[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СЕРГЕЙ ПЕРЛОВ *
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 29 Май 2022, 19:23 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ПЕРЛОВ
(1835 - 13.12. 1911)


Русский купец 1-й гильдии из династии чаеторговцев Перловых.


Этот сказочный дом - знаменитый чайный магазин Перлова, похожий на драгоценную китайскую шкатулку, - до сих пор поражает всех, кто проходит в Москве по Мясницкой. Казалось бы, какая связь между ним и монастырем в захолустной калужской глуши под Козельском? А связь прямая - она проходит через судьбу С.В. Перлова, легендарного чаеторговца, завещавшего похоронить себя… в Шамордине.


Дождь всё лил и лил. Но у хибарки отца Амвросия в Оптинском скиту, по обыкновению, толпился народ. Каждый день к старцу стекалось множество людей, чтобы получить благословение, совет, утешение, пожаловаться на болезни и тяготы жизни. Мудрец, юродивый, инвалид, чудотворец, поэт, духовный наставник, человек, которого спустя столетие причислят к лику святых, - к нему приезжали Толстой и Достоевский, к нему тянулись самые яркие представители русской интеллигенции. В тот день в толпе ожидавших старца стоял хорошо одетый господин - состоятельный московский чаеторговец С.В. Перлов. Он впервые приехал в Оптину, хотя жена его бывала там регулярно. И этот первый визит стал судьбоносным. Разговор со старцем состоялся. И когда Перлов вышел из его кельи, у него началась другая жизнь. Нет, коммерции своей он не оставил...

Это была одна из крупнейших купеческих династий в Москве. Перлом на Руси называли жемчуг. Возможно, когда-то предки Перловых занимались его добычей. А торговать чаем первым в этом роду начал купец 2-й гильдии Рогожской слободы И.Михайлов (фамилии тогда посадским людям не полагалось, а прозвища в официальных документах не фиксировались). Был Иван человеком весьма передовых взглядов и в чаеторговле совершил настоящий прорыв. Дело в том, что в XVIII в. чай был товаром очень дорогим: корова тогда стоила 5 руб., а фунт (400 г) индийского или китайского чая - целых 12! Иван придумал, как снизить цену: открыл представительство своей торговой компании в Забайкалье, избавился от посредников и стал покупать чай напрямую у китайцев. Когда чай стали доставлять по суше, качество его даже улучшилось: оказывается, когда его возили морем, он ощутимо терял вкус и аромат.


А еще Иван стал торговать чаем на развес. Теперь каждый желающий мог купить себе его хоть на копеечку, хоть на чашечку. И напиток стал по-настоящему народным. Династию продолжил сын Ивана Алексей, который первым получил фамилию Перлов. В 1787 г. Алексей открыл в Москве - даже на Красной пл., на Торгу - лавки, где торговали чаем в розницу. Коммерция процветала, торговля шла уже по всей Европе, Перловы богатели. Но, покупая дома и открывая новые торговые точки, не забывали помогать нуждающимся. В 1836 г. им даже было присвоено звание почетных граждан Москвы, которая их стараниями превратилась в чайную столицу России.


Семен Васильевич Перлов

В конце XIX в. семейным делом управляло уже 4-е поколение купеческой фамилии - внуки А.И. Перлова Сергей Васильевич и Семен Васильевич.


В 1887 г., к 100-летию чайной фирмы, Перловым было пожаловано потомственное дворянство. Новые дворяне избрали себе девиз «Честь в труде», а фамильный герб Перловых украсили чайный куст и жемчужины.


В самом конце XIX в. Сергей создал собственную фирму «Товарищество чайной торговли “Сергей Васильевич Перлов и Ко”», составив конкуренцию брату Семену и племяннику Николаю. Впрочем, у каждого брата была своя специализация: Семен торговал дешевыми сортами, Сергей сделал ставку на элитный, дорогой чай.


Его чаеразвесочная фабрика фасовала чай в красивые фирменные коробочки. В его магазинах покупателям предлагались хрустальные и фарфоровые сахарницы, заварные чайнички, сахарные головы, сладости. Сергей Васильевич стал поставщиком императорского двора. В Москве его ценили, считали человеком благородной души и светлого ума, отзывчивым и справедливым. Был он трудолюбивым, энергичным и в то же время глубоко религиозным. Из своего дома на Мясницкой Перлов сделал самый красивый магазин в городе. С длинными драконьими хвостами над витринами и на крыше причудливо переплетались вырезанные из дерева вьющиеся растения. Фасад украшали узорчатые фризы, выносные кровли из черепицы с изогнутыми углами. Сверкали золотом надписи: «САХАР КОФЕ ЧАЙ КАКАО ФРУКТЫ». Венчала здание двухъярусная башенка-пагода.


Прилавки с позолоченной резьбой, китайские фонарики и зонтики. Чайный магазин и снаружи, и внутри напоминал диковинную китайскую шкатулку - архитектор К.К. Гиппиус постарался на славу.


Карл Карлович Гиппиус

Не зря Перлов спешил с перестройкой своего дома - в мае 1896 г. Москва готовилась к коронации императора Николая II, ждали в гости наследных принцев, министров, князей. И среди них -  высокопоставленного китайского дипломата, Великого канцлера Цинской империи Ли Хунчжана. Надеялись, что он остановится в Чайном доме. Рабочие бережно расставляли в торговом зале китайские вазы, развешивали шелковые панно. Наконец всё было готово. Гостю обязательно должно понравиться! И будут новые заказы, новые крупные поставки. Сергей Васильевич волновался: всё-таки полгода подготовки, столько сил и средств! И вдруг всё отменяется: мандарин остановился у племянника Сергея Васильевича, Николая. Тот никаких пагод не строил, просто нарядил слуг «китайцами», развесил флажки и фонарики и задрапировал фасад магазина тканью с иероглифами. Но Николай был официальным наследником фирмы Перловых, с которой китайцы много лет сотрудничали, а «Товарищество чайной торговли Сергея Перлова» появилось совсем недавно. Конечно, Сергей Васильевич огорчился. Зато в Москве появился красивый, стильный, ароматный чайный магазин, а его хозяин с супругой и дочерьми теперь жили в «китайской шкатулке».
Прикрепления: 8852758.png (24.7 Kb) · 6074934.png (79.6 Kb) · 1645775.png (39.5 Kb) · 3420670.png (56.9 Kb) · 5975922.png (84.0 Kb) · 0698005.png (25.4 Kb) · 6666539.png (45.4 Kb) · 6958768.png (61.4 Kb) · 8236992.png (66.8 Kb) · 8237157.png (26.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 29 Май 2022, 20:59 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
В.С. Перлов состоял выборным Купеческого Общества, экспертом Московской Таможни, попечителем Ивлевского училища, заведовал Военно-конским участком, состоял попечителем в Убежище раненых воинов. Во время Коронования Александра III Василий Семенович заведовал Народной кухней, устроенной на его счет. Он был награжден тремя золотыми медалями для ношения на шее. Был одним из основателей Московского Общества улучшения скотоводства в России. Но именно он, как старший из сыновей, 21 января 1871 г. заключил договор с Удельным Округом на аренду 73 десятин оброчной статьи № 206- 230 2-го Измайловского имения Московской губернии и уезда. На этой земле он и построил дачный поселок, который стал называться Перловкой. В 1878, 1879 г. он прикупил ещё рядом немного земли.  Появилась платформа «Перловка», летний театр, в 1897 г. на средства братьев Ивана и Николая освещен храм во имя Донской Божьей Матери по проекту архитектора П.П.Зыкова. 


А.Я. Перлова, в девичестве Прохорова - из семьи владельцев Трехгорной мануфактуры, текстильных королей Прохоровых, - многие годы была духовной дочерью старца Амвросия Оптинского. Но ездила она к нему одна, без мужа, помня слова старца: «Никогда не зови его с собой в Оптину! Он сам приедет». И вдруг однажды он действительно сам предложил ей поехать вместе. Жена решила было, что это шутка, но, убедившись, что он всерьез, очень обрадовалась. Правда, путешествие началось с неприятностей: непрерывно лил дождь, дорогу развезло, по пути случались всякие неурядицы. Но, к удивлению Анны Яковлевны, Сергей Васильевич назад не повернул и даже не потерял присутствия духа. В толпе перед скитом Перлов разговорился с мальчиком лет 10, стоявшим рядом с какой-то старушкой.
- Ты хочешь просить у старца помощи? - спросил Сергей Васильевич.
- У меня мать умерла, вот мы с бабушкой и хотим спросить батюшку, как нам теперь жить.
«Надо же... Идут за сотни верст к монаху узнать, как им жить. Значит, уверены, что он знает!.
.» - удивился просвещенный московский купец. С тех пор Перлов сам стал ездить к отцу Амвросию - спрашивать, как жить, и просить благословения на каждое дело. Советы ему нужны были чисто человеческие: Сергей Васильевич был очень педантичным, аккуратным и, если кто-то рядом не соответствовал его высокой планке, раздражался, мог сгоряча сорваться и наломать дров. Отец Амвросий его урезонивал:
- Вы ведь имеете дело с русскими людьми, а русский народ всегда живет «на авось, небось да как-нибудь»...
Разговоры эти действовали: Сергей Васильевич становился терпимее. И с каждой встречей крепла любовь Перлова к старцу. Укреплялся он и в вере.

В первый приезд в Оптину Сергей Васильевич решил заехать еще и в женскую монашескую общину, которую опекал о. Амвросий. Обосновалась она рядом с деревней Шамордино, в 12 км. к северу от Оптиной пустыни. В крошечном монастыре было всего 5 домиков и небольшая церковка, но Перлову там очень понравилось, и он начал помогать монахиням деньгами. Когда скончался старец Амвросий, сестры, оставшись без покровителя, впали в нищету и убожество, ведь о. Амвросий многие годы отправлял сюда одиноких, больных, не имеющих средств к существованию женщин. Плюс слепая настоятельница. Правда, сестры держались мужественно, не жаловались, сбор средств не объявляли, но Сергей Васильевич понял, что именно сейчас обитель, как никогда, нуждается в его помощи и поддержке. Сбылось предсказание старца Амвросия, который успокаивал сестер: «Придет человек и все сделает». Перлов теперь не просто жертвовал деньги, но и сам все чаще приезжал в Шамордино и вникал во все нужды монахинь: сколько осталось продуктов, где нужен ремонт, какие привезти стройматериалы, нужна ли мед. помощь, хватает ли средств... Сергей Васильевич то и дело приходил к настоятельнице с предложениями:
- Матушка, я заметил: у вас вот это здание нужно заменить. Позвольте мне всё устроить!
Игуменья чуть не плачет, кидается благодарить, но Перлов останавливает:
- Что вы, матушка, это я должен вас благодарить, за то, что вы принимаете мою жертву.

Обращались к нему и сестры, смущенные его безмерной щедростью:
- Сергей Васильевич, вы так много делаете для Шамордина, да еще и отдельно каждую утешаете, ведь этак вы совсем разоритесь!
-  Да с тех пор, как я стал «возиться с монашенками», мои торговые дела идут как никогда
, - отвечал Перлов.
Будучи человеком разумным и практичным, он - что в монастыре, что за его пределами - не столько давал людям деньги, сколько старался поддержать их работой, вернуть им ощущение нужности, не дать опустить руки.
- Сергей Васильевич! На что вы так много работников набираете? Ведь им уж и дела не хватает! — удивлялись те, кто видели его неслыханную щедрость. С посторонними он отшучивался, но, когда это говорили близкие, отвечал:
- Как же вы не хотите понять, я стараюсь бедным людям дать кусок хлеба!
Шамординские сестры вспоминали: «Перлов придумывал в своих имениях всевозможные, совершенно ненужные, работы, чтобы только дать заработок. Так у него в Булатове был старик сторож, получавший хорошее жалованье за то только, что днем он ходил вокруг дома. В случае действительного появления каких-либо непрошеных гостей этот дряхлый старик был бы совершенно бесполезен, да и не за этим и держал его Сергей Васильевич. Ему нужно было только дать бедному старику подходящее дело, чтобы щедро оплатить его».

Нередко и в Шамордине видели: идет Сергей Васильевич по монастырю, подходит к нему какой-нибудь рабочий, снимает шапку:
- Здравствуйте, Сергей Васильевич!
Тот приветливо отвечает на поклон и спрашивает, что ему нужно.
- Да вот работки нет.
Перлов выясняет, что он умеет делать, каково его семейное положение и вдруг говорит:
- Ну, ступай в контору, скажи, что я тебя нанял.
Больница, богадельня, водопроводная башня - когда дело касалось налаживания жизни обители и всей округи, Перлов не скупился. При этом обвинить его в бесхозяйственности, в разбазаривании денег было никак нельзя: в Шамордине его стараниями появились мастерские - переплетная, коверная, златошвейная, живописная, чеканная, золочения по металлу и дереву. Заработали в обители своя типография, свое фотоателье. Сюда стали приезжать учителя - обучать сестер ремеслам. Сам Перлов присылал образцы, руководства, инструменты.


И когда в монастыре на его средства был построен пятнадцаглавый Казанский собор, все иконы, позолота иконостасов, ткани на престолах в нем были сделаны руками сестер! Со временем Перлов выстроил для себя отдельный домик за монастырской оградой и с тех пор уже чувствовал себя в Шамордине не гостем, а членом семьи.


Они с женой почти всегда приезжали сюда на Рождество. Перлов приглашал к себе детей из приюта, певчих, сестер из мастерских, угощал их лакомствами и очень радовался празднику, который сам устроил. А то позовет к чаю студента или начинающую учительницу - любил побеседовать с образованным человеком. Чаеторговец и сам был хорошо образован, много читал и мог поддержать беседу и о литературе, и о политике, и о бизнесе, и о религии. По всей округе шел слух о чудесном шамординском хоре - это Перлов специально нанял регента и сам приходил на спевки, отбирал ноты, указывал сестрам на ошибки. Не забыл Сергей Васильевич и о своем первом духовном учителе: построил часовню во имя прп. Амвросия Медиоланского, имя которого получил Амвросий Оптинский при постриге. И хибарку старца сохранил как настоящую святыню - велел даже возвести над ней каменный футляр.

При этом славы и похвал Сергей Васильевич не любил и не принимал ни в каком виде. Даже близкие и родственники не догадывались о масштабах его благотворительности. В монастыре он строго-настрого запрещал сестрам кланяться ему, а когда его имя с перечнем его заслуг попытались внести в книгу о монастыре, потребовал все это оттуда убрать. Но чтобы помогать обители, нужны деньги, а чтобы их зарабатывать, Сергей Васильевич должен был жить в Москве. И сотням людей, которые на него там трудились, тоже было за что благодарить хозяина: Перлов построил им больницу, прекрасные жилые помещения, хорошо кормил, хорошо платил. И подарки дарил, и о семьях заботился. А еще он состоял в Московском комитете о просящих милостыни - пристраивал на работу нищих и неимущих. Кроме того, Перлов был почетным членом благотворительного Санкт-Петербургского Дома милосердия - учреждения, оказывавшего материальную и моральную помощь «жертвам распутства» и раскаявшимся «падшим женщинам», в том числе несовершеннолетним. И членом Комитета при Почтамтской церкви Елизаветинского благотворительного общества, которое входило в «ведомство учреждений императрицы Марии», занимавшееся приютами, богадельнями, спасательными станциями и прочими благотворительными учреждениями. В своем имении Перловы устраивали любительские спектакли, лит. вечера, концерты, ёлки, народные празднества.

Дочери Сергея Васильевича - Варвара, Любовь и Елизавета - вышли замуж за И.Казакова и Николая и Владимира Бахрушиных. И все они - и дочери, и жена, и зятья - стали компаньонами Перлова в его «Товариществе чайной торговли». А толковые зятья - еще и директорами правления фирмы, что немало способствовало ее процветанию.

Сергей Васильевич прожил 74 года. В последний год он заложил в Шамордине колокольню и усыпальницу для настоятельниц обители и для себя. «Я хочу лечь в Шамордине, чтобы мои дети не забывали его. Моя могила будет привлекать их сюда», - завещал он. 13 Хоронила его вся Москва. Когда из Никольского храма неподалеку от «китайского» магазина на Мясницкой вынесли гроб, улица была запружена десятками экипажей и огромной толпой. Венки везли семь колесниц. Остановились трамваи. Отпевание совершили прямо на вокзале, откуда тело Сергея Васильевича отправилось в последний путь -  к Шамординскому монастырю. В Козельске поезд встречала толпа не меньше, чем в Москве. Собрались все: военные, священники, бедные и богатые, родовитые и простые. От вокзала до Оптиной пустыни гроб несли на руках. Все священники города провожали Перлова, во всех церквях звонили колокола. Дорогу устилали еловые ветки. За гробом бежали мальчишки.
- Вы-то чего бежите? - спрашивали их. - Вы ведь Сергея Васильевича не знали!
- Как же нам не знать дедушку! Он всегда нам гостинцы бросал, когда ехал из Булатова!

Из Оптиной гроб отвезли в Шамордино. Сестры провожали своего благодетеля как близкого и дорогого человека: «Все забывали, что в храме покойник, всем казалось больше похоже на Пасху. Дивные песнопения и молитвы, полные глубокого смысла и значения, служили отрадой и утешением для скорбных сердец».
Анна Яковлевна, оставшись вдовой, продолжала помогать обители. А перед кончиной приняла тайный постриг с именем Амвросии, в память о любимом старце.


Место упокоения настоятельниц обители и С.В. Перлова

Наталья Харпалева
04.05. 2022. журнал "Фома"

https://foma.ru/starec-....ve.html
Прикрепления: 1309856.png (45.6 Kb) · 6579113.png (62.9 Kb) · 7654537.png (67.6 Kb) · 6174964.png (75.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: