Нина_Корначёва | Дата: Воскресенье, 19 Янв 2014, 00:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
|
Кира Петровна Смирнова (5 мая 1922, Калуга — 4 января 1996, Москва) — советская и российская артистка эстрады, пародистка, исполнительница лирических песен и романсов, актриса. Заслуженная артистка Российской Федерации (1995).
Выросла в музыкальной среде, рано научилась играть на гитаре и фортепиано. После переезда в Москву окончила школу (июнь 1941 года) и поступила на завод, выпускавший гранаты. Принимала участие в заводской самодеятельности, где её заметил режиссёр М. Альтшуль. Он пригласил Смирнову в руководимый им фронтовой театр, в котором она выступала в годы Великой Отечественной войны — играла в скетчах, танцевала, пела сатирические куплеты и лирические песни, исполняла пародии. После войны работала корректором в газете «Московский комсомолец».
С начала 1950-х годов выступала с пародиями (большинство были написаны её мужем — детским поэтом и переводчиком Борисом Заходером). За пародийный номер «У попа была собака» (на Клавдию Шульженко, Александра Вертинского, Рашида Бейбутова и Людмилу Лядову) получила премию на первой «Театральной весне» (1956). Начав с имитации конкретных артистов, Смирнова перешла к сатирическому показу всевозможных штампов, наигрыша, вульгарности, пошлости в искусстве. Её обозрение конца 1950-х годов «По театрам и концертным залам» было включено в программу Московского мюзик-холла «Когда зажигаются звёзды» (1960).
Великолепная актёрская техника, от природы поставленный голос, тонкий вкус и музыкальность помогали актрисе создавать острые, гротесковые «портреты» осмеиваемых явлений, доводя их до карикатуры (например, киноартист, сыгравший палочку Коха в фильме «Жизнь микроба», но претендующий на роль «звезды»).
В начале 1960-х годов Смирнова меняет амплуа и начинает исполнять лирические песни и городские романсы. Одной из первых не-пародийных программ была: «Кира Смирнова поёт песни Новеллы Матвеевой» (1964) — поэтессы и барда, которую артистка фактически открыла для широкой публики.
В 1962 году гастролировала в Париже с Московским мюзик-холлом, а затем в 1964 году по приглашению директора парижской «Олимпии» Б. Кокатрикса выступала там с сольным отделением.
На протяжении 1990-х годов неоднократно участвовала в передаче Э. Успенского «В нашу гавань заходили корабли» на «Радио России».
Фильмография
Роли в кино
1967 — "Арена" 1972 — "Стоянка поезда — две минуты" (Глафира Мироновна) 1978 — "Шла собака по роялю" (Баба Маланья)
Озвучивание мультфильмов 1966 — "Про злую мачеху" (незнакомая бабушка) 1979 — "Волшебное кольцо" (Маремьяна) 1986 — "Архангельские новеллы" (Перепелиха, Апельсин) 1988 — "Смех и горе у Бела моря" 1994 — "Фантазёры из деревни Угоры" (Баба-Яга)
Дискография
Театр «Кругозор». Во всех ролях — Кира Смирнова [спектакль «Диапазоны пародии» (пародии на неназванных солистку Большого театра и исполнительницу русских народных песен (возможно, Лидию Русланову), Владимира Канделаки и Иму Сумак)]. — Журнал «Кругозор», 1964, № 4, с. 3 стр. обложки, 9 звуковая стр.
Песни Новеллы Матвеевой: Кисть художника; Ах, как долго; Жил кораблик; Видишь, зелёным бархатом; С чемоданом; Дождь, дождь осенний; Поскорей наполним; Раз весёлые цыгане; В тиши весенней; Возле речной волны; Летняя ночь была; Ой, Миссури; Набегают волны синие; В закатных тучах. — Фирма грамзаписи «Мелодия», 1964.
Зайка-почтальон: музыкальная сказка (роль Сороки). — Фирма грамзаписи «Мелодия», 1979.
Происшествие в стране мульти-пульти (музыкальная сказка Аркадия Хайта). — Фирма грамзаписи «Мелодия», 1982.
В нашу гавань заходили корабли (песни городских дворов и окраин): Журавли над Колымой, Когда в море горит бирюза, Эта роща, Трошка (с Григорием Гладковым), Я иду по не нашей земле, Есть в Боливии маленький дом, Чуйский тракт (с Григорием Гладковым), Маруся отравилась, Жена алкоголика, Пролетарочка, Вам никогда не позабыть меня, Девушка из Нагасаки, Сестрица, Бублики (с Зиновием Гердтом), Девушка из маленькой таверны. — М., 1995.
Игра в классиков (песни на стихи Андрея Усачёва). — 2003.
http://readtiger.com/wkp/ru/Смирнова,_Кира_Петровна
От пародии к лирической песне
В перестук колес всё отчётливее вплеталась незнакомая песня. Было в её мелодии и словах такое, что заставляло усталых после трудовой недели людей прислушаться.
В вагоне электрички, по-субботнему переполненной, стихали голоса. Наступила вскоре непривычная тишина. Паренёк в ковбойке пел вполголоса, аккомпанируя себе на гитаре. Его песня разгладила усталые лица. Он пел об окраинах Москвы, о домах без крыш, о кранах, взметнувших свои стрелы ввысь.
Поёт Кира Смирнова
Концерт в электричке окончился не скоро. Когда я спросила, что за песни пел паренёк, он ответил:
— Их поёт Кира Смирнова. Знаете, Смирнова-пародистка.
Так я впервые услышала новые песни из новой программы Смирновой. Значительно позже удалось попасть на её концерт, который назывался «Кира Смирнова поёт песни Новеллы Матвеевой». Это был вечер, полный неожиданностей, простой и истинной радости. Неожиданным было то, что любители эстрады, знавшие до сих пор Киру Смирнову как острого пародиста, вдруг открыли в ней прекрасную исполнительницу лирических песен. Кира Смирнова создаёт пародии на актёров эстрады, театра, кино. Но это не пародии на конкретных актёров. Великолепная актёрская техника, прекрасный голос, безупречный вкус помогают актрисе создавать меткие «портреты» эстрадных штампов, ставших уже типическими. Пойдёмте вслед за Кирой Смирновой по театрам и концертным залам. «По театрам и концертным залам» — так называется её сатирическое обозрение.
Фальшиво-радостный, приторно-слащавый голос ведущего возвещает начало концерта, Всё идёт по давно установившимся неписаным законам «большого эстрадного концерта». Сначала, как положено, выступает чтица. Пафос заносит её в непролазные дебри скуки и пошлости; потом непременное колоратурное сопрано. Знакомая, надоевшая всем поза, в руках нервно зажат платочек. На самых высоких нотах (которые, несмотря на пародию, звучат совершенно безупречно) певица самозабвенно демонстрирует свои вокальные возможности. Ария звучит бессмысленно, до нас долетают лишь растянутые во времени и пространстве гласные. Наконец, взяв самую верхнюю ноту, сопрано опускается на землю (то бишь на эстраду) и, скромно потупившись, ждёт аплодисментов. Аплодисменты действительно раздаются, дружные и оглушительные. Штампы эти всем давно надоели. И пора списать их в какой-нибудь музей «Отжившее на эстраде».
Здесь же найдётся вполне подходящее место и бродячим опереточным дуэтам, так безысходно похожим друг на друга. Сколько их ещё порхает по подмосткам.
— Нет, нет, нет. Я вам не верю, не верю, не верю...— это влетает на сцену Лариса (К. Смирнова), героиня новой космическо-лирической оперетты. — Но поч-ч-ч-ему, Лар-р-р-иса? — вопрошает партнёр (тоже К. Смирнова) хрипловатым и очень знакомым голосом. Ещё две-три реплики, столь же глубокомысленные по содержанию, дуэт, канкан, море ослепительных улыбок в зрительный зал — и... на следующий концерт до следующего концерта...
А это разве нам не знакомо? Киноартист рассказывает о своём творческом пути (хотя его жизнь в искусстве исчерпывается участием в фильме «Жизнь микробов», где он играл Палочку Коха). Выступление завершается, как правило, безголосым исполнением пошловатых песен. К. Смирнова стоит у микрофона и усиленно раскрывает рот. Но ничего не слышно. Актёр-то безголосый. Но он желает исполнять песни. И он поёт — беззвучно и развязно. Затем с невероятным достоинством раскланивается и с сознанием выполненного долга удаляется. Осмеянный и узнанный, этот тип эстрадного служителя муз тоже должен быть сдан в музей. Слово «пародия» в буквальном переводе с греческого означает «песня наоборот». Но для настоящей актрисы мало только высмеивать, только пародировать, то есть «петь наоборот». Должна же актриса спеть и свою песню.
Вообразим, что неустанная борьба всех наших сатириков и пародистов с рутиной на эстраде увенчалась невиданной в истории победой. Что тогда делать пародисту? Разумеется, это только фантазия. Но, если говорить всерьёз... Ещё раз, как Рыбников, ещё раз под Утёсова, снова почти что Райкин или Бернес... А что же дальше? Вот почему радует, что Кира Смирнова, обладающая незаурядными актёрскими (на московской "Театральной весне" она была отмечена дипломом за актёрское исполнение) и вокальными данными, нашла для себя новый репертуар. Кира Смирнова выросла в семье, где все увлекались музыкой. Она рано научилась играть на гитаре, а потом и на фортепьяно. Ещё в школе ей прочили актёрское будущее. Но Кира окончила школу в июне сорок первого и поступила работать на завод, где делали шайбы для гранат. Она записалась в самодеятельность. Её заметил режиссер М. Г. Альтшуль и пригласил в свой фронтовой театр эстрады. Это был один из многих фронтовых театров, которые давали концерты прямо на передовых.
С нежностью вспоминает Кира Смирнова об этих трудных годах, когда начинался её творческий путь: "Мы знали, если нас направляют на какой-нибудь участок фронта — там скоро начнется наступление". Они выступали на развалинах, сразу же после освобождения городов, шли вслед за наступающими частями Первого Белорусского и Второго Украинского фронтов. На старых выцветших фотографиях тех лет запечатлены актёры этого маленького фронтового театра. Совсем юные, одетые по-походному, они навсегда поверили, что песня и слово, шутка и танец столь же необходимы бойцам, как боеприпасы и хлеб. Кира Смирнова была занята почти в каждом номере программы. Она играла в скетчах, танцевала, пела сатирические куплеты. Это был репертуар больше для мужчин. Но острое своеобразное дарование влекло К. Смирнову именно к этому эстрадному жанру.
Но больше всего она любила петь сердечные лирические песни. Правда, пела она только для своих товарищей по театру в редкие свободные минуты. Эта тяга к песне всегда жила в душе актрисы. Но все считали, что лирика ей противопоказана. Её стихия — сатира, насмешка, пародия. Правда, некоторые проницательные театральные критики ждали от Киры Смирновой чего-то нового, какого-то крутого поворота в её творческой биографии. И вот её талант сверкнул неожиданной гранью, актриса сделала счастливое открытие — она открыла для себя и для зрителей песни Новеллы Матвеевой. Творчество молодой поэтессы необычайно близко актрисе. В песнях этих — романтика будней, радость трудных дорог, светлое восприятие мира. Два часа поёт К. Смирнова песни Новеллы. И два часа слушаешь их с возрастающим интересом.
Кира Смирнова ничуть не озабочена демонстрацией своих незаурядных вокальных данных, как это делало колоратурное сопрано в её сатирическом обозрении. Каждая песня Новеллы Матвеевой в исполнении Киры Смирновой — целый мир, мир образов. Актриса увлечена своеобразием стиля молодой поэтессы и стремится передать эту свою увлечённость зрителям. Кира Смирнова вводит нас в сказочную страну Дельфинию, ведёт на рыбачий остров, где бушует ветер, будоражащий душу, на строящиеся окраины города, к домам, светлым без огня. Вслед за поэтессой актриса заставляет увидеть в будничном и обычном — прекрасное и неожиданное, удивляться вместе с ней, и полюбить «чертовку-дорогу», и разлюбить домоседов, и вместе послать весёлый привет самолёту, вертолёту, кораблю. Мир в постоянном движении, люди смелые, идущие вперёд, бороздящие океаны, взмывающие в облака, капитаны и альпинисты — вот герои песен, исполняемых Кирой Смирновой. Мужественные, веселые, сильные песни призывают к деятельности.
Надо сказать, что среди двух десятков песен встречаются и не очень интересные. В них иногда слышатся слишком знакомые, привычные музыкальные интонации. Есть песни и недостаточно чёткие и ясные в образном и смысловом отношении. Некоторые из них актриса уже не включает в свои концерты. Мы знаем, что Кира Смирнова требовательна к себе, и убеждены, что её сатирический дар и острое чувство современности подскажут ей, с чем необходимо безжалостно расстаться, что уточнить. Она продолжает работать над каждой песней. Многие песни из репертуара Киры Смирновой уже вошли в жизнь. Их любят студенты, поют туристы, они стали спутниками школьников, шагающих в далекие походы.
«Мы капитаны, братья-капитаны, Мы в океан дорогу протоптали. Но кораблям, что следуют за нами, Придется драться с теми же волнами»,
— поют ребята из геологических партий, а песня альпинистов становится просто необходимой в студенческом общежитии, как когда-то была необходима многим поколениям молодёжи «Бригантина». Вечное движение, перемены, восхождения к вершинам — весь молодой мир, пронизанный солнцем, мир большой и радостный, воспевает Кира Смирнова, актриса, нашедшая наконец своего поэта и свою песню. Марта Линецкая Журнал "Советский цирк", ноябрь 1963 г.
http://www.ruscircus.ru/ot_parodii_k_liricheskoj_pesni_498
Цыганка-молдаванка
http://youtu.be/nma6S7eCYG0
Романс из спектакля "Таня" (по пьесе А. Арбузова)
http://youtu.be/KovpfeCC05Q
Девушка из маленькой таверны
http://youtu.be/DhEv6pugfSM
Уж скоро ночь
http://youtu.be/gT7q7ywSZ1M
Я спросил сегодня у менялы http://youtu.be/pkq3hF0wwWM
Фрагмент фильма "Шла собака по роялю" http://my.mail.ru/video....729
Дружеский шарж на Леонида Утёсова
http://youtu.be/fa3ztBSIZS4
Передача "Гнездо глухаря" 1996 г.
http://youtu.be/sfCQjrxW_3Q
Скачать альбом "В нашу гавань заходили корабли": http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=36491
Скачать альбом "Песни Новеллы Матвеевой" http://russhanson.ru/forum/viewtopic.php?t=16525[b]
|
|
| |