Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 08 Окт 2012, 21:46 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ (12.08. 1831 - 26.04. 1891)
Русский религиозный философ, литератор, публицист, оккультист и спиритуалист, путешественница. В Южной Америке она делила с ковбоями их наполненную опасностями и приключениями дикую жизнь. В Египте изучала магию. Увлеченная идеей независимости народов, присоединилась к войскам Гарибальди и в одной из битв была тяжело ранена. Едва выздоровев, заинтересовалась бытом индейцев и отправилась в Канаду, чтобы пожить в настоящем вигваме. Но тамошние женщины стащили у нее ботинки, и она, разочаровавшись, уехала в Техас. Затем упорно старалась проникнуть в Индию. Путешествовала по Индостану на слонах. Спускалась в пещеры, к которым боялись подходить даже местные жители.
Родилась эта удивительная женщина в Екатеринославле (современном Днепропетровске) в семье военного. Ее мать, Елену Андреевну Ган, Белинский называл русской Жорж Санд. Необыкновенные способности у Елены-мл. появились практически с раннего детства и со временем только развивались и усиливались.
«Сама не знаю, что за напасть такая! Пристала ко мне какая-то сила, из Америки я ее вывезла. Мало того, что кругом меня все стучит и звенит, но и вещи движутся, подымаются без толку и надобности. Да и, кроме того, осмысленные проявления высказывает: в разговоры стуками мешается, на вопросы отвечает и даже мысли угадывает. Чертовщина какая-то!» – объясняла будущая Радда-Бай родным, уже после ранней смерти матери.
«Она вообще была девушкой со странностями. Биографы объясняли это заполученными в детстве отчетливыми отклонениями в психике. Девочку часто посещали галлюцинации, особенно после того, как маменька, развлекая гарнизонных дам, бралась вызывать духов, впадала в возбуждение, опрокидывалась на пол и билась в конвульсиях. Тогда посылали за священником, который, помолясь, принимался за изгнание дьявола».- подчеркивали психологи.
Замуж 16-летняя Е.Ган вышла за 42-летнего надворного советника, тогдашнего вице-губернатора Эриваньской провинции Н.Блаватского, который хорошо знал ее родителей. Рано оставшись без матери, она сделала это, скорее всего, лишь по настоянию родных: «Я обручилась, чтобы отомстить моей гувернантке, не думая о том, что не смогу расторгнуть обручение, ну а карма последовала за моей ошибкой».
Брак свой юная мадам Блаватская разорвала через несколько месяцев. Дед, не одобрявший многих устремлений и поступков внучки, отправил ее к отцу с несколькими сопровождающими. Путь был долгий, и в одном из черноморских портов путешественница исчезла. Как потом выяснилось, в трюме английского парохода удрала в Константинополь, где поступила в цирк наездницей. По другим сведениям, Елена стала ассистенткой иллюзиониста, обучившего ее многим фокусам, которые затем так пригодились на ее дальнейшем поприще. А потом дед получил письмо от знаменитого баса Митровича. Артист назвался его «новым внуком» и сообщил, что женился на Елене Петровне, тогда как деду было доподлинно известно, что с прежним мужем ее никто не разводил. Так что вопрос об отвращении знаменитого философа в юбке к «магнетизму пола» остается довольно спорным…
Имелся у Блаватской и сын – несчастный горбун по имени Юрий, умерший еще в детстве. «Мадам Блаватская настаивала, что Юрий был ее приемным сыном, а когда ей исполнилось 54 года, она с самым искренним видом объявила, что все еще остается девственницей». – пишет астролог А.Ремпель. В 60-х годах XIX в. Блаватская появилась в Европе, став сотрудницей Юма – известнейшего спирита того времени. Попутно давала в Лондоне и Париже фортепианные концерты, а потом устроилась капельмейстером хора при дворе сербского короля Милана. Ее двоюродный брат С.Ю. Витте вспоминал: «Во всех этих перипетиях прошло около 10 лет ее жизни, и, наконец, она выпросила разрешение у деда Фадеева приехать в Тифлис, обещая снова сойтись со своим настоящим мужем. И вот хотя я был тогда еще мальчиком, помню ее в то время, когда она приехала в Тифлис; она была уже пожилой женщиной, и не так лицом, как бурной жизнью. Лицо ее было чрезвычайно выразительно; видно было, что она была прежде очень красива, но со временем крайне располнела и ходила постоянно в капотах, мало занимаясь своей особой, а потому никакой привлекательности не имела. Вот в это время она почти свела с ума часть тифлисского общества различными спиритическими сеансами, которые она проделывала у нас в доме».
Впрочем, спиритические сеансы и теософия никогда не были главным делом ее жизни. Елена Петровна не гнушалась никакими занятиями – лишь бы приносили доход. Неожиданно в Тифлисе объявился Митрович, который, встретив на улице свою сбежавшую жену, устроил ей грандиозный скандал. Вместе с ним Елене пришлось покинуть Кавказ. Сначала они обосновались в Киеве, где бас получил ангажемент в опере, затем переехали в Одессу. Применив свои коммерческие способности, Блаватская открыла фабрику чернил, а потом и магазин искусственных цветов, но оба эти предприятия вскоре прогорели. Но тут предприимчивый Митрович выхлопотал себе ангажемент в итальянскую оперу Каира, куда они отплыли из Одессы. Их пароход потерпел крушение, и Митрович утонул. Блаватская оказалась в Каире без денег и какой-либо поддержки. Встречаются упоминания и о другом ее муже – некоем М.Бетанели. Это лицо княжеского происхождения, к тому же будучи младше Елены Петровны на 7 лет, не задержалось возле нее долго…
В 1873 г. в США объявилась удивительная «русская леди», наделенная феноменальными способностями. Зачарованных слушателей было предостаточно – в тот период Америку охватило повальное увлечение оккультизмом. Вскоре мадам Блаватская получила американское гражданство. В 1875-м вместе с очередным другом, полковником Генри Стилом Олькоттом, оставившем жену и 3-х детей, она учредила Теософское общество, главенствующей целью которого стало «основание всемирного Братства, без различий вер, рас, происхождений».
Синтезировав в своих работах «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» философские и религиозные знания всех времен и народов, Блаватская с легкостью оперировала сведениями, почерпнутыми из библиотек, давно погребенных в пещерах и подземельях. Европа была потрясена. Женщина – русская, без всяких научных знаний – и вдруг… Или все написанное ею чепуха, или это не она написала? Впрочем, Елена Петровна сама неоднократно заявляла, что эти труды принадлежат не ей. Она утверждала, что в 1867 г. ей удалось проникнуть в Тибет. За озером Пальте, в совершенно неисследованной области (точное место никогда не указывала) здесь якобы ей явились Махатмы (Учителя), от которых она и получила сведения о некой тайной науке. Тем, кто не верил в существование Учителей, насмешливо говорила, что, пожалуй, даже заинтересована в таком неверии, ведь тогда она будет выглядеть самым большим мудрецом человеческой цивилизации.
Елена Петровна имела 4 совершенно разных почерка, в зависимости от освещаемого вопроса. И в стиле ее просматривались разительные несовпадения: некоторые страницы были написаны отличным англ. языком, а другие требовали многих поправок. Критики называли ее «научные» труды «большим блюдом мешанины», «хламом для помойки», а газета «Нью-Йорк Таймс» вообще отказалась рецензировать работы Блаватской. Гораздо больше беспокойств причиняли ей обвинения в плагиате. Ученые обнаружили в произведениях теософа около 200 примеров, когда слово в слово были переписаны отрывки из работ других авторов, имевших отношение к кабалистике и масонским обществам. Помимо явной склонности к учениям Востока в «Разоблаченной Изиде» обнаруживалась явная антипатия к христианской церкви…
Ее старания были вознаграждены по заслугам: в Мемфисе Блаватской вручили диплом и рубиновый крест – свидетельство высшей оценки знаний в области масонства. Судя по всему, она являлась существом действительно непростым, не от мира сего. По ее желанию, например, с потолка начинали падать розы, еще покрытые росой; шедший по комнате человек с зажженной лампой исчезал на глазах у изумленных людей, а лампа двигалась; по просьбе ребенка она могла достать из-за ширмы, где ничего не было, барашка на колесах: уроки, усвоенные ею в цирке, даром не пропали.
В 1884 г. Блаватская решила посетить Англию. Присматривать за главной квартирой Теософского общества поручила супружеской чете – Эмме и Алексису Кулэм. Перед самым отъездом произошел какой-то инцидент, в результате которого вся троица переругалась друг с другом. После того как наставница отбыла в Индию, Э. Кулэм решительным шагом направилась в редакцию одного из журналов. Вскоре на его страницах появились небезынтересные публикации. Они содержали выдержки из более чем 40 весьма неосторожных писем, написанных Блаватской миссис Кулэм и приведенных в качестве доказательств грязных делишек мадам Великий Теософ. Помимо всего прочего Эмма заявила, что Елена приказала ей соорудить куклу в тюрбане, которую в лунные ночи надо было выносить из дома, что всеми воспринималось бы как «проявление» Кута Хуми (одного из Махатм). Более того, письма, слетающие с потолка, отнюдь не доставлялись астральной почтой, а просто их бросали через щель в крыше. Мало того: лондонское общество психических исследований взялось провести экспертизу сверхъестественных способностей основательницы теософского движения и получило все тот же результат: все ее чудеса – мошенничество, обман, ловкость рук!
С.Витте подчеркивал:«Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я ни у кого в жизни не видел. И когда она говорила неправду, эти глаза страшно искрились, меня поэтому не удивляет, что она имела громадное влияние на людей». Разоблаченная Блаватская после этого отправилась в Европу и с тех пор ее нога никогда уже более не ступала на землю столь любимой Индии… Во время своего скандального разоблачения она познакомилась со старшим братом русского философа С.Соловьева, писателем Всеволодом Соловьевым.
«Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать. Я уже давным-давно поняла этих душек людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие. Чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удается».– советовала ему Елена Петровна. Соловьев назвал эту женщину «ловцом душ» и безжалостно разоблачил ее в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософического общества…
Неуемная Блаватская основала Общество спиритов и объявила себя медиумом. Все это смелое предприятие провалилось, когда клиенты обнаружили в доме длинную перчатку, набитую ватой, которая использовалась как рука, «освобожденная от телесной плоти». «Нет религии выше истины», – утверждала этот медиум, и тут же попирала свое утверждение новым обманом легковерных. Еще в те годы в Европе подозревали, что Блаватская являлась русской шпионкой. У нее же не было денег, чтобы затеять против обвинителей судебный процесс. Во время своего посещения Одессы в 1872 г. она обратилась к начальнику III Отделения с весьма интересным посланием: «Я хорошо ознакомилась со всей Западной Европой, со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и крайне левой стороны. Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным лидером… каюсь в том, что 3/4 времени духи отвечали моим собственным – для успеха планов моих – словам и соображениям. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей их надежды, планы и тайны. Я играла все роли, способна представить из себя какую угодно личность…».
К чести руководителей III отделения, они не приняли предложения Великого Теософа. Умерла Блаватская, переболев гриппом и не дотянув 3-х месяцев до своего 60-летия. После предания ее тела сожжению пепел был разделен на 3 части, которые хранятся в Индии, Нью-Йорке и Лондоне. http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/06/elena-petrovna-blavatskaya/
|
|
| |