[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ЕЖИ СЕМЕНОВ И ЕГО "РУССКИЙ МУЖСКОЙ ХОР"
ЕЖИ СЕМЕНОВ И ЕГО "РУССКИЙ МУЖСКОЙ ХОР"
Валентина_КочероваДата: Вторник, 19 Апр 2016, 15:26 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6948
Статус: Offline
ЕЖИ СЕМЕНОВ



Ежи Семенов (Георгий Васильевич Семенов) (1898-1948) - выдающийся музыкант, певец, основатель знаменитого русского "хора Ежи Семенова"

Родился 25 октября 1898 года в крепости Модлин (Новогергиевск) Плонского уезда Варшавской губернии в семье Василия Семенова - офицера высокого ранга Российской императорской армии. Мать - Берта Газенъегер происходила из старинного обрусевшего немецкого рода.

С началом Первой мировой войны семья переезжает в Москву и поселяется в Замоскворечье. Здесь Семенов окончил гимназию им. Ломоносова и поступил в московский Университет, окончив два курса.

В 1921 году во время советско-польской войны, как и многие эвакуированные из Польши граждане, он был арестован и помещен как заложник в Ивановский концентрационный лагерь в Москве. В октябре 1921 г. был репатриирован в Польшу.

Сначала судьба забросила его в небольшой город Каменск, где он был лучшим нападающим городской футбольной команды, но вследствие несчастного случая во время полевых работ лишился двух пальцев левой руки, что не помешало ему впоследствии стать гитаристом- виртуозом.

С 1923 по 1930-ые годы служил актером русского передвижного драматического театра "TARD", который располагался в Вильно.
В начале 30 года вернулся в Варшаву. Принимал участие во встречах эмигрантского объединения «Литературное сотрудничество». Читал стихи на собраниях русских общественных организаций. Близкими друзьями Георгия были русский поэт еврейского происхождения Соломон Копельман (псевдоним Барт) и поэт-эмигрант Владимир Чихачев, в прошлом – гусарский полковник, который почти до конца своих дней, являлся практически, членом семьи Семенова.


В.Чихачев

Из документа, заполненного с его слов, приобрел специальность хорового дирижера.
В первой половине 30 года Георгий Семенов организовал «Русский мужской хор». Всего за период с июня 1930 по февраль 1938 было записано 60 песен.
В польской газете «Наше обозрение» за 17 октября 1930 года было напечатано объявление:



«Послезавтра, 19 числа состоится в зале Консерватории под управлением Ежи Семенова первое выступление в Варшаве Мужского русского хора в составе 24-х участников, который в сопровождении оркестра исполнит ряд популярных народных и жанровых песен, а также цыганских романсов».

Состав хора не был постоянным, изменялось и количество его участников. Сначала 24 человека, потом 12, позже - девять. В концертах с хором Семёнова часто выступали и певицы. Репертуар Хора включал русские народные песни, цыганские песни и романсы, русские эстрадные произведения. Несколько песен хор исполнял на украинском языке. В 1930-е годы хор Cемёнова работал в различных заведениях Варшавы. Объявления о его концертах регулярно публиковались в польских газетах.
Хор можно было слышать также на ежегодных эмигрантских балах в залах Купеческого собрания. Были выступления и в концертном зале Варшавской Филармонии. 4 февраля 1933 года прошел "Вечер песен и романсов Хора Ежи Семёнова", обозначенного на афише как «цыганский»: 13 мая 1937 года - совместный концерт с великим русским певцом Фёдором Шаляпиным, который одну из песен – «Было 12 разбойников» - исполнил в сопровождении хора Семёнова.



Шаляпин высоко оценил творчество Семёнова и подарил ему свой портрет с дружеской надписью: «Егорушке Семёнову. Спасибо за песни - от Шаляпина». 1937 год.

Хор Семёнова давал благотворительные концерты, например, «Вечер Общества помощи русским эмигрантам в пользу Русской гимназии», состоявшийся 22 марта 1932 года в Малиновом зале гостиницы «Бристоль». Хор не однажды выступал с «цыганскими» концертами, куда входили не цыганские народные песни на языке оригинала, а песни и романсы традиционного репертуара русских цыган. С Хором, «который играл настроением слушателей, меняя его по своему произволу», выступали певицы Ольга Каменская, Подгурская, Макарова, Шульд, Даль и Дольская, каждая в своей манере интерпретируя цыганский репертуар. Звучали «Две гитары», «Лейся, лейся, милое вино», «Всё, что было» и многие другие песни и романсы. Сам Ежи Семёнов вышел с песней «Нет, нет, не хочу», которая имела наибольший успех.


Фото программки концерта «цыганского» хора п/у Ежи Семёнова. Из архива Института Гувера, Калифорния, Стэнфорд, США.

В феврале 1934 г. в театре-кабаре «Богема» состоялась премьера доселе невиданного, красочного, живого зрелища «Женщина № 5012», представлявшего собой смешение различных жанров: кино, оперетты, ревю. В ходе представления певица Вера Бобровская исполнила песню «Трошка» в сопровождении хора Семёнова. Выступления хора Ежи Семёнова в театре «Большое Ревю» привлекли внимание общественности и получили рецензии в варшавских газетах. Вот что писал, в частности, Тадеуш Мазуркевич:

«РУССКИЙ ХОР ЕЖИ СЕМЕНОВА»

В зале театра «Большое Ревю» троекратно выступил известный в Варшаве русский хор Ежи Семёнова. Этот ансамбль в составе тройного мужского квартета (12 человек) отличается отличным пением, имеет ровное и полное звучание с ясными, хорошо поставленными тенорами и глубокими басами, при этом имеет в своем составе несколько солистов, хорошо организованных дирижером в отношении требований цельности коллектива. В репертуаре преобладает, что естественно, народная русская песня, с неотъемлемой «Дубинушкой» во главе… Все народные песни, такие, как «Колокольчики», «Доля», «Через улицу», «В краю иркутском», «Под крестом» имели свое собственное выражение, с сохранением темпа, ритма, динамики и подчеркивания характерных особенностей текста. Великолепной в типаже, используя костюм русской бабы, была певица Пежемская – Моравская, исполняя с юмором песенки «Уморилась», «Лапти» и «Сани», и лирическую «Соловушка». Вместе с Моравской успехом пользовались солисты Андреев, Никитин, Любаньский, Дубровский, Рязанов и Пухальский… В целом выступление носило все признаки хорошего артистического вкуса дирижера Ежи Семёнова. (Перевод с польского Сергея Пестова)

Мазуркевичу вторил рецензент одной из русских газет, подписавшийся «Вл. Дем.»:

«…Недаром концерт русской песни, устроенный г. Семёновым в «Большом Ревю», собрал 11 и 12 марта полный зал публики, как всегда, космополитической: много военных, много поляков, много иностранцев, повсюду слышны звуки иноземной речи. А как слушали! Как притопывали в такт плясовых, как улыбались шуточным, как задумывались под напевы сибирских песен! Г.Семёнов, пропагандируя своими «концертами русской песни» русское народное искусство, делает не только музыкальное дело. Он делает и большое русское дело, научая понимать и любить русский народ. Песнь, как говорят, проникает к самому сердцу. Пусть же она несет с собою добрые вести от сердца к сердцу, пусть вяжет сердца золотыми нитями взаимопонимания и сочувствия! У г.Семёнова нет постоянного ансамбля и, поэтому, результаты, достигнутые им в отношении временного состава исполнителей, нельзя не признать превосходными. У г.Семёнова не только властная, но и искусная регентская рука, умение не только подчинить своим намерениям, но и вдохновить своим художественным замыслом. Небольшой хор поет слитно, достигая эффектов наибольшей звучности и широты фразы…».

(Представленные выше фрагменты статей – из документов архива Института Гувера, Калифорния, Стэнфорд, США)

Хор Cемёнова часто гастролировал по городам Польши. Первые гастроли состоялись в марте 1931 года в Лодзи, где Хор выступал в зале Филармонии. В последующие годы гастрольные выступления, кроме Лодзи, были в Познани – 28 августа 1932 года — концерт песен сибирских бродяг в театре "Солнце": в Вильно - 27 мая 1934 года концерт с киноактрисой Иной Бенитой и 27 октября 1937 года — с Павлом Прокопени в зале "Mars".


Фото П.Прокопени, подаренное им Ежи Семёнову в 1947 году. Из архива А.Семёнова

С Павлом Прокопени Семёнова связывала многолетняя дружба. Они общались и после окончания войны, несмотря на то, что Прокопени эмигрировал в США.
Хор Ежи Семёнова пользовался большой популярностью в Польше. Но не меньшую популярность имел и сам Ежи Семенов, выступления которого в концертах Хора были своего рода «изюминкой». Он пел русские народные песни, цыганские романсы, танго и фокстроты, в том числе немало произведений из репертуара П.Лещенко. Его даже называли «польским Лещенко». Тембры голосов Семенова и Лещенко были схожи. Семенов добивался совпадения акцентировки и интонирования, привнося собственную интерпретацию и выразительность, достигая превосходных результатов. Коронной песней Ежи Семёнова была песня "Чубчик".

Георгий Васильевич обладал чрезвычайной скромностью - считал себя не певцом, а только исполнителем. Хотя именно за его пение и виртуозный аккомпанемент на гитаре и почитали его слушатели. Ежи Семёнов был человеком привлекательным и общительным. Приятель его, польский писатель и переводчик Дмитрий Гессен, писал с большой симпатией: «...У Жоржика было очень русское лицо, умные и добрые глаза,… обаятельная улыбка».

А вот что писали о Семёнове в рекламном проспекте фирмы "Syrena Electro": «Ежи Семёнов представляет самобытную и особую категорию вокального искусства. Он развивает те замечательные традиции, которыми отличаются русская музыка, прекрасные песни и романсы. Артист превосходно передает своим голосом настроение этой музыки, умеет в равной степени как развеселить слушателя задорными мелодиями, так и вызвать слёзы на глаза, когда поёт грустные романсы и печальные песни. Голос певца очень фоногеничен и его пластинки обычно пользуются огромным успехом».

Грампластинки прославили Ежи Семёнова и его хор за пределами Польши. Они распространялись в центрах русской эмиграции во Франции, Германии, Англии, Китае (в Харбине и Шанхае было представительство польских фирм). Поставлялись пластинки также и в другие страны, где имелись русские диаспоры.

Начиная с 1931 года, парижская эмигрантская газета "Возрождение" регулярно публиковала заметки о концертах Хора Ежи Семёнова в Варшаве, а также сведения о выпусках его новых пластинок, например: в газете за 12 июня 1931 г. в статье «Письмо из Варшавы» сообщалось о том, что в день празднования Дня русской Культуры в Польше 9 июня 1931 г. в зале Варшавской консерватории был дан благотворительный концерт, в котором принял участие Хор Ежи Семёнова и его солист М. Ольховой.

В газете за 16.02.1931. публиковалась реклама грампластинок:

«КНИЖНЫЙ МАГАЗИНЪ "ВO3РОЖДЕНIЕ"
2 Rue de Seze. Paris (9)
РУССКIЯ ГРАМОФОННЫЯ ПЛАСТИНКИ
(Размер 25 см. по 20 франковъ.)
РУССКIЯ НАРОДНЫЯ ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИ ХОРА ПОД УПРАВЛЕНИЕМ Г.СЕМЕНОВА.
1.Бывали дни веселые. // Вот мчится тройка почтовая.
2.Кудеяръ. // Ахъ ты доля, моя доля.
3.Могила.// Послѣдний нынѣшнiй денечекъ.
4. Ноченька. // Ахъ зачѣмъ эта ночь».

Песни Хора часто звучали в эфире в передачах Польского Радио. Дважды хор Ежи Семёнова снимался в фильмах: "Ханка" (1934) и "Додек на фронте"(1936). В фильме "Додек на фронте" Семёнов снялся со своей уникальной семиструнной гитарой с двойным грифом, на деке которой - многочисленные автографы почитателей таланта певца, в том числе Сергея Рахманинова и Юрия Морфесси.


Ежи Семёнов со своей знаменитой гитарой. Город Сколимов, 1946 год. Из архива А.Семёнова. Сейчас гитару хранит сын артиста Анджей.

1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу началась Вторая Мировая война. С 8 по 28 сентября длилась оборона Варшавы. Только за 25 сентября на город было сброшено около 6000 тонн авиабомб. Эвакуацию мирных жителей из столицы фашисты запретили. На протяжении Второй Мировой войны центральная Польша, в частности Варшава, были под властью нацистской колониальной администрации. Все еврейское население Варшавы — несколько сотен тысяч человек, приблизительно 30% населения города — отправлено в Варшавское Гетто. Закрылись многие учреждения образования и культуры…
В это время Ежи Семёнов жил в центре Варшавы на улице Wspólnej (Общей). На его счастье, у него сохранилась крыша над головой и работа. Постоянным местом выступлений Хора в 1940-1943 годах стал Café-Bar «Maxim» (Кафе-Бар "Максим").

На страницах газеты "Новый Курьер Варшавский" до конца 1943 года регулярно появлялись объявления:

«Кафе-Бар "МАКСИМ", площадь Наполеона, 9 (небоскрёб), сегодня и ежедневно Хор Семёнова с новым богатым вокально-музыкальным репертуаром.
Начало программы в 16 часов. Просим предварительно заказывать места».


Позже Хор Семёнова работал и в других ресторанах, например, в ресторане «Выдра».



Были и такие концерты, о которых писала газета "Новый Курьер Варшавский" № 249 20 октября 1943 года: «РУССКИЙ ТЕАТР. Ежедневно большая сборная программа. Вокально-танцевально-драматические выступления. Участие принимают: М Кшивец, Т. Мазуркевич, Г. Семёнов во главе всего коллектива, а также хор театра. Нач. в 17:00».

Русский Театр был учреждением с немецкой администрацией…


Фото удостоверения личности Семёнова, выданное во время немецкой оккупации. Из архива Института Гувера, Стэнфорд, США

1 марта 1940 г. Семенов женился. Его избранницей стала Анеля Монастерская, 1909 г.р. (Она была второй женой Георгия Васильевича. О первой жене информации не сохранилось). В 1941 году в семье Семёновых родился первый сын, который прожил только три дня.

"Трижды видел восход солнца" - такую надпись сделал отец на его надгробье. В мае 1943 года родился сын Анджей.


Ежи Семёнов с сыном Анджеем, город Сколимов, 1947 год. Из архива А.Семёнова

В августе 1944 г. началось Варшавское восстание, которое к 3 октября было жестоко подавлено. Уцелевшие мирные жители принудительно выселялись из своих квартир и под конвоем отправлялись в фильтрационные лагеря в Прушкове под Варшавой. Ежи Семёнов с женой и годовалым ребёнком шли из умирающей столицы в длинной веренице жителей…
И вдруг пришло избавление: конвоир-власовец, услышав родную русскую речь, вывел семью из толпы выселенцев! В разрушенной Варшаве были утрачены почти все личные вещи. Сохранилось то, что успели и смогли забрать с собой. Уцелела знаменитая семиструнная гитара с двойным грифом…

Пристанищем для семьи Семёнова стала Ченстохова. Надо было выживать, и Георгий Васильевич, на некоторое время оставив семью, служит начальником Военторга в Ловиче. Затем набирает новый состав хора и начинает с ним работу. Один из концертов состоялся 11 августа 1945 года в Радоме с участием певицы Вари Ласки.
Но вскоре Ежи Семёнов был арестован органами НКВД за выступления в период немецкой оккупации. Одной из причин, скорее всего, явились его выступления в Русском театре, поскольку выступления в заведениях с немецкой администрацией расценивались как преступление. Артист был помещён в тюрьму города Бытом в Силезии, где провёл 8 месяцев, пока шла проверка. В это время он часто давал концерты для тюремной администрации. Особенно любил слушать его песни начальник тюрьмы.

В апреле 1946 г. Семёнов был освобождён за отсутствием вины. Он вернулся в Ченстохову, где проживала его семья. «Хор Ежи Семёнова» к этому времени перестал существовать, и Георгий Васильевич начал сольные выступления.

22 апреля 1946 в Ченстохове, в зале Городского Симфонического Оркестра состоялся сборный концерт с его участием.

В газете «Glos Narodu» («Голос народа»), № 093 за 1946 год, в рецензии на этот концерт, в частности, говорилось: ”... Наиболее удачной частью программы концерта было выступление Ежи Семёнова. Этот замечательный певец исполнил целый ряд русских народных и эстрадных песен, исполнение которых часто напоминало стиль знаменитого [Петра] Лещенко. К ряду песен, которые просто захватили публику, необходимо отнести, прежде всего, популярный "Чубчик", песню из кинофильма "Дети капитана Гранта", а также полные лиризма романсы Вертинского. Неудивительно, что публика многократно вызывала на бис замечательного певца, награждая его бурными аплодисментами…”.

В середине 1946 года Семёнов с семьей и неизменным спутником – «дедушкой» Чихачевым переехал под Варшаву, в г. Сколимов. 6 ноября 1947 артист получил членское удостоверение Профсоюза музыкантов Польши, но вскоре после этого практически прекратил выступления. Прожив в Сколимове около года, семья снова переехала – на сей раз в Фаленицу, где Георгий Васильевич нашел работу на угольном складе. Жена его работала сотрудницей в военном учреждении…

Ежи Семёнов умер внезапно от сердечного приступа в вагоне, когда возвращался поездом из Варшавы домой в Фаленицу. Случилось это 13 января 1948 года. Не суждено ему было дожить до пятидесятилетия… Похоронен Ежи Семёнов на Православном кладбище в варшавском районе Воля, там, где хоронили русских.

Остались песни, сохранившиеся на старых шипящих пластинках…

Эта статья – дань памяти выдающегося артиста.

Сергей Пестов

http://petrleschenco.ucoz.ru/load....-1-0-94
Прикрепления: 5148157.jpg (10.8 Kb) · 7476666.jpg (12.7 Kb) · 5821702.jpg (28.5 Kb) · 9750750.jpg (17.0 Kb) · 6613954.jpg (17.7 Kb) · 4139565.jpg (16.4 Kb) · 7744608.jpg (12.8 Kb) · 3267520.jpg (23.7 Kb) · 6367547.jpg (11.6 Kb) · 8140739.jpg (19.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 19 Апр 2016, 15:51 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6948
Статус: Offline
„SYRENA-ELECTRO”, 1933 год.



„SYRENA-ELECTRO”, 1938 год.



Черные глаза



Ноченька



Помню, помню я



Ах, зачем эта ночь



Чубчик



Трошка



Могила

Прикрепления: 1474008.jpg (29.3 Kb) · 4387698.jpg (35.7 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ЕЖИ СЕМЕНОВ И ЕГО "РУССКИЙ МУЖСКОЙ ХОР"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: