[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
КОНСТАНТИН ВАНШЕНКИН
Нина_КорначёваДата: Понедельник, 17 Дек 2012, 22:56 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 193
Статус: Offline
КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ ВАНШЕНКИН
(17.12. 1925 - 15.12. 2012)


Не дожив 2-х дней до 87-летия, ушел из жизни поэт, прославившийся в первую очередь патриотическими песенными текстами.
К.Ваншенкин, потомственный московский интеллигент из семьи инженера-химика Я.Вайншенкера, ушёл на фронт в 1942 г., когда ему не было и 17. По возвращении он выбрал карьеру геолога, но любовь к поэзии, привитая еще в детстве, заставила в конце концов сменить место учёбы и перейти из геологоразведочного института в литературный. Тематика первых текстов была связана с войной. Там же, в Литинституте, он встретил свою будущую жену И.Гофф, чье имя также вписано в историю советской песни. Она писала о нём в своем дневнике: "У мужчин-поэтов стихи рождаются от женщины, как дети".
Муж, автор текста песни "Я люблю тебя жизнь", и жена, написавшая стихи для "Русского поля", заложили основы классической послевоенной песенной лирики. С их стихами на устах выходили на сцену М.Бернес, И.Кобзон, Л.Зыкина, Д.Гнатюк, Э.Хиль

Успехом песни "Я люблю тебя, жизнь", ставшей его визитной карточкой, Константин Яковлевич обязан М. Бернесу. Певец прочитал стихотворение в "Комсомольской правде" и предложил его нескольким композиторам, но ни один из вариантов его не устроил, и даже Э.Колмановскому, который в итоге написал мелодию, пришлось несколько раз переделывать ее. Песня закрепила в обиходе советских искусствоведов термин "гражданственность". Это сочетание тембра, интонации и слова создало офиц. песенный стиль, воцарившийся в стране на 30 лет. А Э.Колмановский стал одним из постоянных соавторов Ваншенкина.

Песня "Алёша" родилась после того, как Колмановский побывал в Болгарии у памятника советскому солдату-освободителю. Популярной в СССР она стала благодаря болгарским исполнителям, с удовольствием её исполнявшим и записывавшим. До 1989 г. "Алёша" была гимном Пловдива — гор. радиостанция каждое утро начинала с неё своё вещание. Считается, что благодаря песне монументы советским воинам в других городах — таких как Таллин, Мурманск, Харьков, также стали неофициально именовать "Алёшами".

В 1960-е годы Ваншенкин стал активно работать не только как автор текстов песен, но и как прозаик. Сильным творческим импульсом для него всегда оставались воспоминания о ВОВ. За сборник стихов "Волнистое стекло" (2001) поэту дали Госпремию РФ, тогда же он стал кавалером ордена "За заслуги перед отечеством" IV степени. Поэтические сборники Константина Яковлевича регулярно печатались до последнего времени. Наравне с традиционной для его стихов военной темой поэт блистательно держал лирическую, интимную ноту. Критики отмечали щепетильное отношение к теме любви на войне. Но его чувственная любовная лирика так и осталась в тени советской песенной патетики, ставшей железобетонным официозом.
Борис Барабанов
17.12. 2012, газета "Коммерсант"

http://www.kommersant.ru/doc-y/2091968


Ушёл из жизни К.Я. Ваншенкин, 86-летний поэт-фронтовик. Нехорошо признаваться, но скажу честно, я и не подозревал, что до этой печальной субботы он был жив. Строки сообщений о его смерти предельно скупы. Всем напомнили, что Ваншенкин написал то самое, что любого из нас подними - споём без запинки.

"Кружится, кружится пестрый лесок,
Кружится, кружится старый вальсок,
Старый, забытый, Старый, забытый вальсок"
, - это "Вальс расставания".

"Уходят башенки вокзала и удаляется причал.
Как важно всё, что ты сказала,
Всё, что в ответ я прокричал"
, - это "Как провожают пароходы".

"Ах, как годы летят,
Мы грустим, седину замечая,
Жизнь, ты помнишь солдат,
Что погибли, тебя защищая?"
- это "Я люблю тебя, Жизнь!"

Песни его настолько въелись в подкорку, что кажутся чем-то ниспосланным, как явление природы. Хочешь не хочешь, а они есть, солнце, воздух и вода - есть и есть, потому что были всегда. И автор, имя которого было на слуху в 60-70-80-е годы, казалось, где-то там и остался, в том далёком "всегда". Так, по крайней мере, не могло не казаться с тех пор, как жизнь многих, не только мою, разрезали пополам на ломоть постыдного прошлого - "то, чего не может быть", и ломоть оттюнингованного настоящего - "что есть, то и ешь". А Ваншенкин, оказывается, до последних лет - чуть ди не ежегодно выдавал по книжке. Признаюсь: он не самый близкий мне поэт. Непритязательность и естественность - главные достоинства его поэзии. Так уверяли критики, и с ними не поспоришь. Сарнов рассказывал, как Маршак путал поэтов Винокурова с Ваншенкиным, и как Ваншенкин обижался. Все это так, а вместе с тем…

Вместе с тем - куда денешься от его песен, если вырос на них? Ни его, ни его жену толком не вспомнят, - но песни-то? Отчего сейчас вдруг ловишь себя на мысли: жить-то без такой вот "непритязательности" и "естественности" тошно? Отчего вот так бесхитростно признаться - "Я люблю тебя, жизнь" - сейчас как-то совсем наивно, если не глупо. Поверьте, я не собираюсь ныть или читать морали - но что, у меня одного такие ощущения? Да вряд ли. Вот сейчас вдруг - так уж, кстати, если речь о поэте-песеннике - случилось всеобщее помешательство на телепрограмме "Голос". Отчего? Там что-то сверхъестественное? Да нет, как раз - дело в том, что - естественное. Лица человеческие, пока еще не фабричный фарш и не попкорн, повылезали откуда-то. Дальше-то они перемелются, мука будет, - но сам факт, что они - есть. Лица из какой-то другой, непритязательной жизни. И потребность в них есть. Это же о чем-то говорит?

Тут, кстати, вот что я вспомнил. Пару лет назад, кажется, математики из Университета американского Вермонта исследовали огромный массив песенных текстов. И пришли к выводу, за последние полвека популярная музыка помрачнела на 10%. Как считали? Взяли тысячу слов с эмоциональной окраской по 9-балльной шкале счастья (от "несчастен" до "в экстазе") - и посмотрели, сколько чего было спето. Выяснилось, что в целом слово "любовь" все чаще вытесняется "ненавистью и болью". Такая вот своеобразная оценка уровня счастья в сегодняшнем мире. Явно далекая от оптимистического ваншенкинского "Я люблю тебя, Жизнь!"

Любопытства ради - можно пойти дальше и прислушаться к хитам 2012 г. О чем пели, что слушали, чем упивались в уходящем году? От непроизвольного сравнения с песнями Ваншенкина - ну если уж так нахлынуло - уйти трудно, и первое, что совершенно явно бьёт по ушам: слов в песнях нынешних чаще всего не хватает, их заменяют разнообразными охами и оп-пами. Ну или непременно вылезет какое-нибудь "твою мать". Послушайте. Все хит-парады по всему миру, не исключая и нас, рвал кореец по имени PSY с песней про Gangnam Style. Это такая нервная, бумкающая попытка привлечь к себе внимание девушек: "Если сейчас хорошо, то будет еще лучше! Милая, милая, Я уж это точно знаю, наверняка, Ты знаешь, что я скажу: Опа, Гангнам стиль! Ээээ, Секси девушки, Опа, Гангнам стиль! Ээээ, Секси девушки, О-о-о-о”.
Глупо сравнивать, знаю, - но, согласитесь, поэта Ваншенкина тут рядом не стояло. С таким-то PSYхованным товарищем.

Высоко в рейтингах маячила Мадонна с Girl Gone Wild - Обезумевшей девчонкой: "Хэй, эй, эй, эй, Словно девчонка обезумела, Хорошая девочка обезумела! Я словно хэй, эй, эй, эй, Словно девчонка обезумела, Хорошая девочка обезумела, Хорошая девочка обезумела!”
Тихо отползаем от заграничной безумной - к отечественным. Тимати и Лепс засветились хитом "Лондон". Про то, как хочется уехать в Лондон. Возможно, у них в тексте и зарыта некая ирония, но глубоко. К тому же они в сомнениях, и хочется, и колется: "Нафига этот Лондон? Да кому я там нужен? Появлюсь дней на пять, погрущу и опять На Москву, твою мать".

Боюсь, в чем-то они правы: на фига Лондону такие песни - там и своих хватает. Но следом тут же - заводные девчонки из группы "Серебро": их "Мама Люба" тоже будоражила хит-парады: "Наша-наша кроватка делала шик-шик. Я твоё пианино, а ты мой настройщик. Мы так летали, что не заметили твою мать. И она сказала, что я просто… Мама Люба давай, давай, давай. Мама Люба давай, давай, давай".
Очевидно: в песнях нынешних нет слов, одни эмоции. Даже не эмоции, а "как бы эмоции" - такие "лампочки Павлова" для потребителей: на словах "опа-опа" должна потечь слюна. И словам тесно, да и мыслям еще тесней. Завершу, пожалуй, этот внезапный обзорчик рейтинговой Нюшей с "Воспоминанием": "Теперь нас разделяют километры, И я опять ушла искать ответы… Так больно оставлять на сердце шрамы, Но не было у этих чувств обмана"… И т.д.

К слову уж: у Ваншенкина, тоже были стихи про "сердечные" обиды. Только у него как-то по-другому. Старомодные, наверное, строчки - и цепляют зачем-то:

"… Но остаётся горестная метка, -
Так на тропинке узенькой, в лесу,
Товарищем оттянутая ветка
Бывает, вдруг ударит по лицу"
.

Ну действительно, это совсем другое мироощущение, аж противно: и боль вдруг чувствуешь, как живую, будто ветка эта - тебе по лицу. А если серьёзно: смерть Ваншенкина - светлая ему память - тут для меня лишь повод погрустить о том, что мы растратили и профукали в два счёта. Мир чувств неправильных - но не силиконовых. Ощущений косых или кривеньких - но без подтяжки и ботокса. Мыслей худо-бедных - но хоть не всегда, и не так беспросветно купи-продажных. А чего в этих словах больше - ностальгического брюзжания или констатации онлайн-убожества? Чего больше в песнях, вытеснивших отовсюду те же песни Ваншенкина, - деградации или актуальной продвинутости? Нет у меня ответа, сами решайте. Ну или хоть задумайтесь. Я люблю тебя, Жизнь?
... И напоследок просто стихотворение К.Ваншенкина: "Студентки".

Среди цветущей мать-и-мачехи,
Среди пробившейся травы
Учебник высшей математики
И три девичьи головы.

А в небе облако качается,
И солнце льёт свой ровный свет.
Никак ответ не получается,
Никак не сходится ответ.

И кто-то там, средь мать-и-мачехи,
Приподнимается с земли:
-Ау, ребята! Где вы, мальчики?
Пришли бы, что ли, помогли...

Игорь Вирабов
16.12. 2012. РГ

http://www.rg.ru/2012/12/16/vanshenkin-site.html





Прикрепления: 6479298.jpg (8.1 Kb) · 5994237.jpg (8.5 Kb)


Сообщение отредактировал Нина_Корначёва - Понедельник, 17 Дек 2012, 23:01
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: