Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 12 Май 2014, 16:56 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Надежда Казанцева. Задушевная мелодичность пения
Надежда Аполлинариевна Казанцева – одна из лучших колоратурных сопрано ХХ века, была во многом парадоксальной личностью. Ее отличали художественная тонкость и мощная рациональный ум, снисходительность к людским слабостям и категоричность в суждениях, а ее поступки были зачастую непредсказуемы. Сотни концертов с многочисленными разнообразными программами, огромное количество благодарной публики - этим была наполнена её долгая творческая жизнь.
Народная артистка России Надежда Аполлинариевна Казанцева обладала голосом необыкновенного, задушевного тембра, технические возможности которого были безграничны. Личность певицы уникальна. Женское обаяние сочеталось в ней с решительностью и бескомпромиссностью, любовь к искусству - с большими организаторскими талантами, артистизм - со скромностью и верностью принципам.
Она родилась в 1911 году в Иркутске. В пятилетнем возрасте уже играла на гитаре и пела народные песни и модные в то время романсы. В семь лет начала брать уроки игры на фортепиано у лучшего педагога города Елены Городецкой (ученицы А. Рубинштейна), в 17 лет - с ней же заниматься пением. Окончив среднюю школу, поступила на филологическое отделение педагогического института, так как родители совершенно не предполагали готовить из дочери профессионального музыканта. Однако уроки пения всё более и более увлекали её.
В 1930 году Надежда поступила на работу в Иркутский Радиоцентр в качестве пианистки-аккомпаниатора и солистки певицы. В 1932 году по совету Городецкой переехала в Москву для совершенствования в вокальном искусстве у профессора Л.Я. Шор-Плотниковой (ученицы Дезирэ Арто, которая, в свою очередь, была любимой ученицей Полины Виардо). Ирина Казанцева (доктор медицинских наук, дочь Надежды Казанцевой): «Отцом мамы был польский дворянин Савицкий Василий Андреевич. Бабушке даже то в царское время, с двумя детьми, удалось с ним развестись, потому что он был такой гуляка и мот, что жить с ним было совершенно невозможно. К счастью, на ее пути встретился прекрасный человек, военный врач Аполлинарий Казанцев. Он маму удочерил, когда ей было три годика, она стала Надеждой Аполлинариевной Казанцевой и всю жизнь к нему относилась как к родному отцу, очень почитала его и любила. Когда мама уже училась в литературном институте, она услышала, что в Москве есть такой педагог - Любовь Яковлевна Шор-Плотникова, что она прекрасно ставит голоса. И мама решила, что во что бы то ни стало, будет брать у нее уроки».
В Москве у Нади не было ни друзей, ни родственников, и несколько дней, чтобы как-то отдохнуть и согреться она до глубокой ночи и ранним утром дремала, прикорнув в трамвае – в "Аннушке". Потом ей удалось снять угол в старом доме на улице Мархлевского. Подрабатывала перепиской нот и чертежами. Неожиданным было начало карьеры певицы. Вместо обычного пути на эстраду или оперную сцену она выбрала неизведанный путь - на радио.
Надежда Казанцева: «Это был 1935 год, я начала работать на радио солисткой. В то время радио было для нас исполнителей тремя консерваториями. Вся музыкальная жизнь Москвы была подчинена по существу Радиокомитету». Во Всесоюзный Радикомитет Казанцеву приняли по конкурсу на амплуа лирико-колоратурного сопрано. Более 20 лет звучал в эфире её нежный, лёгкий, кристально чистый голос. В годы войны Надежда Казанцева выезжала с концертами в части Красной армии, была на передовой, пела на ступенях поверженного Рейгстаха.
Сергей Яковенко, Народный артист России, доктор искусствоведения: «Ее коллеги говорили, что это было настолько удивительно – она давала помногу концертов в день, но все время улыбалась, сохраняя легкость голоса, вся светилась, она буквально придавала людям дополнительную энергию своими выступлениями. Она была удивительно вынослива, - опять же ее сибирский характер».
Еще не кончилась война в 1944 году в Большом театре уже начали работу над новой постановкой - оперой «Травиата». На главную партию пригласили Надежду Казанцеву. Она спела шесть спектаклей «Травиаты», заслужив восторженные отзывы публики и критики. Дирекция предложила ей перейти в штат театра - для карьеры певицы это было бы редкой удачей, но, подумав, Надежда Аполлинариевна отказалась. «Я решила, что у меня все-таки больше склонность, больше данных, да, пожалуй, больше любви к эстрадной деятельности», - признавалась она. Много лет Казанцева занимала пост художественного руководителя Всероссийского гастрольно-концертного объединения, совмещая эту ответственную и хлопотную работу с интенсивной концертной деятельностью. У нее был очень богатый и во многом неповторимый репертуар. Она давала концерты, посвящённые целиком творчеству отдельных композиторов, среди которых С. Рахманинов, П. Чайковский, М. Глинка, А. Аренский, А. Глазунов и другие. Из европейских композиторов любимыми были программы из песен Ф. Шуберта, Г. Вольфа, И. Брамса, Э. Грига. С особой любовью певица исполняла сочинения французских композиторов Л. Делиба, Ж. Масснэ, К. Сен-Санса, З. Шоссона, К. Дебюсси и М. Равеля.
По признанию самой Казанцевой она очень любила выступления в симфонических концертах. Именно ей доверил первое исполнение своего "Концерта для голоса с оркестром" старейший русский композитор Рейнгольд Глиэр. За долгую концертную жизнь Надежда Казанцева спела его более чем с 60 различными дирижёрами. Первое исполнение концерта состоялось в Москве 12 мая 1943 года с оркестром Всесоюзного Радио, дирижёр А.И. Орлов. А в 1947-м концерт прозвучал в Вене в Большом зале «Мюзикферайна» с оркестром Венского радио, дирижировал Рудольф Моральт. Певица вообще любила открывать слушателям новые, не звучавшие ранее произведения. Так, например, она стала одной из первых пропагандисток вокальной музыки Николая Метнера.
Кроме романсов, она исполнила в концерте и записала на пластинку доселе неизвестную у нас, труднейшую для интерпретации Сонату-вокализ, которую никто из русских певиц так и не повторил. Вместе с известностью расширялись и маршруты гастролей артистки. За 45 лет гастрольной деятельности Казанцева в сопровождении своего постоянного партнера, пианиста Антона Бернара, объездила почти всю страну, выступала в странах Европы и Азии, участвовала в программах XIV фестиваля "Флорентийский май". Она стала первой советской певицей, выступившей в послевоенном Лондоне с сольным концертом. Огромный "Фестивал-холл", рассчитанный на три с половиной тысячи зрителей, не мог вместить всех желающих. Когда она исполнила на "бис" песню А. Новикова "Россия", публика встала в знак почтения к нашей стране.
Надежда Казанцева оставила большое творческое наследие, её имя и голос навсегда вошли в историю отечественной музыкальной культуры, как крупнейшее достижение русского певческого искусства.
Певицы не стало 28 июня 2000 года. Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом со своим педагогом Л.Я. Шор-Плотниковой.
Сергей Яковенко, народный артист России, доктор искусствоведения: «В самом ее искусстве были необыкновенные парадоксы. Казалось бы, в природе колоратурных голосов исполнять «легкий» репертуар, чаровать грацией, диапазоном, взлетами на высокие ноты. А у Надежды Аполлинариевны была задушевность в пении, кантилена…»
http://old.tvkultura.ru/news.html?id=628528&cid=370
Не тревожь ты себя, не тревожь http://www.youtube.com/watch?v=ER5-knBr53Q
Зачем тебя я, милый мой, узнала http://www.youtube.com/watch?v=R32L1sUPL0w
Золотая рыбка http://www.youtube.com/watch?v=8mAngltzhiE
Карнавал юности (Tango 1940) http://www.youtube.com/watch?v=iC2NG13H7GI
Серенада http://www.youtube.com/watch?v=XQ2V8pE-Dpk
Восточный романс http://www.youtube.com/watch?v=Lv_jnlxSYf0
Ноченька http://www.youtube.com/watch?v=J0D9o1FZnbk
|
|
| |