Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 21 Фев 2024, 11:31 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| ИДА ЛЬВОВНА РУБИНШТЕЙН (03.10. 1883 - 30.09. 1960)
Актриса, танцовщица и антрепренёр. Ее назвали несравненной, прекрасной, искрометной, таинственной. Газетчики уже не знали, какими эпитетами назвать Иду Рубинштейн, чтобы она поделилась с ними подробностями своей биографии. Но он хранила молчание, всё о ней знали только близкие люди, но они умели держать интригу. По большому счету, ей нечего было скрывать, однако любому сценическому образу присуща таинственность, а ей так нравилось блистать не только на сцене, но и в жизни.
Ее портреты писали В.Серов и Л.Бакст. По ее заказу сочиняли музыку Равель и Стравинский. Габриэле Д'Аннунцио из-за нее отлучили от церкви. Она выходила на сцену в балетах М.Фокина вместе с Нижинским. На ее могиле нет ни дат, ни имени - только две буквы, I и R. Все это - о легендарной танцовщице, гений которой скрывался вовсе не в области хореографии.
Родилась она в Харькове. Ее дата рождения стала известна публике лишь после смерти танцовщицы — когда были найдены архивные записи харьковской синагоги. Сама она никогда не отмечала день рождения и никому не называла свой точный возраст. Девочка рано осиротела. Отец, почетный гражданин Харькова Леон Рубинштейн, скончался, когда ей было 9 лет. Мать Эрнестина Исааковна - еще раньше, в 1888 г. После кончины обоих родителей их единственная дочь получила в наследство огромное состояние - ее дед был основателем банкирского дома «Роман Рубинштейн и сыновья», а отец вместе с братом Адольфом занимался крупнооптовой торговлей и владел тремя сахарными и одним пивным заводом. Ида осталась на попечении дяди, а когда скончался и он, родственники перевезли ее в Санкт-Петербург, где девочка получала лучшее воспитание из возможных и не знала нужды ни в чем. Ида прекрасно говорила на 4-х языках, училась в престижной гимназии, изучала с преподавателем-эллинистом историю Древней Греции, брала уроки декламации и драм. искусства у актеров императорских театров, занималась хореографией, часами отрабатывая позы.
Из-за ее увлечения театром в семье даже разразился скандал. Когда девушка отправилась продолжать театральное образование в Париж, родственники, жившие во Франции, немало обеспокоились таким решением и попытались передать ее в дом для душевнобольных людей. От незавидной судьбы Иду спасли возмутившиеся подобным поступком родные из Петербурга. Интерес к театру в ней, разумеется, не угас. Реализовать стремление к независимости ей помог брак - она фиктивно вышла замуж за двоюродного брата Владимира и развелась с ним после медового месяца, сохранив хорошие отношения. Теперь она могла тратить собственные деньги на свою настоящую страсть. Она мечтала поставить трагедию Софокла «Антигона» и сыграть в ней главную роль. Ида реализовала эту идею, сумев привлечь к оформлению спектакля, поставленного на собственные деньги, художника объединения «Мир Искусства» Л.Бакста (с ним она познакомилась на светском приеме и стремительно очаровала). Критики, однако, постановку почти не заметили, запомнив лишь плохую дикцию и истеричную декламацию артистки.
Зато у Рубинштейн была интересная внешность. По канонам красоты прошлого она была скорее некрасива - плоская грудь, большой рот, острый нос, слегка раскосые глаза. Однако художников красота Иды вдохновляла, что отчасти стало причиной ее успеха в будущем. На сцене она будет притягивать к себе внимание и внешностью, и необычной худобой, и яркими сценическими костюмами, которые создавал Бакст. Несмотря на то что «Антигона» прошла лишь раз и без успеха, Ида лишь укрепилась в желании строить карьеру актрисы. Причем она могла бы стать даже артисткой Художественного театра - впоследствии ее приглашал в труппу сам Станиславский. Но Рубинштейн отказалась - она поступила в Театр Комиссаржевской, где должна была сыграть в спектакле по пьесе О.Уайлда «Саломея» в постановке В.Мейерхольда. В 1907 г. постановку запретили, увидев в ней оскорбление чувств верующих. И все же в 1908-м публика увидела часть спектакля - в Театре Комиссаржевской показали номер «Танец семи покрывал» на муз. А. Глазунова.
На сцене Рубинштейн последовательно снимала с себя покрывала, оставаясь в итоге в том, что сегодня мы назвали бы «голым» платьем - наряде из множества ниток бус. Номер поставил балетмейстер М.Фокин. Будущий хореограф дягилевских «Русских сезонов», благодаря которому Ида через пару лет окажется на одной сцене с А.Павловой, Т.Карсавиной и В.Нижинским.
В 1909 году Рубинштейн оказалась в Париже - по совету Фокина и при поддержке Бакста С.Дягилев пригласил ее в труппу «Русские сезоны». В числе прочего в столицу Франции он вез спектакль «Клеопатра», но Клеопатры у него как раз не было. Ида подошла на роль восточной царицы идеально. Во время спектакля Иду-Клеопатру выносили на сцену в саркофаге - и доставали замотанной, как мумию, в покрывала. Ее постепенно разворачивали - и, как в «Танце семи покрывал», артистка представала перед публикой в откровенном наряде работы Бакста и голубом парике. Станиславский тогда назвал ее “бездарно голой”.
В Россию Ида больше не вернулась. Она купила особняк в Париже - оформил его, и роскошно, тоже Лев Бакст. В 1910-м Рубинштейн вновь станцевала в спектакле «Русских сезонов» - на этот раз она исполнила роль Зобеиды в «Шахерезаде». Ее партнером вновь стал В.Нижинский. Как и «Клеопатра», «Шахерезада» имела оглушительный успех, и трудно назвать какую-то одну его причину. Публика рукоплескала Нижинскому, прославившемуся необыкновенной высотой прыжков. А также необычайной красоте и угловатой пластике Иды. И не в последнюю очередь - костюмам и декорациям Бакста. Дошло до того, что благодаря «Русским сезонам» в Париже вошло в моду все восточное - на светских раутах гости появлялись в бархатных халатах, шелках и тюрбанах.
Пресса писала о роскошной жизни Рубинштейн и ее экзотических путешествиях. «Смелая красавица только что вернулась из Северной Родезии. Окружив себя «преданными африканцами», она пробиралась по экзотическим лесам, - то верхом, то на своеобразных африканских носилках. Трофеями ея путешествия оказались шкуры 3-х львов, убитых ее черной свитой, кожа носорога, 5 слонов и маленький леопард, которого она настолько приручила к себе, что даже кладет его спать у своих ног, водит на цепочке», - писал в России «Синий журнал». Художники же - писали ее портреты. В образе Клеопатры Ида позировала Жаку-Эмилю Бланшу, Антонио де ла Гандара, Жоржу Барбье, Кесу Ван Донгену.
Но самый известный портрет Рубинштейн принадлежит В.Серову, который писал ее в 1910-м для афиши «Русских сезонов», но выставил отдельно в 1911-м. Портрет Серова оказался скандальным. И не из-за того, что художник изобразил ее обнаженной - он хотел писать девушку только так и быстро получил согласие. Он говорил:«Увидеть Иду Рубинштейн - это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить, что такое вообще лицо человека…». Портрет с искаженными линиями фигуры, отчего она кажется плоской, публика сочла уродливым,а сегодня он считается шедевром русского модерна. В 1911 г. Ида покинула прославленную труппу и открыла свою антрепризу, оказавшись конкуренткой Дягилева, а не его артисткой. С импресарио она конкурировала, например, за Бакста - художник сотрудничал с обоими и едва справлялся с заказами от конкурентов.
В то же время у Рубинштейн начался роман с писателем Габриэле Д'Аннунцио, продлившийся с 1911-го по 1915-й. Итальянский литератор написал для нее пьесу «Мистерия о мученичестве св. Себастьяна». Спектакль опять получился скандальным. Св. Себастьяна играла сама Ида - женщина и иудейка. Д'Аннунцио был за это произведение отлучен от церкви. Для своей антрепризы Рубинштейн заказывала музыку у крупнейших композиторов своего времени - К.Бюсси, И. Стравинского, М.Ровеля (именно для нее он создал знаменитое «Болеро»). После того, как в 1924 г. скончался Бакст, она начала сотрудничать с А.Бенуа - и несмотря на некоторые расхождения в худ. видении, работа, а она длилась с 1928-го по 1935-й, была вполне плодотворной.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 21 Фев 2024, 11:57 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| В своих воспоминаниях о работе с Рубинштейн Бенуа подчеркивал, насколько роскошно она жила.
« «Появляется Ида в пышном наряде. Золотое и серебряное газовое платье. Она сияет блестками». «Половина шестого. Ида принимает меня в роскошном дезабилье из белого атласа. Она окружена огромными букетами далий», — писал он в разные годы. Бенуа отмечал, что Ида кокетничает, умеет сказаться больной, когда ей нужно, напрашивается на комплименты своей красоте и молодости. Труппа Рубинштейн существовала до 1938 г. В 1939-м из-за надвигающейся нацистской угрозы она покинула Францию и уехала в Великобританию, где организовала госпиталь для французских и английских солдат. Она сама заботилась о раненных, причем, настолько профессионально, что никто не мог поверить, что это артистка, а не квалифицированный медик.
Поддерживать привычный образ жизни ей помогал новый возлюбленный, наследник империи Guinness Уолтер Гиннесс. В 1945 г. Ида вернулась во Францию. Она больше не выступала: в последний раз она вышла на сцену в 1935 г. - в спектакле «Жанна Д'Арк на костре».
После войны некоторое время Ида работала переводчицей в ООН, перешла в католичество. 10 последних лет своей жизни она прожила на юге Франции, в небольшом городке Ванс. Практически в полном одиночестве. Единственным человеком, который был с ней рядом, стала секретарша – госпожа Ренье. И.Л. Рубинштейн скончалась от сердечного приступа. Согласно завещанию, оставленному ей еще в молодости, о ее смерти не известили газеты, а друзьям не рассказали о дате похорон.
На могиле Иды Рубинштейн - только две буквы, «I.R». Дат на ней нет. В одном из интервью она сказала: «Вам угодно знать про мою жизнь? Я лично делю ее на две совершенно самостоятельные части: путешествия и театр, спорт и волнующее искусство. Вот что берет все мое время. Что же по этому поводу думают остальные, меня интересует меньше, чем вы можете думать. Вероятно, многих удивит такая безалаберная, кочующая жизнь, при которой я не знаю, что будет со мной через неделю. Я же нахожу в ней наибольшую прелесть. Без этого я не могла бы вовсе жить. Мне необходима смена, и полная смена впечатлений, иначе я чувствую себя больной». https://www.gazeta.ru/culture/2023/10/03/17675167.shtml?updated
|
|
| |