[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ТАМАРА СИНЯВСКАЯ
ТАМАРА СИНЯВСКАЯ
Нина_КорначёваДата: Среда, 29 Май 2013, 22:51 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 199
Статус: Offline


Тамара Ильинична Синявская. Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов и фестивалей, лауреат премии Ленинского комсомола.

Pодилась 6 июля 1943 года в Москве. Супруг – Магомаев Муслим Магометович, народный артист СССР.

Природа одарила Тамару Синявскую необыкновенным по объёму и красоте голосом. «У моей матери в молодости был хороший голос. Вероятно, поэтому я с детства тоже любила петь», – вспоминает Тамара Ильинична. – Я заходила в парадные с хорошей акустикой, там мраморные, высокие потолки, мраморный пол, старые резные лестницы... В одном парадном попою, пока кто-нибудь не выйдет, не спросит: “Кто это здесь распевает?”, – и перехожу в другой. Так у меня были “парадные концерты” в каждом парадном нашего дома на улице Мархлевского».




Будущую оперную звезду в послевоенном московском детстве соседи просили петь потише, советовали её матери отвести её в Дом пионеров, что та и сделала. Только сначала записали её не в хор, а в танцевальную группу знаменитого детского ансамбля песни и пляски под руководством В.С. Локтева (помимо пения Тамара очень любила балет). В 1953 году она перешла в хоровой коллектив ансамбля, где занималась 8 лет. В те времена ни один правительственный концерт не проходил без участия этого детского коллектива. Ансамбль В.С. Локтева стал превосходной музыкально-сценической школой. Тамара Синявская научилась не бояться публики, по-настоящему поняла, что значит «чувство сцены», и даже съездила в свою первую зарубежную поездку в ЧССР. Так же, как и многие девочки в этом возрасте, она очень любила кино, и особенно песни из кинофильмов «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу» и многих других, которые знала наизусть и распевала вслух. Потом появилась Лолита Торрес, и Тамара поняла, что на сцене нужно ещё и играть, и быть красивой. По словам Тамары Ильиничны, она очень многое у неё взяла, дома могла часами репетировать перед зеркалом.

После школы Т. Синявская мечтала стать драматической актрисой, но судьба решила иначе. По совету В.С. Локтева она поступила в музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась у Л.М. Марковой, а затем у О.П. Померанцевой. На драматической сцене она всё же выступила – в Государственном академическом Малом театре, где в студенческие годы работала в хоре, в том числе пела в цыганском хоре в спектакле «Живой труп». Это была хорошая актёрская школа, ведь приходилось общаться с корифеями сцены. В театре к молодой талантливой певице отнеслись с большой теплотой, а одна актриса подарила ей клавир оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила».




По вечерам – театр, а всё остальное время отводилось музыке. Еще в училище Т. Синявская солировала в кантатах «Москва» П. Чайковского и «Александр Невский» С. Прокофьева. Её педагог О.П. Померанцева писала о ней: «Это была очень старательная и трудолюбивая студентка. Буквально на наших глазах вырастала интересная, яркая певица с большими возможностями».

В 1964 году на выпускном экзамене она получила оценку «пять с плюсом» – случай исключительно редкий в училище. И тогда же возникла идея – пробоваться в Большой театр…

Вспоминает Т.И. Синявская: «Я пою и получаю записочку на нотной тетради: “Тамара, мой педагог говорит, что тебе надо пойти прослушаться в стажёрскую группу Большого. Тебя примут”. И, получив эту записочку, я побежала в Большой театр…» Великолепные вокальные данные молодой певицы произвели огромное впечатление на членов комиссии, которая представляла собой весь цвет советского музыкального искусства: Е. Светланов, Г. Рождественский, Б. Покровский, И. Архипова, Г. Вишневская. Тамара Синявская, несмотря на юный возраст (20 лет) и отсутствие консерваторского образования, была принята в стажёрскую группу, а через год стала солисткой основной труппы Большого театра, с которым вот уже более 40 лет связана вся её творческая жизнь.



Первой ролью молодой певицы в Большом театре стал Паж в опере «Риголетто» Дж. Верди. Это выступление показало, что Т. Синявская создана для исполнения «мужских» ролей. Её голос, великолепные внешние данные идеально подходили для ролей травести. Собственно, руководство театра, принимая молодую певицу, прежде всего имело в виду именно эти партии. Однако так сложилось, что в это время большая часть труппы Большого театра уехала в Милан на гастроли и для спектакля в Москве понадобилась исполнительница партии Ольги в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. Выбор пал на Синявскую. Дебют, в котором партнёром молодой певицы был замечательный тенор Виргилиус Норейка, прошёл блестяще. Тамара Синявская не только утвердилась в основном составе исполнителей, но вскоре, по общему признанию, стала «лучшей» из Ольг. Великий Сергей Лемешев признавался, что в свои 70 лет, играя с ней в спектакле «Евгений Онегин» Ленского, он впервые встретил настоящую Ольгу. «Редкий по красоте тембра и звучности голос, музыкальность и благодатная сценическая внешность быстро снискали ей симпатию зрителей, – писал С.Я. Лемешев. – Неотъемлемое качество всех образов Синявской – обаяние – главное непременное достоинство артиста».

Следующей этапной работой молодой певицы стал Ратмир в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Дебюту предшествовала тщательная и кропотливая работа с дирижёром Б. Хайкиным. На премьере новой постановки «Руслана и Людмилы» в 1972 году она покорила россыпью блестящих верхних нот, глубиной и насыщенностью нижних, свободой и лёгкостью вокализации. Её Ратмир стал несомненной удачей и украшением постановки. Именно успех первого исполнения партии Ратмира решил вопрос о переводе ее из стажёров в солисты.

Уже первые выступления Тамары Синявской в спектаклях Большого театра привлекли к ней пристальное внимание любителей музыки, критиков, коллег. Всем было ясно, что на оперной сцене появился новый огромный, самобытный талант. Первые успехи и признания не вскружили ей голову. Исполняя партии контральто и низкого меццо, она мечтала о партиях высокого меццо.

Все последующие годы работы Тамары Синявской в театре были годами непрекращающейся борьбы за расширение своего голосового диапазона и, соответственно, – диапазона творческого, репертуарного. Её трудоспособность поразительна! В первые годы работы в театре она спела несколько десятков различных партий. Среди них были такие, которые вошли в летопись отечественного музыкального театра. Это прежде всего Кончаковна в «Князе Игоре» А. Бородина и Оберон в опере Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». С образом Кончаковны связаны и первые триумфальные успехи певицы на зарубежных сценах: на фестивале «Варненское лето», на гастролях Большого театра в Монреале, Париже, Осаке.

С 1968 года начинается серия блестящих выступлений Тамары Синявской на международных конкурсах. Первым был конкурс молодых оперных певцов на IX Международном фестивале молодёжи и студентов в Софии. Первый конкурс – и первая золотая медаль. Через год – XII Международный конкурс вокалистов в городе Вервье (Бельгия). Советские певцы принимали участие в этом труднейшем состязании впервые. Тем знаменательней оказался успех, выпавший на долю Синявской, завоевавшей Гран-при и золотую медаль, а также специальную премию за лучшее исполнение романса. «Синявская – это просто чудо. Голос восхитительный, звучный и объёмный. Исключительным моментом явилось исполнение арии из “Фаворитки” Г. Доницетти. Голос совершенно необычный по широте диапазона и по тембру во всех регистрах», – писал в дни конкурса журнал «Ле Курье».

А еще через год Тамара Синявская получила 1-ю премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Три золотые медали за три года! Как и во время недавних гастролей Большого театра в Париже, успех Т. Синявской на конкурсе, в жюри которого входили легенды мировой оперной сцены – Мария Каллас, Мария Максакова, Ирина Архипова, можно назвать триумфальным. Она стала самой молодой из лауреатов первых премий. Музыкальная пресса отмечала её уникальный по красоте и силе меццо-сопрано, имеющий ту особую насыщенность грудного звучания, которое так свойственно низким русским голосам. Именно это и позволило Тамаре Синявской превосходно исполнить арию Вани из оперы «Иван Сусанин», Ратмира из «Руслана и Людмилы» М. Глинки и Воина из кантаты «Москва» П. Чайковского. Столь же блестяще прозвучали в её исполнении сегидилья из «Кармен» и ария Иоанны из «Орлеанской девы» П. Чайковского.




Выступление на конкурсе П.И. Чайковского совпало с выпускными экзаменами в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, в который она поступила в 1968 году сразу на 3-й курс и где училась на факультете актёров музыкальной комедии в классе Д.Б. Белявской. В том же 1970 году ей была присуждена премия Московского комсомола за высокое исполнительское мастерство, большую концертную деятельность, активную пропаганду шедевров русской и советской музыки. Таким образом, этот насыщенный и крайне плодотворный для певицы год, стал своеобразным рубежом, подведшим итог первому этапу её профессиональной деятельности. Тамара Синявская превратилась в зрелого мастера со своеобразным, только ей одной присущим творческим почерком.

К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина Большой театр готовил постановку оперы С. Прокофьева «Семён Котко», в которой Тамара Синявская исполнила роль девушки-подростка Фроси, ставшую большой творческой удачей. В начале 1972 года открылся новый театр – Московский камерный музыкальный. Режиссёром его стал Б.А. Покровский, главную роль Варвары в первом спектакле театра – опере Р. Щедрина «Не только любовь» исполнила Тамара Синявская. Б.А. Покровский не случайно пригласил её на эту роль. Не только потому, что их связывали многочисленные совместные работы (она готовила с Б.А. Покровским Ольгу, Оберона, Фросю, Ратмира). Главное было в том, что Тамара Синявская своим восприятием оперы, свободой и раскованностью сценического поведения, всем своим творческим обликом была по духу очень близка создателям нового театра. Она блестяще оправдала этот выбор. В партии Варвары Синявской удалось создать образ именно современной женщины, но в её Варваре была та извечная сила русского женского характера, которая присуща многим героиням русской оперной классики. «Варвара Синявской – центр всего спектакля. Её голос меццо-сопрано удивительной красоты и ровности, особенно в грудном регистре – настоящая драгоценность» («Советская музыка» № 7, 1972. И. Масленникова»).

Русский женский характер Синявской довелось воплотить во многих спектаклях Большого театра. Галерея созданных ею образов в операх русских композиторов богата и разнообразна. Но самая любимая героиня – Любаша в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». «Я помню, кажется, всё, что с ней связано, – говорит Тамара Ильинична, – помню точно дату своего дебюта в “Царской невесте” – 1 апреля 1972 года. С тех пор мы неразлучны. Поём, думаем, страдаем, радуемся – всё делаем вместе…»

В «Царской невесте» она вначале исполняла партию Сенной девушки, затем пела Дуняшу – подругу Марфы. Встречи с музыкой Н. Римского-Корсакова продолжились в «Псковитянке» – одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (служащей прологом к спектаклю), в которой Синявская спела партию Надежды. Следующей героиней Н. Римского-Корсакова у Тамары Синявской была Любава в опере «Садко». Свободно, распевно льётся в этой партии её голос, то завораживая чарующей кантиленой, то волнуя своей порывистостью.

Следующий этап творческой биографии Тамары Синявской связан с зарубежной классикой. В 1973–1974 годах она стажировалась в знаменитом миланском театре «Ла Скала». В 1978 году певица впервые вышла на сцену Большого театра в роли главной героини оперы Ж. Бизе «Кармен». Как всегда у Синявской получился яркий, самобытный образ. Её Кармен глубока, неоднозначна и, бесспорно, умна. Очень выразительна в этой роли Синявская и пластически: замечательно двигается, танцует, позы её поистине «говорящие». Готовя свою Кармен, она серьёзно занималась танцем с прославленной балериной Мариной Тимофеевной Семёновой. В апреле 1981 года она выступила в роли Кармен на сцене Сметановского театра в Праге. Западный классический репертуар вскоре пополнился у Синявской ролями из опер Дж. Верди – она с успехом спела Ульрику в «Бале-маскараде» и Азучену в «Трубадуре».




Затем опять русская классика – теперь М. Мусоргский. Партия Марины Мнишек в опере «Борис Годунов», Марфы в «Хованщине». Пополнила русский оперный репертуар Синявской и небольшая партия Лауры в «Каменном госте» А. Даргомыжского.

Большое место в репертуаре певицы занимают оперы советских композиторов. Кроме Варвары в опере Р. Щедрина «Не только любовь» и Фроси в «Семёне Котко» С. Прокофьева Синявская выступила в нескольких небольших ролях в эпопее С. Прокофьева «Война и мир» (Соня, цыганка Матрёша, служанка Мавра Кузьминична), впоследствии к ним добавилась Элен Безухова. Она стала первой в России исполнительницей партии мадемуазель Бланш в опере С. Прокофьева «Игрок». Затем были партии в операх советских композиторов, связанных с Великой Отечественной войной: медсестра Клавдия в «Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева; партии в операх К. Молчанова «А зори здесь тихие» (Женя Комелькова) и «Неизвестный солдат» (Жена комиссара). В этих партиях Синявская вкладывает в своё исполнение всю боль и память о тех, кого не дождались с войны.

Т.И. Синявская исполнила на сцене Большого театра практически все крупные партии для меццо-сопрано. Помимо уже упомянутых в её репертуар вошли: Флора («Травиата» Дж. Верди), Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели), Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Фёдор («Борис Годунов» М. Мусоргского), Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова).

Тамара Ильинична много выступала за рубежом, в том числе в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии, Китае, Южной Корее. Она – участница многих музыкальных фестивалей («Варненское лето», «Пражская весна» и др.). С огромным успехом прошли гастроли певицы в США в 1991 году. Она исполнила партию Эрды в «Золоте Рейна» и «Зигфриде» на Вагнеровском фестивале (Сиэтл), в котором также участвовали певцы из Англии, ФРГ, Австрии, Италии. В том же году состоялись её выступления в Вашингтоне и Нью-Йорке на фестивале, посвящённом 100-летию С. Прокофьева: с оркестром под управлением М. Ростроповича Т.И. Синявская исполнила «Александра Невского», цикл С. Прокофьева на стихи А. Ахматовой, произведения С. Рахманинова.

Некоторые партии из обширного репертуара Т.И. Синявской впервые были исполнены ею за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение), Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен – в Турции. В Германии и во Франции она с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Т.И. Синявская не ограничивается оперной сценой – многие годы она ведёт обширную концертную деятельность. Трудно переоценить огромную просветительную, пропагандистскую роль её искусства. С сольными концертами Тамара Ильинична выступала на самых различных площадках – от крупнейших концертных залов России и мира, включая Государственный Кремлёвский дворец, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского и Концертгебау (Амстердам), до малых клубов, а то и просто импровизированных сцен в цехах заводов и фабрик, на стройках, в воинских частях.

Концертный репертуар Тамары Ильиничны Синявской включает сложнейшие произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, П. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, лирические романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, народные песни, произведения в сопровождении органа. Много творческой энергии Т.И. Синявская отдаёт советской песне. Она поёт и классику этого жанра, например «Катюшу» М. Блантера, и песни современных композиторов – А. Пахмутовой, Т. Хренникова, М. Фрадкина, О. Фельцмана, неизменно привлекая внимание слушателей вкусом, благородством исполнительской манеры, высокой одухотворённостью.

Т.И. Синявская долгие годы плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых В. Гергиев, Б. Хайтинк, Г. Рождественский, М. Эрмлер, В. Спиваков, М. Ростропович, Ю. Башмет, Р. Шайи и другие. В частности, с В. Гергиевым на гастролях в Амстердаме она исполнила «Ахматовский цикл» и «Реквием» Дж. Верди, с оркестром В. Спивакова дала концерты камерной музыки в костёле во Франции. Целый ряд записей певицы за рубежом сделан с М. Ростроповичем, в том числе «Александр Невский», «Иван Грозный».

Более 30 лет Тамара Ильинична выступает в жанре вокального дуэта с мужем, народным артистом СССР Муслимом Магомаевым. Судьба сводила их не раз, но решающей стала встреча в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. В 1974 году они поженились. С тех пор – и в жизни, и на концертной сцене – они вместе. Дебютом их вокального дуэта было выступление в новогоднем «Огоньке» (1975) с неаполитанской песней «Тиритомба». Далее последовали концерты и гастроли, на которых они исполняли классические дуэты, русские и неаполитанские песни, романсы, а также участие в авторских вечерах О. Фельцмана, А. Пахмутовой, Р. Рождественского.




Дискография Т.И. Синявской включает записи: «Борис Годунов» М. Мусоргского – Марина Мнишек (дирижер А. Лазарев, Castle Vision), «Евгений Онегин» П. Чайковского – Ольга (дирижер М. Ростропович, Chant du Monde, 1970; дирижер М. Эрмлер, Olympia, 1977), «Иван Сусанин» М. Глинки – Ваня (дирижер М. Эрмлер, 1979), «Князь Игорь» А. Бородина – Кончаковна (дирижер М. Эрмлер, 1986), «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой» (1989), «Иван Грозный» С. Прокофьева (дирижер М. Ростропович, 1993), «Еврейский цикл» Д. Шостаковича (дирижер М. Юровский, Capriccio, 1999). В фильме-опере «Каменный гость» А. Даргомыжского в ее исполнении звучит партия Лауры («Мосфильм»). Творчеству Т.И. Синявской посвящен документальный фильм «Меццо-сопрано из Большого» (режиссер Г. Бабушкин).

Тамара Ильинична много внимания уделяет педагогической деятельности, с 2006 года ведет мастер-класс по вокалу в Российской академии театрального искусства (РАТИ).




В 1973 году Т.И. Синявская удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР», в 1976 году – «Народная артистка РСФСР», в 1982 году – «Народная артистка СССР». Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». В 2004 году стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и награждена орденом М.В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за значительный личный вклад в развитие культуры России награждена орденом «Почётный знак Петра Великого».

Дом Т.И. Синявской и М.М. Магомаева невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин и общего любимца – серебристого пуделя Чарли.

Живет и работает в Москве.


Международный Объединенный Биографический Центр 2006

http://www.c-cafe.ru/days/bio/53/040_53.php
Прикрепления: 4855852.jpg (38.1 Kb) · 8519955.jpg (17.9 Kb) · 7666493.jpg (10.7 Kb) · 7432864.jpg (34.3 Kb) · 2768199.jpg (54.7 Kb) · 7356075.jpg (19.5 Kb) · 8575636.jpg (25.7 Kb) · 6853359.jpg (36.6 Kb)
 

Нина_КорначёваДата: Среда, 29 Май 2013, 23:12 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 199
Статус: Offline


Оперная певица, солистка Большого театра Маквала Касрашвили говорит о своей лучшей подруге Тамаре Синявской: «Тембр голоса – это душа человека. Невозможно иметь такой красоты необыкновенной глубины и звучности, что я не могу передать, но могу сказать, что такого голоса, такого тембра я, правда, ещё не слышала живьём. Может, когда-то это и существовало». Народная артистка СССР, меццо-сопрано Большого театра Тамара Синявская пела с детства, сколько себя помнит, и буквально везде. Серьёзно заниматься пением она стала в ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством Владимира Локтева, который и решил что её голос - меццо-сопрано. Синявской не было ещё 16-ти лет, когда её приняли в музыкальное училище при Консерватории. В 21 год Тамара Ильинична уже пела на сцене Большого театра партию Ольги в «Евгении Онегине», причем ей довелось петь и вместе с Сергеем Лемешевым, в 70 лет исполнившем партию Ленского. Лемешев говорил: «Сколько лет я пел, а такую Ольгу первый раз встретил». В её творческой судьбе - и стажировка в школе театра Ла Скала, участие и поддержка Бориса Покровского, любимые оперные и опереточные партии, и маленькие, и большие, а также любовь и надёжное плечо супруга Муслима Магомаева.

Тамара Синявская о своём детстве:

Сначала был двор, в котором я родилась, в котором я безумно надоедала всем своим соседям. У нас было три подъезда с шикарной акустикой. Такие мраморные подъезды. Там всегда меня очень тянуло петь, и я пела во всех подъездах. Если прогоняли, то я бежала в другой подъезд. Я пела всё, что я слышала на улицах, по радио. Потом я стала ходить в кино. Из кино пошло всё. Всё знала наизусть. Я иногда пела на уроках вслух, отвлекалась-отвлекалась, и приводили меня в чувство учителя: «Ты где находишься?!». На сцену я вышла, по-моему, во втором классе, и помню даже песню, которую я пела, и прославилась на всю улицу, потому что говорили: «В школе появилась девочка, которая поёт».

Пела-пела и допелась - двор дружно решил: «Недалеко на Кировской улице, в переулке Стопани, есть Городской Дом пионеров, в котором есть чудный ансамбль под руководством дорогого, незабвенного Владимира Сергеевича Локтева. Что касается первого выступления в ансамбле Локтева, помню, что очень плохое было выступление. Потому что я очень волновалась. Мне доверили спеть одну фразу. Я всё готовилась-готовилась к ней, думала «Когда же?» И когда она настала, видимо, от давления что ли, я оглохла и спела: «И лапоть сразу же на мост шагнул». Локтев был, конечно, же изумительный педагог. Я ведь пришла в пионерский ансамбль в первые сопрано - у меня был высокий голос. Я посидела там, потом он послушал-послушал и говорит: «Ты знаешь, мы едем в поездку, нужно укрепить вторые сопрано». Я очень обиделась - значит, меня понижают! Для меня это так - если первые сопрано – солистка, а остальное уже неинтересно. Я обиделась, но пошла, выучила партии, которые для второго сопрано, попела-попела. У меня видимо голос ниже становился, но я-то этого не ощущала. Вдруг Локтев мне говорит: «А не попробовать ли тебе посидеть в альтах?». Тут у меня уже вообще настроение испортилось, но чтобы меня не выгнали из ансамбля, я и на это пошла. Когда я пришла в альты, то стала жаловаться: «Владимир Сергеевич, ну зачем мне сидеть в альтах? Ну, кому нужен такой грубый голос?» - «Дурочка, ты не понимаешь! Сопрано - как собак нерезаных, а меццо-сопрано - это голос!».




Случилось так, что судьба подсказала попробоваться в музыкальное училище при Консерватории. Кстати, не без подачи Владимира Сергеевича Локтева. Я пришла, пропела. Они даже не взглянули на год рождения! Сказали: «Берём!», а потом когда стали разбираться: «Боже, ей же ещё 16 только через месяц исполнится». А потом: «Ничего, она вроде крупная, пройдёт».

Диплом. Перед дипломом я ездила в Серебряный Бор загорать. А на дипломе вышла вся красная, с температурой, потому что я разогрелась. В первом ряду сидит Владимир Сергеевич Локтев и мне кулак показывает. Помните, как он дирижировал? Он же кулаками дирижировал. Я сдержалась. Мне поставили пять с плюсом. И после этого мне кто-то из моих коллег - учеников училища - послал записочку: «Иди, попробуйся в стажёрскую Большого. Говорят, что стопроцентно возьмут». У меня сохранилась эта записка. Я как-то пропустила это мимо ушей, потому что мне надо было на пляж съездить, позагорать. Это тогда важнее было. И я пропустила тот момент, когда подавали документы. Конечно, я опоздала, я была уже добором.



Маме я ничего не говорила, она была вообще очень против того, чтобы я стала певицей. Она, женщина простая, но очень мудрая, говорила: «Профессия певицы - это не профессия. Вы взимосвязаны на всю жизнь с голосом, с самочувствием. Режим. Не дай бог, что с голосом случиться. Чем ты будешь заниматься?». Но меня уже было не свернуть, потому что я как танк шла. Мне надо петь, больше ничего. Тем более, что появилась на экранах Лолита Торрес. Это мне голову сбило совершенно. Она и танцует, она и поёт, она и хороша собой, и драматическая актриса. Я с ума сходила, я в общем-то под неё и пела тоже. Прошла неделя, я опять съездила в Серебряный Бор, загорела, простудилась, И выхожу на третий тур: нос заложен, лицо красное. Вышла с оркестром и начала петь. Пою, оркестр не слышу, мне всё не нравится. Я пела и думала: «Я спою и всё, в последний раз в этих стенах спою». Я спела и ушла со сцены злая, обиженная на всё и на всех и, прежде всего, на себя. Вдруг слышу аплодисменты в зале, а в кулисах захлопали рабочие-монтировщики: «Да берём мы вас, берём». Это был понедельник, 13 июля.

Как я спела тот или иной спектакль, лучше всех знаю я сама, потому что я, к сожалению, работаю в собственном организме ревизором. Просто я знаю что плохо, что хорошо. Другое дело, насколько я покажу, что это плохо или хорошо. Тут уже мастерство и умение. Конечно, я прислушиваюсь к большим музыкантам и в первую очередь к Муслиму. Он очень большой музыкант. У него очень хорошее ухо, хороший вкус. Поэтому я прислушиваюсь, если нет рядом замечательных дирижёров, только к музыкантам, ни к кому больше. Друзья могут и пожалеть. Я просто людям открываюсь с улыбкой, и некоторые не рискуют гадость сказать на улыбающуюся физиономию.

Любимые героини. В начале все мои мысли занимала Любаша из «Царской невесты». Она земная. Кармен - это женщина, которая смотрит сама на себя с улыбкой. Но это всё роли, большие роли, а начинала я с маленьких ролей, причем была очень счастлива этим. Начинала я с роли пажа в «Риголетто». Я напелась вдоволь маленьких ролей. Первая большая роль, не очень большая, как считается, но одна из главных ролей, это была Ольга в "Евгении Онегине". Она была в тот период, когда Большой театр уехал на гастроли в первый раз в Италию, и остался второй состав. Вот тут я и вошла. Борис Семенович Хайкин вводил меня в роль Ольги. В Ольге мне практически делать было нечего - она была моя ровесница. Как девочки скачут по улицам, так я по сцене и скакала. Мне очень комфортно было всегда в этой роли. И я в этой роли купалась.

Любимый режиссёр. Борис Александрович Покровский, которого я любила, люблю, и буду любить всегда. Это наш гений, живой гений, который научил нас молодых полюбить театр раз и навсегда, научил быть актёрами, а не просто бревнами озвученными, научил мыслить во время действия, научил иметь живые глаза, научил любить партнёра, если он твой любимый, и научил его ненавидеть, если он твой нелюбимый. Он очень волновался за тот период, когда я уехала в Италию учиться в школу при Ла Скала. Писал мне письма и очень волновался, как бы из такой замечательной русской певицы Тамары Синявской не вышла бы какая-нибудь «синьора Синьявчини».

(По материалам программы «Линия жизни»).
Общероссийский государственный телеканал «Культура» 06.07.08


http://www.c-cafe.ru/days/bio/29/023_29.php

«Оперная царица Тамара» (С. Бэлза)

6 июля 2011 года исполнится 68 лет народной артистке СССР Тамаре Синявской – самой молодой из поколения великих певцов московского Большого театра 2-й половины XX – начала XXI столетия, одной из первых советских вокалистов, заблиставших на мировой оперной сцене, черноглазой обладательнице редкостного по красоте меццо-сопрано. Ею восхищались Мария Каллас и Тито Гобби.


Мария Каллас и Тамара Синявская

Тамару Синявскую приняли в Большой театр, когда ей было только 20 лет. Но ведь и образования консерваторского у неё не было – лишь училище при консерватории. Такое с Большим театром случилось только дважды: сначала с Галиной Вишневской, потом с Т.Синявской. К 22 годам она уже пела несколько ведущих партий в Большом, а до 30 лет исполнила почти весь меццо-сопрановый репертуар главного театра страны. Она пела в театрах Парижа, Лондона, Милана.

Ещё один исключительный момент в жизни Тамары Синявской связан с её удивительным восхождением по звёздной лестнице самых престижных международных конкурсов.

Первым был конкурс молодых оперных певцов на IX Международном фестивале молодёжи и студентов в Софии в 1968 году. 25-летняя Синявская получает золотую медаль. В 1969 г. новый успех приходит к Синявской на XII Международном конкурсе вокалистов в городе Вервье (Бельгия); советские певцы принимали участие в этом труднейшем состязании впервые. Тем более ошеломляющим казался успех Синявской. Она получила не только Гран-при и золотую медаль, но и специальную премию "за лучшее исполнение романса".

Вот лишь один из отзывов местной прессы – газеты "Ле Курье". "Синявская – это просто чудо. Голос восхитительный, звучный и объёмный, – писала в дни конкурса газета. – Исключительным моментом явилось исполнение арии из "Фаворитки" Гаэтано Доницетти. Голос совершенно необычный по широте диапазона и по тембру – во всех регистрах".

Через год Синявская побеждает ещё в одном состязании – на IV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве. Феноменальная весомость этой золотой медали (третьей за три года!) – в том, что в жюри конкурса вокалистов входили Мария Каллас и Тито Гобби – два величайших исполнителя за всю историю мировой оперы.

Наконец, ещё одно удивительное явление, касающееся жизни и творчества Т.Синявской и где-то уводящее нас к солнечному феномену юного Моцарта. Синявская обладает поставленным от природы голосом. Это бывает, хотя не так уж часто. Но что самое поразительное, она, очевидно, обладала этим – добавим мягкое слово "почти" – готовым голосом уже в 3 года. Во всяком случае, на вопрос – когда она впервые выступила перед публикой? – Тамара Ильинична отвечает: "Где-то в три года". Все без исключения авторы статей и рецензий о ней, отмечают, что маленькая Тамара особенно любила петь в подъездах старинных московских каменных домов – там, мол, хорошая акустика: "Да, в детстве я пела не только в подъездах, хотя там действительно потрясающая акустика, голос звучал удивительно, но я пела везде, понимаете, – везде: в трамвае, в бане".

Тамара Синявская: "Для меня всегда было главным – петь, заниматься вокалом, здесь я была совершенно сумасшедшая!"

«Вот в трамвае стучат колёса, и под них песня сама напрашивается. Знаете, что в трамвае особенно хорошо получалось? "Каким ты был, таким остался…"Нет, они слышат, что вроде голос живой, начинают оглядываться, трамвай замедляет движение – я свой голос закрываю. В метро я очень любила петь – вот встану у двери, где написано было – помните, раньше? – "не прислоняться", вот я уставлюсь на эту надпись, спиной к публике и пою… целые сцены разыгрывала… Останавливался поезд, и я останавливалась. Ну, в банях – это я совсем ещё маленькая была, да лет с трёх меня мама в детстве в баню водила, – и вот там – пар, фигуры размытые, и я воображала, что я одна на сцене, а вокруг какие-то призрачные картины – и всё это требовало очевидно выброса эмоций…

Т.Синявская рассказывает: «У меня была самая простая семья, и жили мы трудно. Но знаю, что мама очень любила петь, у неё был красивый голос, но у мамы так сложилась жизнь, что не только пением заниматься, но и просто получить образование она не могла. Она была старшей в многодетной семье, случилось так, что всё легко на неё, а она была человеком очень ответственным. Видимо, и эти её гены мне передались. Она была таким очень правильным человеком, строгих устоев… Она, например, очень переживала, что я сразу, не получив консерваторского образования, и совсем молоденькая, попала в Большой театр. К театру она, пусть он и знаменитый Большой, относилась, ну, как выразиться, как к не очень подходящей среде для молодой наивной девушки… Она успела услышать меня в театре. Она услышала даже моё выступление на конкурсе Чайковского – в 1970 г., и умерла на следующий год».

Более 30 лет Тамара Ильинична выступает в жанре вокального дуэта с мужем, народным артистом СССР Муслимом Магомаевым. Такие длительные браки в артистической среде вообще редкость, а уж с такой оперной и эстрадной звездой, как Муслим, которого публика буквально носила на руках, – это не просто исключение, это за гранью реального, можно сказать.

Судьба сводила их не раз, но решающей стала встреча в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. В 1974 году они поженились. С тех пор — и в жизни, и на концертной сцене — они вместе. Дебютом их вокального дуэта было выступление в новогоднем "Огоньке" (1975) с неаполитанской песней "Тиритомба". Далее последовали концерты и гастроли, на которых они исполняли классические дуэты, русские и неаполитанские песни, романсы, а также участие в авторских вечерах О. Фельцмана, А. Пахмутовой, Р. Рождественского. Более 30 лет длится брак с Муслимом Магомаевым, знаменитым певцом, совершенно легендарной личностью.



«Первая, я так думаю, самая первая, встреча произошла в ВТО. Это был 1965 г., буквально 2 января. Я в 1964 г. пришла в Большой театр, и мой первый новогодний концерт состоялся как раз в Центральном доме актёра ВТО (Всероссийского театрального общества – тогда). Дом актёра находился еще на улице Горького, ну, Тверская сегодня, в районе Пушкинской площади. И там у меня утренний был концерт, как сейчас помню. Ну, представляете – 2 января, да? И мы с ним оказались в одном концерте. Он был тогда, конечно, безумно популярным, и очень долго оставался в таком статусе. Как сказала о Муслиме Алла Пугачёва: "Вряд ли кому снились такое признание, такая популярность". И это ведь сказала девушка не совсем неизвестная.

Ну, так это было. И когда я увидела, что эта знаменитость недосягаемая – оказался таким скромным, худенький такой, высоченный, – я даже удивилась. Мы оказались рядом, обменялись какими-то незначительными словами. Он первый спросил: "А Вы где поёте?" А я говорю: "В Большом театре". Он так на меня внимательно посмотрел и говорит: "По Вас не скажешь, не похоже" – "Почему?" – "Слишком скромная"…

Потом мы встречались на концертах. И последняя – а по-настоящему первая встреча – он-то этого, наверное, не помнит, потому что таких как я – ну, неизвестных ещё, или не совсем известных, было много, ну, мало ли с кем он встречался на концертах, но он-то был один. И поэтому я-то, конечно, среагировала на ту встречу… А вскоре – это был уже 1972 г. я поехала на Декаду русского искусства в Азербайджан, был октябрь… Я была страшно простужена, ехать не хотелось. Но мне сказали: "Вот как раз поезжай, и там отогреешься". Я подумала: "Где отогреюсь, в октябре-то?" Но оказалась в таком жарком крае, что действительно отогрелась. Там мы и встретились – в Бакинской Филармонии имени Муслима Магомаева. Я не знала, что у него дед – знаменитый азербайджанский композитор, и я подумала: "Ни фига себе, такой молодой парень, а его именем уже названа целая Филармония!" Ну, мы встретились там после концерта. И познакомил нас, как бы уже официально, Роберт Рождественский. Замечательный наш поэт, прекрасный человек. Муслим протянул руку и так скромно сказал: "Муслим". Меня такой хохот разобрал: можно подумать, что его никто не знает. Вот так мы познакомились и с тех пор мы вместе. И в жизни. И во многом – в творчестве. Наши совместные концерты заняли очень важное место в моей концертной деятельности».

25 октября 2008 г. от сердечного приступа на 67-м году жизни скончался величайший певец советской эпохи Муслим Магомаев. Создан Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева, учреждённого другом семьи великого азербайджанского певца, президентом ЗАО «КРОКУС» Арасом Агаларовым. Президентом Фонда и председателем жюри конкурса является народная артиста СССР и Азербайджана Тамара Синявская. Был организован I Международный конкурс вокалистов им.М.Магомаева, который проходил 23-24 октября 2010г. в концертном зале имени Муслима Магомаева в Крокус Сити Холл, Москва.

Тамара Ильинична много внимания уделяет педагогической деятельности, с 2006 года ведет мастер-класс по вокалу в Российской академии театрального искусства (РАТИ).

В 1973 году Т. И. Синявская удостоена звания "Заслуженная артистка РСФСР", в 1976 году — "Народная артистка РСФСР", в 1982 году — "Народная артистка СССР". Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Награждена орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени, Почёта, Трудового Красного Знамени, "Знак Почёта". В 2004 году стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и награждена орденом М. В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за значительный личный вклад в развитие культуры России награждена орденом "Почётный знак Петра Великого".

Если бы прекрасные голоса продавались в супермаркетах, у них бы нашлось немало покупателей. Жаль, что до этого ещё не додумались", – сказала однажды Марлен Дитрих. Но если бы даже до этого додумались, то такой восхитительный голос, как у Народной артистки СССР Тамары Синявской, купить было бы невозможно ни за какие деньги.

Материал взят из интервью с Тамарой Синявской обозревателя Интерфакс Нины Коваленко.

http://www.popurri.kz/ispolniteli/opernaya-carica-tamara-s-belza/

Тамара Синявская. Мастер-класс



Черноглазая казачка



Прощай, любимый



Опустела без тебя Земля



Сирень



Испанское болеро (Муслим Магомаев и Тамара Синявская)



Дым



Уходи



Песня Любаши из оперы "Царская невеста"



Сцена из оперы "Борис Годунов" (с В. Пьявко)



Хабанера из оперы "Кармен"



Жди меня ("Зори здесь тихие")



На ночь глядя. Тамара Синявская



Сати. Нескучная классика с Тамарой Синявской

Прикрепления: 3960726.jpg (17.4 Kb) · 8828592.jpg (43.9 Kb) · 3507529.jpg (67.5 Kb) · 4968568.jpg (35.3 Kb) · 2356881.jpg (22.8 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ТАМАРА СИНЯВСКАЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: