Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 06 Апр 2013, 19:56 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| «Ты станешь великой певицей»
О Галине Ковалёвой, великой русской певице, я узнала 8 лет назад, когда стала серьёзно заниматься пением. Мой первый педагог, Ирина Дмитриевна Козлова, сразу же дала задание найти записи с голосом Ковалёвой и слушать, слушать, слушать… Тогда, в 2001 году, в свет вышел только один альбом, в котором певица исполняла старинные итальянские арии. О, это было чудо из чудес, когда полился божественный голос Галины Ковалёвой – она пела «Ave Maria» Каччини в сопровождении органа. С тех пор она стала моей самой любимой певицей.
http://www.youtube.com/watch?v=nJ9m4PFp9YU
Ирина Дмитриевна рассказывала, что Ковалёва была скромным человеком и поэтому не любила записываться. И действительно, кроме старинных арий, в магазинах можно найти только 2 альбома с ариями из зарубежных опер и русскими песнями и романсами. Все они со временем у меня появились. А чуть позже, заразив любовью к Галине Ковалёвой своего одноклассника по музыкальной школе Мишу Гопиенко, оперного меломана, моя фонотека пополнилась уникальной «живой записью» со спектакля Мариинского театра «Иван Сусанин», добытой Мишей чудесным образом. Главные роли в нём исполняли Галина Ковалёва и Борис Штоколов.
Но знакомство с творчеством Ковалёвой не ограничилось прослушиванием записей её голоса – в районной музыкальной библиотеке мне попалась тоненькая книжечка о певице из серии «Мастера исполнительского искусства», написанная Натальей Платоновной Корыхаловой. «Да, красив не только её голос, — восхитилась я, листая книжку, но и она сама – эта изящная женщина невысокого роста с большими добрыми глазами…»
Галина Александровна Ковалёва родилась 7 марта 1932 года на щедрой кубанской земле — в посёлке Горячий Ключ Краснодарского края. Музыка окружала ее с детства. Отец пел под гитару, мама участвовала в самодеятельности. Но музыкальным образованием Галины никто всерьез не занимался. Училась петь она слушая радио, с увлечением подпевая солистам оперных театров. И когда в праздники родители поднимали ее на стул и спрашивали: «Галочка, что ты нам споешь?» — она отвечала очень важно: «Я спою вам арии из оперы „Иван Сусанин“…»
В Саратовскую консерваторию, куда она пришла по настоянию друзей, не очень-то веря в успех, её приняли сразу, с первого же прослушивания. Педагог консерватории Е.И.Губанова, принимавшая вступительные экзамены в 1954 году, вспоминает: «Она ошеломила природной одаренностью, буквально свалившейся на голову. Проводила консультации. Обычно у всех ноты – а у нее ничего, все пела по слуху. Нравится «Соловей» Алябьева – просила показать каденцию. «Теперь не подыгрывайте», — и спела со всеми трелями, все без ошибок. Тем же способом спела понравившуюся ей арию Царевны – Лебедь. Потряс ее голос – теплого, круглого тембра, верхний регистр был неограничен – до «фа» третьей октавы».
http://kkre-29.narod.ru/kovaleva_g/sol.mp3
Феноменальные способности девушки должным образом оценили: она была принята, несмотря на отсутствие какой бы то ни было профессиональной подготовки, знаний нотной грамоты. В кратчайший срок Ковалева смогла пройти весь музыкально – теоретический курс. Уже к третьему курсу будущая певица сформировалась как зрелый музыкант, стала именной Собиновской стипендиаткой. Будучи студенткой четвертого курса в 1957 году, Галина Ковалёва участвовала в концертах V1 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. И в этом же году стала солисткой Саратовского оперного театра. По окончании консерватории молодая певица продолжала петь в Саратовском театре. Любимой её ролью была Марфа из оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова.
«Как-то поздним вечером я включил радиоприемник и услышал по трансляции вступление к четвертому акту „Царской невесты“, — вспоминал великий тенор Сергей Лемешев. — Я очень люблю эту оперу, особенно четвертый акт, и хотя звучание оркестра показалось мне не совсем удачным, я решил послушать. Но вот запел приятный тенор, настроение мое поднялось, затем красивый баритон, прекрасное меццо, и вдруг… И вдруг я услышал голос необычайный, голос, заставивший меня встрепенуться. Ничего подобного я раньше не слышал. Голос изумительной красоты, плавности, легкости, который не мог оставить равнодушным. Это был, как я узнал потом, голос Галины Ковалевой. И что самое интересное, как только Ковалева — Марфа запела свою арию, оркестр, игравший до того вяло, начал вдруг обретать слаженность и красочность звучания. Произошло чудо, редко встречающееся в театре: голос певицы, будто камертон, настроил оркестр и дирижера, повел их за собой, увлекая интонационной точностью и гибкостью чудесного звука».
Вскоре её приглашают в Ленинград, на сцену одного из самых прославленных в мире театров — в театр оперы и балета им. С.М. Кирова, в котором Галина Ковалёва будет петь многие годы. Следующий 1961 год был ознаменован для даровитой солистки Ленинградского оперного театра ещё и высоким международным признанием: на конкурсе в Болгарии из 69 участников, представлявших 23 страны, советская певица была признана лучшей. «Ты станешь великой певицей», — напутствовала Ковалеву примадонна итальянской оперы Тотти даль Монте после победы Галины на Софийском конкурсе. Через год в Тулузе певица приняла участие в еще более сложном конкурсе: все сочинения должны были звучать на языке оригинала. И Ковалёва пела на родном языке, на немецком, итальянском, французском. На третьем туре взыскательная публика, избалованная вниманием заезжих «звёзд» мирового уровня, публика, вопреки строгим правилам, устроила советской исполнительнице овацию на блистательное исполнение «Вокализа» Сергея Рахманинова и арии Диноры из одноименной оперы Мейербера. Оперная певица из города на Неве завоевала тогда высшую награду – Гран-при. В 1963 году Галина Ковалёва снова приезжала в Тулузу, чтобы принять участие в торжественном концерте и спеть Джильду на сцене театра «Капитоль».
Гастроли, концерты, признание. Да что там – триумф! И еще одна победа – на Международном конкурсе в Монреале. Ей аплодировали в Чехословакии, Франции, Испании, Германии, Италии, Канаде, Польше, Японии, странах африканского континента. Но «звёздная болезнь» Галине Ковалевой была незнакома. По признанию коллег, она была совершенно «некарьерным» человеком. Закулисными сплетнями не интересовалась, в театральных интригах — а какой театр без интриг? — не участвовала. По этой причине отказалась от перехода в Большой театр. Трудно, пожалуй, вспомнить еще такой случай, когда певица отказывается стать солисткой первого театра страны. Да еще вопреки настойчивым рекомендациям чиновников Министерства культуры. В то время это дорогого стоило. Но Галина Ковалева была непреклонна, считая, что пропитанная интриганством атмосфера Большого театра к творчеству отношения не имеет. Чуть позже отказалась от приглашения на стажировку в Ла Скала, с легкостью дав себя уверить в том, что итальянская школа может «испортить голос». Стоило огромных трудов уговорить певицу сняться в документальном фильме о ней: “Кому это интересно?“
Трудно перечислить произведения композиторов разных стран и эпох, входившие в программы ее концертных вечеров. В сопровождении фортепиано, органа, камерных ансамблей, симфонического оркестра, оркестра народных инструментов она пела старинные канцоны, циклы романсов, арии из кантат и ораторий, народные песни. Интересно составленные программы ее концертов стали особенно разнообразными в 80-е годы. К примеру, в Дрездене, на одном из самых представительных в Европе музыкальных фестивалей, она дала концерт, одно отделение которого составили романсы русских композиторов на стихи Гете и Гейне, другие – старинные итальянские арии. «Предложить публике большой вокальный вечер на чужом языке и при этом держать слушателя в своих руках с первого до последнего звука – это удается лишь тому, кто соединяет в себе техническое мастерство с высокой музыкальностью и покоряющей силой убеждения, — писала об этом концерте певицы немецкая газета «Зексише цайтунг». – Ковалёва сумела захватить публику силой своего обаяния, масштаба личности, высокого искусства. Грандиозный успех!»
Кроме артистической деятельности, профессор Ковалёва вела большую педагогическую работу. Главной задачей для неё как для педагога было развитие у молодых певцов самостоятельности видения, художественного вкуса, творческого воображения. «Ищи, экспериментируй, пробуй! – говорила Галина Ковалёва, обращаясь к ученице. – Творчество начинается там, где поиски верного звучания направляются желанием нарисовать, создать образ». Когда Галина Ковалёва ушла из жизни, её студентки не могли понять, к кому теперь идти, никто не мог заменить её. Она умерла в январе 1995 года и была похоронена в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, где покоятся выдающиеся деятели культуры и науки нашей страны.
В мае 2008 года, на канале Грибоедова, 97, где жила Галина Ковалёва, была открыта мемориальная доска.
Помнит её и родной город. Трепетно о великой певице сотрудники городского исторического музея Горячего Ключа. И жителям курорта, и гостям города, приходящим в музей, непременно предложат лекцию «Этого голоса дивные звуки» — о замечательном серебристом сопрано, которое знатоки бельканто называли «голос мира, голос века». Давайте же окунёмся в океан красоты русского голоса и её обладательницы.
http://blog.romansia.ru/2009....86%d0%b 5%d0%b9%c2%bb/
Волга-реченька
http://www.youtube.com/watch?v=o3YD99pRxMY
Прелестные глазки
http://www.youtube.com/watch?v=Qqk0_iV5-b4
Была судьба
http://www.youtube.com/watch?v=A0OcxtIfUKk
Уходи!
http://www.youtube.com/watch?v=MOCXZeEsKF4
И нет в мире очей http://kkre-29.narod.ru/kovaleva_g/inv.mp3
Как по лужку травка http://kkre-29.narod.ru/kovaleva_g/kpl.mp3
Ничто в полюшке не колышется http://kkre-29.narod.ru/kovaleva_g/nvp.mp3
Травушка-муравушка http://kkre-29.narod.ru/kovaleva_g/t-m.mp3
Что мне жить и тужить http://kkre-29.narod.ru/kovaleva_g/cht.mp3
|
|
| |