Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 25 Мар 2015, 21:41 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7151
Статус: Offline
| ПЕТР ИВАНОВИЧ СЛОВЦОВ (12.07. 1886 - 24.02. 1934)
Замечательный российский певец родился в селе Устьянском Канского уезда Енисейской губернии в семье церковного дьякона. В раннем детстве потерял отца. Когда Пете было 5 лет мать переехала в Красноярск, где прошли его детские и юношеские годы. По семейной традиции мальчика отдали учиться в духовное училище, а затем в духовную семинарию (ныне здание гарнизонного военного госпиталя), где его учителем музыки был П.И. Иванов-Радкевич (впоследствии профессор Московской консерватории). Ещё в детском возрасте серебристый, звонкий дискант мальчика привлекал внимание всех окружающих своей красотой, широким диапазоном. В училище и семинарии на пение обращалось особое внимание, и Петр много пел в хоре. Его голос заметно выделялся среди голосов семинаристов, и ему стали поручать сольные выступления. Все слушавшие его утверждали, что молодого певца ожидает блестящая артистическая карьера и при условии правильной постановки голоса он в будущем может занять место ведущего лирического тенора на любой большой оперной сцене.
В 1909 г. Петр оканчивает духовную семинарию и, отказываясь от семейной карьеры священнослужителя, поступает на юр. фак. Варшавского университета, но уже через полгода влечение к музыке приводит его в Московскую консерваторию, и он поступает в класс профессора И.Я. Горди. По окончании консерватории в 1912 г. он стал солистом Киевского оперного театра. Чудесный голос - лирический тенор, мягкий и благородный по тембру, высокая культура, большая искренность и выразительность исполнения, быстро принесли молодому певцу любовь слушателей.
Уже в начале своей артистической деятельности Словцов выступал с обширным оперным и камерным репертуаром, записывался на пластинки ряда фирм. В те годы на русской оперной сцене пели многие первоклассные тенора: Собинов, Смирнов, Давыдов, Лабинский. Молодой певец сразу же вошел в эту замечательную плеяду артистов как равный. Многие слушатели того времени сходились на одном мнении, что у Словцова исключительно редкий по своим качествам голос, трудно поддающийся описанию. Лирический тенор, ласкающего тембра, нетронутый, свежий, исключительный по силе и с бархатным звуком, он порабощал и покорял слушателей, забывающих обо всем и целиком находящихся во власти этого голоса. Широта диапазона и изумительное дыхание позволяли певцу отдать весь звук театральному залу, ничего не скрадывая, ничего не утаивая неправильной постановкой дыхания. По признанию многих рецензентов голос Словцова родственен Собиновскому, но несколько шире и еще теплее. С одинаковой легкостью певцом исполнялись и ария Ленского, и ария Алеши Поповича из оперы Гречанинова "Добрыня Никитич", которую мог исполнять только первоклассный драм. тенор.
Современники Петра Ивановича часто спорили о том, в каком из жанров он более хорош: в камерном или оперном и часто не могли прийти к единому мнению, поскольку в любом из них он являлся большим мастером. Но этому любимцу сцены в жизни присущи были необыкновенная скромность, доброта, отсутствие всякого высокомерия. В 1915 г. певец был приглашен в труппу Петроградского Народного дома. Здесь он неоднократно выступал с Шаляпиным в операх "Князь Игорь", "Русалка", "Фауст", Моцарт и Сальери", "Севильский цирюльник". Великий артист тепло отзывался о таланте Словцова. Он подарил ему на память свою фотографию с надписью: "На добрую память с сердечными пожеланиями успехов в мире искусства". П.И.Словцову от Ф.Шаляпина, Декабрь 31, 1915 Питер.
Через 3 года после окончания консерватории в жизни артиста произошли большие изменения, в 1915 г. он женился. Его жена, урожденная М.Н. Анофриева, а впоследствии Риоли-Словцова также в 1911 г. окончила Московскую консерваторию по классу вокала. Вместе с ней по классу профессора У.А. Мазетти завершила курс Н.Обухова, с которой в течение многих лет их связывала крепкая дружба, начавшаяся в консерватории. 'Когда будешь знаменитой, не отказывайся от старых друзей'. - писала Обухова на своей фотографии, подаренной Маргарите Николаевне,
В 1915 г. М.Н. Анофриева вышла замуж за П.И.Словцова, и отныне их путь на оперной сцене и в концертных выступлениях проходит в тесном содружестве. Маргарита Николаевна окончила консерваторию не только как певица, но и пианистка. И вполне понятно, что у Петра Ивановича, выступавшего в камерных концертах, любимейшим аккомпаниатором была его жена, отлично знающая весь его богатый репертуар и великолепно владеющая аккомпаниаторским искусством. С 1915 по 1918 гг. певец работает в Петрограде в Большом театре при Народном доме. Решив немного подкормиться в Сибири, после голодной петроградской зимы, Словцовы едут на лето в Красноярск к матери певца. Начавшийся колчаковский мятеж не позволяет им вернуться обратно. Сезон 1918-1919 гг. певческая чета проработала в опере Томск - Екатеринбург, а сезон 1919 -1920 гг. в Иркутской опере. 5 апреля 1920 г. в Красноярске была открыта Народная консерватория (ныне Красноярское училище искусств). Самое деятельное участие в её организации приняли П.И.Словцовы, создав образцовый, прославившийся по всей Сибири вокальный класс.
Несмотря на большие трудности в годы экономической разрухи - наследия гражданской войны, - работа консерватории шла интенсивно и успешно. Её деятельность была наиболее масштабной в сравнении с работой других муз. учреждений Сибири. Трудностей было много: не хватало муз. инструментов, помещений для занятий и концертов, преподавателям месяцами недоплачивалась зарплата, летние отпуска вообще не оплачивались. С 1923 г. стараниями Словцовых в Красноярске возобновились оперные спектакли. В отличие от ранее работавших здесь оперных коллективов, которые создавались за счет приезжих артистов, этот коллектив состоял целиком из красноярских певцов и музыкантов. И в этом большая заслуга Словцовых, которые сумели объединить всех любителей оперной музыки Красноярска. Они старались, чтобы красноярцы услышали как можно больше хороших певцов, приглашая в свои спектакли оперных гастролеров. Среди них были такие известные в свое время оперные исполнители, как Л.Балановская, В.Касторский, Г.Пирогов, А.Коломейцева, Н.Сурминский. В 1923 - 1924 гг. осуществлялись постановка таких опер как: "Русалка", "Травиата", "Фауст", "Дубровский", "Евгений Онегин".
У Петра Ивановича были особенно любимые им произведения, исполняемые с большим искусством и вдохновением: романс Надира из оперы 'Искатели жемчуга' Бизе, песенка герцога из оперы 'Риголетто' Верди, каватина царя Берендея из оперы 'Снегурочка' Римского-Корсакова, ариозо Вертера из одноименной оперы Массне, 'Колыбельная' Моцарта. В конце 1924 г., по инициативе профсоюза работников искусств, на базе оперного коллектива, организованного П.И.Словцовым, была создана увеличенная оперная труппа, получившая название 'Трудовой оперный коллектив'. Тогда же был заключен договор с горсоветом на использование для оперных спектаклей здание театра им. А.С.Пушкина и выделена дотация в 3 тыс. руб., несмотря на тяжелое экономическое положение в стране. В оперном коллективе принимало участие свыше 100 чел. Членами правления и худруками его стали А.Л. Марксон, дирижировавший спектаклями, и С.Ф. Абаянцев, руководивший хором. Из Ленинграда пригласили ведущих солистов: М.Петипа В.Полферова, знаменитую оперную певицу Л.Андрееву-Дельмас. Эта артистка обладала удивительным сочетанием великолепного голоса и ярких сценических данных. Одна из ее лучших работ - партия Кармен, в свое время вдохновила А.Блока на создание цикла стихотворений Кармен. Старожилы, видевшие в Красноярске этот спектакль, долго ещё вспоминали, какое незабываемое впечатление произвели на слушателей талант и мастерство артистки.
Красноярцы знали Петра Ивановича не только как артиста. Полюбивший с детства простой крестьянский труд, он в течение всей своей жизни в Красноярске, все свободное время отдавал хозяйству. Имея лошадь, сам ухаживал за ней. И горожане часто видели, как в легком экипаже Словцовы проезжали по городу, направляясь отдохнуть в его окрестности. Невысокого роста, полноватый, с открытым русским лицом, певец привлекал к себе людей сердечностью и простотой обращения. Петр Иванович любил красноярскую природу, бывал в тайге и на знаменитых 'Столбах'. Этот чудесный уголок Сибири привлекал многих, и кто бы ни приезжал в Красноярск, всегда старался побывать там.
Очевидцы рассказывают об одном случае, когда Словцову пришлось петь далеко не в концертной обстановке. Собралась группа приезжих артистов, и они попросили Петра Ивановича показать им "Столбы". Весть о том, что на "Столбах" находится Словцов, тотчас стала известна столбистам, и они уговорили артистов встречать восход солнца на "Первом столбе". Группу во главе с Петром Ивановичем повели опытные скалолазы - братья Виталий и Евгений Абалаковы, Г.Турова и В.Чередова, которые страховали буквально каждый шаг новичков-столбистов. На вершине поклонники знаменитого певца попросили его спеть, а вся группа хором ему подпевала.
В 1924 г. состоялись гастрольные концерты супругов Словцовых в Харбине. Одна из многочисленных рецензий отмечала: "Русский муз. гений обретает на наших глазах все более совершенных исполнителей. Божественный голос, серебряный тенор, которому, по общему мнению, нет сейчас равных в России. Лабинский, Смирнов и другие в настоящее время, по сравнению с ослепительным богатством звука у Словцова, - всего только драгоценные пластинки для граммофонов "невозвратного прошлого". А Словцов - это сегодняшний день: солнечный, рассыпающийся алмазами муз. сверкания, о котором Харбин не смел мечтать. С первой же арии вчерашний успех выступлений П.И. Словцова перешел в овацию. Овации горячие, бурные, несмолкаемые превратили концерт в сплошной триумф. Сказать так - значит лишь в слабой степени определить чудесное впечатление от вчерашнего концерта. Словцов пел и несравненно, и восхитительно, пел божественно. Он - певец исключительный и единственный..."
В 1928 г. Петр иванович был приглашен профессором пения в Московский центральный комбинат театрального искусства (впоследствии ГИТИС, а ныне РАТИ). Наряду с педагогической деятельностью, он пел в Большом театре СССР. Столичная пресса определяла его как "крупную величину, законченного вокалиста, пользующегося большой репутацией". Газета "Известия" 30 ноября 1928 . после одного из его концертов писала: "С певческим искусством Словцова нужно ознакомить широкие слушательские массы".
Выступая с большим успехом в Москве и Ленинграде, он пел в "Травиате" - с Неждановой, в "Русалке" - о Павловской и Рейзеном. Газеты тех лет писали: "Травиата" ожила и омолодилась, лишь только к ней прикоснулись замечательные мастера, выступавшие в главных ролях: Нежданова и Словцов, Много - ли у нас лирических теноров, которые обладали бы такой прекрасной школой и таким высоким мастерством?".
Зимой 1934 г. Словцов совершил поездку с концертами по Кузбассу, в последних концертах он выступал уже больным. Торопился в Красноярск, и здесь окончательно слег. Певец умер в расцвете таланта и сил, ему было всего 48 лет. Весь город провожал своего любимого артиста и земляка в последний путь.
На Покровском кладбище (справа от церкви) стоит беломраморный памятник. На нем высечены слова из оперы "Вертер" Массне: "О не буди меня, дыхание весны". Здесь покоится один из знаменитых русских певцов, с любовью называвшийся современниками сибирским соловьем. В некрологе группа советских муз. деятелей во главе с народным артистом республики Ипполитовым-Ивановым, Собиновым и мн. др. отмечала, что смерть Словцова "глубокой болью отзовется в сердцах широких слушательских масс Советского Союза, муз. общественность долго будет помнить прекрасного певца и большого артиста. И кому же в первую очередь как не Красноярску сохранить о Словцове долгую память?" http://www.belcanto.ru/slovtsov.html
Колыбельная Что ты рано, травушка Кукушечка Не говорите мне... он умер
|
|
| |