[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВЕРА КУДРЯВЦЕВА-ЛЕМЕШЕВА
ВЕРА КУДРЯВЦЕВА-ЛЕМЕШЕВА
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 22 Окт 2012, 23:30 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
ВЕРА НИКОЛАЕВНА КУДРЯВЦЕВА-ЛЕМЕШЕВА
(07.12. 1911 - 25.12. 2009)


Выдающаяся оперная певица. Родилась в Старой Руссе Новгородской губернии в семье Николая Онисимовича и Мариамны Федоровны Кудрявцевых она была 13-м ребенком. Трое умерли в младенчестве, 10 выросли, получили образование. Судьба многих из них сложилась непросто.

Выпускник физико-математического факультета Петроградского университета Николай Онисимович был прекрасным педагогом. Непримиримый, неподкупный, строгий и требовательный ко всем без исключения ученикам, независимо от их происхождения, не всегда угодный начальству, он был вынужден часто менять место работы. Очередным назначением стало реальное училище Опочки. Должность директора училища он совмещал с должностью председателя попечительского совета женской гимназии им. Пушкина. Семью он перевез в Опочку в 1918 г.
Из воспоминаний В.Н.Кудрявцевой-Лемешевой:


«Опочка – это мое детство и юность. Мы жили в 2-этажном доме на Соборной пл. – Доме колхозников. Комнат там было много: кабинет отца, матери, комнаты для старших дочерей, комната с партами для занятий младших детей. Был у нас и большой зал с ковром и аллеей цветов в кадках. Мама любила цветы, они украшали все окна. В углу стоял рояль. Наша семья оказалась в центре муз. жизни города. В доме постоянно звучала музыка, устраивались спектакли, елки. Сестры прекрасно играли на фортепиано. Все пели. Отец тоже имел хороший голос и участвовал в наших праздниках. Выступали мы все и в городском клубе. Любимой зимней забавой было катание по льду Великой под парусом. Кроме музыки, танцев, я очень любила лошадей! Во дворе нашего дома была конюшня комиссариатских лошадей. Помню, как выбрала себе рыженькую лошадку и каждый день с утра ездила на ней на Великую - поить. И вообще я спокойно подходила к любой лошади, снимала путы с передних ног и, взобравшись на пенек, усаживалась на нее. Узнав однажды, что я скачу верхом по утрам поить лошадей и потому опаздываю на урок математики, отец строго спросил маму, кого она воспитывает.

В нашей семье всегда соблюдалась строгая дисциплина. И только мама не вписывалась в ее жесткие рамки. Она была доброй, ласковой, мудрой и всю себя отдавала детям. В свободное время, которого у нее было немного, она погружалась в чтение. Зачитывалась Тургеневым. Мы были обязаны вовремя ложиться спать, аккуратно складывать одежду, иметь чистую обувь. Обедать, ужинать садились в столовой всей семьей и обязательно крестились перед едой. В Опочке мне все тогда казалось таким прекрасным. И большой белый собор на площади. И мостик, перекинутый к Валу. Прогулки на Валу по дорожкам и аллеям, ведущим к беседкам, привлекали туда много народа для отдыха и развлечений. Был там и театр, куда с драм. и оперными спектаклями приезжали артисты из разных городов России. Особенно мне запомнился приезд в Опочку из Петрограда артистки Александринского театра М.Л. Бочарниковой. Играли «Принцессу Турандот». Мы с сестрой Зиной помчались на Вал, чтобы взглянуть хотя бы на репетицию. Там я удостоилась чести постоять с опахалом около самой героини. Позже, познакомившись с Марией Леонидовной ближе, мы подружились на долгие годы. Тогда в Опочке я поднесла актрисе маргаритки, а когда сама стала артисткой, получила от нее великолепные розы!

В Опочке наша семья пережила гражданскую войну и голод. Пришлось расстаться с роялем. Отец давал доп. уроки за продукты – муку, горох, капусту. На кусочке земли, который нам дали, мы разбили грядки. Сажали лук, картошку, всякую зелень. Чтобы хоть как-то поддержать, сестра Зинаида брала меня с собой в деревню, где давала уроки детям не раскулаченных еще крепких хозяев. Меня вместе с нею кормили вкусными обедами, угощали ягодами, фруктами. В школе я слыла способной, но шаловливой девчонкой. Все время была в окружении мальчиков. Пусть это прозвучит нескромно, но они меня очень любили. Когда стали постарше – признавались в любви. За мной ухаживал красавец из нашего класса В.Телепнев. Но тогда я ко всему относилась очень несерьезно, так как преследовала одну цель – стать певицей.



Помню, как в Успенской церкви в чистый четверг я пела соло из «Разбойника Благоразумного», и весь наш класс 2-й ступени пришел в церковь послушать меня и хор. Однажды наше муз. общество устроило поездку в Святые Горы в день рождения Пушкина. Там я исполняла два романса на стихи Пушкина: «Я помню чудное мгновенье» Глинки и «Ночь» Рубинштейна. После концерта, постояв у могилы поэта, мы отправились по пушкинским местам. Я буквально «заболела» от всего увиденного и услышанного. И только много лет спустя, в 1980-м году, я снова оказалась там с большой певческой бригадой. Я снова увидела святые Пушкинские Горы. Вечер… Опять этот зал при свечах, поет хор, солисты – Е.Образцова и Е.Нестеренко. Когда после концерта все с факелами подошли к могиле Пушкина, я не выдержала и разрыдалась. Под впечатлением захлестнувших эмоций захотелось взглянуть на город моего детства и юности – Опочку. Но как я была разочарована… Трудно было узнать и сам город, и обмелевшую местами Великую. Порадовал лишь краеведческий музей. Здесь я увидела бережно сохраненные фотографии: мой отец и мой брат Константин в кругу учащихся реального училища, старший брат Владимир во главе подразделения бойцов-красноармейцев спецотряда ЧОН (часть особого назначения)».

Николай Онисимович не жаловал перерождение детских увлечений своих дочерей театром и музыкой в профессию. Потому по переезде в Ленинград Вера заканчивает курсы «Техмасс» (Техника - в массы) и устраивается лаборанткой на Литопонный завод им. Воровского. Однако мечту о сцене она не оставляет и непрерывно занимается музыкой. В 1940 г. заканчивает с отличием Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова. Сталинскую стипендиатку берут в аспирантуру и одновременно разрешают выступать в Оперной студии. В студенческие годы Вера решается и на серьезный шаг в личной жизни, выходит замуж за будущего солиста Малого оперного театра М.Довенмана.

В самом начале войны вместе с аспирантурой эвакуируется в Ташкент. Там появился на свет ее сын. Она не прекращает заниматься учебой и концертной деятельностью. А после прорыва блокады сразу же возвращается в Ленинград. Город встретил Веру Николаевну опустевшей квартирой. Самые ценные вещи отдавались во время блокады за пару яиц и небольшой кусок мяса, иногда в формалине. Но самое страшное - смерть близких, не пожелавших покинуть город… 5 декабря 1944 г. Вера Николаевна дебютирует на сцене Малого оперного театра. Именно в Малом она знакомится с С.Лемешевым.


Его голос звучал из репродуктора в доме Кудрявцевых с 30-х годов. Вера давно мечтала спеть с Лемешевым. И вот встреча в «Евгении Онегине». Вера Николаевна и Сергей Яковлевич – Татьяна и Ленский.


«Между нами сразу пробежала какая-то искра. Я слушала за кулисами с повышенным вниманием его партию. О том, что он слушает меня, сидя на стуле за кулисами, я не знала. Мне об этом сказали…» - вспоминает Вера Николаевна. Все было непросто, ведь и обоих были семьи. Они боялись разгоравшихся чувств, но не могли противостоять судьбе. В 1948 г. Сергей Яковлевич сделал Вере Николаевне офиц. предложение. С.Довенман, проявив благородство, не стал удерживать жену и даже пошутил, что с Лемешевым соревноваться не может. С 1950 г. Вера Николаевна и Сергей Яковлевич вместе. Пришлось поступиться карьерой, но она ни разу об этом не пожалела. Ее очень долго не признавали в Москве, приходилось мотаться в Ленинградский театр. Но рядом было так много – любимый человек… Сергей Яковлевич скончался 26 июня 1977 г. Свою жизнь без него Вера Николаевна посвятила работе в Московской консерватории и увековечению памяти «незабвенного супруга, друга, Великого артиста и обаятельного человека».
http://old.opochka.ru/kray/znam/lemesheva

Выдающаяся оперная певица, вдова великого русского певца скончалась в Москве на 99 году. О том, что значила для него Вера Николаевна, Сергей Яковлевич написал в своей книге «Путь к искусству»: «Малегот памятен мне и потому, что на его сцене произошла встреча, которая сыграла большую роль в моей творческой и личной жизни. В спектаклях «Евгения Онегина» вместе со мной почти всегда пела партию Татьяны В.Н. Кудрявцева. Она очень импонировала мне как актриса своей неподдельной искренностью, тонкой муз. душой, всегда готовой отозваться на настроение партнера. Каждый раз она выходила на сцену, словно впервые переживая чувства своей героини. Взволнованная, трепетная актриса, она обладает и большим вокальным мастерством. Творческое общение, сходство в чем-то артистических натур, отношения к искусству, сблизили нас, и Вера Николаевна стала моей женой, другом и первым советчиком во всем, что связано с музыкой, сценой, пением».

Вера Николаевна с детства любила петь и после окончания школы поступила в Вечернюю рабочую консерваторию в Ленинграде, попутно работая на хим. заводе. За отличную учебу была переведена в Ленинградскую консерваторию сразу на 2-й курс в класс С.В. Акимовой-Ершовой - знаменитой певицы, жены великого тенора И.В. Ершова. В дуэте с ним, (который был признан величайшим вагнеровским певцом, после того, как спел в 1910-х все «Кольцо Нибелунгов» в Байрейте) Вере Николаевне посчастливилось спеть 2 отрывка из опер Вагнера – Зиглинду из «Валькирии» и Елизавету в «Тангейзере». На 5-ом курсе получала Сталинскую стипендию. После окончания консерватории собиралась пробоваться в Малый оперный театр (Малегот), но началась война.

В блокаду умерли ее родители, 4 ее сестры и брат. Сама она в тяжелейших условиях в эвакуации начала активно работать в театре, давать концерты в госпиталях и помогать С.В. Акимовой-Ершовой в пед. деятельности. В 1944 г. вернулась в Ленинград и была принята в Малый оперный на ведущие партии. За несколько лет спела немало трудный ролей. Премьерные показы «Войны и мира» проходили тяжело. Вера Николаевна вспоминала: «Хочу остановиться на том, как проходило это испытание для театра. Пишу об этом потому, что Наташу Ростову пела в этом показе я. Присутствовали композиторы из Москвы, музыковеды и др. деятели искусства. После показа 2-й части оперы начались резкие выступления в адрес Прокофьева. Тем более, что в газете «Правда» ранее появилась статья о так называемых композиторах-формалистах. После критики оперы спросили, не хочет ли кто-нибудь выступить из исполнителей. Во мне все вскипело. Мы были влюблены в музыку, в исполняемые образы. Я выступила, хотя это, видимо, было дерзко с моей стороны: девчонка, будучи всего 2 года солисткой театра, выступает перед таким собранием знаменитых людей. Я сказала, что сначала эта музыка показалась необычной и трудной. Но когда зазвучал оркестр, мы влюбились не только в свои партии, но и в весь спектакль, и что пройдет время и эта музыка будет названа гениальной, что она совершенно нова и прекрасна. Дальше я брякнула, что у наших современных композиторов есть много хорошей музыки, песен, которые с удовольствием поют, но, к сожалению, многие из них очень похожи друг на друга. После всех выступлений ко мне подошел композитор Ю.Д. Шапорин и сказал: «А вы смелая девушка». Супруга Прокофьева М.А. Мендельсон пожала мне руку и сказала «Спасибо».

"Сергей Яковлевич приезжал рано утром в мою гримерную и интересовался: "Как вы себя чувствуете, Вера Николаевна?" А я ласково: "Вам пора идти. Вы не успеете наложить грим". Я давала понять, что не согласна на легкие отношения. Он ведь был кумиром миллионов, не единожды женат. И я была тогда замужем, у меня рос сын Андрей. Сергей Яковлевич доверился своим чувствам гораздо раньше. Это он меня завоевывал. Я так себя поставила, чтобы не дать понять, как он мне нравится. Иначе нельзя: Лемешев привык ко всеобщему обожанию. Только прожив долгую жизнь, к старости, я поняла, что до встречи с ним будто и не жила вовсе. У меня было столько нерастраченной энергии, которую я отдала ему! Всю без остатка, а взамен получила огромное счастье."

Став женой Лемешева, Вера Николаевна пожертвовала званием Заслуженной артистки РСФСР, которое ей должны были дать, так как ушла с постоянной работы в Малеготе, выступая там по договорам. «Соединив наши жизни, я отказалась от известности, хорошей работы, которая у меня была в Ленинграде. Ушла в никуда. Начало нашего брака - сплошные переезды в "Красной стреле". День в Москве, день - в Питере. Ночь - в дороге. А на московском перроне, утром, - обязательно Лемешев с цветами. "Я тебе мешаю. Теперь тебя воспринимают только как мою жену". И действительно, многие "доброжелатели" меня допрашивали, почему не беру его фамилию.»

- Отчего же вы не переезжали в столицу насовсем?
- Мне не давали перевода. Не спрашивайте, кто и зачем. Я отрабатывала в Ленинградском оперном подряд несколько спектаклей и мчалась к мужу. Я вставала в 6 утра, а ложилась в полночь. Это были самые тяжелые годы в моей жизни, но и самые счастливые. Мне пришлось отказаться слишком от многого, но я об этом не жалею.

С 1955 по 1968 г. Вера Николаевна солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также постоянная партнерша Лемешева по камерным концертам в Москве и Ленинграде. Случалось им выступать вместе и в спектаклях во время гастролей, и даже сниматься в фильме-опере «Дубровский».

«На сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в коллектив которого она органически вошла благодаря своим творческим качествам, Вера Николаевна спела ряд новых партий, всегда с большой тщательностью отделывая свои роли. С глубоким уважением пишу я эти строки, так как своим чистым, бескорыстным отношением к театру, неутомимой работоспособностью, самодисциплиной она поддерживает и во мне постоянную потребность в увлеченном творческом труде. Так я получил ее поддержку и в своем стремлении выступить в качестве режиссера на сцене Большого театра». - писал Лемешев.
С конца 1960-х Вера Николаевна преподает в Московской консерватории. Летом 1968 г. она буквально спасает Сергея Яковлевича, быстро вызвав скорую помощь – у него случился обширный инфаркт. В течение 2-х месяцев проводит с ним в больнице по 8 час. в день, успевая при этом преподавать.
«Вера продлила мои годы и творчество», - позже говорил Лемешев.


Они прожили вместе 27 лет. После его смерти Вера Николаевна посвятила себя увековечению его памяти. Вместе с Е.Грошевой, ведущим советским историком театра и критиком, она переиздает мемуары Лемешева, выпускает сборник нот и книгу в которую вошли статьи, письма и биографические заметки «С.Я. Лемешев» (1987). В 1985 г. принимает участие в создании док. фильма «Сергей Яковлевич Лемешев». Приезжает на все концерты его памяти, вносит значительные суммы денег на создание его музея в Князеве, помогает составлять экспозицию. Достойным завершением биографической статьи о Вере Николаевне можно считать восторженные слова Е. Грошевой:«Я не только глубоко уважаю Вас и люблю как прекрасного человека, великолепную певицу и педагога, творчески безотказно выполняющего свой долг, отдающего огромный труд воспитанию нашей вокальной молодежи. Но я еще и восхищена, даже более – потрясена Вашей преданности Сергею Яковлевичу, его памяти, всему, что так или иначе связано с ним. Это уникальный неповторимый пример такой честности, такого благоговейного отношения к мужу, другу, великому артисту! Все, кому дорого русское искусство и место, которое занимает в нем Лемешев, имя которого уже стало легендой, должны хранить в Вам благодарность на всю жизнь!»


В.Н. Лемешева похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.
http://bolshoi-theatre.livejournal.com/18990.html
Прикрепления: 1127475.jpg (7.9 Kb) · 5336276.jpg (13.4 Kb) · 8292137.jpg (13.4 Kb) · 4965062.jpg (18.4 Kb) · 3795988.jpg (17.2 Kb) · 0895344.jpg (16.9 Kb) · 0193467.jpg (22.5 Kb) · 9672765.jpg (20.0 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВЕРА КУДРЯВЦЕВА-ЛЕМЕШЕВА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: