[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЯАК ЙОАЛА **
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 05 Янв 2015, 23:36 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
ЯАК АРНОВИЧ ЙОАЛА
(26.06. 1950 - 25.09. 2014)


Эстонский советский эстрадный певец, один из самых популярных артистов в СССР 1970 - начале 1980-х годов.
Родился в муз. семье (его мать была музыковедом и работала в гос. филармонии Эстонской ССР) с детства обучался игре на фортепиано и флейте и не однажды в детстве прослушивая любимые оперы "Аиду", "Риголетто" мысленно выходил на сцену и пел вместе с настоящими артистами. Когда Яак поступал в муз. училище, один из экзаменаторов спросил юношу: "Яак, вы уверены, что хотите стать музыкантом, а не гонщиком?" Увлечение юноши картингом было хорошо известно в Таллине. И все-таки для Яака не было вопроса кем быть.


Он обучался игре на флейте в Таллиннской средней муз. школе, затем в муз. училище. а в 16 лет пел и играл на бас-гитаре в одной из первых эстонских бит-групп "Кристаллы". К этому периоду относится и первая радио запись певца. В 1968 г. следует участие в ансамбле "Северное сияние" и быстро растущая популярность в регулярной ТВ программе "Гороскоп". Год от года расширялся его репертуар и Яак обрел друзей среди слушателей всех поколений. Когда его призвали в армию, службу он проходил в Таллинне, и часто появлялся на концертах и в студии звукозаписи. К тому времени он был уже настолько популярен, что для молодёжной передачи эстонское телевидение снимало кадры о службе молодого бойца.

В 1970 г. он выиграл Республиканский конкурс комсомольской песни, год спустя - конкурс молодых эстрадных певцов. В 1970-е годы неоднократно получал премии различных конкурсов и фестивалей песни. Йоала становится одним из самых предпочитаемых композиторами певцов на всех эстонских песенных конкурсах. В 1972 г. он поет на фестивале в Ростоке и Хельсинки, следуют премии за участие в конкурсах "Типпмелоодия" (1972), "Таллин-Тарту" (1972, 1973, 1974), диплом всесоюзного конкурса эстрадных артистов (1974). Но самым успешным стал 1975 год: 1- место на фестивале "Вильнюсские башни". Высшим его достижением стало завоевание спец. приза жюри на международном конкурсе песни в Сопоте в 1975 г.


Певец сотрудничал с крупнейшими советскими эстрадными композиторами того времени - Д.Тухмановым, А.Зацепиным, Р.Паулсом. Он виртуозно владел различными муз. инструментами и иногда сам исполнял инструментальные партии на записях собственных песен - сохранились записи его исполнения на фортепиано, флейте, гитаре, ударных. Осуществилась и его детская мечта о театре - Йоала принимает участие в постановках гос. театра "Эстония" - в мюзиклах "Вестсайдская история" Л.Бернстайна и "Дачниках" Ю.Винтера. В 1984 г. снимается в худ. муз. фильме "Двойники". М.Магомаев писал о нем в газете «Советская культура» (№ 35 за 1981 г.): Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за эстрадную специфику, без штампов, копирования кого-то и чего-то. А главное - голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист - все это привлекает в нём. Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве.

С 1988 г. Йоала покинул советскую сцену, а в середине 1990-х практически прекратил концертные выступления, а с распадом СССР окончательно исчез из поля зрения российской аудитории. Но новые власти Эстонии припомнили певцу его всесоюзную популярность и обвинили Йоалу в предательстве, и долгое время не пускали ни на одну концертную площадку. Последнее его появление в эстонской музыке было в 90-х годах, когда он вместе со своими коллегами по эстраде Тынисом Мяги и Иво Линна сделали проект "Пусть остаётся всё, что хорошо". Три тенора возрождали знаменитые хиты с новым звучанием. В своих интервью Йоала говорил, что ему надоела работа на эстраде и все, что было вокруг нее. Надоело много ездить, эстрада - дело молодых. Для работы и для удовольствия дома он создал дом. муз. студию.

Как педагог Таллиннского музучилища им. Г.Отца он обучил несколько молодых певиц. В настоящее время он занимает пост президента фирмы «Грамекс» - общественной организации, защищающей авторские права эстонских музыкантов, занимается продюсированием молодых певцов. В одной из программ российского ТВ Яак предстал уже человеком саркастическим: дескать, не хочу петь, потому что не желаю исполнять такую ерунду, какую сегодня поют. Он прячется от общественности в лесу, в гости к нему могут ездить лишь несколько близких друзей и его ученики. Людей, с которыми Яак Арнович близко общается, очень мало: это его бывшие ученики и некоторые близкие друзья. Его желание жить уединенно очень глубокое и очень личное, но это совсем не значит, что публику его судьба не интересует.


«Он пел англоязычные песни и много разъезжал по Эстонии. Он был теплым и очень приятным человеком, особенно если умеешь настроиться с ним на одну волну. Когда мы ездили в Финляндию, то вместе искали темный шоколад, который Йоала очень нравился. Я бы не сказала, что слава ударила ему в голову, хотя иногда бывало, что в определенном смысле он чувствовал себя настоящим пупом Земли».» - вспоминала певица Реэт Линна, которая часто подпевала Яаку. Он обладал большим влиянием в Москве. Для него не было проблемой разместить Камерный хор Эстонской филармонии в предназначенной только для иностранцев московской гостинице «Космос».

«Яак мог прийти в студию, спеть прямо с нотного листа и тут же забыть песню. Как-то сидим мы в кафе Дома радио и слышим, как по радио транслируют исполняемую им песню, но по его лицу я вижу, что он не помнит ее. Это был супер-артист. Мог сделать буквально все, о чем его просили. Яак казался довольно замкнутым, к себе близко не подпускал, но был уравновешенным. Я только один раз видел его очень нервозным. Это было в 1993 г. в Любляне, когда Эстония в лице Яники Силламаа впервые участвовала в конкурсе «Евровидение». В фойе гостиницы мы увидели злого и нервного Яака. Он узнал, что часть фонограммы можно было записать заранее, и бывшие юго­славские республики так и сделали. Тогда мы поняли, что эти государства будут давать очки друг другу, а мы наивно думали, что на этом соревновании важна исключительно музыка». - вспоминал много лет проработавший режиссером муз. передач Эстонского ТВ Лео Карпин.

Во время съемок фильма «Двойники» в гостинице Sport певец вдруг объявил, что он на некоторое время уходит. Это был настоящий шок для всей съемочной группы. Через пару часов он вернулся, но не один. С ним была девушка из хора Тыну Кальюсте по имени Майре. Его будущая жена. С первой женой Дорис Яак познакомился на съемках фильма «Дуэт-дуэль», который снимал он сам. Режиссер распорядился, чтобы нашли красивых девушек с длинными волосами. Они пошли в город и нашли. Одной из них и была Дорис. Ее можно увидеть в этом фильме.

Анне Вески до сих пор благодарна Яаку Йоале за то, что тот познакомил ее с русским композитором В.Резниковым, который в 1980-х годах создавал новое направление в поп-музыке: «Он щедро делился с эстонскими певцами хорошими композиторами, особенно в то время, когда их было мало. Мы вместе были в Казахстане. Он был тогда очень большой звездой, а мы с Мяги, по сравнению с ним, просто звезды. Все пожелания Йоалы моментально исполнялись. Помню, он немного капризничал, и все носились вокруг него, чтобы эти капризы исполнить. Но не мое дело рассказывать о том, что там случилось. Да, он иногда вытворял такое. Но его все очень любили и всюду очень ждали. Его звезда на эстрадном небосводе до сих пор держится крепко! Когда на финско-эстонском концерте «Sävelsilta» Йоала сел за рояль и начал петь: «Мой дом не окружают эти дикие горы...», - все женщины в зале, в том числе и я сама заплакали. ».


В последнее время певец много общался с директором Таллиннского певческого поля Рихо Рыымусом, который характеризует сегодняшнего Йоалу как человека с очень своеобразным мировоззрением.: «Мир его мыслей интеллигентен и огромен. Он безумно много читает, да и Интернет у него работает постоянно. Он в курсе новинок мировой, российской и эстонской современной музыки, хотя и не хочет говорить об этом открыто. Литература, которую он читает, связана с тем, что происходит на планете - от экологических проблем до вселенского равновесия. Вплоть до апокалиптической литературы. Мы с ним много говорили о разных теориях конца света. Он верит, что человек должен жить на природе так, чтобы есть и потреблять лишь то, что можно найти в радиусе 10-100 км. Аяк Арнович знаком с популярными теориями заговора, которые касаются отношений между странами, с полит. проблемами, теориями зарождения вселенной, теорией большого взрыва. Его интересует всевозможная изотерика, пространство различных измерений. А не знаю чем объяснить такие интересы Йоала. Может, они достались ему от отца, покойного народного врачевателя, а может, идут из прежней его жизни, когда ему приходилось давать до 7-ми концертов в день. Яак понимает, что даже самый супербольшой концерт на стадионе, по сравнению с глобальными проблемами человечества, - ерунда. Он человек чрезвычайно откровенный и добрый».
http://rus.postimees.ee/279441....-glushi

НЕ СТАЛО ЯАКА ЙОАЛЫ


25 сентября в Эстонии в возрасте 64 лет скончался Яак Йоала.  Несмотря на обширный эстонский репертуар, на родине его осуждали за исполнение песен на русском языке. «Это считалось предательством, ведь я 10 лет был идолом в Эстонии, и вдруг стал петь по-русски. Считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось». -
вспоминал певец в одном из интервью.

В 1988 г., будучи ещё весьма востребованным певцом, настоящей звездой советской эстрады, Яак Арнович ушёл со сцены, на долгие годы вовсе пропав из поля зрения поклонников. Однако заниматься музыкой певец не перестал: сначала преподавал в Таллинском училище, которое так и не закончил много лет назад, после чего занялся бизнесом - выпуском пластинок, поддержкой и продюсированием молодых эстонских исполнителей, организацией концертов. Единственный раз после окончания карьеры Йоала выходил на сцену в 2007 г. во время совместного тура по Эстонии с Тынисом Мяги -  исполняли в основном старые и любимые песни. Говорить о прошлом, о своём успехе, о старых хитах и дуэтах певец в последние годы не любил. даже в редких интервью он говорил о том, что ушёл со сцены потому, что устал: «Я ушёл вовремя. Мне надоела вся эта работа и всё, что было вокруг неё. Надоело много ездить, а я очень ленивый человек. До сих пор помню, что нужно было вставать в 5 часов утра, чтобы успеть на первый рейс Таллинн - Москва».
И добавлял, что своих старых песен уже почти не помнит, не поёт их даже дома, а за современной российской эстрадой не следит: «Мне нравится классика, и это просто случайность, что я попал в лёгкий жанр».
Яака Йоалу.похоронят на Лесном кладбище Таллина
http://www.aif.ru/culture/person/1347476











Прикрепления: 3171681.jpg (7.1 Kb) · 4057072.jpg (5.2 Kb) · 1463075.jpg (6.0 Kb) · 2061637.jpg (5.4 Kb) · 1828198.jpg (13.0 Kb) · 5498473.jpg (10.3 Kb) · 0580653.jpg (21.1 Kb) · 1471264.jpg (29.0 Kb) · 7400697.jpg (19.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 25 Авг 2024, 19:12 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
К 74-летию со дня рождения
 ТРУДНЫЙ ПУТЬ ЯАКА ЙОЛЫ


Он пел о любви и счастье. Необычный акцент, красивый голом и привлекательная внешность быстро сделали Яака Йоалу звездой. Советские зрители и не догадывались, что совсем скоро талантливый исполнитель исчезнет из поля зрения. Такое исчезновение не могло не породить волну слухов: потерял голос, спился, уехал в США. Но самым популярным было утверждение, что Яак перестал выступать из-за нежелания «петь для оккупантов». На фоне развала СССР, в котором прибалтийские республики играли первую скрипку, это казалось весьма правдоподобным. Вот только на самом деле его уход со сцены к политике не имел отношения. В своих нечастых интервью Яак Арнович подчеркивал: «Политику не люблю».
Он был очень непростым человеком, действовавшим без оглядки на то, что об этом скажут другие, и пока коллеги держались за звездный статус, Йоала расстался с ним легко, просто потому, что... надоело.

В Таллинском муз. училище он попал в число диссидентов и дело было вовсе не в полит. взглядах. Просто преподаватели приходили в ужас от увлечения ученика Йоалы рок-н-ролом и в итоге поставили ультиматум - либо он завязывает с рок-музыкой, либо с обучением в училище. Яак выбрал рок и вскоре после этого выбора уже исполнял строевые песни в рядах Советской Армии. Служил он армейском ансамбле, и там к его увлечениям относились куда терпимее, чем в училище. А еще певец впоследствии вспоминал, что служба в армии помогла ему со освоением русского языка. По-русски он действительно говорил блестяще, практически без акцента, чем выделялся на фоне др. исполнителей из Прибалтики. К моменту демобилизации Яак уже знал, что его жизнь профессионально будет связан с музыкой. лужил он армейском ансамбле, и там к его увлечениям относились куда терпимее, чем в училище. А еще Яак Арнович впоследствии вспоминал, что служба в армии помогла ему со освоением русского языка. По-русски он действительно говорил блестяще, практически без акцента, чем выделялся на фоне других исполнителей из Прибалтики. К моменту демобилизации Яак Йоала уже знал, что его жизнь профессионально будет связан с музыкой.  В Советском Союзе шел постоянный поиск талантов из союзных республик, которых можно было бы вывести на всесоюзный уровень. Стали приглядываться и к Йоале, но первая попытка в Москве закончилась неудачей.


«Мальчик поет как ангел, чисто онегинский типаж, но это именно то, с чем мы боремся».- сказала женщина-редактор, но, как известно, настоящий талант всегда найдёт способ пробиться. Молодому певцу предложили приехать в Лондон - один из продюсеров готов был ему покровительствовать. Это означало бы мировую известность, но эмигрировать из СССР Йоала был не готов, поэтому отказался. По-иному взглянули на Йоалу в 1975 г., когда он победил на международном конкурсе песни в Сопоте, являвшемся своеобразной социал. версией «Евровидения». После этого перед певцом зажгли «зеленый свет». Хотя порой случались проблемы, в которых он вообще не был виноват. Яак спел несколько песен для муз. фильма «31 июня», который стал невероятно популярным. Но надо же такому случиться, что именно актер, за которого пел эстонец, сбежал в США. В итоге фильм решили отправить «на полку» вместе с песнями ни в чем не повинного Йоалы.

В другой раз певец на год остался без концертов по вине соотечественников. Минкультуры Эстонской ССР дисквалифицировало его за то, что он дает мало концертов в республике. Дело в том, что в ту пору среди чиновников республики хватало людей «с двойным дном», которых раздражало что эстонский певец поет по-русски и с успехом гастролирует по всем республикам СССР.
«Сами себя лишили денег. Выходило так, что со стороны Москвы мне всячески помогали, давали всё, что мне было нужно, а от Эстонии только вставляли палки в колёса. Ну и я тогда уже из чистого упрямства начал демонстративно плевать на всё происходящее в Эстонии», - пожимал плечами Йоала. На его популярности эта пауза никак не сказалась. 


Он говорил о себе, что входил в топ-10 по популярности среди советских исполнителей. Пожалуй, Яак Арнович даже скромничал. В середине 1980-х без него не обходился ни один праздничный концерт, ни один новогодний «Огонек». В 1982 г. певец снялся в фильме «Двойники», где сыграл две роли - спортсмена-автогонщика и известного музыканта. По сути, Йоала играл самого себя, совместив два главных увлечения собственной жизни

Советской альтернативой MTV была «Утренняя почта» - получасовая воскресная программа с ведущим Ю.Николаевым. Попадание в нее автоматически обеспечивало исполнителям популярность. Так вот Йоала по частоте попадания в выпуски «Утренней почты» мог потягаться с самой Пугачевой. Его появление воспринимали с восторгом, практически как «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», даже называли «советским Джо Дассеном» - было в его внешности, манерах и поведении на сцене что-то от франц. певца. При этом он был человеком весьма придирчивым - репертуар подбирал тщательно, отказываясь от предложений многих звездных авторов. Лучшими в своем творчестве он считал песни Д.Тухманова. Сам он говорил, что его единственный полноценный альбом, не считая сборников, состоял как раз из песен Тухманова.

Новый 1986 г. советские граждане встретили с песней «Лаванда» - ее премьера состоялась в новогоднем «Голубом огоньке». Дуэт Я.Йоалы и С.Ротару получился фантастическим, и «Лаванда» стала хитом на все времена. Вот только Яак Арнович, мягко говоря, остался не в восторге: «„Лаванду“ я спел в первый и последний раз в жизни, когда мы ее записывали с С.Ротару для „Голубого огонька“. Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это неважно, что песня имела сумасшедшую популярность».

Эта вот требовательность в конечном итоге стала причиной, по которой Йоала ушел со сцены. Посчитав, что все, что ему предлагают, либо не выдерживает критики, либо является повторением пройденного, он отказался от выступлений. Уступил дорогу молодым в 38 лет. Он сосредоточился на преподавательской и продюсерской деятельности. Но и тут возникли проблемы - ученикам, по сути, было негде работать. Если раньше эстонские певцы могли получить аудиторию в 200 млн. чел., теперь они вынуждены были вариться в собственном котле. К тому же были серьезные проблемы с финансированием, причем не только у молодых исполнителей, но и у статусных коллективов. Когда знаменитый эстонский Эстрадный оркестр оказался на грани развала, Йоала ради его спасения организовал совместный проект с Иво Линной и Тынисом Мяги, в рамках которого три звезды исполняли свои старые хиты. Их тур по республике собирал полные залы и показал, что Йоала в отличной форме. Но возвращения, на которое надеялись поклонники, так и не состоялось. Даже когда в начале 2000-х на волне ностальгии по 1980-м многие звезды прежних лет с успехом гастролировали по России, в их числе не было Йоалы. Хотя нет сомнений, он собирал бы аншлаги. На все подобные предложения певец лаконично отвечал: «Неинтересно».

О своих проблемах он говорить не любил, и про то, что у него серьезные проблемы со здоровьем, мало кто знал. Первый инфаркт в 2005 г., в 2006 г. второй и инсульт. И без того ведший не самую публичную жизнь Йоала окончательно превратился в затворника, не желая, чтобы его видели постаревшим и больным, показываться на людях. Хотел, чтобы поклонники запомнили его молодым, элегантным, полным сил и энергии. Рядом была любимая и любящая жена, которая неустанно его выхаживала. В 2011 г. Яак Йоала попал в больницу с третьим инфарктом. Очень долго лечился...  Ему было 64 ода.Похоронили его 1 октября, в Международный День музыки.
Андрей Сидорчик
10.12. 2020. АИФ

https://aif.ru/culture....a_yoaly
https://www.novochag.ru/stars....lavanda







Прикрепления: 3078186.jpg (6.6 Kb) · 2027947.jpg (25.1 Kb) · 9281313.jpg (22.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: