивлены, когда обнаруживают, что иноплеменники пользуются ножами и вилками, как и они сами. Она часто диктовала статьи, которые охотно публиковались в прессе, но на радио ее поначалу не приглашали - из-за акцента. Но, лишь однажды выступив в цикле "Друзья и современники", Карсавина завоевала аудиторию, и с тех пор многие журналисты мечтали заполучить ее в собеседницы. Ей было что вспомнить и о ком рассказать. Когда-то ее расположения добивались многие незаурядные мужчины. Будущий президент Финляндии Карл Маннергейм готов был ради нее навсегда закрыть свой донжуанский список. М.Фокин, первый ее партнер и хореограф, не простив отказа, долгие годы не разговаривал с Тамарой ни о чем, кроме работы.
"Для всей балетной труппы не было секретом, что М.М. был много лет безумно влюблен в совсем юную и очаровательную Карсавину, однако на 3 его предложения руки Тамара Платоновна ответила отказом, после чего он женился на Вераше (балерина Вера Антонова), затаив долго не остывавшую обиду на свою прежнюю пассию, и вымещал свою обиду во всяких придирках", - вспоминал А.Бенуа. Ее первым избранником стал небогатый дворянин и страстный балетоман В.Мухин, пленивший ее добротой и глубокими познаниями в музыке. Но их союз был недолгим.
В 1913 г. балерина пришла на прием в британское посольство в Петербурге и познакомилась с начальником канцелярии. Генри Джеймс Брюс, сын баронета и выпускник Итона, с первого взгляда влюбился в столичную красавицу и увел Тамару из семьи. В 1916-м Карсавина родила ему сына Никиту, а в 1918 г. стала женой британского дипломата. После революции семья выбиралась из России с приключениями: они держали путь в Мурманск, с замиранием сердца проезжая попадавшиеся на пути деревни: кто там - белые или красные? Для первых был припасен дипломатический паспорт мужа, для вторых - подорожная, подписанная наркомом Чичериным. До пристани в Мурманске они добрались за несколько минут до отхода последнего британского парохода, "Вивисбрук".
После Второй мировой войны, уже на пенсии, Брюс начал писать мемуары. В "Тридцати дюжинах лун" он признался, что досрочно прервал свою дипломатическую карьеру ради триумфов любимой жены. Супруги прожили в лондонском Хампстеде более 30 лет. В сентябре 1951 г. полиция сообщила Карсавиной, что ее муж найден на улице мертвым. Тамара Платоновна замкнулась в своем доме, уставленном русской антикварной мебелью и эскизами Сомова, Челищева, Бенуа на стенах. Свое добровольное заточение она прервала лишь в 1954 г., когда приняла участие в устройстве первой Дягилевской выставки. К концу жизни Карсавина впала в нужду и с горечью расставалась со своими любимыми вещицами, продавая их скупщикам. Она всегда бывала на гастрольных спектаклях русских театров: в 1956-м радовалась триумфу Г.Улановой, часто вспоминала балерин родной Мариинки А.Осипенко и Н.Макарову, смотрела спектакли Большого театра "Конек-Горбунок" и "Лебединое озеро" с М.Плисецкой. В гостях у нее бывал М.Лиепа.
Осенью 1961 г. сбежавший из СССР Р.Нуреев дебютировал в Лондоне, и, разумеется, Карсавина не могла пропустить спектакль! По дороге в театр она вспоминала, как отец играл на скрипке рas de deux из "Жизели", когда она репетировала его с В.Нижинским в октябре 1907 г. Теперь она репетировала с М.Фонтейн, которая на Новый год будет танцевать в "Ковент-Гардене" с Нуреевым "Жизель" и "Лебединое озеро". 9 марта 1965 г. Королевская академия танца устроила торжественный банкет по случаю юбилея Тамары Платоновны - бесконечные корзины и букеты заполонили дом, но самым эффектным был куст белой сирени, преподнесенный Нуреевым. Балетмейстер Фредерик Аштон зажег свечи на огромном торте и произнес: "За 80 лет красоты и верности!" Однажды ее пригласили на премьеру "Свадебки" И.Стравинского, где собрались старые дягилевцы - Б.Нижинская, Б.Григорьев, Л. Чернышева. Все говорили по-русски. Аштон вывел Тамару Платоновну на сцену: "Это госпожа Карсавина, самая великая из всех!" - зал разразился овациями...
26 мая 1978 г. в газете Times было объявлено о кончине Карсавиной: "Брюс: в возрасте 93-х лет, Тамара, вдова Генри Джеймса Брюса, горячо любимая мама и бабушка". Именно так, по завещанию Тамары Платоновны, без упоминания девичьей фамилии. Она покоится рядом с мужем, на Хампстедском кладбище. На ее плите выбито: Whosoever Believeth in Me shall Never Die - "Всякий верующий в Меня, никогда не умрет"... Арина Абросимова 06.08. 2021. журнал "Русский мир" https://rusmir.media/2021/08/06/krasavina
ВОССТАНОВЛЕНА МОГИЛА ЖАР-ПТИЦЫ РУССКОГО БАЛЕТА Волонтеры комитета «Русское наследие в Великобритании» привели в порядок могилу легендарной балерины Т.Карсавиной. О том, что покрытая плотным слоем земли и заросшая сорняками плита принадлежит именно ей, удалось узнать по надгробному камню мужа Карсавиной – британского дипломата Генри Джеймса Брюса.
Никакого секрета в том, что могила русской балерины находится в Великобритании, никогда не было В посвященных Карсавиной публикациях упоминается и название кладбища на северо-западе города – Хампстед (Hampstead Cemetery). Но как получилось, что при столь высокой популярности, наличии внуков и правнуков за могилой годами никто не следил – этот факт остается загадкой.
«Мы пытались найти родственников в соцсетях, но пока этот вопрос остается открытым. Хорошо, что К.Шлыков (пресс-секретарь посольства России в Лондоне) заранее приезжал на могилу и уже знал ее местоположение. Плита была полностью покрыта дерном и травой. Когда мы стали все это откапывать, начали ломаться инструменты».-рассказала Ю.Пляукшта, секретарь комитета «Русское наследие в Великобритании».
Три часа свободного времени, резиновые перчатки, садовые инструменты и моющие средства из обычного хозяйственного магазина – это все, что понадобилось неравнодушным к русскому наследию волонтерам. Согласно британским законам, если речь не идет о перепланировке или дополнительных постройках, то никаких спецразрешений для проведения подобных работ не требуется. Почтить память балерины приехали четверо человек, включая руководителя Русской балетной школы Н.Кремень, чьи подопечные сегодня танцуют в той самой лондонской студии, где когда-то занималась Тамара Платоновна.
«Это лишь начало и малая частица, которую мы смогли внести. Надеюсь, нам удастся найти средства на восстановление надгробия, и в скором времени я смогу привезти к ее могиле моих учениц. Наша задача – помнить и чтить историю развития балетного искусства, не забывать таких балерин, как Тамара Карсавина, ее пропаганду русского балетного стиля за рубежом. Будем надеяться, что как можно больше людей поддержат нашу инициативу».– поделилась Н.Кремень.
В дальнейшие планы комитета входит поднять ушедшую под землю плиту, а также установить на могиле статуэтку или небольшой памятник. Вестись эти работы будут на спонсорские пожертвования. Узнать подробнее о работе «Русского наследия в Великобритании» можно на официальной странице комитета в социальных сетях Твиттер twitter.com/RusHeritageUK и Фейсбук facebook.com/Russianheritageuk. Анна Чернова https://pulse-uk.org.uk/intervi....-baleta
|
|
| |