[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СОФЬЯ ДЫМШИЦ-ТОЛСТАЯ
Валентина_КочероваДата: Вторник, 19 Сен 2023, 10:11 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
СОФЬЯ ИСААКОВНА ДЫМШИЦ-ТОЛСТАЯ
(23.04. 1884 - 30.08. 1963)


Российская художница-авангардистка, блеснувшая в краткую пору расцвета русского новаторского искусства начала XX в. конструктивистскими и дадаистскими работами. Она увела Толстого из семьи и очаровала Гумилёва, но еле пережив блокаду Ленинграда, умерла в одиночестве и нищете.


Она родилась в семье питерского купца Исаака Дымшица, человека известно и уважаемого – его фотография украшала роскошное «Юбилейное историческое и худ. издание» в честь 300-летия Дома Романовых, выпущенное в 1913 г. и он делал всё, чтобы его дети стали почетными членами общества. Для дочери Софьи он выбрал профессию стоматолога и отправил её учиться в Бернский университет в Швейцарию. Отец и предположить не мог, что она встретит там своего первого мужа, и он окажется каторжником. Софья пригрозила родителям, что повесится, если ее не отпустят замуж. На самом деле каторжником тот был лишь условно. Его звали Исаак Розенфельд. Он был одним из 8-ми детей витебского купца и попечителя городской Талмуд-торы Шмуэля-Неуха Розенфельда. Его младшая сестра позже станет женой М.Шагала. И как часто бывает у благочестивых родителей, отпрыск пустился во все тяжкие: Исаак увлекся революцией, стал анархистом и фигурантом уголовного дела. Бежал за границу, там совместил политэмиграцию с учебой и получил звание доктора философии и доктора медицины в Берне. «Все было странно. Этот человек считался моим мужем только по документам», – вспоминала Софья. Через 14 дней она покинула мужа и отправилась к брату Льву в Дрезден.

У Лео  – так тот представлялся за границей – в Дрездене был друг, граф А.Толстой. В прошлом он учился в Технологическом институте императора Николая I в Санкт-Петербурге, но в 1906-м занятия в институте были прекращены из-за студенческих волнений. Чтобы не упускать время, граф поступил в дрезденскую Королевскую Саксонскую высшую тех. школу. Толстой тут же влюбился в Софью и начал писать ей стихи – по рассказам очевидцев, очень плохие. Тем временем в России у него были жена и 3-летний сын Юрий. Да и у Софьи не был оформлен развод. Вот почему Лео очень не понравился роман сестры и друга. Он отправил Софью в Санкт-Петербург, где за ней могли присмотреть родители. Вслед за ней на родину поехал и граф Толстой, но родители девушки категорически запретили ей видеться с женатым мужчиной.


В России Софья преподнесла новый сюрприз отцу. Она заявила, что будет художницей – и стала посещать частную школу Елизаветы Званцевой, ученицы И.Репина. Живопись в школе преподавал Лев Бакст, рисунок – Мстислав Добужинский, а среди учеников тех лет были такие яркие фигуры русского авангарда, как М.Матюшин и Е.Гуро. М.Шагал писал в мемуарах: «Моя судьба была решена школой Бакста и Добужинского. Бакст изменил мою жизнь. Я никогда не забуду этого человека».
Худ. школа располагалась на 1-м этаже дома № 25 по Таврической ул. А на самом верху, в башенной части здания, жил поэт-символист Вячеслав Иванов. По средам в «Башне» Иванова проходили философско-литературные собрания. Поэты, писатели, художники, анархисты, композиторы, артисты и религиозные мистики – все знаменитости Серебряного века бывали на этих встречах. 1-й этаж и «Башня» дружили. Чтобы чаще видеться с Софьей, Толстой тоже записался в худ. школу. Но Бакст, посмотрев на его работы, посоветовал ему: «Лучше занимайтесь литературой». Алексей, похоже, внял совету: в 1907 г. он опубликовал первую книгу стихов – с посвящением «Тебе, моя жемчужина» – и сделал Софье предложение руки и сердца. «В ответ я обрисовала ему всю нелепость нашего положения: я – неразведенная жена, он – неразведенный муж», – вспоминала она.

Толстой получил развод в 1910-м. У Софьи офиц. оформление расставания заняло больше времени. В 1908 г. по совету Бакста Дымшиц уехала на стажировку в Париж. Она изучала офорт в академии «Ля Палетт» и брала уроки у художницы Е.Кругликовой.


В парке. 1908 г. Одна из первых картин Софьи Дымшиц.

Толстой вновь отправился за ней. Во французской столице его лит. наставником стал М.Волошин. Н.Гумилев писал из Парижа в Москву В.Брюсову: «Не так давно я познакомился с новым поэтом, мистиком и народником А.Н. Толстым – он посылал Вам свои стихи». Софья гораздо легче, чем ее спутник, восприняла вольные парижские нравы. Она участвовала в «Бале четырех искусств». Вот как описывал это мероприятие Волошин в корреспонденции для газеты «Русь»: «Парижские художники сохранили право устраивать весной свой бал, на котором тело разбивает стены своей темницы. Допускаются только посвященные – художники и модели, весенний шабаш, на котором ликующее обнаженное тело получает свободу на одну ночь в году. Впереди колесница с царским балдахином. На ней полунагая женская фигура. На куполе Айа-София, широко раскинув крылья, сидит орел, и на спине его лежит земной шар. И еще выше, попирая земной шар, на громадной высоте, почти под потолком, нагая женщина в тяжелых золотых запястьях и ожерельях… Золотистая и стройная, как стебель ржаного колоса, с тонкими, приподнятыми стрельчатыми сосцами».


Лето 1909 г. Толстой и Дымшиц провели в гостях у Волошина – его матери принадлежал дом в Крыму, в дачном поселке Коктебель. Здесь же любил гостить Н.Гумилев. Максимилиан называл свой дом «Киммерийским Олимпом». Название это он взял у древних греков: Киммерия была самым севером известного им мира. Сам Волошин ходил в рубахе, похожей на античный хитон, и сандалиях. Дымшиц вспоминала, что однажды поэты устроили творческое соревнование: «Они заставили меня облачиться в синее платье, надеть на голову серебристую повязку и “позировать” им, полулежа на фоне моря и голубых гор».
Участники соревнования сочиняли ее «поэтический портрет». Стихи Волошина «Концом иглы на мягком воске я напишу твои черты», посвященные «графине Софье И.Толстой», можно найти в его поэтических сборниках. Стихотворение Гумилева, который тоже участвовал в «схватке», не сохранилось. Победителем конкурса был признан Толстой. Его стихотворение позже напечатали в 2-х вышедших до революции сборниках стихов под названием .«Портрет гр. С.Т.».



Твое лицо над водами ясней
Старинной четкости медалей,
Широкий плащ и глубже и синей
Зеленовато-синих далей;

Двенадцать кос сребристою фатой
Охвачены, закинут локоть строго,
Глаза темны истомой и мечтой,
Неуловимый рот открыт немного;

От солнца заслоня лицо рукой,
Ты нежный стан откинула навстречу.
На берегу в тот день была такой.
Я навсегда тебя такой отмечу.



Тем же летом увлекающийся фотографией Волошин сделал самый знаменитый снимок Софьи  – с обнаженной грудью, именно он сейчас украшает статью о художнице в «Википедии». Тогда же Толстой стал осваивать прозу. Книгу «Сорочьи сказки» он посвятил: «Соне, граф А.Н. Толстой». В романе «Чудаки» дал главной героине имя Сонечка. Черты Софьи есть в образе Ираиды Гавриловны в пьесе «Спасательный круг эстетизму». В 1910 г. журнал «Аполлон» организовал выставку работ учеников Бакста и Добужинского. Для Софьи, которая к тому времени готовилась стать законной женой графа, это была первая выставка – в то время она рисовала в основном натюрморты. Свои картины подписывала «Графиня Софья Дымшиц-Толстая». Графиня-еврейка. Кого-то из публики это шокировало – это была «пощечина общественному вкусу», как выражался футурист Д.Бурлюк. Припоминали ей и то, что танцевала босиком в пьесе поэта Ф.Сологуба «Ночные пляски», поставленной режиссером-новатором Вс. Мейерхольдом.

В 1911 г. в Париже Дымшиц-Толстая приняла православие. Тем же летом у нее родилась дочь Марианна, а на следующий год молодая семья переехала в Москву. Софья стала членом знаменитого худ. объединения «Бубновый валет». Там были звезды русского авангарда: М.Ларионов, Н.Гончарова, П.Кончаловский, А.Лентулов.


Лентулов, кстати, написал портрет Софьи – работу, конечно, моментально выкупил Толстой . Однако союз с ним распался в 1914 г. после очередного лета в Коктебеле. Толстой сначала увлекся балериной М.Кандауровой, а потом женился на поэтессе Н.Крандиевской. «Толстовский» период жизни Софьи Дымшиц закончился, а вместе с ним закончилось и увлечение натюрмортами. Ее новая страсть – живопись на стекле и рельефы. В 1916-м она вошла в число участников выставки «Магазин» в Москве, устроенной родоначальником конструктивизма В.Татлиным. Чуть позже она стала его гражданской женой.


Вместе с Татлиным и Родченко Дымшиц оформляла артистическое кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту. Участвовала в 2-х объединениях творческой интеллигенции – «Искусство. Революция» и «Свобода искусству». А еще работала секретарем Татлина в Московской худ. коллегии ИЗО Наркомпроса. Когда Татлин работал над своим главным произведением – Памятником III Коммунистическому интернационалу, – Дымшиц проектировала и варила стеклянные детали модели, а заодно кормила кашей студентов, которые помогали строить модель памятника. Ее собственные работы выставляли в московском Музее живописной культуры. И возили на Международную выставку искусств в Венеции в 1924 г. В 1925-м Дымшиц возглавила худ. отдел журнала «Работница и крестьянка» – был такой, он конкурировал с отдельными «Работницей» и «Крестьянкой». Софья делала обложки и создавала коллажи, где совмещала живопись и фото. В числе сотрудников журнала был будущий классик советской фотографии Дм. Бальтерманц. А потом эпоха авангарда закончилась. С картинами, которые Дымшиц писала в 30-е годы, все понятно уже по названиям: «Работница-агитатор», «Председатель II съезда колхозников-ударников Е.С. Федотова», «Ударница на сенограбилке». Одна из картин названа цитатой из Сталина: «Жить стало легче, жить стало веселее».

После расставания с Татлиным в 21-м Софья вышла замуж за Германа Пессати. Этот немецкий архитектор и коммунист получил убежище в Стране Советов после разгрома в 1919 г. Баварской Советской Республики. Поначалу баварские коммунисты пользовались в СССР большим почетом. Пессати, к примеру, занимал должность в Институте истории искусств. В 36-м он получил 4-е место на конкурсе памятников Кирову. Но уже на следующий год все изменилось: почти всех баварских коммунистов арестовали за «участие в антисоветской террористической организации». Двое отправились под расстрел, еще несколько человек получили сроки. Пессати тоже попал за решетку, но вскоре его выпустили на свободу – смертельно больного. Он умер в 1939 г.

С.Дымшиц-Толстая-Пессати пережила ленинградскую блокаду. В послевоенные годы ее работы не выставляли. В 1950 г. она написала письмо Сталину с просьбой назначить ей пенсию, о ответа не было. Она очень бедно жила в коммунальной квартире. Те немногие, кто видел ее в последние годы жизни, говорили, что даже в таких обстоятельствах она оставалась оптимисткой. Она скончалась  от острого воспаления аппендицита. Музе А.Толстого, В.Татлина и мн. др. было 79 лет.
Алексей Алексеев
https://jewish.ru/ru/people/culture/202363/
Прикрепления: 8956641.png (13.1 Kb) · 5674943.png (61.5 Kb) · 1859627.png (19.9 Kb) · 7087467.png (65.5 Kb) · 4805070.png (82.9 Kb) · 7698837.png (42.5 Kb) · 4598551.png (22.2 Kb) · 3927872.png (33.2 Kb) · 1659139.png (26.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: