[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ
МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 02 Май 2011, 10:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6427
Статус: Offline
 ***
(24.02. 1932 - 19.06. 1985) ***

Знаменитая советская певица, творчеством которой восхищалась вся огромная страна. Ее голос был уникальным, а манера исполнения невероятно притягательной. Эта женщина умела создавать особую энергетику в зале. Каждому слушателю казалось, что Кристалинская поет именно для него, для всей аудитории певица сразу становилась близкой и родной. Несколько песен Кристалинской стали настоящими хитами, в своем творчестве она любила затрагивать вечные темы, пела о любви и верности.



Она - коренная москвичка, родилась в семье столичных интеллигентов. За несколько лет до ее рождения родители девочки пережили страшное горе. Их маленькая дочка Маечка умерла от тяжелой врожденной болезни, доктора ничем не смогли ей помочь. Через несколько лет после этой трагедии в семье родилась вторая дочка, которую родители тоже назвали Майей.
Отец девочки был евреем, мама – русской. Они очень радовались появлению ребенка, делали все возможное, чтобы девочка росла всесторонне развитой личностью. Отец Майи работал редактором печатных изданий, а ее дядя, П.Златогоров, занимал должность режиссера муз. театра. Дядя сыграл большую роль в судьбе маленькой Маечки.


Однажды на день рождения он подарил племяннице губную гармошку. Девочка была совсем маленькой, но это не помешало ей самостоятельно обучиться игре на гармонике. У Майи обнаружился замечательный голос, она стала петь военные песни «Синий платочек», «Друзья-однополчане», аккомпанируя себе на губной гармошке.
Отец девочки, Владимир Кристалинский, и сам был неординарным человеком. Кроме основной работы он всегда старался отыскать подработку, чтобы его семья ни в чем не нуждалась.Одно время он выполнял обязанности руководителя кружка в Доме пионеров. 10-летняя В.Котелкина стала посещать этот кружок, впоследствии подружившись с Майей, теплые чувства друг к другу девочки пронесли через всю жизнь. Они не представляли свою жизнь без песни, в основе их дружбы лежала любовь к музыке. Майя часто выступала на сцене без всякой предварительной подготовки, под аккомпанемент рояля. Ее певческий талант очень скоро заметили, пригласили девочку в хор ЦДДЖ, которым руководил сам И.Дунаевский.


При этом у Майи не было никакого стремления стать профессиональной певицей. У нее и без того было много способностей, она с интересом осваивала школьные предметы, точные и гуманитарные науки. Когда настало время для получения паспорта, девушка совершила роковую ошибку, которая дорого обошлась ей во взрослой жизни. Для записи в паспорте нужно было выбрать национальность. Майя, по совету подруги, решила сделать приятное своему папе, записалась еврейкой. В 60-х годах ее национальность станет камнем преткновения, помешает певческой карьере. В 1950 г., получив аттестат зрелости, Майя и Валя поступили в МАИ. Окончив факультет экономики самолетостроения, они должны были 3 года отработать на Новосибирском авиационном заводе. Подружки отправились в Сибирь, но здесь натолкнулись на очень холодный прием со стороны замдиректора завода. Для юных москвичек не нашлось даже места в общежитии. Обстановка на заводе тоже не понравилась девчатам. В грязном цехе, где работали женщины, им было некомфортно из-за густой ненормативной лексики. Издевательское отношение начальство переполнило чашу терпения девчат. Они подхватили свои чемоданы, отправились обратно в Москву. Это был рискованный поступок, девушек вполне могли привлечь к ответственности за бегство с рабочего места. Вслед за беглянками с завода поступила жалоба.

Когда они вернулись в Москву, им пришлось давать объяснения в главке, начальником которого был рецензент дипломного проекта Кристалинской. Благодаря вмешательству человека, который лично знал добросовестную студентку, беглянкам подыскали другое место работы. Они стали сотрудницами опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева, известного советского авиаконструктора.
Майе, увлеченной интересной работой, хватало времени и для участия в самодеятельности. Она пела в труппе ЦДРИ. В 1957 г. в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь открытия праздника композитор Ю.Саульский получил задание от комитета комсомола. Его назначили организатором джазового оркестра, и это было большим культурным прорывом, джаз в СССР находился под запретом. В свой коллектив Саульский пригласил Кристалинскую. Зрители с восторгом встретили выступления начинающей певицы. Однако в последние дни всемирного праздника в «Советской культуре» джазовый оркестр назвали «музыкальными стилягами». Творчество Саульского раскритиковали в пух и прах, журналистам не понравилось «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных инструментов». Вся работа композитора получила резкую отрицательную оценку, коллектив оркестра был изгнан из ЦДРИ. В течение 3-х лет Майя добросовестно работала в конструкторском бюро. Этого времени оказалось достаточно, чтобы девушка приняла правильное решение. Осознав, что полученная специальность ее мало интересует, она решила полностью посвятить свою жизнь музыке: стала ездить на гастроли вместе с оркестром О.Лунгстрема, потом ее пригласили работать в оркестр Э.Рознера. За несколько лет вместе с музыкантами Майя успела объездить весь Советский Союз.



За пластинками с записью этой песни выстраивались очереди, несмотря на огромный тираж, их не хватало на всех желающих. Песню из кинофильма «Жажда» почти ежедневно можно было услышать по радио. Голос молодой певицы нравился всем. Шлягеры в ее исполнении полюбились советским слушателям, в них чувствовалась светлая душа Кристалинской, ее теплое отношение к людям. Майя сотрудничала с самыми выдающимися композиторами и певцами того времени - М.Таривердиевым, Э.Колмановским, В.Толкуновой, И.Кобзоном.


В 1966 г. состоялся всесоюзный опрос, его победительницей стала М.Кристалинская, заработав звание лучшей певицы года. Но она недолго купалась в лучах славы, скоро ее просто не будут выпускать на сцену: без всякой вины певица станет нежелательной персоной на советской эстраде. Все началось после исполнения романса «В нашем городе дождь» в новогодней программе.



Песню признали несоответствующей веселому празднику, а саму певицу назвали пропагандисткой тоски и грусти, сократили время ее эфиров. Вскоре после этого она испытала еще один страшный удар судьбы. У нее обнаружили онкологическое заболевание лимфатических узлов. Болезнь затронула лимфоузлы на шее, грозила потерей речевой функции. Потребовалось длительное лечение, Майя много времени проводила в стационаре.


На концертах Кристалинская появлялась в неизменных косынках вокруг шеи, скрывавших следы от облучения. Выезжать на гастроли ей приходилось с полным чемоданом сильнодействующих лекарств. Когда главой Гостелерадио назначили С.Лапина, певицу стали очень редко показывать по телевидению. Новый начальник не терпел евреев, его приводила в раздражение даже фамилия певицы. Майя не отчаивалась. Она решила продолжить семейную династию, стала журналисткой, писала статьи для «Вечерней Москвы», переводила «Размышления» М.Дитрих с французского языка на русский. Первым избранником певицы стал А.Арканов. Это замужество оказалось неудачным, молодые люди оформили отношения после 3-х месяцев знакомства. Родители обоих молодоженов не испытывали восторга от брака своих детей. Союз продлился меньше года.


Второй брак певица заключила с Э.Барклаем, архитектором, скульптором и дизайнером, который по-настоящему любил ее. В 1984 г. супруг скончался от диабета, от горя Майя полностью лишилась дара речи. Она умерла через год в возрасте 53-х лет. от осложнения онкологического заболевания. М.Кристалинская похоронена на Донском кладбище. На мраморной стеле надпись:


Ты не ушла,
Ты просто вышла,
Вернешься
И опять споешь…

https://biographe.ru/znamenitosti/maiya-kristalinskaya/
https://biograph.online/majya-kristalinskaya/

"А за окном то дождь то снег.". "Я тебя подожду"


"Ненаглядный мой"


"Наши мамы"


"Листья жгут"


"Когда разлюбишь ты"


"Аист"


"Вальс о вальсе"


"Возможно"


"Два берега"


"Девчонки танцуют на палубе"


"Всегда со мной"
Прикрепления: 4732763.jpg(9.8 Kb) · 5128613.jpg(8.0 Kb) · 1468813.jpg(14.5 Kb) · 5140590.jpg(8.9 Kb) · 2127323.jpg(15.3 Kb) · 5420494.jpg(15.3 Kb) · 5364012.jpg(28.1 Kb) · 3284572.jpg(11.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 09 Окт 2021, 19:33 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6427
Статус: Offline
ГОЛОС ХРУСТАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ
Вышла пластинка «Поет Майя Кристалинская»


Этим релизом фирма «Мелодия» продолжает проект по выпуску советской эстрадной музыки на виниле. Поэт Р.Рождественский называл Майю Владимировну «эхом нашей юности». И действительно, голос этой удивительной певицы, несмотря на то, что со временем нисколько не утрачивает своего непреходящего очарования, всегда будет ассоциироваться у большинства поклонников советской эстрады с чем-то юным, свежим, лучезарным и беззаботным. Но пела Кристалинская отнюдь не только лирические произведения - в ее богатом репертуаре хватало и драматизма, и философской созерцательности, и даже порой легкого фатализма. И что особенно ценно - в пении Майи никогда не было надрыва и ложного трагизма. В самом деле, вы никогда не услышите Кристалинскую, пытающуюся привлечь внимание слушателя нарочитым вокальным форсированием, излишней эмоциональностью и голосовыми «скачками» по октавам. В отличие от некоторых своих современниц, А.Ведищевой или Н.Бродской, М.Кристалинская не обладала «зычным» гласом, пронзительной напористостью и отчаянной артистической, как это принято называть, «подачей». Нет, ее вокальный диапазон был весьма скромен. Но обладательнице такого уникального, доверительного и, берущего за душу тембра никакие дополнительные вокальные «излишества» не требовались. Она, как никто другой, умела достучаться до сердец аудитории, не прибегая к голосовым ухищрениям. Кристалинская, обладая фантастическим эстетическим вкусом и чувством меры, не делала упор на филигранные вокальные пассажи. Нельзя сказать, что она брала силой голоса - нет, вместо этого она фактически разговаривала со слушателем, причем делала это настолько естественно и непринужденно, что ей верили безоговорочно...

Придя в музыку из худ. самодеятельности она впервые громко заявила о себе в 1957 г.: тогда 25-летняя певица с успехом выступила на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. 60-десятые, а именно на этот отрезок времени приходится творческий расцвет в карьере Кристалинской - в советской эстрадной музыке появились новые стили и жанры, свежие сюжеты и неслыханные доселе в СССР ритмы, все громче стали заявлять о себе авторы песен, возникла целая плеяда талантливых артистов. И М. Кристалинская заняла среди них особое место: она была не только лицом эпохи, но и в известной мере ее полноправным соавтором.

В аннотации к пластинке читаем: «В репертуаре Кристалинской отсутствовал плакатный соцреализм и патетика. Ее манере, камерной, сокровенной, доверительной, больше всего подходили исповеди о чувствах или негромкие размышления о движениях души, понятных ее поколению. Даже песни о Родине или войне, которые входили в обязательный набор советского артиста, в трактовке Кристалинской превращались в сюжеты о любви или разлуке».
М.Кристалинская пела с оркестрами О.Лундстрема и Э.Рознера; озвучивала новые песни и уже известные шлягеры, обогащая их совершенно новыми красками; ее голос звучал за кадрами кинофильмов - что гарантировало картинам зрительский успех вне зависимости от качества сценария, уровня режиссерской работы и актерской игры. А песня А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова и С.Гребенникова «Нежность» в исполнении Кристалинской получила всенародную любовь и надолго стала визитной карточкой певицы. Услышать свои творения из уст Майи Владимировны почитали за честь многие советские композиторы. На обозреваемой пластинке в исполнении обладательницы кристально чистого, проникновенного меццо-сопрано представлены песни на музыку Э.Колмановского, А.Островского, Э.Рознера, Б.Окуджавы, Ю.Левитина, А.Бабаджаняна и др. авторов. На известных каждому неравнодушному отечественному слушателю песнях («Нежность», «Сны», «В нашем городе дождь», «Зачем мы перешли на «ты», «Счастливый день», «Листья кленов», «Царевна-Несмеяна») выросло не одно поколение слушателей. Знаменитые композиции звучат в сопровождении эстрадного оркестра Э.Рознера, ансамбля «Мелодия» п/у Г.Гараняна и др. коллективов. Записи датируются 1962, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973 и 1975 гг. Тщательный цифровой ремастеринг осуществлен в 2021-м...

В начале следующего года одной из самых трогательных эстрадных див советской эпохи исполнилось бы 90 лет. Поэтому выпуск настоящего винилового диска можно было назвать весьма уместным, своевременным. Если бы не одно «но». Кристалинская - из тех артистов, для которых никакого специального инфоповода не требуется: ее и без того всегда будут любить, слушать и переслушивать. Ее песнями будут восхищаться и восторгаться, им будут внимать и сопереживать. Недаром эпитафия на могиле артистки, похороненной в 1985 г. на Новом Донском кладбище, гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься - и опять споешь»...  
Денис Бочаров
04.10. 2021. газета "Культура"

https://portal-kultura.ru/article....inskaya

По этой ссылке можно прослушать эту пластинку:
https://www.intermedia.ru/news/361943
Прикрепления: 3410673.jpg(16.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: