[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПЕТР ЮРГЕНСОН *
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 02 Апр 2023, 19:38 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
ПЕТР ИВАНОВИЧ ЮРГЕНСОН
(05.07. 1836 - 02.01. 1904)

"Для скольких поколений музыкальная Москва начиналась с Юргенсона. Хотя это относится и ко всей России".
С.С .Прокофьев, 1933


Родился в Ревеле в очень бедной семье. Отец, эстонец по происхождению, работал шкипером рыбачьего судна, подорвал здоровье и рано умер. Мать, датчанка и строгая пуританка, в одиночку содержала 5-х детей. Воспитывался его в строгости.: шалости пылкого, энергического мальчика наказывались беспощадно, иной раз не разбирая, кто прав и кто виноват. Родители, будучи пуританского образа мысли, видели в шалуне негодного мальчишку. Поступив в местное училище, мальчик быстро пристрастился к чтению, однако чтение любых книг, кроме Библии, противоречило религиозным убеждениям матери, поэтому литературу «не божественного» содержания маленький Пётр держал тайком на чердаке, зарабатывая деньги на абонемент в библиотеку ношением воды и исполнением мелких поручений для соседей. Учебу помешала закончить ранняя смерть отца. В 14 лет мальчик, вынужденный искать постоянный заработок, отправился в Петербург, к старшему брату Осипу, служившему приказчиком в муз. торговле М. Бернарда.


Обучившись нескольким ремесленным профессиям, Петр к 19-ти годам приобрел звание мастера, но, получив предложение занять место в муз. магазине известного петербургского нотоиздателя Ф.Стелловского, бросил все и не раздумывая согласился. С новым делом он освоился очень быстро, и, прослужив у Стелловского 3 года, перешел в магазин Битнера, а вскоре стал зав. нотным отделом известной в ту пору фирмы братьев Шильдбах в Москве, куда он переехал в 1859 г. И здесь на него обратил внимание Н.Рубинштейн. Именно по его совету и поддержке Петр решился на очень смелый при его скудных средствах шаг: он основал свое муз. дело. Своей задачей он видит не только заработок, но и пропаганду в России муз. просвещения. Открытие его состоялось 10 августа 1861 г. на углу Б.Дмитровки и Столешникова пер. На фоне общественного подъёма 1860-х и интереса к муз. культуре, первые же нотные издания фирмы - «гавот» Баха, сочинения Вебера и др. классиков, - привлекают внимание творческого сообщества.  Уже в 1862 г. Юргенсон выпустил первое и единственное в те годы полное собрание фортепианных сочинений Мендельсона. А в 1864 г. под редакцией Рубинштейна вышел в свет сборник романсов Шуберта и Шумана с русскими текстами. Это издание имело огромный успех и заложило основу всего дальнейшего процветания предприятия.


Когда открылась нотопечатня Юргенсона, русских мастеров-печатников в России практически не было. Петр Иванович выписал из Лейпцига граверов и металлографов, которые обучали русских учеников, а также послал на собственные средства 15 чел. в Германию учиться граверному делу. Вскоре он открыл при своей нотопечатне собственную мастерскую по обучению специальности нотного гравера, и уже в 1878 г. в его нотопечатне работали только русские мастера. Сначала печатание производилось на ручных станках металлографическим способом. В 1873 г. была приобретена первая скоропечатная машина. В 1878 г. для печатания полного собрания сочинений Шопена впервые в нотопечатне Юргенсона применяется аппарат Климша, в 1879 г. ставится паровая машина, в 1885 г. вводится печатание нот набором для книг и учебников, в 1890 г. заводится устройство для отливки книжных и нотных стереотипов, а в 1891 г. приобретается исключительное право для России на изобретенный Миллером способ приготовления досок, заменяющих гравировку, в 1901 г. поставлена большая двойная типографская машина для ускоренного печатания каталогов и книг муз. содержания, в 1902 г. все машины в нотопечатне Юргенсона стали приводиться в движение электричеством от собственной электростанции. Его муз. издательство всегда стояло на высоте современных требований нотопечатной техники. Юргенсон стремился собрать и сохранить для потомков бесценный нотный фонд: собрание оригиналов всех своих изданий с автографами и правками композиторов.


А при своем новом магазине на Неглинной 14, открытом в 1895 г., создал бесплатную муз. читальню. Не имея даже начального муз. образования, Петр Иванович легко и быстро входит в муз. круги, заводит полезные знакомства и деловые связи. Вскоре деятельный предприниматель занимает пост директора московского отделения Русского муз. общества, которое располагается в старинных палатах дьяка Украинцева в Хохловском пер.


В 1867 г.  он выкупает здание. Теперь в одной части усадьбы размещается современная нотная типография, а в другой - жилые помещения, куда издатель перевозит семью.


Жена Петра Ивановича, Софья Ивановна, поддерживает тёплую атмосферу в доме, воспитывает 4-х детей, ведёт хозяйство и следит, чтобы никто из домочадцев не беспокоил хозяина по пустякам. Гораздо позже внук издателя, Пётр Борисович будет вспоминать:
 «Бабушка Софья Ивановна была очень просвещённая, умная и добрая женщина. До замужества служила домашней учительницей, одно время в семье Л.Н. Толстого. До глубокой старости живо интересовалась общественной и полит. жизнью и ежедневно читала либеральные газеты…»

Зарабатывая продажей популярной музыки, фирма печатает малоприбыльные полные собрания классиков и менее известных талантов. Так, Пётр Иванович становится первым издателем большинства произведений П.И. Чайковского, общение с которым впоследствии перерастает в тесную дружбу. Будучи горячим поклонником таланта композитора, Юргенсон идёт на риск и публикует партитуры симфонических опер, покупать которые могут только казённые театры в Москве и Петербурге. Чайковский отвечает признательностью: «Нередко германские издатели обращаются ко мне с просьбой войти с ними в отношения и предлагают хорошую плату. Из принципа, из благодарности и дружбы, - я остаюсь верен Юргенсону».
Пётр Ильич любит бывать у своего друга. В шумном доме Юргенсона композитору отдана в распоряжение небольшая пристройка из 2-х комнат. Чайковский пишет: «…я рад смертельно, что в милой Москве моей есть и будет на всю жизнь свой уголочек».

  
Юргенсон печатал без исключения все, что выходило из-под пера Чайковского. Прекрасно понимая значение и ценность подлинных автографов композитора, он нередко надоедал Чайковскому просьбами прислать ту или иную рукопись для своего «кладохранилища». Композитор имел обыкновение раздаривать свои рукописи знакомым и иронизировал по поводу «неоцененного счастья владеть моими подлинными каракулями». В ответ Юргенсон убеждал: «Я их собираю не для себя, а для потомства, для России и считаю себя как бы временным хранителем клада, дрожащим над ним, считая себя ответственным за каждый листок… У меня они в сохранности и со временем будут доступны всем интересующимся наукой или искусством».

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже ноты фирмы Юргенсона удостоены высших наград - Гран-при и «Золотой медали», а в Берлине Пётр Иванович получает орден Прусской Короны IV степени. В начале XX в. фирма Юргенсона стала самым солидным в России нотным торгово-издательским предприятием. Фирма открывает отделение в Лейпциге, а также торговые представительства в Париже и Лондоне; налаживает торговые связи с Америкой, Мексикой, Аргентиной, Австралией. К полувековому юбилею фирмы в 1911 г. ею было выпущено более 35 тыс. изданий, напечатанных с 400 тыс. гравированных металлических досок. Из русских авторов были изданы почти все значительные композиторы от Бортнянского до Прокофьева. Петра Ивановича награждают орденом св. Анны III степени за «полезную деятельность на поприще отечественной промышленности…» и почётным правом ставить Гос. герб на свои печатные издания. Современники отмечали простоту и щедрость издателя - в работе и авансе он не отказывал никогда. Многие молодые музыканты были обязаны меценату возможностью зарабатывать на жизнь и обучение.


П.И. Юргенсона не стало после непродолжительной болезни. Незадолго до смерти повторив в завещании свою излюбленную мысль, странной лирической нотой звучащую в деловом документе: «Торговые дела мои и издательские предприятия я желаю, чтобы дети мои продолжали безостановочно под моим именем…, памятуя, что я всей душой предавался служению этому делу, что оно мне очень близко к сердцу было не только по выгоде, но как создание мое, приносящее пользу не только мне, но и очень многим»


После смерти Петра Ивановича его дело - "Торговый дом П.Юргенсон" - возглавил старший сын Борис Петрович, немало сделавший для сохранения и процветания фирмы. В декабре 1918 г. нотоиздательская фирма П.И. Юргенсона была национализирована и преобразована в "Госмузиздат". Борис Петрович некоторое время работал здесь сначала зав. нотопечатней, а потом и простым корректором. Ему с семьей разрешили остаться в родительском доме, значительно уменьшим площадь проживания. В 1930 г. в старинных палатах на Хохловке расположилась обычная московская типография №8 и семья Юргенсонов навсегда покинула свой "Колпашников- Castl".


Уже несколько лет действует благотворительный фонд его имени, который до 2015 г. возглавлял правнук издателя Б.П. Юргенсон. Созданный при поддержке Д.С. Лихачева, М.Л. Ростроповича, И.А. Антоновой, Н.С. Михалкова, Г.Н. Рождественского, М.В. Плетнева, при участии Российского Фонда культуры, СК России, Московского союза музыкантов, Фонд поставил своей целью продолжение традиций, заложенных П.И. Юргенсоном. И многое ему уже удалось сделать. Выпущено в свет и распространено по муз. училищам всех регионов России репринтное издание "Школа игры октавами" Т.Куллака, изданное П.И. Юргенсоном 100 лет назад. В перспективе - грандиозный и долгосрочный проект: создание Российского центра музыки, с фонотекой, музеем П.И. Юргенсона и концертной гостиной. Самым подходящим местом для этого была бы бывшая усадьба Юргенсонов! А сегодня, у входа в старинный дом со стороны Хохловского пер. рядом с названием фирмы АО "Оригинал" висит табличка - "Памятник истории и культуры. Палаты Е.И. Украинцева XVII в. Московский архив коллегии иностранных дел. В 1836 г. дом посещал поэт А.С. Пушкин". И ни слова о том, что более полувека в этом здании жил и работал основатель нотоиздательского дела в России П.И.Юргенсон.
https://vk.com/wall-46334727_1015
https://cdn.orpheusradio.ru/persons/id/35067
http://ricolor.org/history/cu/mezenat/urgenson/
Прикрепления: 0307561.png (25.6 Kb) · 0463495.png (60.5 Kb) · 0177473.png (381.7 Kb) · 5398543.png (60.0 Kb) · 4238611.png (93.9 Kb) · 3808720.png (29.9 Kb) · 3790513.png (87.5 Kb) · 2162699.png (38.5 Kb) · 8777931.png (47.4 Kb) · 8149430.png (78.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 02 Апр 2023, 20:25 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
«ЧАЙКОВСКИЙ ПРЯТАЛСЯ У НАС ОТ ПОКЛОННИКОВ»
Историкам, да и просто любителям музыки, не надо объяснять, кто такой П.И. Юргенсон. Владелец легендарного нотного издательства, издававший всех русских муз. классиков, ближайший друг и продюсер Чайковского, почетный гражданин Москвы. Юргенсон основал дело, которое пережило даже советские времена: на основе его издательства, национализированного большевиками, возникло другое - «Музыка» (ведущий производитель нотной и книжной муз. продукции в Советском Союзе). А уже в наше время возобновлено и издательство под брендом «П. Юргенсон».
Интересно, что сегодня действует и гостиная в доме, где жил Петр Иванович: там, как и более века назад, проходят муз. вечера. Сам дом тоже примечателен: еще до Юргенсона с Чайковским здесь бывал Пушкин и целая череда великих людей.
О том, что значила и до сих пор значит эта фамилия для русской музыки, - в интервью праправнучки П.И. Юргенсона, Анастасии.



- Как получилось, что ваш прапрадед, мальчик из бедной ревельской семьи, стал главным нотопечатником Российской империи?
- Это сочетание многих факторов. Тогда профессиональное муз. образование в России только начиналось, еще не было ни консерваторий, ни училищ. Первопроходцем стало Русское муз. общество (РМО) (с 1869 г. - Императорское русское муз. общество): его целью было распространение и популяризация русской музыки. Основатель РМО, пианист и композитор А.Рубинштейн, открыл в Петербурге Консерваторию, а его брат, Николай, стоял у истоков второй Консерватории в Москве. Это был эпицентр муз. жизни страны, и П.Юргенсон оказался именно там.

- А его личные качества пригодились? История Юргенсона напоминает классическую историю успеха: с самых низов - к вершинам богатства…
- Он действительно происходил из бедной семьи, отец - шкипер рыбацкого судна, мать - пуританка по религиозным убеждениям. Петр с детства любил читать, но делать это приходилось тайком и за свои деньги: тогда книги брали напрокат .Самообразование пригодилось: в 14 лет он отправился в Петербург на заработки. Правда, в столице уже был его старший брат, он помог обустроиться, найти работу. Петр работал у разных издателей - в качестве наборщика, корректора, гравера, стал правой рукой самого маститого из них, Ф.Стелловского. Для Российской империи это было вполне нормально. То есть, роль сыграла и его невероятная воля, и любимое дело, и, конечно, возможности, созданные государством. Не знаю, возможно ли это в наше время…

- Как ему пришла идея основать собственное издательство? Надоело работать на дядю?
- Юргенсону действительно нравилось у Стелловского далеко не все. Была одна показательная история, связанная с М.И.  Глинкой. Как-то раз к Стелловскому пришла сестра Глинки, Л.Шестакова, она предложила издать музыку брата. Так вот Стелловский провернул все так, что и произведения получил, и в плюсе остался - Людмила Ивановна оказалась должна ему около 1000 руб. Для Юргенсона это было потрясением. Мне кажется, именно тогда он и решил, что его будущее издательство никогда не будет просто заработком, но станет чем-то вроде служения музыки. Десять лет спустя, уже став известным издателем, Петр Иванович выкупил у Стелловского все права на Глинку и выплатил 1500 руб. Людмиле Ивановне. Что же касается своего издательства, то идея открыть его пришла уже в Москве. Туда Юргенсон переехал возглавить нотный отдел в магазине К.Шильдбаха, имевшего обширную торговлю в Москве.

- Не похоже на повышение: возглавить нотный отдел…
- Вы не учитываете важный нюанс: тогда магазины и издательства становились своего рода клубами для общения. Туда приходили писатели, музыканты, композиторы, поклонники музыки, среди которых были, например, великие князья. Так, для вел. князя Константина Константиновича, КаЭра, готовили особые именные экземпляры партиту. И вот сначала в Петербурге, а затем в Москве Юргенсон вошел в круг этого муз. общества. С кем только он не познакомился. Это был, к примеру, основатель московской Консерватории, пианист и дирижер Н.Рубинштейн (настолько популярный в Москве, что городовые отдавали честь, когда он проезжал в карете). Или князь В.Одоевский (один из первых российских музыковедов). Шильдбах вскоре разорился, и Юргенсон решил попробовать свои силы в издательском бизнесе, а Рубинштейн его поддержал: ему нужны были энергичные люди, которые жаждали нести муз. просвещение в народ .Впрочем, наладить дело было непросто…

- Почему?
- Петру Ивановичу многое пришлось делать первым. В России не было нотопечати и специалистов в этой области - пришлось отправлять работников учиться в Германию и организовать школу здесь, в Москве. В его школе обучались как мужчины, так и женщины, что было очень продвинуто по тем временам. Был и период во время экономического кризиса 1880-х, когда бизнес начал трещать по швам, и Петр Иванович даже задумался о создании товарищества. Лишь в последний момент он рискнул и пошел на парадоксальный шаг: купил самые современные на тот момент станки в Германии. Рискнул и - выиграл: новые машины стали печатать не только качественнее, но и быстрее старых, да к тому же в больших объемах. Конкурирующие фирмы просто не смогли выдержать соревнования по качеству и цене. И тут я бы хотела обратиться к специалистам по деловой истории России. У нас уже второй год проходят «Юргенсоновские чтения», посвященные всему, что связано с Петром Ивановичем, его временем и его окружением. Так вот мне кажется, что анализ предпринимательского опыта Юргенсона был бы интересен и полезен для многих.

- Говорят, одна из деловых удач Юргенсона - это приобретение права на издание духовной музыки. Как это удалось?
- Монополию на издание духовной музыки тогда держала Придворная певческая капелла, а конкретно ее директор Н.Бахметьев. Однако Петр Иванович догадывался, что эта монополия не совсем законна. Некогда право на издание духовной музыки было даровано императором другому ее директору Дм. Бортнянскому. А Бахметьев просто продолжал этим пользоваться. Петру Ивановичу пришлось с ним судиться, и он выиграл суд. К тому же приобрел право не просто издавать духовные произведения, но и ставить на нотах герб с двуглавым орлом. Он издал 200 с лишним авторов духовных произведений, и в основном вся духовная музыка, которая исполняется до сих пор в наших церквях, издана Юргенсоном.

- П.И. Юргенсон, среди прочего, много издавал популярной музыки?
- Это так. Хотя то, что тогда считалось популярной музыкой, сегодня - классика. Тут важно понимать вот что: в те времена музицировали все, от крестьян до дворян. Звукозапись еще не была изобретена, вот и требовались ноты. Но Юргенсон отличался еще и тем, что выпускал много спец. сборников. Например, детские сборники, сборники для домашнего исполнения и для симфонических оркестров - можно было найти любой, по вкусу. Результатом всех этих усилий стало то, что Петр Иванович вошел в число главных европейских нотоиздателей. Только представьте: представительства издательства и магазины были во всех крупных европейских столицах, в Америке. Недавно я узнала, что в Лондоне до сих пор работает магазин П.И. Юргенсона. И эти достижения заметили: в 1900 г. в Париже на Всемирной выставке Петр Иванович был удостоен золотой медали…

- Юргенсон был не просто издателем музыки, но и одним из первых муз. продюсеров.
- Во всем, что касается Чайковского, это действительно так: Юргенсон организовывал его концерты, вел переговоры от его имени и, конечно, считался его единственным издателем.

-  Как он познакомился с Чайковским?
- Это произошло на квартире у Рубинштейна, когда Чайковский приехал преподавать в Московскую консерваторию. Издательство только набирало обороты, Юргенсону нужны были такие работники, как Петр Ильич (Чайковский великолепно знал нотную грамоту и иностранные языки, писал учебники для Консерватории), тот даже работал в типографии корректором. 
«Пришли мне любую работу, ужасно нуждаюсь в деньгах»,- писал ему композитор.
Со временем они сдружились: Чайковский обожал всех детей Юргенсона, стал крестным отцом старшего сына. Есть воспоминания Саши Юргенсон, дочери Петра Ивановича, о Чайковском. Она впервые увидела его в 5 лет у них дома и сразу влюбилась. Чайковский любил играть с детьми, учил их перед Пасхой красить яйца нащипанными шелковинками, вырезать картонажи перед Рождеством - он больше напоминал ребенка, чем взрослого. В семье всегда с нетерпением ждали его появления, а на каких-то праздниках Чайковский спокойно таперствовал, пока молодежь танцевала. При этом их отношения были очень деликатны. Например, Чайковский называл Юргенсона в письмах «Петрушей», но это было лишь проявлением искренней дружбы, а не каких-то особых отношений. Это были люди другой культуры.

- Как еще сам Юргенсон участвовал в жизни Чайковского? Помимо продюсирования…
- Помогал всем, чем только мог. Вплоть до того, что устраивал для Чайковского какие-то встречи или вечеринки. Помогал деньгами. Сохранилась записка, которую Чайковский отправил Петру Ивановичу, сидя в ресторане: «Хорошо завтракаем в "Славянском базаре", пришли 100 руб.». Или, допустим, когда Чайковский возвращался из-за границы, он просил Юргенсона купить вина, пригласить кого-то из друзей. Он часто оставался ночевать в доме Петра Ивановича, здесь он прятался от поклонников, мог побыть самим собой. Растиражированный образ меланхоличного Чайковского - это всего лишь маска, которую тот надевал на публике. И только в домах, которые были для него родными, он становился другим. Далеко не все знают: Юргенсон построил для Чайковского пристройку с отдельным входом, она сохранилась до сих пор, хоть сейчас и расписана граффити.

- И все же Чайковский был не единственным клиентом Юргенсона.
- Конечно. Сохранилась нотница Петра Ивановича - там рукописи и автографы более 500 русских композиторов, всех, кто только придет вам в голову. Все! Не случайно миссией Петра Ивановича была пропаганда русских композиторов, особенно за рубежом. И эту миссию подхватили его сыновья. Когда в 1918 г. типографию национализировали, Борис Петрович, мой прадедушка, написал в немецкое представительство фирмы о том, что передает им свои права на издание русской музыки - только для того, чтобы ее не забыли.

- Как ваша семья пережила революцию?
- Рабочие настолько любили Юргенсона, что создали дружину - охранять печатню от нападений. Однако ее, конечно, национализировали, а нашу семью уплотнили. И все же советская власть понимала, что муз. издательство ей пригодится, и Бориса Петровича оставили… мл. корректором, потом, чтобы предприятие не развалилось окончательно, дали должность директора. Там же работал и его брат. Так и пережили.

- Но сегодня издательство «П. Юргенсон» вновь открылось?
- Да, его работу возобновил директор издательства «Музыка» Марк Зильберквит, за что его нужно поблагодарить. А наша семья продолжает держать связь с этим издательством. Конечно, хочется вернуть тот дореволюционный размах. Я говорила со многими своими друзьями, бизнесменами, политиками - идея возродить печатню Юргенсона вполне может воплотиться в жизнь.

А что с вашим родовым гнездом - домом в Хохловском переулке? Он сейчас тоже за вами?
- Наш благотворительный «Фонд П.Юргенсона» переехал сюда еще в 1990-х. О том, чтобы передать дом «Фонду», в свое время хлопотало много известных людей - Ельцин, Лихачев, Ростропович, Швыдкой. Сейчас здесь действует «Гостиная Юргенсон», прошло 8 международных муз. конкурсов, более 300 концертов Фестиваля молодых композиторов, их проводил мой отец при поддержке Минкультуры. Я продолжаю заниматься организацией таких фестивалей, правда, для юных композиторов, что гораздо сложнее,- это все-таки возрастная профессия. Как-то раз ко мне приезжал настройщик и был поражен тем, как это пространство подходит для исполнения музыки. Но дело в том, что это вовсе не моя заслуга. Это Рубинштейн выбрал именно эти палаты для 1-х классов Консерватории еще в XIX в. Сам дом Юргенсон купил дважды, в первый раз - как директор РМО вместе с Рубинштейном, во второй - уже как издатель, через несколько лет.

- Этот дом связан не только с Чайковским и Юргенсоном?
- Все верно, кого только не видели эти палаты с XVII в. Они были построены для князя Н.В. Одоевского, затем принадлежали дьяку Украинцеву (главе Посольского приказа, XVII в.). Он многое сделал для установления мира с Османской империей, за что был награжден патриархом Досифеем Иерусалимским мощами Марии Египетской. Это была внушительная часть мощей в серебряном ковчеге с золотым окладом - позднее Украинцев передал их Сретенскому монастырю. Однако какое-то время они хранились именно в этом доме. Затем здесь жило два поколения фельдмаршалов Голицыных. После них, в течение века, располагался архив Коллегии иностранных дел - дедушка всех русских архивов. Здесь работали Карамзин, Соловьев, Жуковский. Здесь бывал Бисмарк, а Пушкин работал над «Капитанской дочкой» и «Историей Пугачевского бунта». Все они были своего рода «единителями поколений», и хочется, чтобы эта традиция продолжалась и сейчас! Чтобы узнать лучше историю дома, Петр Иванович даже нанимал «архивного юношу» и жалел, что не хватает денег - мечтал выстроить прежнее крыльцо. Поэтому я недоумеваю: разве мало хотя бы 2-х гениев, Чайковского и Пушкина, чтобы этот дом был достоин исторической реставрации? И чтобы здесь появился источник культуры, а не, допустим, ресторан.

- Помимо муз. вечеров сохранились ли еще какие-то традиции с тех, дореволюционных, времен?
- Конечно, остались какие-то предметы - например, дубовый стол, за которым мы с вами сидим. За тем же столом сидели гости Петра Ивановича. Впрочем, многое мы отдали музеям, в том числе вещи и архив Чайковского. Эта невидимая связь сохранялась всегда: например, с 5 лет бабушка возила меня в Клин, где я общалась с внучатыми племянницами Чайковского, Ксенией и Ириной Давыдовыми. Петр Иванович всегда считал, что должен заниматься просвещением, и эта миссия так и передается в нашей семье: сейчас, к примеру, у нас много планов в отношении его наследия. Недавно «Фонд» подал заявку на грант, чтобы создать виртуальную версию гостиной и самого дома. Через дом проходит много эпох, и это можно показать с помощью виртуальной реальности, через игровые приложения. Допустим, вы сможете сделать гравировку нот в залах для граверов, затем подняться к нам в гостиную и увидеть, как что-то наигрывает Чайковский, а в соседнем зале будет уже другая эпоха - Пушкин, работающий над «Капитанской дочкой». Мы хотим, чтобы это была не просто игрушка, а достоверный и насыщенный документ.
Беседовал Кирилл Журенков
01.10. 2018. журнал "Огонек"

https://www.kommersant.ru/doc/3752259
Прикрепления: 1893898.png (82.0 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: