Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 22 Апр 2022, 21:41 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| ГРИГОРИЙ МАТВЕЕВИЧ ПРЯНИШНИКОВ (1846 - 04.07. 1915)
Купец 2-й гильдии, торговец мануфактурой, крупный собирателем русской старины. Не секрет, что именно частные купеческие собрания составляют сегодня золотой фонд многих российских музеев. Коллекция Прянишникова - одного из самых ярких и экстравагантных купцов-коллекционеров рубежа XIX–XX вв. - не стала исключением. История Городца 2-й половины XIX - начала XX в. тесно переплелась с историей целого ряда купеческих родов. Дома местных предпринимателей - антикваров и благотворителей, содержателей роскошных моленных - были одним из центров культурной жизни села, средоточием социальных и духовных связей. Особой популярностью среди городчан пользовался особняк балахнинского купца–мануфактурщика 2–й гильдии, известного скупщика старины и попечителя городецкой старообрядческой часовни Г.М. Прянишникова.
Дом Г.М. Прянишникова. Городец, ул. Кирова, д. 11. Современный вид
Этот дом был примечателен как незаурядной личностью его непосредственного хозяина, так и тем, что в 1880–х - начале 1900–х г.г. здесь существовала книгописная мастерская, в стенах которой было создано около 60 высокохудожественных рукописей - ярких образцов традиционного книгописного искусства того времени. Григорий Матвеевич родился в деревне Большие Мосты Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии (ныне Большемостовское сельское поселение Ковернинского района Нижегородской обл.) в семье старообрядцев–беглопоповцев.
Успенская старообрядческая часовня. Городец. Фото конца XIX в.
Родители нарекли младенца в честь прп. Григория Синаита. Прадед Григория, Никифор, занимался пряничным производством - оттуда и пошла фамилия «Прянишников». Отец Григория, Матвей Степанович был обыкновенным деревенским мужиком «без всякого образования», мать же «была довольно грубая, не развитая и необразованная женщина полуидиотского характера». В то же время сам Григорий с раннего детства выделялся любознательностью и весёлым нравом, был человеком увлекающимся и чутким. Никакого образования он так и не получил, выучившись лишь читать и кое–как писать по–славянски.
Важной вехой, способствовавшей его дальнейшему преуспеянию стала женитьба на дочери состоятельного семеновца П.Г. Носова, в приданое за которой он получил 90 тыс. руб. Более того, вскоре после свадьбы тесть выстроил в Городце большой 2–этажный особняк, который подарил своему зятю, что позволило Прянишникову не только открыть собственную мануфактурную торговлю, но также начать скупать иконы, лицевые рукописи и иные антикварные вещи. Любовь к старинным вещам, особенно к иконам, Григорий обрёл еще в детстве.
Неизгладимое впечатление на мальчика производили изображения святых с длинными бородами, особенно Онуфрия и Петра Афонских и Марка Фряческого, которым он даже завидовал, желая и самому иметь подобную бороду. Данное своё стремление Прянишников успешно осуществил: «У него выросла очень длинная борода, от самого лица, имела вид две косы, он носил её под поддевкой или кафтаном и никогда не разчёсывал, только когда пришлось быть ему с Н.А. Бугровым в Петрограде на балу у Александра III, тогда он её привел в порядок и разчесал, и тогда она получила очень красивый вид. С приведённой в порядок бородой он снял себя на фотографическую карточку». — пишет его троюродный племянник, городецким каллиграф и художник И. Блинов.
Слава о необычайно длинной бороде Прянишникова распространилась далеко за пределами Городца. Ввиду его бороды многие эмоциональные натуры почитали Григория Матвеевича за провидца и Божьего человека. Некоторые из них испытывали к нему прямо–таки болезненное влечение, постоянно ища контакта со своим кумиром. Наиболее сильное впечатление Григорий Матвеевич производил на женщин (особенно инокинь, которых прямо–таки завораживал) и на некоторых состоятельных людей, имея в их рядах множество поклонников.
Среди последних выделялся известный беглопоповский предприниматель Н.А. Бугров - один из богатейших людей России своего времени, не решавший без совета Прянишникова ни одного религиозного вопроса. Став со временем прекрасным знатоком старинных книг, икон и иных антикварных вещей, Григорий Матвеевич также обладал и незаурядными личными качествами.
«В нем было чудное душевное созерцание и великий ум. Любил всегда говорить о Боге, о бытии и творении Божии, о небесном чиноначалии. В молодости любил петь песни, иногда при собрании играть в карты. В одно время с ним случилось такое произшествие: как–то пришлось ему быть в тонком сне, одному в комнате, вдруг ему представляется кто–то, отворил дверь, и на пороге появился человек в виде Иоанна Богослова, и грозит ему пальцем и говорит: «Смотри ты, у тебя в руках Евангелие». И затем пропало это видение. А ему тогда часто приходилось читать Евангелие, и вот он размыслил, что это за то ему грозил, что играет в карты, и с тех пор больше никогда не играл. Вина во всю жизнь не выпил не одной капли и ничего хмельного. Ужасно любил иконы, даже мне иногда говаривал: «Есть ли буду помирать, так бы и взял несколько иконочек с собой на будущий свет». Он твёрдо верил в загробную жизнь, и сильна у него была вера в Бога. Но любил иногда и шутить, потому что в нем и чудачество было страшное, его немногие понимали, он с каждым человеком был разный, некоторые считали ево прямо ненормальным. Домашний бы его семьи был до крайности стеснителен, все начиная от жены, дети и прислуга до такой степени были запуганы ево суровым и диким характером а также и упрямым несговорчивым нравом что, боялись даже свободно взглянуть на людей » - пишет И.Блинов.
По его воспоминаниям, в течение многих лет Прянишников пользовался баней («маскарадом») и менял бельё лишь раз в 6 мес., отчего в последние годы у него было «страшное обилие» вшей: «В комнате где он находился нельзя было садится на стул или прислонится к стене, потому что, везде расползались ево прикормленныя паразиты». Своим домашним он позволял мыться чаще, но обычно не более 10 раз в год. Кроме того, Григорий Матвеевич был буквально одержим страстью к старым вещам. Так, он не менее 40 лет постоянно пил из одной и той же чашки и 50 лет покрывал стол одной скатертью. Имея около 20 кафтанов и массу новых рубашек, все время ходил в обносках.
Другой страстью предпринимателя были продолжительные чаепития, в ходе которых выпивалось до 30 чашек, и сопутствующий им приём гостей, чей поток, по причине обилия поклонников, фактически не прекращался. Больше всего Прянишников любил принимать у себя беглых попов, бродячих монахов и странников–бегунов. Скупость и прижимистость Григория Матвеевича были не менее легендарны, чем его борода. Так, торговался он самым нещадным образом, подчас даже вынуждая продавцов старины отдавать ему вещи себе в убыток. Однажды к Прянишникову пришли 2 известных скупщика антиквариата, которые до того обманули нескольких клиентов, и предложили ему купить изящный резной крест XV столетия, стоивший не менее 100 руб. За время чаепития с хозяином они были доведены им до такой степени психического истощения, что буквально сбежали из его дома, не только оставив ему крест, но даже не взяв предложенные Григорием Матвеевичем 8 руб. серебром, которые тот бросил им в след, когда те уходили, несмотря на крайнюю скупость, брать что–либо бесплатно коллекционер почитал грехом.
В средних летах Григорий Матвеевич овдовел: Любовь Петровна скончалась родами, оставив ему 3–х детей: старшего сына Александра, дочерей Анфису и Стефаниду. Александр и Анфиса умерли в молодом возрасте от чахотки, и единственной наследницей стала младшая дочь Стефанида, которую Прянишников выдал за известного коммерсанта и антиквара, доверенное лицо Н.А. Бугрова, Л.А. Малехонова. После смерти жены и 2–х детей Григорий Матвеевич намеривался постричься в иноки, для чего купил себе старую монашескую ризу и схиму. Однако это желание так и осталось неосуществленным, и спустя некоторое время после смерти Прянишникова его монашеское одеяние попало в Румянцевский музей.
Скончался Григорий Матвеевич от рака пищевода на 70–м году жизни в своём особняке среди многочисленных книг и икон 21 июня. Ему удалось собрать уникальную коллекцию икон, мелкой пластики, эмалированной металлической посуды, золотых (150) и серебряных (950) монет, золотого шитья, старопечатных (300) и рукописных (203) книг, которые он отбирал с большим толком. Книжно–рукописное собрание Прянишникова вместе с остальной коллекцией перешло по наследству его младшей дочери, Стефаниде Малехоновой, а в 1918–м при посредничестве И.Блинова оно было приобретено Румянцевским музеем и ныне составляет фонд № 242 НИОР РГБ. Находившиеся в собрании иконы и старопечатные книги в 1923–м передали в ГИМ. Кроме того, часть икон хранится в ГТГ; те же, что остались в Городце, попали в местный краеведческий музей, а оттуда в НГХМ.
Из находящихся в собрании Прянишникова 203–х рукописных книг непосредственно по заказу Григория Матвеевича было переписано не менее 18. Манускрипты, создаваемые в мастерской предпринимателя, ни в коей мере не являлись подделками, но были авторскими списками копируемых произведений - в писцовых записях ставилась реальная дата, называлось имя книгописца и чьим «иждивением» переписывалась и оформлялась рукопись. Из работавших в скриптории Прянишникова каллиграфов и художников выделялись его родственник уроженец деревни Большие Мосты, М.О. Прянишников и каллиграф более младшего поколения, уроженец деревни Кудашихи, И.Г. Блинов, впоследствии ставший наиболее известным мастером скриптория, приобретшим всероссийскую известность.
Именно по заказу Прянишникова Блинов создал свою наиболее выдающуюся каллиграфическую работу - роскошно оформленный «Канон Честному Кресту» на несколько десятков почерков, переписанный им в 1899–м и побывавший на палеографической выставке, проходившей зимой того же года в Санкт–Петербурге.
Г.М. Прянишников, предстоящий Христу Великому Архиерею. Миниатюра. «Песнь Песней Соломона с Толкованием». Неизв. худ. 1894
Среди написанных в скриптории миниатюр встречается и портрет самого Григория Матвеевича. На «картине», расположенной в конце одного из манускриптов, художник изобразил его справа от зрителя предстоящим Христу Великому Архиерею, с книгой в левой руке и храмом в правой: предприниматель–коллекционер посвящает Богу плоды своих земных трудов. Надпись под изображением, написанная с применением 3–х видов тайнописи, гласит: «Григорѣй рабъ Божїй приноситъ Iсусу Христу дѣло рукъ чѣловѣчѣскихъ».
«Дело» Григория Матвеевича по организации скриптория и коллекционированию антиквариата явилось яркой страницей культурной истории Нижегородского края рубежа XIX–XX вв. А колоритная личность предпринимателя навсегда осталась в свидетельствах современников и в памяти потомков символом «золотого века» городецкого купечества. Алексей Гудков, соискатель Российского гос. гуманитарного университета https://ruvera.ru/articles/g_m_pryanishnikov
|
|
| |