[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ИВАН ШМЕЛЕВ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 30 Мар 2014, 20:14 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
Наверное многим людям свойственно некоторое чувство ностальгии. Старое фото или книга, или какая-то вещь из семейного архива. Особое чувство возникает при просмотре старого кино или когда слушаешь порой забытую песню в исполнении любимого певца. В этот момент ты мысленно переносишься в свои молодые годы, а что может быть лучше, чем то время. Вот и недавно из динамика раздалась приятная мелодия.

Звучало танго "Мне бесконечно жаль" А.Цфасмана. Пел Иван Шмелев.



http://www.youtube.com/watch?v=tQxRIfY8ybg

Иван Дмитриевич Шмелев (1912-1960)



Иван появился на свет в городе Воронеж. Его отец, Дмитрий Шмелев, работал литейщиком на одном из заводов города.
По тем временам будущий артист получил неплохое образование. После окончания семилетней школы продолжил обучение в Фабрично-заводском училище и начинает работать слесарем на паровозоремонтном заводе им. Ф.Э.Дзержинского.

Пел Иван с тех самых пор, как себя помнил, – с малолетства. Выступать начал в школьной самодеятельности, принимать активное участие в хоре училища. В годы первых пятилеток широкое распространение находили так называемые агитбригады "Синие блузы". Это было интересное явление в культурной жизни молодой республики.



Мы синеблузники, мы профсоюзники —
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несём.


«Синяя блуза» — агитационный эстрадный театральный коллектив, отражающий самые различные темы — от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала одежда- свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты.
Первый коллектив под названием «Синяя блуза» был организован в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «живой газеты».



Инициатор движения, его создатель, автор и один из исполнителей — Борис Семёнович Гуревич (псевдоним Южанин).

После трудовой смены у Ивана сразу начиналась вторая – артистическая. Порой он и домой не успевал сбегать, а тут же, в заводской бытовке, умывался, прихорашивался на скорую руку и бежал на репетицию.
Дальнейшие события в его жизни развивались в точности как в известном фильме той поры о всесоюзном любимце публики теноре Сергее Лемешеве. Все сюжетные коллизии кинокартины «Музыкальная история» в точности накладываются на судьбу Шмелева.

- «Слушай, Иван, – не раз говорили ему товарищи по сцене, – тебе ведь вся стать – на актера учиться. Голос-то какой красивый! Называется ба-ри-тон!» Находились и шутники, всё переиначивавшие на свой лад: «Ну да – у него барский тон». Иван на шутников не обижался.

Вот товарищи и уговорили его поступить в музыкальный техникум. Вскоре по решению комсомольской организации он направляется на учебу в музыкальный техникум. Окончил Воронежский музыкальный техникум в 1935году. Сейчас это Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей. Училище располагалось в доме № 41 по проспекту Революции (ранее - Большая Дворянская). Здание было торжественно освящено в декабре 1913 года, сооружено на средства уполномоченного главной дирекции Императорского Русского музыкального общества A.M. Сомова - и преподнесено им в дар музыкальному училищу Воронежского отделения общества.



Говорят, что однажды Шмелева прослушала известная примадонна Мария Михайловна Марра-Непомнящая, солистка Лондонской королевской, московской и итальянской опер. Хотя в ту пору она уже не преподавала в Воронежском музыкальном техникуме, но изъявила желание самолично взглянуть на «способного мальчика» и осталась им довольна. «Должен выйти толк», – только и сказала примадонна, дослушав пение Шмелёва. А потом она же рекомендовала его в класс профессора Ксении Николаевны Дорлиак (урожденной Фелейзен) в Московскую консерваторию.

Но до консерватории надо было ещё дожить. А пока Иван Шмелёв исправно ходил на занятия, постигал азы вокала.
В начале мая тридцать пятого года по Воронежу расклеили небольшого формата афиши о премьере оперы «Севильский цирюльник». Газета «Коммуна», анонсируя спектакль, поместила заметку «Оперная постановка учащихся». В ней говорилось: «Студенты музыкального техникума подводят итоги учебного года постановкой оперы «Севильский цирюльник» Россини. В ней заняты выпускники и учащиеся старших курсов. Ставит оперу преподаватель Березняговский, работу с оркестром ведёт Потёмкин, с хором – С.Попов». Премьера состоялась 10 мая. Волновались все безумно.

Аня Дорохова, однокурсница Шмелёва, то и дело экзальтированно восклицала: «Нет, я не переживу эту премьеру! А если провалим? Тогда что делать?..» На что уравновешенный Шмелёв спокойно говорил: «Дура ты, Анька. Если б артисты кончали жизнь после каждой неудавшейся роли, то пришлось бы закрыть все театры. А потом всякая неудача должна так обозлить, так подстегнуть, чтобы из провальной роли получилась удача...»

Профессор Ксения Николаевна Дорлиак сразу же увидела в юном студенте незаурядные вокальные способности. Прилежно, с полной отдачей и увлечением изучал он основы вокальной техники, сценического мастерства и вскоре стал одним из самых любимых ее учеников. Не любимчиком, а именно любимым.
Никаких поблажек она ученику не делала, спрашивала и судила строго, потому что хоть и ценила его незаурядные вокальные способности, но основательно «прорабатывала» за малейшую леность.

Шмелёву жилось трудно и скудно, особенно поначалу. Провинциал из Воронежа, у которого в столице не было ни родственников, ни знакомых, никакой поддержки. А на жалкую стипендию даже при большом желании никак не проживёшь. И тогда Иван нашёл «халтуру».

В тридцать восьмом году он начал выступать в фойе столичного кинотеатра «Метрополь». В то время перед киносеансами принято было устраивать небольшие концерты для публики. Репертуара у него не было, и Шмелёв берёт популярные песни Леонида Утёсова. Иначе, с другой интонацией звучат в его исполнении «У самовара», «Подруженька», «Лимончики», «У окошка». Сразу после выхода на всесоюзный экран фильма «Весёлые ребята» он включил в свой репертуар знаменитую «Сердце, тебе не хочется покоя…». Потом спел песенки А.Цфасмана «Я в хорошем настроении», «Последний летний день».


Очередь за билетами в кинотеатр «Метрополь»

И в это же время, будучи студентом, прослушался в Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. И его тут же приняли. Как на крыльях, прилетел он к Ксении Николаевне Дорлиак: «Я в труппе! Поздравьте меня!». Педагог была рада не меньше, чем ученик.
Но о том, что он продолжает выступать в кинотеатрах, Иван ни разу не обмолвился – боялся, что взбучки ему не миновать.
11 августа 1940 года он приехал на гастроли в родной Воронеж заранее. Днём он вышел прогуляться по городу. На проспекте Революции, на стене родного ему музыкального техникума висела афиша. На ней аршинными буквами значилось, что в Первомайском театре пройдут выступления джаз-ансамбля с участием солиста Московского музыкального театра имени И.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Ивана Шмелёва.
Вечером, после демонстрации кинофильма «Человек в футляре», Иван вышел на эстраду сада НКВД вместе с джаз-оркестром под управлением Сырцилина.

В 1940 году его призывают в армию и он становится солистом Ансамбля песни и пляски НКВД, созданный осенью 1939 года по указанию Наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии. Начальником ансамбля был назначен Борис Тимофеев. Среди участников коллектива — постановщики программы режиссёры С.Юткевич и Рубен Симонов, художник-оформитель П.Вильямс (также известен как автор декораций Большого театра), автор интермедий — драматург Н.Эрдман. Руководитель хора — А.Свешников, постановщики танцев — Асаф Мессерер и Касьян Голейзовский. Оркестр народных инструментов вёл гитарист А. Иванов-Крамской, дирижёр симфонического оркестра — М.Бек. Театральными постановками заведовал артист МХАТ М.Тарханов, а художественным руководителем ансамбля был назначен брат известного композитора — З.Дунаевский.
С ансамблем сотрудничал композитор Дм.Шостакович. Выходцами из этого ансамбля были будущие народные артисты СССР Ю.Силантьев, К.Хачатурян, кинодраматург Д. Храбровицкий, будущий режиссёр Театра на Таганке Ю.Любимов.

По прошествии лет Иван Дмитриевич не раз вспоминал, что школа Юткевича-Тарханова-Симонова позволила ему крепко встать на ноги, овладеть актерским мастерством.
Песенно-танцевальные ревю, поставленные ими, отличались умелой театрализацией, эффектным декорационным оформлением, продуманным монтажом номеров.
Это были не традиционные концерты, а театрализованные представления со сквозным сюжетом, который объяснял все хоровые, вокальные, музыкальные, танцевальные и прочие номера.
Молодой Шмелев стал в этих ревю одним из главных участников. А работа с С. И. Юткевичем, М. Н. Тархановым и Р. Н. Симоновым, помогавшими творческой деятельности ансамбля, научила его по-новому относиться к профессии певца, убедив, что сочетание в ней двух начал — вокального и артистического — должно быть обязательным.

В военные годы в репертуаре И.Шмелёва – «Тёмная ночь», «Шумел сурово Брянский лес» (кстати, эту песню он впервые исполнил в окопах под Ельней, а потом на импровизированных площадках в Брянских лесах), «Заветный камень» и, конечно же, «Три танкиста».
Был и Сталинград, и Воронежский фронт…

Второй Всесоюзный конкурс, намеченный на июнь 1941 года, удалось провести только в 1946 году после окончания войны. В состав жюри вошли Л.Утесов, С.Михалков, Хенкин, Смирнов-Сокольский и др.

Он стал лауреатом Второго всесоюзного конкурса артистов эстрады. В том же году он исполнил роль Дон Жуана в одноименной опере Моцарта, поставленной оперной студией Московской консерватории.

Но гастрольные поездки Ивана Шмелева не ограничивались концертными площадками Советского Союза, певец выезжал и в зарубежные гастроли. Польская газета "Дзенник польски" в 1948 году об одном из выступлений артиста писала: "Шмелев поет в лучших традициях, он настоящий мастер песни, обладающий прекрасным голосом и великолепной дикцией. Он в высшей степени музыкален, свободно чувствует себя на сцене, умеет сразу же установить контакт со слушателями. Публика не хотела прощаться с ним, так взволновал он ее сердца".

Много раз в концертах выступал с Иваном Шмелевым и заслуженный артист РСФСР Владимир Бунчиков. Он очень ценил своего коллегу, считал его в числе лучших вокалистов того времени. По словам Владимира Александровича, голос Шмелева мог бы украсить даже оперную сцену, ведь у него были еще и блестящие актерские данные.

«Обладая приятным тембром голоса и незаурядным мастерством, Шмелев поет легко, свободно, как бы "разговаривая" песней. В его пении и тонкий лиризм, и душевная теплота, и юмор, а порой и доброе лукавство, - так писала об одном из его концертов газета "Коммунист Таджикистана».

Уже в конце войны и в первые послевоенные годы Шмелев пробует себя и в лирической танцевальной песне. Его мужественный баритональный тенор придавал сладковатым танго и бостонам особый характер, снимал с них налет приторности. Проникновенно и просто, очищенными от вычурности и придыханий, исполнял Шмелев с цфасмановским джазом завоевавшие мгновенный успех песни А. Цфасмана.

Голос И.Шмелёва, благодаря Всесоюзному радио, знала вся страна. Как знала Бунчикова и Нечаева, Утёсова и Бейбутова – самых популярных певцов сороковых-пятидесятых годов прошлого века.

Замечательный артист так и не удостоился каких-либо официальных званий. Он умер в сорок восемь лет в 1960 году.
Прошло много лет как не стало всенародного любимца.
И мне хотелось бы, что бы его имя не забывалось, как не забываются его песни, ведь помним же мы имена П.Лещенко, К.Сокольского, И.Юрьевой, В.Козина.

http://shanson-e.tk/forum....=173512

Я сегодня грущу
http://www.youtube.com/watch?v=roArED6uXJc

Уж совсем светло
http://www.youtube.com/watch?v=Tm1WXpH-9qE

Золотой вечер
http://www.youtube.com/watch?v=SXqbL5efSFk

Любовь, как песня
http://www.youtube.com/watch?v=iVn_gIZwpr4

Чем больше вижусь
http://www.youtube.com/watch?v=ZOCn7evLmTw
Прикрепления: 1993568.jpg (9.9 Kb) · 3838793.jpg (24.6 Kb) · 0486816.jpg (6.6 Kb) · 7733320.jpg (25.6 Kb) · 4972145.jpg (19.0 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: