Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 03 Май 2013, 17:21 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| 9 сентября 1982 года ушла из жизни великая актриса, гордость цыганского народа — Ляля Чёрная. Она покоится в знаменитом «Вишнёвом саде» на Новодевичьем кладбище.
Рядом, со своим мужем, Николаем Хмелевым, по соседству со многими из великими актерами Московского художественного театра, с которыми при жизни она дружила, у которых училась и которым отдавала тепло своей неизмеримо большой цыганской души.
Какая же была она, эта легендарная женщина, прожившая необыкновенно интересную и сложную жизнь? Женщина, завоевавшая сердца целого поколения, одна из самых красивых женщин середины ХХ века?..
В 1909 году в городе Нальчике, в семье русского барина Сергея Киселёва и цыганской певицы Марии (в девичестве Поляковой), родилась дочь, названная Наденькой. И записанная в церковную книгу Надеждой Сергеевной Киселёвой. У девочки была необыкновенно смуглая кожа и огромные черные глаза, которые обрамляли густые ресницы.
Семейство Киселёвых было весьма состоятельным, в доме часто принимали гостей. Однажды кто-то из гостей, увидев маленькую Надю, воскликнул: «Ой, какая лялька» С той самой поры Надю все стали звать Лялей, а из-за смуглой кожи к ней прочно приклеилось прозвище Чёрная.
Вскоре после рождения детей — в семье Киселёвых родились еще Наталья и Владимир — семья перебралась в Москву. Мать Ляли поступила в хор знаменитого Егора Полякова, а в 13 лет в хор была принята и сама Ляля. В то время она ещё не пела, но сидела в самом центре хора для красоты. Когда же начинали играть «Венгерку», она поднималась со своего места и начинала танцевать. От танцующей Ляли нельзя было оторвать глаз, она была необыкновенно грациозна и пластична, покоряла зрителя моментально. Ляля не была просто исполнительницей цыганской венгерки — она была воплощением танца, будто сама муза танца явилась зрителям в образе Ляли.
В 1930 году при содействии А. Луначарского был объявлен набор в цыганскую студию, из которой в 1931 году родился театр «Ромэн». Ляля Чёрная, будучи уже известной танцовщицей, пришла на конкурс, и, естественно, её взяли в труппу. В дебютном спектакле театра, поставленном его руководителем Моисеем Гольдблатом по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах», она блестяще сыграла главную роль Грины.
Театр становится популярным, зрители ждут новых премьер, и практически в каждой из которых блистает несравненная Ляля Чёрная. Ляля Чёрная – любимица публики, огромное количество почитателей её таланта стремятся попасть на спектакль, увидеть её, насладиться её игрой. В 1936 году на экраны выходит фильм «Последний табор», в котором Ляля снимается в главной роли вместе со своим мужем Михаилом Яншиным, который в то время был руководителем театра «Ромэн». Теперь Лялю знают и любят во всех, даже самых отдаленных уголках нашей страны, таборные цыгане провозглашают её «королевой», ей приходят горы писем. Она становится звездой.
Фильм «Последний табор» становится также дебютом Ляли в качестве певицы. Песня «Бродяга» в ее исполнении становится настоящим хитом. На концерты с участием Ляли невозможно достать билета. Имя Ляли Чёрной — это гарантированный аншлаг!
Наступил 1941 год. Театр был на гастролях в Свердловске, когда началась Великая Отечественная война. Во время войны театр работал очень много. Играли спектакли, также было организовано несколько выездных концертных бригад, которые отправлялись в действующие военные части, много работали в госпиталях. Кроме этого, выпускались новые спектакли. В это время Ляля расходится с Михаилом Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелева, через год у супругов рождается сын. Михаил Яншин становится крестным отцом сына Николая Хмелева и Ляли Чёрной.
Театр вернулся из эвакуации в Москву. У Ляли начались репетиции в спектакле по пьесе М. Афиногенова «Всё о тебе», где она играет роль Любы Поляковой. Николай Хмелев интенсивно работает у себя во МХАТе, приступает к постановке пьесы А. Островского «Последняя жертва». И также работает над ролью Ивана Грозного в спектакле «Трудовые годы» по пьесе А. Н. Толстого.
Подруга Ляли Чёрной, Нина Рафанская, вспоминает, что накануне генеральной репетиции зашла в гости в Ляле, её встретил Хмелев и пожаловался, что образ Ивана Грозного идёт у него очень тяжело. «Ну ничего, — сказал он. — Или я его, или он меня». В этот день у него была генеральная репетиция, на которой Хмелеву стала плохо. Ляля, которой сообщили о случившемся, прибежала во МХАТ, она плакала, кричала, взывала к своему Николушке, но всё было бесполезно. Иван Грозный победил. Николай Хмелев умер.
Ляля Чёрная осталась одна с маленьким ребенком на руках. Михаил Яншин как мог поддерживал Лялю, он возобновил «Кровавую свадьбу» с Лялей в роли невесты, также поставил два новых спектакля, в которых Ляля играла главные роли.
В 1951 году режиссер и педагог Школы-студии МХАТ Борис Вершилов ставит на сцене театра «Ромэн» спектакль «Грушенька» по пьесе Исидора Штока, написанной по повести Н. Лескова «Очарованный странник». В образе Грушеньки Ляля смогла полностью реализовать свой многогранный талант и как драматическая артистка, и как певица.
Послевоенные годы оказались для актрисы, пожалуй, самыми плодотворными. Ляля много играет и много выступает с концертами. Она находится в пике своей славы, Она красива, полна сил, она желанный гость и на светских вечеринках, и на праздниках, устраиваемых на правительственном уровне. В неё влюбляются, её превозносят, её боготворят. Но, к сожалению, годы проходят, оставляя следы не только в наших сердцах, но и на наших лицах...
К концу 50-х Лялю стали занимать в репертуаре все меньше и меньше, а к концу 60-х она практически выпала из репертуара. Но Ляля активно занимается концертной деятельностью, её по-прежнему любит зритель, её пластинки расходятся миллионными тиражами.
В 1972 году Ляля уходит из театра. Она иногда ездит с концертами, но всё реже и реже.
В 1975 году она снимается в эпизоде фильма «Вкус халвы», а в 1975 году Эмиль Лотяну пригласил её к себе в картину «Табор уходит в небо» на роль Старой цыганки. Последний свой концерт Ляля дала в Театре Эстрады за год до своей смерти.
Она прожила сложную, богатую событиями жизнь, в которой было всё — от огромной популярности, всеобъемлющей любви до полного забвения. Она была необычайно добра и щедра, постоянно помогала молодежи, подкармливала, дарила одежду, защищала перед руководством.
Однажды во время войны она увидела на вокзале женщину с грудным ребёнком на руках. Было холодно, женщина мёрзла, и Ляля сняла с себя своё единственное пальто и отдала женщине, объяснив своим спутникам, что у женщины маленький ребёнок, ей пальто нужнее. Она могла прямо на улице отдать девчонке обувь, а сама идти босиком.
Она обожала талантливых людей. Если чувствовала в человеке искру Божью, помогала ему во всём. Она была прекрасной рассказчицей и умела слушать, что само по себе дар весьма редкий. Она была необычайно красива, талантлива, умна, обладала каким-то необыкновенным даром притягивать к себе людей. В неё влюблялись, кого-то она поощряла, кого-то не замечала. Самое главное — она никогда не была фальшивой, она всегда была честной, открытой во всех своих проявлениях.
Можно много говорить о жизни и творчестве Ляли Чёрной, пытаться анализировать её жизненный путь. Но имеет ли это смысл? Ляля — это образ, всеобъемлющий образ красоты, а можно ли препарировать это понятие — красота? Ею можно только любоваться, потому что красота не поддается логике.
И мы должны быть счастливы, что можем любоваться оставшимися нам кино- и фотоматериалами, что можем ходить по тем же улицам, вдоль тех же зданий, где ходила несравненная Ляля Чёрная — гордость всего цыганского народа.
http://www.svenko.net/history/lala.htm
|
|
| |