[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ГРИГОРИЙ РАСПУТИН *
ГРИГОРИЙ РАСПУТИН *
Валентина_КочероваДата: Среда, 09 Ноя 2022, 16:30 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6644
Статус: Offline
ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ РАСПУТИН
(21.01.1869 - 30.12. 1916)


Парадоксальная историческая личность, будучи простым малограмотным сибирским мужиком, он сумел пробиться на самый верх, найти подход к царской семье и втереться в доверие к представителям высшего общества. В те годы его считали провидцем, мудрым старцем, целителем и вообще божьим человеком, который обладал чудодейственной силой. Были и другие мнения, прямо противоположные. Историки крайне неоднозначно оценивают как саму личность Распутина, так и его действия. На основании источников, можно точно сказать, что он обладал сильной харизмой и странно притягивал к себе людей, независимо от их статуса. Этим «старец» компенсировал недостаток формального образования и неблагородное, простое происхождение. В историю Распутин вошел как авантюрист, любитель широкого, разгульного образа жизни, а также, несмотря ни на что, близкий друг императрицы, жены Николая II. Советская историография рассматривала Распутина в негативном ключе. На долгие годы вперед он стал символом деградации общества, политической элиты государства, а также природной хитрости и изворотливости.


Село Покровское на реке Туре. 1912. Фото С.Прокудина-Горского

Распутин появился на свет в крестьянской семье, жившей в глухой сибирском селе Покровское, что в Тобольской губернии (ныне Ярковский район Тюменской обл). Его окрестили на следующий день после рождения в местной церквушке и нарекли Григорием, в честь св. Григория Нисского, христианского мистика IV в., праздник которого отмечался в этот день.


Запись о рождении Г.Распутина в метрической книге Богородической церкви слободы Покровской

Это был 5-й ребенок в семье крестьянина, церковного старосты и ямщика Ефима Яковлевича Распутина и его супруги Анны Васильевны. Всего у пары появилось на свет 8 детей. Выжил только Григорий, остальные умерли в младенчестве или раннем детстве от разных недугов. Григорий рос мальчиком болезненным, тщедушным, совершенно неотличавшимся тем крепким здоровьем, которое молва традиционно приписывает сибирякам. Как и все крестьянские дети, рано начал работать. Помогал отцу пасти скот, ходил с ним в извоз, работал в поле. Сам он позднее напишет: "Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо для крестьянина!".

Однако парень рос со странностями и они ярко проявлялись в общении со сверстниками. Играя с детворой он мог резко остановится, сесть и сидеть часами, не произнося ни звука. Бывало, неожиданно убегал в лес, где очень долго в одиночестве плакал, или, испугавшись чего-то, спрятался в доме, да так, что сразу и не найти. Была еще одна особенность которая отличала его от других - это дар. Дар предвидения и общения с животными. С детства у него открылось ясновидение и способность предсказывать разные события: когда пойдёт дождь, если пропадала какая-то вещь, он видел, кто ее украл, знал кто и когда умрёт. Еще юный Григорий легко находил общий язык с домашним скотом. Подойдя к буйному или норовистому животному, он клал ему на шею ладонь, шептал несколько слов, и оно тут же успокаивалось. Деревенские дети сторонились костлявого и нескладного и непонятного для них односельчанина, да и сам Гришка не особо нуждался в дружбе, живя в своём выдуманном детском мире. Родителям, не одобрявшим такой замкнутости, а он говорил: "Не надо мне никаких друзей...".


Внешний вид Распутина не соответствовал тому образу, который создавался в те времена леворадикальной прессой, а чуть позднее кинематографом. После просмотра фильма "Агония" односельчане помнившее Григория были категорично не согласны с тем, что увидели в киноленте: "тут он огромный, высокий и страшный, а мы его помним совсем другим, ну, может быть, чуть-чуть выше среднего роста, даже тщедушный. И все манеры, и поведение другие были. Лицо бледное, глаза впалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом".

Сохранились в архивах и пару документов, где встречается кое-какие сведения о детстве и юности будущего старца. Первый документ - свидетельские показания людей лично знавших Распутина следователю ЧСК (Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должных лиц) Б.Н. Смиттену: "Свидетели отмечают, что мальчиком Распутин рос грязным и нечистоплотным, так что сверстники иначе не называли его, как “сопляком”, в 15 лет начал пить водку". Второй - донесение ротмистра Калмыкова начальнику Тобольского губернского жандармского управления, где говорится, что Распутин "смолоду отличался разными дурными поступками, то есть занимался мелкими кражами и пьянствовал".

Сам Григорий Ефимович свою любовь к алкоголю не скрывал и не отрицал. В 1907 г. он свидетельствовал об этом на следствии, признавшись, что пьёт и пьяный имеет скверный характер. О причинах побудивших его пристрастится к водке и вину он написал следующее: "...прошла моя юность. В каком-то созерцании, в каком-то сне. И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился. Неудовлетворен я был. На многое ответа не находил. И грустно было... И стал я попивать...".

Что касается еще одной греховной слабости юного Григория - воровства, то это домыслы и очередной миф о Распутине. Его несколько раз обвиняли в хищениях, но всегда Григорий был не виноват. В ходе разбирательств выяснялось, что он был далеко от места преступления, как в случаи с обвинением в краже коней, либо находился истинный вор. Дочь Распутина Матрёна в своей книге утверждает, что отец её с младых лет был настолько прозорлив, что несколько раз "прозревал" чужие кражи и потому лично для себя саму возможность воровства исключал: ему казалось, что другие так же это "видят", как и он.

 
Запись о регистрации брака Распутина с П.Ф. Дубровниной

В 18 лет Григорий женился на крестьянке Прасковье Федоровне Дубровиной из соседнего села Дубровного. Жена была на несколько лет старше мужа. После свадьбы молодые, как того требовал обычай, поселились у родителей Григория. Работящая и хозяйственная Прасковья родила Григорию 7-х детей, из которых трое первых умерли, трое последующих - Дмитрий, Матрена и Варвара выжили, а последняя девочка тоже умерла.


Распутин и трое его детей, Матрена, Варвара и Димитрий

Григорий не стремился по обычаю того времени, женившись, отделяться от отца и жить своим, самостоятельным, хозяйством. 19 декабря 1906 г. Григорий Ефимович в родном селе приобрёл высокий и относительно новый жилой двухэтажный дом в 3 окна.


Дом Распутина построенный на деньги, подаренные ему вел.княгиней Милицей Николаевной

Деревянную постройку площадью около 100 кв. м срубил лоцман Т.Зубов и продал его Распутину за 1700 руб., что было недёшево по тем временам. В 1914 г. григорий Ефимович решает перестроить «маленькое», по его мнению, здание, что и делает – площадь дома после реконструкции увеличивается в  раза, а на улицу смотрят уже не три, а шесть окон с тёмными резными наличниками. Перед домом появляется небольшой, обнесённый невысоким деревянным забором, палисадничек. Двор, примыкающий к дому, от улицы отгораживал забор в человеческий рост, с мощными воротами и глухой калиткой-дверью. В декабре 1920 г. Распутиных выселят из семейного дома, в котором откроют больницу, а позднее школу и магазин.

Казалось всё хорошо в семье Распутиных – дети, новый дом, хозяйство, но Григорий неожиданно оставляет семью и уходит странствовать. Решение покинуть семью далось ему непросто. Всю ночь простоял он перед иконой, молясь и ища поддержки у Бога. Утром собрался и ушёл. В своих странствиях он проведет годы, периодически покидая Покровское на несколько месяцев, чтобы побродить по монастырям и посетить святые места. Особенно сильное влияние на Распутина окажет посещение Свято-Николаевского монастырь в Верхотурье и встреча со старцем Макарием, который по словам Распутина стал для него духовным наставником.


Старец Макарий, епископ Феофан и Г.Распутин. Монастырское фотоателье. 1909

В Верхотурском Николаевском монастыре Распутин прожил некоторое время в качестве послушника. Пребывая в посте и молитвах у мощей праведного Симеона Верхотурского, он исцелился от бессонницы, и возможно, именно здесь научился читать и писать. Из Верхотурья в родное село вернулся совершенно другой человек - бросивший пить и курить, есть мясо и ставший более богомольным. Однако коллекция странностей будущего старца тоже пополнилась. Один из односельчан Распутина по фамилии Подшивалов, встретивший странника на обратном пути, вспоминал, что «возвращался он тогда домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой все время что-то пел и размахивал руками». Другой же односельчанин, некто Распопов, вспоминал о Григории так: «На меня в то время Распутин произвел впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом». Пуще прежнего начал он сторониться людей. Задержался дома недолго - всего через месяц снова собрался в дорогу...


География паломничества Распутина чрезвычайно обширна: ближайшие Тюменский и Абалакский монастыри, Верхотурский Свято-Николаевский монастырь и Седьмиозерская пустынь. Бил поклоны Распутин в Оптиной пустыни и Почаевской лавре. Неоднократно ходил на богомолье в Киев, в Киево-Печерскую лавру. Посетил позднее и Новый Афон, а также святыню всех верующих - Иерусалим, пбывав у гроба Господня.
Прикрепления: 8535556.png(28.3 Kb) · 1480517.png(93.8 Kb) · 7462558.png(58.2 Kb) · 1171889.png(36.2 Kb) · 4353190.png(42.2 Kb) · 8824428.png(92.3 Kb) · 7235595.png(63.4 Kb) · 0393873.png(63.1 Kb) · 5086229.png(68.1 Kb) · 7800808.png(118.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 09 Ноя 2022, 20:44 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6644
Статус: Offline

Последняя из известных фотографий о. Макария с Распутиным. Предположительно снимала А.А. Вырубова. Октайский скит 1914.

В начале XX в. неудовлетворенность церковью стала повсеместной, а многие и вовсе в ней разочаровались и перестали доверять её догматам, всё чаще обращаясь к людям не имеющих духовного сана (старцы, пророки и юродивые), но демонстрировавших праведность своих действий и измышлений. Распутин как раз и был таким: без сана, но умудрённый жизнью паломник, посетившего множество святых мест, кроме того хорошо ориентирующийся в человеческой душе и способный дать полезный совет. Жители Покровского и соседних деревень начинают приходить к нему домой, да бы послушать божьего человека исходившего тысячи км. по Руси и имевшего множество встреч и разговоров с монахами, старцами и юродивыми. Для некоторых уже тогда Григорий Ефимович сделался почитаемым «старцем».


Редкая фотография, где Распутин снят среди своих почитателей и почитательниц всех возрастов, начиная от древних старушек, продолжая степенными мужичками и кончая юными миловидными девушками. На заднем плане почитатели «старца» держат его портрет в русской рубашке, подпоясанной красивым, на манер старинного, кушаком. Это дар вырецких, охтенских и др. почитателей". Огонек 1912 № 08.

Постепенно вокруг него начинает образовываться группа почитателей и последователей. Они собирались в его доме по воскресеньям и религиозным праздникам, а также в любое свободное время. Пели религиозные гимны и читали Библию, а Распутин толковал им прочитанное. Под конюшнями в доме отца он вырыл небольшую пещерку и устроил там своеобразную часовню для таких встреч.


Постепенно слава о живущем в Покровском великом старце распространилась на всю Сибирь, в конце 1902 г. она дошла до и Петербурга. По городу поползли слухи, что где-то в Сибири, в Томской и Тобольской губерниях, объявился великий пророк, прозорливый муж, чудотворец и подвижник по имени Григорий.

Александра Федоровна была очень склонна к мистицизму и с доверием относилась к людям не от мира сего, различным странникам, «божьим людям», юродивым и прорицателям. Первые годы после принятия православия на императрицу большое влияние оказывал отец И.Кронштадтский. Супругу Николая II весьма впечатляли эмоциональные проповеди священника и его случаи исцеления больных. После отдаления Праведного от царской семьи при дворе появилась целая вереница провидцев, предсказателей и кликуш, в число которых входили оккультист Папюс, богомолка Д.Осипова, странник В.Босоногий, гадалка Гриппа, юродивые П.Дивеевская, М. Козельский. Считается, что в разные годы они исполняли функцию «самых доверенных лиц и советчиков Николая II и Александры Фёдоровны».


По свидетельствам С.Труфанова (Илиодор), император, как привило, желал сначала выслушать старцев и блаженненьких, а потом уже министров. Наибольшее влияние на императорскую семью из всей этой группировки шарлатанов имел спирит, медиум и предсказатель Мастер Филипп (Низье Антельм Филипп) из Лиона.


За короткое время он якобы вылечил от тяжелых недугов кучу народа и сделал несколько громких предсказаний. Среди них - рождение наследника в 1904 г., революцию в России, а также её поражение в Первой мировой войне. Для нас же интересно предсказание Мастера Филиппа, опубликованное в мемуарах А.Вырубовой: Я слыхала от Их Величеств, что М. Philippe до своей смерти предрек им, что у них будет «другой друг, который будет говорить с ними о Боге». Как ни странно, но предсказание француза сбылось. Экстравагантного мистика-шарлатана, сменит полуграмотный сибирский мужик, который почти на целое десятилетие станет советником и близким другом царской семьи.

Есть версия, что появление сибирского старца при дворе неслучайно и виной тому помыслы некоторых высших санов РПЦ, пожелавших ограничить императора и императрицу от влияния чужеземного шарлатана (Мастера Филиппа), подсунув им шарлатана отечественного, доморощенного. Якобы для этих целей викарный епископ Казанской епархии Хрисанф дал будущему старцу рекомендательное письмо к ректору Петербургской Духовной академии епископу Сергию, который и должен был ввести будущего «агента влияния РПЦ» в ближний круг царской семьи. Однако никакого заговора не было и причина, по которой Хрисанф дал Распутину рекомендацию, могла быть только одна - он действительно был изумлен чудесными способностями старца, убедился в божественной природе его дара и понимал, что столь интересная и самобытная личность заслуживает столичного внимания. Как бы там не было в 1904 г., Распутин отправился с одним рублем в кармане в Петербург. По дороге голодал, даже на чай порой денег не хватало. Приехал на Николаевский вокзал и пешком дошёл до Александро-Невской лавры, до монастыря примерно 1,6 км. по Невскому проспекту. В Лавре поклонился мощам, «отслужил молебен сиротский за 3 коп. и 2 коп. за свечку» и направился к настоятелю Духовной академии епископу Сергию (Страгородскому). Преодолев некоторые сложности в лице полиции и швейцара ему удается все же попасть на квартиру к Сергию. В ходе аудиенции благодаря своей простоте и дару духовного рассуждения Распутину удается произвести довольно сильное впечатление на епископа и получить его благосклонность. Но некие сомнения в искренности сибирского старца у Сергия остались и по его команде о Распутине потиху начинают собирать информацию и наводить подробные справки, в том числе делается запрос в Тобольскую духовную консисторию. Но ничего порочащего старца найдено не было. Через некоторое время Епископ Сергий знакомит Распутина с несколькими высокопоставленными сановниками РПЦ, в частности, епископами Гермогеном (Долганёвым) и Феофаном(Быстровым)


Распутин, епископ епископ Саратовский Гермоген (Долганёв).

В отличие от епископа Сергия, Феофан не был затворником, он был вхож в высший свет столицы, кроме того, он водил знакомство со многими представителями правящий династии. Так, он был близок с семьёй вел. князя Петра Николаевича, являясь духовником жены князя, вел. княгини Милицы Николаевны, и её сестры Станы (Анастасии).


После знакомства с Распутиным Феофан расскажет черногорским принцессам о новом сибирском «старце», а чуть позднее и познакомит его с ними. Поскольку обе сестры были увлечены мистицизмом и оккультными науками, то с Распутиным они быстро нашли общий язык и Григорий Ефимович становится желанным гостем в их домах. Считается, что именно сёстры-черногорки, впечатленные проповедями и рассуждениями старца познакомили его с падкой на пророков и юродивых Александрой Фёдоровной.


Встреча Распутина с императрицей и императором состоялась в усадьбе Сергиевка под Петербургом, а благодаря дневнику Николая II известна точная дата этого исторического события. Во вторник 1 ноября 1905 г. царь записал: «Завтракали: кн. Орлов и Ресин (деж.). Погулял. В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губ». С этой поры общение Распутина с императорской семьей растянется на долгие 11 лет (с ноября 1905 г. вплоть до трагической гибели Распутина в декабре 1916 г..). Однако продвигался он во дворец постепенно и не сразу. Первое время свидания старца с императорской семьей были нечастыми и непродолжительными: после первой встречи, следующая произойдет лишь в июле 1906 г., затем в октябре этого же года. После встречи с императорской четой популярность сибирского старца стремительно растет и круг его знакомств в высшем свете Петербурга значительно расширяется. В 1904–1906 гг. Григорий познакомится с представителями российской знати, перед ним откроются двери аристократических салонов, поэтических кафе, профессорских кружков.


Его начнут приглашать с просьбой помолиться и дать духовный совет, предсказать, кому и сколько отсчитано на этом свете лет. Как правило, он не отказывал никому. Буквально через два дня после встречи в Сергиевке Григорий получает приглашение от хозяйки модного салона О.Лохтиной.


Ольга Владимировна в избранность и святость Распутина поверила сразу и через несколько дней после знакомства вместе с ним отправляется к нему на родину, в село Покровское: «По его приглашению я отправилась к нему в гости в Покровское, где я пробыла с 15 ноября по 8 декабря 1905 г.. Ехать с Распутиным большое удовольствие, ибо он давал жизнь духу. Дорогою он предсказал забастовку и все говорил: “Только бы доехать”. Как только доехали, она началась». Впоследствии Лохтина станет верным адептом старца и первым человеком, начавшим собирать и записывать его высказывания. Так же Лохтина будет вести дневник, в который она тщательно копировала всю корреспонденцию Распутина, попадавшую ей в руки.
Прикрепления: 9576887.png(40.8 Kb) · 7071354.png(92.4 Kb) · 5317665.png(80.2 Kb) · 5552001.png(51.2 Kb) · 0062418.png(29.8 Kb) · 0952935.png(36.3 Kb) · 8670709.png(82.0 Kb) · 9116065.png(77.5 Kb) · 0600692.png(41.7 Kb) · 1091792.png(49.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 09 Ноя 2022, 23:49 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6644
Статус: Offline
В 1906 г. Распутин вновь приезжает в Питер и останавливается в квартире Лохтиных на Литейном пр., 37, куда он переезжает от архиепископа Феофана. Летом состоялась вторая встреча (скорей всего мимолётная) старца с Николаем, о чем свидетельствует запись в дневнике царя "18 июля. Вечером были на Сергиевке и видели Григория...". Осенью Распутин шлет царю телеграмму с просьбой принять его. “Царь-батюшка, приехав в сей город из Сибири, я желал бы поднести тебе ико ну св. праведника Симеона Верхотурского Чудотворца с верой, что св. угодник будет хранить тебя во все дни живота твоего и споспешествует тебе в служении твоем на пользу и радость твоих верноподданных сынов”.


Царь удовлетворит просьбу старца, и 13 октября 1906 г. состоится 3-я встреча Распутина с царем и первая с его детьми. О ней Николай в своём дневнике оставит следующую запись «В 6,15 к нам приехал Григорий, он привез икону св. Симеона Верхотурского, видел детей и поговорил с ними до 7.30». Изначально свидания Распутина с венценосной семьёй были не так часты, всего 3 за 2 года, но со временем отношения между Распутиным и царской семьей продолжат углубляться и уже в 1907 г. их встречи станут носить более частый, а затем и регулярный характер. Проходить они обычно будут негласно и даже тайно в кабинете Александры Федоровны. Вторым излюбленным местом свиданий старца с царскими особами станет дом А.Вырубовой в Царском Селе.


Дом фрейлины Императрицы А.Вырубовой на углу Средней и Церковной ул. в Царском Селе

Первым кто испытал чары сибирского старца был наследник престола. При первом свидании с цесаревичем Алексеем, Григорий молитвой облегчил страдания трехлетнего мальчика, а чуть позднее возможно и спас его от смерти. Гуляя в Царскосельском саду Алексей упал и ушиб ногу. Это вызвало безостановочное внутреннее кровотечение и сильные боли. Вот воспоминания об этом случаи вел. княжны Ольги Александровны, младшей сестры Николая II: «Бедный малыш лежал в страшных мучениях, с темными кругами под глазами, весь скрюченный, со страшно распухшей ножкой. Доктора просто ничем не могли помочь. Они выглядели более напуганными, чем любой из нас, и все время перешептывались. Врачи не знали, что делать, проходил час за часом, и они потеряли всякую надежду. Время было позднее, и меня уговорили пойти к себе. Затем Аликс послала в Петербург за Распутиным. Он прибыл во дворец около полуночи или даже позднее. Рано утром Аликс позвала меня в комнату Алексея. Я просто не поверила своим глазам. Малыш был не просто жив, он был здоров. Он сидел в кроватке, лихорадка прошла, опухоли на ноге не было и в помине...»
.
Распутин еще неоднократно оказывал помощь наследнику престола когда была бессильна медицина. А.Вырубова вспоминает, как в 1915 г., когда докторам никак не удавалось остановить очередное кровотечение у наследника престола, Александра Федоровна срочно послала ее за Распутиным. «Он приехал во дворец и прошел к Алексею Николаевичу. По рассказам очевидцев, он, подойдя к кровати, перекрестил наследника, сказал родителям, что серьезного ничего нет и им нечего беспокоиться, повернулся и ушел. Кровотечение прекратилось».

Как ни странно светила науки лечившие цесаревича и не питавшие большой любви к Распутину, считая того очередным шарлатаном, все же сходились во мнении, что его методы лечения наследника весьма действенны. Профессор Федоров, лечащий врач Алексея Николаевича, говорил: «Смотрите сами. Бывало, Распутин войдет, приблизится к больному, посмотрит на него, поплюет. И кровотечение тотчас останавливается. Как императрица могла после этого не верить Распутину?»


Александра Фёдоровна у постели больного Алексея

Александра Федоровна мучилась и ей было страшно от понимания, что её единственный и любимый сын страдает страшной болезнью которую передала ему она, от которой умерли ее дядя, брат и 2 племянника. И вот на очереди стоял её Алеша. Всем своим материнским сердцем понимая, что помощи от науки скорей всего не будет, и она схватилась, как утопающий за соломинку имя которой – Распутин. С этой поры его присутствие во дворце и дружеские отношения между ним и Царской семьёй (в большей степени с царицей) будет тесно связано с болезнью Алексея Николаевича.

По одной из версий именно от наследника престола получил Григорий свою новую фамилию. Дело было так. Маленький Алексей, уже успевший привыкнуть к одному и тому же, весьма узкому кругу лиц, окружавших его, впервые увидев Распутина во дворце, захлопал в ладоши и радостно вскричал: «Новый! Новый! Новый!» Немного подумав старец решил сменить фамилию, подав прошение Николаю II. Вскоре особым указом императора фамилия «Распутин» была переменена на «Новый».


Прошение Распутина на Высочайшее Имя об изменении фамилии, поданное 15 декабря 1906 г. в Императорскую придворную канцелярию

Сам же Григорий продолжал пользоваться обеими фамилиями, как сразу, так и по отдельности. То он подписывался «Новый», то - «Распутин-Новый», то по старинке - «Распутин», а потом взял да переделал свою новую фамилию на сибирский лад и стал Распутин-Новый. Некоторые исследователи считают, что причиной смены стала нелюбовь Григория Ефимовича к родной фамилии из-за которой случилось несколько неприятных инцидентов для старца. Так в декабре 1905 г., у него произошла встреча с дядей царя, вел. князем Николаем Николаевичем: "А фамилия-то у тебя поганая. Впрочем, и с такой жить можно. Прости, Господи..."

2 июля 1914 г. вышел очередной номер газеты “Петербургский курьер” в котором были опубликованы воспоминания настоятеля Казанского собора, протоиерея Философа Орнатского о случайной встречи Распутина с И.Кронштадтским в Андреевском соборе:. “О. Иоанн спросил старца: ‘Как твоя фамилия?’ И когда последний ответил: ‘Распутин’, сказал: ‘Смотри, по фамилии твоей и будет тебе’”.
1907 г. становится для Распутина самым удачным в плане знакомств с сильными мира сего. Благодаря дружбе с венценосной семьёй в течение года он знакомится с самыми близкими к царской семье людьми: А.А. Танеевой, Ю А. Ден, с флигель-адъютантом Н.П. Саблиным, няней царских детей М.В. Вишняковой, а также с вел. княгиней Ольгой Александровной. Кроме того к Распутину-Новому, в Покровское впервые наведывается член императорской семьи. В начале весны 1907 г. вел. княгиня Милица Николаевна совершила паломничество в Верхотурский монастырь, а затем инкогнито посетила родину старца. Оставшись довольной визитом черногорка жертвует старцу несколько тысяч рублей на строительство нового дома и церкви. Чуть позднее, летом этого года в далекое сибирское село наведывается очередная, небольшая группа почитательниц Распутина: жена действительного статского советника О.В. Лохтина, вдова поручика Инженерной академии Х.Берладская и Е.Сильвере.

Казалось дела Распутина идут хорошо: дружен с царской семьёй их родственники и его поклонницы не чураясь далекой дороги навещают его в сибирской глуши, но с началом осени всё неожиданно изменилось, по воле недоброжелателей вспылили старые грехи. 6 сентября 1907 г. по доносу от 1903 г. Тобольской консисторией заведено дело на Распутина, который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Первоначальное расследование проведено священником Никодимом Глуховецким, систематизировано протоиерем, членом Тобольской консистории Дм. Смирновым и дополнено отзывом инспектора Тобольской духовной семинарии, специалиста по сектам Д.М. Берёзкина. Последний отметил, что следствие произведено «лицами, малосведущими в хлыстовстве», что обыскан лишь жилой двухэтажный дом Распутина, хотя известно, что место, где происходят радения, «никогда не помещается в жилых помещениях, а всегда устраивается на задворках - в банях, в сараях, в подклетях и даже в подземельях. Не описаны картины и иконы, найденные в доме, между тем в них обычно кроется разгадка ереси...».


После чего Тобольский епископ Антоний постановил произвести доследование по делу, поручив его опытному противосектантскому миссионеру. Против сибирского старца было выдвинуто три основных обвинения

1. Распутин выступал лекарем-самозванцем и занимался врачеванием в результате чего скончались 2 девицы Дубровины, которые, по словам односельчан, умерли из-за «издевательств Григория» (по показаниям Распутина - умерли от чахотки);
2. Тяга Распутина к поцелуям женщин, в частности, эпизод насильственного поцелуя 28-летней просфорни Евдокии Корнеевой, по поводу которого следствие устроило между Распутиным и Корнеевой очную ставку; «обвиняемый отрицал это показание частью вполне, а частью отговариваясь запамятованном („6 лет тому назад“)»;
3. Показания священника Покровской церкви отца Ф.Чемагина: «зашел (случайно) к обвиняемому и видел, как последний вернулся мокрый из бани, а вслед за ним оттуда же пришли и все жившие у него женщины - тоже мокрые и парные. Обвиняемый признавался, в частных разговорах, свидетелю в своей слабости ласкать и целовать „барынешек“, сознавался, что был вместе с ними в бане, что стоит в церкви рассеянно». Распутин «возразил, что он в баню ходил задолго до женщин, а сильно угоревши, лежал в предбаннике, оттуда вышел действительно парный, - незадолго до (прихода туда) женщин». Но успевшее набрать оборот дело было остановлено и можно сказать развалено. Считается Григория спасли его друзья архимандрит Феофан, епископ Гермоген и Николай II (скорей всего под давлением супруги), приказавший замять дело. В результате 7 мая 1908 г., епископу Тобольскому и Сибирскому пришлось подчиниться и закрыть дело.

С весны и вплоть до середины осени Распутин живет привычной ему крестьянской жизнью в Покровском, занимаясь землёй и различными хоз. работами. Лишь только в ноябре он вновь появится в столице и 5-го числа навещает Николая и Александру Фёдоровну. Еще 2 встречи старца с венценосной семьёй состоятся в декабре, в доме А.Вырубовой. А меж тем появление рядом с царской четой некого мужика очень напрягло охрану Царского дворца и охранное отделение. Дело в том, что у сибирского старца в эсеровской среде оказалась однофамилица – член Летучего боевого отряда Северной области Анна Распутина, участвовавшая в убийствах высокопоставленных сановников – прокурора Павлова, генерал-майора Г.Мина и начальника Главного тюремного управления А.Максимовского. По этой причине за сибирской выскочкой начали следить как за потенциальным злоумышленником, кроме того были опрошены некоторые лица знавшие Распутина и затребованы сведения с его родины. По результатам всех полученных данных был составлен нехороший для “старца“ доклад, но не заключавший ничего серьезно предосудительного для него. Едва ли не главный центр тяжести доклада заключался в том, что “старец” берет иногда с Невского девицу легкого поведения и проводит с ней некоторое время в бане. Собранные факты были переданы начальником Петербургского охранного отделения А.В. Герасимовым председателю Совета министров П.А. Столыпину, который пообещал поговорить обо всем с царем.

Через некоторое время Столыпин лично вручил Государю доклад с порочившими Распутина сведениями и высказал свои соображения о том, что повелитель России не может даже и в личной жизни делать то, что ему вздумается. Он возвышается над всей страной, и весь народ смотрит на него. Ничто нечистое не должно соприкасаться с его особой. А встречи с Распутиным именно являются соприкосновением с таким нечистым. После некоторых раздумий Николай согласился, что Распутин, действительно, представляет собой неподходящее для него общество, и пообещал, что он с этим святым человеком больше встречаться не будет. Тем не менее встречи Распутина с Царской Семьей продолжались, и тогда Герасимов предложил Столыпину составить мотивированное постановление о высылке Распутина из Петербурга за порочное поведение административным порядком, на родину с воспрещением въезда в столицу в течение 5 лет. Но арестовать Распутина не получилось. Он перестал ночевать у себя на квартире, повсюду появлялся с высокопоставленными покровителями, среди которых был вел. князь Петр Николаевич, а потом уехал в Покровское. Как оказалось труд охранки и слова Столыпина все же посеяли в душах венценосной семьи кое-какие сомнения относительно сибирского старца.

Во 2-й половине июня, Государыня, встревоженная умножением слухов о пороках Распутина, командировала своего духовника владыку Феофана в село Покровское и Верхотурье, чтобы на месте доподлинно установить истину. Вернувшись обратно в Санкт-Петербург, епископ Феофан позвал к себе Григория Ефимовича, и между друзьями состоялся неприятный разговор, в котором Феофан выступил в роли обличителя, а Распутин громко каялся в своих грехах. Свидетелем беседы стал иеромонах Вениамин. В конце лета 1909 г. старец отправился в своеобразное турне. Сначала он посетил Казань, оттуда в сентябре отбыл в Саратов к Гермогену, а в начале ноября вместе с Епископом Саратовским приехал к Илиодору в Царицын, где и провел почти весь месяц. В конце ноября Гермоген вернулся в Саратов, а Распутин и Илиодор поехали на родину Григория, село Покровское. Долгий путь по просторам империи коротали беседами на духовные и мирские темы. В одной из них Распутин обмолвился Илиодору о своих дружеских отношениях с Николаем II и Александрой Федоровной. В подтверждении своих слов, по прибытию в Покровское он показал Илиодору сшитую императрицей рубашку и письма, написанные ей и ее детьми.

Илиодор упросил старца отдать ему эти письма, и Распутин не чувствуя никакого подвоха подарил несколько писем своему другу (по версии семьи Распутиных Илиодор их украл). Через некоторое время эти письма всплывут в столице, наделав много шума во всех слоях общества и доставят много неприятностей венценосной семье и Распутину. На Рождество Григорий и Илиодор вернулись в Царицын, а 12 января Распутин попрощавшись с Илиодором и с огромной толпой поклонников отбыл в Петербург. По прибытию в столицу он довольно плотно начал общаться с Николаем и Александрой - 7 раз в январе, 4 раза в феврале, причем 21 января и 3 февраля встречи носили весьма продолжительный характер. В последних числах февраля старец на короткое время покидает столицу, что бы навестить родных в Покровском, 20 марта он возвращается назад, в Петербург. Его возвращение породило некоторую напряженность между царской семьей и некоторыми приближенными к царским детям.


Фрейлина Высочайшего двора и воспитательница дочерей Николая II, Софья Ивановна Тютчева (внучка поэта) начала распространять среди прислуги царской семьи слухи о недостойном поведении Распутина с детьми. Якобы он входил в спальню к вел. княжнам (в 1910 г. им было соответственно 15, 13, 11 и 9 лет), даже когда те были уже почти раздеты. Вскоре сплетни дошли до венценосной семьи и др. членов императорской семьи. Сестра императора, вел. княгиня Ксения Александровна, 15 марта 1910 г. в своём дневнике писала: «Сидели долго после с С. Д.(Софья Дмитриевна Самарина – фрейлина Государыни). Она под впечатлением разговора с С.И. Тютчевой вчера в Царском и всего, что там творится: отношения Аликс и детей к этому тёмному типу Григорию, который считается чуть ли не святым, а на самом деле, говорят, просто хлыст! Он постоянно сидит там, ходит в детскую - приходит к Ольге и Татьяне, когда они в постели, сидит, разговаривает и гладит их. От Софьи Ивановны его тщательно скрывают, и дети не смеют ей о нём говорить. Это что-то невероятное и непонятное. Все няни под его влиянием и на него молятся. Я была совершенно подавлена этим разговором.


Следом не выдержала няня наследника М.И. Вишнякова. На исповеди она рассказала Феофану, что подверглась со стороны Распутна насильственными принуждениями к близости. Эту информацию и факты о старце добытые им в прошлогодней поездке в Сибирь епископ Феофан излагает в письме, члену Синода саратовскому епископу Гермогену. Феофан знал, что Гермоген поддерживает Распутина, но надеялся, что предоставленная информация откроет ему глаза, и он изменит свое мнение о Распутине. Далее Феофан делает следующий ход, он решает раскрыть глаза императору, выложив перед ним правду о поведении старца. Решил - и вскоре добился своего, благо при дворе его знали и помнили. Только вот сам Николай встречаться с Феофаном не пожелал и епископа-правдолюбца приняла императрица Александра Федоровна. Их разговор происходил в присутствии А Вырубовой. Около часа Феофан обличал Распутина, речь его была убедительна и полна доказательств, но императрица ему не поверила. Она взволнованно возражала Феофану и в конце аудиенции дала ему понять, что остается при своем прежнем мнении о Распутине.

А меж тем по столице поползли слухи о проблемах при дворе. Хозяйка салона А.Богданович 2 апреля 1910 г. записала в дневнике, что до нее дошли слухи о том, что дворцовые слуги приходят в ужас от поведения Распутина и не понимают, почему императрица его поддерживает. Говорили, что «дрянному человеку» дозволено в любое время приходить во дворец и даже посещать императрицу в ее спальне, а царя подобное поведение не беспокоит. Богданович слышала, что во время поездки в Покровское Распутин «оскорбил» нескольких горничных Вырубовой, и одна из них сейчас беременна от него. При дворе говорили, что старец открыто говорит всем, что Вырубова согласилась взять этого ребенка и воспитывать его как собственного. Столь аморальному человеку дозволено встречаться с царем и давать ему политические советы. Многие начали осознавать его авторитет. Граф С.Витте пытался вернуться во власть с помощью Распутина. «И это творится в ХХ в.! Это просто ужасно!».

Следующими дровишек в разгорающейся костер скандала вокруг Царской семьи и Распутина подбросили журналисты. 15 марта 1910 г. в «Московских ведомостях» была опубликована большая статья «Духовный гастролер Григорий Распутин». “За последнее время нередко приходится слышать имя “старца” Григория по фамилии Новых. Фамилия эта лишь недавно была исходатайствована Григорием в замену прежней, Распутин. Можно лишь сожалеть об этой замене, так как первоначальная фамилия находится в большем соответствии с жизнью “старца”. Автор этих строк, М.Новоселов, приводил еще и 3 документа составлены тремя неназванными людьми: царицынским журналистом, студентом и другим старцем. Все они были хорошо знакомы с сибирским святым. Общая суть этих документов сводилась к одному: Распутин – это похотливый лжепророк, учение которого не имело ничего общего с истинно христианской верой. В мае эстафету по дискредитации Распутина приняла газета «Речь», рупор партии кадетов. В ней с 20 мая по 26 июня за подписью «С. В.» печатается серия статей направленных против Распутина. Чуть позднее в процесс травли старца подключились и др. печатные издания. В конце мая 1910 г. Распутин отправился к себе на родину и с весны 1910 до февраля 1911 г. он не появляется при дворе. По-видимому, таким было взаимное соглашение между ним и царской четой – пока не угаснет скандал.

По пути в Покровское он посетил Саратов, где встретился с Гермогеном и Илиодором. Целью этого визита была попытка убедить в личной беседе обоих, что выдвинутые против него обвинения в недавнем письме Фофана к Гермогену беспочвенны и лживы. Вернувшись в Сибирь, Григорий практически все время проводит в своём родном селе. За всё время он совершил всего одну длительную поездку. В начале августа Распутин вместе с дочерью Матреной уехал в Казань, где девочка должна была поступить в школу. Затем он посетил Петербург и вернулся в Покровское. Меж тем, осенью 1910 г. скандал вокруг Распутина затих, что многими историками и биографами связывается с отбытием императорской семьи на воды в Германию и отсутствием старца в столице. По возращению на родину Александра Фёдоровна и Николай II начали действовать. Императрица, желая обезопасить Григория от дальнейших нападок со стороны церкви, предприняла несколько шагов. Во-первых, она решила поставить во главе Священного Синода обер-прокурора, заведомо лояльного к сибирскому старцу. Начали искать кандидатов, которые по замыслу Александры Федоровны, для пущей надежности должны были пройти собеседование у самого Распутина. Вскоре во главе Православной церкви встал обрусевший немец В.Саблер, полностью устроивший как императорскую чету, так и Григория.

Вторым шагом стало выдворение неугомонного Феофана подальше от столицы. В ноябре 1910 г. он внезапно лишился поста ректора Петербургской Духовной академии и был назначен в Крым епископом Таврическим и Симферопольским. Николай же отправил Столыпину записку, в которой недвусмысленно и довольно жестко дал понять, что он сыт по горло подобными статьями, что никто не имеет права вмешиваться в его личные дела и что он намерен раз и навсегда положить этому конец. Однако премьер-министр то ли попросту проигнорировал царское распоряжение, то ли у него не нашлось рычагов воздействия на пишущую братию, в общем травля Распутина в газетах не прекратилась В итоге 1910 г. для Распутина, пожалуй был самым трудным в жизни. На него ополчились со всех сторон. Его враги без малейшего стеснения писали о нем самые невероятные выдумки. Его имя, запятнанное клеветой со страниц прессы, стало известно по всей империи, отчего Распутин более никогда не знал покоя.
Прикрепления: 4121027.png(40.5 Kb) · 9002431.png(69.4 Kb) · 1240910.png(79.2 Kb) · 5699324.png(57.1 Kb) · 2399355.png(58.4 Kb) · 7066619.png(38.8 Kb) · 9263147.png(34.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 12 Ноя 2022, 22:19 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6644
Статус: Offline
В начале 1911 г. епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина, а член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина. 16 декабря 1911 г. у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Они пригласили Распутина к себе на подворье, на Васильевском острове, где епископ Гермоген в присутствии Илиодора обличал его, несколько раз ударив крестом. Между ними завязался спор, а потом и драка. В 1911 г. Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.

По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 г. за старцем вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти. В январе 1912 г. Дума заявила о своем отношении к Распутину, а в феврале 1912 г. Николай II приказал В.К. Саблеру возобновить дело Святейшего Синода о «хлыстовстве» Распутина и передать для доклада Родзянко, «и дворцовый комендант Дедюлин и передал ему Дело тобольской Духовной консистории, в котором содержалось начало следственного производства по поводу обвинения Распутина в принадлежности к хлыстовской секте».
По результатам этого расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 г. утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Госдумы. В заключении Распутин-Новый назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой». Никаких официальных обвинений над ним больше не тяготело, но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового расследования.

При жизни Распутин издал 2 книги: "Житие опытного странника" (1907) и "Мои мысли и размышления" (1915). В своих пророчествах он говорит о «божьей каре», «горькой воде», «слезах солнца», «ядовитых дождях» «до конца нашего века». Самым знаменитым стало предрекание гибели Императорского дома: «Покуда я жив, будет жить и династия». В 1915 г., предвидя Февральскую революцию, он требовал улучшения снабжения столицы хлебом. В 1916 г. решительно высказывался в пользу выхода России из войны, заключения мира с Германией, отказа от прав на Польшу и Прибалтику, а также против русско-британского альянса.


29 июня (12 июля) 1914 г. на Распутина в селе Покровском было совершено покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, приехавшая из Царицына. Старец показал, что подозревает в организации покушения Илиодора, но не смог представить каких-либо доказательств этого. 3 июля его перевезли на пароходе в Тюмень для лечения.


В тюменской больнице Распутин оставался до 17 августа. Следствие по делу о покушении продлилось около года. Гусеву в июле 1915 г. объявили душевнобольной и освободили от уголовной ответственности, поместив в психлечебницу в Томске. 27 марта 1917 г. по личному указанию Керенского Гусеву освободили.

Обстоятельства убийства Г.Распутина в ночь на 17 декабря 1916 г., несмотря на тома публикаций по данной теме, до сих пор содержат в себе немало загадок, как, впрочем, и сама его личность. Среди организаторов преступления называют монархистов, англичан, масонов и иных причастных к политическим процессам того периода лиц, однако и сегодня нет полной ясности ни с заказчиками, ни с конкретными исполнителями заказа. Вдумчивым историкам ясно одно: насильственная смерть Распутина и скорая (менее чем через год) гибель Российской империи очень тесно связаны.


Убийцами во всех энциклопедиях называют князя Ф.Юсупова и депутата Госдумы, скандалиста В.Пуришкевича. вел. князя Дмитрия Павловича - числят их покровителем. В качестве подручных фигурируют и поручик Сухотин. Кавалера ордена Почетного легиона польского еврея Станислава Лазоверта привез в Россию весной 1916-го глава французской военной миссии генерал Морис Жанен. А вскоре этот странный гость оказался вдруг врачом колесившего по фронтам санпоезда  Отряда Пуришкевича (последний, кстати говоря, слыл антисемитом и не вполне психически вменяемым человеком).


С.Сухотин - тоже весьма загадочная»фигура. Бросивший Морской кадетский корпус ради учебы на филфаке Лозаннского университета, затем служивший в Лейб-гвардии 4-м стрелковом полку, вращавшийся в обществе князя Юсупова поручик после убийства Распутина ничуть не пострадал, продолжил службу в ГУ по заграничным заказам, тесно контактируя с представителями стран Антанты. Он участвовал в работе Петроградской союзнической конференции в январе-феврале 1917-го, а во время Гражданской войны трудился на руководящих должностях в советском Отделе металлов ВСНХ. Проворовался, был заключен под стражу, но вскоре отпущен, а потом и вовсе вывезен как больной за границу - к Юсупову. Некоторые исследователи полагают, что именно Сухотин стрелял в Распутина. Есть на этот счет и др. версии, но все они сходятся на том, что хрестоматийная, изложенная в противоречащих друг другу мемуарах Юсупова и Пуришкевича история убийства - ложь. Собственное преступление оба постарались представить как попытку «спасения России и монархии» от дьявола в человеческом облике, которого, дескать, даже яд и пули не брали, да и под водой в полынье он-де смертельно раненный дышал. Это фэнтези растиражировано в книгах и фильмах, например, в романе «У последней черты» (авторское название «Нечистая сила») В.Пикуля и экранизации этого сочинения, осуществленной Э.Климовым. Там, в полном соответствии с большевистской (и либеральной) трактовкой, распутинщина представлена как символ обреченности самодержавия.

Князь Юсупов мотив убийства сформулировал в своих воспоминаниях так: «После встреч и бесед с Распутиным я убедился, что в этом человеке кроется главная причина всех бед, постигших Россию. Если не будет Распутина - не будет и той сатанинской силы, которой он опутал умы Николая II и его супруги». Такие оправдания, возможно, заслуживали бы внимания, если бы исходили от фанатичного, но в известной мере благочестивого человека, а не крайне распущенного великосветского содомита, любившего ходить в женских платьях. (Поговаривали, что старец по просьбе отца князя каким-то образом подлечил Феликса от первертных наклонностей.) Как ты то ни было, Распутин с помощью своего особого дара на протяжении нескольких лет буквально спасал больного цесаревича Алексея от смерти, и это не раз подтверждалось лейб-медиками. Он написав письмо государю, отодвинул в 1912-м Первую мировую - в условиях, похожих на ситуацию лета 1914-го. Повторно предотвратить вступление России в войну с немцами не смог: в июле 14-го лежал в госпитале Тюмени, будучи ранен Хионией Гусевой ножом в живот.

«Кабы не эта проклятая баба-злодейка, что мои кишки перерезала, то не бывать войне», - сказал он позже знакомой певице А.Беллинг. В тот раз на месте преступления «случайно» оказался столичный репортер Вениамин Дувидзон, который с удивительной точностью воспроизвел в своих статьях претензии Хионии к Распутину. Убийство друга царской семьи планировалось задолго до декабрьской ночи 1916-го. С тех пор, как он сблизился с монаршими особами, сибирский мужик стал сильно досаждать представителям влиятельных кругов: великим князьям, министру внутренних дел А.Хвостову и его заму С.Белецкому, московскому губернатору (а после начальнику Отдельного корпуса жандармов, флигель-адъютанту императора) генералу В.Джунковскому и мн. др. В тесном содружестве с журналистами столичных газет, депутатами Думы, руководителями политических партий они организовали кампанию по компрометации, а точнее, форменную травлю тобольского старца. Его обвиняли в диком пьянстве и разврате, шарлатанстве и сектантстве, используя подложные донесения филеров и «свидетелей». А позже перешли на грязные сплетни о любовной связи с царицей, об их совместной работе на германский генштаб. Именно так подготавливалась в стране революция. (В первые годы советской власти шеф жандармов Джунковский, как ни странно, преспокойно жил с сестрой в Москве, получая пенсию от Совнаркома.)

Операция по очернению Распутина была столь эффективной, что клевете поверили и премьер-министр П.Столыпин, и будущая святая мученица вел. княгиня Елизавета Федоровна, и ряд почитаемых по сей день архиереев. Тем удивительнее результаты следственной комиссии Временного правительства, которая не нашла никаких подтверждений «распутинщины». Работавший с документами и свидетелями товарищ прокурора Екатеринославского окружного суда В.Руднев (он вначале разделял общее мнение) сообщил: «Тщательное и беспристрастное расследование заставило меня убедиться, насколько все эти слухи и газетные сообщения были далеки от истины». То есть пьяные оргии, хлыстовские радения, свальный грех в банях, взятки за передачу прошений царю, не говоря уже о работе на немцев и блуде с царицей, - оказались вымышленными от начала до конца. Под давлением разгневанного председателя комиссии, «вольного каменщика» Н.Муравьева Руднев был отстранен от следствия. В то же время другой видный масон, Керенский, своими первыми распоряжениями на должности министра юстиции прекратил уголовное дело об убийстве Распутина, а также приказал вырыть из могилы и сжечь его труп. Спрашивается: зачем?

О.Платонов, написавший в своей книге «Пролог цареубийства» об акции по устранению Григория Ефимовича, приводит заключение судебного медика Дм. Косоротова: «На трупе обнаружены 3 следа от выстрелов различного типа оружия. Первый выстрел - в живот, почти в упор. Это привело к обильному кровотечению, которое, вероятно, и стало причиной смерти. Второй выстрел - в спину, предположительно с небольшого расстояния, поскольку на теле остались ожоги. Третий выстрел - в лоб, в упор. Вероятно, этот выстрел был нанесен, когда Распутин был уже мертв. Воды в дыхательных путях нет, следовательно, тело сбросили в воду, когда он был уже мертв».

Никаких следов яда патологоанатом не обнаружил, а значит, «воспоминания» Юсупова и Пуришкевича опровергаются напрочь. Из заключения следует, что убийц было трое, и кто-то из них, подобно профессиональному киллеру, произвел контрольный выстрел. А с какой целью тело-то сбросили на видном месте, не привязав груза, да еще и оставив возле проруби галошу убитого? Кроме банального стремления запутать следствие и добавить мистицизм убийству святого старца, есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что сразу после смерти Распутина было предложено его канонизировать к лику святых. Однако, по законам православной церкви святым не может быть утопленник. Поэтому и понадобилась вся эта ложь, что после 3 выстрелов Распутин остался жив, и для его умерщвления пришлось сбрасывать тело в воду, где он захлебнулся.


Большой Петровский мост, где тело Распутина было сброшено в Неву

Если о ритуальном характере убийства еще можно спорить, то в английском следе сомневаться не приходится. Британский посол в Петербурге Джордж Бьюкенен на приеме у царя в честь Нового года обратился к Николаю II со словами: «Я знаю, что в убийстве Распутина вы обвиняете одного молодого англичанина. Это ложный след». Такая осведомленность выглядит странно...


Что же касается «молодого англичанина», то это не кто иной, как Освальд Рейнер, приятель Ф.Юсупова по Оксфорду, резидент британской разведки, выполнявший тогда в Петрограде особую миссию. В 2004 г. на канале BBC вышла передача «Кто убил Распутина?». В ней бывший следователь Скотланд-Ярда Ричард Каллен вместе с историком Эндрю Куком сделали однозначный вывод: «тарца убил Рейнер, во всяком случае именно он произвел контрольный выстрел. Британские исследователи считают, что в разработке спецоперации приняли активное участие английские агенты капитаны Джон Скейл и Стивен Элли. Второй, как и Рейнер, находившийся тогда в русской столице, писал первому в Лондон 7 января 1917-го: «Хотя события не происходили точно по плану, наша цель явно достигнута. Реакция на уничтожение «темной силы» благоприятная, хотя были заданы некоторые неудобные вопросы по поводу более широкого вовлечения в это дело. Рейнер сейчас занимается тем, что прячет концы в воду».
Ричард Каллен нашел племянника того самого Рейнера, и этот родственник рассказал: дядя незадолго до своей смерти обмолвился о том, что в ночь убийства Распутина он был в Юсуповском дворце.

В книге А.Вырубовой (Танеевой) «Страницы моей жизни» о заговоре против Распутина, подготовленного в стенах английского посольства при поддержке Бьюкенена, говорится прямо. Среди заговорщиков она назвала вел. княгиню Марию Павловну (ст.) - мать Кирилла и Бориса Владимировичей. Эндрю Кук тоже уверен, что авторами заговора были великие князья, а соавтором - английская разведка. Ответ на вопрос: «Зачем союзникам устраивать громкое политическое, расшатывающее русский трон убийство?» - содержится в самом вопросе. Конечной целью кругов, подтолкнувших европейские империи к войне между собой, было как раз обрушение этих великих держав. И хотя тобольский старец глобальной бойне уже никак не мешал (да и склонять государя к сепаратному миру с немцами не собирался), то, что его наглое, по сути, демонстративное убийство должно было стать прелюдией к перевороту и смуте в России, было понятно не только британцам. Знали об этом и масон высокого градуса посвящения Жанен, притащивший с собой в Петроград доктора Лазоверта, и все влиятельные противники самодержавия внутри страны. То, что усилия разрушителей сошлись, как в фокусе, на сложной и трагической фигуре старца, заставляет задуматься о многом, в том числе о мистическом измерении произошедшего во дворце Юсупова убийства.

В пророческом послании, написанном незадолго до смерти и озаглавленном: «Дух Григория Ефимовича Распутина-Нового из села Покровского» говорится: «Я предчувствую, что еще до 1-о января я уйду из жизни. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, Русский Царь, некого опасаться. Если же меня убьют бояре и дворяне, братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга. Русской Земли Царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей Семьи «детей и родных не проживет дольше 2-х лет».

Все сбылось в точности. Как знать, возможно, неграмотный, неоднозначный мужик из Сибири был последним удерживающим православной империи, а силы, стремившиеся смести ее с лица земли, знали об этом на духовном уровне. Но еще больше удивляет тут слепота высшей аристократии, членов императорской фамилии, сыгравших едва ли не главную роль в разрушении русской державы. Очень точно охарактеризовал то злодеяние дипломат и публицист Ю.Карцов: «Убийство Распутина - преступление отвратительное. Прозвучало оно погребальным звоном и возвестило миру - приближается гибель Дома Романовых, и тысячелетнее свое существование русский народ кончает самоубийством».


Предполагаемое место могилы Распутина, недалеко от Санкт-Петербурга, где царица Александра похоронила его после убийства

Этому убийству, как и тесно связанному с ним расстрелу царской семьи в доме Ипатьева, суждено нести в себе некую, не разгадываемую до конца ни одним следствием загадку. Подобные жертвоприношения не покрываются патиной забвения, их образы-проекции то и дело оживают, пульсируют, кровоточат, протягивают невидимые пунктиры в будущее. Ибо связаны с сокровенной тайной самого бытия России. Возможно, время разгадки уже близко.
https://nauka-mixt.mirtesen.ru/blog....CHast-1
https://matveychev-oleg.livejournal.com/12325049.html
https://matveychev-oleg.livejournal.com/12325369.html
https://portal-kultura.ru/article....dstviya

"РАДОСЬ МАЯ, ВОТ Я ЖИВ..."
В архиве сибиряка обнаружено письмо Г.Распутина

Известно, что Распутин составлял короткие, трудно читаемые записки, чаще карандашные, с характерным обращением. Одна из таких записок оказалась в фондах Красноярского краеведческого музея, в архиве Л.Г. Смирнова. Она датируется началом осени 1914 г. В ней Григорий Ефимович пишет: "Радось мая вот я жив, вас беспокоить, дорогой, вы обещали помочь нам и с митрополитом Макарьем и нашему доброму идиляльному человеку, за ваш долг божей Илиониту Васильевичу Смирнову. Дорогой, зделай, пусь Макарей тысечам любви поклонов за тебя, пусь он должник добрых дел твоих".


Адресат записки - министр путей сообщения в 1909 - 1915 гг. С.В. Рухлов. 
Распутин ходатайствовал за многих просителей, но особенно протекционировал сибирякам. Одним из таковых оказался уроженец Енисейской губернии Л.В. Смирнов .


В 1900 году он окончил юрфак Московского университета, поступил на службу в Департамент полиции МВД, в 1903-1904 гг. состоял крестьянским начальником Иркутской и Енисейской губерниях, до 1909 г. - горный исправник и податный инспектор в последней губернии. В 1909 г. оставил службу, возможно, следуя старому совету управляющего канцелярией иркутского генерал-губернаторства Н.Гондатти: "...Вы напрасно стремитесь в Енисейскую губернию - это помойная яма и служить там Вам будет трудно". Выйдя в отставку, Л.В. Смирнов решил попытать служебного счастья в столице. После длительных поисков определился в Департамент окладных сборов, в 1913 г. перевелся помощником делопроизводителя канцелярии Управления железных дорог. Но служба не задалась, сибиряка она не устраивала ни морально, ни в финансовом плане. В начале 1914 г. Смирнов нашел способ познакомиться с Г.Распутиным и заручиться его поддержкой. Тогда же он свел знакомство и с фрейлиной А.Вырубовой. Узнав из письма сына о таком поручителе, живущая в Красноярске Г.П. Смирнова, не скрывая раздражения, отвечала: "Об Распутине что сказать, у него и фамилия-то подходящая к нему. И подумаешь, что только делается на свете, простой мужичонко, развратник, и всем это известно, и он в ходу, и имеет хорошие деньги..."

Но постепенно горечь матери сменилась надеждой, и 22 мая в столицу отправляется письмо не столь резкого содержания: "...Это ты хорошо сделал, что письмо Григория не отдал министру, по правде сказать, всякому министру обидно, что какой-нибудь мужик распоряжается им, и долго ли этот Григорий будет в фаворе, это гадательно, а потому тебе дело свое, по его протекции, надо бы скорее устроить, знаешь, в жизни все симпатии скоро меняются..."
Летом 1914 г. Распутин выехал в Тобольскую губернию в родное село Покровское. Там крестьянка Гусева по наущению монаха Илиодора, как считало следствие, ударила его ножом в живот. Состояние Распутина было настолько тяжелым, что Николай II распорядился прислать лейб-медика. Глафира Петровна в письме к сыну от 6 июля 1914 г. печалилась о попечителе сына: "...Какое несчастье, право, лишиться его. Но я надеюсь, что и  барышня (Вырубова) эта тебе поможет, хотя бы уже в память его...".  

В декабре 1914 г. Л.В. Смирнов был с очередным визитом у Распутина. В начале 1915 г. Григорий отправил новое послание министру С.В. Рухлову; к хлопотам подключились Вырубова, архимандрит Макарий. Год подходил к концу, а протекции помогали мало. Г.П. Смирнова, теряя надежду на карьеру сына, писала 5 октября 1915 г: "...Да вот Григорий всем помогает и всем вертит, а тебе вот помочь..." Скорее всего, в начале 1916 г., Леонид Васильевич написал матери отчаянное письмо о несбыточности продвинуться по карьере в своем уже немолодом возрасте. Во всяком случае, Глафира Петровна в ответном письме пыталась утешить сына, как могла сделать только мать: "Ну какой-ты старый, если тебе и 40 лет, эка важность, ты мущина, а мущина всегда интересен, в особенности для женщин. Когда мне было 40 лет, так я еще так цвела, что мне этих лет никто не давал"

Служба в столице у Смирнова не заладилась, хлопоты оказались безуспешными по причинам неведомым, а в 1917 г. Россия стала другой... В начале 1918 г. В.Л. Смирнов вернулся в Красноярск. В марте 1919 г. он был назначен уполномоченным по снабжению Енисейской губернии, следовательно, служил у Колчака. В начале 1920-х годов работал в музеях Красноярска и Минусинска, написал несколько брошюр по орнитологии, сдал в Красноярский гор. музей довольно интересную коллекцию предметов быта, оставил любопытные дневники бытоописательного характера, коллекцию писем с фронтов Первой мировой войны. После 1924 г. следы распутинского протеже теряются...
Тамара Комарова
04.08. 2022. журнал "Родина"

https://rg.ru/2022/08/04/protezhe-grigoriia-rasputina.html
Прикрепления: 6754770.png(33.2 Kb) · 4650964.png(46.7 Kb) · 3076308.png(40.1 Kb) · 3071025.png(37.7 Kb) · 7385535.png(17.3 Kb) · 5277328.png(40.2 Kb) · 6732039.png(57.5 Kb) · 0001939.png(107.8 Kb) · 5395775.png(47.4 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ГРИГОРИЙ РАСПУТИН *
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: