[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ **
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 02 Май 2011, 10:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7182
Статус: Offline

(24.02. 1932 - 19.06. 1985)

Знаменитая советская певица, творчеством которой восхищалась вся огромная страна. Ее голос был уникальным, а манера исполнения невероятно притягательной. Она умела создавать особую энергетику в зале. Каждому слушателю казалось, что Кристалинская поет именно для него, для всей аудитории певица сразу становилась близкой и родной. Несколько ее песен стали настоящими хитами, в своем творчестве она любила затрагивать вечные темы, пела о любви и верности.



Она - коренная москвичка, родилась в семье столичных интеллигентов. За несколько лет до ее рождения родители девочки пережили страшное горе. Их маленькая дочка Маечка умерла от тяжелой врожденной болезни, доктора ничем не смогли ей помочь. Через несколько лет после этой трагедии в семье родилась вторая дочь, которую родители тоже назвали Майей. Отец девочки, Владимир Кристаллинский был евреем, работал редактором печатных изданий, а ее дядя, П.Златогоров, занимал должность режиссера муз. театра. Дядя сыграл большую роль в судьбе маленькой Маечки. Мама была русской. Они очень радовались появлению ребенка, делали все возможное, чтобы девочка росла всесторонне развитой личностью.


Однажды на день рождения он подарил племяннице губную гармошку. Девочка была совсем маленькой, но это не помешало ей самостоятельно обучиться игре на гармонике. У Майи обнаружился замечательный голос, она стала петь военные песни, аккомпанируя себе на губной гармошке. Отец Майи и сам был неординарным человеком. Кроме основной работы он всегда старался отыскать подработку, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Одно время он выполнял обязанности руководителя кружка в Доме пионеров. 10-летняя В.Котелкина стала посещать этот кружок, впоследствии подружившись с Майей, теплые чувства друг к другу девочки пронесли через всю жизнь. Они не представляли свою жизнь без песни, в основе их дружбы лежала любовь к музыке. Майя часто выступала на сцене без всякой предварительной подготовки, под аккомпанемент рояля. Ее певческий талант очень скоро заметили, пригласили девочку в хор ЦДДЖ, которым руководил сам И.Дунаевский.


При этом у Майи не было никакого стремления стать профессиональной певицей. У нее и без того было много способностей, она с интересом осваивала школьные предметы, точные и гуманитарные науки. Когда настало время для получения паспорта, девушка совершила роковую ошибку, которая дорого обошлась ей во взрослой жизни. Для записи в паспорте нужно было выбрать национальность. Майя, по совету подруги, решила сделать приятное своему папе, записалась еврейкой. В 60-х годах ее национальность станет камнем преткновения, помешает певческой карьере. В 1950 г., получив аттестат зрелости, Майя и Валя поступили в МАИ. Окончив факультет экономики самолетостроения, они должны были 3 года отработать на Новосибирском авиационном заводе. Подружки отправились в Сибирь, но здесь натолкнулись на очень холодный прием со стороны зам. директора завода. Для юных москвичек не нашлось даже места в общежитии. Обстановка на заводе тоже не понравилась девчатам. В грязном цехе, где работали женщины, им было некомфортно из-за густой ненормативной лексики. Издевательское отношение начальство переполнило чашу терпения девчат. Они подхватили свои чемоданы, отправились обратно в Москву. Это был рискованный поступок, девушек вполне могли привлечь к ответственности за бегство с рабочего места. Вслед за беглянками с завода поступила жалоба.

Когда они вернулись в Москву, им пришлось давать объяснения в главке, начальником которого был рецензент дипломного проекта Кристалинской. Благодаря вмешательству человека, который лично знал добросовестную студентку, беглянкам подыскали другое место работы. Они стали сотрудницами опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева, известного советского авиаконструктора. Майе, увлеченной интересной работой, хватало времени и для участия в самодеятельности. Она пела в труппе ЦДРИ. В 1957 г. в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь открытия праздника композитор Ю.Саульский получил задание от комитета комсомола. Его назначили организатором джазового оркестра, и это было большим культурным прорывом, джаз в СССР находился под запретом. В свой коллектив Саульский пригласил Кристалинскую. Зрители с восторгом встретили выступления начинающей певицы. Однако в последние дни всемирного праздника в «Советской культуре» джазовый оркестр назвали музыкальными стилягами. Творчество Саульского раскритиковали в пух и прах, журналистам не понравилось «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных инструментов». Вся работа композитора получила резкую отрицательную оценку, коллектив оркестра был изгнан из ЦДРИ. В течение 3-х лет Майя добросовестно работала в конструкторском бюро. Этого времени оказалось достаточно, чтобы она приняла правильное решение. Осознав, что полученная специальность ее мало интересует, Майя решила полностью посвятить свою жизнь музыке: стала ездить на гастроли вместе с оркестром О.Лундстрема, потом ее пригласили работать в оркестр Э.Рознера. За несколько лет вместе с музыкантами Майя успела объездить весь Советский Союз.



За пластинками с записью этой песни выстраивались очереди, несмотря на огромный тираж, их не хватало на всех желающих. Песню из к/ф «Жажда» почти ежедневно можно было услышать по радио. Голос молодой певицы нравился всем. Песни в ее исполнении полюбились слушателям, в них чувствовалась светлая душа Кристалинской, ее теплое отношение к людям. Майя сотрудничала с самыми выдающимися композиторами и певцами того времени - М.Таривердиевым, Э.Колмановским, В.Толкуновой, И.Кобзоном.


В 1966 г. состоялся всесоюзный опрос, его победительницей стала М.Кристалинская, заработав звание лучшей певицы года. Но она недолго купалась в лучах славы, скоро ее просто не будут выпускать на сцену: без всякой вины певица станет нежелательной персоной на советской эстраде. Все началось после исполнения романса «В нашем городе дождь» в новогодней программе.



Песню признали несоответствующей веселому празднику, а саму певицу назвали пропагандисткой тоски и грусти, сократили время ее эфиров. Вскоре после этого она испытала еще один страшный удар судьбы. У нее обнаружили онкологическое заболевание лимфатических узлов. Болезнь затронула лимфоузлы на шее, грозила потерей речевой функции. Потребовалось длительное лечение, Майя много времени проводила в стационаре.


На концертах Кристалинская появлялась в неизменных косынках вокруг шеи, скрывавших следы от облучения. Выезжать на гастроли ей приходилось с полным чемоданом сильнодействующих лекарств. Когда главой Гостелерадио назначили С.Лапина, певицу стали очень редко показывать по телевидению. Новый начальник не терпел евреев, его приводила в раздражение даже фамилия певицы. Майя не отчаивалась. Она решила продолжить семейную династию, стала журналисткой, писала статьи для «Вечерней Москвы», переводила «Размышления» М.Дитрих с франц. яз. на русский. Первым избранником певицы стал А.Арканов. Это замужество оказалось неудачным, молодые люди оформили отношения после 3-х месяцев знакомства. Родители обоих молодоженов не испытывали восторга от брака своих детей. Союз продлился меньше года.


Второй брак певица заключила с Э.Барклаем, архитектором, скульптором и дизайнером, который по-настоящему любил ее. В 1984 г. он скончался от диабета, от горя Майя полностью лишилась дара речи. Она умерла через год в возрасте 53-х лет. от осложнения онкологического заболевания и похоронена на Донском кладбище. На мраморной стеле надпись:


Ты не ушла,
Ты просто вышла,
Вернешься
И опять споешь…


https://biographe.ru/znamenitosti/maiya-kristalinskaya/
https://biograph.online/majya-kristalinskaya/









ГОЛОС ХРУСТАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ
Вышла пластинка «Поет Майя Кристалинская»


Этим релизом фирма «Мелодия» продолжает проект по выпуску советской эстрадной музыки на виниле. Р.Рождественский называл Майю Владимировну «эхом нашей юности». И действительно, голос этой удивительной певицы, несмотря на то, что со временем нисколько не утрачивает своего непреходящего очарования, всегда будет ассоциироваться у большинства поклонников советской эстрады с чем-то юным, свежим, лучезарным и беззаботным. Но пела Кристалинская отнюдь не только лирические произведения - в ее богатом репертуаре хватало и драматизма, и философской созерцательности, и даже порой легкого фатализма. И что особенно ценно - в пении Майи никогда не было надрыва и ложного трагизма. В самом деле, вы никогда не услышите Кристалинскую, пытающуюся привлечь внимание слушателя нарочитым вокальным форсированием, излишней эмоциональностью и голосовыми скачками по октавам. В отличие от некоторых своих современниц, А.Ведищевой или Н.Бродской, она не обладала зычным гласом, пронзительной напористостью и отчаянной артистической, как это принято называть, «подачей». Нет, ее вокальный диапазон был весьма скромен. Но обладательнице такого уникального, доверительного и, берущего за душу тембра никакие доп. вокальные излишества не требовались. Она, как никто другой, умела достучаться до сердец аудитории, не прибегая к голосовым ухищрениям. Кристалинская, обладая фантастическим эстетическим вкусом и чувством меры, не делала упор на филигранные вокальные пассажи. Нельзя сказать, что она брала силой голоса - нет, вместо этого она фактически разговаривала со слушателем, причем делала это настолько естественно и непринужденно, что ей верили безоговорочно...

Придя в музыку из худ. самодеятельности она впервые громко заявила о себе в 1957 г.: тогда 25-летняя певица с успехом выступила на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. 60-е, а именно на этот отрезок времени приходится творческий расцвет в карьере Кристалинской - в советской эстрадной музыке появились новые стили и жанры, свежие сюжеты и неслыханные доселе в СССР ритмы, все громче стали заявлять о себе авторы песен, возникла целая плеяда талантливых артистов. И Майя заняла среди них особое место: она была не только лицом эпохи, но и в известной мере ее полноправным соавтором.

В аннотации к пластинке написано: «В репертуаре Кристалинской отсутствовал плакатный соцреализм и патетика. Ее манере, камерной, сокровенной, доверительной, больше всего подходили исповеди о чувствах или негромкие размышления о движениях души, понятных ее поколению. Даже песни о Родине или войне, которые входили в обязательный набор советского артиста, в трактовке Кристалинской превращались в сюжеты о любви или разлуке».

Кристалинская озвучивала новые песни и уже известные шлягеры, обогащая их совершенно новыми красками; ее голос звучал за кадрами кинофильмов - что гарантировало картинам зрительский успех вне зависимости от качества сценария, уровня режиссерской работы и актерской игры. А песня А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова и С.Гребенникова «Нежность» в ее исполнении получила всенародную любовь и надолго стала визитной карточкой певицы. Услышать свои творения из уст Майи Владимировны почитали за честь многие советские композиторы. На обозреваемой пластинке в исполнении обладательницы кристально чистого, проникновенного меццо-сопрано представлены песни на музыку Э.Колмановского, А.Островского, Э.Рознера, Б.Окуджавы, Ю.Левитина, А.Бабаджаняна. На известных каждому неравнодушному отечественному слушателю песнях выросло не одно поколение слушателей. Знаменитые композиции звучат в сопровождении эстрадного оркестра Э.Рознера, ансамбля «Мелодия» п/у Г.Гараняна. Записи датируются 1962, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973 и 1975 гг. Тщательный цифровой ремастеринг осуществлен в 2021-м...

В начале следующего года одной из самых трогательных эстрадных див советской эпохи исполнилось бы 90 лет. Поэтому выпуск настоящего винилового диска можно было назвать весьма уместным, своевременным. Если бы не одно «но». Кристалинская - из тех артистов, для которых никакого спец. инф. повода не требуется: ее и без того всегда будут любить, слушать и переслушивать. Ее песнями будут восхищаться и восторгаться, им будут внимать и сопереживать. Недаром эпитафия на могиле артистки, похороненной в 1985 г. на Новом Донском кладбище, гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься - и опять споешь»...
Денис Бочаров
04.10. 2021. газета "Культура"

https://portal-kultura.ru/article....inskaya
Прикрепления: 4732763.jpg (9.8 Kb) · 5128613.jpg (8.0 Kb) · 1468813.jpg (14.5 Kb) · 5140590.jpg (8.9 Kb) · 2127323.jpg (15.3 Kb) · 5420494.jpg (15.3 Kb) · 5364012.jpg (28.1 Kb) · 3284572.jpg (11.8 Kb) · 3469715.jpg (13.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 25 Фев 2024, 19:31 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7182
Статус: Offline
К 92-летию со дня рождения
МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ. ПУТЬ К ПРИЗВАНИЮ


24 февраля - день рождения М.М. Кристалинской. Ее привыкли считать нежной, грустной, часто называли «Царевной-Несмеяной»... Но в ее жизни бывали разные эпизоды, да и сама Майя вовсе не была слабой и безвольной: твердости ее характера можно позавидовать. И авантюрная жилка в ней присутствовала, и склонность к приключениям.  Когда началась война, в полной мере проявился сильный характер Майи. Все вокруг панически боялись налетов, прятались в бомбоубежища. А Майя, которая не решалась тревожить соседей своей игрой на пианино, с нетерпением дожидалась очередного авианалета, чтобы вой и грохот заглушили звуки ее инструмента. «Выручали» девочку и выстрелы зениток, и долгий звук сирены. Все - в подвал или бомбоубежище, а она - к пианино. Так Кристалинская училась музыке.


Решив получить серьезную профессию, Кристалинская вместе с верной подругой Валей подала после окончания школы документы в МАИ, на факультет самолетостроения. Это казалось тогда очень романтичным и в то же время достаточно серьезным шагом. На зачете по физкультуре девушкам предстояло показать свое умение плавать. Майя, никогда не отличавшаяся спортивностью, плавать не умела, но решила не признаваться. Подговорив подружку, она пустила ее вперед - Валя плыла на мелком месте, а Майя топталась под ее прикрытием по дну, делая вид, что тоже плывет, загребая руками. Однако физкультурник сразу понял обман: «Кристалинская, быстро вылезай, ты что, все ноги собьешь! Поставлю я тебе зачет, поставлю!».

Студентками, они часто приезжали на каникулы в деревню - к Валиной тетке. Однажды девушки услышали реплику одного из колхозников о том, что власть держится только на штыках. Студентки задумались, потом заспорили. Валя утверждала, что нельзя такое говорить, стыдно - получается, что и любовь к Сталину в народе держится на штыках? Кристалинская ответила: «А почему его через слово называют гениальным, мудрым и великим? Это разве правильно? Он - вождь, он должен быть примером во всем, в том числе - примером скромности. Он же читает эти газеты, все видит - почему не запретит?».
Окончив МАИ, Майя и Валя были отправлены работать по распределению в Новосибирск. Девушки предвкушали интересную работу по специальности, но их сразу определили выдавальщицами на завод - в их обязанности входило выдавать рабочим детали. Зарплата - крошечная, жить негде. Сначала - жесткий диван в красном уголке завода, потом - «каземат» при бухгалтерии. Да и относились к москвичкам недоброжелательно...

По вечерам они слушали по радио Москву и плакали - так не хватало им дома, родителей, привычной жизни. Работали по 10-12 час., в окружении грубых матерящихся рабочих, питались сухарями и несвежей колбасой И девчонки не выдержали - дезертировали с 10 руб. в кармане, в общем вагоне. Их разыскивали с милицией и требовали возбуждения уголовного дела - тогда это вполне было возможно. Но в Министерстве авиационной промышленности, изучив дипломную работу Майи, сделанную на «отлично», пожалели юных москвичек и не стали давать делу ход. Им предоставили работу в конструкторском бюро. В Москве. Целыми днями Кристалинская прилежно работала, а в обеденный перерыв давала 15-минутные концерты для коллег - пела популярные песни Л.Торрес из аргентинского фильма «Возраст любви».


В 1959 г. молодую талантливую певицу пригласили исполнить песню «Мы с тобой два берега» для к/ф «Жажда» режиссера Е.Ташкова. Это был настоящий успех: имя Кристалинской мгновенно стало известно всей стране, а пластинка с записью песни разошлась тиражом в 7 млн экз.. Несмотря на славу, певице вскоре пришлось покинуть группу О.Лундстрема. Ее сократили по распоряжению Всероссийского гастрольно-концертного объединения. Она стала выступать с группой джазиста Э.Рознера, с которым была неплохо знакома: он не раз аккомпанировал ей на концертах. Звезда Кристалинской с каждым днем сияла всё ярче. Она появилась в популярном телешоу «С добрым утром!», выступала на одной сцене с В.Толкуновой и И.Кобзоном - советскими эстрадными звездами первой величины. Ее песни с замиранием сердца слушала вся страна, но ее личная жизнь складывалась непросто. Ее первым мужем стал писатель-сатирик А.Аркановым. Уже на третьем свидании он сделал ей предложение, а еще через пару месяцев, 1 июля 1957 г., пара расписалась. Но их браку не суждено было стать счастливым.

Ее родители были ошеломлены не меньше: они не скрывали, что им совсем не нравится зять и его родные, прибывшие с Украины. Свадебное застолье прошло в напряженном молчании. Да и потом жизнь молодоженов не была похожа на сказку. Арканов признался: познакомился с Майей, поспорив с друзьями. Молодая семья ютилась в крошечной комнате, где всё чаще случались скандалы. Певица тяжело переживала трудный период в карьере, расстраивалась из-за критических заметок в прессе, и это очень не нравилось ее мужу, упрекавшему Майю в «звездной болезни». В конце концов Арканов собрал вещи и ушел. Их брак не продержался и года.

Вскоре карьера Кристалинской уверенно пошла в гору, но ее поджидали новые испытания. Во время гастролей с ансамблем Э.Рознера в 1962 г. она простудилась. Простуда казалась пустяком, но выздоровление всё никак не наступало, и обеспокоенный Рознер посоветовал ей показаться врачам. Диагноз был словно гром среди ясного неба: у певицы диагностировали лимфогранулематоз - рак лимфатических узлов. По Москве пошли слухи о том, что Кристалинской недолго осталось жить, однако после тяжелого лечения и операции она сразу же вышла на сцену.


От операции на шее Майи остались уродливые шрамы, которые она теперь постоянно скрывала под косынками и шелковыми шарфиками. Поклонники считали их фирменным знаком ее индивидуального стиля, лишь близкие знали об их истинном предназначении.


Во время лечения Кристалинская встретила свою главную любовь, архитектора Э.Барклая. Он был искренне влюблен, заваливал Майю цветами, а когда та рассказала ему о своей болезни, пообещал быть рядом, что бы ни случилось. Вскоре они поженились. В 1970 г. новое руководство Гостелерадио закрыло Кристалинской доступ на телевидение. И хотя она участвовала в статусных творческих вечерах А.Пахмутовой, Э.Колмановского,  Я.Френкеля и других грандов советской эстрады, на телеэкранах она не показывалась.


С Т. Хренниковым и А.Пахмутовой

В 1972 году ее выступление с песней «Кто отзовется?» даже вырезали из передачи «Песня года». Лапин буквально возненавидел Кристалинскую: «Не поет, а ноет! Упадническая певица», Ее концерты всё чаще проходили на маленьких, никому не известных площадках - на эстрадах в парках, в кинотеатрах, старых ДК Тульской, Рязанской, Смоленской обл. Окончательно подкосила певицу смерть мужа: страдавший сахарным диабетом. От этого удара Майя Михайловна уже не оправилась. Рак вспыхнул с новой силой, от экспериментального лечения певице становилось только хуже. У нее отнялась рука и, наконец, пропал голос...Ровно на год она пережила любимого мужа...
https://iz.ru/1294770....aniiakh
https://kino.rambler.ru/other....linskoy







Прикрепления: 6244711.jpg (3.6 Kb) · 8507555.jpg (11.4 Kb) · 8516915.jpg (10.8 Kb) · 4505060.jpg (20.1 Kb) · 7043801.jpg (24.0 Kb) · 8437326.jpg (10.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: