Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 15 Мар 2024, 15:23 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| НАДЕЖДА ПЕТРОВНА ЛЕЖЕ (04.10. 1904 - 07.11. 1982)
Знаменитая на весь мир художница и жена прославленного франц. модерниста Надя Леже родилась в бедной деревне под Минском. Она не только смогла разбогатеть и прославиться, но и сделала всё для налаживания связей Европы с СССР. Бедная девочка из белорусской глубинки и представить себе не могла, что когда-нибудь исполнится её мечта увидеть Париж. Более того, что она станет полноправной француженкой...
Надя родилась в деревне Осетищи Витебской губернии. Отец торговал водкой, а мать занималась их многочисленными детьми. Жили очень бедно, постоянно переезжали с места на место. Первая мировая война застала семейство в Белеве Тульской губернии. Когда Наде исполнилось 15 лет, семья переехала в Смоленск. Там она решила, что хватит обременять родителей, пора отправляться на вольные хлеба. Девушка поступила в школу живописи. Это было неожиданно даже для неё самой, она ведь и подумать не могла, что обладает каким-то талантом. На экзамене изобразила то, что подсказывала ей буйная фантазия - неведомых зверей, цветы, леса, дубравы. Надя даже испугалась, что ей сейчас скажут, что всё это - ерунда, такого не бывает, но преподавателям очень понравилась ее картина и девушку приняли. Правда, уже на первых уроках юной художнице пришлось пережить разочарование. К.Малевич, преподававший юным дарованиям живопись, сказал: «Всё, что можно было, уже нарисовали. Теперь наступил век оформительства...». С Ходасевич он поступил очень жёстко. На уроке подошёл к её мольберту и заявил, что ей нужно немедленно убрать эту розово-голубую мазню, что это никому уже не нужно: «Будущее за другим. Дух надо передавать цветными пятнами, геометрией, абстракцией!» Надя послушно рисовала геометрические фигуры, но это ей быстро наскучило и она решает переехать в Варшаву. Там поступила в Академию художеств.
Надя жила впроголодь, чтобы прокормиться, ей приходилось сочетать учёбу с трудом поломойки и домработницы. Позже она стала подрабатывать в шляпном салоне. В Академии она познакомилась со своим сверстником Станиславом Грабовским, сыном видного польского чиновника. Молодого человека покорила эта черноволосая егоза с искрящимися глазами и они поженились и стали жить вместе с его родителями. Свекровь мечтала не о такой жене для своего сына, а потому без конца издевалась над Надей. Та беспрекословно терпела. Однажды свекровь из мести испортила шляпки, которые изготавливала невестка. Это оказалось последней каплей - жалко было не только своего труда, но и денег, ведь это был единственный доход Надежды.
Надя предложила мужу переехать во Францию, они даже написали письмо Фернану Леже - известному франц. художнику и скульптору, с просьбой принять их в его худ. школу. Особых надежд супруги не питали и каково же было их удивление, когда они получили положительный ответ! Надина мечта о Париже исполнилась. В 1927 г. она родила дочь Ванду, но это не помешало ее творческой жизни. Надежда без конца работала, занималась и графикой, и живописью, и мозаикой, стала помощницей Фернана Леже, преподавала в его студии. Отношения с мужем постепенно сошли на нет. Он был разочарован тем, что его работы не интересовали парижских мэтров, а вот жена добилась успеха.
Жила Надя бедно, ей приходилось разрываться между дочерью, работой и Академией. Свёкор иногда высылал ей деньги. Через какое-то время у художницы начался роман с неким Жоржем Бокье. Он работал почтальоном, но Надя обнаружила у Бокье талант к живописи. Он поступил в судию Ф.Леже и добился там блестящих успехов....Шло время. Грянула Вторая мировая война. Ф.Леже уехал в Америку, Жорж ушёл воевать, а Надя осталась в оккупации. Жилось ей несладко. По примеру своего наставника она успела к этому времени вступить в компартию Франции. Сидеть сложа руки не стала, - принимала самое активное участие в движении Сопротивления, помогала всем чем могла и партизанам, и советским военнопленным.
После войны жизнь начинала возвращаться в прежнее русло. В Париж вернулись Бокье и Леже, творческая жизнь вновь закипела. В 1950 г. у Фернана умерла жена и он начал оказывать своей помощнице знаки внимания. Через два года они поженились. Леже был почти на 30 лет старше, но Надя была счастлива. Они прожили вместе 3 самых замечательных года в её жизни.
Потом Фернана не стало. Неожиданно для себя бедная девочка из белорусской глубинки вдруг стала миллионершей. Но ее не интересовали деньги. Надя решила заняться тем, что считала на самом деле важным - сближением Европы и СССР с помощью искусства. В 1959 г. она приехала на свою историческую родину. Благодаря ей в СССР привезли «Джоконду» и выставку работ Пикассо.
Леже тесно общалась с Е.Фурцевой, опекала советские делегации во Франции, дружила с советскими писателями, актёрами и режиссёрами, была верным другом Советского Союза, активным поборником сближения культур советского и франц. народов. За огромный вклад в развитие отношений между СССР и Францией Надя Ходасевич-Леже была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Художница всегда привозила с собой в Союз щедрые подарки - работы своего прославленного супруга, собственные картины и репродукции с полотен знаменитых художников. Так, в середине 1970-х годов в одном подмосковном городке появились 20 мозаичных панно с изображением выдающихся персон. Но гор. власти видели в этих работах исключительно обузу. Работы долго кочевали со склада на склад, а потом были размещены на гор. аллеях под открытым небом. Власти даже не потрудились снабдить их соответствующими табличками. Погодные условия сделали своё дело и практически все панно были безнадёжно испорчены. Многие картины, которые Леже подарила родному Зембину, вообще были разворованы. Так великое наследие исчезло без следа.
Во Франции создала музей Ф.Леже, который в 1970 г. получил статус национального. В нём Леже широко представила не только творчество своего выдающегося супруга, но и свои работы. Надя очень хотела, чтобы её похоронили на родине. Она покоится рядом со своим знаменитым супругом на юго-востоке Франции в курортном селении Кальян департамента Вар. Жизнь этой женщины была настоящим клубком противоречий. Она родилась в нищете, а стала миллионершей. Была убеждённой коммунисткой и критиковала советский соцреализм. Могла просто наслаждаться роскошной жизнью, но это противоречило её характеру и мировоззрению. Ей всегда нужно было нечто большее и нельзя сказать, что она этого не добилась... https://kulturologia.ru/blogs/190124/58845/
|
|
| |