[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
САМСОН СУХАНОВ *
Валентина_КочероваДата: Четверг, 20 Апр 2023, 11:52 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
САМСОН КСЕНОФОНТОВИЧ СУХАНОВ
(1768 - 26.05. 1840)


Колонных дел мастер, благодаря которому появились каменные чудеса Санкт-Петербурга. Когда‑то его имя гремело далеко за пределами Петербурга. Этот камнерез владел резцом столь же искусно, как В.Тропинин, написавший его портрет, легкой кистью. Монферран поражался умению Суханова постигать душу природного камня. Наследие же этого мастера так велико, что диву даешься: как мог один человек, пусть и с артелью, все это сделать. Современники отзывались о нем восхищенно, а потомки судили-рядили… живой это человек или вымышленная фигура. В последние годы стали появляться исследования, посвященные его жизни и деятельности. Тем не менее,  он остается незаслуженно забытым. И в городе, где Суханов украсил гранитом десятки дворцов и соборов, о нем по‑прежнему мало кто знает.

Родился Самсон в Вологодской губернии в крестьянской семье. С детских лет приходилось батрачить, потом работать бурлаком, и на отлове диких зверей. Он не боялся никакой работы, много чего умел. Бурлаки частенько рассказывали о диковинном городе Санкт-Петербурге, и очень захотелось Самсону там побывать.. В 1798 г. вернувшись домой, он женился на вдове из соседней деревни, у которой было трое детей. Брат его жены Евдокии  подрядчик Г.Копылов, работавший в Петербурге на строительстве Михайловского замка, предложил ему отправиться туда на заработки... И как оказалось, здесь его дожидалось главное дело всей его жизни.


В те годы в столице шло активное строительство, и рабочие руки здесь были очень нужны. Самсон устроился работать к шурину в бригаду на строительство царской резиденции, Михайловского замка, камнесечцем. Работа эта, хоть и была физически очень тяжелой, ему нравилась. Очень быстро проявились талант и сноровка Самсона. Вскоре камень подчинился ему: Самсон научился работать молотком и зубилом, хорошо чувствовал, куда и с какой силой надо ударить, чтобы камень не раскололся. К тому же он был очень сильным, и ворочать каменные глыбы ему не составляло особого труда. Да и время Самсон не тратил зря - освоил грамоту, научился разбираться в чертежах. В общем, работа спорилась, и вскоре ему стали доверять более сложные задания.Суханов обратил на себя внимание сначала как каменотес, а затем и резчик, под руками которого любой камень раскрывал свою природную красоту и величие.  После завершения строительства Суханов организовал собственную артель и начал брать подряды уже самостоятельно. Людей он набрал легко, шли они работать к нему охотно. Вскоре в городе начали возводить Казанский собор.


Конкурс проектов, в котором участвовали и именитые иностранные архитекторы, выиграл тогда еще малоизвестный зодчий, бывший крепостной А.Воронихин. На работу по строительству будущего собора он пригласил только русских мастеров, в том числе и артель Суханова, про которую уже был наслышан. Им предстояло возвести колоннады - внешнюю и внутреннюю.


Он стал главным приказчиком «по части каменотесных дел» и 7 лет из 10, что возводили собор, трудился здесь. «На сооружение сего храма употреблено единственно то, чем изобилует и славится Россия. Все материалы заимствованы из недр Отечества, и все мастерства произведены искусством и рукою отечественных художников», - писала газета «Северная пчела» (1811).


Рабочие Суханова сделали вместе с ним цоколь здания (серый сердобольский гранит), установили в соборе колонны (розовый гранит рапакиви), доставляя камни из Сор­вали и других финских каменоломен. А для создания наружных колонн и отделки фасада использовали камень, добывавшийся у деревни Пудость под Гатчиной.


При этом внутренние колонны высекали из цельного куска камня, что по тем временам было редкостью. Пудотский камень, лежащий на земле, – очень мягкий и легко поддается обработке, но, находясь на воздухе, становится все тверже и тверже. С наружными колоннами из пудостского камня особых проблем не возникло, и вскоре они встали, словно каменная роща, вдоль Невского проспекта.
Каменные блоки добывали тогда буровзрывным или буроклиновым способом, не годившимся для его получения. Чтобы получать огромные монолиты, Суханов разработал новую технологию выломки. В скальном массиве проводили ровную линию, делали канавку, высверливали по ней отверстия, вставляли туда железные клинья (рупазы) и забивали кувалдами. Отделившаяся громада падала на приготовленную площадку, и с помощью кабестанов (лебедок с барабаном) ее перекатывали на катках к барже. На оформлении внутренней отделки собора применяли мрамор, с которым русские мастера-каменотесы тоже умело обращались.


А когда собор возвели, Суханов, награжденный золотой медалью «За усердие», стал получать новые гос. и частные заказы.
По приглашению Тома де Томона его артель оформила Биржевую пл. и Стрелку Васильевского острова. Каменотесы сделали из гранита фундамент и украсили скульптурами главный фронтон Биржи. Суханов высек из камня фигуры бога Нептуна и богини Навигации с Меркурием.

   
Ростральные колонны, установленные на гранитных пьедесталах с аллегорическими фигурами, Суханов выполнил из того же пудост­ского камня. Здесь впервые раскрылось его дарование скульптора, виртуозно владевшего резцом. Бывший охотник-рыбак придумал, как укрепить берега Невы, украсив гранитом набережные. А идеально гладкие гранитные шары, появившиеся на Стрелке Васильевского острова, сделал своими руками, не используя почти никаких инструментов, кроме шаблона, зубила и молотка. Внутри колонн находятся лесенки, по которым можно подняться наверх и зажечь огни маяков. Рядом с колоннами установили четыре великолепные скульптуры, также высеченные Сухановым, и символизирующие реки – Неву, Волхов, Волгу и Днепр. Так что всю красоту на Стрелке Васильевского острова навела сухановская артель. Наградой за эти работы стал богато расшитый кафтан, который пожаловал ему император Александр I. Недостаток образования Суханов восполнял смекалкой и обостренным чутьем и вообще многое делал по наитию…Каждое его творение заслуживает отдельного рассказа, а общий их перечень поражает.
Прикрепления: 3729496.png (40.1 Kb) · 4283872.png (92.4 Kb) · 9279935.png (25.1 Kb) · 4085593.png (49.5 Kb) · 8358897.png (49.4 Kb) · 5809159.png (72.9 Kb) · 4818069.png (94.4 Kb) · 5010880.png (103.0 Kb) · 0483368.png (72.5 Kb) · 0618378.png (122.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 20 Апр 2023, 12:46 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
Еще не были завершены работы на Стрелке, а Суханова снова пригласил для совместной работы А.Воронихин, который приступил к новому строительству – предстояло возвести здание Горного института. Для этого здания Суханов изготовил 12 колонн и 2 скульптуры – «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном».


Этими его работами восхищались даже именитые скульпторы.
А затем Суханов со своей артелью приступил к выполнению еще одного грандиозного заказа – возведению колонн для Исаакиевского собора, строящегося по проекту О.Монферрана. Всего требовалось установить 112 колонн из гранита, весом 114 т. каждая. Впервые в истории строительства работу начали не с возведения стен, а с установки колонн. Их обмотали войлоком и поднимали с использованием спец. валов.

    
Восторгаясь колоннадой Иса­акия, декабрист Н.Бестужев писал: не стоит «искать удивительных вещей в чужих краях», когда чудеса у нас перед глазами, и приятно ощущать себя «целым вершком выше иностранцев», на которых иные «смотрят с подобострастием».
И это лишь малая толика шедевров Суханова: он облицевал набережные Крюкова канала и оставил после себя ряд мостов. Сделал колонны и статуи для  Главного адмиралтейства. «Наделил» гранитным цоколем и ступенями церковь Всех Скорбящих в Александро-Невской лавре и сотворил каменные ванны для загородных царских резиденций, включая исполинскую Баболовскую царь-ванну диаметром 5,3 м., выполненную из цельного куска гранита. Он работал еще и для Москвы: пьедестал памятника Минину и Пожарскому) и Риги, не считая петербургских пригородов…


Став купцом 2‑й гильдии, он приобрел и переделал для себя каменный дом с балконом на гранитных консолях (наб. реки Пряжки, 50). Но после 50-ти удача от него отвернулась. За 7-летнюю работу над царь-ванной он недополучил 4 тыс. рубл (1818). Подряд на поставку колонн для Иса­акия (точнее, последнюю их треть) без объяснения причин передали, не возместив расходы, его конкуренту Архипу Шихину. А в довершение бед баржа с гранитом, предназначенным для пьедесталов памятникам у Казанского собора (последний подряд), во время шторма затонула на Ладоге. Новую партию гранитных блоков он привез за свой счет. Но, чтобы оплатить долги, продал свой дом - золотой медали и царского кафтана лишился еще раньше…Так после 35 лет трудов в Петербурге, потеряв заказы, мастер впал в нищету и обратился к цесаревичу Александру, сыну Николая I, с просьбой о денежной помощи.

Оставив после себя ученика С.Колодкина (некоторые считают его учеником и В.Яковлева, добывшего по его методу гранитный монолит для Александровской колонны), он полностью отошел от дел. Остаток жизни Суханов прожил на съемной квартире в несохранившемся доме на углу Московского проспекта и Обводного канала. Зато его дом уцелел. Когда отмечалось 250‑летие со дня его рождения, в Доме архитектора прошла посвященная ему конференция, инициативная группа выпустила сборник докладов, юбилейную медаль и предложила создать в Сухановском доме музей каменного убранства Петербурга, установив на его фасаде мемориальную доску. Смольный оставил это обращение без ответа, как и принятое прежде решение гор. Общественной палаты об установлении памятника выдающемуся каменотесу. Эскиз был подготовлен петербургским скульптором Яном Нейманом.

Увы, мы небрежно относимся к своей истории. Особенно горько то, что мало знаем, а главное, не говорим о каменотесах, во многом определивших облик Санкт-Петербурга. Среди них Самсон Суханов, Гавриил Балушкин, Архип Шихин. Творения выдающегося самородка-умельца могут поведать о его методах. Его историко-культурное наследие изучают, проводя Сухановские семинары в библиотеке Александро-Невской лавры, историки и культурологи. Выходят о нем новые работы. Много лет родословную мастера изучает, обращаясь к архивам, кандидат геолого-минералогических наук В.Столбова, автор книги «История крестьянского рода из деревни Завотежицы. Поколенные росписи». Около этого селения Суханов выстроил на свои деньги церковь. Столбова подготовила монографию, где описывает более 40 работ мастера, прослеживает его судьбу и его близких. Он воспитывал 2-х сыновей и 2-х дочерей от первого брака, а от второго у него были 4 дочки, которые, выйдя замуж, сменили фамилию. Но после смерти его сыновей род Суханова по мужской линии пресекся.

И хотя в городе осталось много памятников, созданных этим мастером-самоучкой, долгое время даже не знали, как же он выглядел. И уже в наше время, реставрируя найденный старинный холст, реставраторы обнаружили на нем сначала подпись художника «Василий Тропинин», а затем портрет старого человека на фоне каменной колонны, в руках он держал каменотесный молоток. В результате было сделано предположение, что этот портрет написан с Суханова. В свое время журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову».

Так и случилось в действительности. Со временем технологии Суханова по работе с многотонными гранитными блоками оказались утерянными, и сейчас многие инженеры и каменотесы отказываются верить в то, что можно было обработать эти глыбы вручную, без применения каких-либо механизмов и станков, перевезти и установить их. Даже с использованием современных технологий кажется невозможным это повторить. Вот такой получается парадокс...  И сегодня остаются загадкой знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет. Жаль, что осталось этих шедевров совсем немного.
https://kulturologia.ru/blogs/100318/38139/
https://spbvedomosti.ru/news....khanove

Фильм по проекту Александро-Невского Братства «Нить поколений»

Прикрепления: 0464203.png (123.9 Kb) · 7605507.png (85.2 Kb) · 3779235.png (56.9 Kb) · 4163010.png (47.4 Kb) · 7150040.png (122.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 23 Апр 2023, 14:45 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА. БАЛАБАНОВСКАЯ ЦАРЬ-ВАННА
Что может быть общего между Царь-колоколом, Царь-пушкой и Царь-ванной? Их объединяет то, что ни один из названных артефактов никогда не использовался по назначению: колокол никогда не звонил, пушка - никогда не стреляла, а в ванне, очевидно, никто не мылся. Но если колокол и пушка являются экспонатами Московского Кремля и известны по всему миру, то о Царь-ванне знают очень немногие. В Царском Селе, в одном из укромных уголков Баболовского парка, недалеко от основных экскурсионных маршрутов, на берегу речки Кузьминки, располагаются руины Баболовского дворца.
 
 
Именно здесь прячется от посторонних глаз легендарная Царь - ванна, сооружение вызывающее до сих пор массу споров, дискуссий и сомнений...  История Баболовского дворца началась с июля 1785 г., когда императрица Екатерина II пожаловала своему фавориту князю Г.Потёмкину баболовскую купальню, изначально сделанную из дерева. Возводить на месте деревянной купальни кирпичное строение взялся архитектор И.В. Неелов. По тем временам, предложенная им свободная, асимметричная, без излишней вычурности архитектурная композиция дворца была смелым и новаторским решением. Дворец предназначался для непродолжительного летнего отдыха и частных приёмов.


Баболовский дворец состоял из гостиной, 2-х спален, подсобных комнат и помещения для ванны. Изначально во дворце, для купания в жаркую погоду или после бани, имелась ванна, выложенная внутри мрамором с подводом проточной воды от Таицкого водовода. Царь-ванна была изготовлена только спустя 35 лет. В 1811 г. по велению Александра I придворным инженером А.А. Бетанкуром был сделан заказ на изготовление гранитной ванны исполинских размеров петербургскому мастеру каменных дел С.Суханову, который в 1818 г. свою работу. И всего через несколько лет, а именно с 1823 и по 1825, под руководством известного архитектора В.П. Стасова произошла очередная реконструкция Баболовского дворца. Основной целью реконструкции являлось увеличение помещения для ванны и замена старой мраморной ванны на новую гранитную. 

 
В настоящее время, Баболовский дворец представляет собой печальное зрелище. После революции 1917 г., здание дворца было перепрофилировано новой властью под военные нужды. Во дворце размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского военного округа. Являясь военным объектом Баболовский дворец подвергся бомбардировкам со стороны фашистской авиации и был превращён в руины. По счастливой случайности, во время обстрелов купальня не пострадала и уникальная Царь-ванна осталась неповреждённой. Существуют свидетельства, что немцы хотели переправить гранитного исполина в Германию, однако справиться с 48-тонной ванной им оказалось не под силу. Долгие годы остатки Баболовского дворца продолжали разрушаться под дождём, солнцем, снегом... 

   
В 80-е годы была предпринята жалкая попытка проведения реставрационных работ: в некоторых местах восстановили кирпичную кладку. Но уровень качества работ таких "реставраторов" применим разве что для строительства овощехранилища. А с наступлением эры рыночных отношений и эти работы сошли на нет.  В 2014 г. территорию Баболовского дворца огородили синим забором.


Царь-ванна просто поражает воображение. Её характеристики не поддаются логическому объяснению: вес: 48 тонн,  высота: 1,955 м, глубина: 1,151 м, диаметр: 5,330 м. Размеры ванны впечатляют...,Но как же её сделали?
По офииц. версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 т., который приволокли с каменоломни одного из финских островов. Непонятно, как дотащили такую глыбу, когда эпоха электричества и паровых двигателей ещё не наступила, а поблизости не наблюдается каких либо водных коммуникаций или хороших дорог. Качество обработки гранитной поверхности высочайшего уровня: как будто гранитную заготовку вырезали на гигантском токарном станке. Но в то время не было твёрдосплавного камнерезного инструмента, а стальные зубила (скарпеля), которыми пользовался Суханов требовали заточки через каждые 3-4 удара по граниту. Общий объём проведённых работ выглядит просто фантастическим. Каким образом удалось добиться таких нереально правильных форм? Ведь вся работа выполнялась вручную: гранит, молоток и скарпель.

На дне ванны сливного отверстия не обнаружено, хотя, утверждается, что оно где-то есть, размером с 5-ти рублёвую монету. Трудно назвать дырочку такого размера сливным отверстием: очевидно, что для опорожнения ванны объёмом 25 куб. м. такой дырочки, мягко говоря, будет маловато. Очередная загадка. Ведь потребуется неимоверное количество усилий для вычерпывания из ванны несвежей воды. В связи с этим возникает вопрос: а ванна ли это? Феноменальный уровень обработки гранита.  


Вот на таких 4-х гранитных блоках покоится 48-тонный гранитный исполин. Существовало мнение, что воду в Царь-ванне нагревали, разводя под ванной костёр. Однако развести под ванной костёр в столь небольшом пространстве между полом и дном ванны попросту невозможно. Да и как вообще возможно использование открытого огня в обособленном помещении купальни без соответствующих вентиляционных шахт?


Историческое фото интерьера купальни. Вероятно площадка вокруг царь-ванны носила функции смотровой, т.к. никаких перил, облегчающих спуск в ванну и подъём из неё, предусмотрено не было.
Каждый раз восхищаюсь филигранной обработкой поверхностей ванны и не могу поверить, что это дело рук мужиков в лаптях... Ведь для того, чтобы придать гранитному блоку форму окружности необходимо произвести десятки миллиардов ударов молотком по скарпелю. Ещё такое же количество усилий потребуется для обработки внутренней поверхности ванны. В общем, титанический труд.....титанический  труд настолько, что в него верится с трудом.


И ещё одна очень важная загадка. В непосредственной близости от протоптанных туристических троп, находится поистине уникальный исторический артефакт, который привлечёт к себе десятки-сотни тысяч туристов, готовых за право посмотреть на него платить немалые деньги. А что имеем по факту: многолетние руины дворца и спрятанный за синим забором, подальше от людских глаз, уникальный исторический объект. Что это? Умышленное сокрытие информации о объекте, происхождение которого непросто объяснить? Как оказалось, большинство опрашиваемых местных жителей, проживающих в Царском селе (г. Пушкин) ничего не слышали о ванне.....
Антон Головейчук, руководитель "Соглас-Проект"
https://soglas-proekt.ru/blog....ke.html
Прикрепления: 2351380.png (66.3 Kb) · 2219715.png (123.8 Kb) · 8671574.png (118.5 Kb) · 3182806.png (141.8 Kb) · 2335245.png (122.8 Kb) · 0301602.png (136.9 Kb) · 0663977.png (110.7 Kb) · 3862738.png (94.7 Kb) · 7413382.png (88.4 Kb) · 2336248.png (60.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: