Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 23 Апр 2011, 15:55 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ЛИДИЯ РИЧАРДОВНА КЛЕМЕНТ (08.07. 1937 - 16.06. 1964)
Лидия Ричардовна родилась в Ленинграде на ул. Подольской, 26. Отец – Ричард Германович, инженер из Эстонии скончался еще до войны, и маленькая Лида провела всю блокаду в Ленинграде с мамой – Марией Гордеевной Голубевой. В 1944 г. пошла в школу, а вскоре проявилась её артистическая натура: девочка стала посещать муз. школу, где обучалась игре на фортепьяно и пела в хоре.
Когда пришла пора выбирать профессию, Лидия не сомневалась в том, что свяжет свою жизнь с музыкой, однако мама, вышедшая на пенсию, была категорически против. Она искренне желала добра дочери и считала, что обеспечить жизнь способна лишь настоящая профессия. На этом же настаивал и отчим Лидии: он был архитектором, а после войны строительные специальности оказались востребованы, и девушке пришлось уступить: в 1955 г. она поступила в Ленинградский инженерно-строительный Институт.
В середине 50-х жизнь в стране начала меняться. Качественно новое развитие получила самодеятельность, в первую очередь студенческая. В ЛИСИ существовал первоклассный оркестр, руководил которым пианист Наум Тёмкин, и Лидия стала активной участницей этого коллектива. Оркестр регулярно выступал не только на институтских вечерах, но и был частым гостем в ДК Ленинграда, особенно в ДК им. Орджоникидзе на Васильевском острове. В этот же период молодую певицу пригласил в свой ансамбль руководитель оркестра Дома народного творчества В.Фёдоров. Еще, будучи студенткой, Лидия познакомилась с музыкантом Б. Шафрановым, который серьёзно увлекался джазом. Они поженились. Студенчество закончилось. В 196о г. Лидию распределили на работу в Ленпроект, но проработала она там недолго: ушла в декретный отпуск, из которого к инженерной деятельности уже не вернулась. И вообще мысли девушки были далеки от кульманов и ватманов. Она продолжала искать пути творческой реализации, и начала петь в ансамбле ДК им. Ленсовета.
В 1961 г. в семье родилась дочь Наташа, и работу на эстраде Лидия Ричардовна делила с обязанностями молодой мамы. Весной 1962 г. она стала участницей квартета п/у Румянцева, который работал с композитором В.Соловьёвым-Седым, и выехала в свою первую и единственную зарубежную гастрольную поездку – в Венгрию. О молодой певице заговорили. Муз. редактор Ленинградского ТВ – дирижёр и композитор А.Бадхен познакомил ее с композитором А.Петровым, которого она буквально очаровала. Специально для Л.Клемент Петров написал песню «Звёзды в кондукторской сумке».
Имя автора уже тогда было достаточно весомым для того, чтобы обойти препоны худсоветов, и голос Клемент зазвучал по радио, а сама она была ангажирована петь в кафе «Север» на Невском проспекте, где работали музыканты довоенной джазовой школы. Именно туда в июле 1962 г. А.Бадхен привёл режиссёра Л.Цуцульковского, который подбирал участников программы «На огонёк». Третий выпуск этого проекта, ставшего впоследствии «Голубым огоньком», снимался в Ленинграде. В нём Лидия исполнила песню А.Петрова «Здравствуй». Город был покорён молодой талантливой певицей, а ленинградское отделение СК выстроилось в очередь к молодой звезде с предложениями новых песен. Впрочем, звёздности в молодой очаровательной девушке не было никакой. Она покоряла своей скромностью и внутренней культурой.
В сентябре 62-го Л.Клемент стала солисткой оркестра А.Бадхена в Театре Эстрады, где и проработала до конца. Всесоюзную известность принесли ей песни «Карелия», «Дождь на Неве».Она стала частой гостьей тв программ, её песни регулярно звучали по Всесоюзному радио, в нескольких кинофильмах. Казалось, впереди долгая успешная творческая жизнь. Но страшная болезнь уже жила в ней. Травма родинки, которой Лидия не придала значения, обернулась онкологическим заболеванием, не оставляющим шансов молодой, красивой, талантливой женщине. Она продолжала работать до последних дней, и мало кто подозревал о том, чего ей это стоило. Последней ее съемкой на Ленинградском ТВ была песня А.Петрова «Я шагаю по Москве», за 2 недели до того дня, когда ее не стало. Прощание с п проходило в Ленинградском театре Эстрады, где собралось огромное количество ее поклонников.
Похоронена Л.Р. Клемент на Богословском кладбище в Ленинграде. Она не успела увидеть свою первую и единственную большую пластинку, которая вышла практически сразу после ее смерти. Многие из песен своего репертуара певица не успела записать, киноплёнки «Карелия» и «Дождь на Неве» оказались утрачены. Её жизнь на сцене длилась менее 2-х лет, но оставила след в сердцах людей, которым так не хватает искренности и доброты. И сегодня, спустя полвека после ее смерти, песни Л.Клемент трогают души тех, кто родился совсем в другое время. https://proza.ru/2015/10/06/1836
Какие были голоса! Они в душе моей не смолкли. Пластинки бьются, а осколки Летят, как нотки, в небеса….
В Летнем саду Добрый вечер Дождь на Неве На кургане В эту ночь
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 30 Сен 2024, 19:00 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| К 86-летиюсо дня рождения ПОЮЩАЯ ДЕВОЧКА ЛИДА
Когда уходит певица, с нами остается ее голос. Так было и до изобретения средств звукозаписи. Мастерски и душевно поданные песни долго звучали в памяти тех, кто их когда-либо слышал. Л.Клемент могла бы стать голосом целого поколения. Не успела... Она сполна познала тяжести блокады, когда 4-летним ребенком, всегда полуголодная, сжавшись в комочек, целыми днями сидела одна на подоконнике коммуналки, ожидая с работы маму. Отца Лида не помнила, он умер перед началом войны. Мама воспитывала дочку одна, позднее у девочки появился отчим.
Склонность дочери к творчеству, любовь к музыке и пению мама заметила и помогла развить. Лида училась не только в обычной, но и в муз. школе. Осваивала фортепиано, пела в хоре. Всегда мечтала о творческой профессии, непременно связанной с музыкой, без которой не мыслила жизнь. Казалось, судьба благоволила Лидии. Ее замечали, продвигали...
У нее сейчас у нее тысячи верных поклонников, в том числе появившихся на свет значительно позже. Далеко не с каждым эстрадным исполнителем такое случается. «Я билеты до звезд вам продам наяву!» - пела очаровательная девушка с ямочками на щеках, ясным взглядом голубых глаз, выражением лица, начисто лишенным намека на вульгарность. Песня А.Петрова и Л.Куклина «Звезды в кондукторской сумке», специально написанное для нее и исполненное перед телекамерами, стало едва ли не первым советским клипом, а вместе с тем - верным шагом к общенациональной известности.
Гагарин к тому моменту уже побывал в космосе, на больших сценах вовсю красовались молодые модные поэты, в гор. клубах удивлял своими романсами Б.Окуджава, а в журнале «Юность» вышла и наделала много шума повесть В.Аксенова «Звездный билет». Культурная жизнь бурлила, сверкала искрами надежд, завораживала романтикой космических дорог, геологических экспедиций, гигантских новостроек. Из-за «железного занавеса» выглядывала, приманивая юные умы, тень недавно погибшего старика Хэма в грубом свитере. Подмигивала многочисленным обожателям итальянская кинокрасотка Клаудиа Кардинале, восхищавшая потусторонним, импортным обаянием. Каким-то непостижимым образом ленинградка Л.Клемент сумела сконцентрировать на себе симпатии молодежи начала 60-х, покорив при этом сердца и более старших поколений. Кроме редкого сопрано, пусть не поражавшего широтой диапазона, зато глубокого, богатого полутонами, на нее работали утонченный облик и просвечивающая сквозь него душа. С одной стороны, это была девушка из толпы, такая, как все, с другой - совершенно особенная, аристократичная. Чуть слышная пряная тембровая горчинка словно намекала на короткую и трагическую судьбу. Унаследовав необычную фамилию и редкое отчество - Ричардовна - от отца-эстонца, она по настоянию отчима пошла в Ленинградский инженерно-строительный институт, чтобы проектировать жилье для сограждан, ютившихся в коммуналках.
Лида записалась в самодеятельный и тем не менее первоклассный оркестр ЛИСИ Вскоре певицу пригласил к себе руководитель оркестра Дома народного творчества В.Федоров. Тогда же она познакомилась с будущим мужем, джазменом Б.Шафрановым. Проработав несколько месяцев по распределению в Ленпроекте, ушла в декрет, а по выходе начала петь на эстраде. ДК им. Ленсовета, квартет п/у Румянцева, работавший с В.Соловьевым-Седым, зарубежные гастроли в Венгрии - промежуточные вехи на пути к славе. Лидию заметили и оценили мастера самого высокого уровня. Из самодеятельности на профессиональную эстраду приходило тогда немало ярких исполнительниц: Л.Мондрус, М.Кристалинская, Э.Пьеха. Благодаря А.Петрову, очарованному талантом Лидии, ее голос зазвучал по радио, а затем молодая певица впервые появилась на ТВ. Композиторы со всей страны наперебой предлагали ей свои сочинения. Петь и жить Лидии Клемент, увы, оставалось менее 2-х лет... В 1964 г. готовилась к выпуску ее первая большая пластинка с 9-ю лучшими песнями. Но певице не суждено было подержать ее в руках. Она умерла, не дожив до 27 лет. В день смерти Л.Клемент по договоренности А.Колкера с руководством Центрального радио в эфире 12 раз звучала песня «Карелия». Как будто страна прощалась с любимой певицей. В стихотворении ее на смертьпоэт Н.Тарасов выразил чувства немалого числа ее поклонников:
«Этой женщины нет. Ничего ты, как видно, не понял... Возвращенье к рассвету не в правилах этой игры. Этой женщины нет. Есть холодное черное поле, а душа уместилась на кончике тонкой иглы...»
Сквер по ул. Подольской в Санкт-Петербурге, рядом с которым жила Л.Клемент, теперь носит ее имя. В Белоруссии в 2013 г. был снят фильм о ней На премьере картины присутствовала ее дочь, Наталья Шафран,, удивленная и обрадованная тем, что в зале не оказалось ни одного свободного места, хотя со дня смерти ее матери прошло без малого полвека.
https://portal-kultura.ru/svoy....ka-lida https://stories-of-success.ru/iskusstvo/lidii-klement
Карелия Звезда далёкая скатилась Шорох ночных дождей Топ-топ Вечерние огни
|
|
| |