[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СКОБЦОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 05 Май 2014, 22:46 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7182
Статус: Offline
ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СКОБЦОВ



И.М.Скобцов родился 28 октября 1900 года в старинном русском селе Паньжа Пензенской губернии. В 1920 году, после Пензенских музыкальных курсов бывшего красноармейца, дважды раненного и награжденного орденом Красного Знамени, пензенские музыканты командировали в Московскую консерваторию. Скобцов, по своим данным, был зачислен сразу на 2-й курс. Жить было негде и директор консерватории Ипполитов-Иванов пригласил его к себе на консерваторскую квартиру.

В 1922 году Скобцов слушал Шаляпина на последнем его концерте в Москве. В 1924 году студент 4-го курса он дебютирует в партии Грязного в опере Н.Римского-Корсакова "Царская невеста" на сцене Большого театра, солистом которого он продолжает быть по 1958 год. Лучшими партиями Скобцова, высокого баса, были партии в русских операх, именно в них сильнее всего проявилась русская национальная природа его дарования. Особенно близки его душе, по воспоминаниям его дочери, известного музыковеда Ольги Доброхотовой, были Грязной в "Царской невесте" Римского-Корсакова, Троекуров в "Дубровском" Направника, Бес в "Черевичках" Чайковского. Скобцов исполнял партию Неизвестного, главную басовую партию в романтической опере А.Верстовского "Аскольдова могила" с действием в эпоху Древней Руси времен киевского князя Святослава Игоревича, которая редко сейчас ставится на сцене и на слуху у нас лишь отдельными прекрасными музыкальными фрагментами.

Скобцов ценил основанные на русской песенности оперы И.И.Дзержинского и с увлечением и успехом пел Митьку в "Тихом Доне", Нагульнова в "Поднятой целине", но прославился Иван Михайлович именно как исполнитель русских народных песен и не только в России, но и в других странах. Пел он в Швеции, Румынии, Норвегии, Венгрии, Германии, Франции...

Американские, французские, японские, немецкие фирмы большими тиражами выпускали пластинки с записями выступлений Скобцова на концертах. Певец выступал и с пианистами-концертмейстерами, и с Государственным русским народным оркестром имени Н.Осипова, и с Оркестром народных инструментов Гостелерадио и со многими ансамблями.

Он часто говорил, что в Шаляпине больше всего его потрясла естественность выражения. Вот этому свойству, этому дару невозможно подражать, и этим даром простого, естественного и необходимого, как птице, пения обладали совсем немногие. Среди них Сергей Яковлевич Лемешев и Иван Михайлович Скобцов.

С.Я.Лемешев писал: "Особо мне хочется отметить Ивана Скобцова, моего товарища по Большому театру. Думаю, что его дарование тесно связано с глубоким пониманием народной традиции исполнения песни, ощущением народной души."

Иван Михайлович пел много, прекрасно и просто - это было его естественной жизнью. Он пел долго - накануне 80-летия его голос был еще свеж и силен. Автор данной подборки посетил певца незадолго до его ухода из жизни с просьбой об исполнении некоторых обработок народных песен композитора В.И.Волкова ( он уже исполнял их раньше) и получил согласие. При этом, Иван Михайлович вскользь заметил, что он и сейчас может во всех нюансах исполнить "Элегию" Массне. Почему-то он назвал именно этот шедевр мировой музыки, любимый всеми басами, вероятно, подчеркивая этим, что исполнение русских народных песен само собой разумеется.

Порядка 20-ти последних лет жизни Скобцова его учеником и другом был солист Государственной хоровой капеллы имени А.А. Юрлова Александр Пашкевич. К 100-летию со дня рождения своего учителя верный друг и ученик написал и добился выпуска в октябре 2000 года книги "Великая русская песня", посвященной выдающемуся русскому певцу Ивану Михайловичу Скобцову.

(Аннотация О. Доброхотовой к грампластинке Ивана Скобцова и книга А.Пашкевича "Великая русская песня")

http://rusbas.pereplet.ru/iskobtsov.htm

Искусство петь слово, донося до слушателя все его смысловые и эмоциональные оттенки, дано не многим певцам. Нередко певец любуется музыкальной фразой, стремится показать свой голос - его природную красоту и приобретённое мастерство, и слово для него - лишь второстепенный инструмент, поставляющий для голоса в нужном количестве и чередовании гласные и согласные. Певец, в лучшем случае, тщательно произносит слова и отчётливо выпевает их окончания. Смысл же слов необязателен, на него не обращают ни своего, ни чужого внимания.

В Большом театре слово понимали и доносили его смысл, такова была традиция театра, этому учили и в Московской консерватории, и в стенах театра. Великий Шаляпин потряс итальянцев на их собственных подмостках типично русским умением донести до слушателя смысл того, что поётся, и сыграть это. Проваленный итальянцами "Мефистофель" Арриго Бойто был растолкован итальянской публике русским певцом, показавшим, что музыка в пении лишь часть искусства, тогда как другая его часть - слово.

Иван Михайлович Скобцов (1900-1983) в полной мере владел этим даром. Его голос выпевал все оттенки смысла, заложенного в тексте. Голос смеялся и плакал, тосковал и веселился, размышлял и печалился... Каково слово - такова и краска, интонация: лёгкая усмешка над самим собой ("попивал да гулял, вот и догулялся"), язвительная насмешка над другими ("широкая масленица с кафтанами пропитыми да с носами подбитыми"), радостная улыбка влюблённого, идущего к своей любушке ("ах, ты, любушка моя, с коих пор любишь меня?"), хвастливая ("не кнутом поведём - только рукавицей"), или высокомерно-важная, или ласковая, нежная... Диву даёшься, как по-разному может человек печалиться в песне! Скобцов не заботится о том, чтобы показать свой голос, это ему неважно - важно другое: ямщик нашёл в степи замерзшую девушку, свою единственную любовь, и сердце его разрывается от горя, и голос певца звучит пианиссимо и исполнен боли, которую певец сыграл, как драматический актёр, чтобы эту боль передать слушателю. Умение петь тихо - особое умение ушедших от нас прежних поколений певцов Большого театра. В пианиссимо Скобцова столько тоски, и нежности, и любви, и сострадания, и горьких воспоминаний! И совершенно особый феномен: там, где герой в разговоре с любимой понижает голос, возможно, до шёпота, Скобцов вовсе не убирает силы звука, не переходит на пианиссимо, но находит такую разговорную (в пении!) интонацию, что нам ясно: да, герой шепчет. Скобцов был великий мастер выразительного пения.

Товарищи Скобцова по Большому театру и музыкальные критики отмечали, что он пел естественно, как поют птицы. Дочь певца Ольга Доброхотова рассказывала, что в крестьянской семье, откуда он родом, все мужчины обладали прекрасными сильными голосами, а когда запевал её дед - могучий бас, то дрожали стекла в окнах и домочадцы спешили вынести за дверь кошку, чтобы она не оглохла. В деревне пели все - семья, соседи, вся округа. Культура народного пения, которое было для русского крестьянина частью его существа, питала культуру пения сценического. Здоровое, естественное восприятие пения как части жизни, где всё осмысленно и взаимосвязано, слышно в искусстве Скобцова, этим, видимо, объясняется и его поразительное чувство стиля, вкус, чувство соразмерности и сообразности. Вот в свадебной плясовой ("Двор, широк двор") лирический герой Скобцова идёт, приплясывая, так, как в народе принято называть "все жилочки играют"; вот совершенно отличная по стилю городская песня про Стеньку - разухабистая, насмешливая (в городе нет наивного простодушия); лирический герой народной песни "Липа вековая" тоскует об много лет назад умершей любимой и своей загубленной жизни; а вот великий пушкинский "Пророк", так великолепно положенный на музыку Римским-Корсаковым. Скобцов оказался достойным двух великих соавторов этого произведения, в его исполнении "Пророка" столько смыслового и стилистического богатства, столько силы, выразительности и, как ни парадоксально это звучит, столько сдержанности и такта! Можно согласиться с утверждениями музыкальных критиков о том, что эта запись "Пророка" - одна из лучших в 20-м столетии.

Тамара Паршина

http://harmonia.tomsk.ru/pages/2/?idc=185&idt=454



Уж как пал туман
http://www.youtube.com/watch?v=N8mMbG1L7Zg

Звенит звонок
http://www.youtube.com/watch?v=EBjGIyDQSIA

Оседлаю коня
http://www.youtube.com/watch?v=4pq0UToaQ4s

Эх ты, Ваня
http://www.youtube.com/watch?v=RJBZyn_d3pE

Ты заря ль моя...
http://www.youtube.com/watch?v=EsBBXWuptx4

Вот на пути село большое
http://www.youtube.com/watch?v=c5rCwSDr4PM

Бокал (романс на ст. А.С.Пушкина)
http://www.youtube.com/watch?v=4AM-1OrNT3g
Прикрепления: 7076851.jpg (19.4 Kb) · 4614852.jpg (30.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: