Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 14 Апр 2024, 08:46 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| АННА АЛЕКСЕЕВНА ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ (02.05. 1785 - 05.10. 1848)
Единственная дочь А.Орлова, сподвижника императрицы Екатерины II, и наследница его многомиллионного состояния. Одна из самых загадочных фигур своей эпохи. Она одновременно вела глубоко духовную, почти монашескую жизнь и блистала при дворе в качестве фрейлины. Современники этого понять не могли. Чего только о ней не судачили – и при жизни, и после. Дм. Мережковский вообще считал ее глуповатой и писал в своем романе «Александр I»: «Лицо плоское, круглое, красное, веснушчатое, как у деревенской девушки. Росту большого – гренадер в юбке. Лет под сорок, а умом ребенок». А этот «ребенок» в 7 лет говорил на 5-ти языках: кроме русского. Анна знала английский, немецкий, французский и итальянский.
Анна Алексеевна родилась в Москве. Матери своей не помнила – Евдокия Николаевна, урожденная Лопухина, скончалась через полтора года после рождения дочери. Обоих родителей и вообще весь мир ей заменил отец – легендарный А. Г.Орлов-Чесменский. Один из богатейших обитателей империи, он, к тому времени отошедший от придворных дел, жил практически безвылазно в своем Нескучном и видел в дочери единственную радость. Литератор С.Жихарев писал: «Герой Чесменский доживал свой громкий славой век в древней столице. Какое-то очарование окружало богатыря Великой Екатерины, отдыхавшего на лаврах в простоте частной жизни, и привлекало к нему любовь народную. Неограниченно было уважение к нему всех сословий Москвы, и это общее уважение было данью не сану богатого вельможи, но личным его качествам».
На всю Россию славились орловские пиры. Один из современников писал, что ужин у вельможи на покое «весь состоял из домашней провизии, ветчины, баранины, кур, гусей и пр., приправленный домашними напитками, квасами, настойками, наливками и медами; иностранные виноградные напитки были исключены».
Славился орловский воздушный театр – огромная крытая галерея, в которой вместо декораций были настоящие деревья и кусты. Спектакли, по традиции, заканчивались фейерверками. Известны были и так называемые карусели. Журнал «Вестник Европы» сообщал добропорядочным российским обывателям: «В последней половине минувшего июня в Москве, у Калужской заставы, посреди нарочно устроенного обширного амфитеатра, два раза дано было прекрасное и великолепнейшее зрелище каруселя… Благородные рыцари показывали искусство свое в верховой езде, меткость рук и умение управлять оружием.Богатый убор церемониймейстеров и кавалеров, устройство кадрилей, порядок шествия, все это выше всякого описания, все достойно обширности, многолюдства и пышности древней столицы величайшей в мире империи».
Участники забавы на обширной территории, окруженной ребрами китов, танцевали верхом на конях, рубили картонные головы, протыкали копьями мячи. В.Л. Пушкин, дядюшка поэта, посвящал каруселям стихи (и за это был прозван «карусельным пиитой»). Победителей же награждали золотыми перстнями, кубками, блюдами и прочими дорогостоящими сувенирами.
Центром всей этой роскоши была дочь Анна. Вместе с подругами, такими же юными княжнами – Гагариной, Урусовой, Щербатовой, она скакала в карусели, протыкала мячи и нанизывала кольца на копье, опережая сверстников в своем развитии. Получила прекрасное дом. образование. Г.Державин посвятил ей строки:
Ты взорами орлица, Достойная отца; Душою голубица, Достойная венца.
Приятности дивятся Уму и красотам, И в плясках все стремятся Лишь по твоим следам.
Явишься ль в Петрополе, – Победы поженешь: Как флот отец твой в море, Так ты сердца пожжешь.
Насчет внешности единого мнения не существовало. Фрейлина Фредерикс писала об Орловой: «Была высокого роста, очень полная, представительная особа, никогда не была красива, даже в молодости, но у нее было удивительно светлое и доброе выражение лица». Однако, судя по портретам, была очень даже хороша. В 11 лет Анну представили императрице. По словам кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского, «государыня приласкала ее рукой за подбородок, похвалила и в щечку поцеловала. Когда они вышли, то государыня сказала бывшим тут: «эта девушка много доброго обещает».
Завидная невеста не имела недостатка в женихах. Будущий московский губернатор Ф.Ростопчин писал: «У Орлова полон дом претендентов на дочь; к прежним приехали два Голицына, сын князя Сергея Федоровича и славный князь Борис Вестрис». Он же обращал внимание на способы, к которым прибегали женихи и их родители: «И.П. Салтыков не думает идти в отставку и старается, напиваясь с графом Орловым, успеть в женитьбе сына на его дочери». Выбор барышни в конце концов остановился на генерале от инфантерии, графе Н.Каменском. Дело уверенно двигалось к свадьбе, но пришла беда. Скончался граф Орлов. Это было первое серьезное потрясение в жизни 22-летней Анны. Мир рухнул, все утратило смысл. Свадьбу отменили (несостоявшийся жених умрет спустя 3 года от осложнений лихорадки). Узнав о смерти отца, Анна Алексеевна долго лежала без памяти, потом пришла в себя, подошла к красному углу и произнесла перед иконами: «Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца, будь мне вместо матери и отца, руководствуй всеми поступками моей жизни».
Анна Алексеевна совершает паломничество. Сначала в Киево-Печерскую лавру, а затем в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь. Там знакомится с гробовым старцем Амфилохием. Его так называли за то, что каждый день по несколько часов он стоял перед ракой свт. Дм. Ростовского. Перед глазами графини разворачивается совершенно иной, раньше не виданный, неведомый мир, теперь кажущийся прекрасным, а не карусели и пиры. Гробовой старец становится духовником Анны Алексеевны. Каждый год она проводит в монастыре Великий пост, празднует Пасху. В другое время постоянно переписывается со старцем и жертвует на монастырь. В общей сложности на нужды обители она передала 300 тыс. руб. Нет, Орлова-Чесменская отнюдь не становится религиозным фанатиком, ее пожертвования не ограничиваются монастырями.
Толпы бедных и нищих ежедневно стекались к ее дому, и никто не уходил от нее, не получив помощи. В Отечественную войну 1812 г. она приобретает 4300 ружей, 4000 пик, 4000 касок, 300 штыков, 40 пудов свинцу, 20 пудов пороху и еще много всего, не имеющего отношения к монастырской жизни. И вооружает всем этим московское ополчение, не забыв приложить еще деньги – 100 тыс. руб. Да и со светской жизнью окончательно не порвано. Духовная дружба с отцом Амфилохием не мешает Орловой принять в 1817 г. звание камер-фрейлины, а спустя еще 11 лет совершить продолжительное путешествие в свите императрицы Александры Федоровны. Она дает приемы и балы, а поданное угощение не уступает тому, что стояло на столах покойного Алексея Григорьевича. Просто смещается оптика. И то, что раньше составляло смысл жизни, теперь отходит на вторые, третьи и четвертые места. Орлова стала как бы живым мостиком между миром духовным и светским. Графиня Д.Ф. Фикельмон (Долли) писала: «Эта душа, целиком посвященная Богу, вносила в придворные салоны, где она вынуждена обитать, такую нежную терпимость, такую чарующую веселость, столь благородную и элегантную манеру держаться, озаряла всех такой чудесной улыбкой, что рядом с ней всегда чувствуешь себя спокойно!»
А между тем Анна знакомится с иеромонахом Фотием, в миру П.Н. Спасским. В ее глазах это герой, пострадавший за веру. Орлова-Чесменская пишет: «Он возбудил во мне внимание тою смелостию, тою неустрашимостию, с какими стал обличать господствующие заблуждения в вере. Все было против него, начиная со двора. Он не побоялся этого. Я пожелала узнать его и вступила с ним в переписку. Письма его казались мне какими-то апостольскими посланиями».
Фотий выступает против увлечения мистическими практиками, охватившего в том числе высший свет и даже высшее духовенства, против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского вестника и прочих. За это выступление его ссылают, назначают настоятелем в нищий, полуразвалившийся Деревяницкий монастырь в Новгородской губернии. Таким образом, у Анны Алексеевны появляется еще один объект для добрых дел – в монастырь поступают сначала 3 тыс., потом 10 тыс., за ними идут два обоза – хлеб, вино, свечи, ладан. Впрочем, в скором времени, не без протекции Орловой – Фотий делает завидную карьеру. Он возведен в сан архимандрита, принят императором, назначен настоятелем новгородского Юрьева монастыря.Теперь деньги Орловой направляются в Новгород. А через некоторое время туда перебирается и сама благотворительница. Покупает рядом в Витославлицах большой кусок земли и обустраивает там себе усадьбу. К тому времени уже не Амфилохий, а Фотий становится ее духовником, и они вместе восстанавливают Юрьев монастырь, средств Анна Алексеевна не жалеет.
Ранее монастырь неоднократно подвергался разорению и опустошению то от неприятеля, то от пожаров и начале XIX в. он пришел в упадок, и нынешним своим блестящим состоянием обязан щедрости графини А Орловой-Чесменской и стараниям ее духовника архимандрита Фотия .Это было золотое время для обители. В считанные годы там как будто сами собой выросли Спасский собор, западный корпус с церковью Всех Святых, восточный, он же Орловский корпус с кельями, северный корпус с храмом Воздвижения Креста и южный, с церковью иконы Божией Матери Неопалимая Купина, церковь Архангела Михаила. А новая монастырская колокольня была выстроена по проекту самого Карла Росси.
Фотий скончался в 1838 г. Анна Алексеевна похоронила своего духовного отца в подземной, катакомбной церкви Похвалы Богородицы. Там же приготовила гробницу для себя. Останки своего отца и его не менее знаменитых братьев перевезла сюда еще в 1831 г. Годом позже был продан дворец в легендарном Нескучном. Ничто ее теперь не связывало ни с Москвой, ни с Петербургом. Жизнь состояла большей частью из церковных служб, молитв, паломничеств в Киево-Печерскую лавру. Денег все так же не жалела – пожертвовала лавре новый иконостас за миллион рублей, а 50 тыс. дала просто деньгами. Всего же за всю свою жизнь Орлова пожертвовала на церковные нужды 25 млн. руб. Крепостных крестьян перевела частью в Удельное ведомство, а частью в вольные хлебопашцы. Среди них были чуваши-язычники – тех лично обращала в христианство, и притом успешно.
А.А. Орлова-Чесменская прожила 63 года. Ее погребли в заранее приготовленной ею гробнице в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, рядом с гробом архимандрита Фотия. В вещах графини было найдено Евангелие с дарственной надписью почитаемого ею киевского старца Парфения, сделанной в 1845 г., в которой он называет Анну «сестра во Христе ЕИНГА». Видимо, Анна Алексеевна приняла тайный монашеский постриг с именем Агния (ЕИНГА – написанное в обратном порядке имя Ангия в звательном падеже). По дореволюционным свидетельствам, на ее могиле совершались чудеса исцеления.
Орлова-Чесменская завещала крупные суммы на монастыри: Юрьеву монастырю – 300 тыс. руб, Почаевской лавре – 30 тыс., Соловецкому монастырю – 10 тыс., 340 различным монастырям – по 5 тыс. каждому, 48 кафедральным соборам – 144 тыс., в епархиальные попечительные ведомства – 294 тыс. Ее драгоценности также были направлены на благотворительные цели. Родственники Анны Алексеевны получили по ее завещанию только неплодородные, степные земли под Воронежем. В благодарность за сделанные пожертвования в пользу храмов и монастырей графиня удостоилась в них особого поминовения: благотворительницу поминали на ежедневной литургии, а после соборного поминовения в кафедральных соборах утраивалась трапеза для нищих. В 1932 г. захоронения архимандрита Фотия и Орловой были вскрыты большевиками и разбросаны по всему склепу. Верующие перенесли их останки к новгородской церкви Благовещения в Аркажах. Точное место захоронения в настоящее время неизвестно. В 2001 г. рядом с апсидой храма устроена символическая могила с крестом. https://www.miloserdie.ru/article....menskoj https://pravoslavie.ru/158150.html
|
|
| |