Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 23 Ноя 2013, 22:44 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| «ЛИШЬ БЕЗДНА НЕПОДДЕЛЬНЫХ ЧУВСТВ...»
Имя Нины Дулькевич я открыл для себя в 1988 году. Именно тогда на прилавках магазинов появилась долгоиграющая пластинка-гигант с записями артистки. Аннотацию к ней написал киевский филофонист Виталий Донцов, он же был инициатором ее выпуска. Как я узнал позже, чтобы собрать хоть какие-то сведения о певице, расцвет таланта которой выпал на начало прошлого века, Виталий Петрович потратил не один год. И только благодаря настойчивости известного коллекционера грампластинок, его необыкновенной преданности эстрадному искусству прошлых лет мы сегодня располагаем фактами жизни и творчества некогда прославленной исполнительницы старинных русских романсов и песен.
На окраине Петербурга, в отнюдь не богатой семье в 1891 году родилась Нина Викторовна Бабурина. О детстве будущей певицы, к сожалению, нет никаких сведений. Известно только, что свою трудовую деятельность она начала в пятнадцать лет. Чтобы прокормить семью, Нина нанялась горничной к руководителю известного в то время цыганского хора Н.Д. Дулькевичу, который к тому же был очень хорошим наставником и педагогом.
Однажды он случайно услышал как, подавая обед, Ниночка что-то напевала про себя. Сильный, звонкий, заливистый голос горничной понравился Николаю Дмитриевичу, и он, недолго думая, предложил ей стать солисткой своего коллектива. Первые выступления начинающей певицы состоялись в кафе-шантане. Своим пением она тогда сумела покорить не только слушателей, а и самого руководителя хора. И спустя два года Николай Дулькевич сделал ей предложение.
Но в коллективе своего супруга Нина пробыла недолго, перейдя в цыганский хор Шишкина, который вскоре тоже оставила, начав выступать уже с сольными программами. Первые сообщения о концертной деятельности певицы относятся к 1906-1907 годам. Тогда в сопровождении двух гитаристов она выступила в программе одного из фешенебельных петербургских садов "Аквариум", а также участвовала в концерте по случаю гвардейского праздника в Царском Селе. Успех превзошел все ожидания. Нине Дулькевич не было еще и 18 лет, а ее имя уже стояло рядом со знаменитыми певицами того времени Варей Паниной и Анастасией Вяльцевой. Концерты молодой исполнительницы проходили на лучших площадках, она активно гастролировала по стране, издавались ноты с ее репертуаром. А благодаря публикациям в газетах и граммофонным пластинкам, выходившим большими тиражами, ее имя вскоре узнала вся Россия.
Молодая певица щедро одаривала слушателей своим искусством. Так, в концертах, конечно же, по просьбе зрителей, она обычно исполняла по 40, 50 и даже 70(!) произведений. "Сколько романсов заставили ее пропеть, начнешь считать и обочтешься…", - писали после одного из выступлений певицы "Биржевые ведомости". Но для певицы такая нагрузка не была чем-то сверхъестественным, ведь она репетировала по 8 часов без перерыва.
Многочисленные поклонники таланта артистки за глаза окрестили Нину Дулькевич "белой цыганкой". А пресса даже выдала певице символический "диплом первой степени" на звание "настоящей цыганки". Теперь уже трудно сказать, почему именно такое определение было дано артистке, во внешности которой не было ничего цыганского. Скорее всего, этому способствовал ее репертуар, насчитывавший много произведений популярного тогда жанра. Она действительно исполняла в концертах цыганские мелодии, но настоящие, подлинные, из народных истоков, напрочь отметая безвкусицу и вульгарщину. А знала артистка цыганских песен, по словам писателя Александра Куприна, "очень много", пела с большим мастерством, "принося в зал поэзию дикой воли, поэзию темной ночи у пылающего костра, дикую удаль и тихую грусть…".
И все же стихией Нины Дулькевич были русские песни и произведения на стихи Лермонтова, Пушкина, Фета, Апухтина и других авторов. Чтобы читатели могли представить атмосферу, царившую на выступлениях певицы, приведу лишь несколько выдержек из рецензий на ее концерты.
"Мягкий, ласкающий голос, задушевное исполнение и вызываемое им настроение тихой мечтательной грусти - вот отличительные черты пения артистки, а вместе с тем и тайна ее успеха", - так писали "Биржевые ведомости" в номере за 14 октября 1908 года. Спустя два года эта же газета отмечала: "Вчерашний концерт окончательно укрепляет за нашей даровитой певицей право на звание "кумира столичной публики". С той радостью и единодушными громовыми раскатами приветствий, какими оглушили вчера г-жу Дулькевич при появлении ее на эстраде, у нас редко кого встречают".
А вот что писала одна бакинская газета: "Нет у госпожи Дулькевич столь характерных для всех "несравненных" кривляний, нет нарочитого подчеркивания рискованных мест современного пошлого "цыганского" романса, - напротив, репертуар у нее старинный, и поет она очень просто, вкладывая лишь бездну неподдельного чувства, темперамента, действуя на слушателей искренностью и задушевностью…".
Еще строки из газет: "Нам сообщают о громадном успехе на Кавказе талантливой исполнительницы русских песен Н.В. Дулькевич. Певица дала свой концерт в Железноводске, прошедший при полном сборе и восторженных овациях. Публике в равной степени нравились и ее задушевные романсы, и русские песни, звучавшие ширью и вольностью Волги и степей".
А популярный в свое время журнал "Рампа и жизнь" писал следующее: "Н.В. Дулькевич сразу завоевала Москву. В ее таланте есть что-то свое, индивидуальное. Она никому не подражает. У нее хороший голос. В его грудном низком звуке - что-то волнующее... Прекрасно поет певица русские песни - в ее передаче есть и удаль, и ширь, и тоска загулявшегося "добра молодца". Публика долго не отпускала певицу, требуя бесконечных бисов".
В числе поклонников таланта Нины Викторовны были известные русские писатели Леонид Андреев и Александр Куприн. После посещения одного из концертов певицы в своем очерке "Фараоново племя", напечатанном в "Синем журнале" №38 за 1911 год, Александр Иванович писал: "Я никогда не забуду этого внезапного, сильного, страстного и сладкого впечатления. Точно в комнату, где пахло модными духами, вдруг повеял аромат какого-то дикого цветка. Я слышал, как притихли понемногу очарованные зрители и долго ни одного звука, ни шороха не раздавалось в громадном зале, кроме этого милого, тоскующего и пламенного мотива... Слушаешь ее - и слушаешь не одними ушами, а всеми нервами, всей кровью и всей душой…"
Концертная деятельность Нины Дулькевич продолжалась и в советское время. В 1919 году она в числе первых стала артисткой Петроградского Союза работников искусств (СОРАБИС). И вот уже пресса нового государства, например, газета "Коммуна" от 6 мая 1927 года, о выступлении певицы пишет следующее: "Выходит, протягивает руки... и первой же песенкой берет в руки и до конца вечера держит публику, не выпуская.
Почему с таким вниманием слушают певицу, - не оперную, даже не концертную, а исполнительницу так называемого легкого жанра? Секрет выдающегося художественного успеха Дулькевич в незаурядном мастерстве, в ее выдающейся музыкальности. Романсы с музыкальной стороны примитивны, но как они преображаются у Дулькевич! Певица передает их так напевно, с такой изящной отделкой музыкальной фразы, характерной законченностью всей вещи, что затасканные мотивы получают свежесть, а забитые, мертвые слова - жизненную силу..."
Но, к сожалению, с каждым годом старинные романсы, к которым почему-то приписывали "цыганщину", все больше и больше подвергались серьезной критике. Предвзятость таких высказываний не могла не отразиться и на репертуаре Нины Дулькевич. И уже с 1927 года в своих концертах она пела преимущественно детские песенки, умело подражая голосам мальчиков и девочек. Более того, она, как отмечалось в различных изданиях, стала одной из создательниц жанра детской песни на советской концертной эстраде. Лишь изредка по просьбе своих поклонников пела свой старый репертуар. И только в начале 1930-х годов артистка снова выступила с целой программой старинных романсов, доказывая этим, что не изменила своему давнему призванию. То были последние концерты замечательной певицы. В 1934 году Нины Викторовны Дулькевич не стало. Она умерла в 43 года в Ленинграде и похоронена на Смоленском кладбище.
Прославленная исполнительница оставила после себя около пятидесяти записей, среди которых известные романсы "Чайка", "Забыты нежные лобзанья", "Слушайте, если хотите", "Нищая", "Улица, улица" и другие. К сожалению, отечественная граммофонная запись 1910-1920-х годов была далеко не совершенна и не могла в полной мере запечатлеть исполнительское искусство вокалистов того времени.
Когда-то Леонид Утесов говорил, что прослушивая акустические пластинки начала века, мы слышим не голоса певцов, а только их отголоски. И все же, когда звучат записи Нины Дулькевич, сделанные в 1911-1914 годы, то даже сквозь треск и назойливое шипение заигранных пластинок звонкий, залихватский голос артистки, ее проникновенное исполнение не оставляет нас равнодушными. Мы невольно оказываемся во власти непревзойденного мастерства вокалистки и понимаем, что ее талант не подвластен времени. Радует, что вышло уже несколько компактов с записями певицы и что творчество артистки будет радовать новые поколения любителей старинного романса. Ведь в этом жанре Нина Дулькевич по-прежнему остается в числе непревзойденных исполнительниц.
Сергей ПАНКРАТЬЕВ
Вечор поздно из лесочка
Могила
На последнюю пятерку
Осенний сон
|
|
| |
andy2 | Дата: Понедельник, 14 Ноя 2016, 21:54 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| По легенде, бытовавшей в нашей семье, Нина Дулькевич была двоюродной сестрой моей прабабушки и происходила из Новгородской губернии. Много лет назад у неё хранились письма от Нины, но, к сожалению, ничего не сохранилось кроме моих воспоминаний о её рассказах. Так по рассказам Ирины Михайловны (прабабушки) Нина в возрасте 3-4х лет была украдена цыганским табором и много лет провела в нём, а Дулькевич выкупил её у тамошнего барона и усыновил. Думаю, что эта версия не менее вероятна, чем "о детстве нет ни каких сведений".
|
|
| |