[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ГЕОРГ ОТС
ГЕОРГ ОТС
Валентина_КочероваДата: Вторник, 26 Апр 2011, 22:10 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6076
Статус: Online
ГЕОРГ КАРЛОВИЧ ОТС
(21.03. 1920 - 05.09. 1975)


Родился в Петрограде 21 марта 1920 года. Эстонский певец (баритон), Народный артист СССР (1960). С 1954 г. пел на сцене театра оперы и балета "Эстония". Выступал на эстраде, на радио, в опереттах, снимался в кино. Сколько ни слушаешь Отса - тебя никогда не оставляет ощущение, что он не исполняет, а поведует слушателю свои мысли. Кажется, певец общается не с огромным залом, а только с тобой - к тебе обращены его «слова». И что бы ни пел - героические или эпические, лирические или шуточные арии, песни, романсы - они становятся душевными излияниями, - так умеет артист сопережить то, что пережил их создатель... ...

Но, удивительное дело, сколько бы мы ни говорили о заслугах Г.Отса в области музыкально- сценического искусства, пожалуй, несправедливым было бы назвать этого артиста оперным певцом. Трудно взвесить, где его завоевания выше, на театральных подмостках или на концертной эстраде.Конечно, Георг Отс - солист театра оперы и балета «Эстония» - прочно связан со сценой. Он, можно сказать, потомственный солист, ибо театральная жизнь у него началась еще в младенческом возрасте, когда его малышом приводили в оперу слушать отца, известного тенора Карла Отса, и он всегда переживал все перипетии судьбы оперных героев. А потом, в 10-12 лет, - участие в спектаклях (пел в хоре мальчиков в «Кармен» и «Пиковой даме»), потом, в 1944 году, еще учась в музыкальном училище, - уже взрослая, сознательная жизнь, сначала в качестве артиста хора, и меньше, чем через два года, - солиста. С тех пор пропеты едва ли не все баритональные партии репертуара театра «Эстония». И все же Отса не назовешь оперным певцом: разве его меньше заслуга  - камерного певца, одного из лучших исполнителей и одного из активнейших пропагандистов советских песен. Именно на этом поприще он завоевал самую широкую популярность. Его гастроли по Советскому Союзу, его выступления в лучших концертных залах страны и в маленьких клубах, в селах и городах Эстонии, его выступления по радио, телевизионные передачи с его участием, записи на пластинках, на пленках, наконец, концертные поездки артиста за рубеж, участие его в «Пражской весне», выступления в Швеции, Финляндии, ГДР, - вот когда с искусством Г. Отса познакомились миллионы и миллионы.

И характерно, подобно тому, как в театре интересы певца просто не знают границ (характерный штрих: он даже участвовал в балетном спектакле «Калевипоэг» в эпизодической партии Солнца, как объясняют, для того, чтобы приобрести пластичность и выразительность движений!), так и на концертной эстраде круг его «привязанностей» необычайно широк. Наверно, если бы будущему биографу понадобилось в характеристике творческой индивидуальности этого артиста определить, что ему было ближе, что больше удавалось, он бы не смог это проследить: слишком уж обширен и разнопланов репертуар Г.Отса. За плечами у певца многолетняя концертная деятельность. Многолетняя, так как начало ее относится еще к военным годам, когда он, командир взвода противотанковой артиллерии, переезжал с одного пункта назначения в другой, под баян распевал в солдатской теплушке грустные и шуточные песни своего народа. Тогда и услышал его организатор Эстонского гос.ансамбля Прийт Пильдрос, тогда он и Каарел Ирд и решили, по Существу, карьеру будущего Народного артиста Союза СССР.

Кстати говоря, широта интересов - она, видно, в характере Отса. В детские и юношеские годы его в равной мере привлекал и театр, и спорт, и рисование; и кораблестроение. Будучи уже известным певцом, артист пробовал свои силы в кино, и пробовал небезуспешно: за участие в фильме «Свет в Коорди» он удостоен Государственной премии; миллионы зрителей высоко оценили его игру в фильме- спектакле «Мистер Икс» (по «Принцессе цирка»). Отс снимался также в одной из главных ролей в фильме «Случайная встреча» ... «Поет Отс»,- объявляет радио. И миллионы слушателей приникают к репродукторам, затихают в молчании, наслаждаясь мягким, нежным, льющимся голосом певца.
М.Игнатьева. Журнал "Театр" N1 1964г.

В 1968 году певец был удостоен Госпремии СССР. В 1975 - премии Советской Эстонии. Снимался в фильмах "Свет в Корриди", "Возвращенная музыка", "Случайная встреча", "Мистер Икс", "Когда песня не кончается". Умер Г.Отс в Таллине 5 сентября 1975 года от рака. Похоронен на Лесном кладбище (Metsakalmistu) в Таллине.


http://patefon.knet.ru/stars/ots.htm

ГЕОРГ ОТС: "Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЖИЗНЬ!"


Приобщение рода Отсов к музыкальной культуре началось еще в первой половине XIX столетия. То было время, когда, несмотря на онемечивание со стороны немецких баронов и русификацию со стороны российских властей, невиданными темпами развивалась эстонская национальная культура. Этому способствовала отмена крепостного права в Эстляндской губернии в 1816 году. В 1802 году возобновил работу Дерптский университет. В 1806 году была основана первая эстонская газета, а в 1865 году основаны певческие общества "Ванемуйне" и "Эстония". Через четыре года состоялся первый всеобщий Певческий праздник. Тогда в деревне Реасвере под Йыгева работал учителем прадед Георга - Тыну Отс. Учительствовал он 44 года. Был также и волостным писарем, и отличным земледельцем, и садоводом. А кроме того, играл на скрипке. Было у него три сына. Все трое играли на различных инструментах и были желанными гостями на деревенских праздниках, пирушках и свадьбах. Младший сын Ханс - дед Георга, окончил приходскую школу, владел эстонским, русским и немецким языками, играл на рояле и органе. Из деревни он уехал в Нарву и устроился столяром на Кренгольмскую мануфактуру, а жена Мария - ткачихой.

В 1874 году по инициативе Ханса Отса в Нарве было основано первое в городе эстонское общество "Ильмарине", объединившее любителей театра и музыки. Ханс возглавил хоровой коллектив. Его жена Мария пела в этом хоре. В 1913 году Карла перевели на работу в Петербург. Там он получил музыкальное образование в вечерних классах Петербургской народной консерватории. В Петербурге Карл женился на эстонской учительнице Лидии Вийкхольм. В 1920 году у них родился сын, которого назвали Георгом. Вскоре семья переехала в Таллинн. Отец стал хористом, а вскоре и солистом театра "Эстония". Учился Георг во Французском лицее, увлекался театром, музыкой, пением, баскетболом, фехтованием, плаванием. Он двукратный чемпион Эстонии по плаванию. Работа Георга в театре совмещалась с напряженной учебой. За два года пройден 4-летний курс муз.училища. В 1946 году он поступает в консерваторию и становится солистом театра "Эстония". Ему поручают ведущие партии в операх "Огни мщения" Э.Каппа, "Пюхаярв" и "Берег бурь" Г.Эрнесакса, "Паяцы" Р.Леонковалло, "Кармен" Ж.Бизе, в опереттах "Песня пустыни" С.Ромберга, "Цыганский барон" И.Штрауса, "Уличные певцы" Ж.Оффенбаха. Только в одном 1949 году он выступал в восьми премьерах.

Наибольший успех выпал на его долю в опере П.И. Чайковского "Евгений Онегин", где он исполнял роль Онегина. За исполнение этой роли студенту консерватории Г.Отсу была присуждена Гос.премия СССР. Еще эта работа была зачтена как госэкзамен. Популярность Отса в стране и за рубежом была необыкновенная. В октябре 1962 года театр "Эстония" гастролировал в Ленинграде. Георг исполнял роль Демона в одноименной опере А.Рубинштейна. После представления зрители вызывали артиста на сцену 12 раз. К его  "звездным" ролям следует отнести Жермона в "Травиате", Яго в "Отелло", Дон Жуана в одноименной опере В .А.Моцарта. Артистический диапазон артиста был необычайно широк. Достигнутый высший вокально-сценический уровень нашел воплощение в опереттах "Вольный ветер" И.Дунаевского, "Беспокойное счастье" Ю.Милютина, "Роз-Мари" Р.Фримля, "Веселой вдове" Ф.Легара, "Принцессе цирка" И.Кальмана и др. В течение всей своей жизни Отс не расставался с эстрадой, песней. В 1956 году на конкурсе в Москве Г.Отс и В.Гуреев завоевали первую премию. Их дуэт исполнял песню Г.Подэльского "Мне дорог мой родимый край". В исполнении Г.Отса всенародную популярность имели песни "Родной Таллинн", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Если бы парни всей земли", "Бухенвальдский набат", "Пусть всегда будет солнце!", "С чего начинается Родина". Он вспоминал: "Любовь к песне живет во мне еще с войны. И с годами эта любовь только крепнет".

В репертуар певца входило более 500 песен. Слова песни "Я люблю тебя, жизнь!" в его исполнении звучали в разных странах на 18 языках. Композитор Эдуард Колмановский сочинил ее специально для Отса. Его несравненное исполнение сделало песню всенародно популярной. Отправляясь на гастроли в зарубежье, артист всегда включал в репертуар песни на родном языке слушателей. Кроме родного эстонского он свободно владел финским, русским, немецким, французским и итальянским языками. Исключительное дарование, трудолюбие и чувство меры позволили ему достичь совершенства в песне и опере, оперетте и драме, да еще и в качестве киноартиста. Композитор Д.Кабалевский писал: "Я был потрясен и восхищен тем, насколько совершенен и ярко индивидуален оказался Отс, как безупречно соединились в нем музыкант, вокалист и драматический актер". Снимался Георг и в кино. Это "Свет в Коорди", "Мистер Икс", "Между тремя поветриями" и др.

На протяжении всего своего творческого пути Г.Отс был и оставался любимцем публики. Густав Эрнесакс писал: "Жизненный путь Георга Отса как артиста был в изобилии усыпан розами. Этот путь он проложил себе сам, вымостил с Карл-отсовским упорством и оплатил Георг-от-совскими результатами. Он создал из своей жизни поэму. Человек умный, он знал и чувствовал, что и как нужно делать". До поры, до времени судьба была благосклонна к певцу. Однако уже в 1957 году он перенес сложную операцию почек. Потом подкрался другой уже смертельный недуг. Развивалась слепота. Г.Отс мужественно сопротивлялся, перенес одну операцию, другую. Были временные улучшения. Пришлось оставить сцену, перейти на режиссерскую работу. Болезнь прогрессировала. 5 сентября 1975 года пришла черная весть. Умер Георг Отс. Завершился поединок жизни и смерти. Ему было всего 55 лет. Густав Эрнесакс писал: "Занавес больше не поднимется. Аплодисментов не будет. Г.Отс не выйдет больше кланяться. Теперь в глубоком поклоне перед ним склоняемся мы".


10 сентября 1975 года Таллинн был в трауре. В последний путь провожало артиста бескрайнее людское море. Последний приют певца -Лесное кладбище. Там слышится тихий шепот сосен. На могиле всегда цветы.Эстония бережно хранит память о своем сыне. Утро. Таллинн. По улице Георга Отса идут люди. В Таллиннском музыкальном училище им. Г.Отса начинаются занятия. На остановке трамвая - девушка. В руках у нее книга "Георг Отс". На цветочной выставке блистает пышным нарядом георгин "Георг Отс". От причала уходит в море белоснежный лайнер "Георг Отс". Пассажиры слушают проникновенный голос ушедшего от нас артиста: "Я люблю тебя, жизнь!"
http://tkvgnatapek.blogspot.com/2010/02/xix.html

Человек без маски. Георг Отс


Ария Мистера Икса


Миновала моя весна


Вечерняя песня


За фабричной заставой


Подмосковные вечера


Хотят ли русские войны?


В день рождения


Королева


Севастопольский вальс


Я люблю тебя, жизнь
Прикрепления: 3819642.jpg(9.0 Kb) · 8384196.jpg(8.7 Kb) · 1585479.jpg(17.6 Kb)
 

NKДата: Воскресенье, 29 Ноя 2015, 19:53 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 364
Статус: Offline
Когда певцом Георгом Отсом восхищается человек моего поколения, это - неудивительно, а вот среди молодого поколения, думаю, немногие утвердительно ответят на вопрос, знают ли они вообще Георга Отса? Помню, порадовалась не так давно, когда знакомый молодой человек, один из прежних участников форумов, посвященных творчеству Олега Погудина, написал, что открыл для себя Г.Отса и других певцов того времени.

Проведу некую параллель с прошедшими конкурсами им. Чайковского и им. Шопена. Любопытно, что мнение обычных людей (не музыкантов) об исполнении того или иного участника очень часто расходилось с мнением музыкально образованных людей (не жюри имею в виду). Люди, не имеющие музыкального образования, не игравшие сами те или иные произведения, не держат в голове партитуру исполняемого произведения, у них не выработан стереотип, как должно звучать произведение того или иного композитора (от музыкантов часто можно услышать: "Это - не Бетховен (Моцарт, Бах и т.д)." Соответственно ухо их не замечает несоблюдения каких-то штрихов и темпов, указанных в партитуре или же неких признанных канонов исполнения. Они слушают не умом, а сердцем. От души смеялась, когда на замечание одного из музыкантов (на форуме недавнего конкурса Шопена во время прямой онлайн-трансляции) - что выступавший в тот момент участник слишком медленно играет концерт Шопена - обычная любительница классической музыки ответила: «Да? Надо быстрее? Ой, а мне очень нравится. Ну, пусть он для меня так поиграет, ладно?»
Так и с оценкой голоса. Возможно, профессионалы что-то «накопают», но, посмотришь на комментарии к роликам певца в Ютуб – восхищение, восторг, изумление и т.д., типа: «Волшебство, поселившееся когда-то в Этом Голосе не меркнет! Бесподобно!» - комментарий к видео из фильма-оперы «Демон»:

Второй романс Демона


На мой взгляд, действительно – бесподобно! Ещё мне кажется, что в то время была другая вокальная школа. И у Г.Отса, и у Ю.Гуляева – мягкая, как бы «матовая» манера исполнения. К их тембрам, по-моему, очень подходит определение «бархатный».

Еще очень нравится ария Елецкого из «Пиковой дамы»


И романс Вольфрама из оперы «Тангейзер» (Олег Погудин на концерте исполняет фрагмент с 1,46)



Послушав «Опавшие листья», обратила внимание, что Г.Отс поет часть на французском, а часть на эстонском языке.



Вообще, Г.Отс, Ю.Гуляев и М.Магомаев для своего времени были, по-моему, как бы связующим звеном (или посредниками) между эстрадой и классикой, так как они исполняли на концертах и лирические песни, и арии из оперетт, и оперные арии. Поэтому не исключено, что поклонники этих певцов, как эстрадных исполнителей, услышав в их исполнении на концерте красивую оперную арию или арию из оперетты, заинтересовались потом и этими жанрами.

Я вчера и сегодня вновь с удовольствием погрузилась в слушание записей Г.Отса и Ю.Гуляева. Грустно, конечно, что они оба рано ушли из жизни (в 55 лет). Но, как же хорошо, что сохранилось много записей, которые выпущены на дисках или выложены в Интернет. Люди, не заставшие певцов при их жизни, могут все это услышать, увидеть и полюбить их творчество. При просмотре видео с Г.Отсом в Ютуб обратила внимание, что очень многое из того, что исполнял Г.Отс, исполняет О. Погудин. Даже потянулась за ручкой – сосчитать.


Сообщение отредактировал NK - Воскресенье, 29 Ноя 2015, 20:42
 

Евгения_ПДата: Воскресенье, 29 Ноя 2015, 23:47 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Статус: Offline
Цитата NK ()
Ещё мне кажется, что в то время была другая вокальная школа. И у Г. Отса, и у Ю. Гуляева – мягкая, как бы «матовая» манера исполнения. К их тембрам, по-моему, очень подходит определение «бархатный».

Не знаю, как обстоит дело с вокальной школой, но то, что у Георга Отса тембр голоса бархатный, тёплый, по моему, очень верно. Да, он был кумиром в годы моей юности и для тех, кто его знает, таковым и остался. Я замечаю, в последнее время, что у Олега Евгеньевича голос тоже, временами, звучит "бархатно", ближе к баритону. Хотелось бы услышать в его исполнении романс Демона и арию Елецкого из "Пиковой дамы"...
Надя и Валентина, Вам спасибо за плей-лист и ссылки на записи Г. Отса, с удовольствием послушала любимый голос. Добавлю ещё арию Раджами из "Баядеры"



Вот ещё одна "Баядера" - на русском языке. По моему, звучит мелодичнее и красивее. И, может быть, более качественная запись.



Сообщение отредактировал Евгения_П - Вторник, 01 Дек 2015, 21:26
 

Liubov96Дата: Четверг, 03 Мар 2016, 15:22 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Разве "Я люблю тебя, жизнь" не исполнял сначала Марк Бернес?
 

Мария_LДата: Понедельник, 13 Июн 2016, 12:59 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
Цитата Liubov96 ()
Разве "Я люблю тебя, жизнь" не исполнял сначала Марк Бернес?

Если верить Википедии, песня действительно была написана именно для Марка Бернеса:
https://ru.wikipedia.org/wiki....D%D1%8C

Обновляя свой плей-лист, посвященный Г. Отсу, нашла один ресурс, где собрана довольно значительная коллекция аудио-файлов записей его песен. Некоторые песни я услышала впервые, поэтому решила поделиться. Чтобы послушать ту или иную песню, достаточно просто выбрать ее из списка щелчком мыши и в новом открывшемся окне нажать на воспроизведение.

Красная книга российской эстрады - страничка, посвященная Г.Отсу.
http://kkre-37.narod.ru/ots.htm
И еще док.фильм "Рыцарь музыки. Георг Отс", где, начиная с фрагмента 24:25 можно увидеть кадры с мамой Георга Карловича.

 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 27 Мар 2018, 11:16 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6076
Статус: Online
2017 год:
Нина_Корначёва:
17 июля 2017 года КЗ «Яани Кирик» приглашает всех поклонников таланта Г.Отса на Концерт-Открытие I Международного музыкального фестиваля-конкурса, носящего имя этого знаменитого певца, кумира миллионов слушателей во всём мире.


Шедевры мировой вокальной классики, арии из опер и оперетт, неаполитанские песни прозвучат в исполнении лучших баритонов театра «Санктъ-Петербургъ опера», прима солистов оперной сцены, которые в этот вечер соберутся в «Яани Кирик», чтобы своим искусством и талантом напомнить жителям и гостям культурной столицы о гении великого артиста!

В июле 2017 года в Петербурге впервые пройдёт Международный музыкальный фестиваль-конкурс вокалистов имени Георга Отса. Уникальность этого события состоит в том, что подобного фестиваля-конкурса ещё не было в истории международных вокальных состязаний. Имя, которое носит этот конкурс, принадлежит выдающемуся певцу, настоящей звезде мировой оперной сцены – Георгу Отсу: уроженец Петербурга, но житель Эстонии, Отс стал культурной иконой для нескольких поколений советских слушателей. Поэтому фестиваль-конкурс его имени проводится именно в эстонском КЗ «Яани Кирик» в Петербурге.

Человек-легенда, обладатель прекрасного, бархатного баритона, проникающего прямо в душу, Георг Отс был одинаково хорош и в опере, и в оперетте, и на концертной эстраде. Кумир Советского Союза, при всей своей многогранности, Отс был поразительно цельным художником, с какой-то врождённой естественностью он переходил из одного жанра в другой, всегда оставаясь самим собой.

В составе жюри конкурса - ведущие музыканты, театральные деятели, продюсеры, педагоги музыкальных учебных заведений. Участвовать в конкурсе могут вокалисты в возрасте от 20 до 35 лет из всех стран мира. Конкурсные прослушивания проводятся в три тура: 1 и 2-й туры – в сопровождении фортепиано, 3-й тур – в сопровождении оркестра. В дни фестиваля-конкурса участников и петербургских меломанов ждёт насыщенная программа: помимо конкурсных прослушиваний состоятся мастер-классы членов жюри, концерты ведущих музыкантов мира, круглые столы и встречи с членами жюри и ведущими специалистами в области музыки, и, конечно, гала-концерты лауреатов конкурса.
Дирекция Фестиваля-Конкурса
http://otsfest.com/

2018 год:
На фоне сообщений о подготовке памятника Георгу Отсу, в день его рождения «АиФ» вспоминает разговор с вдовой певца - состоявшийся в тяжелое время, когда казалось: любимца всего СССР напрочь забыли.


Через два года, к 100-летию, эстонские власти планируют поставить в Таллине памятник выдающемуся оперному певцу и актеру Г.Отсу. Разговоры об этом ведутся давно. Однако были времена, когда вдова популярного в 1950-1970-е годы советского исполнителя откровенно нуждалась, а самого Отса не признавали национальным певцом Эстонии. Казалось, его даже забыли... Тогда-то и произошла наша встреча в Таллине с Илоной Отс. Даром что в телефонном разговоре женщина была явно раздражена - ее как раз выселяли из дома, в котором она жила с любимым мужем и дочкой, где все было дорого как память и откуда ей просто-напросто некуда было выехать.

В те годы и эстонская, и российская пресса об этой проблеме писали много: у квартиры объявился новый (или, напротив, прежний) владелец - житель Канады Тынис Лыви. Чтобы не доводить дело до абсурда, было решено купить Илоне на деньги города новую квартиру, а из этой сделать музей певца, ущемив при этом даже права канадского собственника. Но даже после этого еще несколько лет Илона жила между небом и землей - вроде в квартире, но как бы не в своей, и с большим трудом за нее платила: коммунальные расходы намного превышали размер ее пенсии. 

В 1960-е годы фотография манекенщицы таллиннского дома мод Илоны Ноор не сходила с обложек «Силуэта» и других модных журналов. Но и спустя много лет она поражала обаянием, каким-то особым, присущим только ей шармом и красотой. С Г.Отсом ее познакомил общий знакомый, частенько бывавший на модных показах. Они сразу влюбились друг в друга. И почти сразу же поженились. Не оставив на раздумья и притирки ни месяца.
- В него невозможно было не влюбиться, - рассказывала Илона. - Его обожали все женщины страны - от 17 до 70. Он притягивал к себе. Я даже не сомневалась, когда он сделал мне предложение, хотя у нас была разница 20 лет. И не ошиблась. Георг ни в чем мне не отказывал, очень красиво ухаживал. Я только подумаю о чем-то - он уже стремится мне это подарить, будь то драгоценности, шуба или еще что-то.
Но обеспеченными, богатыми супруги станут лишь несколько лет спустя, когда Георгу Карловичу удастся вновь заработать достаточное количество денег. Отс был на гастролях в Египте, когда его прежняя жена оставила его, забрав из квартиры все.
- Какой антиквариат, о чем вы говорите?! Не только мебель  - она вывезла даже всю посуду. Мы начинали с нуля  - с ложек, вилок...

Быть женой звезды никогда не было просто. Даже если ты очень молода и необыкновенно красива. Когда от твоего мужа сходит с ума вся женская половина Союза, это, конечно, приятно, но...
- Нет, что вы, я совсем не ревновала Георга Карловича. Если бы это было, мы бы не смогли прожить вместе 11 лет. Мне нравилось, что его любят.
А чтобы не давать поводов любимому для ревности, Илона почти сразу ушла из модельного бизнеса.
- У него все время гастроли, у меня тоже поездки и по стране, и за границу. А это уже не семья. Я бросила работу и стала ездить с ним.
Илона - третья супруга Георга - единственная, посвятившая всю свою жизнь мужу и домашнему уюту.


Георг Отс с женой и старшим сыном. 1962 г.

Кто теперь разберет, как было на самом деле. Наверняка певец любил и свою первую жену Маргот, довоенный брак с которой называли самым красивым в Эстонии. Возможно, по-своему любила и она его. Но они прожили вместе не больше полугода, когда Георга призвали в армию. Вскоре Маргот сообщили, что ее муж будто бы погиб. Женщина стала любовницей адъютанта местного немецкого коменданта, а в 1944 году эмигрировала в Канаду. Говорят, потом Георг и Маргот почти не общались. Только в конце 1960-х, будучи уже очень известным, Отс послал ей однажды открытку: «Без прошлого нет будущего».

Со второй женой - балериной, полуцыганкой Астой - Георг познакомился во время войны в кино. Он подошел к ней со словами «Здравствуй, одноклассница!», хотя до этого они никогда даже не виделись, потом сел сзади и прошептал: «Как у тебя вкусно пахнут волосы». Они влюбились друг в друга с первого взгляда и бурно, страстно прожили 20 лет. 

Весь этот жизненный багаж молоденькая манекенщица Илона получила в приданое, выйдя замуж за уже зрелого мужчину. Кто научил ее мудрости не ворошить прошлое супруга, не ревновать к бывшим женам? Как истинная эстонка по крови и сути своей, Илона не рассказала об этом. Можно только предположить, что это было очень непросто. Может ли любящая жена спокойно реагировать на разговоры о том, что ее мужа в равной степени обожают и женщины, и мужчины? Умная женщина не станет обращать на слухи и малейшего внимания. Главное было очевидно: Георг и Илона любили друг друга. И свою дочь.
- Когда она родилась, я не могла уже ездить с мужем на гастроли. Но Георг Карлович очень любил Марианночку и так скучал по ней, что даже записал ей своим голосом сказки на аудиокассету, чтобы она могла перед сном слушать их.
Их совместная жизнь могла бы длиться еще долго, если бы не болезнь певца. В мозге обнаружили опухоль, обладатель бархатного баритона мог навсегда потерять голос, и с этим никак нельзя было смириться. Отс боролся за жизнь сколько мог: перенес 8 операций; чтобы все вычистить, врачи каждый раз вынимали и вставляли ему обратно глаз. В результате нерв атрофировался. Несмотря на это, за полгода до смерти, перед очередной операцией, он стал петь прямо в больничной палате. Не смог отказать женщинам, узнавшим в этом измученном недугом мужчине великого певца.

И даже спустя много лет после его смерти об этом страшно было говорить со вдовой. Кажется, чтобы пережить такое, нужна неимоверная сила воли. Или просто Любовь... Илона Отс больше не вышла замуж. Такого, как Отс, ей уже вряд ли бы довелось когда-нибудь встретить. Она осталась жить в большой квартире на бульваре Суворова (ныне - бульвар Каарли) в центре Таллина, бережно сохраняя вещи знаменитого советского певца. К сожалению, и их сегодня осталось немного.
- После смерти Георга Карловича мне нужно было как-то жить. Многое пришлось продать, чтобы оплачивать эту квартиру. А сейчас еще дочь в декретном отпуске, должна родить третьего ребенка. Ей нужно помогать. Обидно, что вдовы популярных в СССР людей становятся никому не нужными. Я даже обращалась к Черномырдину, когда он был премьер-министром, но и он не помог. Не знаю, что делать.
Когда певца не стало, его именем назвали теплоход, одну из улиц в Таллине, выпустили с портретом почтовую марку, диски с записями... Как только Эстония стала независимой, все это исчезло.
- Его перестали признавать национальным певцом Эстонии - он же пел по-русски «Севастопольский вальс», выступал в России.
А когда-то им гордился весь Советский Союз.
Татьяна Уланова. 21.03. 2018. АИФ
http://www.aif.ru/culture....ga_otsa
Прикрепления: 4741807.jpg(23.9 Kb) · 9874930.jpg(22.6 Kb) · 3133831.jpg(25.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 27 Мар 2018, 11:25 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 6076
Статус: Online
ПОСЛЕДНИЙ ПУБЛИЧНЫЙ КОНЦЕРТ ГЕОРГА ОТСА
Концертная программа "Линии нот. Музыка из кинофильмов и оперетт" с участием Г.Отса и симфонического оркестра радио и телевидения Эстонской ССР п/у Пеэтера Саула. Запись концерта состоялась 16 января 1975 года в студии Eesti Telefilm. На записи концерта Г.Отс не снимал черных очков, так как в те дни едва оправился от недавней тяжелой операции, в результате которой врачи были вынуждены ампутировать Георгу Карловичу глаз. Но мужественный певец нашел силы вновь выйти на сцену.



            
Прикрепления: 6477549.gif(63.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 27 Мар 2018, 11:38 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 6076
Статус: Online
ГЕОРГ ОТС СТАЛ ГЕРОЕМ НОВОГО СПЕКТАКЛЯ «ГЕЛИКОН-ОПЕРЫ»
То, как ждали премьеру спектакля «Мистер Георг Отс» на международном оперном фестивале, проходящем на острове Сааремаа, уникально. Заглавный герой и «Геликон-опера» - этот симбиоз культового в Эстонии имени и знаменитого московского театра обеспечил огромный интерес эстонской публики. На премьеру, посвященную предстоящему в марте 2020 года 100-летию со дня рождения легендарного баритона советской поры, неотразимого Мистера Х, собралась вся эстонская элита: местные олигархи (к счастью, в этой маленькой стране он всего один), деятели культуры, премьер-министр и даже президент Керсти Кальюлайд, которая оказалась простой в общении молодой женщиной - обаятельной и контактной.


Сцена из спектакля "Мистер Георг Отс"

Дм.Бертман посвятил Г.Отсу удивительный спектакль - уникальный по жанру, мастерски исполненный певцами и оркестром театра и эстонскими артистами, проникнутый уважением к певцу, но при этом довольно откровенный. Приоткрыть завесу тайны над «человеком в маске», как нередко называли Г.Отса, - такова была задача создателей спектакля. И эстонская публика это приняла: овации в финале тому подтверждение. Идея создания оперного спектакля о Г.Отсе принадлежит продюсеру фестиваля «Оперные дни в Сааремаа» Юри Лейтену, музыканту, выпускнику Ленинградской консерватории, трубачу, игравшему, пожалуй, во всех эстонских оркестрах и оперном театре, сделавшему яркую сольную карьеру. Ныне Юри - успешный продюсер, которого не зря называют «эстонским Дягилевым».

Юри Лейтен: - Для меня Г.Отс - знаковая фигура. Прежде всего как музыкант. С консерваторских времен я запомнил слова моего профессора о роли звуковедения в музыкальном исполнительстве. Это магическое понятие. Г.Отс владел этим в совершенстве. Эстония - очень маленькая страна. Личности масштаба Отса единичны. И это наша цель - не растерять память о нем, рассказать о его жизни, очень непростой, несмотря на то что он был признан: народный артист СССР, гос.премии… Ему была свойственна необыкновенная доброта, дружелюбие, мягкость, лиричность, проявлявшиеся в его уникальном голосе, который узнавали и узнают сразу… Что касается сюжета, подробностей личной жизни… Конечно, мы не узнаем всей правды. Он был человеком в маске. Попробуем ее чуть-чуть приоткрыть.

Дм.Бертман апробировал новый жанр - пожалуй, назову его «оперный джукбокс-байопик». А если проще - мультижанровый спектакль-биография, в котором синтезировано все: разговорные диалоги и фрагменты классических опер, живое исполнение и фонограмма оригинальных записей певца, игровые, придуманные сцены с вымышленными персонажами и выступления реальных партнеров Отса в духе нон-фикшн. Все это объединено прекрасной музыкой: от Рубинштейна и Гершвина до Островского, от Верди и Чайковского до эстрадных эстонских песен. Казалось бы, эклектика -  но нет. Личность героя, которому равно удавалось исполнение классической оперы и эстрадных песен, а еще мастерство эстонских и русских оперных артистов, столь же органичных в драме, сколь и в пении, соединили весь этот пестрый пазл, который изящно и динамично вел маэстро Валерий Кирьянов, в стройную и логичную музыкальную драматургию.


Самого Отса нет на сцене. Его образ раскрывают три придуманных сценаристом М.Скалкиной персонажа - Фанатка, Певец-биограф и Агент КГБ. Впрочем, придуманных ли? Фанатка, следующая за своим кумиром по жизни и  отказавшаяся от замужества. С такой дамой из Йошкар-Олы лично пришлось общаться арт-директору фестиваля режиссеру Арне Микку, много работавшему с Отсом. А фанатично преданный Отсу певец (Рене Соом)? Его тень, его «Левий Матвей», альтер эго, превративший свою жизнь в копию жизни своего кумира? И, наконец, приставленный к Отсу кагэбэшник (Алексей Исаев) - а как же без них? Особенно после того, как Отсом всерьез занялась канадская звезда Тереза Стратас, влюбившаяся в советского певца и решившая во что бы то ни стало вывезти его в Италию. История отношений Отса и Стратас (ее великолепно сыграла и спела Н. Загоринская) - новый и, возможно шокирующий, нюанс биографии Мистера Х. Впрочем, все его женщины были очень красивы и весьма нетривиальны. Первая жена в годы войны сбежала с нацистским офицером. Вторая - Аста, цыганка, балерина (ее играет прима-балерина «Геликон-оперы» Ксения Лисанская), родившая Отсу двоих детей - тоже сбежала от него, не оставив в квартире ни одной вещи, включая вилки и ножи. И, наконец, третья - Илона (Майя Барковская), супермодель журнала «Силуэт», известная на весь Союз, самая красивая манекенщица Таллинского Дома моделей. Именно она была с Георгом до его последних дней.

Персонажи рассказывают о перипетиях судьбы этого красивого и талантливого человека, но более всего о нем рассказывает музыка. Оригинальные записи певца стыкуются с живым пением двух баритонов - эстонец Рене Соом и геликоновец А.Исаев. И здесь, конечно, нельзя не восхититься их вокалом, который, вовсе не соревнуясь с пением Отса, заставляет полностью подчиниться тем эмоциям, которые эти артисты вкладывают в свои образы.


Кульминационный момент - появление на сцене камео, реальной примадонны Ану Каал. Партнерша Отса, звезда эстонской оперы, выходит и своими словами говорит о своем партнере и друге. На ней то самое платье, в котором в конце 60 х годов она пела партию Джильды в невероятном спектакле «Риголетто», где блистал Отс. «Как видите, размер у меня не изменился», - шутит хрупкая актриса, изящная фигура которой совершенно не выдает ее преклонный возраст.И вот - финал. На сцене все участники спектакля  - солисты, хор. «Солнечный круг, небо вокруг - это рисунок мальчишки…» Голос Отса на эстонском языке поет песню, ставшую символом советской романтики. Зал затих. Затем - в припеве - послышались робкие хлопки в такт музыке. Постепенно хлопки становились все громче и ритмичнее. И… невероятно… Люди стали подпевать…

Дм.Бертман: - В биографии Отса много трагического. И есть странные рифмы с таким же культовым баритоном наших дней - Дм.Хворостовским. У него был тот же диагноз - опухоль мозга. Оба они ушли из жизни в 55 лет. Когда Хворостовский решил спеть военные песни, он стал слушать записи Отса -советские песни в его исполнении. Последней партией в опере у Отса и Хворостовского был Жермон…


Дм.Бертман в возрасте 5 лет с Г.Отсом

Спектакль «Мистер Георг Отс», конечно, переедет в Москву и станет первой премьерой нового сезона. В таком же виде, в каком он был показан в Эстонии: на двух языках, с участием эстонских артистов  - в этом его особый смысл. А потом он, возможно, поедет в Финляндию, Швецию - в этих странах Отса обожали и помнят до сих пор. Солнечный круг Г.Отса не может замкнуться.
Екатерина Кретова
26.07. 2019, МК

https://www.mk.ru/culture....ry.html
Прикрепления: 7342039.jpg(16.8 Kb) · 3255675.jpg(14.2 Kb) · 6983091.jpg(9.3 Kb) · 5901137.jpg(21.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 23 Мар 2020, 20:37 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 6076
Статус: Online
К 100-ЛЕТИЮ ГЕОРГА ОТСА
Его голос звучал в каждом доме и сводил с ума миллионы слушателей. Он был великим певцом и невероятно обаятельным артистом. В него влюблялись сразу и навсегда...


Cто лет со дня рождения... Кажется, что речь идет о человеке, родившемся и жившем так давно. А, по сути, речь идет о нашем современнике. Человек исключительной харизмы, с красивейшим бархатисто-серебристым баритоном, затрагивающим сокровенные тайны души. Удивительный, но общепризнанный факт: Отс был самым популярным певцом необъятной тогда и по размерам, и по могуществу страны. Но, при этом, сохранил человечность, благородство, скромность. Поэтому ни при жизни, ни после смерти об этом человеке не было сказано дурных слов. Все ли знаменитые люди дней наших скажут о себе подобное? А еще он был интересным, статным, обаятельным мужчиной. Талантливым актером и постановщиком, трудолюбивым и многогранным, интеллектуально развитым с железной самодисциплиной.

Жизнь Отса – доказательство того, что легенды рождаются и в наше время. Только лет так 30-40 назад люди больше доверяли собственным наблюдениям, чувствам и ощущениям, нежели теперь. Наши современники во многом воспринимаются не через живое, человеческое общение, а через социальные сети и интернет. Отсу принадлежит добрая светлая по смыслу и мудрая фраза: «Я буду счастлив, если хотя бы один человек, слушая мои песни, испытает потребность сделать что-нибудь полезное и доброе людям». Смысл этого высказывания в последние дни актуален, как никогда.

Судьба Георга Карловича неделимо связана с Петербургом, хотя большую часть времени он прожил в Эстонии. Отс родился в Петрограде в больнице имени Карла Маркса, до 1918 года - Свято-Георгиевской больнице. Родители будущего певца долго не могли придумать для мальчика имя, поэтому назвали новорожденного Георгом - в честь названия больницы, где он появился на свет. Здание больницы сохранилось и по сей день. Сейчас, правда, это отремонтированный бизнес-центр на Выборгской набережной по адресу: Оренбургская улица, дом 4, что недалеко от Финляндского вокзала. В 1986 году больница Карла Маркса (бывшая Свято-Георгиевская) переехала в новое здание на Северном проспекте. В 1995 году в здании на первом этаже открыта и освящена церковь во имя Святого Великомученика Георгия. С того времени больница и носит нынешнее название. А стены нынешнего бизнес-центра на Оренбургской улице по праву заслуживают того, чтобы их украсила мемориальная доска с упоминанием того, что в этом здании родился Георг Отс.


Бывшая больница им. Карла Маркса, где родился Г.Отс. фото Т.Любиной

По воспоминаниям самого Отса, он родился под звуки духового оркестра, доносящиеся с улицы, что потом певец шутливо расценивал, как знак судьбы «свыше». Несмотря на столь явное предзнаменование, и то, что Георга с детства окружала музыка, ни он себе, ни его отец сыну, музыкальной судьбы не планировали. (Отец – Каарель (Карл) Отс - знаменитый эстонский оперный певец (тенор), народный артист Эстонской ССР). Георг окончил Французский лицей в Таллинне. Свободно говорил по-французски, владел немецким, русским, итальянским и английским. По-русски он пел без акцента. А вот говорил с акцентом, который так и не смог преодолеть. Играл в баскетбол, фехтовал, плавал. Стал чемпионом Эстонии по плаванию. Окончил военное училище в офицерском звании. Отец настоятельно советовал сыну приобрести серьезную профессию, способную прокормить - инженера или врача. Георг не ослушался отца и поступил в Таллиннский технический институт, успел закончить первый курс. Но в 1941 году началась война. И судьба распорядилась иначе. Георга Отса мобилизовали в армию. На пароходе «Сибирь» он отплыл из Таллинна в Кронштадт. В пароход попала немецкая бомба. Оказавшись в ледяной воде, он смог выжить - чудом его обнаружили и подобрали моряки с проходящего минного тральщика .

Начавшись с его рождения, жизнь Георга и дальше показала причудливые сплетения событий, происшествий и знаков. Когда Отс направлялся в воинскую часть командиром противотанкового взвода, на железнодорожной станции он встретил режиссера П.Пылдрооса. Тот, хорошо зная его музыкальную семью, пригласил новобранца в организуемый в Ярославле эстонский художественный ансамбль. Там-то Георг начал профессионально заниматься пением. И мир узнал великого певца и достойного человека. Собирала материал для статьи, наткнулась на слова самого Отса: «Певец может быть на сцене суровым, мужественным, нежным, лиричным, но он никогда не смеет быть фальшивым… моя мечта- всегда оставаться самим собой. Времена и люди меняются, но сердечность, честность, искренность и значительность остаются, это вечные ценности».

Благодарные потомки и в Эстонии, и в России чтят память великого соотечественника. Его именем названа улица в центре Таллинна, пассажирское судно, малая планета и т.д. А я незаметно для себя обнаружила, что романсы в исполнении Г.Отса меня радуют и согревают гораздо больше, нежели современная музыка. Думаю, что не только в трех поколениях нашей семьи живет память о великом русском и эстонском певце Георге Отсе.
Татьяна Любина
22.03. 2020

https://www.baltija.eu/news/read/47943



Прикрепления: 8960699.png(43.8 Kb) · 7661257.jpg(19.5 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ГЕОРГ ОТС
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: