Нина_Корначёва | Дата: Воскресенье, 17 Ноя 2013, 17:29 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
|
Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде в Московской области.
Его отец Василий Тихонов работал механиком на ткацкой фабрике, а мама Валентина Тихонова работала воспитателем в детском саду. Вячеслав Тихонов провёл своё детство среди рабочей молодежи и ничем не отличался от других мальчишек тех лет, проводивших большую часть своего времени на улице.
В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, и Василий Тихонов направил сына на учёбу в ремесленное училище с напутствием: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!». Обучение в училище не представляло для Тихонова никакого труда, потому что как и его отец, Вячеслав с детства любил делать всё сам по дому и что-нибудь мастерить. Последовавшая после окончания училища работа токарем по металлу на военном заводе была Тихонову не в тягость, и в числе многих других подростков во время войны он работал вместо ушедших на фронт рабочих. Вечерами после работы Тихонов бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан», где показывали героические картины, и его любимыми героями того времени были Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Александр Невский в исполнении Николая Черкасова и всеобщие тогдашние кумиры Михаил Жаров и Петр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», – говорил позже Тихонов. Именно тогда он тайно начал мечтать о работе в кино, и впоследствии говорил: «Тогда не было телевидения и интернета, мы болели кино и любили его безмерно». Но старший Тихонов видел своего сына инженером-механиком, а мама настаивала, чтобы Вячеслав пошел учиться в сельскохозяйственную академию. В результате по настоянию родителей Вячеслав в 1944 году поступил на нулевой курс Автомеханического института, но ближе к 1945 году у него возникла идея попробовать поступить во ВГИК. Там его сначала не приняли, но в дело вмешался случай - после завершения вступительных экзаменов профессор ВГИК Борис Бибиков зачислил Тихонова к себе на курс. Родители были возмущены поступком сына, но за Вячеслава заступилась бабушка, которая не позволила любимому внуку распрощаться с заветной мечтой. Так Вячеслав Тихонов стал студентом ВГИКа, попав в мастерскую выдающихся педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
В 1948 году во время учёбы в институте состоялся актёрский дебют Тихонова в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», в котором Тихонов сыграл роль Володи Осьмухина. Съёмки фильма были исключительным явлением для советского кино 1940-х годов: у картины был тщательный подготовительный период, происходило «врастание» актёров в образы своих персонажей, была проведена многоплановая разработка характеров и досконально воссоздана среда произведения. В 1948 году фильм стал лидером кинопроката в СССР, и дал старт творческой карьере не только Вячеслава Тихонова, но и целой плеяде молодых талантливых актеров: Инне Макаровой, Сергею Гурзо, Нонне Мордюковой, Виктору Хохрякову, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку, Евгению Моргунову, Людмиле Шагаловой, Георгию Юматову, Виктору Авдюшко, Тамаре Носовой и Музе Крепкогорской. В эпизодической роли в фильме мелькнула даже начинающий ассистент режиссёра Татьяна Лиознова. Больше половины этих молодых актёров снимались впервые в жизни, и фильм «Молодая гвардия» можно было смело назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения отечественных актёров. Шумный зрительский успех картины подкрепила Сталинская премия 1949 года. Но когда Тихонова позже спрашивали, часто ли он вспоминал свои первые шаги в кино, всенародные любовь и славу, он отвечал: «Очень много сил и энергии отнимают все эти воспоминания. А просто болтать о том, что было, я не умею. Раз я о чём-то вспоминаю, значит, снова всё переживаю. А годы такие, что переживания уже вредны…».
На съёмках «Молодой гвардии» судьба свела Тихонова с Нонной Мордюковой. Вячеславу было тогда 19 лет, а Нонне - 22. Вячеслав долго не обращал внимания на Нонну, и ей стоило больших усилий вскружить голову Тихонову. 29 февраля 1950 года у них родился сын, которого назвали Владимиром. «Я сразу поняла, что он мне активно, трагически не нужен, - вспоминала Мордюкова. - Но ребёнок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе. Вернее не жить, а мучиться - ни ему домой не хотелось, ни мне...». Но и «домом» их жилище было назвать сложно: через их маленькую комнату в коммуналке постоянно ходили туда-сюда другие обитатели квартиры. Так Тихонов и Мордюкова прожили больше 10 лет. «Развивалась наша семейная жизнь коряво, - вспоминала Мордюкова. - Всегда в долгах как в шелках, еле перебивались от зарплаты до зарплаты... Наш брак был готов рассыпаться уже через год... Но расходиться в то время было как-то не принято, да и стыдно. Воспитание!». Нонна часто говорила своей маме: «Не могу больше, хочу развестись!». Мама ей отвечала: «Не бросай, доча, а то останешься на всю жизнь одна! Все-таки Слава - хороший парень...».
Мама Нонны Мордюковой очень любила Вячеслава Тихонова за тихий, добрый характер и отношение к сыну. Но через два дня после смерти матери Нонны Тихонов и Мордюкова развелись с обидой друг на друга. По одной из версий на съёмках Мордюкова увлеклась своим партнёром по картине Василием Шукшиным. В интервью Мордюкова рассказывала: «Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. Слава богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошёл благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж, сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…». Другая версия была рассказана директором фильма «Чрезвычайное происшествие» Григорием Чужим: «Летим в Москву - Славе Тихонову нужен был загранпаспорт, одежда и т.д. Переночевать собирались у них с Нонной Мордюковой, а на рассвете лететь в Чехословакию. Поскольку ключи от московской квартиры Слава забыл в Гаграх, мы позвонили в дверь, но нам не открывали. Сели мы со Славой на ступеньки – ждем. Тут соседка: «А вы звонче звоните! Нонночка дома. У неё гости». Звоним настойчивее - глухо! Тогда Слава говорит: «А теперь я уж точно не уйду отсюда всю ночь». Не оставлять же его одного! Опускаемся опять на ступеньки, курим... Через час открывается дверь, на пороге – улыбающийся кавказец. Нонна провожает его в накинутой на голые плечи шали, обнимает, целует и что-то шепчет на ухо. Но тут, увидев нас со Славой, бледнеет. Слава молча проходит в квартиру, собирает вещи и так же молча выходит. Так и закончился брак Тихонова с Мордюковой».
После 13 лет совместной жизни Нонна и Вячеслав подали на развод. Как настоящий мужчина, после развода Вячеслав Тихонов о своей первой жене распространяться не любил. А Нонна Мордюкова после развода с Тихоновым официально ни с одним мужчиной в брак так и не вступила. Судьба их сына Владимира оказалась трагической. У него не сложилась ни личная жизнь, ни актёрская карьера, он прожил около сорока лет, перенёс два инсульта, и умер от острой сердечной недостаточности, вызванной многолетним злоупотреблением алкоголя и наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни родителей. Владимир с детства хотел быть актёром, успешно окончил театральное училище, в кино выглядел сильным и красивым молодым человеком и играл только положительных героев. Но в жизни всё было иначе. Ещё в 18 лет Володя пристрастился к наркотикам, когда его мать четыре месяца снималась в фильме «Комиссар». «Вернулась - он в больнице, - вспоминала Нонна Мордюкова. - Примчалась туда. Он был весёлый и виноватый. Признался в том, что Сашка Берлога принес пиво и «колёса»... Пылко заверил меня, что это больше не повторится. Я поверила. Хотела поверить - и поверила...». Но всё повторилось. И даже две женитьбы и рождение детей не смогли вытащить Владимира Тихонова из наркотического и алкогольного омута. Впоследствии Вячеслав Тихонов до своей смерти скорбел о погибшем сыне и винил себя в его трагической гибели.
В 1950 году Вячеслав Тихонов с отличием окончил ВГИК, но несмотря на безусловный успех «Молодой гвардии», в отличие от большинства актёров-«молодогвардейцев», Тихонов почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Режиссёры использовали главным образом его внешние данные, не стремясь выявить актёрский потенциал. Ситуация выглядела парадоксально ещё и потому, что актёр не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. Но было бы ошибкой считать эти годы потерянными для формирования актёрской индивидуальности Тихонова. Он успел заявить о своём актёрском таланте, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Гариным в Театре-студии киноактёра, где Тихонов работал с 1950 года. А в 1957 году в судьбе Тихонова наступил долгожданный перелом после выхода на экраны фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Роль тракториста Матвея Морозова принесла актёру зрительское признание и востребованность в качестве актёра, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: тихим, неприметным романтизмом в обыденной повседневности. Зрители получили возможность увидеть, что тихоновский герой совсем не таков, каким казался поначалу: он интереснее, умнее и сложнее, чем клишированный во многих фильмах «простой советский человек». Тогда же начались многолетнее творческое содружество и дружба Тихонова с Ростоцким.
"Дело было в Пенькове"
В фильме «Чрезвычайное происшествие», снятом в 1958 году режиссером Виктором Ивченко, Тихонов сыграл одесского матроса Виктора Райского, ставшего настоящим героем в стане захвативших танкер чанкайшистов. Тихонов вновь «обманул» зрителей и сумел провести врагов, поверивших в обманчивую простоту героя. И если для врагов это качество персонажа обернулось провалом их планов, то для зрителей надёжный, сознающий собственную силу моряк стал «своим человеком», которому можно было безоговорочно доверять. Фильм «Чрезвычайное происшествие» стал лидером проката 1959 года, и к Тихонову стали обращаться другие режиссёры. Вскоре Вячеслав за короткий срок сыграл шесть значительных и разноплановых ролей в фильмах «Майские звёзды», «На семи ветрах», «Жажда», «Мичман Панин», «Две жизни» и «Оптимистическая трагедия».
"Оптимистическая трагедия"
Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Тихонов сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», и эта роль потребовала от актёра полной самоотдачи. Тихонов, так же как и все остальные участники съёмок, работал с неимоверным напряжением сил. Съёмки происходили практически в полевых условиях, батальные сцены снимались с невиданным для советского кино размахом, и многие друзья Вячеслава Тихонова позже рассказывали, что роль князя Болконского вспоминалась им постоянно. Артист болел этой ролью, и всю жизнь бесконечно перечитывал роман «Война и мир». Но после съёмок в фильме «Война и мир» Вячеслав Тихонов был настолько разочарован, что едва не бросил кино. После четырёх лет тяжёлой работы и отказов от других предложений сниматься результат оказался противоречивым - кинокритики его работой были недовольны, а Бондарчук остался при мнении, что роли Болконского Тихонов не соответствовал.
"Война и мир"
Из творческого кризиса Тихонова вывел Станислав Ростоцкий, буквально заставивший актёра сыграть в 1969 году в своем фильме «Доживём до понедельника», где Вячеслав Тихонов исполнил роль учителя Мельникова, за которую Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР. "Доживём до понедельника"
В молодости Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, долгие годы являлся поклонником «Спартака», и увлекался зимней рыбалкой. В 1968 году, в сорокалетнем возрасте Вячеслав Тихонов женился во второй раз. Его избранницей стала 25-летняя учительница Тамара, с которой он познакомился во время работы над французским фильмом «Мужчина и женщина», где актёр озвучивал роль главного героя, а Тамара Ивановна, работавшая в то время преподавателем французского языка в Институте международных отношений, помогала ему с переводом. Девушка была замужем, но ради Вячеслава рассталась с супругом, и в 1969 году у них родилась дочь Аня.
В отличие от яркой и порой излишне эмоциональной Нонны Мордюковой, Тамара была под стать Тихонову – такая же сдержанная и молчаливая. Однако именно такой неприметной женщине удавалось много лет держать мужа под жёстким контролем. Мало кто знает, что герой на экране, красавец-мужчина, самодостаточный и самостоятельный Тихонов в обычной жизни был очень мягким и беспомощным человеком. С женой Тихонов согласовывал все свои роли и отчитывался о каждой сцене с любовным намёком, так как Тамара Тихонова была буквально одержима ревностью. Возможно, из-за непростых отношений с женой с возрастом Вячеслав Васильевич стал меньше сниматься, а потом перестал участвовать в съёмках совсем. В старости ревность его жены стала патологической. Тамара Ивановна буквально «дежурила» на телефоне, и со временем, не выдержав постоянных истерик жены, Вячеслав Васильевич собрал свои вещи и переехал жить в загородный дом, построенный им в Николиной Горе. Но Тамара Ивановна так измучила Тихонова своими притязаниями, что, в конце концов, супруги поделили дом пополам и так жили до самой смерти Тихонова: в одной половине находился Вячеслав Васильевич, а в другой – Тамара. Вячеслав Тихонов перестал носить обручальное кольцо, а Тамара Ивановна говорила, что Тихонов испортил ей жизнь. Чтобы успокоить нервы, она начала пить и несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Дочь Тихонова Анна жила в то время в московской квартире родителей, но чтобы контролировать мать, стала часто приезжать в Подмосковье. Тихонов был счастлив – так он мог видеть своих крошечных внучат двойняшек Славика и Гошу. Но тут Вячеслав Тихонов оказался уже под контролем дочери. Друзья артиста рассказывали, что Вячеславу Васильевичу даже с сыном Володей от первого брака приходилось встречаться украдкой в гараже. А когда Владимир умер от передозировки наркотиков, Тихонов попытался помогать второй жене сына и своему внуку. Но жена и дочь актёра быстро пресекли его благородный порыв и запретили общаться с «бывшими» родственниками.
А пока в конце 1960-х годов новые, несколько неожиданные краски, такие, как самоирония добавились к актёрской палитре Тихонова в ролях в фильмах Сергея Соловьева «Семейное счастье» и «Егор Булычёв и другие». Вячеслав Тихонов в это время вступил в пору расцвета своего таланта. И вполне закономерно, что в телесериале «Семнадцать мгновений весны», снятом в 1973 году режиссёром Татьяной Лиозновой, он сыграл одну из своих лучших ролей Исаева – Штирлица.
"Семнадцать мгновений весны"
Эта работа принесла Тихонову невиданную популярность, и это был настоящий триумф. Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер, его Штирлиц приковывал к себе зрительское внимание каждую минуту своего существования на экране. В этой работе Тихонов применил весь арсенал своих выразительных средств: умение «держать» крупные планы, показывая насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм и игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, глубокое понимание специфики актёрской работы в кино. Талант актёра получил в этой роли законченное воплощение, ибо герой Тихонова проявлял свою «двойственность», потаённые качества характера постоянно. В результате Штирлиц стал поистине народным героем.
К теме Великой Отечественной войны Вячеслав Васильевич обращался в своём творчестве ещё несколько раз: в трилогии «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», а так же в фильме «Они сражались за Родину». В 1977 году Тихонов сыграл главную роль в фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо», за которую актер в 1980 году был удостоен Ленинской премии. А далее в его творческой биографии последовали не менее звёздные роли в фильмах: «ТАСС уполномочен заявить...», «Европейская история», «Убить дракона», «Бесы» и «Утомлённые солнцем».
"Убить дракона"
Вдова Сергея Бондарчука актриса Ирина Скобцева рассказывала: «За четыре года съёмок у Бондарчука Тихонов прошел такую актёрскую школу, которая помогла ему сыграть и в «Доживём до понедельника», и в «Семнадцати мгновениях...». Слава был из породы самоедов, всё время в себе сомневался, ему нужна была поддержка режиссёра. Он говорил Бондарчуку: «Какой из меня князь, посмотри на мои рабочие руки». А Бондарчук подсказывал: «Будешь играть в перчатках». Актёры не то что не знали, как мундир носить, никто не умел носить лосины. Поэтому их надевали влажными, чтобы не сборились... Через несколько лет Бондарчук вновь встретился с Тихоновым на картине «Они сражались за Родину». И снова Слава проявил дотошность в работе. Он с кондачка играть не мог. Его дочка Анечка Тихонова рассказывала мне, что вначале не могла понять, почему папа стал заикаться. Оказалось, он дома заикался, чтобы вжиться в образ своего героя Николая Стрельцова. Слава был глубоким, хорошим человеком, но, по-моему, очень одиноким. Самой большой любовью в его жизни и отдушиной была дочка Аня...».
С 2000 года Вячеслав Тихонов вёл замкнутый образ жизни, потому что дружить ему было уже не с кем. Его лучший друг и любимый режиссёр Станислав Ростоцкий, близкие товарищи-коллеги Юрий Никулин и Николай Крючков умерли. А новых друзей в пожилом возрасте найти трудно. Когда были живы друзья, Тихонов часто и с удовольствием выбирался с ними на рыбалку, куда его сопровождала собачка Стёпка, которую подбросили Тихонову ещё щенком.
В одиночестве актёр перестал вовсе выходить из своего дома в Николиной Горе, коротал дни перед телевизором и часто пересматривал свои работы в кино. Тихонов никак не мог смириться с тем, что жизнь подходит к концу. А для родных и близких актёра наступил момент, когда стало понятно – на актёре Тихонове можно хорошо заработать. Его дочь Анна с мужем организовали небольшую киностудию, где стали снимать фильмы с участием Вячеслава Васильевича. Анна вела дела отца, отказывая всем кинокомпаниям и телеканалам в интервью. К 80-летнему юбилею отца она разрешила съёмки только сотрудникам Первого канала за гонорар в 15 тысяч долларов. Сам Тихонов эти деньги не получил. На тот же юбилей спонсоры праздничного вечера в Доме кино подарили актёру автомобиль, но Тихонов на нём ни разу не ездил. Анна построила бизнес на имени отца, но с желаниями самого Вячеслава Васильевича мало кто считался.
В 2002 году актёр перенёс инфаркт миокарда, а в мае 2007 года Вячеслав Тихонов был госпитализирован после неудачного падения и в связи с жалобами на боли в сердце. В марте 2008 года ему сделали несложную операцию в Центральной клинической больнице, а 28 ноября 2009 года актёр снова был госпитализирован в ЦКБ. 3 декабря его прооперировали, сделав операцию на сосудах. Хирургическое вмешательство прошло нормально, врачи надеялись, что состояние их пациента стабилизируется, но 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни Вячеслав Тихонов скончался. Последние часы перед смертью артист находился в реанимации, и его состояние было тяжёлым. У артиста отказали почки, его пришлось подключить к аппарату гемодиализа, а затем и к аппарату искусственной вентиляции легких. По мнению лечащего врача артиста, кардиолога А. Леонова: «Свою роль сыграли и одиночество актёра, и отсутствие должного ухода».
Воля умершего так и не была исполнена: Тихонов был против отпевания в храме, но по решению дочери Тихонова отпевали в храме Христа Спасителя. Было нарушено и ещё одно желание усопшего. Вячеслав Васильевич собственноручно написал в завещании, что хочет быть похоронен в одной могиле с сыном Володей на Кунцевском кладбище, но тело Тихонова было предано земле на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Олега Янковского.
Текст подготовила Татьяна Халина.
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1103
Интервью с Анной Тихоновой: «Отец считал, что говорить о женщинах и болезнях неприлично»
Анна Тихонова почти неотлучно находилась с отцом в последнее время его жизни. Вячеслав Васильевич и Анина семья - её муж Николай, пятилетние внуки жили на даче актёра на Николиной Горе.
- Трудно найти слова, чтобы говорить об отце в прошедшем времени. По-моему, очень точно сказал Валентин Гафт. И я, наверное, сейчас не смогу подобрать лучше слова. Отец снимался с Гафтом в Швеции в фильме «Человек с другой стороны». И Валентин Иосифович позже рассказывал, что Тихонов тогда поразил его аристократической воспитанностью. Гафт называл отца абсолютно чеховским персонажем, кристально чистым человеком. Он был мудрым, сдержанным, элегантным человеком. Не был кондовым в советские времена и не стал распущенно-отвратительным в наши, «свободные». Отец был красив сам по себе. Прост, скромен, но не застенчив. Ему не надо ничего «добавлять». Он был именно таким, и процесс внутреннего самосовершенствования в нём не прекращался до конца. Кстати, снимавшаяся на той картине с Тихоновым знаменитая шведская актриса Биби Андерсон признавалась, что, когда играла с отцом, у неё слегка кружилась голова. В киногруппе над этим подсмеивались: «Биби, у тебя нет шансов. Тихонов предан жене». Продюсер фильма с шведской стороны как-то сказал: «Если бы Тихонов работал в Голливуде, я бы его не смог снимать - он стоил бы десятки миллионов долларов». Удивительная особенность отца заключалась в том, что он был абсолютно достоверен, естествен и правдив.
- Сейчас, когда Вячеслава Васильевича нет с нами, невольно начинаешь его идеализировать. Но он был живым человеком, неужели никогда не сердился, ни на что не жаловался?
- Он был сдержанным и достаточно закрытым человеком. Говорил, что в жизни его все устраивает. Папин друг, кинорежиссёр Станислав Ростоцкий, однажды мне объяснил характер отца. Он вживается настолько в свои персонажи, что, помимо воли, перенимает их черты. Так сложилась его кинематографическая судьба, что герои Тихонова - сплошь «благородные рыцари без страха и упрёка». Вы можете представить Штирлица или князя Болконского, которые бы жаловались на жизнь или рассказывали скабрезности о любимых женщинах? Он играл в кино идеальных героев и сам, может быть, помимо воли, неспециально, старался быть на них похожим. Недаром до последних дней женщины писали ему восторженные письма, объяснялись в любви, рассказывали о своих житейских драмах. Наверное, они в нём видели то, чего не находили в жизни. Причём писали и папины ровесницы, и школьницы. Недавно пришло письмо от 16-летней девочки, которая влюбилась в папу после того, как посмотрела «Войну и мир». Я её письмо отцу читала вслух. Он был растроган детской искренностью. Красавица Ирина Алфёрова признавалась, что была влюблена в Тихонова. А чьи-то рассказы или воспоминания о том, что отец был в жизни сухим, неэмоциональным человеком, - выдумки. Эти люди отца плохо знали. Папа был остроумным, искромётным, ироничным человеком, он замечал красивых женщин и реагировал на них, как любой нормальный мужчина. Но считал, что говорить о болезнях и женщинах неприлично.
- Как по-вашему, откуда в нём было столько благородства? Он же из простой семьи, родился в рабочей слободке в Павловском Посаде, учился в ремесленном училище...
- Папа вырос в провинции, но в интеллигентной семье. Его мама была педагогом, отец - директором ремесленного училища. Дядя был артистом.
- Ваш отец был увлечённым рыбаком. Часто брал вас с собой на рыбалку? - Помню, мы ездили с ним ловить селёдку. Это было на море, мы рыбачили с катера и ловили на спиннинг. И сразу же засаливали рыбу в бочках. Правда, папа так и не сумел меня пристрастить к рыбалке.
- Коллеги Вячеслава Васильевича говорили, что он переживал, что вы не так много снимаетесь в кино, как ему хотелось бы. И он не может вам в этом помочь.
- Это не совсем так, даже если отец и высказывался в таком духе. На самом деле он считал, что женщина вообще не должна работать, когда у неё есть семья. Муж и дети важнее съёмок в кино. Я немного сейчас снимаюсь, потому что занялась продюсированием. В этом году должен выйти фильм «Глазами волка», в котором отец сыграл свою последнюю роль. Снял фильм режиссёр Николай Вороновский, мой муж, а я - продюсер этой картины. Анастасия Плешакова
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1103
|
|
| |
Нина_Корначёва | Дата: Воскресенье, 17 Ноя 2013, 17:37 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
| Как пули у виска… Эпоха уходит так стремительно, что делается страшно: словно в морской дали тонут последние маяки, и лодка окончательно остаётся без руля и ветрил.
Есть в мире фундаментальные ценности. Честь, порядочность, благородство. Талант слушать, талант понимать и давать этим пониманием счастье другим. Вне человека эти ценности абстрактны: им нужна олицетворённость. Тихонов, Ульянов, Янковский, Мордюкова - из тех немногих, кто воплощал эти ценности. Их герои, от этой концентрации всего лучшего, что может быть в человеке, казались нам идеальными. Воплощать "положительного героя" так, что он не выглядит ходульным и придуманным, так, что ему верят сразу и навсегда, - редчайший талант.
Поэтому и возникает теперь ощущение ещё одного утонувшего в пучине маяка. Он нам нужен, чтобы выплывать из всех жизненных коллизий. И чем меньше остаётся в виду маяков, тем драматичнее становятся коллизии, тем растеряннее, тем беспомощнее люди.
Что делало Тихонова Тихоновым? У нас очень много было прекрасных актёров - значительно больше, чем в нынешнем кино. Но даже среди них Тихонов стоял наособицу. Конечно, редкая внешность: женщины сходили с ума. Конечно, замечательная способность быть значительным - без многозначительности, быть достоверным - без суетливой бытовухи, быть своим - без панибратства, быть патриотом - без пафоса.
Он чурался тусовок, рекламы, сенсаций, он крайне мало давал интервью, не разменивался на мелкие роли, на популизм, на соблазн угождать сильным мира сего. И именно поэтому ощущался всеми как личность. Личность - и только потом актёр. Он был само воплощение такого, тоже вполне абстрактного и для многих размытого понятия, как достоинство.
Он был экзотически красив. Его поэтому не взяли во ВГИК. Он плакал. Но даже в такой отчаянной ситуации, случись это сегодня, он не пошёл бы в манекенщики. Хотя в такой ситуации сегодня это сделает любой сколько-нибудь смазливый абитуриент ВГИКа. Он интуитивно выбирал в жизни только настоящее дело. Настоящие роли. Настоящие темы. Он был - настоящим.
Его неразговорчивость вошла в легенды. Он был молчун. Он молчанием мог выразить больше, чем словами. Вспомним, как он молчит в "Семнадцати мгновениях…", - из всего сериала именно эта сцена встречи законспирированного Штирлица с женой прежде всего врезалась в память и в душу. И в фильме "Доживём до понедельника" вспоминается прежде всего умение учителя Мельникова молчать, слушать, понимать. И в "Белом Биме…" прежде всего - безмолвный диалог человека и собаки, оба готовы отдать друг за друга жизнь.
Мало можно назвать актёров, так это умевших.
Я говорю о маяках, всё более ощутимо тонущих вдали, потому что в киноискусстве вместе с ними уходит актёр-личность. Актёр-художник. Актёр-гражданин. Взамен же приходит актёр-манекен, актёр с грудой мускулов, пустыми глазами и думой о гонораре, а вскоре и его уже грозит заменить компьютерный болванчик - причём без заметных потерь. С ними уходит фильм-поступок, фильм-исповедь и фильм-проповедь, фильм, который реально может менять людей и мир к лучшему.
Тихонов очень остро ощущал утрату кинематографом гуманизма и с брезгливостью говорил о кино, сделавшем жестокость - аттракционом. И опять же, если вспомнить его лучшие роли, они наследовали именно гуманистическим традициям русского искусства. Любить человека, болеть за человека, сострадать человеку - в этом многие великие видели предназначение художественного творчества хоть в литературе, хоть в живописи, хоть в театре, хоть в кино. Любой иной подход опасен для человека и общества - Тихонов это очень хорошо понимал и часто вспоминал по этому поводу Толстого. Он ненавидел искусство деструктивное, с омерзением говорил о "Ментах" и "Бригадах", он понимал, что такое смотриво разрушает самое уязвимое в человеке - то неосязаемое, что и верующие и атеисты одинаково зовут душой.
И никогда в этом смотриве не снимался.
В одном из интервью он рассказывал, как к нему больничную палату, несмотря на врачебные заслоны, прорвался Жириновский и стал уговаривать быть депутатом от ЛДПР. "У меня всё-таки инфаркт, а не сотрясение мозга", - комментировал свой отказ актёр, который мог бы из своей популярности вытрясти много дивидендов, и политических и материальных, - но никогда до этого не опускался.
ВГИК той поры, когда учился Тихонов, тоже был другим. В нем преподавали мастера уровня Ромма, Герасимова, Бибикова и Пыжовой, в класс которых попал Вячеслав Тихонов. Они учили, конечно, технике актёрского мастерства, но прежде всего учили главным человеческим ценностям. Пониманию искусства как некоей жизнетворной миссии. И первым боевым крещением для молодого актёра был фильм Сергея Герасимова "Молодая гвардия" - живой урок мужества и патриотизма, сделанный по неостывшим ещё следам реального краснодонского подвига. И это был смелый эксперимент: все роли в картине были дипломными работами Нонны Мордюковой, Сергея Гурзо, Инны Макаровой, Сергея Бондарчука, Людмилы Шагаловой, Георгия Юматова, Вячеслава Тихонова.
Фильм стал событием для многих поколений. Это была пора, когда кинематограф у нас ещё не числили по рангу шоу-бизнеса, относились к нему как к искусству и по нему учились делать жизнь. Поэтому для художников того времени источником вдохновения были беда и подвиг народа в войне. Эта тема сформировала практически всех крупнейших мастеров нашего кино - режиссёров, актёров, операторов, драматургов. Война, признавал Тихонов, эхом отзывается даже в его сугубо мирных ролях в таких фильмах, как "Дело было в Пенькове" или "Доживём до понедельника". Война давала точку отсчёта, ею поверялся масштаб всего, что происходило с людьми в те годы и на экранах и в жизни.
Эту меру всех душевных событий Тихонов сохранял всю жизнь.
Эта мера определяла для него всё, включая очень серьёзное отношение к своему делу. Как всегда, уставшие от своей скорбной работы критики заклевали его за роль князя Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука "Война и мир" - а результатом этого могло стать добровольное отлучение актёра от кино. Он решил тогда больше не сниматься. Его, актёра, вёл по жизни врачебный принцип, о котором не ведают рецензенты, - "не навреди!". Его спас тогда режиссёр Станислав Ростоцкий - прекрасный человек и умный мастер, тоже максималист и тоже понимавший искусство как миссию. Он убедил Тихонова сыграть учителя Мельникова в фильме "Доживём до понедельника". И мы получили ещё одного героя, определившего судьбы миллионов его последователей. Многие тогда решили стать педагогами, чтобы давать детям счастье понимания.
Теперь таких бранят словом "романтики". Романтику противопоставляют суровому реализму созерцания через замочную скважину - чужой квартиры, чужого туалета, чужой жизни. Вместе с маяками наше киноискусство утрачивало что-то главное - и зрители постепенно переставали его замечать. Стали привыкать к шоу-бизнесу, где личности уровня Тихонова были уже не нужны. Его роль ветерана в фильме Сергея Урсуляка "Сочинение ко Дню Победы" известна уже узкому кругу ностальгирующих - в попкорновых мультиплексах крутили теперь совсем другие фильмы.
Он мало с кем дружил. Но дружил по-настоящему. Дружил с Ростоцким - в них было очень много общего, даже внешне. В последние годы дружил с Эльдаром Рязановым - был так же честен перед собой и людьми, так же ценил юмор. Рязанов снял его в картине "Андерсен. Жизнь без любви" в полушутливой роли Бога, - не библейского, а сказочного, рождённого детским воображением. И там природная сдержанность Тихонова в эмоциях, мягкость в повадках, за которой всегда чувствуется твёрдость в убеждениях, пришлись очень к месту.
Если вспомнить ранние картины Тихонова, поразишься эволюции актёра и человека. В "Чрезвычайном происшествии", которое принесло ему первую известность, он играл неунывающего моряка-одессита, который вместе с командой танкера "Туапсе" оказался в чанкайшистском плену. Это была эффектно, даже бравурно сыгранная роль, которая уже обеспечила ему статус восходящей звезды. Задатки будущего Штирлица проклёвывались в его мичмане Панине, который в условиях строжайшей конспирации переправлял политзаключённых на царском военном корабле в свободную Францию. В этих ролях было сокрушительное обаяние - на наших глазах рождался кумир толп. Но актёра не интересовал легкий успех. Бравурная манера очень быстро сменилась сдержанностью в эмоциях, скупостью в жесте, он меньше стал упирать на характерность - и все больше углублялся в суть своих героев. И в Штирлице его интересовала уже не маска, а то, что скрыто за нею. Теоретически это картина приключенческая, остросюжетная и развлекательная. По сути же - глубокая и психологическая. Такая в ней собралась актёрская команда.
Мы слышали о личных драмах этого очень замкнутого по характеру человека, но мало знали о его личных переживаниях. Он не имел обыкновения ими делиться. Эта твёрдость принципов тоже ощущалась в его новых ролях. Это был очень сильный, при всей внешней мягкости, человек.
В день его смерти по телевидению прошли сцены из его фильмов разных лет - дух захватило от человеческих богатств, которые хлынули с экранов. Эти богатства нам дарил он и его многочисленные, очень талантливые собратья по искусству. Они не просто играли - они делились своим накопленным, пережитым, обдуманным и выстраданным. Наше кино делалось убеждёнными последователями одной-единственной веры, ради которой стоит сгорать, - веры в природные достоинства и высокое предназначение человека.
С уходом таких людей, как Тихонов, не только наше искусство лишается больших мастеров. Человеческое начало в нашем обществе теряет последних своих защитников. Валерий Кичин http://www.rg.ru/2009/12/05/tikhonovrip-site.html
Расскажи-ка ты, кукушка (из к/ф "Оптимистическая трагедия") http://www.youtube.com/watch?v=Fc0TruAihY8
Варяг (из к/ф "Оптимистическая трагедия")
http://www.youtube.com/watch?v=gFfT1kL2Bo0
Сердце, молчи (из к/ф "На семи ветрах") http://www.youtube.com/watch?v=cIr_2HvTlwI
От людей на деревне не спрятаться (из к/ф "Дело было в Пенькове") http://www.youtube.com/watch?v=-Lkot5r44OY
В этой роще берёзовой (из к,ф "Доживём до понедельника")
http://www.youtube.com/watch?v=XMaNsu6MoQc
Вспоминая Вячеслава Тихонова (песни в его исполнении)
http://www.youtube.com/watch?v=7Li3nPT7Nr8
Сообщение отредактировал Нина_Корначёва - Воскресенье, 17 Ноя 2013, 18:14 |
|
| |