Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 21 Июл 2022, 22:32 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ ПЛЕВАКО (25.04. 1842 - 05.01. 1909)
Знаменитый российский адвокат, выигравший более 200 дел разной сложности. «Пушкин в юриспруденции» стал образцом блестящего ораторского мастерства и безупречной подкованности в вопросах права. Вошел в историю не только как профессиональный адвокат, но и как выдающийся оратор, виртуозно владеющий словом. На судебные заседания с его участием люди приходили не даже из-за интереса к самому процессу, а, чтобы послушать гениальные речи правоведа. Снискал славу народного адвоката, ведь за дела простых граждан он зачастую брался бесплатно.
Федор Никифорович родился в Троицке Оренбургской губернии. Отец его происходил из польских дворян, а вот национальность матери вызывает у историков споры. Одни считают, что женщина была калмычкой, другие утверждают о ее киргизском происхождении. По третьей версии родительница Федора появилась в казахской семье с высоким уровнем достатка. Настоящая фамилия гениального правоведа – Плевак. Букву «о» в конце он добавил сам, посчитав, что так будет благозвучнее. Известно, что родители Федора официально расписаны не были, и обряд венчания в церкви не проходили. В семье родилось четверо детей, но двое из них умерли почти сразу же после рождения. Федор и его брат Дормидонт имели статус незаконнорожденных, что значительно повлияло на их дальнейшую биографию.
В середине 1850-х семейство перебралось в Москву, где братьев определили в элитное учебное заведение. Училище, располагавшееся на Остоженке, готовило молодых людей к дальнейшему поступлению в технические и коммерческие университеты России. Мальчики начали старательно учиться, и уже в первые месяцы их имена красовались на доске почета. Однако идиллия длилась недолго: узнав о том, что оба юноши являются незаконнорожденными, руководство решило их отчислить. Отец изрядно потрудился, чтобы его сыновей приняли в московскую гимназию, находившуюся на Пречистенке. После вступительных экзаменов ребят приняли, причем сразу же в 3-й класс. После гимназии Федя поступил на юрфак Императорского Московского университета. Интересно, что в дипломе талантливого студента уже указали видоизмененную фамилию.
В 1864 г. дипломированный кандидат права устроился на практику в московский окружной суд. Два года молодой человек стажировался, ожидая появления достойной вакансии. Долго ждать не пришлось: в 1966 г. способного юношу пригласили поработать помощником поверенного присяжного. На этой должности начинающий юрист выступал в процессах по криминальным делам, которые его и прославили. Интересный факт: свое первое дело Федор Плевако проиграл, а его подзащитный получил несколько лет ссылки в Сибирь. Но речь, произнесенная молодым правоведом, не оставила равнодушными ни судей, ни более опытных коллег. На первом же выступлении адвокат продемонстрировал блестящее знание законов и умение грамотно использовать показания свидетелей.
В 1870 г. Федор Никифорович занял должность поверенного присяжного окружного суда Москвы. Это был период стремительного карьерного роста юриста, речи которого моментально разбирались на цитаты даже более опытными адвокатами. Через 2 года успешной практики над Плевако сгустились тучи: начальник жандармерии заподозрил его в участии в тайном сообществе юристов, которые пропагандировали революционные идеи среди молодежи. Мастеру слова удалось выпутаться из неприятной ситуации – помогло отличное знание законодательства. Чуть не лишившись карьеры, адвокат стал более осторожным и старался не рисковать, участвуя в политических делах. С политически окрашенными процессами он начал связываться лишь в 1905 г. Адвокатская практика приносила Плевако приличный доход, и вскоре он смог купить себе дом в престижном районе столицы. Слава гениального оратора шагнула далеко за пределы Москвы. Особым почтением Федор Никифорович пользовался у бедняков, так как нередко брался за их дела на абсолютно бесплатной основе. Мастерство правоведа иначе, как искусством, не называли. Его биография стала предметов обсуждения среди людей самых разных слоев общества, а самые интересные моменты его судебных выступлений граждане передавали из уст в уста. Впоследствии Плевако опубликовал книгу, куда включил наиболее яркие моменты своей адвокатской практики.
Современники, которым довелось услышать речи мэтра, говорили о них как о великолепных представлениях. Федор Никифорович виртуозно использовал знание закона, римское право и даже Библию, не забывая при этом импровизировать. Был случай, когда Плевако выступал против нечистой на руку игуменьи, обвиняемой в присвоении церковных денег. Не побоявшись мести священнослужителей, юрист буквально разнес в пух и прах вороватую монахиню, обличив ее во взяточничестве и лицемерии. Одно из наиболее ярких дел с участием адвоката проходило в 1874 г Подзащитной мэтра стала провинциальная девушка, приехавшая в столицу и остановившаяся в одной из гостиниц. Глубокой ночью к ней в номер вторглись пьяные молодые люди, которые решили удовлетворить свою похоть. Спасаясь от нападающих, несчастная выпрыгнула в окно и сломала руку. На суде адвокаты обвиняемых твердили, что их подзащитные ни в чем не виноваты, а пострадавшая выбросилась из окна сама. Плевако решил применить одну из своих самых гениальных тактик – приведение аналогии.
Он рассказал трогательную притчу о маленьком горностае, спасающегося от преследования. Гонимый охотником, зверек встретил на пути к спасению грязную лужу, но предпочел погибнуть, только бы не испачкать свой красивый мех. В конце своего спича Федор Никифорович резюмировал: «Мне совершенно ясно, почему подзащитная решила выскочить в окно». Итогом стало обвинительное заключение для всей преступной компании. А.Кони красочно описывал то сильнейшее впечатление, которое производил знаменитый адвокат на окружающих, выступая в суде: «Его движения были неровны и подчас неловки; неладно сидел на нем адвокатский фрак, а пришепетывающий голос шел, казалось, вразрез с его призванием оратора. Но в этом голосе звучали ноты такой силы и страсти, что он захватывал слушателя и покорял его себе… В его речах не было места юмору или иронии, но часто, в особенности, где дело шло об общественном явлении, слышался с трудом сдерживаемый гнев или страстный призыв к негодованию»
В 1880 г. в суде слушалось дело 34 крестьян села Люторич Тульской губернии. Они арендовали землю у местного помещика на невыгодных для себя условиях, причем землевладелец граф Бобринский и его управляющий Фишер под предлогом различных неустоек требовали с крестьян все большую и большую плату. При отказе должников оплачивать растущие поборы их имущество подвергалось описи. Когда крестьяне в ходе очередной описи воспротивились действиям судебного пристава и других чиновников, в село была вызвана рота солдат с целью принудить возмутившихся к повиновению. Против крестьян было начато расследование по обвинению в сопротивлении должностным лицам, приведшее часть из них на скамью подсудимых. Раскрыв в своей речи суть бесчеловечной системы притеснений крестьянства, поддерживаемой государством, Плевако подчеркивал: «У мужика редок рубль и дорого ему достается. С отнятым кровным рублем у него уходят нередко счастье и будущность семьи, начинается вечное рабство, вечная зависимость перед мироедами и богачами. Раз разбитое хозяйство умирает, и батрак осужден на всю жизнь искать, как благодеяния, работы у сильных и лобзать руку, дающую ему грош за труд, доставляющий другому выгоды на сотни рублей, лобзать, как руку благодетеля, и плакать, и просить нового благодеяния, нового кабального труда за крохи хлеба и жалкие лохмотья»
Значительные усилия адвоката в сочетании с громким общественным резонансом, который получило это дело, сказались на вынесенном судом решении. Лишь трое крестьян были приговорены к тюремному заключению сроком на 4 месяца, одна подсудимая - к уплате штрафа в размере 5 руб., остальные были оправданы.Совсем другого плана было дело об убийстве в Варшаве актрисы М.Висновской ее возлюбленным - корнетом А.Бартеневым в 1890 г. Образ жизни актрисы, постоянно окруженной поклонниками, вызывал у Бартенева растущее чувство ревности. Он заявлял о готовности к самоубийству, и Висновская, разделяя его мысли о суициде, предложила им одновременно покончить с собой. Доза яда, принятая Бартеневым, впрочем, оказалась недостаточной для смертельного исхода. Он выстрелил в потерявшую сознание актрису из своего револьвера, убив ее. Позднее он утверждал, что выстрел был случайным. Плевако, защищая Бартенева, изобразил своего подзащитного жертвой любовной страсти.
«Оба неудачника, оба изломанные жизнью или ошибками воспитания, они начинают поддаваться влиянию любимой темы своих прошлых свиданий, один другого опьяняя мечтами вслух о могильном покое, о прекращении земных страданий и бесцельности жизни, о мрачном будущем их общей судьбы. Бартенев весь ушел в Висновскую. Она была его жизнью, его волей, его законом. Она велела ему убить ее прежде, чем убить себя. Он исполнил страшный приказ. Он - преступник, но он не призвал лжи на помощь к себе. Было бы жестоко думать о том, как бы тяжелее и суровее применить к нему карающее слово закона. Если особые обстоятельства дела возбуждают чувство сожаления к подсудимому, если обстановка преступления указывает на плетеницу зла и несчастия в ошибках, приведших подсудимого к преступлению, то возможно смягчение наказания» - говорил адвокат. Бартенев был признан виновным в умышленном убийстве и приговорен «к лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на 8 лет». Однако император заменил это наказание всего лишь разжалованием в рядовые
Выступал Плевако в качестве защитника и гражданского истца также в делах имущественного характера, к примеру, о банковских злоупотреблениях. Одним из наиболее масштабных стало дело Скопинского общественного банка, расположенного в Рязанской губернии. Умело поставленная реклама и обещания выгодных процентов по вкладам привлекли в банк массу клиентов, ставших жертвой обмана. Директор банка Рыков и его сотрудники почти за 2 десятилетия деятельности сумели присвоить огромную суммуи- —12 млн. руб., после чего банк потерпел крах. Процесс проходил в Москве в конце 1884 г. Всего к суду было привлечено 26 человек, замешанных в махинациях. Плевако участвовал в нем как гражданский истец, представляющий вкладчиков банка. Он подчеркнул недопустимость такого явления, как хищения: «Не в 12 млн. - вопрос, и не в количестве - сила. Одинаково преступно взять чужое - 100 ли млн., миллион, тысячу или 100 руб. Судя по количеству вкладчиков (6000 чел.), вклады были мелкие; это не праздные суммы богачей, суммы, так легко переходящие из орудий производительности в орудия порабощения труда и личности; это орудия борьбы за существование, священная умеренность, оплот против голода и холода и вечного раболепства. И эти-то святые блага они не соблюли, а расхитили»!
Плевако выразил убежденность в том, что успешная борьба с подобного рода преступлениями возможна только в сильном государстве, опирающемся на четкое соблюдение законности. «Ненадежна та страна, вымирает та народность, где у каждой вещи нужно сажать пса на цепи, у каждого хранилища - стража на часах. Если без этого невозможна жизнь - жизнь не стоит забот о ней. Общество тогда только способно жить, тогда только его будущее надежно, тогда только мир и любовь будут царствовать в нем, когда закон будет не внешней силой, а силой внутренней; когда закон будет написан не на стенах и досках, а на скрижалях нашего сердца». Суд приговорил подсудимых к ссылке и исправительным работам на различные сроки. Иск по возмещению ущерба вкладчиков за счет всех осужденных (кроме троих) на сумму более 9,5 млн. руб. был удовлетворен.
В делах самого различного характера проявился многогранный талант Плевако. Его имя стало синонимом понятия «отличный адвокат». Как писал его помощник В.Маклаков, клиенты, которых не устраивал нанятый адвокат, так и говорили: «Найду себе другого Плеваку!» «Плевако имел, особенно в Москве, такое громадное имя, что у него отбоя не было от клиентов, и богатых, и нищих. Он не мог их сам принимать, и этим ведала его канцелярия» После 1894-го он обзавелся помощником в лице знаменитого оперного тенора Л.Собинова.
В копилке Плевако более двухсот успешных дел, в числе которых процесс знаменитого предпринимателя и мецената С.Мамонтова. В 1900 г. промышленнику предъявили обвинение в неуплате по кредитам, взятым на строительство железной дороги. Новая ветка должна была связать Архангельск и Вологду, а подряд на ее строительство Мамонтов получил непосредственно от государства. Савва Иванович отдавать долги не отказывался, но стройка продвигалась медленно из-за недостаточной помощи правительства. Предприниматель даже залез в собственные сбережения, но денег все равно не хватало. Юрист выстроил свою линию защиты на том, что Мамонтовым двигали исключительно созидательные цели, а из выделенных средств он не присвоил и гроша. К процессу было приковано внимание средств массовой информации и общественности, которые ожидали от маэстро сильной и эффективной речи. Эти ожидания оправдались: Савву выпустили на свободу непосредственно в зале судебных заседаний.
Часто Плевако приходилось выступать на процессах, связанных с учиняемыми рабочими фабрик беспорядками. Он защищал тружеников, обвиняемых в порче заводского имущества и неподчинении властям. В своих речах Федор Никифорович взывал о сострадании к измученным тяжелейшим трудом работягам, которые бунтуют вовсе не от хорошей жизни. В своих выступлениях мэтр нередко импровизировал, отчего не все его спичи получались сильными. Но в целом победоносных речей в карьере талантливого адвоката было намного больше, чем провальных. Конечно, знаменитый адвокат был очень состоятельным человеком, владел несколькими домами в центре Москвы и мог позволить себе широкие жесты в минуты досуга. М.Чехов вспоминал, что Плевако и издатель Абрам Липскеров, приехав как-то в один провинциальный город, намеревались вечером посетить местный театр. Однако представление было отменено по случаю плохой погоды и отсутствия зрителей. Тогда Плевако оплатил полный сбор спектакля, и он состоялся для 2-х московских гостей. «Все первое действие прошло при совершенно пустом зрительном зале. Второе тоже. Актеры стали приходить в недоумение, и им невесело было играть для пустого пространства. Приезжих гостей не было нигде, ни в ложах, ни в партере. Как вдруг к их удивлению с самой последней лавочки галерки послышались аплодисменты и крики «браво». Это аплодировали им Плевако и Липскеров. Широкие москвичи, купив сразу весь театр, предпочли для шутки занять места на галерке»
Первой женой Плевако стала учительница Е.Филиппова, родившая ему сына Сережу. Личная жизнь супругов не сложилась и брак быстро распался.
Вскоре Федор Никифорович встретил свою настоящую любовь в лице подзащитной М.Демидовой, подавшей на развод со своим состоятельным супругом. Промышленника Демидова такой поворот не устраивал: он не хотел рушить семью, где подрастало пятеро детишек. В ходе процесса между Федором и Марией вспыхнул бурный роман, и влюбленные стали жить вместе, невзирая на осуждение окружающих. Через некоторое время у пары появились общие дети – Варвара и Сергей, которые по закону считались отпрысками «льняного короля» Демидова. Судебные тяжбы продолжались долгие 20 лет, пока принципиальный миллионер не скончался. Чтобы узаконить наследников, Плевако сначала оформил их, как подкидышей, а потом усыновил.
Два Сергея – сыновья от разных браков – пошли по стопам отца и стали юристами, но приблизиться к славе Федора Плевако им не довелось. Федор Никифорович был истово религиозным человеком, экуменистом, мечтал об объединении церквей, пытался соединить учение Л.Толстого с официальным православием. При этом он оставался феерическим авантюристом, завораживавшей присяжных птицей Сирин от адвокатуры. Читая о том, что он творил на процессах, только диву даешься, но в нем, очевидно, была завораживавшая присяжных магия. Плевако часто начинал свою судебную речь со слов: «Господа, а ведь могло быть и хуже». Он не изменил себе и защищая человека, изнасиловавшего дочь: «…Господа, а ведь могло быть и хуже!» Судья вспылил: - Скажите на милость, что может быть хуже этой мерзости?! - Ваша честь, а если бы он изнасиловал вашу дочь? Все эти истории многое говорят не только о Федоре Никифоровиче, но и о его современниках. Его необычные речи имели успех у присяжных и судей - и из этого следует, что во 2-й половине XIX в. наши предки были внутренне свободными людьми, и у них имелось отличное чувство юмора. Они были очень эмоциональны, по-настоящему религиозны, а цинизма, которым отмечено наше время, у них в товарных количествах не имелось. А еще они были очень искренними, простыми людьми, поэтому выступления Плевако и пользовались таким успехом.
В конце жизни Плевако заинтересовался политической деятельностью. Он вступил в партию октябристов и был избран от нее в 1907 г. в депутаты III Гос. думы. Он собирался воплощать в своей думской деятельности те преобразовательные идеи, которые были провозглашены в манифесте 17 октября 1905 г.. Этот документ Плевако пафосно называл «драгоценнейшим краеугольным камнем нашей гражданственности и предметом любви безмерной». Однако в Думе он проработал менее 2-х лет.
Федор Никифорович скончался от сердечного приступа.. Его неожиданная кончина потрясла Россию. «Сошел в могилу человек большого ума, сердца и таланта. Это был самородный, чисто национальный талант, не везде одинаково ровный, но стихийно-могучий и покоривший своим стихийным могуществом. Те, кто слышал его в крупных захватывающих его самого делах, до сих пор сохраняют впечатление великолепной лавины красивых образов, мощных слов, поэтических уподоблений, скатывавшейся с его уст и чаровавшей ум и слух и судей, и адвокатов, и публики. О Плевако говорила вся Россия, подобно тому как устами Плевако говорила мощная, великая в своей стихийной красоте, та же самая Россия», - говорилось в одном из некрологов
На траурной церемонии присутствовала многотысячная толпа, в которой смешались представители самых разных сословий. Последним пристанищем великого юриста стал Скорбященский женский монастырь, который в конце 1920-х годов было решено закрыть. По решению родственников Плевако его останки были перезахоронены на Ваганьковском кладбище столицы.
В 2003 г. на средства, собранные российскими адвокатами, был установлен надгробный памятник. В 2013 г. бюст знаменитого земляка был открыт также в Троицке. https://biographe.ru/znamenitosti/fedor-plevako/ https://legal.report/advokat-kotoryj-ponyal-svoe-vremya/
|
|
| |