Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 27 Окт 2024, 18:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
| ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ (22.06. 1815 - 14.11. 1852)
Русский живописец и график, последователь натуральной школы, один из наиболее ярких петербургских художников николаевской эпохи, поэт; жанрист и портретист, карикатурист, иллюстратор. Над ним, создавшим шедевр, потешались в гостиных, и умер он в нищете и безвестности...
Осенью 1849 г., вскоре после того, как в залах Императорской АХ открылась очередная 3-летняя выставка картин, отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка П.А.Федотов проснулся знаменитым. Его небольшое по размерам полотно "Сватовство майора" стало сенсацией. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации. К картине было не протолкнуться: восторженные посетители академической выставки прекрасно осознавали, что присутствуют при рождении русской жанровой живописи.
Время от времени на выставке появлялся автор картины и нараспев читал свою "Рацею" - объяснение картины в стихах. (Рацея - длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.) Очевидец так вспоминает об этом: "...Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. Он громким голосом обратился к публике и сказал: "Господа, позвольте пройти автору!" Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник: "Честные господа..." Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота...
Художник запечатлел узнаваемую житейскую ситуацию: немолодой штаб-офицер, решивший посвататься к купеческой дочке, впервые появляется в доме будущей невесты. Первые зрители, завсегдатаи изысканного столичного общества, прекрасно осознавали: федотовский майор явно не потомственный дворянин, поскольку правила дворянского этикета ему неведомы. Прийти с визитом без обязательных букетов для невесты и ее матери! Да, перед нами самый настоящий бурбон - офицер, выслужившийся из нижних чинов. Благодаря незаурядному рвению, ломая все соц. преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Мы можем это предположить с большой долей уверенности, потому что Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном.
В 1819 г., через 4 года после рождения сына Павла, он получил дворянство по "заслуженным воинским чинам": как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. "Отец мой был воином екатерининских времен, который редко говорил о своих походах, но видел многое на своем веку. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои, им упоминаемые. Женат он был два раза: в первый - на пленной турчанке, во второй - на моей матери. Большое наше семейство помещалось в небольшом домике, и жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной мы не испытывали. Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Сапоги эти, перевязанные бечевкой, кажется с печатью около узла, принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались в нашей квартире до утра и потом уже возвращались провинившимся. Честностью он обладал безмерною; но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые".
Какова же мотивация у действующих лиц федотовского полотна? Исправный, хотя и не очень образованный служака, решивший конвертировать свое штаб-офицерское достоинство в выгодный брак. Сколько зуботычин, розог, палок довелось ему вынести, прежде чем стать офицером! Сколько фронтовых дорог истоптать: во времена Николая I Российская империя постоянно воевала - с Персией, Турцией, польскими мятежниками, непокорными горцами. Майор выслужил своим будущим детям потомственное дворянство, но никак не богатое наследство. Армейский майор - это, как правило, командир батальона. Извлечение же безгрешных доходов становилось возможным лишь с должности полкового командира. У персонажа картины нет никаких шансов подняться на эту ключевую ступень служебной иерархии: ни образования, ни кругозора, ни влиятельных покровителей, да и возраст... Самое время задуматься о грядущей старости и обзавестись семьей.
Все не столь однозначно с купцом. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, - вне каких-либо соц. гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. К тому же, отдавая дочь за майора, купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту. Им предстоит родиться благородными; они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб. Дочь - существо страдательное. Ее судьбу решают без нее и за нее. Юную девушку могли отдать замуж за купца-толстосума, а решили - за немолодого штаб-офицера. Уж никак не героя ее девичьих грез.
Желая заполучить перспективного зятя, купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для жены и дочери. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Платье купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Комизм ситуации в том, что "родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался офиц. обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня. Не надо быть экспертами, чтобы предположить: и купец, и майор одинаково плохо разбирались в подобных нюансах.
"Сватовство майора" - типично российская история. Гос. устройство империи было на редкость негуманным. Офицер, всю жизнь верой и правдой прослуживший царю и Отечеству, не был гарантирован от нищеты при выходе в отставку, если, конечно, не злоупотреблял должностью. Федотов был знаком с окопной правдой не понаслышке. Пока его отец находился на гос. службе, оклада хватало на очень скромную, но вполне достойную жизнь. А вот после его выхода в отставку семья в одночасье оказалась за порогом бедности. Павел Андреевич, сам едва сводивший концы с концами, был вынужден помогать отцу. Живейшее беспокойство за судьбу старика сильно способствовало развитию у Павла Андреевича психического заболевания.. Жребий поистине неумолимый преследовал и этого человека и не сулил ему ни душевного спокойствия, ни обеспеченности, ни даже более достойной смерти: он умер забытый своими друзьями и недавними почитателями, одинокий, в сумасшедшем доме, на руках своего денщика, единственного человека, бывшего при нем во все время его мучительной болезни. Лишь после его смерти общество поняло всю серьезность его заслуг, тогда как при жизни на него смотрели только как на человека, способного развеселить и рассмешить.
Однажды лейб-гвардии Финляндский полк, в котором служил обер-офицером П.Федотов, стоял в глухом финском городишке. Обычно денщик подавал на ужин постные щи или кашу, но с некоторого времени вдруг расщедрился - стал угощать своего барина то курицей, то бутылкой вина. - Откуда такая роскошь? - спросил Федотов. - Вы, ваше благородие, иногда петь изволите так благозвучно. И на гитаре играете. А народ здешний - темный, охочий до развлечений. Слушают вас, нравится им. Ну а те, кто хочет слушать поближе - под самым вашим окном, - дают мне немного "на чай"!
Вскоре после выставки картины "Сватовство майора" к художнику пожаловал отставной седовласый майор. - Батюшка! - вскричал почтенный вояка. - Только что видел вашу картину! Понять не могу, как это вам удалось так правдиво все отобразить. Ведь это я, чтобы поправить свои обстоятельства, женился на купеческой дочке. И теперь очень счастлив. А вы наше счастье так замечательно нарисовали! Спасибо!
Далее в комнату к остолбеневшему живописцу внесли корзину, устланную бархатом, с шампанским и дорогими закусками. Павел Андреевич не стал объяснять обличительного смысла своего произведения, а только сказал:- Весьма рад за вас, майор! Прошу к столу!
Стать "женихом" для своей самой знаменитой картины живописец предложил старому товарищу по полку. "Невеста-купчиха" тоже была быстро найдена. Оставался "батюшка-купец", которого Федотов все никак не мог себе вообразить. Ему хотелось купца московского, с бородой, завещанной от предков, а не петербургского, по-европейски лощеного. И однажды он встретил необходимую персону, прогуливающуюся по Аничкову мосту. Художник проводил его до дома, потом нашел случай познакомиться. Для закрепления отношений Федотову и позволено было сделать портрет - по прошествии целого года.
Живописец очень скрупулезно подыскивал не только натурщиков, но и каждый предмет, который намеревался писать: их он одалживал у друзей, или покупал. Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке. - Что за роскошество! - удивился, зная, как беден художник. (При выходе Федотова в отставку император Николай I пожаловал ему пособие - 100 руб. ассигнациями в месяц. Бутылка шампанского стоила 12 руб. ассигнациями, бутылка вина - 2 руб. 50 коп..) - Уничтожаю "натурщиков" - объяснил Федотов, указывая вилкой на скелетики от съеденных селедок, после чего налил и другу шампанского. Семен Экштут, доктор философских наук 14.05. 2024. журнал Родина" https://rodina-history.ru/2015/04/01/rodina-fedotov.html
Его называли «Гоголем русской живописи». Этот удивительный художник-самоучка стал основоположником жанра, до той поры не имевшего широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка. Эта новизна вызвала небывалый прилив воодушевления у современников и неослабевающий интерес у потомков. Передвижники считали Федотова своим предшественником, символисты говорили о нём как о «чарующей личности русского искусства», советские исследователи подчёркивали «демократические идеи и жизненность творчества», и все они признавали большой и оригинальный талант художника.
Будущий художник родился в Москве в небогатой семье мелкого чиновника, отставного поручика и его жены Натальи Алексеевны, в девичестве Григорьевой, по первому мужу Калашниковой. Для обоих это был второй брак. С раннего детства Павел жил без особого присмотра, предоставленный сам себе. Он любил, забравшись на сеновал, наблюдать за прохожими и повозками, подмечать характерное и необычное. Впоследствии он признавал, что лучшей частью своих дарований он обязан детским впечатлениям.
В 1826 г. Павла приняли в 1-й Московский кадетский корпус, где он провёл 7 лет. С самого начала обучения мальчик обратил на себя внимание блестящими способностями: он оказался впереди прочих по математике и химии, преуспевал в изучении иностранных языков, музыки и литературы. Однако больше всего времени он проводил с карандашом и бумагой: рисовал портреты учителей, жанровые сценки, шутливые карикатуры на товарищей. В 1833 г. прапорщик Федотов был выпущен из корпуса первым учеником и распределён для дальнейшего прохождения службы в Лейб-гвардии Финляндский полк, расквартированный в Санкт-Петербурге. Типичные увлечения пирушками, карточной игрой и женщинами по недостатку средств и личным свойствам почти не затронули молодого офицера: несмотря на весёлый и общительный характер,он нёс службу со всей ответственностью. Николаевская эпоха в армии ознаменовалась бесконечной муштрой и шагистикой, смотрами и парадами, и для отвлечения от тяжёлой службы поручик нашёл отдушину в живописи. Он стал рисовать сослуживцев и получил среди них признание.
«Прогулка» («Автопортрет с отцом и сводной сестрой»), 1837.
В 1838 г. для получения базовых профессиональных навыков самодеятельный художник стал посещать рисовальные классы АХ: изучал теорию, регулярно наведывался в Эрмитаж, много рисовал с натуры и всё чаще задумывался о профессиональной карьере живописца. В ранний период творчества Федотов часто обращался к батальному жанру, однако отдавал предпочтение не собственно сражениям, а повседневному армейскому быту – маршам, бивуакам, всей прочей немудрёной солдатской жизни. Его худ. опыты сначала обратили на себя внимание вел. князя Михаила Павловича, посетившего расположение Финляндского полка, а через него – и императора Николая I. Учитывая огромный талант рисовальщика, монарх позволил ему выйти в отставку для занятий живописью. Будучи человеком рассудительным, штабс-капитан попросил у императора отсрочку на размышления: выбор между хлопотной, но понятной жизнью ротного командира, и судьбой свободного служителя муз не казался ему очевидным. Обратившись со своими сомнениями к К.Брюллову, Федотов получил совет не спешить со сменой профессии, но живопись всё сильнее и сильнее занимала его.
Успех акварели «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка» и подаренный за неё вел. князем бриллиантовый перстень склонили Федотова к тому, что его предназначение – живопись. В январе 1844 г. художник всё же решил оставить службу и вышел в отставку в чине капитана с правом ношения мундира, чтобы целиком посвятить себя творчеству. Наступил короткий, но яркий худ. период в биографии Федотова. На скудную пенсию в 100 руб. ассигнациями он поселился в ветхом доме в глубине Васильевского острова. Как вольный художник, он посещал классы профессора батальной живописи А.И. Зауервейда и несколько лет подвизался на этом поприще. Одновременно усердно практиковался в масляной живописи, пробовал себя как портретист и стремительно прогрессировал.
В то же время зарисовки из казарменной жизни, сделанные Федотовым, обратили на себя внимание знаменитого баснописца И.Крылова. Он прислал художнику письмо, в котором рекомендовал обратиться к бытовому жанру. Это во многом совпало с устремлениями самого Павла Андреевича. Постепенно выработался собственный стиль его рисунков и картин. Художник ходил по городу, подмечая забавные типажи, курьёзные случаи, выразительные жесты. В поисках идеального пластического решения он делал десятки набросков, тщательно подбирал мимику героев и ракурсы. Признание пришло в 1846–1847 гг. с картинами «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».
«Свежий кавалер»
Федотов, вдохновлённый одобрением академиков, – прежде всего, К.Брюллова, – продолжал самоотверженно работать. Подлинный триумф ждал его в 1848 г., когда полотно «Сватовство майора» снискало оглушительный успех у публики. Федотова утвердили в звании академика, а его имя стало известно всему Петербургу. Выставки картин Федотова в 1849–1850 гг. в обеих столицах проходили при неизменном стечении народа. Художник был полон надежд на будущее, планировал поездку в Англию для изучения творчества любимых Уильяма Хогарта и Дэвида Уилки, но полученные гонорары неизменно почти целиком уходили на содержание многочисленных родственников. Художник, как и прежде исполненный чувства долга, не мог оставить их в бедственном финансовом положении.
В 1850 г Павел Андреевич вернулся в Петербург и с небывалой энергией взялся за новые проекты. Однако упоминание его фамилии в ходе полит. судебного процесса вольнодумцев-петрашевцев, в числе которых оказались его друзья, а также социальная заострённость некоторых работ художника привлекли повышенное внимание цензуры, легко находящей ненужную подоплёку и тайные смыслы. Меценаты, начавшие было благоволить Федотову, стали отворачиваться от него, шумная слава оказалась мимолётной. В 1851–1852 гг. художник написал ещё несколько прекрасных произведений – прежде всего, «Вдовушку», «Игроков» и «Анкор, ещё анкор!».
"Вдовушка"
Увы, неустроенный быт, отсутствие личной жизни и подспудное разочарование от резких перемен карьеры сломали его физическое и душевное здоровье. Дни художника были сочтены. Художник никогда не женился, но известно о его 3-х серьёзных сердечных увлечениях. Первым и самым чистым стала нежная привязанность к Е.Головачёвой, выросшей по соседству с московским домом семьи Федотовых. В конце 1830-х гг. молодой офицер мечтал о женитьбе на своей избраннице, но безденежье и нерешительность не позволили роману получить счастливое продолжение – Екатерина вышла замуж за другого. В 1847 г. Федотов познакомился с Е. Бейдеман, сестрой своего друга-художника. Их отношения оказались полными недомолвок и вряд ли отличались глубиной, да и мать девушки была против союза с едва вставшим на ноги художником. В 1850 г. сначала картинами Федотова, а потом и самим художником увлеклась 20-летняя красавица Ю.Тарновская. Женитьба на девушке, за которой её дядя давал богатое приданое, позволила бы решить все материальные проблемы, но художник не захотел уподобляться героям своих картин и жениться по расчёту. В итоге Юлия стала лишь натурщицей второго варианта знаменитой картины «Сватовство майора».
Крайнее напряжение всех душевных сил художника летом 1852 г. привело к нервному срыву. Его поместили в частную лечебницу доктора Лейдесдорфа, а осенью, когда состояние его ухудшилось, перевели в гос. псих. больницу. Впавшего в безумие художника навещали друзья, при нем всегда находился верный денщик. Простудившись, Федотов умер от плеврита в возрасте всего 37 лет. Похоронили его на Смоленском кладбище. На пожертвования друзей и почитателей его таланта над могилой соорудили мраморный памятник.
В 1936 г. прах художника перенесли в некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. https://histrf.ru/read/biographies/pavel-andreevich-fedotov
|
|
| |