[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МИХАИЛ ПЕРХИН
Валентина_КочероваДата: Суббота, 30 Ноя 2024, 14:26 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline
МИХАИЛ ЕВЛАМПИЕВИЧ ПЕРХИН
(22.05. 1860 - 23.08. 1903)


Российский ювелир, ведущий мастер фирмы «Фаберже».
Какие ювелирные изделия из России снискали в мире славу большую, чем знаменитые пасхальные яйца Фаберже? Изысканные драгоценные подарки для двух императриц с причудливыми сюрпризами внутри были не просто шедеврами ювелирного искусства, они отражали счастливейшие моменты жизни последних Романовых. Даже не верится, что более половины из них создал не какой-нибудь иностранный ювелир-пижон, а простой крестьянский сын из карельской глубинки!

Вплоть до начала ХХ в. в фирме К.Фаберже М.Перхин был удивительным сотрудником: среди интернациональной компании владельцев мастерских он был, пожалуй, единственным православным и русским по происхождению ювелиром. И при этом самым востребованным: за 15 лет работы его мастерская создала порядка 20 тыс. ювелирных изделий. А сам он лично изготовил больше знаменитых пасхальных яиц Фаберже, чем какой-либо другой мастер.

В праздник Святой Троицы, в зажиточной крестьянской семье в карельской деревне Окуловская родился мальчик Миша. Его родители - Евлампий Арсеньевич и Анна Трефиловна - никогда не были крепостными: их семьи относились к числу обельных крестьян, царским указом освобожденных от уплаты податей и имевших землю в собственности. В старинной Ялгубе первой такой чести удостоилась семья Меркульевых, получившая в 1601 г. обельную грамоту от Б.Годунова - якобы за чудесное исцеление больной ноги царя. Бабушка Перхина по матери была карелкой. Быть может, от нее маленький Михайло в детстве слышал местные предания о мастере, который выковал золотую птицу, или о семье, в которой родился сын с золотыми по локоть руками.

В январе 1877 г. Евлампий Арсеньевич умер от горячки, и на плечи 16-летнего Михаила ложится забота о матери, сестре и младшем брате. Как и многие жители Олонецкой губернии, в которой с 1870-х годов наблюдалась гигантская волна "отходничества", юноша решает отправиться на заработки в столицу. Неизвестно, получил ли он в родном селе хоть какое-нибудь образование? В 1989 г. ученый секретарь Мемориального фонда Фаберже и один из ведущих историков фирмы, В.В. Скурлов, обнаружил в архивах АН записки гл. мастера и художника-композитора Фаберже, швейцарца Франца Бирбаума, в которых тот вспоминал, что Перхин был самоучкой и в Петербург приехал неграмотным.

И все же Бирбаум не мог наблюдать весь путь знаменитого ювелира, поскольку пришел в фирму позже него - в 1893 г. Тут можно только заметить, что Николай, родной брат Михаила, при призыве в армию в 1886 г. был записан как неграмотный. Сам Михаил тоже должен был служить: его призвали в 1881 г., но как единственный трудоспособный член семьи он получил льготу I разряда. Свидетельство об этом было выдано Анне Трефиловне - сын к тому моменту в родном селе уже не жил. Оказавшись в Петербурге, молодой Перхин предположительно поступает учеником к В.Финикову - ведущему ювелиру прославленной фирмы "Болин". На протяжении десятилетий великолепные изделия этой марки поставлялись Высочайшему двору, в их числе, например, были знаменитые диадемы и парюры российских императриц и вел. княжон.


На то, что именно этот ювелир был учителем Перхина, намекает женитьба Михаила в 1884 г. на 17-летней дочери Финикова Татьяне.
Ученики, как правило, жили в доме мастеров и были близко знакомы с их семьей. Брак оказался счастливым: у пары родились пятеро детей - 4 девочки и мальчик, Михаил Михайлович. В январе 1884-го Михаил записывается подмастерьем Петербургской ремесленной управы по золотых дел ремеслу. В том же году получает звание мастера золотых дел: оно присваивалось не ранее 21 года при успешной сдаче экзамена с выполнением определенной работы, при этом соискатель должен был иметь отдельное домохозяйство и хотя бы одного подмастерья. Учеником Перхина и главным его помощником на все последующие годы стал шведский финн, сын рыбака Генрик Вигстрём. Они оба попали в Петербург примерно в одно время, дружили семьями и даже в некотором смысле породнились: чета Перхиных стала крестными родителями для сына и дочери Вигстрёма.

В 1886-м Перхин оказывается в фирме К.Фаберже, причем с этого же года значится ее ведущим ювелиром. На этом посту он сменил Эрика Коллина - золотых дел мастера, прославившегося изготовлением копий скифских ювелирных изделий IV века до н.э., обнаруженных при раскопках близ Керчи в XIX в. Существует версия, что и Коллин мог быть учителем Перхина.


Благодаря протекции К.Фаберже в 1888 г. Михаил получает от санкт-петербургского градоначальника разрешение на открытие собственной мастерской, которая разместилась в квартире по адресу Б.Морская, 11. В том же здании первоначально находился и магазин фирмы Фаберже.


Еще с середины XVIII в. Б.Морская славилась как улица ювелиров и неофиц. звалась "Бриллиантовой". К середине XIX столетия около четверти всех столичных бриллиантщиков и золотых дел мастеров проживали здесь. За место на престижной улице, выходящей через арку Главного штаба прямиком к Зимнему дворцу, сражались не на шутку. К.Фаберже пользовался особой благосклонностью императорской семьи. В 1885 г. он получил звание Поставщика Высочайшего двора с правом изображения гос. герба на вывеске, а в 1890-м - оценщика Кабинета Его Императорского Величества, благодаря чему герб можно было изображать еще и на витринах и логотипе. Фирму Карл Густавович унаследовал от отца. И хотя был прекрасно обучен ювелирному мастерству, решил отойти от непосредственного изготовления изделий. В фирме он следил за веяниями ювелирной моды, собрал огромную библиотеку по худ. стилям и искусству, коллекционировал восковые и металлические модели наиболее удачных образцов, контролировал производственный процесс и мог без сожаления отправить на переплавку готовые изделия, не проданные за год. Но главное - Фаберже собирал вокруг себя искусных мастеров и художников и был способен разглядеть талант даже в начинающих ремесленниках.


"Ландыши" 1898.

Его фирму называли "культурной губкой", которая впитывала искусство разных времен и народов, но при этом создавала свой узнаваемый стиль. Каждый ведущий мастер вносил в дело свою лепту и вдохновлялся любимыми направлениями: Перхин, к примеру, был гением стилей рококо и барокко, нередко использовал в работах и элементы русского стиля. Кроме того, он внес значительный вклад в технологию многоцветного золота и эмали гильоше, чем пользовались затем и другие мастера. Так, когда К.Фаберже отправил своего сына Александра в 1906 г. во Францию на обучение к эмальеру Луи Гуйону, тот очень удивился и сказал, что это они должны учиться мастерству у русских, а не наоборот.

Владельцы его мастерских сами нанимали и обучали персонал, Карл Густавович давал полную свободу в ведении хозяйства, предоставлял эскизы работ к исполнению и снабжал драгоценными камнями и металлами. Перхин, по воспоминаниям современников, в своей мастерской каждую специальность и каждую операцию знал идеально: чеканку, гравировку, шлифовку, покрытие эмалью, закрепку камней и монтаж деталей, умел он резать и фигурки из камня. Главный мастер и художник фирмы Фаберже Франц Бирбаум с большой теплотой отзывался о Перхине в своих записках, отмечая его огромный авторитет среди мастеров, профессионализм и невероятную работоспособность.


Агатовое яйцо "Ренессанс"

Поток императорских и частных заказов был неиссякаем, самые ответственные и технически сложные изделия отдавались в мастерскую М.Перхина. При этом за выполнение наиболее важных вещей, к примеру богато оформленных кабинетских подарков, нередко он брался лично. Его мастерская выполняла лучшие золотые и разнообразные фантазийные вещи, шкатулки, табакерки, портсигары, часы, мех. игрушки и мн. др. Численность работников Перхина составляла около 25 % от всего петербургского отделения Фаберже, но создавалась в его мастерской добрая половина всех изделий фирмы. Всего за 15 лет в мастерской было выполнено порядка 20 тыс. изделий.


Клеймо Михаила Перхина с 1895 г.

На антикварном рынке и сейчас нередко можно встретить вещи с клеймом Перхина - "М.П.": такие предметы в силу своей утилитарности имели больше шансов сохраниться. Так, мастерские двух Августов, Хольмстрёма и Хольминга, специализировались преимущественно на украшениях с бриллиантами и цветными камнями, так что сохранить их было сложнее: после революции они безжалостно разламывались, металл плавили в слитки, а драгоценные камни использовали повторно или продавали. В 1889 г. Перхин создает самую дорогую табакерку в истории Российского императорского дома: украшенная бриллиантами и портретом Александра III, она предназначалась в подарок нем. канцлеру Отто фон Бисмарку. Фаберже получил за нее свыше 12 тыс. руб.

Клеймо Перхина стоит и на самом дорогом изделии Фаберже (если не считать драгоценные пасхальные яйца) - великолепных часах 1891 г. выпуска, созданных к серебряной свадьбе императорской четы. Украшенные портретами 5 августейших детей и 25 ангелами часы стали подарком от 32 представителей династии Романовых - за эту работу они заплатили Фаберже 18,5 тыс. руб. Эти часы и "Ротшильдовское" яйцо (также работы Перхина) были переданы в дар Эрмитажу президентом РФ В. Путиным.

В 1892 г. Михаил  Евлампиевич становится купцом II гильдии. В 1894-м участвует в выполнении серии срочных работ к двум свадьбам - цесаревича Николая и вел. княжны Ксении. И в следующем году получает звание личного почетного гражданина. Перхин горел своим делом, трудился даже по ночам. За годы работы у Фаберже он сколотил целое состояние, которое позволило ему комфортно содержать семью, отправлять деньги матери, купить собственный дом в Царском Селе, а также заниматься благотворительностью. Церкви свт. Николая в Ялгубе в 1899 г. он пожертвовал драгоценную богослужебную утварь на 200 руб., а в 1900-м подарил икону Спаса Нерукотворного с искусно оформленными окладом и киотом. С 1896 г. Перхин был попечителем земского училища в родном селе. Тем временем фирме Фаберже становилось тесно в старых помещениях, и Карлу Густавовичу в 1898 г. посчастливилось купить участок на той же улице и построить 4-этажный особняк. Когда в 1901-м фирма переехала в здание на Б.Морской, 24, мастерская Перхина заняла в доме 3-й этаж.


К началу века у Михаила  Евлампиевича трудилось уже более 50 чел.На Всемирной выставке в Париже в 1900 г., когда в первый и единственный до революции раз императорские пасхальные подарки были вывезены за границу, Перхина наградили Золотой медалью. Знаменитые яйца Фаберже стали венцом творчества карельского ювелира. Исследователи, в том числе и авторитетнейший В.Скурлов, полагают, что Перхин создал по заказу К.Фаберже 28 императорских пасхальных яиц из 50-ти. Таким образом, каждый год с 1885-го, когда Марии Федоровне было преподнесено первое яйцо с сюрпризом, он должен был изготавливать по одному драгоценному подарку, а с воцарением Николая II по два - еще и для Александры Федоровны. Авторство нескольких ранних яиц вызывает сомнение: подарок 1887 г., например, находится в чьей-то частной коллекции, и проверить его клеймо проблематично, а яйцо с амурами 1888 г. утерян, но даже с учетом этого Перхин остается ювелиром, создавшим рекордное количество драгоценных яиц Фаберже.

Самое первое яйцо, знаменитую "Курочку" с утерянным сюрпризом в виде короны и рубиновой подвески, также нередко причисляют к его работам, хотя клейма на ней нет и сделана она была до зарегистрированного года прихода Перхина в фирму. Специалист же по финским мастерам фирмы Улла Тилландер считает ее работой Коллина. К сожалению, сейчас "Курочка" снова находится не в России. Несколько лет назад это императорское пасхальное яйцо предоставили для экспозиции в Музей Виктории и Альберта, однако по ее окончании в 2022 г. "Курочку" из Лондона в Россию не вернули. По офиц. версии - из-за санкций, наложенных на В.Вексельберга, владельца этого и еще 8-ми пасхальных яиц фирмы из собрания петербургского Музея Фаберже. С тех пор "Курочка" находится в заложниках в Европе... Заказывая этот подарок, император Александр III хотел порадовать любимую супругу, напомнить ей о родной Дании и традиции ее семьи дарить драгоценные яйца на Пасху. В коллекции Марии Федоровны уже было яйцо начала XVIII в. с цыпленком внутри, его-то и постарался воспроизвести Фаберже.


Сюрприз удался: императрица пришла в такой восторг, что Карл Густавович был обеспечен заказами на пасхальные подарки для нее на все последующие годы. А в первом яйце, заказанном Николаем Александровичем для его молодой жены, "Бутоне розы" 1895 г., также есть отсылка к родине Александры Федоровны - Дармштадту, который славился своими цветущими садами и парками.


Одним из лучших шедевров Перхина, демонстрирующим его мастерское владение техникой гильошированной эмали, стало "Коронационное" яйцо, изготовленное для Александры Федоровны в 1897 г. Цвета эмали, расходящейся в виде солнечных лучей, подобраны в соответствии с коронационным нарядом Николая II, поверх нее - решетка из лавровых лент с двуглавыми орлами. В качестве сюрприза внутри скрывается крошечная карета Екатерины II. К сожалению, это яйцо осталось напоминанием о коронации последнего российского императора, омраченной чередой несчастливых предзнаменований и трагедией на Ходынском поле.
Прикрепления: 1452805.jpg (5.0 Kb) · 3886551.jpg (16.3 Kb) · 3824782.png (40.4 Kb) · 8487765.jpg (15.2 Kb) · 4682218.jpg (11.2 Kb) · 3960339.jpg (10.6 Kb) · 0363618.jpg (5.4 Kb) · 5516432.jpg (16.1 Kb) · 8767403.jpg (21.0 Kb) · 2495981.jpg (21.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 30 Ноя 2024, 17:03 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7164
Статус: Offline

Среди других известных изделий Перхина, в которых отразились значимые для императриц события, были такие пасхальные яйца, как "Памяти Азова" с миниатюрным кораблем, на котором цесаревич Николай совершил путешествие на Восток, "Транссибирский экспресс" с моделью поезда, "Гатчина" с любимым дворцом Марии Федоровны, "Пеликан" с перечнем благотворительных дел вдовствующей императрицы, "Ландыши" с портретами последнего императора и его старших дочерей, Ольги и Татьяны. Пасхальные подарки Фаберже становились драгоценной летописью царской фамилии. Каждое яйцо должно было быть оригинальным и иметь неповторимый сюрприз внутри, потому работа шла целый год в весьма напряженном темпе. При этом августейшие заказчики до последнего не догадывались, чем же удивит Карл Густавович на сей раз. В редких случаях Фаберже брал заказы на драгоценные яйца не только для императора, но и для других особенных клиентов. Такие подарки, как правило, повторяли дизайн какого-либо созданного ранее императорского яйца.

В 1902 г. Перхин изготовил рекордно много пасхальных яиц - целых 6 штук! Помимо двух "высочайших" в этом списке оказались "Ротшильдовское", "Мальборо", "Скандинавское" и ставшее почти традиционным очередное яйцо для золотопромышленницы В. Кельх-Базановой.


Михаил Евлампиевич создал все 7 драгоценных сувениров для этой баснословно богатой заказчицы. Изначально в коллекции Музея Фаберже (собрание американского бизнесмена Малкольма Форбса, целиком выкупленное В.Вексельбергом на аукционе Sotheby’s в 2004 г.) было две "Курочки" Перхина. Вторая, в яйце красной эмали, стала первым заказом для Кельх и была преподнесена ей на Пасху 1898 г. Поговаривают, что оригинальный сюрприз представлял собой изображение самой Варвары, вот только когда яйцо оказалось за рубежом, предприимчивые спекулянты, желая выдать его за императорское, заменили миниатюру, а так называемый "Шантеклер" Кельх лазоревой эмали, подаренный Варваре в 1904-м, через год после смерти Перхина, стал последним яйцом, на котором выбито клеймо мастера.


Перхин также успел начать великолепнейшее яйцо "Московский Кремль", хранящееся сейчас в Оружейной палате, но завершать работу пришлось уже Вигстрёму. Подарено оно было аж в 1906 году: и из-за внезапной смерти мастера, и из-за начавшейся Русско-японской войны, требовавшей экономии средств, Фаберже пришлось сделать двухлетний перерыв.


Одно из двух последних императорских яиц, оставшихся незаконченными, могло быть своеобразной данью памяти Михаила Евлампиевича.  Яйцо из карельской березы, эскиз которого обнаружила в архиве семьи правнучка "несравненного гения" Т. Фаберже, должно было стать подарком Марии Федоровне на Пасху 1917 г. Но за 2 мес. до этого самодержавие в России прекратило свое существование. После революции обречена была и фирма Фаберже, ставшая своего рода ювелирным хроникером последних представителей династии и символом роскоши, непозволительной в новых условиях.  Горестна оказалась и судьба императорской коллекции яиц. Молодому государству отчаянно требовались деньги, на продажу за рубеж по заниженным ценам отправлялись сокровища аристократических фамилий, ящиками вывозилось и царское имущество. Лишь 10 особо ценных пасхальных яиц составили экспозицию Оружейной палаты Московского Кремля, остальные признали "пригодными для экспорта"...

В 40 лет Перхин, как будто что-то предчувствуя, составляет завещание. Согласно документу, жене и каждому из 5-х детей он оставил по 25 тыс. руб., также внушительные суммы предназначались сестре, крестникам и всем работникам мастерской, вплоть до учеников, получивших дипломы. В общей сложности, эти деньги складывались в огромную сумму даже по меркам ювелиров, которые славились значительными жалованьями. Так, в столице мастера зарабатывали 50–60 руб. в мес., а у Фаберже около 120 руб. — полковничий оклад! Владельцы мастерских получали, конечно, еще больше, но и работать у Карла Густавовича приходилось на износ: 5 дней в неделю с 7 утра до 18 вечера, а по субботам - с 8 утра до 13 часов. И это не считая постоянной сверхурочной занятости. В должной мере воспользоваться заработанным Перхин так и не успел. Из-за постоянного переутомления мастер в 43 года тяжело заболел и вскоре умер от сухотки спинного мозга в больнице для душевнобольных.


По завещанию мастерская перешла к его верному ученику Генрику Вигстрёму, который после смерти Перхина стал новым ведущим мастером Фаберже и принял эстафету по изготовлению пасхальных яиц для императора.Вдова ювелира Татьяна Владимировна ненадолго пережила мужа. Она умерла в 1907 г. и была похоронена напротив его могилы на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. К тому моменту их старшей дочери, Евгении, исполнилось 23 года, остальные четверо детей были еще несовершеннолетними.

Почти 100-летие после смерти Перхина широкой общественности об этом талантливейшем ювелире было известно до обидного мало. Исследователи провели огромную архивную работу, чтобы хоть немного очертить его биографию - неизвестен был даже точный год рождения Перхина! Запись в метрической книге Ялгубского прихода отыскала историк из Карелии Е.Демкина, ей же удалось найти в архивах завещание Перхина и множество других интересных документов. Весом оказался вклад и потомков Перхина, живущих сейчас в разных странах. Так, правнучка из Грузии, Т.Бадриашвили, предоставила его фото: знаменитый дедушка был изображен на памятной фарфоровой кружке, которую по наследству передавали в семье. У грузинских потомков сохранилась еще и медаль Всемирной выставки в Париже - ее в 1974 г. передали Оружейной палате, и теперь она хранится рядом с шедеврами мастера. Немало сведений и фотографий было получено из США, где жил правнук Перхина Георгий Петрофф. Собранная информация стала основой для первой книги о М.Перхине, опубликованной в 2011 г. В этом же издании собраны биографии первых кавалеров ордена М.Е. Перхина, учрежденного Мемориальным фондом К.Фаберже к 150-летию мастера. Почетным знаком награждаются талантливейшие ювелиры разных стран, и это единственный в мире орден для мастеров-ювелиров.


С 2010 г. вручается орден М.Перхина

Потребовалось немало сил и для того, чтобы привести в порядок могилу Перхина. Сведения о захоронении В.Скурлов обнаружил в ЦГИА еще в 1989 г.: оно, к счастью, сохранилось, но оказалось в совершенно запущенном состоянии. Получив в 2010 г. разрешение на восстановление могилы, историк вместе с бывшим ген. директором компании "Русские самоцветы" А.Горыней и несколькими другими волонтерами годом позже установили первую скромную надгробную плиту. В конце 2023 г. ее заменили на полноценный памятник, надгробие появилось и на могиле Татьяны Владимировны. Новый памятник Перхину представляет собой белый крест из мансуровского гранита, установленный на привезенном из Карелии валуне, в который вмонтирована табличка, напоминающая по форме яйцо.

В родной Карелии Перхина почитают едва ли не как национального героя. В 2022 г. на набережной Петрозаводска ему установили памятник, ставший 4-м в мире именным памятником ювелиру, наряду с изваяниями Бенвенуто Челлини во Флоренции, К.Фаберже в Санкт-Петербурге и Густаву Фаберже в эстонском Пярну. В руках у Михаила Евлампиевича маленькая курочка — сувенир из пасхального яйца. Сначала хотели дать ему в руки крест, но от такой идеи отказались, после — собственно драгоценное пасхальное яйцо, однако посчитали, что это было бы слишком банально. В итоге остановились на курочке. Один из авторов памятника, родившийся в Петрозаводске петербургский скульптор П.Калтыгин, провел интересную параллель: а ведь М.Перхин и в самом деле был такой курочкой, которая несла золотые яйца для царской России...
Ирина Ивина
05.05 2024. журнал "Русский мир"

https://rusmir.media/2024/05/05/perkhin
Прикрепления: 2486712.jpg (13.2 Kb) · 6552280.jpg (5.9 Kb) · 2894041.jpg (18.4 Kb) · 9360742.jpg (8.5 Kb) · 0848374.jpg (19.8 Kb) · 9420476.jpg (14.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: