[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ЯАК ЙОАЛА
ЯАК ЙОАЛА
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 05 Янв 2015, 23:36 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6074
Статус: Offline


Эстонский советский эстрадный певец, один из самых популярных артистов в СССР 1970 — начале 1980-х годов.
Йоала родился 26 июня 1950 года в музыкальной семье (его мать была музыковедом и работала в Государственной филармонии Эстонской ССР) с детства обучался игре на фортепиано и флейте и не однажды в детстве прослушивая любимые оперы "Аиду", "Риголетто" мысленно выходил на сцену и пел вместе с настоящими артистами.
Когда Яак Йоала поступал в музыкальное училище, один из экзаменаторов спросил юношу "Яак, вы уверены, что хотите стать музыкантом, а не гонщиком?" - Увлечение молодого Йоалы картингом было хорошо известно в Таллине. И все-таки для Яака не было вопроса кем быть.



В Таллиннской средней музыкальной школе, затем в музыкальном училище он обучался игре на флейте, а в шестнадцать лет пел и играл на бас-гитаре в одной из первых эстонских бит-групп "Кристаллы" (Kristallid). К этому периоду 1966г. относится и первая радио запись певца. В 1968 следует участие в ансамбле "Северное сияние" (Virmalised) и быстро растущая популярность в регулярной ТВ программе "Гороскоп". Год от года расширялся его репертуар в сторону содержательности и вокальной требовательности, и Яак Йоала обрел друзей среди слушателей всех поколений. Когда Яака призвали в армию, службу он проходил в Таллинне, и часто появлялся на концертах и в студии звукозаписи. К тому времени он был уже настолько популярен, что для молодёжной передачи эстонское телевидение снимало кадры о службе молодого бойца.
В 1970 году он выиграл Республиканский конкурс комсомольской песни, год спустя — конкурс молодых эстрадных певцов.
В 1970-е годы певец неоднократно получал премии различных конкурсов и фестивалей песни. Начиная с этого времени, он становится одним из самых предпочитаемых композиторами певцов на всех эстонских песенных конкурсах. В 1972 году он поет на фестивале в Ростоке и Хельсинки, следуют премии за участие в конкурсах "Типпмелоодия" (1972), "Таллин-Тарту" (1972, 1973, 1974), диплом всесоюзного конкурса эстрадных артистов (1974). Но самым успешным стал 1975 год: первое место на фестивале "Вильнюсские башни". Высшим его достижением стало завоевание специального приза жюри на международном конкурсе песни в Сопоте в 1975 году.

Яркие, мелодичные песни на русском и эстонском языках, кавер-версии прекрасных зарубежных песен. Сложилось мнение, что певцу больше подходят песни с широким диапазоном, красивым мелодическим развитием, высокой кульминацией, где можно лучше показать свой голос. Хороших песен в таком плане было действительно много, и мастерское исполнение Яаком Йоала способствовало их успеху, как на песенных конкурсах, так и у слушателей. Однако постепенно такая манера исполнения стала доминировать. От штампа ему помог освободиться ансамбль "Радар", открывший перед певцом новые творческие возможности с учетом современного и технического уровня развития.



Специально для Яака Йоала пишут песни лучшие советские композиторы Д.Тухманов, А. Зацепин, Р.Паулс, А.Ойт.
Он сотрудничал с крупнейшими советскими эстрадными композиторами того времени — Давидом Тухмановым, Александром Зацепиным, Раймондом Паулсом и др.
Йоала виртуозно владел различными музыкальными инструментами и иногда сам исполнял инструментальные партии на записях собственных песен — сохранились записи его исполнения на фортепиано, флейте, гитаре, ударных.
Осуществилась и детская мечта о театре. Яак Йоала принимает участие в постановках Государственного театра "Эстония" - в мюзиклах "Вестсайдская история" Л.Бернстайна и "Дачниках" Ю.Винтера. В 1984 снимается в художественном музыкальном фильме "Двойники".
Муслим Магомаев писал о Йоале в газете «Советская культура» (№ 35 за 1981 г.):
Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то. А главное — голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист — все это привлекает в нём. Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве.

С 1988 года Йоала покинул советскую сцену, а в середине 1990-х практически прекратил концертные выступления, а с распадом СССР окончательно исчез из поля зрения российской аудитории. Но новые власти Эстонии припомнили Йоале его всесоюзную популярность. Его обвинили в предательстве, и долгое время певца не пускали ни на одну концертную площадку.
Последнее появление певца Яака Йоала в эстонской музыке было в 90-х годах, когда он вместе со своими коллегами по эстраде Тынисом Мяги и Иво Линна сделали проект "Las jддda kхik, mis hea" ("Пусть остаётся всё, что хорошо"). "Три тенора" возрождали знаменитые хиты с новым звучанием. В своих интервью сегодня Йоала говорит, что ему надоела работа на эстраде и все, что было вокруг нее. Надоело много ездить, эстрада, считает сегодня Йоала, - дело молодых. Для работы и для удовольствия дома он создал домашнюю музыкальную студию.
Как педагог Таллиннского музучилища им. Георга Отца он обучил несколько молодых певиц. Его первый и отмеченный всеми эстонцами успех - певица Яаника Силламаа, дебютировавшая на конкурсе "Евровидение".
В настоящее время он занимает пост президента фирмы «Грамекс» — общественной организации, защищающей авторские права эстонских музыкантов, занимается продюсированием молодых певцов.
В одной из программ российского телевидения Яак предстал уже человеком саркастическим: дескать, не хочу петь, потому что не желаю исполнять такую ерунду, какую сегодня поют.

Популярный певец Яак Йоала предпочел уединение в лесной глуши

Популярный певец Яак Йоала, которому 26 июня исполняется 60 лет, прячется от общественности в лесу. В гости к нему могут ездить лишь несколько близких друзей и его ученики.



Это было бы злоупотребление доверием, говорит его ученик Койт Тооме, отказываясь давать какую-либо информацию о Йоала. Людей, с которыми популярный певец близко общается, очень мало. Отчасти это его бывшие ученики, которых он, как своих детей, всегда ждет в гости и на чьи телефонные звонки всегда отвечает. Но некоторые близкие друзья с музыкой не связаны.

Желание Яака Йоала жить уединенно очень глубокое и очень личное. Но это совсем не значит, что публику его судьба не интересует.

Первая группа, в составе которой Яак Йоала стал известен в 1960-х годах, был ансамбль Kristallid. «Мы учились с Яаком в одной музыкальной школе, в ансамбль Kristallid его пригласил однокурсник, саксофонист Мати Тибар», — сказал член ансамбля Олав Эхала.

Участников ансамбля K­ri­stallid поразила жизнерадостность, музыкальность и многогранность молодого Йоала. Репертуар ансамбля пополнялся в основном за счет услышанных по радио песен, их нотная запись была возложена на Эхала.

«Но если случалось, что я не мог разобраться с какой-то музыкальной фразой, то именно Йоала мне ее насвистывал, — сказал композитор, который, впрочем, опровергает утверждения об абсолютном музыкальном слухе певца. — Просто у него отличная восприимчивость».

Многогранность Яака заключалась в том, что от игры на флейте он плавно перешел к пению и с такой же легкостью заиграл на бас-гитаре. Эхала говорит, что в таком ансамбле, каким был K­ristallid, он мог делать что угодно — все равно он был талантливее и лучше всех.

«Он пел англоязычные песни и много разъезжал по Эстонии», — вспоминает Реэт Линна, которая часто подпевала Яаку, а как-то раз они даже выступили дуэтом. Когда Реэт и Иво Линна еще жили вместе, Йоала был другом их семьи.

«Он был теплым и очень приятным человеком, особенно если умеешь настроиться с ним на одну волну. Когда они по телевизионным делам ездили в Финляндию, то вместе искали темный шоколад, который Йоала очень нравился», — говорит она.

«Яак мог прийти в студию, спеть прямо с нотного листа и тут же забыть песню, — рассказывает много лет проработавший режиссером музыкальных передач Эстонского телевидения Лео Карпин. — Как-то сидим мы в кафе Дома радио и слышим, как по радио транслируют исполняемую им песню, но по его лицу я вижу, что он не помнит ее. Это был суперартист. Мог сделать буквально все, о чем его просили».

Певица Хейди Тамме, с которой Йоала много раз выступал дуэтом, говорит о нем только добрые слова. По характеру он был скромным, лиричным и душевным человеком. «Редкие качества для певца. Наш профессор говорил, что мы не можем всегда быть мягкими и добрыми людьми», — вспоминает Тамме.

«Яак казался довольно замкнутым, к себе близко не подпускал, но был уравновешенным, — считает Карпин. — Я только один раз видел его очень нервозным. Это было в 1993 году в Любляне, когда Эстония в лице Яники Силламаа впервые участвовала в конкурсе «Евровидение».
В фойе гостиницы мы увидели злого и нервного Яака. Он узнал, что часть фонограммы можно было записать заранее, и бывшие юго­славские республики так и сделали. Тогда мы поняли, что эти государства будут давать очки друг другу. А мы наивно думали, что на этом соревновании важна исключительно музыка».

Kaрпин рассказал еще об одной ситуации, когда обычно уравновешенный Йоала вышел из себя, наорал на музыкантов и прямо в присутствии Карпина уволил своего менеджера. Тогда это было связано с записью песен. «Музыкальный результат для него был важнее всего», — добавил режиссер.

Потом Карпин вспомнил еще один случай, когда Йоала повел себя необычно. Во время съемок фильма «Двойники» в гостинице Sport певец вдруг объявил, что он на некоторое время уходит.
«Это был настоящий шок для меня и всей съемочной группы, мы от удивления разинули рты, — рассказал Карпин. — Через пару часов он вернулся, но не один. С ним была девушка из хора Тыну Кальюсте по имени Майре. Его будущая супруга», — рассказал Карпин.

По его словам, с первой женой Дорис Яак познакомился на съемках фильма «Дуэт-дуэль», который снимал он. «Я распорядился, чтобы нашли красивых девушек с длинными волосами. Они пошли в город и нашли. Одной из них и была Дорис. Ее можно увидеть в этом фильме».
Сына Йоала Янара Карпин в последний раз видел очень давно, когда парнишке было только семь лет.

«Я бы не сказала, что слава ударила ему в голову, — говорит Реэт Линна о времени, когда на одной шестой части суши не было человека, не знавшего о Яаке Йоале. — Хотя иногда бывало, что в определенном смысле он чувствовал себя настоящим пупом Земли».

По словам Олава Эхала, на вершине славы Йоала обладал большим влиянием в Москве. Например, для него не было проблемой разместить Камерный хор Эстонской филармонии в предназначенной только для иностранцев московской гостинице «Космос».

«Поскольку моя жена остановилась в той же гостинице, где и Камерный хор, Йоала позвал туда и меня, — вспоминал Эхала. — Приезжаю, смотрю — под знаком «Остановка запрещена» стоят жигули Яака Йоалы. Подхожу к дверям гостиницы, где он стоит, и говорю, что его машина под знаком и милиционер рядом. А Яак отвечает: «Милиция ее сторожит, поскольку дверь в машине не запирается».

Певица Анне Вески до сих пор благодарна Яаку Йоале за то, что тот познакомил ее с русским композитором Виктором Резниковым, который в 1980-х годах создавал новое направление в поп-музыке. «Он щедро делился с эстонскими певцами хорошими композиторами.

Особенно в то время, когда их было мало», — с благодарностью к Йоале сказала Вески. Она вспомнила общий финско-эстонский концерт «Sävelsilta», когда Йоала сел за рояль и начал петь: «Мой дом не окружают эти дикие горы...», и все женщины в зале, в том числе и сама Вески, заплакали.

Певице вспомнилось также совместное участие в днях культуры в братских советских республиках. «Мы вместе были в Казахстане. Он был тогда очень большой звездой, а мы с Тынисом Мяги, по сравнению с ним, просто звезды, — рассказала Вески. — Все пожелания Йоалы моментально исполнялись.

Помню, он немного капризничал, и все носились вокруг него, чтобы эти капризы исполнить. Но не мое дело рассказывать о том, что там случилось. Да, он иногда вытворял такое. Но его все очень любили и всюду очень ждали. Его звезда на эстрадном небосводе до сих пор держится крепко!»

Олав Эхала, который в последний раз говорил с Йоалой по телефону пару лет назад, сожалеет, что тот прервал свою карьеру певца и преподавателя и решил уйти в тень. «Но это его решение, и его надо уважать», — считает он.

Обижен на эстонцев?
Эхала вспомнил, что в последнем телефонном разговоре Йоала отказывался переиздавать пластинки со своими записями. «Оказалось, дело не в том, что он не хочет этого, а в том, кто это будет делать, — вспоминает Эхала. — На его пластинке есть несколько моих старых песен, и он сказал мне прямо: если ее переиздашь ты, я не имею ничего против, но я не хочу, чтобы кто-то обогащался на моих песнях. Тогда я предложил ему переиздать свои песни самому, и он ответил, что, наверное, когда-нибудь это сделает».

Эхала рассказал, что, по крайней мере, одно исключение Йоала уже сделал. На альбоме-сборнике Кустаса Кикерпуу была и его песня, но переиздававшая пластинку фирма пообещала, что финансово поддержит семью покойного композитора.

«Месяц назад мне звонил один финский менеджер и расспрашивал о Яаке Йоале, но я ничего не мог ему рассказать, — говорит Лео Карпин, полагающий, что одной из причин ухода певца из общественной жизни может быть обида на эстонское государство или на эстонский народ. — Бог ты мой! Его же называли «кремлевским соловьем»! Рынок есть рынок!

Рядом есть государство, которое в сто раз больше и в котором публика идет на тебя, плюс деньги, которые можно зработать. Значит, его выбор был правильным! Причем Яак Йоала, в отличие, скажем, от Иосифа Кобзона, никогда не пел никаких патриотических песен. Его сферой была любовная лирика».

«То, что в Эстонии его называли «кремлевским соловьем», было очень некрасиво, — считает Хейди Тамме. — Напротив, мы должны были гордиться тем, что он нас представляет. Но у Яака такой характер: если его обидели, то с ним лучше не ругаться, поскольку он тут же замыкается».

Насколько известно Реэт Линна, после перенесенного несколько лет назад инфаркта Йоала полностью оправился и теперь тихо живет в уединении. «Я думаю, он так много общался с людьми, что теперь ему все равно, что происходит вокруг. На него же так много гавкали, над ним подтрунивали, выясняли с ним отношения! Но он не должен так жестко запрещать переиздавать свои пластинки, ему надо снять запрет!»

«Да, его пластинки будут переизданы!» — уверена Анне Вески.
В последнее время Йоала много общался с директором Таллиннского певческого поля Рихо Рыымусом, который характеризует сегодняшнего Йоалу как человека с очень своеобразным мировоззрением.

«Мир его мыслей интеллигентен и огромен, — поясняет Рыымус. — Он безумно много читает, да и Интернет у него работает постоянно. Он в курсе новинок мировой, российской и эстонской современной музыки, хотя и не хочет говорить об этом открыто».

Литература, которую читает Йоала, по словам Рыымуса, связана с тем, что происходит на планете — от экологических проблем до вселенского равновесия.
«Вплоть до апокалиптической литературы. Мы с ним много говорили о разных теориях конца света, — заметил Рыымус. — Йоала верит, что человек должен жить на природе так, чтобы есть и потреблять лишь то, что можно найти в радиусе 10-100 километров.

Он знаком с популярными теориями заговора, которые касаются отношений между странами, с политическими проблемами, теориями зарождения вселенной, теорией большого взрыва и т.п. Его интересует всевозможная изотерика, пространство различных измерений».

Рыымус не знает, чем объяснить такие интересы Йоала. Может, они достались ему от отца, покойного народного врачевателя Аво Йоала, а может, идут из прежней его жизни, когда ему приходилось давать до семи концертов в день.

«Яак понимает, что даже самый супербольшой концерт на стадионе, по сравнению с глобальными проблемами человечества, — ерунда».

Как человек Йоала чрезвычайно откровенный и добрый, уверяет Рыымус. И добавляет, что в гостях у Йоалы он впервые в жизни ел сырую несоленую лососину, приправленную соусом для суши.

Но от курения Йоала не отказался. «Чадит, как паровоз», — говорит Рыымус.

http://rus.postimees.ee/279441....-glushi



Подберу музыку
http://www.youtube.com/watch?v=hUBFIXCaE3Q

Солнечные часы
http://www.youtube.com/watch?v=MfJx5VfGCcA

Я тебя рисую
http://www.youtube.com/watch?v=FjsfrVSoFuQ

Фотографий любимых
http://www.youtube.com/watch?v=td5xUvTDwzo

Не забывай
http://www.youtube.com/watch?v=P_ZCV67DjDA

Нет тебя со мной
http://www.youtube.com/watch?v=TZSECdxdqO0

Слова любви
http://www.youtube.com/watch?v=T49upgJg_Bs

Песня о моей любви
http://www.youtube.com/watch?v=ohAojWpslzE

Яак Йоала: голос Эстонии на советской сцене

26.09. 2014



25 сентября в Эстонии в возрасте 64 лет скончался Яак Йоала — эстонский певец, пик популярности которого в СССР пришёлся на конец 70-х – начало 80-х годов. Тогда его песни на музыку Александра Зацепина, Давида Тухманова, Раймонда Паулса звучали по радио, в телевизионных передачах и на праздничных концертах.

Несмотря на обширный эстонский репертуар, на родине Йоала осуждали за исполнение песен на русском языке. «Это считалось предательством, — вспоминал певец в одном из интервью. — Ведь я десять лет был идолом в Эстонии, и вдруг стал петь по-русски. Считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось».

В 1988 году, будучи ещё весьма востребованным певцом, настоящей звездой советской эстрады, Яак Йоала ушёл со сцены, на долгие годы вовсе пропав из поля зрения поклонников. Однако заниматься музыкой певец всё-таки не перестал: сначала преподавал в Таллинском училище, которое так и не закончил много лет назад, после чего занялся бизнесом — выпуском пластинок, поддержкой и продюсированием молодых эстонских исполнителей, организацией концертов. В 2000 году он стал одним из основателей Эстонского союза исполнителей — организации, занимающейся защитой авторских прав.

Единственный раз после окончания карьеры Йоала выходил на сцену в 2007 году во время совместного тура по Эстонии с Тынисом Мяги — исполняли в основном старые и любимые песни. Говорить о прошлом, о своём успехе, о старых хитах и дуэтах певец в последние годы не любил. Даже в редких интервью он говорил о том, что ушёл со сцены потому, что устал: «Я ушёл вовремя. Мне надоела вся эта работа и всё, что было вокруг неё. Надоело много ездить, а я очень ленивый человек. До сих пор помню, что нужно было вставать в пять часов утра, чтобы успеть на первый рейс Таллинн — Москва». И добавлял, что своих старых песен уже почти не помнит, не поёт их даже дома, а за современной российской эстрадой не следит: «Мне нравится классика, и это просто случайность, что я попал в лёгкий жанр».

http://www.aif.ru/culture/person/1347476



http://www.youtube.com/watch?v=2R70idKyF78



Прикрепления: 0469147.jpg(15.9 Kb) · 9608924.jpg(8.2 Kb) · 8927620.jpg(10.6 Kb) · 3876059.jpg(7.6 Kb) · 3371140.jpg(11.2 Kb) · 5498473.jpg(10.3 Kb) · 0580653.jpg(21.1 Kb) · 1471264.jpg(29.0 Kb) · 7400697.jpg(19.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ЯАК ЙОАЛА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: