Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 25 Ноя 2015, 19:42 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА БАРСОВА (13.06. 1892 - 13.12 1967)
Имя этой певицы всегда будет ярко сиять в созвездии самых знаменитых русских исполнителей. Ее вдохновенное творчество и муз. наследие представляют собой уникальное сокровище среди богатств отечественного искусства. Ее голос, дошедший до нас в звукозаписи 1930-1940-х годов, до сих пор очаровывает неповторимой красотой и бархатным тембром, нежностью и упругой силой звука. Она была превосходной артисткой, ее пение поражает фантастической виртуозностью и необходимой легкостью. Труднейшие пассажи и трели, самые высокие ноты она исполняла безо всякого видимого напряжения, естественно и свободно.
Родилась Валерия Владимировна в Астрахани в семье типографского служащего. С детских лет музыка была ее единственной и огромной любовью. В 1909 г. покинула родной город ради учебы в Московской консерватории. В студенческие годы уже пела на профессиональной сцене во многих московских театрах, была усердной ученицей К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 1919 г. стала солисткой оперной студии при МХАТе, вместе с Шаляпиным пела в опере «Севильский цирюльник» в саду Эрмитаж. В 1920-1948 гг. солистка Большого театра в Москве. Её исполнения отличались искренностью переживаний и артистизмом.
Первой серьезной ролью на оперной сцене была Джильда из «Риголетто» Верди, подготовленная для дебютного спектакля в частном оперном театре С.И. Зимина. Затем были другие роли и другие театры: Констанца из оперы «Похищение из гарема» Моцарта, Недда из оперы «Паяцы» Леонкавалло и, конечно, Розина из «Севильского цирюльника» Россини. С 1920 г. Барсова – солистка Большого театра в Москве. На главной сцене страны она создала замечательные женские образы Джульетты, Чио-Чио-сан, Снегурочки, Царевны-Лебедь, Виолетты, Манон. Настоящим шедевром мировой оперной классики, явился образ Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Певица многократно гастролировала по стране и за рубежом, была в 12-ти странах мира. Её концертный репертуар огромен – он охватывал 600 различных произведений. Значительную роль в её творчестве играла русская классика. Один из любимых женских образов Барсовой – нежная и трагическая Марфа из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Блестящими были главные партии в операх Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка». Большой успех певице принесла роль Джульетты в опере «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно.
В 1925-1926 гг. она пела Джульетту с Л.Собиновым. Их голоса сливались на редкость красиво и гармонично. С Леонидом Витальевичем было легко и петь и играть, они оба были превосходными актерами. Позже её постоянным партнером в опере «Ромео и Джульетта» стал С.Лемешев. В своей книге «Путь к искусству» он вспоминал: «На премьере 22 июня 1941 г. я пришел в восхищение, увидев перед собой Барсову-Джульетту, так она была изящна, молода, полна вдохновения. Я знал, что за всем этим – строгий режим, самоограничение, физическая культура и работа, работа, работа».
Валерия Владимировна очень любила петь народные песни. С детских лет ей запомнились и полюбились протяжные волжские бурлацкие песни, которые она часто пела дома с сестрами. С удовольствием она включала народные песни в свой репертуар. 16 апреля 1947 г. певица попрощалась с Большим театром и приехала в Сочи. Здесь, на ул. Черноморской, она построила дачу с намерением открыть оперно-вокальную студию. Её частыми гостями были друзья, коллеги и ученики – Уланова, Козловский, Утесов, Кабалевский, Биешу, Долуханова. В.В. Барсова скончалась на 76 году жизни Похоронена на Центральном Успенском кладбище в Сочи. http://www.aveclassics.net/news/2013-06-16-2768
Не будите меня молоду Пусти меня, дедушка Уж ты, сад Над полями да над чистыми
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 29 Июн 2024, 22:44 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| К 132-летию со дня рождения ПРИМАДОННА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ
Сохранились редкие кадры кинохроники, замелькавшие в телепередачах о сталинской эпохе: энергичная, небольшого роста женщина в строгом платье, с короткой стрижкой и живыми темными глазами метко стреляет в цель из боевого оружия. «Ворошиловский стрелок» Большого театра – лучезарное сопрано В.В. Барсова. Завидная пловчиха и ныряльщица: по рассказам очевидцев, однажды со дна морского, с немалой глубины, достала безнадежно потерянное золотое кольцо. Так что неслыханная певица была и отменной спортсменкой. И то и другое – дар природы, но еще и волевой, упорный характер, который вылепила она сама, во многом преодолевая себя.
«Волжская Венеция» – судоходная Астрахань с древним кремлем, увенчанным Успенским собором при Петре I, любившим повторять, что такого храма нет во всем государстве, родина В.Тредиаковского и Б.Кустодиева, – дала миру и отечеству и выдающихся певиц – В.Барсову, М.Максакову, Т.Милашкину. Для города с давними богатыми худ. традициями – консерваторией, знаменитой в свое время оперной труппой, Кустодиевской картинной галереей, музеями и памятниками культуры – это неудивительно.
«Знойные улицы моего родного города, широкие разливы Волги, звенящей замечательными песнями, родившимися на ее берегах, – таковы мои первые детские впечатления. Музыка рано завладела моей душой». – вспоминала впоследствии Барсова в своей автобиографии. С детских лет ей запомнились и полюбились протяжные волжские бурлацкие песни, которые она часто пела дома с сестрами. Царевна-Лебедь. «Сказка о царе Салтане»
Валерия Барсова – сценический псевдоним, настоящие имя и фамилия знаменитой певицы Калерия Владимирова. «Отца не помню. Мне едва исполнился год, когда он умер. Вся наша семья перешла на иждивение моей старшей сестры. Я училась в гимназии, в муз. училище, выступала в любительских спектаклях и концертах…» – рассказывала Валерия Владимировна. В Астраханском муз. училище она занималась по классу фортепиано. Маленькие руки, целиком не охватывающие октаву, миниатюрная фигурка с не достающими до педалей ногами – все эти «издержки роста» она сумела преодолеть благодаря незаурядной, целеустремленной натуре, жаждущей во всем совершенства и самозабвенной любви к музыке. В детстве Валерия мечтала преподавать русскую словесность, много читала, но в 17 лет выпускница муз. училища и гимназии с аттестатом «домашней учительницы» выбрала путь музыканта и, покинув родной город, поступила в Московскую консерваторию.
В 1917-м она окончила ее как пианистка, а вокалу первоначально обучалась у сестры – певицы, в 1911–1916 гг. солистки Мариинского театра, а позже известного педагога, профессора Московской консерватории Марии Владимировны Владимировой (1879–1965), всерьез не думая о профессиональной сцене. Затем училась на вокальном отделении Московской консерватории в классе знаменитого Умберто Мазетти, наставника А.В. Неждановой и Н.А. Обуховой. В студенческие годы, оставшись без средств к существованию, при содействии директора консерватории, композитора М.М. Ипполитова-Иванова, Валерия Владимирова работала в школе учителем хорового пения.
В 1915 г. фамилия Барсова впервые появилась на афише Театра-кабаре «Летучая мышь» (под руководством актера Московского художественного театра Н.Ф. Балиева), где она выступала в небольших гротесковых, сатирических ролях в юмористических миниатюрах, оперетте Ж. Оффенбаха «Свадьба при фонарях». Здесь в революционном 1917-м ее заметил С.И. Зимин, пригласив в свою труппу и предложив для дебюта Джильду в «Риголетто» Дж. Верди, что и определило судьбу Барсовой как оперной певицы. В 1917–1919 г. – она артистка театра-студии ХПСРО (Художественно-просветительского союза рабочих организаций) под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского, где исполнила партии Констанцы в «Похищении из сераля» В.А. Моцарта, Олимпии, Джульетты и Антонии в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха, Недды в «Паяцах» Р. Леонкавалло. Летом 1919-го Барсова заменила на сцене московского театра «Эрмитаж» внезапно заболевшую А.Нежданову в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини с Ф.Шаляпиным в роли Дона Базилио.
«На роль Розины всегда бери эту маленькую», – заметил тогда антрепренеру довольный спектаклем и новой партнершей Шаляпин. А еще через год, в переломное для русской культуры время, певица впервые переступила порог Большого театра, куда была приглашена с группой молодых артистов из театра-студии ХПСРО; начала сотрудничать и с открытым тогда Государственным театром для детей. Большой театр станет ее родным домом почти на целые 30 лет (солистка в 1920–1948 годы). Однако начало работы на знаменитой сцене не обнадеживало: в спектаклях молодую певицу занимали редко и без охоты. Дебютировав в главных партиях – Розины («Севильский цирюльник») и Лакме («Лакме» Л.Делиба), затем стала получать небольшие роли – Мерседес («Кармен» Ж.Бизе), Прилепу («Пиковая дама» П.И.Чайковского), Мюзетту («Богема» Дж. Пуччини). Но в силу своей творческой энергии и преданности любимому делу, Барсова, утверждая себя как певица, добилась того, что стала петь повсюду – на клубных площадках, эстрадах больших городов, в далекой провинции. И в дальнейшем она особенно любила рабочую аудиторию. На сцене училась у Л.Собинова, А.Неждановой. Училась тому, что всегда гармонично сочетали в себе лучшие отечественные певцы. С одной стороны, это беспредельность, широкая распевность, кантилена глубоко прочувствованного звука – особенность, характерная для русской школы пения. С другой – блестящая виртуозность голосоведения, искусство бельканто, унаследованное от итальянцев.
А.В. Нежданова была для Барсовой образцом муз. мастерства. Многие партии, украшавшие репертуар Неждановой, стали со временем худ. достижениями и Валерии Владимировны. Начало работы в Большом театре она совмещала с занятиями в Оперной студии К.С. Станиславского, совершенствуя свою сценическую культуру, затем в Музыкальной студии Вл.И. Немировича-Данченко, «Величайший мастер сцены, гениальный режиссер и актер русского театра учил нас строгой требовательности, сценической правде, уважению к зрителям» – вспоминала Валерия Владимировна о Станиславском. Значительно позже, в 1938 г., когда она начинала готовить партию Антониды в период возобновления после 20-летнего перерыва «Ивана Сусанина» Барсова пришла за помощью к Константину Сергеевичу – что-то не ладилось с ролью, выходило слишком концертно: «Он был тогда болен. Я сидела у его постели и слушала советы. Он снова напомнил мне свое любимое наставление: «Держи глаза вовнутрь». Это значило, что нужно найти в себе те эмоции, те переживания, которые отвечали бы образу».
С конца 1920-х имя Барсовой – одно из самых популярных среди театралов и меломанов. Наиболее близкими были для нее партии русских героинь и прежде всего в операх М.И. Глинки. Настоящим шедевром мировой оперной классики, созданным певицей, стала ее Людмила в опере «Руслан и Людмила». Поэтично, с тонкой музыкальностью, по свидетельству современников, передавала Барсова сложный комплекс переживаний пушкинской героини. «В песне «Ах, ты, доля-долюшка», богатой очарованием русской мелодики, Валерия Владимировна, следуя классической традиции, созданной великой Неждановой, добивалась покоряющей напевности и сценической выразительности. А в финальной сцене оперы огромная жизненная сила все ослепительнее наполняла голос певицы. Здесь Барсова щедро расточала потоки филигранных фиоритур, сверканием своим как бы символизирующих благополучный конец, завершение страданий, победу добра и справедливости». – писал биограф певицы Г. Поляновский о ее Людмиле.
Филигранная техника, виртуозность голосоведения и, вместе с тем, беспредельность, широкая распевность, «сочетание итальянского бельканто с русской задушевностью, теплотой и проникновенностью. Она яркая, порывистая, с непревзойденным голосом» – вот чем, по мнению знаменитого баса М.Д. Михайлова, славилось искусство одной из крупнейших певиц нашей страны. Максим Дормидонтович не раз выступал с Барсовой в «Иване Сусанине». Ее серебристый голос и вдохновенное мастерство драм. актрисы вызывали восхищение зрителей. Она всегда была украшением спектаклей, Очень теплые воспоминания о своей партнерше, которая была для него примером строгой творческой дисциплины и придирчивого самоконтроля, оставил С.Я. Лемешев: «Больше всего спектаклей я спел с Барсовой. Ведь с ней я спел свой дебютный спектакль «Лакме», так и оставшись ее почти бессменным партнером на протяжении всего довоенного десятилетия. Затем мы часто встречались с ней в «Травиате», «Севильском цирюльнике», «Риголетто», «Снегурочке», «Ромео и Джульетте», «Богеме». Валерия Владимировна владела всем, что необходимо первоклассной певице – великолепным по тембру, сильным и звонким голосом полного диапазона, высоким певческим профессионализмом, редкой музыкальностью, ярким сценическим темпераментом. Главное, что определяло ее как художника своего времени, – это редкое чувство правды, своеобразие индивидуального облика. В свои образы она вносила столько собственной энергии, эмоциональной силы, что все они были объединены характерностью и жизнелюбием. Она прекрасно сама понимала, что у нее получается хорошо, а что еще требует работы и никогда не доверялась чужому мнению, если сама была чем-нибудь недовольна. Ее упорство, настойчивость в работе и поражали, и восхищали. Со стороны казалось, у нее все замечательно звучит, дикция отработана совершенно, образ закончен, а смотришь – Валерию Владимировну все еще что-то не удовлетворяет и она снова и снова возвращается к какой-нибудь фразе, на первый взгляд даже проходной. Но прав неписаный закон: для подлинного художника в искусстве нет ничего второстепенного – все важно, все должно быть совершенно…».
Во время войны Барсова много выступала с концертными бригадами на фронте и в тылу. Она искренне любила приносить радость людям, и признание ее было без преувеличения всенародным. В апреле 1947 г. певиа простилась с Большим театром, в последний раз исполнив на его подмостках Марфу в «Царской невесте» Римского-Корсакова – одну из самых любимых своих оперных партий. Она ушла со сцены непобежденной – среди взошедших в ту пору и восходящих новых звезд. Оставив театральную сцену, в 1950–1953 гг. преподавала в Московской консерватории (с 1952 г. – профессор). Много занималась камерным исполнительством. Одной из первых Барсова начала создавать тематические концертные программы: к примеру, ее сольный концерт в Колонном зале однажды прошел под названием «Танец в вокальной музыке». Ее концертный репертуар включал более 600 произведений, среди которых были редко исполняемые и забытые в то время сочинения Аренского, Метнера, Танеева, Направника. Певица обращалась и к творчеству своих современников: Мясковского, Глиэра, Кабалевского, пела русские, украинские, чешские, норвежские, шотландские, греческие нар. песни. Часто гастролировала по стране, выступала в клубах и на заводах, перед шахтерами Донбасса, металлургами Урала, моряками-подводниками Черноморского флота.
Многократно выезжала за рубеж – была в 12-ти странах мира, хотя в то время и в артистической среде это было далеко не частое явление. В 1930-х годах слава советского Большого театра настолько распространилась за рубежом, что солистам стали поступать предложения на гастрольные ангажементы. В Париж приглашали Максакову, в нью-йоркскую Метрополитен-оперу – Барсову. Зарубежная поездка в Турцию в 1934 г. наших лучших артистов и музыкантов – Барсовой, Максаковой, Пирогова, Оборина, Ойстраха – вызвала бурные отклики, отмечались высочайший уровень исполнителей, их высокая муз. культура.
Четверть века (по 1958 г.) Валерия Барсова была бессменным председателем правления ЦДРИ (Центрального Дома работников искусств). После ухода из Большого театра Валерия Владимировна жила в Сочи на своей даче, занималась с молодыми певцами, в том числе из худ. самодеятельности. Ее дом славился своей гостеприимностью. По воспоминаниям журналиста С.И. Моняка, лично знавшего знаменитую певицу, не было актера, композитора, писателя, которые, приехав в город, не навещали бы Барсову. Она завещала свой дом, ныне причисленный к памятникам истории местного значения и охраняемый государством, «использовать для организации муз. школы одаренных детей или какого-нибудь учреждения культуры».
Теперь в ее доме по ул. Черноморской, 8, где в 1972 г. была открыта мемориальная доска, – Дом-музей «Дача В.В.Барсовой». Экспозиция размещена в 2-х залах бывшего дом. театра артистки. Там проходят муз. фестивали, посвященные выдающейся певице, Ее волшебное лирико-колоратурное сопрано, поражающее фантастической виртуозностью и необыкновенной легкостью, можно услышать в записях фрагментов, арий из опер, романсов. Похоронена В.В. Барсова на старом Сочинском кладбище. В сентябре 2007 года на могиле В.В. Барсовой установлен мемориальный памятник.
Т.М. https://www.livelib.ru/book....~12
Весенний вальс Колхозная Ласточка
|
|
| |