[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
КАПИТОЛИНА ЛАЗАРЕНКО
Валентина_КочероваДата: Четверг, 13 Ноя 2014, 09:45 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7151
Статус: Offline
Капитолина Лазаренко



Эту певицу узнают не сразу: слишком мало записей на пластинках, считанные киноролики, но имя приходит на память, ведь Капитолина Лазаренко успела оставить свой след на эстраде. Она, как и её современники в песенном искусстве, вложила свой кирпичик, из которых за полвека выстроена стена, за которой можно спрятаться от какофонии наступающего века. Давайте попристальней обратимся к её жизненному пути, ведь в подробностях вся прелесть.

В семье простых крестьян, что жила в деревеньке под Самарой, в 1925 году родилась девочка, которую назвали Капой. Вот тут и возникает первая загадка: все последующие годы её имя писали двояко: то Капитолина, как и следует делать, то Капиталина, что имеет свою, оригинальную, версию. Говорят, это не орфографическая ошибка, а просто младенца назвали в честь "Капитала" - основного труда Карла Маркса. Конечно, в ту пору на селе можно было получить имя и почище, скажем, Тракторина, но что-то здесь не стыкуется…

Дело в том, что родители девочки были верующими и едва ли пошли бы на подобное. Как бы там ни было, Капочка получила от них не только имя, но и голос: отец с матерью пели в церковном хоре, и набор "певческих генов" оказался двойным…

Переезд с Волги в Махачкалу был неожиданным: вероятно, семья бежала от голода, но и там Шамановых – такова была их фамилия – ждала беда. Начались вызовы родителей на допросы в НКВД, где придирались ко многому, обвиняя, конечно, и в посещении церковного хора. В общем, грозил арест, и тогда родители бежали в горы Кавказа, где прятались целый год, пока дело не закрыли.

Жизнь постепенно наладилась, и Капитолина, обладавшая слухом и голосом, с окончанием музыкальной школы стала блистать в самодеятельности. Девушку пригласили петь перед киносеансами – был такой в ту пору обычай. И тут её артистическая карьера чуть не рухнула: на танцплощадке она познакомилась с лейтенантом Лазаренко. Будучи настоящей красавицей, Капа могла бы помучить офицера, но было некогда – тот отправлялся на фронт. И вот в её паспорте оказался штамп, фамилия мужа, а в положенный срок и ребёнок.

Это, казалось бы, поставило жирный крест на карьере певицы, но не тут-то было. А произошло вот что: в 1943 году в Дагестан с гастролями приехал Литовский джаз, и голос Капитолины оказался как нельзя кстати - её пригласили в Москву, и там, наконец, началась настоящая концертная работа. С окончанием войны, когда оркестр уехал на родину, Лазаренко стала петь при Москонцерте в летнем саду "Эрмитаж", где шли эстрадные представления: там же, в 1953 году, певицу услышал Утёсов, который предложил: "Капочка, Вы чудно пели, и я приглашаю в наш джаз". В ту пору у Леонида Осиповича не было певицы: дочь Эдит, прежде выступавшая с ним, ушла, и, поговаривали, не по своей воле. Кто-то из начальства заявил Утёсову: "Мы не позволим разводить на сцене семейственность!" Капитолина же походила на Эдит и красотой, и звонким голосом, и, потому её приняли радушно. С утёсовским джазом Лазаренко сделала свою первую запись – это была шеллаковая пластинка для патефона, на 79 оборотов, с песенкой "Гитана".

Приходилось певице выступать и в Кремле. Сталин, например, любил старинные романсы, ведь его покойная жена Надежда Аллилуева их прекрасно пела, и потому Капитолина обычно не выходила за рамки увлечения вождя. При Хрущёве её репертуар был более разнообразным, ведь генсек, сам украинец, ей благоволил, часто говоря: "А ну, садись-ка рядышком, моя хохлушка!" Почему-то путал с национальностью мужа, к тому времени генерала Лазаренко, видимо, из-за фамилии.

Рассказывают и забавную историю про польские духи "Может быть": думаю, все женщины помнят их чарующий аромат, ведь другого, ну, разве только "Красной Москвы", они в ту пору и не вдыхали.

Однажды, в 1956 году, на гастролях в Польше, Капитолина спела песенку с названием "Может быть": танцевальная и задорная, она полякам понравилась и скоро "выпорхнула" на их эстраду. И, как говорят, духи "Может быть", выпускаемые в Польше, были названы, благодаря популярной песенке, написанной, кстати, Эдди Рознером на стихи Юрия Цейтлина.

Песенка досталась Лазаренко вот почему: в конце 50-х она получила приглашение от Эдди Рознера, у которого уже пела тогда Нина Дорда. Певицы подружились и часто заменяли друг дружку, исполняя одни и те же песни, например, "Старый клён".

Вообще, творческая биография певицы на этом не заканчивается: Капитолина Андреевна и в пожилом возрасте продолжала петь, но уже камерные вещи, в основном, романсы. Скончалась певица 7 января 2007 года в Москве, оставив не так уж много записей…

Похоронена на 28 участке Пятницкого кладбища.

http://blogs.privet.ru/community/retroclub?tag_id=1550147



Лет десять назад, на одном из концертов Капиталины Лазаренко, я взял у нее интервью. Она рассказала о своей жизни:

- Махачкала, сорок третий год... Я окончила музыкальную школу и участвовала в самодеятельности Дворца культуры рыбаков. Параллельно прирабатывала в кинотеатрах — пела перед сеансами. Время было тяжелое — война. Пела все подряд: и оперные партии, и арии из популярных оперетт, и песни советских композиторов. Потом меня пригласили в хор Дагестанского радиокомитета, там я впервые и получила свою трудовую книжку.

— Я видел старую афишу, там вы значились как Кити Шимановская.

— Да, было такое. Приехал в Махачкалу Литовский джаз, и музыканты пригласили меня на репетицию. Попросили спеть что-нибудь. Кончилось тем, что я бросила Махачкалу и поехала с ними работать. Приехали в Москву, музыканты своего дома еще не имели — Вильнюс у немцев был. Стали работать. И дали они мне псевдоним: вместо Капиталины — Кити, вместо Шамановой, моей девичьей фамилии — Шимановская.

— В Москве, наверное, трудно пришлось поначалу?

— Не сладко. Учебу в Гнесинском училище приходилось совмещать с работой. Приютила меня солистка этого же джаза Эсфирь Ласкина. Вот кто по-настоящему помог мне в жизни — она и кров дала, и петь учила, и мастерам эстрады меня показала. Мы тогда выступали в зале им. Чайковского. Неудобно говорить, но был успех. Слухи дошли до начальства, и на один из моих концертов пришла дирекция ВГКО. Тогда еще Всероссийское гастрольно-концертное объединение было, и его руководители ходили на концерты.

Потом меня пригласили в концертную группу Александра Николаевича Вернера. Я у него многому научилась. Артист он был, конечно, феноменальный. Он ставил искрометные программы: «Когда зажигаются огни», « Не в бровь, а в глаз», с которыми мы ездили в Одессу, Тбилиси, Ленинград и везде имели успех, вот тогда я и получила признание публики...» Мой муж был кадровый военный, прошел путь от рядового до генерала. Воевал, был контужен, но, к счастью, вернулся живой. А ведь многим война принесла невосполнимое горе. И я просто не мыслю своего репертуара без песен времен Великой Отечественной. Иногда мне говорили: «Капа, зачем тебе это нужно? Выходит красивая женщина и начинает петь о войне. Зачем это? У тебя другой жанр». А я не могу не петь об этом, о верности ушедшим.

Во втором отделении того концерта Капиталина Лазаренко исполняла лучшие песни своего репертуара, старинные романсы... Как давно все это было: «Гитана», «Караваньера», «Вишневый сад», «Чико-чико», «Бесаме мучо». «Мою любовь» она бисировала. Ах, как она пела эту румбу! Сколько динамики, страсти, темперамента! Не зря равнодушные к европейской эстраде американцы в свое время выпустили с этими и другими песнями целый «гигант» под весьма лаконичным названием «Поет Капа!»

А первую свою запись на пластинку она сделала с оркестром п/у Л. Утесова. «Помню, выступала в ЦДРИ, и на концерте присутствовал Леонид Осипович Утесов. Я пришла расстроенная за кулисы оттого, что плохо пела. И вдруг слышу голос с сипотцой: «Где же здесь Капочка Лазаренко?» — «Вон там она, за ширмой сидит». А я просто плачу — так ужасно расстроена. Он подошел и ласково тронул за плечо: «Деточка, как вы хорошо пели. Идите ко мне работать».

Именно в концертных программах Государственного эстрадного оркестра РСФСР п/у Л.О. Утесова произошло становление Лазаренко как певицы. Прав был Евгений Петросян, когда говорил: «Школа Утесова не могла не сказаться на дальнейшей творческой судьбе его учеников, и именно Утесов сумел придать природному дарованию Капитолины Лазаренко четкие формы Мастерства. Мастерства с большой буквы».

Борис Савченко

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/star/285190/bio/

Костёр на снегу
http://www.youtube.com/watch?v=6t4Mp7RpbKo

Журавли
http://www.youtube.com/watch?v=bC8YsQ_-m3M

Загадай желание
http://www.youtube.com/watch?v=i3u-vSgYofM

Может быть
http://www.youtube.com/watch?v=ierXtmifPIE

До свидания
http://www.youtube.com/watch?v=xOTYqidso7Q

С первой встречи с тобой
http://www.youtube.com/watch?v=7G6jEJFi2tE

Я не прошу тебя
http://www.youtube.com/watch?v=wihK7UAYQsI
Прикрепления: 9281041.jpg (11.2 Kb) · 1392056.jpg (11.1 Kb) · 5086522.jpg (7.7 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: