Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 20 Фев 2014, 20:30 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ТАМАРА СЕМЕНОВНА ЦЕРЕТЕЛИ (14.08. 1900 - 04.4. 1968)
Сегодня ее помнят лишь ретро-меломаны, а когда-то имя Церетели гремело и на концерты в Москве нельзя было попасть...В 30-60-е годы прошлого столетия почитателей таланта артистки не могли вместить даже самые престижные залы страны. Ее называли королевой романса, а эпитеты "неповторимая" и "неподражаемая" сопровождали певицу весь ее творческий путь.
Родилась она в небольшом грузинском селе Свери. После окончания гимназии в 1917 г. поступает в Тифлисский университет на мед. факультет, где успешно осваивает профессию врача, но увлечение пением у Тамары было настолько страстным, что в 1920 г. она оставляет университет, сдает экзамены в Тифлисскую консерваторию и становится студенткой вокального отделения. Там она прошла великолепную школу у профессора А.Зеленой, композитора Н.Черепнина и педагога А.Джакели, ранее стажировавшегося в Италии.
В 19-летнюю студентку влюбился знаменитый композитор Б.Прозоровский, автор самых популярных в то время романсов. Тамара потрясла его своим необыкновенным, низким, удивительным голосом. Это был первый романс, который Прозоровский посвятил певице. Но вскоре уже почти на всех нотных сборниках Бориса Алексеевича стояла надпись "Посвящается Т.Церетели".
Еще во время учебы, на одной из вечеринок в квартире великой актрисы В.Анджапаридзе, Церетели, наряду с классическими ариями и песнями, спела грузинский романс, чем привела собравшихся в неописуемый восторг. Уже к окончанию консерватории Тамара поняла, что ее призвание - не оперная сцена, а эстрада. Подготовив с Прозоровским (ставшим позже ее мужем) программу русских романсов и грузинских песен, она успешно гастролирует по городам Грузии, имея огромный успех у зрителей.
Первое выступление артистки в Москве состоялось в ноябре 1923 г.. Когда на сцену Большого зала консерватории вышла в платье до пят стройная молодая женщина с длинными черными волосами и низким грудным голосом запела цыганскую песню "Я так любила вас", столичная публика была, что называется, сражена. "Настоящая цыганка, ну и актриса! Самородок!" .- восторженно говорили в антракте. В том же году ей посчастливилось выступить на 20-летнем юбилее МХАТа, где она привела в восторг ведущего праздничного вечера, метра оперного искусства Л.Собинова и одного из основателей театра В.Немировича-Данченко. В дальнейшем среди поклонников таланта Церетели были выдающиеся артисты тех лет И.Москвин, В.Качалов, М.Тарханов, В.Барсова, А.Нежданова, М. Яншин. На одном и еез концертов побывал А.Фадеев, после которого он написал: "Я увидел мир, наполненный яркими чувствами. Яркими, не всегда понятными, но манящими, влекущими своей подлинностью". А популярный в то время журнал "Зрелища" писал: "У Церетели приятный голос, благородная манера исполнения. Любопытно отметить, что грузинский акцент, своеобразная дикция, гортанный говорок придают ее исполнению тот самый пошиб, который раньше мы считали неотъемлемой принадлежностью прирожденных цыган"
Подобные рецензии были и на исполнение певицей старинных романсов, хотя на эстраде тогда в этом жанре блистали также К. Джапаридзе, И.Юрьева, Е.Юровская, В.Козин, но их манера пения, в отличие от Церетели, довольно часто подвергалась критике, а вот между самими исполнителями никакой конкуренции не было. И.Юрьева с огромным уважением вспоминала Тамару Семеновну, а такое среди певиц, да еще одного жанра, встречается очень редко: "Правда, один раз мы все же поспорили с ней, а точнее, решили определиться, кто из нас знает больше старинных романсов. Помню, наш спор проходил на одном из вечеров в Доме актера. И каждая должна была спеть по куплету из романса, но не повториться. Наше соревнование проходило под аккомпанемент Д.Ашкенази больше часа. Уже не помню, кто выиграл, но никогда не забуду тех аплодисментов и криков "Браво!", которыми тогда наградила нас публика".
В.Канделаки рассказывал, как на одном из концертов певица увидела в зале И.С. Козловского и вызвала его на сцену. И они, без всякой репетиции, спели дуэтом романс "Утро туманное", чем вызвали бурю восторга среди зрителей. На одном из концертов Тамара Семеновна спела романс "Гори, гори, моя звезда" и, как было задумано по сценарию, сразу же удалилась за кулисы, в зале раздались такие аплодисменты, что следующий исполнитель не мог начать свое выступление. Зрители требовали Церетели и певица вынуждена была подчиниться желанию публики. А кроме старинных романсов, она прекрасно исполняла песни советских композиторов и с особым успехом пела одну из любимых песен времен ВОВ "Ленинградскую-провожальную", а также песни "Минуты жизни", "Ласковую песню", "Под кленами".
Неурядицы в личной жизни не способствовали ее творческому долголетию. В 1953 г. столичная общественность устроила певице юбилейный вечер, посвященный 30-летию сценической деятельности, а в 1958 г., ей было присвоено звание заслуженной артистки Грузинской ССР. А Тамара Семеновна прожила долгую творческую жизнь и оставила сцену лишь в 1960 г. В одном интервью она сказала: "Всю мою деятельность обусловил Б.Прозоровский, этот замечательный человек и музыкант". Сергей Панкратьев http://sadalskij.livejournal.com/1370835.html http://kyiv-vestnik.com.ua/5736-nepodrazhaemaya.html
Ах, я влюблён в одни глаза Любил я очи голубые Нет, не любил он О, позабудь былые увлеченья Когда Вас нет Где б ни скитался я
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 06 Ноя 2024, 20:03 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| К 124-летию со дня рождения
Т.С. Церетели - одна из самых ярких представительниц цыганского романса, который исполнялся на советских и русских сценах. Фамилия Церетели происходит от названия крепости и селения Церети, ее носил княжеский род - один из самых богатых и влиятельных в Западной Грузии. В истории хранится память о многих князьях с этой фамилией, состоявших в родстве с грузинскими царями. Во многом благодаря князю Зурабу Церетели, министру двора, в 1810 г. произошло воссоединение Имеретии с Россией.
Княгиня Тамара родилась в семье князя Симона Церетели и Фати Схиртладзе. Училась в заведении св. Нино в Кутаиси, (женское благотворительное общество и учебное заведение св. Нины было учреждено в 1846 г. в Тифлисе супругой наместника, князя Воронцова, а в 1847 г. открылось Кутаисское отделение общества и заведения). Пела всегда – на уроках церковного пения, дома, в дружеском кругу. Выступала в любительских концертах, и на нее обратили внимание профессиональные музыканты. Вскоре Тамара оставила учебу в университете и поступила в консерваторию. Более того, по личному ходатайству композитора Захария Палиашвили и директора консерватории Н.Черепнина, известного пианиста, дирижера и композитора из Петербурга, ей назначили стипендию.
До революции в Грузии не принято было женщинам выступать на сцене, но Тамара решилась на это первой, для чего потребовалась небывалая смелость и крепость духа. Она появилась на эстраде в 1920-е годы, когда жанр романса практически находился под угрозой. В 1921 г. на смену военному коммунизму пришел НЭП. Началось использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала. Произошли заметные изменения и в муз. сфере: в повсеместно открывшиеся рестораны, трактиры и кабаки вернулся цыганский романс и зазвучал во всю мощь. Этот жанр – воистину замечательный – был низведен до кабацкой песни, исполнялся на потребу полупьяной публики, жаждущей зрелища и развлечения. «Изжить цыганщину!», «Провести радикальную чистку псевдоцыганской эстрады!» – вот чего требовали возмущенные муз. критики. Однако специальных концертных залов, предназначенных для артистов эстрады, в то время не было. Оставались кинотеатры, где певцы выступали перед сеансом, и два московских летних театра, «Эрмитаж» и «Аквариум», а на их сцену попасть было ох как непросто – летний сезон короток, а желающих слишком много: туда рвались как местные исполнители, так и многочисленные гастролеры, представители самых разных жанров – певцы, чтецы, иллюзионисты, куплетисты, драм. артисты и даже кинематографисты.
«Для всякого эстрадника – праздник, когда ему удается выступить в клубе, на концерте, в кино, но праздники эти редки, на них не просуществуешь. Кормят будни. А будни – это трактир, пивная, кабак».– писал тогда Осип Брик. В 1923 г. Моссовет принимает постановление «О запрещении эстрадных выступлений в помещениях, не имеющих спец. театрального характера». И это при том, что в подобных помещениях выступало 80% эстрадников. Появились проекты создания эстрадного театра, центров эстрадной культуры, мастерских репертуара, студий по подготовке и по повышению квалификации эстрадных артистов. Конечно, это было важно. Но все понимали, самая главная задача заключается в том, чтобы изменить отношение к жанру, доказать, что он достоин называться искусством. Такую задачу могли решить исключительно сами артисты эстрады. Неопровержимыми доказательствами могли стать только их талант, высокий профессионализм, самобытность и обаяние. Это удалось сделать Тамаре Церетели. Она выполнила трудную миссию с достоинством и блеском, спасла запрещенный жанр цыганского романса и практически возродила на эстраде классический русский романс.
В 1922 г. произошел знаменательный случай. В Тифлис прибыли гастролеры из Петрограда – актеры Александринского театра, з.а. Императорских театров Н.Ходотов и Е.Жихарева Специально для них известный режиссер И.Перестиани поставил драму «Нищие духом» по пьесе Н.Потехина. Режиссер пригласил Тамару исполнить в спектакле романс «Гори, гори, моя звезда». Она легко справилась со своей задачей. Успех превзошел все ожидания – зал устроил такую бешеную овацию, что сама Жихарева прямо со сцены предложила ей спеть на «бис». А ведь это был драм. спектакль, а не концерт!
В 1923 г. Б.Прозоровский уговорил Тамару отправиться покорять Москву: «Я помню тот день, когда Церетели уезжала из Тбилиси, ей желали счастья, но волновались, что она замерзнет в далекой северной стране. Боялись, что она потеряется, а она стала завоевывать сердца зрителей, стала русской певицей, будучи грузинкой до самого последнего своего волоска».– вспоминал ее друг юности, режиссер Иосиф Туманишвили. В Москве у Тамары Семеновны довольно быстро сложился профессиональный и дружеский круг, в который вошли известные музыканты Д.Покрасс, С.Стучевский, А.Макаров. Начиная с 1924 г. 1 января Т.Церетели ежегодно открывала новый сезон эстрады в Колонном зале. В этих концертах принимали участие В.Качалов, М.Чехов, И.Козловский, Д.Ойстрах, А.Нежданова.
Благодаря Тамаре Семеновне в 1920-30-е годы интерес к настоящей цыганской песне постепенно возобновляется – она довела этот жанр до подлинного высокого искусства: «Церетели умела старый запетый романс прочитать в таком строгом академическом стиле, придать ему какую-то особую форму, что произведение звучало совершенно по-новому», – признавала выдающаяся оперная певица В.Давыдова... Все блистательные романсы, созданные в 1923-1924 гг., Б.Прозоровский посвящал молодой жене, и она понимала, скольким обязана мужу. К тому же у него было поразительное чутье на поэтические тексты – слова его романсов часто уходили «в народ»: «Вернись, я все прощу», «Мы разошлись, как в море корабли». Он стал главным человеком в ее творческой судьбе. «Всю мою деятельность обусловил Б.Прозоровский, этот замечательный человек и музыкант», – говорила Тамара.
В 1927 г. всего через 4 года после дебюта в Москве, фирма «Музпред» обратилась к Церетели с предложением записать для граммофона 8 романсов и песен – романсы «Я так любила вас» и «Гори, гори, моя звезда», цыганскую песню «Василечки» и др. Это был совершенно необыкновенный случай, ведь «Музтрест» почти не записывал современных исполнительниц цыганского жанра. К тому же новых записей вообще производилось очень мало – не более 5 пластинок в месяц. И.Юрьева рассказывала, что впервые ее пригласили для записи пластинки лишь в 1937 г., через 15 лет после первого выступления. «В 20-е годы, во времена Музтреста, я и мечтать о пластинке не могла. Музтрест предпочитал пародировать цыганские романсы, чем записывать их современных исполнителей!» «Музтрест» действительно отдавал предпочтение проверенным временем звездам или пародиям, так что история с Церетели стала исключением из общего правила. Пластинка с романсами в ее исполнении поступила в продажу, мгновенно была раскуплена и количество почитателей таланта Церетели резко возросло.
Тамара становилась одной из самых популярных певиц в стране. Ее концерты неизменно сопровождались аншлагами, успехом и восторженными рецензиями самых строгих критиков – будь то Москва, Тифлис, Новосибирск или Владивосток. Вот как отзывалась о ее выступлении ярославская газета «Северный рабочий»: «Цыганский жанр, пение – это в некотором роде «хождение по канату»: он требует от исполнителя особого мастерства и особой чуткости. Неосторожное движение, неосторожный звук – и вместо жанра – самая вульгарная кафешантанная «цыганщина». Тамара Церетели принадлежит к безупречным исполнительницам. Более того, цыганский жанр приобретает в ее исполнении значение настоящего вокального искусства. У певицы превосходное контральто с мягким золотисто-бархатным тембром, выразительные передачи и тот особый вокальный акцент, который так характерен для цыганского жанра и который дается певицей с исключительным чувством меры».
«Тамара Семеновна была удивительной певицей. Она обладала прекрасным, гибким, сильным, «домикрофонным» голосом (я подразделяю певцов на эстраде на тех, кто может петь и с микрофоном, и без него, и тех, кто без микрофона – нуль). Кроме того, она владела всеми секретами так называемого цыганского пения, например, умела блестяще пользоваться приемом отстранения, когда песню, рассказ в которой ведется от первого лица, она не переносила на себя, не играла ее героиню, а как бы сообщала о судьбе этой героини, ее переживаниях, волнениях, оставаясь при этом Тамарой Церетели, и зритель всегда чувствовал дистанцию «исполнитель – герой». – вспоминал композитор М.Блантер.
Своеобразным признанием мастерства Церетели стало решение комиссии, проводившей в 1929 г. переквалификацию артистов эстрады. В состав комиссии вошли такие авторитетные мастера, как В.Барсова, Н.Кручинин, М.Ипполитов-Иванов, Н.Обухова. Высшую категорию – «артист всесоюзного значения, достигший высшего мастерства» – не получил ни один исполнитель. Тамаре Семеновне присвоили следующую после высшей категорию – «артистка с законченным мастерством, могущая самостоятельно заполнять концертную программу». Однако в том же году в Ленинграде прошла Всероссийская муз. конференция, на которой было окончательно решено запретить исполнение и издание романса, так как «наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка этого типа, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социал. переустройства общества».
В 1932 г. выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В одночасье были ликвидированы РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов). В постановлении было сказано, что эти организации «стремились навязывать художникам свои требования и вкусы. Кружковая замкнутость, вульгарное социологизирование, навешивание всяческих «ярлыков» – методы, которыми широко пользовались рапповцы и рапмовцы».
РАПП прославилась тем, что сживала со свету таких разных писателей, как Булгаков, Маяковский, Горький, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. А что касается артистов эстрады, то исполнителям романсов и лирических песен было предложено немедленно подготовить новый репертуар. И Тамара включает в свою программу таборные песни, русские народные, в том числе такие, которые прежде никто на эстраде не исполнял – «При долинушке калинушка стоит», «Я пойду ли молода», «На горе стоит елочка». Она обращается к грузинскому фольклору и песням грузинских композиторов. В ее исполнении зазвучали классические произведения на стихи Пушкина «Я пережил свои желанья», «Я вас любил», романс Чайковского «День ли царит». При этом основу репертуара по-прежнему составляли те произведения, которые давно полюбились публике в ее исполнении.
С 1932 г. аккомпаниатором певицы становится пианист Зиновий Китаев. Он был выходцем из знаменитой витебской семьи Китаевых, которая вся состояла из музыкантов – профессионалов и любителей, среди них были пианисты, трубачи, ударники, контрабасисты. Окончил Петроградскую консерваторию, в 1920-х годах был пианистом Первого Рабочего театра Пролеткульта.
В 1933 г. в Москву вернулся досрочно освобожденный Б.Прозоровский. Их воссоединение на сцене после ссылки вызвало ажиотаж. Билеты на их концерты разлетались в мгновение ока. Борис Филиппов, один из основателей ЦДРИ в Москве, на протяжении многих лет его директор, вспоминал: «Мне запомнился ее творческий вечер в клубе мастеров искусств. Аккомпанировал Церетели Прозоровский. Аудитория редкостная. В первых рядах – Л.Собинов, А.Нежданова, Н.Обухова, В.Барсова... Попробуйте петь в присутствии такого неофиц. «жюри»! И эта удивительная способность артистки облагораживать муз. произведение, даже в том случае, если оно не принадлежит к числу первоклассных образцов муз. искусства, окрашивать его своими эмоциями, – создавало успех, вызывало бурные овации требовательной аудитории".
Тамару Церетели репрессии не коснулись. Все это время она с успехом гастролировала во всей стране, выступала по радио, записывала песни на пластинки – все, кроме написанных Б.Прозоровским. На ее имя с адресом «Тбилиси, Тамаре Церетели» приходили мешки писем из всех городов Советского Союза. В годы ВОВ Тамара Семеновна выступала перед бойцами на передовой, давала концерты, сборы от которых шли в фонд помощи семьям погибших воинов. В 1953 г. в ЦДРИ отметили 30-летие ее творческой деятельности. Было подсчитано, что за 30 лет она дала 5,5 тыс. концертов. В 1960 г. Церетели ушла со сцены, а ведь ей было всего 60 лет… Несколько лет спустя, узнав, что Мераб Табукашвили собирается делать на Грузинском ТВ посвященную ей передачу, Тамара Семеновна сказала: «Время летит быстро, вкусы меняются. Появилось столько замечательных певцов, что мое пение, тем более по старым записям, уже не произведет того впечатления. Как говорится в одной из моих песен, «уж я не та, что некогда была». Но передача состоялась и вызвала огромный интерес.
В марте 1968 г. Церетели увидела выступление ансамбля «Орэра» и была настолько восхищена талантом Р.Бардзимашвили, В.Кикабидзе, Н.Брегвадзе, что написала восторженную статью, которую назвала «Звезды грузинской эстрады», и подарила Нани ноты романса «Вернись», на которых сделала надпись: «Нани Брегвадзе – царице эстрады». Тамара Семеновна не успела увидеть свою статью опубликованной – она появилась в газете «Тбилиси» 4 апреля 1968 г., в тот день, когда она ушла из жизни... 8 апреля 1969 г.Табукашвили привез в Тбилиси урну с прахом Церетели. 27 апреля общественность Грузии отдала последний долг памяти любимой певице в Доме работников искусств. Прах предали земле в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей. Почти 100 лет назад, в 1925 г., молодая певица написала: «Придет время, и я, совершенно законченной певицей, с определенной школой и направлением возвращусь к себе на родину и буду служить ей всеми своими силами. Поверьте, никакая победа не заставит забыть меня моей Грузии, и там, где я спела впервые, прозвучит и моя последняя песня».
За 3 мес. до смерти она спела две песни – они были засняты ЦТ по заказу грузинского и сейчас хранятся в золотом фонде т/в Грузии. Но эти песни не стали последними. В 2010 г., в ознаменование 110-летия со дня рождения великой певицы, Союз «Русский клуб» представил поклонникам жанра вечер русского романса и муз. диск «Снова пою» – с записями самой Т.Церетели, И мы снова убедились в том, что в нашей стране по-прежнему жив и вызывает большой интерес жанр, который иначе как феноменом и не назовешь – «русский романс в Грузии». А у самых истоков этого жанра стоит неповторимая Т.С. Церетели, чье имя вписано сияющими золотом буквами в историю исполнительского искусства – навсегда, во веки веков.
Тамара Семеновна не участвовала в конкурсах. У нее не было ни орденов, ни медалей, ни премий. Первое и единственное звание – з.а. Грузии» – она получила, когда ей было уже 58 лет, но именно она стала одной из самых прославленных артисток эстрады. «Москва жила бурной театральной и концертной жизнью. И среди всех популярных имен, любимых публикой, звездой сверкало имя Тамары Церетели», – свидетельствовал н.а. России Дм.Журавлев. http://rcmagazine.ge/index.p....emid=89
|
|
| |