Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 07 Дек 2014, 21:28 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7151
Статус: Offline
| Гриценко Лилия Олимпиевна
(24.12. 1917 - 09.01. 1989)
Народная артистка РСФСР (1957)
Лилию Олимпиевну Гриценко можно смело назвать одной из самых обаятельных актрис советского театра и кино 1950-1970-х годов. Её музыкальность, лиризм, склонность к внутреннему психологическому рисунку роли значительно помогали ей выделяться из череды актрис того периода. Она не была «звездой» в сегодняшнем понимании этого слова, но и не пропадала в безвестности в тени более успешных коллег. И в театре и в кино её судьба сложилась вполне удачно. Она много играла как главные, так и второстепенные роли, фактически всегда имея успех.
Пик ее популярности пришёлся на пятидесятые годы, когда она снялась в главной женской роли в комедии Михаила Калатозова «Верные друзья». Тогда зрителей покорила её женственность, эмоциональность, прекрасные вокальные и внешние данные. Параллельно в этот же период на сцене и экране блистал родной брат Лилии Олимпиевны – Николай Гриценко, яркий самобытный актёр, сыгравший десятки самых разноплановых ролей.
Этот семейный и творческий тандем оставил заметный след в отечественном искусстве, обогатив его историю двумя прекрасными актёрскими индивидуальностями.
А началось всё в городе Горловка Донецкой области, где будущие артисты родились в семье железнодорожника. По личному признанию актрисы, она никогда не мечтала играть на сцене. Окончив школу, Лилия решила поступать в Киевский архитектурный институт, но судьба распорядилась иначе. Лилию Гриценко пригласили принять участие в Первой Всесоюзной олимпиаде музыки, пения и танца металлургов, где она заняла первое место. Комиссия направила её в Москву, в студию Большого театра. Но Гриценко решила серьезно заняться оперной музыкой.
Приехав в 1937 году в Москву, она поступила в Оперно-драматическую студию им. Станиславского, которую окончила по классу А.В. Неждановой в 1941 году. Как оперная певица (лирическое сопрано) Лилия Гриценко на сцене Студии исполняла партии Чио-Чио-сан, Иоланты, Параси (Сорочинская ярмарка). В 1941 с успехом сыграла роль Нины в студийном драматическом спектакле Маскарад М.Ю.Лермонтова.
В 40-е годы о ней писали: «Лилия Гриценко обладает драгоценным даром – сочетанием яркого таланта драматической актрисы, обаятельной манеры пения, высокой музыкальности и тонкого чувства стиля».
Опера привела актрису и на экран. В 1944 году режиссерами Михаилом Шапиро и Надеждой Кошеверовой была экранизирована опера «Черевички», где Лилия Гриценко исполнила роль Оксаны.
В 1948 году Лилия Гриценко пришла в Драматический театр имени Станиславского, на сцене которого она выступала до 1957 года. Музыкальность и поэтическая проникновенность дарования Гриценко принесли успех и признание: ее юные героини излучали чистоту полудетских, полудевических чувств, музыка помогала окрепнуть их характеру. С успехом она играла и характерные роли: от госпожи Простаковой в «Недоросле» до Бабы Яги в «Аленьком цветочке».
С 1960 года перешла в Московский театр имени Пушкина. В кино она снималась всё реже. Наиболее удачные работы: Тётя («Фантазии Фарятьева»), Бабушка («Личное дело судьи Ивановой»).
В коллективе театра Лилия Олимпиевна никогда не выделялась, была малообщительной, в общественной жизни участия не принимала. Главной для неё всегда была работа, которую она ценила превыше всего. Может быть, именно по этой причине у неё не сложилась личная жизнь, и не было детей. Всё её жизненное пространство занимали сцена, съёмки, выступления в концертах, работа на радио.
Помимо работы в театре и кино Лилия Олимпиевна много выступала в качестве камерной певицы, стараясь, по ее собственному признанию, «перевести песню на язык драмы». Для нее было крайне важно, о чем песня, можно ли превратить ее в небольшую новеллу. «Не люблю песен без содержания, - признавалась она. – С гордостью думаю о том, что участвовала в «воскрешении» на эстраде старинного русского романса, в котором люблю его драматическое начало».
А еще у актрисы было весьма забавное, почти детское увлечение - игрушки. Она их покупала везде. Особенно зайцев. Любых: игрушки это или рисунки. И сама с увлечением их рисовала. Присядет где-нибудь в свободную минутку и изобразит на листе бумаги очередного зайчишку. В ней вызывало восторг и то, что ее любимец стал так популярен благодаря известным мультфильмам. «Еще в детстве я любила подражать зайцам. – Вспоминала она. - Мама, бывало, улыбается и просит: «А ну, зроби носиком, як заяц…» Заяц, нарисованный среди елей, - мой домашний герб. Герб подвижности, доброты, веселья, чем не актерский символ?»
В последние годы жизни и в театре и в кино Лилия Олимпиевна занимала довольно скромное положение. В силу возраста ей уже приходилось довольствоваться незначительными ролями и эпизодами, которые ничего не давали ей в творческом плане, но всё же позволяли оставаться в строю.
1 сентября 1988 года Лилия Гриценко ушла из театра на заслуженный отдых, а через четыре месяца её не стало. Умерла она одна в пустой квартире. Её уход остался фактически незамеченным, лишь короткое сообщение в газете «Советская культура» известило об этом печальном событии. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с братом.
Вот так тихо и скромно закончилась, когда-то ярко начавшаяся творческая судьба Лилии Олимпиевны Гриценко. В памяти остались её работы в кино, многие из которых периодически появляются на экранах телевизоров, напоминая о таланте и обаянии замечательной актрисы.
http://www.ktoestkto.ru/names/namesG/2008/04/11/namesG_12507.html
Молчу, молчу http://www.youtube.com/watch?v=7xjzcaEOCVY
Камыши http://www.youtube.com/watch?v=QkGgXPjavVE
Я не виновата http://www.youtube.com/watch?v=hWbt4hkEWsM
Старинный вальс http://www.youtube.com/watch?v=BqECieTatuk
Журавли http://www.youtube.com/watch?v=wKbgHUhndPM
Хожу тропинкою лесною http://www.youtube.com/watch?v=RIWnc42As1Q
|
|
| |