Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 24 Фев 2023, 22:55 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7099
Статус: Offline
| АНТОН СЕМЕНОВИЧ СОРОКИН (31.07. 1884 - 24.03. 1928)
Русский писатель, драматург, прозаик. Он играл странные спектакли по собственным сценариям. Играл со словами и событиями, смешивая реальное и вымышленное. Он подписывал своим именем чужие тексты и рисунки. Устраивал "заборные выставки" и даже выпускал собственные деньги. Говорил все, что думает - где угодно и кому угодно. Современники не скупились на оскорбления в его адрес: шут, дурак, сумасшедший, графоман, лит. мародер, варнак. Сам же Антон Семенович именовал себя "Королем шестой державы" и "Гением Сибири". Самовосхваление он объяснял просто: "У меня мания величия, как и у всех великих людей".
Он родился в Павлодаре в семье купцов-старообрядцев. Как писал близко его знавший В.Ян, "все родные Сорокина были старообрядцы-беспоповцы. Бабушка Антона по матери - Зубова - была бегункой, убегающей от грешного мира, не принимающая ничего мирского". Мальчика назвали в честь знаменитого деда - "сибирского конквистадора, неуемного захватчика киргизских земель", основателя "купеческого могущества фамилии" - он владел табуном в 11 тыс. лошадей. Но Антону-мл. была суждена совсем другая судьба... В 1892 году семья переехала в Омск - отец хотел дать сыновьям достойное образование. Однако гимназию Антон не окончил, в 6 классе его выгнали, потому что, "занимался писанием своих сочинений и фотографией. Уроки забросил". Правда, в автобиографии он потом утверждал, что был исключен за "принос в класс мышей для запугивания учителей и главное - за незнание молитвы "Отче наш". Писать он начал с 15 лет. К 18-ти написал монодраму "Золото" - историю человека из народа, который разбогател преступным путем, но разочаровался в богатстве и закончил жизнь в доме умалишенных.
Драма, конечно, немного наивна, но в ней чувствуется сила дарования автора: жизнь сравнивается с несущимися навстречу друг другу "поездом бедных" и "поездом богатых", их катастрофическое столкновение символизирует жестокость жизни. Есть в пьесе образ Золота в виде злобного старика в золотистом балахоне, образ Забвения, прекрасно выписан образ главного героя - сумасшедшего миллионера Станислава Эдуардовича, бросившего вызов Золоту: "Бедняки восстают против тебя и победа останется за бедными". Но в финале звучит зловещий хохот всесильного Золота... Продолжать семейное дело, занимаясь торговлей, Антон не имел ни малейшего желания. Однако родители заставляли его торговать в лавке солью и кожами. И тогда он решился на бунт: в драме "Корабли, утонувшие ночью" он выставил на всеобщее обозрение некоторые семейные тайны. Разразился скандал, бунтаря впервые назвали сумасшедшим.
"Слово проникло на улицу. Журналы закрыли для него свои страницы. Тогда Антон Сорокин стал писать на заборах, а также вывешивать цитаты с короткими афоризмами и изречениями. Это было что-то вроде стенгазет. Но тогда были непривычны стенгазеты. Улица срывала афоризмы и изречения - Сорокин вывешивал новые. Он был неутомим и аккуратен", - напишет потом журналист, поэт и переводчик Л.Мартынов. .К этому времени Сорокин успел жениться, стать лауреатом фотографических конкурсов. А еще предусмотрительно окончил бухгалтерские курсы, чтобы быть финансово независимым.
Летом 1914 г. он публикует в газете "Омский вестник" свою повесть "Хохот Желтого Дьявола", которую сегодня многие литературоведы называют вершиной его творчества. "Желтым Дьяволом" именуется всесильное золото, ведь по его воле начинается безумный спектакль, где люди убивают друг друга. Именно спектакль. Даже война у Сорокина становится огромным театральным представлением: "Кто же режиссер, кто - декоратор, кто - бутафор этой ужасной драмы, под названием "Война"? Кто зрители? Долго готовились к постановке пьесы? Слишком дорогая постановка. Делали займы, спешно покупали военные припасы и пушки. Мы готовили пьесу для всего мира, но не знали слов, это была тайна для всех артистов. Мы были артисты и зрители..."
"Хохот Желтого Дьявола" публиковался в 7 выпусках газеты "Омский вестник" - с 11 по 27 июля 1914-го, а уже в следующем выпуске был помещен приказ о мобилизации вследствие начала Первой мировой войны. С этой повестью Сорокин решил выдвинуть себя на Нобелевскую премию и разослал письма с экземплярами рукописи и просьбой поддержать его кандидатуру главам многих государств. Ответ "соискателю" прислал лишь... король Сиама. В нем говорилось, что "книга, за отсутствием русского переводчика, не могла быть прочитана". Тем не менее Сорокин с тех пор гордо именовал себя "кандидатом на Нобелевскую премию".
"О чем писал Сорокин в своей книжке <...> о губительной силе золота и о вреде кровопролитных войн, думая вразумить монархов. Монархи не послушались. Война началась, и многие правители полетели вскорости с тронов головой вниз. Кто умнее - монархи или А.Сорокин?" - вспоминал Л.Мартынов. Антон Семенович утверждал, что о его повести одобрительно отзывался Л.Н. Толстой. Действительно, в его архиве, уже после его смерти, была найдена записка якобы от Льва Николаевича: "Читал Ваш "Хохот желтого дьявола". Хорошо, ярко, а главное жизненно и соответствует великой евангельской правде. Ясная Поляна, 16 марта, 1909 г.".
Не сразу выяснилось, что это письмо - очередная мистификация Сорокина. Да, он был весьма талантливым мистификатором. В начале Первой мировой опубликовал в журнале "Огонек" объявление о том, что "писатель Сорокин покончил с собой, выпрыгнув из аэроплана во время полета над городом Гамбургом". И сразу привлек к своим рассказам внимание публики. На публичных чтениях своих произведений Сорокин сначала доставал из портфеля бронзовый подсвечник и непременно зажигал свечу. Он говорил: "Свеча подобна писателю - писатель так же сгорает, но оставляет свое духовное богатство..."
Антон Семенович прекрасно владел звукописью - музыка сорокинского слога буквально завораживает. Вот как Вс. Иванов пишет о магии его текстов: "Невнятным тихим голосом, немного нараспев Сорокин читал отрывки из повести "Хохот Желтого Дьявола". Длинные гибкие фразы едкими больными кольцами вились по комнате, опутывая сознание". Лаконичные рассказы Сорокина напоминают притчи. Логические построения часто носят парадоксальный характер. Многие произведения не имеют начала и конца. Главное в них - сюжет. Не взятый из жизни, а придуманный, для того чтобы донести до читателя мысль автора, заставить задуматься об очень непростых вопросах.
Вот, к примеру, рассказ "Свободное слово". Главный герой - писатель, который страдает от того, что никто не публикует его правдивые произведения. Чтобы заработать на жизнь, он начинает сочинять, напившись вина, заглушающего голос совести. Эти рассказы охотно печатают. И вот наконец у писателя есть все, о чем он прежде мечтал, он богат и известен. Но он слишком привык кривить душой и уже не может отступить от лжи. Или вот рассказ "Тынду-тунта - трава стона" основан на алтайской легенде о "стонущей" траве. Трава на вершине горы стонет, напоминая отринувшим природные и человеческие законы "жизнеедам", что терпение Матери-Земли не безгранично. Между прочим, на обложке одного из своих печатных изданий Сорокин поместил такое уведомление: "Людей, ограниченных умом, просят не читать".
А еще он много писал о киргизах (так тогда называли казахов), был хорошим знатоком их нравов и обычаев. Сорокин считал, что "показал русскому читателю душу казахского народа, в таком же духе, как это сделал Джек Лондон с жителями тихоокеанских островов". В рассказе "Страшный танец кутерме" старый антрепренер привозит в город киргизов, которые танцуют на сцене кутерме - танец вокруг погибающей от голода скотины. "Но была скована их песня стенами, звучала жалко, заунывно и непонятно, и я уже боялся, что публика будет свистеть. Но вот окрепла песня, вот чувствуется - как будто плачет ребенок, брошенный на снег, пищит, как жаворонок, у которого перекусили горло. Потом все громче и громче, и достигла воя, воя тоски, печали и голодной смерти, как у тысячи волков. И когда задвинулся занавес, молчание было в театре. Выходили молча. Так тихо не выходят даже из храма. Меня выслали из города в 24 часа".
С 1915 г. "король писательский" исправно служил счетоводом в Управлении Омской ж/д.и говорил о себе с изрядной долей самоиронии: "Я думаю, что я великий писатель. Но быть может, я просто хороший счетовод". Он писал при любой возможности, в любую свободную минуту отодвигал конторскую книгу и строчил на первом попавшемся клочке бумаги - на старых счетах, квитанциях, обрывках. Называл себя автором 2-х тыс. рассказов. Свои рукописи он хранил в огромном невьянском сундуке, обитом радужной жестью. После смерти писателя его обширный архив каким-то чудом попал на гос. хранение. Он насчитывает около 600 дел. На каждой работе стоит угловой штамп и число, когда она была начата. Но доверять им не стоит: в одной рукописи 3 раза попадается штампик "23 февраля 1934 г.", а Сорокин дожил только до 1928-го. Некоторые тексты в архиве Сорокина принадлежат не ему, а людям его круга. Он просто подписывал их своим именем и не видел в этом ничего зазорного: "Не важно, как человек пишет, важно, как он потом умеет себя представить". Многие сорокинские мистификации не раскрыты до сих пор.
Однажды Антон Сорокин расклеил на одной из улиц Омска объявление следующего содержания: "Сегодня здесь пройдет Мозг Сибири, Кандидат Нобелевской премии, Король писателей А.Сорокин. Он раздаст подарки". Упомянутые подарки представляли собой пуговицы, огрызки карандашей и автопортреты с личной печатью "короля". В другой раз он повесил плакат, уведомляющий, что "Лучше быть идиотом, чем Антоном Сорокиным". Скандалы писатель считал высшей формой лит. творчества, потому относился к ним как к произведениям искусства. Когда Омск стал столицей белой России, Антон Семенович в черном костюме и накрахмаленной сорочке регулярно являлся без приглашения на заседания правительства - сначала сибирского, потом колчаковского. Причем приходил со своей знаменитой свечой в бронзовом подсвечнике: он говорил, что это "Свеча для просвещения человечества". И мгновенно превращал заседания в театр одного актера, устраивая очередной моноспектакль, у которого была одна цель - дискредитировать любую власть. Его, конечно, несколько раз арестовывали, но потом выпускали на свободу - что взять с ненормального?
Он выпускал купюры, очень похожие на колчаковские, с надписью: "Денежные знаки шестой державы, обеспеченные полным собранием сочинений Антона Сорокина. Подделыватели караются сумасшедшим домом, а не принимающие знаки - принудительным чтением рассказов Антона Сорокина". И запускал их в оборот, множа скандалы. Ведь находились те, кто не глядя рассчитывался сорокинскими купюрами с извозчиками или на базаре. На первую страницу экземпляров американского журнала "Дружеские речи" Сорокин наклеил свою фотографию на портрет президента Рузвельта, сделал подпись "Гений Сибири - новой Америки" и разбросал номера по гор. улицам. Его вызвали на ковер в американскую миссию, но Сорокин умудрился получить с американцев 200 руб. за потраченное время!
А еще Антон Семенович торговал собственными автопортретами. Производились они на глазах у покупателей следующим образом: Сорокин бросал горсть краски на лист бумаги, закрывая его другим листом, проглаживал рукой, разнимал листы, и на них оказывались 2 его автопортрета, каждый из которых он заверял личной печатью с надписью "Король писателей Антон Сорокин". С "отцом российского футуризма", Д.Бурлюком, задержавшимся в Омске по пути из Москвы в Нью-Йорк, они устраивали совместные вечера и выставки (Сорокин в это время много занимался живописью). Бурлюк вручил Антону Семеновичу такой документ: "От Всероссийской федерации футуристов. Национальному великому писателю и художнику Сибири А.Сорокину. Извещение. Я, Давид Бурлюк, отец русского футуризма, властью, данной мне великими вождями нового искусства, присоединяю вас, Антон Сорокин, к ВФФ. Приказываю отныне именоваться в титулах своих великим художником, а не только писателем, и извещаем, что отныне ваше имя вписано и будет упоминаться в обращениях наших к народу: Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин и А.Сорокин".
рис. Д.Бурлюка, 1919.
В его доме на лит. вечерах мирно соседствовали и бывшие красногвардейцы и настоящие белогвардейцы. Антона Семеновича посещали все писатели, попадавшие в Омск даже на самое короткое время. Н.Анова он по-отечески напутствовал: "В этой кровавой неразберихе, которая царит сейчас в Омске, легко остаться без головы. Советую вам - избегайте выходить поздно вечером на улицу. Подозрительных людей ловят и садят за решетку, а чаще просто выводят в расход. Если вам негде ночевать - приходите ко мне".
Сорокин помогал чем мог ближним и дальним, совершенно не заботясь о себе. Например, на закрытом вечере в честь Яна Гуса он предложил почтить память героя, но заговорил вовсе не про Гуса, а про омского писателя А.Новоселова, убитого в загородной роще в 1918 г. Желанными гостями в сорокинском доме были и художники. Порой они дарили хозяину свои работы, порой он покупал их за продуктовый паек. В советские времена писатель все также работал в Управлении Омской ж/д, потом - регистратором в больнице и по-прежнему много писал. В 1925 г. он написал повесть "Алтай и города", где борьба древних алтайских богов, создателей жизни на Земле - доброго Ульгеня, символизирующего силы природы, и злого Эрлика, покровителя современной цивилизации, - продолжается в начале ХХ в.
Некоторые свои рассказы Сорокин строил исключительно на игре лит. приемами, создавая впечатление достоверности. "Ко мне пришли артисты-киргизы. Не напишете ли для нас драму?". - пишет он в рассказе "Гнев Ашахата" Далее следует описание того, как автор сочинял заказанную драму, переделывая на киргизский лад диалоги из "Ромео и Джульетты" и монологи из "Демона". Но в этот гротеск писатель включает реальные подробности, перечисляя все, что купил на полученный гонорар в "Сибкрайиздате". Он много рассуждал о "Сибири - великой новой Америке", ее огромном потенциале и блестящем будущем. В своих рассказах воспевал Горный Алтай, Западную Сибирь и холодную Якутию, с гордостью называл себя сибирским писателем и именно эти слова завещал написать на своей могиле.
Его отличало воистину королевское спокойствие и самообладание. "В зимнюю ночь запылал дом короля писательского. Я видел Сорокина во время пожара. Он обнаружил редкое спокойствие. Одетый в жеребковую доху, стоя на стуле почти под потолком, с которого капала вода, Антон Семенович высоко вознес керосиновую лампу - при свете ее пожарники разрушали печь, от которой взялось пламя. Брандмайор выкрикивал команды, а рукописи Сорокина тихо догорали в углу. - Должно быть, здесь профессор живет, - сказал огромный пожарник, выламывая багром дымящуюся доску. - Ученый, стало быть. - отозвался другой вполголоса. Сорокин услышал, выпрямился на своем стуле и еще выше поднял лампу: - Здесь живет писатель Антон Сорокин, - произнес он отчетливо.- вспоминает писатель М.Никитин.
Времена громких скандалов прошли, но любовь к мистификациям Сорокина не покинула. В 1920-е годы Л.Мартынов не раз "встречал" у него известных поэтов и писателей, которые никогда не были в Омске, а во время "встреч" с ними у Сорокина находились в Москве. "А потом я и сам, раскусив, в чем дело, приводил к Сорокину и мнимого Асеева, и поддельного Пастернака, Антон Семенович охотно входил в такую игру".
В 1926 г. его приняли в Союз сибирских писателей, в это же время он готовит к изданию в Новосибирске первый сборник своих произведений. Но увидеть эту книгу ему было не суждено. Через 2 года у Антона Семеновича обострился туберкулез, и жена повезла его на лечение в Крым. Больного с открытой формой туберкулеза в крымские здравницы не приняли. Сорокин оказался в Москве. Вс. Иванов чудом сумел найти для него место в Остроумовской больнице. А когда Сорокин скончался, договорился о его погребении на Ваганьковском кладбище. Писатель не сомневался в своей посмертной известности и считал, что его начнут читать через полвека: "Всякий талант, и особенно, если это талант оригинальный (неоригинальные таланты тоже существуют), требует по крайней мере полустолетия для того, чтобы прорасти, и еще полстолетия для того, чтобы дать плоды". Изданная тюменским благотворительным фондом "Возрождение Тобольска" книга "Антон Сорокин. Сочинения. Воспоминания. Письма" увидела свет в 2012 г.
Особняк Сорокина в Омске сохранился. Удивительным образом он единственный уцелел во время сноса квартала и теперь соседствует с современными многоэтажками. Сейчас возле него торгуют цветами. Жаль только, никто не догадывается поставить на подоконник зажженную свечу... Елена Мачульская 05.12. 2022. журнал "Русский мир" https://rusmir.media/2022/12/05/sorokin
|
|
| |