Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 18 Дек 2023, 10:28 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ (22.03. 1881 - 12.10. 1949)
Предприниматель, организатор кинопроката в России и балтийских странах, продюсер, один из пионеров русского кинематографа. Родился в Гатчине в семье сапожника. Отец умер, когда мальчику было 6 лет. Мать и 5 детей, оставшись без кормильца, жила крайне бедно, ютилась в подвале. В 7 лет Василий поступил в 4-х классное гор. училище, где, чтобы выжить, помогал делать уроки своим одноклассникам. Тем не менее, нужда заставила его бросить школу и поступить поденщиком в Экспедицию по заготовлению гос. бумаг. В 1893 г. при Экспедиции была организована первая в России школа писчебумажного дела. Василий успешно выдержал конкурс и стал учеником этой школы. Отстояв смену в 14 часов, он бегал смотреть на первые «живые картинки» братьев Люмьер. И буквально заболел синематографом! По вечерам занимался на курсах бухгалтерии, вел книги в торговых предприятиях, делал чертежные работы. Школу окончил первым учеником и был зачислен в писчебумажный отдел фабрики, где и работал до 1915 г., т.е. до призыва в армию. В армии служил рядовым солдатом в Петроградском интендантстве вещевых складов.
Будучи талантливым и предприимчивым человеком В.Емельянов быстро усмотрел широкие возможности, кроющиеся в набиравшем популярность кинематографе. В 1912 г. он снял небольшое помещение и оборудовал там кинотеатр. Первый год дела шли неважно, однако природная смекалка (сделал ремонт, устроил сцену, ввел дивертисмент) помогла ему сделать бизнес прибыльным. В 1916 г. им было организовано кинематографическое товарищество, главным образом, для закупки зарубежных фильмов, прежде всего, итальянских. К моменту революции Емельянов был собственником 2-х хорошо оборудованных кинотеатров: «Гранд» на Таракановке и «Эрмитаж» на Садовой, а также был совладельцем кино «Люкс» на Петроградской стороне и ряда других объектов. Советская власть перечеркнула планы Емельянова. Его кинотеатры были национализированы. В 1918 г. под предлогом того, что финские власти задержали партию итальянских фильмов, закупленных для России, Емельянов выехал в Финляндию.
Вскоре к нему присоединилась и семья: супруга Мария Ивановна (ур. Койма), с только что родившейся дочерью Татьяной. Вскоре Василий федорович получил предложение по организации кинематографа в Эстонии. Предложение было принято. Начинал почти с нуля, но дело быстро пошло вверх. Однако в Эстонии Емельянов задержался недолго, отдав предпочтение более перспективной, на его взгляд, Латвии. В 1921 г. в Риге было создано акционерное общество «АРС», совладельцем которого стал Емельянов. В том же году им было инициировано создание аналогичного эстонского акционерного общества «Рояль-фильм». В названных обществах он был крупнейшим акционером.
В 1923 г. им был построен к/т«Сплендид Палас», являющийся по сей день самым фешенебельным кинотеатром Риги. В 1926 г. в Таллинне был построен к/т «Глориа Палас». В 1928 г. в Риге распахнул свои двери к/т «Палладиум». У Емельянова были кинотеатры и в тогдашней столице Литвы – Каунасе. В 1940 г., в результате советской аннексии балтийских государств, собственность Емельянова была национализирована. В начале 1941 г. семья предприняла отчаянную попытку репатриироваться в Германию, окончившуюся неудачей. Только после этого Емельянов смог получить должность директора захудалого к/т «Лиго» в Пумпурах на Рижском взморье. Но и там он задержался недолго.
Василий Федорович был арестован 14 июня 1941 г. и депортирован из страны вместе с 15 424 жителями Латвии. Работники архива подтверждают, что аресты готовились прямо по книге Es viņu pazīstu - что-то вроде современной «Кто есть кто», где в алфавитном порядке перечислялись все известные политики, общественные и культурные деятели, предприниматели. Людей вывозили без суда и следствия - первый и часто единственный допрос проводился только по прибытии в лагерь. Именно в лагере В.Емельянов и написал свою автобиографию. Согласно материалам дела, вместе с ним были высланы в Сибирь его жена Мария, 23-летняя дочь Татьяна и слепая 75-летняя теща Койма-Анна.
Арест проводился по месту жительства семьи в кв. № 6 по ул. Алунана, 2а. К личному делу приложена опись изъятых вещей - много ценной мебели, драгоценностей и хрусталя. Основанием для приговора стало не только то, что Емельянов служил в Белой армии и враждебно относился к советской власти, но и его деловое сотрудничество с германской кинофирмой UFA. Следователь НКВД делает вывод: UFA являлась офиц. прикрытием шпионской и подрывной деятельности Емельянова для германской разведки. Усугубило ситуацию и то, что в 1941 г., уже после прихода советской власти, Емельянов с семьей пытался выехать в Германию с последней партией прибалтийских немцев, которым по договору Сталина и Гитлера позволили репатриироваться на родину. Советские власти отказали предпринимателю, поскольку он не являлся этническим немцем. Ходатайство немецкого посольства в Латвии относительно его отъезда тоже пришито к делу. Приговор самый суровый - расстрел. Однако его заменили на 10 лет лагерей.
Василий Емельянов умер в лагере в 1949 г. Теща скончалась в 1947-м. Жена Мария и дочь Татьяна освобождены в 1957 году. Татьяна была весьма образованной, в ее анкете отмечается, что она знала не только русский, латышский и эстонский, но и английский, немецкий и французский. В лагере, расположенном в Томской обл., она работала на лесоповале - заготавливала дрова. Позже нашла место пом. бухгалтера. Это и спасло ей жизнь... О жена Емельянова известно немного, между тем ее рисовали лучшие художники, а персональное танго ей посвятил прославленный О.Строк.
В запасниках Латвийского худ. музея хранится малоизвестная работа кисти Богданова-Бельского. Это портрет жены В.Емельянова, она была одной из самых красивых женщин русской довоенной Риги. артина вряд ли когда-то выставлялась, поскольку представляет собой всего лишь салонный портрет высотой в 2 м., сделанный явно по заказу. На портрете изображена женщина: мягкая улыбка, спокойный доброжелательный взгляд светлых, то ли голубых, то ли серых глаз, несомненная уверенность в себе, но не показная, а врожденная. В книге Анисима Гиммерверта «Оскар Строк - король и подданный», есть страницы, посвященные той самой красавице с портрета Богданова-Бельского.
«Говорят, хорошенькая латышка - редкость, хорошенькая эстонка встречается еще реже. Они не уродливы, но, возможно, балтийская холодность накладывает свой отпечаток. А тут красота льется через край. Что вам Грета Гарбо, Вивьен Ли, Вера Холодная! Она кружила голову мужчинам, при этом никогда не доводила романы до измены. У нее хватало ума не рисковать столь удачным браком, а мужской любви ей и дома хватало – Емельянов был без ума от жены, да и любовником, видимо, оказался пылким. И, тем не менее, от флирта она не отказывалась, но легкого, как сон ангела».
Гиммерверт рассказывает, что однажды к уже популярному тогда композитору О.Строку пришел молодой адвокат - не очень состоятельный, но симпатичный внешне. Он был безумно влюблен в жену Емельянова, буквально следовал за ней по пятам, но она избегала его общества, боясь столь сильных чувств. Адвокат же был готов на все, чтобы заполучить ее. Но как объясниться в любви так, чтобы сердце избалованной красотки дрогнуло? Как выделиться на фоне других многочисленных поклонников? Адвокат любил музыку и даже сочинял стихи, но местные газеты их отвергали. И он решился пойти к О.Строку...
В знаменитом рижском ресторане «Альгамбра», где играл Строк, адвокат подошел к композитору и попросил сочинить песню, посвященную любимой женщине. Голубые глаза - первое, что произнес адвокат, описывая ее. И Строк тут же придумал название - «Голубые глаза», и за три дня написал танго, печальное и лиричное. Оно впервые прозвучало в той же «Альгамбре» в исполнении П.Лещенко. Влюбленному адвокату оно стоило 50 латов.
Помнишь, осенней порой Мы повстречались с тобой. Ты мне сказала: «Прости», Лишний стоял на пути. Сердце разбилось мое, Счастье с тобой не дано. Голубые глаза, Вы пленили меня, Голубые глаза, В них горит бирюза...
Простенькие стишки, облеченные в волшебную мелодию танго, буквально дышали затаенной страстью и произвели огромное впечатление не только на влюбленного адвоката, который услышав «Голубые глаза», поднялся со своего стула и дослушал песню до конца стоя, словно это был гос. гимн, но и на публику, сидевшую за столиками. Зал слушал музыку, будто не дышал, и когда танго смолкло, громыхнул аплодисментами - долгими, настойчивыми, требующими повторения. Повторение состоялось и снова закончилось долгой овацией. Танцоры не расходились, стояли, аплодируя, и все, кто сидел за столиками, встали. https://web.archive.org/web....ttp https://vk.com/wall-74807131_118183
|
|
| |