Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 11 Янв 2014, 12:54 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| РУЖЕНА ВЛАДИМИРОВНА СИКОРА (20.08. 1918 - 23.12. 2006)
На эстраде сегодняшней Звезды новые светятся, Им теперь дарит публика И цветы, и любовь.
Но как жаль мне, что публика С Дунаевским не встретится, И трубу Эдди Рознера Не услышать им вновь...
Эстрадное искусство всегда отражало свою эпоху, свое время. В нынешний прагматичный век мы видим и слышим с экрана тв раскрученную халтуру. Поют одни и те же лица с претензией на «звездность». Содержание, слова песни, порой просто вызывают недоумение. Похоже, что автору нечего было сказать, и он ограничился двумя фразами, которые исполняющая «звезда» повторяет все время. Духовность, направленность к чему-то возвышенному, практически отсутствует. Что ж, в период «демократии» каждый пишет те песни и слушает то, что отвечает его внутреннему содержанию. Это не значит, что нет на современной эстраде талантливых певцов и прекрасных песен. Они есть, но почему-то им сложнее пробиться к зрителю. Академик Д.С. Лихачева ратовал за пропаганду высокого искусства, культуры и эта пропаганда, как никогда должна присутствовать на тв - самом массовом источнике информации... Во все периоды жизни у человека всегда были свои кумиры, свои любимые певцы. Многие из ныне живущей молодежи мало знают об этой замечательной певице. В каждом доме, где был граммофон или электропроигрыватель, наверняка были пластинки с ее песнями. Нежное, лиричное исполнение песен, глубокое содержание доходило до сердец и запоминалось надолго, а на сцене эта прекрасная певица привлекала не только своим голосом, но и чисто женским обаянием, красотой.
Ружена родилась в Новороссийске. Ее дед, винодел, приехал в Абрау-Дюрсо еще в позапрошлом веке из Тифлиса. Отец, Владимир Владимирович, чех по национальности, работал главбухом цементного завода «Пролетарий». Мама, Вероника Адамовна, полька, ее маленькой девочкой удочерил, и привез в Новороссийске известный инженер Иосиф Гульбин.
Имя малышке выбрал отец, сказал жене: "Смотри, какие светленькие, даже рыжеватые у дочки волосы. Назовём её Ружена - рыженькая." Ее имя впоследствии войдет в историю муз. культуры, а слово "сикора" в переводе с чешского означает синичка. Фамилия оказалась пророческой - уже в 3 года девочка давала сольные концерты во дворе своего дома. Первыми слушателями «маленькой певчей птички» были соседи по двору д. 12\14 на ул. Энгельса, где проживала семья. Увеличился и ее репертуар. Для 5-летней девчушки устанавливали табуретку и летними вечерами соседи по дому слушали свою щебетунью. По их просьбам исполнялись все известные двору песни, даже оперные арии. С трудом взобравшись на высокую табуретку, малышка выводила тоненьким голоском «Ты жива еще моя старушка...». Сидящие на скамеечках старушки пригорюнивались, вздыхая и смахивая наворачивающиеся слезы.
Пианино в семье появилось в 1926 г. По случаю и за вполне приемлемую цену был куплен совершенно разбитый инструмент, но на нем Ружена и стала учиться музыке. Довольно скоро выучилась аккомпанировать папе — обладателю красивого баритона, любимцу новороссийских меломанов. Однажды он попросил дочь аккомпанировать ему на одном из концертов, проба вышла удачной, и он стал брать ее на все свои выступления, Ездили по клубам, ДК, гор. предприятиям и организациям. Когда Ружена освоилась со сценой, составили семейный дуэт. Наконец наступил знаменательный день, когда девочка вышла на сцену одна, вначале с отдельными номерами, потом и с программой. На всю свою жизнь сохранила Ружена Владимировна в душе чувства любви и благодарности к отцу, талантливому артисту, человеку, всю свою жизнь посвятившему служению ее величеству Музыке.
В 1936 г. Владимира Владимировича пригласили в труппу Киевского оперного театра. 16 июля, возвращаясь с концерта в парке Д.Бедного (Фрунзе), он упал замертво: не выдержало сердце... Голод, охвативший страну в начале 30-х годов, не обошел и Новороссийск. Получить продкарточки могли только работники предприятий и Ружена идет работать на цементный завод «Пролетарий» в бондарный цех, где приходилось подбирать деревянные клепки для упаковки. Рукавиц не выдавали, вскоре от заноз руки покрылись нарывами. Молоденькую девчушку пожалели, направили работать аккомпаниатором немого кино. Одновременно с работой Ружена учится в муз. школе, выходит на эстраду и покоряет взыскательную новороссийскую публику красотою и свежестью молодого голоса, изяществом манер, очаровательной внешностью. Появление юной звезды на одном из торжественных юбилейных концертов производит настолько сильное впечатление на публику, что гор. власти принимают решение направить одаренную певицу в муз. училище в Ростов-на-Дону, выделив для этого деньги из гор. бюджета. Случай по тем временам достаточно редкий...
Талантливую девушку направляют на дальнейшую учебу в Первое ростовское муз. училище. Теперь она будет приезжать в Новороссийск только на гастроли. С блеском выдерживает приемные экзамены и поступает на вокальное отделение. Учится, сочетая изучение теории с практикой. На одном из ее выступлений в Баку побывал А.Цфасман, руководитель популярнейшего в то время джаза. Он без колебаний предложил Сикоре стать солисткой его ансамбля и согласился ждать, пока она сдаст в училище последний экзамен. Ружене с трудом верится в такую невероятную удачу, ведь в коллективе Цфасмана работают только звезды вроде П.Михайлова, исполнителя знаменитого танго "Утомленное солнце".
"Получив приглашение от маэстро, я стала срочно собирать свой небогатый концертный гардероб, а перед самым отъездом в Москву зашла в парикмахерскую, где мне отрезали мою роскошную до пояса косу, а из оставшихся "перышек" соорудили прическу, в которой я была похожа на полуобщипанную курицу. К счастью, Александр Наумович отнесся ко мне очень приветливо и после небольшой репетиции спросил: - Когда вы можете начать выступления? - Сегодня, - ответила я, сама не веря сказанному. - Молодец, - похвалил Александр Наумович и распорядился помочь мне подобрать концертное платье для дебюта". - вспоминала Ружена Владимировна. В этом и других концертных платьях "от Цфасмана" певица будет выходить на эстраду к/т "Ударник" и "Художественный", когда началась война...
Со свеженьким дипломом Сикора приезжает в Москву. Уже в мае 1941 г. в Зеленом театре ВСХВ прошли ее первые концерты с цфасмановским джазом, тепло встреченные столичным зрителем. Впереди были большая гастрольная поездка no стране. Не прекращая концертной деятельности, она совершенствовала своё вокальное мастерство в Гнесинке. Одним из ее непосредственных учителей был великолепный мастер сцены В.Зускин: - В каждой песне добивайся точного ощущения обстоятельств, рассчитывай на одного, но умного, самого умного зрителя. У него добрый, но острый взгляд!" Эти слова наставника Сикора долго помнила.
События грозного июня изменили эти планы. Молодая певица вступает во фронтовую бригаду. Концерты военных лет стали ее университетами. Несмотря на настойчивые предложения, она отказалась эвакуироваться и продолжала выступать, а в свободное время дежурила по месту жительства - выводила детей и стариков в бомбоубежище, вместе с такими же, как она, молодыми девчонками и ребятами тушила на крышах вражеские "зажигалки". А потом ее включают в состав фронтовой концертной бригады, и Ружена вместе с конферансье М.Гаркави и танцевальной парой А.Редель и М.Хрусталевым выезжает на передовую.
Окончилась война, и Ружену пригласили на II Всесоюзный конкурс эстрады. Первый конкурс прошёл в 1940 г., и лауреатом его стала К.Шульженко, тогда ещё неопытная певица. Теперь же лавры достались молодой Сикоре. В чём был её секрет? Несомненно, в звонком, чуть вибрирующем голосе - природном даре, но не только: Ружена обладала редкой манерой исполнения. В песнях о любви чувствовалась строгость, почти аскетизм вместе с силой и искренностью чувства. Все "песенные героини" Сикоры бескомпромиссны, с неизменной девичьей честью, немыслимые в наше время, а в ту пору ещё бывшие идеалом.
В первые послевоенные годы Ружена внутренним чутьем почувствовала, как нуждается измученная, истерзанная войной страна в лирической задушевной песне и со свойственным ей творческим максимализмом поставила себе за правило готовить к новому сезону новый репертуар. Однако, чтобы исполнить 20-25 новых песен, как правило, приходилось разучивать намного больше. Одна часть отрепетированного потом безжалостно отсеивалась, другая становилась тем, что благодарные слушатели называли «песнями Ружены Сикоры». Ей принадлежит немало открытий,- она на первая исполнительница "Ласковой песни" М.Фрадкина, "Вот солдаты идут" К.Молчанова и его же студенческих "Огоньки"... всех не перечислить!
Ружена Владимировна – солистка джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета. На эстраде она выступает с аккомпаниатором, талантливым пианистом В.Горышником. "Обладая превосходным голосом, наделённая ярким артистизмом и тонким чувством песенной души, Сикора приносит на эстраду воплощённый в музыкально-сценический образ замысел поэта и композитора" Вано Мурадели. "Советская культура", 27 марта 1967г.
Путь Сикоры не был усыпан только розами, - в своих сольных концертах она исполняла песни польские, болгарские, чешские, французские, итальянские на языке оригинала. Каждую трактовала по- своему, они становились «песнями Сикоры». Именно эта стезя и стала поводом к скандалу, который случился весной 1955 г. в разгар очередной борьбы с низкопоклонством перед Западом и со стилягами. Тогда Сикору обвинили в пропаганде чуждых советской эстраде песен. Статья называлась хлестко - «Пошлость меняет этикетки» и была помещена в газете «Советская культура» 31 марта.
Ныне, всякий, любящий песни Сикоры, может задаться вопросом, откуда у певицы столько искреннего чувства, ведь ложь, даже актёрская, всегда ощутима. Нельзя и мысли допустить, что её песни - результат "сценических упражнений": такое надо пережить самой. В начале 50-х певица вышла замуж, ее избранником стал ее пианист. В ту пору большие джазы с "ротой трубачей" распадались один за другим, уступая место комб малым инструментальным составам, проще говоря, ансамблям. Ружена пошла дальше, взяв пример с Шульженко, и стала выступать под аккомпанемент рояля, за которым сидел её муж. В этом был смысл: теперь оркестр не мешал песне, которая утратив танцевальность, приобрела большее - главенство стиха. Отныне песни Сикоры были маленькими спектаклями, в которых она рассказывала ту или иную историю... Во время гастрольной поездки по Подмосковью машина попала в аварию. В.Горышников умер в больнице, а сама певица оказалась на 7 мес. прикованной к больничной койке. Ружене Владимировне не только удалось встать на ноги, но и вернуться на сцену, правда, подорванное здоровье не позволило ей восстановить концертную деятельность в прежнем привычном объеме...
Второй брак, с Н.Тараненко, руководившим эстрадным ансамблем, возродил интерес к жизни и творчеству, и Сикора продолжила петь. Но последствия жесточайшей аварии дали о себе знать и певица принимает нелегкое для себя решение: она уходит с большой эстрады, уходит в полном расцвете сил и таланта. Небольшим утешением певице стало присуждение ей в 1993 г. звания Народной артистки России, хотя запоздалое решение ничего не меняло: Сикора всегда ею была. Решив оставить сцену, Ружена Владимировна была верна себе. Лишь дважды она изменило собственному зароку. В первый раз, приняв участие в организованном вечере памяти Вертинского - вместе с Н.Богословским и Б.Окуджавой. И в феврале 1993 г., когда снова уступает настояниям известнейшего коллекционера и писателя В.Сафошкина и соглашается на проведение творческого вечера в ЦДРИ.
Похоже, сама певица не ожидала, что афиша с ее именем вызовет такой интерес у москвичей, ведь ее молчание длилось более 10 лет. В большом зале ЦДРИ было буквально яблоку негде упасть. Зрители теснились в проходах между рядами, стояли у стен, сидели на подоконниках. От обилия букетов буквально рябило в глазах. И вот на сцене появляется Ружена Владимировна, как всегда, элегантная, стройная, улыбающаяся... Невозможно описать, что творилось в этот момент в переполненном зале. Аплодисменты, крики "браво", у некоторых зрителей на глазах блестели слезы... Все стихло, когда Сикора запела, и зал, завороженный, ловящий буквально каждое слово, каждую ноту, замер. Снова на эстраде полновластно царила Ружена, снова струились от сердца к сердцу невидимые токи теплоты и любви. И точно не было этих долгих, этих невероятно изнурительных лет разлуки...
А сколько добрых слов было сказано в ее адрес гостями вечера З.Гердтом, ллой.Йошпе и Стаханом Рахимовым, фронтовым другом певцом Н.Щукиным, писателем Б.Поюровским, поэтом Ф.Лаубе, знаменитой М.Мироновой. Зал встал, когда к Ружене Владимировне с букетом цветов направилась легендарная И.Юрьева. Вечер удался, его показало ЦТ, самым кульминационным его моментом была премьера песни, написанной Ф.Лаубе и композитором Л.Ратницким специально к этому событию и посвященной Ружене Сикоре
Ту страну заповедную Не ищите на глобусе. В той стране много прожито, Много дней, много лет. В той стране я оставила Поезда и автобусы, И в стране той останется, Вероятно, мой след.
И вновь не укладывается в голове: певица, которая выступала на фронтах, в госпиталях только через 60 лет после Победы, была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» за концертную работу в военные годы... В Москве она жила но ул. Усиевича, близ м. "Аэропорт"... На её похороны пришло всего трое, просто потому, что ни в газете, по какому каналу тв не сообщали о смерти той, кто была истинной ЗВЕЗДОЙ советской эстрады. Похоронена Ружена Владимировна на 27 участке Химкинского кладбища. Москвичи, поклонники таланта великой певицы, найдите возможность заглянуть на ее могилку и поклонитесь той, чьи песни так грели нам душу и сердце... Старые мастера эстрады уходят. Уходит целая эпоха, прощается с нами. Когда-нибудь и в ее родном Новороссийске найдется место для памятной доски о певице... Время поставит все на свои места http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?t=80640
"Этот цветок не ярок" "Не грусти" "Где ты?" "Месяц в синем небе" "С первым снегом"
|
|
| |